Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
02:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Киржач

Ремесла, промыслы, зарождение промышленных предприятий Киржачского района

Ремесла, промыслы, зарождение промышленных предприятий Киржачского района

Традиционные производства, характеризующие наш край, своим корнями уходят в глубокую древность. Как свидетельствуют многочисленные раскопки славянских и древнерусских поселений и курганов, местные жители владели секретами производства гончарной (глиняной) посуды, заточкой и сверлением камня. Многочисленные остатки гончарной посуды, кремневые наконечники стрел, каменные иглы для протыкания шкур, гребни были найдены экспедициями института археологии при раскопках древних поселений на берегах реки Шерны около деревень Заречье, Ратьково, хутора Буяне. Спутниками того же дописьменного периода были ручное производство одежды и обуви из кожи, из шерсти, изготовление грубых шерстяных и льняных тканей.
С незапамятных времен велась в крае охота на пушных зверей и выделка шкур куниц, лис, белок, бобров и других зверей. Столь же древние корни имеет бортничество и пчеловодство. До XX века весь район был охвачен пчеловодством и связанным с ним разведением гречихи. В 12-ом томе «Материалов для оценки земель Владимирской губернии» по учетным данным за 1902 год приведены примеры весьма успешного пчеловодства: в деревне Степаново (около Хмелева) один пчеловод, имея 120 рамочных ульев, получил 120 пудов товарного меда, другой пчеловод в деревне Хмелеве собрал примерно столько же меда со 130 ульев, а в деревне Аленино пчеловод с 70 ульев получил 80 пудов меда.
В силу того, что в XV-XVIII веках большинство деревень района принадлежало Троицкому и Киржачскому монастырям, в некоторых из них насаждались ремесла, связанные с потребностями монастырей, в частности, раскатка на тончайшие пластины золота и серебра для покрытия ими крестов, куполов, икон, вышивка церковных одежд (деревни Заречье, Ратьково, Филипповское, Селиванова гора, подмонастырская слободка и другие). Обилие разнообразной строительной древесины, близость к большим городам, малая доходность сельского хозяйства подталкивали местных крестьян к поиску дополнительных приработков. В старину в наших деревнях ходила пословица: «Жито - в поле, а подати - на стороне», то есть зерно на месте вырастим, а на подати и оброки приходится зарабатывать где-то на стороне. В деревнях вдоль основного в средние века сухопутного торгового пути в Северо-Восточной Руси – вдоль Стромынского тракта - крестьяне занимались извозом, гоньбой лошадей, содержали постоялые дворы (средневековые гостиницы), кузницы, мастерские по ремонту телег и саней, сбруи.
Многие крестьяне местных деревень, передавая и совершенствуя способы обработки древесины, специализировались на рубке срубов, изготовлении рам, столов, стульев, иконостасов, на резных деревянных узорах. Отцы и строгие дядья сызмальства приучали в наших деревнях каждого парнишку виртуозно владеть топором, пилой, рубанком и стамеской. Житие Сергия Радонежского (1314-1392 гг.) утверждает, что преподобный с юности преуспевал в плотницком ремесле: мог срубить келью, поставить сени, построить церковь, а при строительстве церкви недостаточно умения рубить в паз и в лапу, требовалось умение завершить кровлю шлемовидным или луковичным куполом, укрепить на нем крест, смастерить иконостас. Искусными плотниками и столярами слыли и последователи Сергия, в особенности Роман Киржачский. Неустанно совершенствуя инструменты, расширяя их набор, все глубже познавая изобразительные возможности каждой древесной породы, пытливые мужики приобрели славу в Московской Руси как искуснейшие плотники и столяры. Одним лишь подбором дощечек из разных пород древесины они могли добиться того, что собранный ими паркетный пол расцветал изумительными букетами. Центром, вокруг которого сложился особый стиль в столярном ремесле, стало село Аргуново.
В XIX веке, как утверждают в своих исследованиях народники, крестьяне около 500 деревень, соседних с селом Аргуново, в том числе практически все деревни, расположенные на территории современного Киржачского района, занимались плотническим и столярным ремеслом. По окончании уборки урожая мужики уходили в Москву и другие города на заработки: строили избы и хоромы, дворянские дачи и иконостасы, флигели и узорчатые беседки. Восприняв от отцов и дедов способы украшения строений русскими орнаментами, они в дворянских хоромах внимательно знакомились и с античными мотивами в оформлении. В итоге в их творениях своеобразно и гармонично слились языческие фантазии Древней Руси со строгостью и изысканностью Древней Греции и Древнего Рима. На сохранившихся аргуновских наличниках, причелинах, карнизах мы видим былинно-сказочных драконов, берегинь и оберегов, добрых домовых и диковинных птиц, русалок и рядом античные колонны и полуколонны, гроздья винограда и лианы. Славянофилы считали аргуновские узоры исконно русским декором. Из среды крепостных аргунов вышли такие выдающиеся мастера, как крепостные архитекторы Федор Семенович Аргунов (ок. 1732 - ок. 1768 гг.), прославившийся оригинальными сооружениями (кухонный флигель и павильон «Грот») в усадьбе Кусково, Павел Иванович Аргунов (ок. 1768 -1806 гг.) возглавлял строительство деревянного дворца-театра в усадьбе Останкино. Из среды тех же крепостных умельцев вышли известные русские живописцы Иван Петрович Аргунов (1729-1802 гг.), автор многих парадных портретов, его сын, тоже живописец, Николай Иванович (1771-1829).
Впитав в себя через крепостных умельцев множество исконно русских орнаментальных мотивов и удивительную соразмерность античности, мастерство аргунов получило завершающее совершенство в творениях таких известных архитекторов, как К. Росси, А.П. Брюлов, Н.П. Никитин и другие. Хорошо сохранились образцы аргуновского узора не только в усадьбах-музеях Кусково и Останкино, но и в Георгиевской церкви в селе Ильинское. На учет и охрану как памятники древнего мастерства и искусства взяты несколько богато украшенных резьбой изб в деревнях вдоль реки Киржач, в том числе в Финееве, Никифорове, Старове, в селах Ильинское, Санино и других.
Много конкретных данных по развитию ремесел и промыслов во Владимирской губернии содержится в газете «Владимирские губернские ведомости», в которой с легкой руки первого ее редактора А.И. Герцена, отбывавшего ссылку во Владимире, много внимания уделялось социально-экономическим исследованиям. Особо много ценных краеведческих и статистических данных содержится в приложениях к газете, в так называемых «Прибавлениях» к ней. Любознательный краевед, пролистав подшивки газеты и «Прибавлений» за вторую половину XIX века, может найти в них немало интересных сведений по любому уголку губернии. Конкретные данные, характеризующие производство и общественную жизнь каждого уезда и волости, рассыпаны также в различных губернских отчетах, в исследованиях краеведов. Так, киржачский краевед А.И. Басурин, четверть века скрупулезно собиравший все публикации по Киржачу и деревням района, в 12- ом томе «Материалов для оценки земель Владимирской губернии» (издано в 1908 г.), нашел данные, собранные местными чиновниками о количестве деревообработчиков в наших деревнях. При этом указана специализация деревообработчиков: плотники, плотники-столяры, столяры, плотники-пильщики, плотники-возчики. По этим данным в конце XIX столетия, например, в Финеевской волости насчитывалось 618 плотников да плотников-столяров 281, пильщиков 51 крестьянин, пильщиков-возчиков - 46. Сугубо на столярных работах специализировались мастеровые крестьяне группы малых деревень: Б. Горки, Митенино, Потапово, Петухово, Тимино - до 90 человек. По обобщенным данным, во второй половине XIX века из аргуновских деревень (все они тогда входили в состав Покровского уезда) на промысел уходило около 10 000 плотников и столяров. Их отходничество продолжалось до начала социалистической индустриализации. В годы первых пятилеток отходники стали строителями автозаводов в Москве и в Нижнем Новгороде, метростроевцами, рабочими, техниками, инженерами на новых предприятиях в Орехове-Зуеве, Ногинске, Электростали, Кольчугине, Карабанове, Александрове. Когда в 80-90-е годы XX столетия широкое распространение получило в подмосковных деревнях дачное строительство, первыми бабушкины и дедушкины дома стали восстанавливать и подновлять те москвичи, которые, отработав на заводах и фабриках столицы, отслужив в армии по 30-50 лет, не забыли родные деревушки. Вновь в районе заметно пробудился интерес к деревянному строительству, прорезной и плоскостной аргуновской резьбе.

Традиционная деревообработка нашла выход и в производственные структуры. В 30-е годы в районе действовал лесокомбинат, столярные артели в Санино, Финееве, в Афанасове, Савельеве и других деревнях. Переход к машинным способам деревообработки привел к сокращению этих артелей. Деревообработка сосредоточилась в Санинском деревообрабатывающем комбинате, в Киржачском леспромхозе и на Киржачской мебельной фабрике.

Более двух столетий ведущим промыслом, затем производством, в районе была шелкообработка. Корнями это производство уходит в эпоху Петра I, придававшего большое значение выделке отечественного шелка. При его поддержке сначала в Москве, вблизи нее появились первые шелковые мануфактуры. Постепенно промысел из Москвы в поиске дешевых рабочих рук и благоприятных для его развития условий распространился на деревни вдоль Стромынского тракта. В статистическом обозрении Владимирской губернии за 1817 год говорится, что в киржачских деревнях, кроме плотничества, крестьяне «занимаются ткани ем шелковых сырцовых ленточек и в Москву отходят для сего рукоделия до 306 человек».
В начале XIX столетия бархатное производство в деревне Никулкино развернул мастеровой крестьянин Спиридон Евдокимов, в селе Заречье - Цирков. Наумов распространил ворсовое ткание шелка на деревни Наумово, Михалевка, Исаковка, Храпки, Перегудово, Дубровка. Вдоль дороги, ведущей из Москвы в Киржач, в течение XVIII- XIX веков образовалась узкая полоска «шелковых» деревень, отстоящих от тракта не более, чем на 7 верст. В них вырабатывали на деревянных станах ворсовые и гладьевые шелковые ткани. В XIX веке одним из самых мощных в России центров шелкообработки стал Киржач. В постройке здесь шелко-ткацких и красильно-отделочных мануфактур и фабрик сыграли ведущую роль купцы-предприниматели Соловьевы, ставшие самыми богатыми фабрикантами в округе, щедрыми меценатами. Они оснастили свои предприятия самой прогрессивной по тому времени техникой и оборудованием. Наняв высокообразованных инженеров, внедряли современную технологию и потому с успехом конкурировали со своей продукцией на шелковых рынках как в Москве, так и в Европе, и в Азии. На их средства в Киржаче была построена первая в губернии учительская семинария для «простолюдинов», женское двухклассное училище (теперь средняя школа № 2), Всехсвятская церковь с высокой колокольней и другие определившие облик города строения.

К 1914 году в Киржаче и в деревнях района вырабатывали до 7 млн. метров шелковых и полушелковых тканей, пятую часть таких тканей, производимых в России. В советский период действовал сначала шелкообрабатываюший трест, объединивший мелкие разрозненные фабрики и промысловые шелковые артели. В 1930 г. по решению Ивановского облсовнаркома и шелкового треста был создан шелковый комбинат, в который вошли следующие фабрики: «Рабочий», им. Урицкого, "Красная Работница", «Рабочая борьба». К комбинату в 60-70-е годы присоединились все шелкообрабатывающие предприятия района. На базе реконструкции и значительного расширения головного предприятия проводилась специализация производств, разбросанных по всему району. Киржачское шелковое объединение к концу 80-х годов довело выработку шелковых и полушелковых, натуральных и искусственных тканей до 70 млн. метров, то есть в 2 раза больше, чем все шелковые фабрики царской России. В годы «демократических реформ» (1990-е годы) объединение разъединили на отдельные предприятия, их приватизировали и обанкротили. Предприятие, которое давало до 70 процентов дохода в районный бюджет, прекратило свое существование, более 5 тысяч опытных шелковиков вынуждены искать новое для себя занятие и заработок. В 1999 году местное самоуправление предприняло ряд мер, чтобы передать часть предприятий эффективным инвесторам, чтобы шелчинка, на которой полтора века «висел» район, окончательно не оборвалась и не иссякло мастерство, добытое многими поколениями киржачан.

По Стромынской дороге пришла в район и медеобработка. О первом кустарном заводике по изготовлению цинковых белил, меднолатунной посуды и церковной утвари упоминается в актах городской думы за 1813 год. Развалины помещения, построенного над плотиной завода, сохранились на правом берегу реки Киржач около мебельной фабрики до наших дней. В 1856 году также на берегу реки Киржач в пяти верстах ниже города по течению реки построила несколько деревянных сараев купчиха Е.И. Любимова - этот кустарный завод дал основание ведущему в стране заводу по производству осветительной арматуры для автомобилей и тракторов - заводу «Автосвет».

Статистические данные и подворные обследования, которые проводили народники, «ходившие в народ», позволяют судить о распространении и других промыслов и ремесел. В числе древнейших отмечен колесный промысел. В XVIII-XIX столетиях его центром была деревня Хмелево. По сведениям, собранным из различных источников краеведом Д.И. Басуриным, производством колес занимались только мужчины в возрасте от 12 до 55 лет, как правило, семейными артелями. Технология изготовления добротных колес весьма сложна и требует солидного навыка. Дубовые ободья обычно закупали на ярмарках в Нижнем Новгороде, березовый кряж заготавливали на месте. Из дуба делали ступицы, остальные детали - спицы, ободья - из березы. Большой точности и аккуратности требовала теска спиц, долбление дыр для них, точка ступицы, смоление колес, надевание обода. В Хмелеве и близлежащих малых деревнях число колесников доходило до 90 человек. С появлением железных дорог и быстрым уменьшением тележного извоза промысел начал хиреть и к началу XX века практически сошел на нет.
Не менее древним промыслом в наших краях следует признать и валяние сапог. По статданным за XIX век, в этом промысле специализировались мужики Фуниково-Горской волости. Из деревень этой волости по осени, как завершится стрижка овец, по окрестным деревням отправлялось до 200 валял. Инструменты (колодки, клинья, задушки, передушки, решетки, железные скалки, струны, полотно и т.д.) мастера носили с собой. Промысел с массовым переходом на фабричную обувь практически исчез, хотя сыновья и внуки некоторых потомственных валял инструменты сохраняют и изредка “для домашних нужд” пускают их в действие.
Печной промысел корнями также уходит вглубь столетий. В XIX веке по краю особо славились печники из деревень Тельвяково, Акулово, Финеево, Лукьянцево. В конце XX века печной промысел несколько оживился в связи с бурным строительством дач. С печным промыслом был связан и гончарный. Крестьяне из деревень Акулово, Корытово, Желдыбино, добывавшие глину, занимались не только изготовлением кирпича, но и выделкой на продажу горшков и кринок.

В статистических обозрениях за XIX век выделены “женские" промыслы: сельхозработницы (нанимали в “шелковых” деревнях, где шелковики, сберегая и холя руки для работы с дорогостоящим сырьем, чурались работы со скотиной и землей), добытчицы и сборщицы камня (для мощения дорог), размотчицы шелковых и прочих нитей, вышивальщицы, прислуга (в домах у богачей).
В XVIII веке возник и в начале XX века исчез промысел, связанный с меднолатунным производством и кузнечным делом - выжиг древесного угля. Им занимались крестьяне деревень Полутино, Трохино и других. Уголь поставляли на меднолатунный завод и в кузницы Киржача. С переходом на другие источники топлива для этих производств промысел угас. В окрестностях деревень Полутино и Трохино до сих пор сохранились большие ямы для выжига угля.

Перечислив ведущие промыслы и ремесла прошлых веков, считаю своим долгом обратить внимание на замечания, которые неоднократно делали исследователи: почти в каждом исследовании отмечается живой интерес киржачских крестьян к новому для них делу, постоянное, настойчивое стремление перенять мастерство, развить его, трудолюбие и смекалку - качества, которые так нужны сегодня и которые наверняка не будут лишними и завтра.

Источник:
«Из глубины веков (в помощь юному краеведу)». Автор-составитель Сергей Алексеевич Кротов. Киржач, 1999 г.
Город Киржач
Киржачский район

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Киржач | Добавил: Николай (14.04.2019)
Просмотров: 1646 | Теги: Киржач, Промышленность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru