Церковь Святителя Николая в Заболотье, гор. Киржача
Церковь Святителя Николая в Заболотье, гор. Киржач
На окраине Киржача находится церковь Святителя Николая в Заболотье, на Никольском Погосте. Церковь в этом погосте существовала уже в половине XVI столетия. В сотной выписи владений Киржачского монастыря 1562 г. отмечено: «погост, а на погосте церковь Никола Чудотворец, во дворе поп Петр, во дворе диакон Василий, пономарь, в келье проскурня да десять келей, а в них живут нищие, питаются, от церкви Божией». По писцовым книгам 1680 и 1681 гг. при Никольской, что под болотом, церкви показано церковной земли 2 чети в поле, сена 10 копен. По описи 1642 г. при церкви значится двор попа Евтихия с сыном, двор пономаря да 95 19 келей нищих. По писцовым книгам 161 (1658 г.) в приходе к этой церкви — 45 дворов, пашни церковной по 8 чети в поле. В 1703 г. при Никольской церкви были — священник, дьячок, пономарь, в приходе 184 двора, земли церковной 6 четей в поле. В 1720 г. Никольская церковь оказалась ветха, «кровля и мост все огнило и в церкви многая теча», поэтому в 1724 г. на том же месте построена новая деревянная церковь и в том же году освящена. В 1735 г. священник Никольского Погоста просил перенести её в подмонастырскую слободку Киржачского монастыря, объясняя просьбу тем, что за «опасением от воровских людей жить просителям на погосте невозможно, что и напредь сего на том месте церковь Божию и колокола крали и просителей разбивали и дворы жгли не по одно время». Просьба была уважена, в 1736 г. дан указ о перенесении - но почему-то оно не состоялось, и церковь доселе стоит на прежнем месте.
Вместо деревянной церкви в 1846 г. построен каменный храм.
В начале 1870-х гг. церковный причт по штату состоял из священника и псаломщика, в действительности служили священник Иоанн Придонский, дьячок Павел Лебедев, пономарь Ефим Благонравов.
28 апреля 1885 года в Киржаче проходило торжество возведения в сан протоиерея Василия Ивановича Никольского.
«Адрес старосте при Николаевской церкви, погоста Заболотья от прихожан-крестьян. Усерднейший благодетель и покровитель нашего храма Михаил Яковлевич! По воле Всемогущего Бога и вашему теплому расположению ко храму Божию, в течении шести лет с примерным усердием вы несли труды по прохождению должности церковного старосты при нашей церкви. Ни один год не проходил без капитальных от вас пожертвований для полноты благолепия нашего храма; а пожертвования последних годов превзошли все наши ожидания. Вами прекрасно благоустроены: церковная сторожка и школа, где обучаются наши дети в прекрасном теплом помещении и с полною достаточностью снабженные всеми книгами и учебными принадлежностями, и сверх сего вами из своих средств платится учителю «сто двадцать рублей в год»; и об удобствах в обучении наших детей вы всегда заботитесь с нежно отеческою любовью; а в минувшем году Господь вложил в ваше доброе сердце благую мысль устроить при храме паперти теплыми и тем сделать храм пространнее, а с обеих сторон папертей приложено вами для кладовой и входа на колокольню, и все это совершается вами с беспримерным усердием и готовностью всем жертвовать для благолепия храма и на благо нас - прихожан. Примите же от нас, добрый наш покровитель и нашего храма благоукраситель, нашу теплую сердечную благодарность за все ваше доброе и полезное; наши горячие молитвы постоянно будут возноситься за вас к Господу Богу, чтобы Он, Всеблагий, послал вам здоровье, счастье и благопоспешение во всех ваших добрых начинаниях и продлили, ваши дорогие для нас лета. Так как в настоящее время мы собраны сюда для нового выбора церковного старосты за окончанием выборного срока служения вашего; то усерднейше просим вас, Михаил Яковлевич, потрудитесь послужить еще при нашем храме в должности церковного старосты. Марта 27 дня 1884 года».
Престолов в нём три: в холодном во имя Святителя Николая Чудотворца, в приделах тёплых во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Святого великомученика Георгия. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из икон особенно чтима в приходе Смоленская икона Божией Матери. Причта по штату было положено - священник и псаломщик.
Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1826 г., исповедные росписи с 1841 г.
На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (600 руб.) - 24 руб., арендной платы за церковную землю - 75 руб., за луга -15 руб., от служб и требоисправлений до 500 руб., а всего более 600 руб. в год. Для священника дом общественный на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2312 саж. (в квадратной сажени - 4,58 кв. м.), лесу дровяного и кустарника 20 десятин, пахотной земли 24 десятины 1574 саж., сенокосной 3 десятины 1690 саж., под дорогами, церковью и кладбищем 1 десятина 1690 саж. Кроме того, из дач киржачских обывателей отведён в пользу церкви луг - 1 десятина 600 саженей.
Приход состоял из д. Лукьянцева (в 1 версте. По ревизии 1719 г. в д. Лукьянове значится 21 душа муж. пола, по ревизии 1744 г —18 душ, в 1897 г. — 46 душ муж. пола.), Ефаново (2 вер. По сотной выписи 1562 г. в деревне Ефанове значится 5 дворов крестьянских; по ревизии 1719 г. в ней — 47 душ муж. пола, по ревизии 1744 г. — 33 души, в 1897 г. 128 душ.), Корытово (1 вер. По сотной выписи 1562 г. в деревне Корытникове значится 1 двор крестьянский; по ревизии 1719 г. — 48 душ мужского пола, по ревизии 1744 г. — 41 душа, в 1897 г. 126 душ.), Арефина (5 вер. Деревня Арефино в первый раз упоминается в грамоте царя Ивана Васильевича 1546 г.; в 1562 г. в Арефине было 6 дворов крестьянских; по ревизии 1719 р. — 104 души муж. пола, по ревизии 1744 г. — 82 души, в 1897 г. - 226 душ. Все эти деревни до 1764 г. принадлежали Киржачскому Благовещенскому монастырю.).
В коих по клировым ведомостям числилось 565 душ муж. пола и 613 женск. пола, все православные.
Заболоцкое училище, Лукьяновской волости, в погосте Заболотье. Основано Киржачским купцом Михаилом Яковлевичем Деревщиковым, в
1882 году. Ближайшие училища — Киржачские в 1 в. В 1884 г. «Помещение собственное, полукаменное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиною 12, шириной 7 ½ , вышиной 5 арш.; вторая — длиной 10, шириною 5 ½ , вышиной 5 арш. Учебных пособий достаточно — на 200 руб. 58 к. Библиотеки нет, кроме 100 книг. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Приклонский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1882 г.; учитель Дмитрий Пурецкий, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии, преподает с 1882 года. Попечитель Киржачский купец Михаил Яковлевич Деревщиков, пожертвовал 170 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 40 м. и 10 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 м. и 3 д. Окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 11 м. и 6 д. К 1-му января 1884 года состояло 43 м.
и 13 д. Учатся все вместе. Возраст учащихся от 7-ми до 14-ти лет. Учащиеся из сел. Лукьянцева в 2 в., Ефанова — 3 в., Корытова — 3 в., Арефина — 6 вер., Бобкова — 5 в., Илькина — 6 в. и дети Киржачских фабричных. Ночлежный приют есть в одну комнату — дл. и ширин. по 12 ар., выс. 4 ар.; — ночуют от 10 до 20 уч. на своем хлебе. Живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 156 руб., от попечителя 170 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 р.; жалованье — законоучителю 36 руб., учителю 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили 15 грамотн., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 4-го октября по 1-е мая. Пению обучаются и есть хор. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 6, по Русскому языку - 31, по Славянскому языку - 3, по арифметике - 8, по пению - 2, по рисованию - 1. Получивших награды не было. Не окончившие курса учились до 1 год. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и член училищного совета П.П. Соловьев. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет».
Учащихся в земской народной школе в 1894/95 г. было 50.
В наше время храм находится в черте города.
В 1905 г. к Никольской церкви погоста Заболотье рукоположен во священника Михаил Васильевич Соловьёв. В том же году он назначен законоучителем Заболотской и Арефинской земских школ. Он родился в 1882 г. в семье священника Василия Соловьёва в с. Волохово Александровского уезда. В 1903 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию по 2-му разряду и был назначен законоучителем в Александровском уезде. С 1905 г. - священник Никольской церкви в Заболотье. В 1910 г. ему преподано архипастырское благословение, в 1913 г. награждён набедренником. К 1938 г. проживал в д. Корытово Киржачского района. 15 сентября 1938 г. арестован по обвинению в том, что подвергал «контрреволюционной критике политику ВКП(б) и Советского правительства и вёл антисоветскую агитацию среди населения». 22 сентября 1940 г судебной коллегией Ивановского областного суда приговорён к 5 годам лишения свободы с поражением в правах на 3 года.
Многолетние гонения привели к тому, что в городе были закрыты и осквернены все храмы и разрушена кладбищенская Успенская церковь. Богослужения совершались в единственном храме, в подгороднем с. Заболотье, в советское время вошедшем в черту города. Во всём районе в 1984 г. действовали только два храма.
После 1917 г. настоятелем Никольского храма был назначен рукоположенный во священника диакон Благовещенского собора г. Киржача Василий Евгеньевич Молчанов. Он родился в 1882 г в семье священника храма с. Соколово Александровского уезда. В 1903 г. назначен псаломщиком Введено-Никольской церкви г Юрьев-Польской. В 1904 ему присвоено звание учителя церковноприходской школы. В 1907 г. он перемещён в Киржач и рукоположен во диакона к Благовещенскому собору, кроме выполнения прямых обязанностей он заведовал приходской библиотекой. 2 сентября 1937 г. священник Василий Молчанов был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной группе церковников и проведении антисоветской агитации. Приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После ареста настоятеля храм в Заболотье был закрыт. Открыт снова в середине 1940-х гг.
С 1946 г. настоятелем Никольского храма был назначен протоиерей Николай Александрович Цветков. Он родился в Суздале в семье священника в 1891 г. В 1913 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию, женился на племяннице митрополита Павла (Борисовского) и рукоположен во священника к храму с. Великово Ковровского уезда Владимирской губернии. К 1930 г. он был возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. 15 октября 1930 г. арестован по обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации. Приговорён к высылке на 3 года в северный край, работал на лесозаготовках. В 1837 г. возвратился, работал счетоводом в Ковровской горбольнице. С 1944 г. - священник Успенского собора во Владимире, с 1946 г. настоятель Никольского храма в Заболотье, с 1948 г. настоятель Троицкого собора в г. Александрове, в 1949 г. снова в Никольском храме погоста Заболотье, с 1955 г. настоятель Казанской церкви в Суздале. В 1969 г. уволен за штат.
У храма похоронен протоиерей Борис Александрович Яновский (1895-1961). С 1947 г. он был священником Никольского храма погоста Заболотье. Он родился в с. Снятиново Александровского района в семье священника. В 1917 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию. С 1918 г. - инспектор духовных училищ Александровского района. Рукоположен во священника в 1920 г. С 1922 г. служил в Успенском храме с. Кумошь. В 1932 г. арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, приговорён к 3 годам лагерей и конфискации имущества. Работал на лесоповале. По возвращении снова служил в с. Кумошь, с 1940 г. работал сторожем. В 1941 г. мобилизован и направлен под г. Тихвин на копку противотанковых рвов. В 1942 г. освобождён по болезни, но в том же году мобилизован для работы на торфопредприятии. В 1846 г. освобождён по болезни.
С 1948 г. настоятелем Никольской церкви в Заболотье стал протоиерей Пётр Степанович Успенский. Он родился в 1884 г. в семье диакона храма погоста Веретьево Ковровского уезда. В 1904 г. окончил Владимирскую Духовную семинарию, в 1905 г. рукоположен во священника к храму с. Вознесенского Ковровского уезда и служил на этом месте до закрытия храма в феврале 1930 г. В1928 г. возведён в сан протоиерея. В 1930 г. арестован и выслан. После возвращения из ссылки в 1936 г. работал счетоводом в Шуйской рабочей поликлинике. С 1946 г. - священник в с. Головино Покровского района. 2 августа 1948 г. перемещён к храму Андреевского погоста в Киржачском районе, в том же году 23 сентября назначен настоятелем Никольского храма в Заболотье, с 1949 г - настоятель Троицкого собора в Александрове. С 1950 по 1960 г. - благочинный Киржачского округа. В феврале 1960 г. тяжело заболел, скончался 8 июня 1960 г., погребён в Александрове.
С 1957 по 1960 г. в Никольском храме служил вторым священником, потом был настоятелем Владимир Алексеевич Зырянов (епископ Иона). Он родился 28 июля 1924 г. в г. Каменске-Уральском в семье рабочего. Получил общее среднее (1931-1939 гг.) и специальное художественное (1939-1944 гг.) образование, после чего был преподавателем черчения в средних учебных заведениях. В 1949 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1952 г. Вскоре после окончания семинарии, 27 июля 1952 г., рукоположен в сан диакона, а на следующий день - в сан священника. Обе хиротонии совершил преосвященный Гавриил, епископ Вологодский и Череповецкий, который и назначил его штатным священником в кафедральный собор г. Вологды. В 1953 г. о. Владимир поступил в Ленинградскую Духовную академию, после третьего курса перевёлся на четвёртый курс в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1957 г. со званием кандидата богословия за сочинение «Религиозная живопись В.М. Васнецова и её значение в истории русского искусства». За время своего пребывания в Духовной академии отец Владимир совершал периодические служения на разных приходах Ленинградской, Новгородской, Псковской, Ивановской, Пермской и Московской епархий. В 1961-1963 гг. он был настоятелем в Троицком соборе в г. Александрове Владимирской епархии. В 1963 г. зачислен в аспирантуру Московской Духовной академии, в которой пребывал до пострижения в монашество и посвящения во епископа. Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия на заседании 23 июня 1964 г. определил епископом Астраханским и Енотаевским быть Московской епархии священнику Владимиру Зырянову с тем, чтобы по пострижении его в монашество и возведении в сан архимандрита наречение и хиротония его были произведены в Троице-Сергиевой Лавре. Во исполнение данного решения 26 июня 1964 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священник Владимир Зырянов пострижен в монашество с наречением ему имени Ионы и после пострига возведён в сан архимандрита. В субботу 4 июля 1964 г. в Троицком соборе Лавры состоялось наречение архимандрита Ионы (Зырянова) во епископа Астраханского и Енотаевского. В воскресенье 5 июля, в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших, и всех святых подвижников Святой Горы Афонской, в том же Троицком соборе Лавры за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Ионы во епископа Астраханского и Енотаевского. В 1968 г. он был назначен епископом Ставропольским и Бакинским. 1 июля 1975 г. преосвященный Иона скончался в г. Хотькове Московской области. Отпевание совершил архиепископ Дмитровский (ныне митрополит Киевский и всея Украины) Владимир.
В 1960-1976 гг. настоятелем Никольского храма в г. Киржач был протоиерей Алексий Сергеевич Беляев (1904-1987). Он родился в семье потомственных военных: отец, генерал артиллерии, в январе 1918 г. перешёл на службу в Красную Армию и до кончины в 1923 г. занимал ответственный пост в Военной академии РККА, мать была дочерью адмирала Н.А. Наумова, именем которого назван остров в Японском море. Закончил классическую гимназию. С 5 лет Алексей прислуживал на богослужениях епископу Рижскому и Митавскому Иоанну (Смирнову), который оказал значительное влияние на его религиозное развитие. После переезда семьи в Москву в 1920 г. Алексей служил иподиаконом у святителя митрополита Серафима (Чичагова). Позднее - у епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) в Даниловом монастыре. Под влиянием епископа. Феодора и братии в душе юноши зародилось стремление к монашеству, но старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий (Соловьёв) благословил его вступить в брак. В 1933 г. Алексей женился на М.А. Матвеевой. До Великой Отечественной войны работал бухгалтером, в военные годы находился на трудовом фронте. 6 августе 1947 г. епископом Рязанским и Касимовским Иеронимом (Захаровым) был рукоположен во диакона, 16 сентября того же года - во иерея, служил в различных храмах Рязанской епархии. В 1956 г. переведён в кафедральный собор г. Орла. В 1960-1976 гг. - настоятель Никольского храма в г. Киржач, одновременно в течение ряда лет нёс послушание духовника клириков Владимирской епархии. В 1977-1979 гг. - настоятель Екатерининского храма в г. Пярну Таллинской епархии. В августе 1979 г. митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), будущим патриархом, овдовевший протоиерей Алексей Беляев был назначен сверхштатным духовником Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря. Не имея богословского образования, о. Алексей благодаря отличной памяти и непрерывному самообразованию приобрёл обширные знания в области святоотеческой литературы, церковной истории и литургики, прекрасно проповедовал, был опытным духовным руководителем. Отличался глубокой любовью к храму и благоговейным отношением к богослужению. Пользовался уважением и любовью митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера).
В Никольском храме находится список с Порт-Артурского образа Пресвятой Богородицы. Его явление было в канун Русско-японской войны. 11 декабря 1903 г., ровно за два месяца до её начала, в Киево-Печерскую Лавру пришёл на богомолье старый матрос из Бессарабии, участник обороны Севастополя Л. Е. Катанский. В Лавре он сподобился видения: во сне ему явилась Богородица, держащая в руках плат с ликом Христа Спасителя. Матерь Божия стояла на берегу моря, попирая обоюдоострые мечи. В облаках над головой Богородицы ангелы разворачивали карту, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами и крестом. По бокам стоял и архангелы Михаил и Гавриил. Выше бесплотные силы поддерживали облака на которых восседал Господь Саваоф в славе. По сиянию располагалась надпись: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Владычица Небесная приказала Катанскому изготовить образ, точно воспроизводящий видение, и отправить его в Порт-Артурскую церковь и пообещала тотчас по прибытии образа даровать помощь, покровительство и победу русскому воинству. Будучи человеком бедным матрос поручил написание иконы бедному же киевскому художнику; крестьянину-малороссу Павлу Фёдоровичу Штронде. Образ и резная рама к нему из ореха и красного дерева были изготовлены на средства, собранные киевскими обителями и частными лицами, причём ни у кого не брали больше 5 копеек. Всего в сборе участвовало более 10 000 человек. Образ, воспроизведённый точно по указанию матроса, был готов и освящён духовным собором Киево-Печерской Лавры лишь в середине Великого поста 1904 г., когда уже шла война с Японией. Святая икона была выполнена на золотом чеканном фоне, размеры её с ставили 77x124 см. По периметру эмалевой вязью шла надпись: «Торжество Пресвятой Богородицы. В благословение и знамение торжеств христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киеве ких и 10 000 богомольцев и друзей». Из Киева образ был отправлен в Петербург адмиралу В.И. Верховскому. С него были сняты копии для адмиралтейского собора Святителя Спиридона и Новодевичьего монастыря, а саму икону вручили императрице Марии Феодоровне. Адмирал Н.И. Скрыдлов доставил её во Владивосток как царское благословение войскам Дальнего Востока. 4 августа 1904 г. при громадном стечении народа святыня была принята владыкой Евсевием и водворена во Владивостокском кафедральном соборе. Осенью того же года по поручению Его Императорского Величества из Петербурга во Владивосток отправился делопроизводитель царской канцелярии, отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, чтобы доставить образ в Порт-Артур. На Введение во храм Пресвятой Богородицы в кафедральном соборе перед иконой в последний раз был отслужен торжественный молебен, в котором участвовало множество народа. Затем в специально приготовленном футляре её перенесли на пароход. Жители города проводили образ со слезами. Однако Федоров не смог вовремя доставить икону в Порт-Артур - сначала ему помешал шторм, а потом мёртвый штиль. Когда же случилась попутная погода, было уже поздно: Порт-Артур пал. 28 апреля 1905 г. в ответ на запрос владыки Евсевия о судьбе святыни главный священник армии протоиерей С. Голубев ответил телеграммой: «икона «Торжество Богородицы» после неудавшейся попытки переправить её в Порт-Артур чиновником Федоровым была доставлена в ставку Главнокомандующего и с того времени находится в его походной церкви». А.Н. Куропаткин вручил образ Н.Г. Линевичу, который 20 мая 1905 г. доставил его снова во Владивосток. После неудачи, постигшей Федорова, было решено первым же транспортом отослать в Порт-Артур копию иконы. Её вызвался сопровождать матрос Пленков, но в октябре 1904 г. транспорт, которым он плыл, попал в сильный шторм и вернулся во Владивосток. В Киржач образ попал, возможно, через о. А. Беляева.
Город Киржач Собор Благовещения Пресвятой Богородицы гор. Киржача Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь