Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
21:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Церковь Параскевы Пятницы/Троицкая церковь в селе Ряхово

Церковь Параскевы Пятницы/Троицкая церковь

Церковь Параскевы Пятницы/Троицкая церковь находится в Камешковском районе, в селе Ряхово.

До 1861 года Ряхово было деревней прихода села Веретьева. В первой половине XIX века в Ряхове была небольшая каменная часовня.
Каменная одноглавая церковь с такой же колокольней, оградой и сторожкой была построена усердием братьев купцов Швецовых, происходившие родом из Ряхова. Этот храм был освящен 29 октября 1861 года.
Престолов в церкви три: в холодной — в честь Св. Великомученицы Параскевы (освящен 29 окт. 1861) и в теплой: в честь Св. Живоначальной Троицы (освящен 26 июня 1862) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен 20 окт. 1864).
Земли при сей церкви: усадебной одна десятина, сенокосной одна десятина 80 кв. саж. и пахотной 30 десятин 20 кв. саж. Копии метрических книг и исповедных росписей с 1861 г. хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1880 году, — хранилась в церкви. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 18 руб. и за требоисправления 1228 руб., а всего в год 1246 руб. Дома причт имел собственные, построенные на церковной земле. [1]
Приход: село и деревни: Саулово (В 1923 г. в Саулово было 585 жителей) и Плясицыно (В 1923 г. в Плясицыно значилось 231 жителей). Дворов в приходе в 1897 г. 280, душ мужского пола 852 и женского пола 970 душ. [1]

Первым настоятелем храма стал в 1861 г. священник Петр Вознесенский, в 1868 г. перемещенный в село Ерлыково Шуйского уезда.
Ему на смену из того же села в Ряхово был назначен священник Павел Петрович Покровский в 1868 г., прослуживший здесь без малого 29 лет и в 1897 г. переведенный в село Коверино Владимирского уезда. О. Павел пользовался известностью как проповедник и имел награды вплоть до камилавки включительно.
Следующим настоятелем ряховского храма стал священник из села Коверино Василий Митрофанович Бельский, сын псаломщика из села Лежнево Ковровского уезда. В Ряхове он преподавал Закон Божий в местном двухклассном и женском земском училищах, состоял наблюдателем за библиотекой-читальней в находящейся поблизости деревне Сергеиха. Служение В.М. Бельского не раз отмечалось епархиальным начальством, а высшей наградой ему стал наперсный крест, пожалованный патриархом Тихоном в мае 1918 г.

Церковь в селе Ряхово во все времена ее существования до 1917 года усердно опекалась церковными старостами и благотворителями из рода храмоздателей Швецовых. Происходившие из местных крестьян сыновья Дмитрия Васильевича Швецова, державшего в Ряхове раздаточную контору бумажной пряжи, вышли в купечество. Наиболее активными из них были Вукол, Семен и Иван Дмитриевичи Швецовы. Из них Семен писался Суздальским 1-й гильдии купцом, а Вукол и Иван состояли в ковровском купечестве. Вукол Дмитриевич Швецов состоял гласным Ковровского уездного земского собрания и был инициатором устройства в Ряхове образцового двухклассного училища Министерства народного просвещения.
Многолетним церковным старостой Пятницкой церкви села Ряхово был Семен Дмитриевич Швецов, делавший туда многочисленные пожертвования. В 1899 г. на посту церковного старосты его сменил племянник Семен Михайлович Швецов, ковровский купец 1-й гильдии. За деятельность на этом поприще и попечение над ряховским училищем С.М. Швецов был награжден тремя шейными медалями: серебряной и золотой на Станиславской ленте и золотой на аннинской ленте.

«Батю нужно подтянуть. Ряховский батя, по-видимому, нисколько не считается с новыми порядками. Taк, новорожденных он крестит прежде регистрации в загсе. И только, когда заполучит деньгу за труды, говорит.
— Как-нибудь принесите разрешение из волисполкома, а то ведь нам тоже нужно форму соблюдать» («Призыв» 25 сентября 1923).
«Вот так батя! Известно, попы обдирают православных, как белок. Дерут со всех и с живых и с мертвых. За каждую требу у попов установлена своя такса. Но это все не ново. У нас в селе батя из черного перекрасился в «красного» (обновленец), а вслед за этим, вдвое повысил существующую таксу за требы. Если в других приходах за венчанье берут 2 пуда, наш батя лупит четыре и т. д. Очевидно, красные попы дороже стоят» («Призыв», 7 декабря 1923).
Жертвы политических репрессий:
БУНЕЕВ Михаил Васильевич, род. 1886, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Машинист. Арестован 04.07.1948. Осужден на 6 лет лишения свободы.
ГРУДИН Иван Андреевич, род. 1898, д. Новая Печуга Камешковского р-на. Проживал с. Ряхово. Портной. Арестован 10.09.1941. Осужден к расстрелу.
МАЛОВ Александр Егорович, род. 1898, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Сапожник. Арестован 29.12.1945. Осужден на 7 лет лишения свободы.
МОШКОВ Николай Иванович, род. 1887, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин-единоличник. Арестован 21.02.1930. Осужден на 3 года высылки.
РЯБОВ Иван Сергеевич, род. 1906, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Агротехник. Арестован 06.12.1948. Осужден на 10 лет лишения свободы.
РЯБОВ Сергей Кириллович, род. 1878, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 21.02.1930. Осужден на 3 года высылки.
ШОЛОХОВ Дмитрий Иванович, род. 1883, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 25.11.1918. Дело прекращено. Освобожден из-под стражи.
КРЫЛОВ Александр Иванович, род. 1892, с. Ряхово Камешковского р-на. Проживал там же. Священник. Арестован 09.10.1929. Осужден на 3 года лишения свободы.
БЕЛЬСКИЙ Василий Митрофанович, род. 1870, с. Лежнево Ивановской обл. Проживал с. Ряхово. Священник. Арестован 18.02.1930. Осужден на 5 лет высылки.
РУМЯНЦЕВ Николай Алексеевич, род. 1888, с. В. Ландех Ивановской обл. Проживал с. Ряхово. Священник. Арестован 28.10.1933. Осужден на срок предварительного заключения. Повторно арестован 27.10.1936. Осужден на 8 лет лишения свободы.
НОВОСЕЛЬЦЕВ Александр Дмитриевич, род. 1882, с. Никуличи Рязанской обл. Проживал с. Ряхово. Священник села Ряхово. Арестован 20.10.1937. Осужден к расстрелу. Расстрелян 16.12.1937 г. В 1957 г. реабилитирован.
Последним известным священником ряховской церкви стал Дмитрий Парвицкий, состоявший при этом храме в середине 1930-х гг.
Церковь закрыта в 1930-е годы и наполовину разрушена, колокольня снесена полностью.
Около храма сохранились надгробья местных купцов-фабрикантов и храмоздателей Швецовых.
На 1 января 1961 г. церковь использовалась под склад.
18.03.1974 г. принята на охрану памятников культуры Владимирской области.
«Среди просторов полей, окаймленных до самого горизонта зеленым поясом лесов, раскинулось старинное село Ряхово. По словам местных жителей, кажется, лучше места в округе и желать не надо бы. В центре села на самом возвышенном месте стоит святой храм-церковь, воздвигнутая руками замечательных мастеров прошлого столетия. Долгое время являлась она не только непревзойденным памятником старины, но и местом, куда приходили селяне для очищения души своей. Прошло много лет, утекло много воды. И церковь превратилась, можно сказать, в руины. Из оставшихся ценностей в ней сохранились семь икон, которые разместились почти под куполом храма, где, казалось бы, сами ангелы их охраняют. Но, увы, против земных антихристов они оказались бессильными. Может, под покровом ночи, а может и днем, церковь ведь не охраняется, но иконы были сняты и унесены в неизвестном направлении.
Через газету «Знамя» хочу обратиться к священнослужителям района, может кому-то в храмы еще нужны иконы, чтобы приехали и забрали оставшиеся, не достались чтобы они проходимцам и просто воришкам, которым все равно что красть, за что продавать.
Е. ШИШКИН, житель с. Ряхово» («Знамя», 20 марта 1993).



Церковь Параскевы Пятницы в с. Ряхово. Фото Геннадия Халтурина.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.

Образцовое училище Министерства Народного Просвещения

Илья Семенович Любимов в 1878 г., по окончании курса наук, во Владимирской учительской семинарии, определен учителем Ряховского двухклассного народного училища; 1 декабря 1885 г. перемещен на должность учителя церковного пения в Суздальское духовное училище.
В селе Ряхове Ковровского уезда 17-го сентября 1878 года происходило открытие образцового двух-классного училища Министерства Народного Просвещения, для которого, средствами проживающих там купцов Швецовых — выстроен прекрасный двух этажный каменный дом. Торжество открытия почтил своим присутствием преосвященнейший епископ Иаков, пожаловавший в Ряхово накануне предположенного праздника. К сему же дню прибыли сюда: г. Директор народных училищ Ю. Ст. Чехович, Инспектора гг. Попов и Драницын и много других посетителей. После поздней литургии, совершенной архиерейским служением, тронулся крестный ход в училищное здание, где отпеты были молебствия водосвятное и при начале учения отроков, причем сослужили владыке, до восьми соседних священников. В конце протодиаконом возглашены были многолетия Государю Императору со всем царствующим Домом, Святейшему Правительствующему Синоду и преосвященнейшему епископу Иакову, Начальствующим, учащим и учащимся, и устроителям училища гг. Швецовым. Здесь владыка благословил от себя детей иконой Боголюбской Божией Матери, которая во все время литургии стояла на престоле. За тем после обратного хода все служащие и гости приглашены были в дом назначенного почетным блюстителем училища Вукола Дмитриевича Швецова к столу, за которым провозглашено было несколько тостов. Вечером, часов в 6-ть, Его преосвященство в сопровождение нескольких гостей изволил отбыть на станцию железной дороги в Новки.
Еще за три года в Ковровском земском собрании главный В.Д. Швецов заявил желание бывшему там г. инспектору Драницыну устроить образцовую школу в селе Ряхове с предложением от имени братьев пожертвовать на сей предмет три тысячи рублей. Дирекция народных училищ с готовностью отозвалась на это благодетельное предложение и дала слово ходатайствовать пред министерством народного Просвещения о разрешении. Осенью прошедшего года земское собрание согласилось положить на школу дополнительную сумму; после сего вскоре получено разрешение г. министра учредить в с. Ряхове министерское училище и 14-го мая сего года положено, основание училищному дому, и, под непосредственным надзором Вукола Дмитриевича, закипела работа. Через два же месяца как из земли выросло прекрасное каменное, двухэтажное здание, — именно, образцовое и по наружности, как заметил в речи г. директор, не имеющее во всей губернии подобных себе школ, принадлежащих к этому разряду. Мы имели удовольствие, быть в нем еще до открытия. Какая чистота, сколько свету! Вверху две обширные классные комнаты, и библиотечная; внизу посредине коридор, разделяющий здание на, две половины, в коем помещается и лестница в верхний этаж; в одной половине нижнего этажа чистое, светлое помещение для старшего, в другой — такое же для младшего учителя со спальнями и отдельными кухнями; тут же комната и для сторожа. Слышно было, что один из братьев обещал устроить и службы для учителей. — Многие выражают сожаление о том, что село Ряхово стоит не в центре, а на самом краю уезда, — тоже заявлено было некоторыми из гласных в земском собрании: жалеть о сем нет большого основания. Население в этой стороне довольно густое: приходы — Веретево-Ряховский, Тынцовский, Староникольский и Филяндинский на расстоянии каких-нибудь 15-ти верст имеют обоего пола до 8000 душ; мы уже не говорим о пограничных по Владимирскому и Суздальскому уездам селах и деревнях; в самом Ряхове до 500 душ с заводскими. На такое значительное население училище имеется одно — только в селе Филяндине, и то одноклассное на земские суммы. А потому нельзя вполне оценить это благодеяние для здешнего края со стороны Швецовых, дирекции и земских деятелей, прилагавших старание об устройстве и открытии школы. Все население с полным сочувствием и радостью приняло эту милость и собралось на сей праздник в весьма значительном количестве. Во время открытия мы заметили до 40 мальчиков одетых в форменные серые рубашки, приготовленные к этому дню строителем и несколько девочек, а всего собралось учиться - 72. Сказывают впрочем, что напрашивается охотников учиться столько, что многим приходится отказывать. Как это жаль!
В речи директора между прочим объявлено, что учителями в школу назначены: старший окончивший курс Тамбовского учительского института Правдин, другой — младший Владимирской учительской семинарии Любимов, законоучителем назначен местный священник о. Павел Покровский.
Будем надеяться, что в руках этих лиц дело обучения крестьянских мальчиков неуклонно пойдет с Божией помощью по религиозно-нравственному пути, чего желают и о чем заботятся учредители школы. Наш край, так сказать, девственный — непочатый; и беда, если кто-нибудь в овечьей коже заберется в наше робкое, неопытное стадо. Не спорно, что прямая и первая обязанность — внедрять в воспитанниках дух христианской веры и благочестия лежит главным образом на законоучителе, как пастыре стада Христова: но не должны считать себя чуждыми этой святой обязанности и сторониться от исполнения ее и другие наставники. Как законоучитель, так и другие наставники должны действовать дружно и тянуть к одной цели и к одному началу.
А начало всякой премудрости — страх Господень.
Священ. Бережков.
ПОУЧЕНИЕ при открытии в с. Ряхове образцовой школы.
Православные, необинуясь можно сказать, что Провидение особенным осязательным образом бдит над вашею весию. — Когда я изволением Божиим поступил пастырем на здешний приход, в деревне Ряхове среди крестьянских жилищ белелась одна небольшая часовня, свидетельствовавшая о том, что вы овцы — стада Христова. Вскоре затем приснопамятному рабу Божию Димитрию Господь вложил благую мысль устроит храм в вашей деревне; дружно и спешно закипела у вас работа по строению дома Господня, и вот уже семнадцать лет, как вы имеете утешение молиться в своей благолепной церкви, какие редко встречаются в сельских приходах. Ныне у вас опять торжество, торжество освящения училища, устроенного сыновьями покойного храмоздателя для просвещения детей ваших, — такого училища, какие до сих пор устраивались только в городах и больших посадах. — К благолепному храму — образцовая школа. Какие благие дары Провидения, какая благодать для здешнего края!.. Не подумайте впрочем, что это — излишество. Нет: ученье — насущная потребность для всякого, кто ищет света Божия и ревнует о преуспеянии духовной жизни. Наши отцы и деды, не имея школ, не переставали называть себя людьми темными, хотя и не лишены были храмов. В самом деле, много ли найдется таких, которые понимали бы в церкви все, что читается, поется и совершается? Чтения и песни церковные, совершаемые на славянском — не общедоступном языке, обряды имеющие особый таинственный смысл могут ли быть усвоены неразвитым умом, непросвещенным сердцем? И как ни устремляй слух и зрение, как ни напрягай внимание, необученный простолюдин, без предварительной подготовки, без объяснений едва ли может выразуметь в храме все, что нужно к животу и благочестию. И не удивительно: посей на нераспаханную, неудобренную землю какие угодно семена, много-ли получишь приплода? Читай Слово Божие, толкуй его неграмотному не привыкшему к обучению измлада: какое-нибудь десятое зерно западет в душу, а прочие пропали. К подготовке же и развитию умов, и размягчению сердец и служат школы — приюты просвещения; и семя Слова Божия, воспринимаемое в церкви — единой его хранительнице, приготовленными в школах сердцами может приносить плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. XIII, 8)... Так не явно ли, говорю, что Господ чрез избранных Своих печется о здешнем месте особым попечением и осыпает вас особыми дарами Своей благости?
Но, братие, не забудьте, кому дано много, с того много и взыщется. В притче Господней о талантах (Мф. XXV, 14 — 30) сказано: раб принявший от господина пять талантов приобрел на них еще пять; приобревший два — добыл другие два; за что Господь назвал их благими и верными рабами и ввел их в Свою радость: а раба, закопавшего талант в землю, назвал лукавым и ленивым и повелел ввергнуть во тьму кромешную. По сей причине судите, какая на вас будет лежать ответственность за, себя и за своих детей, если вы не воспользуетесь посланными в вашу среду Господом Богом дарами к своему земному благополучию и вечному блаженству. Вам нечем будет оправдывать своей небрежности и лености в преуспеянии духовной жизни ни пред человеческим, ни пред Божеским судом. Вам нельзя будет сказать: «мы люди темные, — у нас не было ни храма, ни школы». Просвещайтесь же, братие, просвещайтесь. Приобретайте данными вам талантами еще таланты, чтобы благими и верными рабами внити в радость Господа Своего.
17 сент. 1878 г.
С. Веретева свящ. Д. Бережков.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Часть неофициальная. 15 октября № 20. 1878 года/
«О переустройстве Ряховского двухклассного училища. Разрешение этого вопроса затянулось чуть не на два года. Напомним Собранию суть дела. Ковровское Земство, прежде чем дать свое окончательное обязательство относительно содержания Ряховского Министерского двухклассного училища, просило согласия Министерства о переименовании его в «Земское».
На это ходатайство Министерство ответило отказом, не находя достаточных для этого оснований. Управа все же, видя неясность своих прав, обратилась 23-го Июня 1912 года вновь к попечителю Учебного Округа с таким вопросом: «будет ли здание Ряховского Министерского училища вместе с усадебным участком считаться полною собственностью Ковровского Земства и в праве ли последнее самостоятельно распоряжаться им в отношении ремонта и переустройства не испрашивая каких либо разрешений, применительно к существующему порядку для земских училищ. Вправе ли Земство в том же усадебном участке построить другое здание, или на это потребуется испросить особое разрешение от Министерства Народного Просвещения, несмотря на состоявшуюся передачу здания Министерского училища в ведение Уездного Земства».
Только 15-го Июня 1913 года Управа получила ответ. В этом ответе Департамент Министерства Народного Просвещения разъясняет, что «Земство не может считаться полным собственником здания этого училища, так как оно передано Земству лишь в ведение его. Однако Земство может производить ремонт и переустройство училища для улучшения этого здания сообразно его назначению.
Вместе с тем со стороны Министерства не встречается препятствий к постройке на участке названного училища помещения для другого училища, если местное учебное начальство признает это целесообразным, приняв во внимание величину училищной усадьбы и другие условия существования училища, с тем однако же, чтобы это другое училищное здание также не могло быть обращено на какие-либо надобности кроме начального образования».
Этот ответ вновь показывает, что Министерство желает, чтобы Земство ремонтировало и переустраивало училище, т.е. приняло на себя все труды и заботы, расходовало бы свои деньги, а здание между тем должно принадлежать не прежнему Министерству. Затем Министерство разрешает строить на усадьбе Ряховского училища здание другого училища, но ставит в зависимость «от признания местного начальства это целесообразным, приняв во внимание величину училищной усадьбы и другие условия существования училища», т.е. другими словами лишает Земство той доли самостоятельности, на которую оно имело основание рассчитывать.
Принимая во внимание все вышесказанное, Управа не считает возможным при таком отношении Министерства Народного Просвещения к Земству предлагать Собранию взять на себя новое дело, сопряженное с крупными затратами.
А потому Управа просит Собрание согласиться:
1) что от переустройства Ряховского Министерского училища следует отказаться,
2) что нужно возвратить 5000 рублей Министерству Народного Просвещения предоставленные Земству на строительные надобности на названного училища».
1914 г. «По ходатайству учителя Погостовского училища И. В. Малышева об оказании пособия семье умершего брата его - бывшего учителя Ряховского М. Н. П. училища Александра Васильевича Малышева.
Учитель Погостовского училища И.В. Малышев обратился в управу с ходатайством следующего содержания:
4-го ноября сего года мой брат, учитель Ряховского министерского училища, Александр Васильевич Малышев, призванный по мобилизации на военную службу и служивший санитаром в 27 сводном госпитале скончался от воспаления легких. После умершего моего брата осталась жена и двое малолетних детей и никаких средств к существованию.
На основании вышесказанного я осмеливаюсь обратиться в Ковровскую уездную земскую управу с покорнейшей просьбой, не найдет ли Ковровская уездная земская управа возможным войти в бедственное положение семьи моего умершего брата и просить земское собрание дать какое либо единовременное пособие».
«Об увеличении сметы на отопление Ряховского 2-х кл. Министерства Народного Просвещения училища. Инспектор Народных училищ Ковровского уезда отношением от 9 сентября сего года за № 813 уведомил Управу, что сумма, ассигнуемая Ряховскому двухклассному училищу на отопление, в виду дороговизны топлива, является недостаточной, и просит о повышении ее на 320 рублей (с 280 до 600 рублей) в год.
Изложенное Управа предоставляет на благоусмотрение Земского Собрания» (Доклады Ковровской Уездной Земской Управы 51-му Очередному Уездному Земскому Собранию. 1916 года).
Категория: Камешково | Добавил: Николай (16.12.2023)
Просмотров: 109 | Теги: церковь, село | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru