Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Кольчугино

Село Беречино, Кольчугинский район

Село Беречино

Беречино — село в Кольчугинском районе Владимирской области России, входит в состав Раздольевского сельского поселения.
Село расположено в 5 км на запад от центра поселения поселка Раздолье и в 4 км на юг от райцентра города Кольчугино. «Село Беречино на речке Пекше находится в 70 верстах от губернского города и в 45 от уездного (Покровский уезд)». [1]

Селище (XIV-XVII вв.) расположено в 0.3 км. к северо-востоку от деревни Беречино, противоположный от нее левый берег ручья, правого притока р. Пекша. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 200х120 м., высота над рекой 3-4 м. Керамика гончарная позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная и черноглиняная. [2]

По писцовым книгам 1637-43 гг. село Беречино значится старинной вотчиной братьев Беречинских.
По переписным книгам 1678 г. Беречино принадлежит уже двум вотчинникам стряпчему Василью Смольянинову и Борису Беречинскому; на половине Смольянинова было тогда 9 дворов крестьянских, а у Беречинского двор вотчинников.

«О переименовании существующего в селе Беречине базара в ярмарку и об открытии вновь ярмарки 8-го июля и в понедельник на масленице.
Причт и церковный староста церкви села Беречина, по данным в управу прошением, ходатайствуют о переименовании в однодневную ярмарку базара, существующего в селе Беречине 8-го сентября, и также об открытии вновь ярмарок 8-го июля и в понедельник на масленице. Поводом к такому ходатайству служит то, что местность эта удалена от городов на 35—40 верст и от торговых сел (Зиновьево и Черкутино) от 12 до 25 верст, при неудобстве путей сообщения, весьма желательно бы было для пользы населения иметь гораздо ближе торговлю со всеми необходимыми в сельском быту предметами, хотя несколько раз в год.
Представлял вышеизложенное на благоусмотрение земского собрания уездная управа имеет честь присовокупить, что крестьянам села Беречина и ближайших селений к нему, при уменьшении привоза товаров на базары, приходится в рабочее время, для покупки каких либо незначительных хозяйственных предметов, отправляться на торговый рынок, теряя дорогое для крестьянина рабочее время и производя излишние расходы; при открытии же ярмарок, на которых допускается свободная торговля всеми произведениями, стечение торговцев увеличится, а вместе с тем и торговая цена на привозимые предметы понизится, почему крестьяне в состоянии будут на ярмарках закупать предметы первой необходимости в хозяйстве по более сходным ярмарочным ценам, не тратя бесполезно время и не делая излишних расходов на проезды.
В виду изложенного управа, признавая ходатайство причта села Беречина о переименовании в ярмарку базара, существующего 8-го сентября и об открытии вновь ярмарок 8-го июля и в понедельник на масленице, вполне уважительным, полагает оное удовлетворить, предоставив вопрос этот, согласно 5 п. 63 ст. Полож. о земских учреждениях, на утверждение губернского земского собрания, чрез губернскую управу» (Журналы очередного Покровского уездного земского собрания 1895 года).
Беречинское церковно-приходское училище, Завалинской волости, в селе Беречине. Основано в 1883 году с разрешения епархиального начальства, свящ. П. Харламовым, при помощи Александро-Невского Братства. Ближайшие училища: Белавское церк. прих. в 6 вер. и Васильевское (Юрьев. уезд.) — 5 вер.
В 1884 г. «Помещение церковное, деревянное, вместе с церковной сторожкой; по свету и теплоте удобное; классных комнат одна — длиной 7, шириной 7, вышиной 3 арш. Учебных пособий на 30 руб. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Павел Харламов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1878 г., а в настоящем училище с 1883 г. Поступило при открытии 21 м., которые и состояли к 1-му января 1884 года. Возраст: 7 — 8 л. - 2, 8 — 9 л. - 5, 9 — 10 л. - 1, 10 — 11 л. - 5, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 3. Из учащихся: 10 из с. Беречина, 5 — д. Поддубка в ½ в., 3 — д. Стенков — 2 вер., 1 — д. Шерстина — 2 ½ в., 1 — д. Киреевки — 3 в. и 1 — д. Ульянин — 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. - 1 м., крест. - 20 м.» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1896 г. было 36. [1]
Открытие второго класса и школьного попечительства при Беречинской церковно приходской школе, Покровского уезда. В 1909 учебном году 6 сентября началу учебных занятий в Беречинской ц.-приходской школе предшествовало особое торжество освящения нового школьного здания с столярной мастерской и ночлежным приютом, устроенного стараниями и личными щедрыми пожертвованиями попечительницы школы фрейлины Государынь Императриц Т.П. Мятлевой.
Новая школа и столярная мастерская переполнились учащимися и многим желающим учиться приходилось отказывать. Очевидно, устройство нового поместительного школьного здания в с. Беречине и открытие столярной мастерской явилось своевременным ответом на запрос местного населения, удовлетворением насущной его потребности. Но на этом не остановились заботы попечительницы школы о просвещении Беречинского прихода. Прежде всего по ее инициативе к началу 1910 учебного года Беречинская церковно-приходская школа преобразована в двуклассную и в ней открыто 1-е отделение второго класса. Двуклассных народных школ у нас сравнительно немного и сельское население вообще неохотно оставляет своих детей обучаться и во втором классе, так что нередко в сельских двуклассных школах при 50 — 60 учащихся в первом классе во втором обучаются 10 — 15 учеников. Но в местности вокруг села Беречина несколько иные условия. Мужское население Беречинского прихода и окрестных селений почти все работает на соседнем металлургическом заводе Кольчугина, оно более развито по сравнению с глухими чисто земледельческими углами нашей губернии и стремится к более повышенному образованию, одноклассной школы ему уже недостаточно. В целях удовлетворения этому местному запросу при Беречинской школе и открыт второй класс, где имеют обучаться окончившие курс не только в Беречинской, но и окрестных церковных и земских одноклассных школах.
Затем, по инициативе той же попечительницы Т.П. Мятлевой к началу 1910 учебного года открывает свои действия при Беречинской школе особое попечительство. Устав этого пока единственного в нашей епархии симпатичного учреждения был напечатан на страницах Владимирских Епархиальных Ведомостей (№29 1910 года) в надежде, что примером Беречинской школы воспользуется кто-либо из заведующих церковными школами епархии. Цель попечительства объединить в заботах о школе работающих в ней (заведующего, учащих и пр.), а главное привлечь к живому участию в попечении о благоустройстве школ и местное население.
Наконец, заботами и пожертвованиями Т.П. Мятлевой истекшим летом отделаны вновь 2 учительские квартиры, устроена сушилка для столярной мастерской и восполнены некоторые другие недостатки.
Для занятий во втором классе и для обучения пению учительницей приглашена окончившая курс Свято-Владимирской церковно-учительской школы в С.-Петербурге Е.Н. Алешковская.
Торжество открытия второго класса при Беречинской школе состоялось 29 августа 1910 г. К этому дню прибыли в Беречино попечительница школы, епархиальный и уездный наблюдатели, а в самый день торжества в Беречино собрался не только весь приход, но весьма много народа и из окрестных селений. Литургия была совершена соборне священником с. Давыдова о. К. Соколовым, — пог. Димитриевского о. Н. Розановым и местным священником о. К. Миловским. Предстоятельствовавший о. К. Соколов служил в облачении, пожертвованном в Беречинскую церковь Т.П. Мятлевой. Св. Дары за литургией были покрыты воздухом, приложенным той же Татианой Петровной. На воздухе серебром вышиты слова „Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы“. За литургией пел местный хор певчих, храм был переполнен молящимися до тесноты.
По заамвонной молитве священником о. К. Миловским было сказано краткое поучение на текст „Возлюбим друг друга"... В поучении проповедник перечислил слушателям все благодеяния, оказанные Т.П. Мятлевой Беречинскому приходу, как выражение ее истинно-христианской любви к этому приходу, с которым она не связана никакими личными интересами, и призывал слушателей ответить на эту любовь такой же любовью и с своей стороны идти на встречу, оказывать содействие, помощь всем ее благим начинаниям.
По окончании литургии направился в школу крестный ход. В школе тем временем собрались учащиеся и их родители; прибыли к этому времени на торжество Покровский уездный Предводитель дворянства А.А. Микулин и Инспектор народных училищ Покровского уезда К.В. Бошняк. Масса народа расположилась вокруг школы, не имея возможности за теснотой проникнуть в нее.
В школе был совершен молебен пред началом учения и на освящение воды. Перед началом молебна предстоятельствовавший о. уездный наблюдатель свящ. С. Альбицкий обратился к собравшимся детям с кратким назидательным словом. Приглашая их усердно и искренно помолиться перед началом их занятий, о. наблюдатель выяснял, что по молитве их Господь поможет им уразуметь преподаваемое им учение, как он помог в этом преп. Сергию Радонежскому и св. Петру, Митрополиту Московскому, в их юные годы.
По окончании молебствия обратился с речью к собравшимся родителям и учащимся Епархиальный Наблюдатель… По окончании речи Епархиального Наблюдателя Татиана Петровна обратилась к присутствующим с следующими словами.
„Беречинская двуклассная школа с праздничными чтениями при картинах волшебного фонаря, основана мной для того, чтобы давать всему местному населению умственное и душевное просвещение, необходимое каждому человеку: будь он работник, фабричный, земледелец или торговец, так как во всех этих различных званиях самое главное — собственно человек, каков он есть с его развитыми в хорошем, или дурном направлении чувствами, стремлениями и образом мыслей. В стенах Беречинской школы вы дома, на своей родине, получите более чем достаточное для большинства крестьян просвещение и познания, которых вам до сих пор не доставало и которые, между тем, всякому необходимы, потому что разум и совесть во первых отличают всегда человека от неразумных животных: одна телесная грубая сила без разума обыкновенно больше приносит дурного, нежели хорошего. Разум и совесть — божественный свет в душе человека и настоящая его сила! Темный умом и совестью он теряет свой божеский образ и вместе с тем делается игрушкой в руках каждого, кто умней и хитрей его. Вот для чего вам всем одинаково нужно познание в тех пределах, в каких вы его теперь получите здесь в Беречине на свою пользу и пользу всех, вас окружающих. Вам нечего будет ходить далеко за этим познанием, бросая свой дом и свои занятия. Разливайте из школы свет в ней получаемый вокруг себя — и вам станет скоро легко, хорошо жить в деревне.
Не думайте однако, что получив те познания, которые даст вам Беречинская школа с ее старшим классом, вы непременно должны все стремиться к дальнейшему обучению в городах, вплоть до гимназий и университетов. Как основательница Беречинской школы в ее настоящем виде, я считаю своим священным долгом предостеречь вас во время от подобного заблуждения. Не все имеют способности и призвание к высшей науке; и далеко не всем, — даже очень немногим в народе, высшая эта наука необходима для жизни. Многие гибнут, идя по чуждой для них дороге к воображаемому возвышению себя университетским дипломом. Не дипломы, а добрые дела и честная жизнь возвышают по истине человека. Высшая наука не для того существует, чтобы все от нее кормились, благодаря дипломам. Она и не в состоянии прокормить всех чиновничьими или учительскими местами. Во всех вообще областях умственного труда — предложение превышает спрос и все оплачиваемые места берутся с бою. Крестьянин может найти себе заработок иногда гораздо легче и выгодней — ремеслом или торговлей, не говоря уже о хлебопашестве. Во все эти занятия он может с пользой внести плоды своих познаний и душевной доблести. Вот почему я вас предостерегаю, чтоб вы не бросались зря к высшей науке, окончив местную школу из-за ошибочных выгод, мелкого самолюбия, или тщеславия. Этим я снимаю с совести своей перед вами ответственность за то, если бы эта школа завлекла вас на пути науки дальше, чем это для вас полезно и необходимо.
Я говорю это вовсе не для того, чтобы удержать некоторых из молодежи, в которых проявится особенное желание к дальнейшему умственному развитию, — продолжать учиться. Я вас только предостерегаю от тех ложных, вредных путей, на какие вас не должна ни в каком случае натолкнуть Беречинская школа.
Хорошие народные учителя, например, нам очень и очень нужны. Спасибо всякому, кто на себя примет этот высокий труд; но не все ведь способны на него и пойдут охотно на эту скромную часто тяжелую должность.
Помимо чтений с волшебным фонарем для всего населения и библиотека школьная, — в вашем распоряжении, чтоб вы могли почерпнуть из нее всякие знания и ознакомиться с русской литературой. Да благословит Бог начало новой, лучшей жизни, как я надеюсь в селе Беречине и да поможет членам школьного попечительства чисто и добросовестно вести то высокое дело, какое выпало на их долю!..."
После речи попечительницы инспектор народных училищ Покровского уезда г. Бошняк приветствовал открытие второго класса при Беречинской школе, как центра, который будет объединять церковные и земские начальные школы.
После этого от крестьян Беречинского прихода был прочитан следующий адрес Татьяне Петровне.
„Ваше Превосходительство, глубокоуважаемая Татиана Петровна! В сегодняшний радостный для нас день, — день открытия двуклассной церковно-приходской школы, позвольте нам крестьянам прихода села Беречина выразить Вам свою глубокую благодарность за все доброе, сделанное Вами для нас. Нам простым и малограмотным людям трудно, конечно, перечислить в полной мере все Ваши заслуги и передать всю глубину того чувства признательности, которое живет в нас к Вам за все Ваши труды и заботы о наших нуждах, но мы надеемся, что Вы и из этих немногих слов поймете, как велико оно.
Четыре года тому назад Вы пришли сюда издалека с Вашей любовью к нам, темному и простому народу и с жаждой насаждать просвещение.
И вот вместо старой и ветхой школы Вы выстроили в нашем селе новое здание — просторное и светлое, в котором кроме обычных школьных познаний наши дети могут приобретать в устроенной Вами столярной мастерской и практические знания, которые в их дальнейшей жизни всегда и везде могут быть ими с пользой приложимы. Кроме того и обучаясь, они, благодаря Вашей чисто материнской заботливости, пользуются многими до сего времени недоступными им при наших скромных средствах удобствами. Теперь уже не страшны для детей дальних деревень ни морозы, ни вьюги и метели, у них всегда есть удобный и теплый приют в устроенной Вами при школе ночлежной. А выдаваемые ежедневно в обеденное время порции чая служат не только прекрасным подспорьем питанья, но и устраняют возможные заболевания от питья сырой и холодной воды. Каждый день Вашего приезда для наших детей — учеников бывает и днем большого праздника: вместе с сердечным и ласковым приветом они видят и другие вещественные выражения Вашей любви и внимания к ним, получая от Вас или полезную и назидательную книжку или какой иной подарок, что им, в большинстве лишенным всего этого дома, крайне дорого. Пожертвованная же Вами библиотека дает умственную пищу не только ученикам, но и нам, их родителям, отвлекая также и от праздного препровождения времени, затем, вот ныне, благодаря Вашей же неусыпной и беспрерывной 4-х летней заботе у нас открывается и двуклассная школа, которая, давая ученикам больше знаний, вместе с тем даст возможность улучшить и материальное положение. Вашим попечением не оставлен и храм наш, и в него Вы внесли свой дар и дали возможность иметь своего о. диакона, а также и учительницу — регентшу, которая будет заведовать и хором пения.
Кроме всего этого, кроме материального и внешнего благоустройства, которое Вы внесли в нашу общественную жизнь, Вы входя в общение с нами и нашими семьями и принимая участие в наших житейских неустройствах, происходящих часто по темноте нашей, Вы, глубокоуважаемая Татиана Петровна, теперь дорогая и близкая нам своим простым и задушевным обращением оказывая всюду нравственную и материальную поддержку, и в нашу домашнюю жизнь внесли мир и ободрение и дали нам ни с чем не сравнимый наглядный пример высокой христианской любви и милосердия.
За все это мы, прихожане села Беречина, земно кланяемся Вам и говорим свое сердечное русское спасибо.
Дай Бог Вам долгой и радостной жизни на благо наше и нашей родины!
Мы же с своей стороны приложим все усилия, чтобы быть достойными и в будущем Вашего расположения и покровительства“.
Адрес этот, красиво отпечатанный, был вложен в изящную папку.
Татиана Петровна благодарила крестьян за выраженные в адресе чувства и высказала уверенность, что и они с своей стороны будут содействовать упрочению и развитию устроенной для них школы.
После этого Татиана Петровна обратилась к членам попечительства, вошедшим в его состав в качестве представителей прихода, Ивану Евстигнееву, И. Белову и Осипу Моторжину, благодарила их за их труды при постройке школы и наблюдению за столярной мастерской и в знак особого внимания наградила каждого из них серебряными часами — с выгравированной на крышке надписью. Часы и членский знак попечительства получил и столярный мастер при школе.
В заключение торжества приглашенным гостям попечительницей школы был предложен чай и завтрак. Перед началом трапезы Татианой Петровной был провозглашен тост за здоровье Государя Императора и Государя Наследника Цесаревича. Одушевленное громкое ура было ответом на этот тост, хором же певчих был исполнен народный гимн.
Школьникам были заготовлены сласти, которые и получили они на следующий день.
Закончилось торжество, разошелся собравшийся народ и село Беречино приняло будничный вид. (В. Е. В. № 37-й. 1910 г.).
Отряд потешных из Беречинской церковно-приходской школы был организован попечительницей школы Т.П. Мятлевой, 23 мая 1913 года встречал Императора в имении Владимирского дворянства близ Переславля на т.н. «Ботике» (Музей-усадьба Петра I - «Ботик»). По просьбе Т.П. Мятлевой отряд был допущен присутствовать здесь и был поставлен у въезда в имение. Отряд был одет в особую форму, имел при себе ружья, встречал Императора военным строем по установленному порядку. Проезжая мимо отряда, Император поздоровался, сказав: «здорово, молодцы». Потешные дружно и громко ответили: «здравия желаем, Ваше Императорское Величество». Затем дети имели возможность наблюдать прием Императором Владимирского дворянства.
В 1925 г. в принятых от губпрофобра судогодской и береченской опытно-показательных мастерских ГСНХ отменяет с 1-го ноября плату за обучение.

Празднование столетия Отечественной войны в Беречинской ц.-приходской школе

Определением Св. Синода празднование столетия Отечественной войны в церковных школах перенесено на 11 октября, день выхода французов из Москвы. Но для Беречинской школы было сделано исключение: по желанию попечительницы школы фрейлины Государынь Императриц Т.П. Мятлевой, и с разрешения Высокопреосв. Николая, Архиепископа Владимирского, торжественное воспоминание Отечественной войны в Беречине устроено было 26 августа, в годовщину Бородинского сражения.
— Благодаря Т.П. Мятлевой, лично организовавшей это торжество и вложившей в него значительные средства, день 26 августа 1912 г. надолго останется памятным в Беречинском приходе.
Торжество началось совершением Божественной литургии и благодарственного после нее молебствия. Перед молебствием местным священником сказано было слово, посвященное отечественной войне 1812 года. В этом слове проповедник в ясной и доступной форме раскрыл слушателям, что в этой великой войне мы обязаны победой над врагами несомненной милости Божией и тому чувству любви и преданности своему отечеству, которое одушевило в тяжелую годину весь русский народ всех званий и состояний. За богослужением весьма стройно пел местный хор под руководством вновь назначенного в Беречинскую школу учителя. Храм был переполнен молящимися и не мог вместить всех богомольцев. Был, по-видимому, весь приход от старого до малого.
По окончании богослужения в храме было совершено освящение нового дома, только что отстроенного для себя попечительницей школы на приобретенной для этого ею земле. По освящении местные жители приветствовали хозяйку с новосельем, поднесли ей хлеб-соль и разные хозяйственные предметы. Затем всем собравшимся и большим, и малым любезной хозяйкой предложено было обильное угощение.
В 2 часа дня начался собственно школьный праздник. Прежде всего был произведен смотр местной школьной «потешной» организации. С начала прошлого учебного года при Беречинской школе из учащихся образована группа «потешных». Попечительницей сделана для этих «потешных» особая форма (синие с белым кантом куртки, такие же брюки и фуражки) и нанят для занятий запасный унтер-офицер. Дети обучались главным образом гимнастике, а не военному строю, но знают построение, умеют маршировать и петь подходящие песни; занимаются без ружей. Смотр 26 августа показал, что во всем этом дети значительно успели. Их разнообразные гимнастические упражнения проделаны были стройно и представляли собой довольно красивую картину.
После смотра потешных было устроено состязание на призы. Для мальчиков устроено было лазанье по шесту, а для девочек бег. Из мальчиков прежде всего состязались ученики столярной мастерской. При Беречинской школе уже три года функционирует учебная столярная мастерская. С начала настоящего учебного года эта мастерская перешла в ведение Министерства торговли и промышленности, преобразована в художественно-ремесленную и заведующим ею назначен окончивший курс Строгановского училища в Москве. После столяров состязались «потешные», а затем и ученики школы. После мальчиков девочки состязались в быстроте бега. Попечительницей накуплено было много ценных призов, и состязавшиеся были весьма довольны. Не менее довольны были и их родители, любопытной толпой окружавшие место состязаний. Взрослым в тоже время были розданы платки и стаканы с изображениями, относящимися к 1812 г.
По окончании состязаний все собрались в помещении школы. Здесь был исполнен народный гимн и несколько пьес, относящихся к событиям отечественной войны. Особенно хорошо была исполнена пьеса «Шумел, горел пожар Московский»... Простой народный мотив этой песни как-то особенно приятно звучал среди собравшегося простого народа.
По окончании пения был сделан перерыв до наступления темноты. Да нужно было несколько отдохнуть и зрителям, и исполнителям.
В 8 часов вечера снова все собрались в школу. Здесь устроено было чтение с волшебным фонарем. В кратком очерке изложены были все главные моменты Отечественной войны и на экране показаны были изображения главных героев этой войны и наиболее важные эпизоды ее. В связи с изложением течения событий 1812 г. учащимся прочитаны были соответствующие стихотворения и басни, как напр. «Бородино», «Волк на псарне» и др. Чтение провела сама Т.П. Мятлева по составленной ею книжке, картины были также ее издания. Чтение закончилось около 10 час. вечера. Была уже темная ночь. Выйдя из школы, все любовались красивою иллюминацией. Здание школы было украшено разноцветными фонариками.
Затем все отправились к дому попечительницы, отстоящему от школы около полуверсты. Путь был красиво иллюминован разноцветными фонариками, развешанными по деревьям. Дача была украшена гирляндой фонариков. Фонарики по местам горели и в находящемся пред дачей лесу. Все это создавало волшебную картину среди ночной темноты. Когда все собрались пред дачей, сожжен был разнообразный и блестящий фейерверк, доставивший несказанное удовольствие особенно детям. Наконец, потухли последние огни, но как-то не хотелось расходиться по домам в серую будничную обстановку. Собрался хор и снова пропел «Шумел, горел пожар Московский», пропел и народный гимн. Особенно торжественно звучал этот гимн среди ночной тишины, отдаваясь эхом в окружающих лесах. Громкое «ура» покрыло звуки народного гимна и закончило торжество, затянувшееся почти до полночи. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 36-й. 1912 г.).

Праздник трезвенников в селе Беречине в 1913-м году

Вновь организующееся общество трезвости в селе Беречине 3-го июня 1913 года, в целях объединения устроило особый праздник трезвости. Мысль об устройстве общества трезвости в Беречинском приходе давно занимала внимание и местного священника и учителя Беречинской двухклассной школы М. Назарова. Благодаря заботам и средствам попечительницы школы г-жи Мятлевой дело народного образования в селе Беречине постепенно развивается все шире и шире и в настоящее время обслуживает нужды не только Беречинского прихода, но и всего окрестного района. Большим тормозом делу просвещения служит развившееся в местности, большей частью заводском, населении злоупотребление спиртными напитками. Сама собой назревала мысль хотя сколько-нибудь ослабить этот тормоз. Из боязни, чтобы не остаться «гласом вопиющего в пустыне», осуществление этой мысли со дня на день откладывалась. Два обстоятельства повлияли на нерешительность и колебания организаторов этого дела. В минувшем феврале месяце при посещении школы Епархиальный наблюдатель В.Г. Добронравов, участвовавший в прошлогоднем Московском противоалкогольном съезде, привез с собой большой запас брошюр и книг притивоалкогольной литературы для распространения в народе и для народных чтений. В конце того же месяца ко дню праздника 300-летнего юбилея Царствования Дома Романовых попечительница школы в ознаменование этого дня кроме прежних значительных пожертвований на просветительное дело еще внесла крупную сумму денег на содержание школы и художественно-столярной мастерской. Объявляя об этом населению, священник и решился обратиться к прихожанам с призывом ознаменовать 300-летний юбилей каким-либо добрым делом и с своей стороны. Указавши на нестроения народной жизни, одной из главных причин которых служит злоупотребление спиртными напитками, он предложил образовать содружество людей, которые поставили бы себе задачей бороться против алкоголизма и заботиться о возрождении своей духовно-нравственной и материальной жизни. Призыв был встречен некоторыми сочувственно. Прошло три месяца – число желающих быть членами общества трезвости возросло до 40 человек, идея трезвости в приходе достаточно окрепла, явилось желание, в ожидании официального открытия общества, устроить особое торжество, которое могло бы надолго остаться памятным среди местного населения.
Торжество началось молебном по окончании литургии в день Святого Духа; Апостольское и Евангельское чтение этого дня, как нельзя более кстати, совпало с идеей торжества. Перед началом молебна священник обратился к молящимся с следующей речью:
«Нынешний день будет отмечен в нашей приходской жизни скромным торжеством: сегодня в первый раз наше нарождающееся общество трезвости, так сказать, публично заявляет о своем существовании. До сего времени мысль об обществе трезвости подобно маленькой искорке слабо мерцала в сознании немного лиц; теперь эта искра разгорается и готова освещать темные уголки нашей жизни. Постараемся уяснить себе основную идею этого общества и те цели, к которым оно будет стремиться.
Все мы получили от Бога драгоценный дар,- дар этот жизнь человеческая; для одних этот дар служит источником радости, счастья,- для других источником несчастья, гибели; зависит это от того, как мы относимся к этому драгоценному дару. Дух человеческий в своих умственных, нравственных и религиозных проявлениях предназначен к бесконечному развитию и усовершенствованию; в гармоническом развитии своих духовных сил и способностей человек и находит свое счастье и радость жизни. Мы видим, как целые государства и отдельные личности при благоприятных условиях благодаря своей энергии достигают до высших степеней культуры и прогресса, или наоборот доходит до полного одичания, до степени животного состояния. Погруженные в суету мелочной жизни, при забвении своего высшего назначения, заботясь об удовлетворении своих низменных страстей, люди создают вокруг себя такую жизненную атмосферу, в которой высшие духовные потребности заглушаются и совершенно замирают.
К числу явлений, неблагоприятно, а часто и пагубно, влияющих на развитие нашей духовной и материальной жизни, одно из первых мест занимает злоупотребление спиртными напитками. Явление это тем опасно, что оно глубоко проникло в нашу жизнь; к нему мы так привыкли, что большинство из нас и не считает его злом, или по крайней мере не сознает тех ужасных последствий, которые происходят от него. По нашим общепринятым взглядам, что невиннее или даже похвальнее, когда человек для подкрепления своих сил или ради веселья в компании друзей позволяет себе употребление спиртных напитков! Мы в это время вовсе не думаем о том, что в этом напитке скрывается та страшная отрава, которая губит человека и духовно и материально, расстраивает семейную жизнь, наполняет и тюрьмы и сумасшедшие дома, распространяет свое пагубное влияние и на последующие поколения из рода в род. Беда в том, что последствия алкоголизма обнаруживаются не сразу,- иногда через многие годы, а для людей твердых волей и не допускающих неумеренности в употреблении спиртных напитков зло это лично для них, можно сказать, и вовсе не заметно. Таким людям, чтобы понять это зло, нужно возвыситься до понимания жизни в более широком смысле,- нужно сознать что поджоги, грабежи и убийства, совершаемые под влиянием алкоголизма, могут быть направлены и на них самих, что содержание тюрем, больниц и сумасшедших домов ложится тяжелым бременем на все государство, что с нравственным и умственным разложением и одичанием общества тесно связана и их собственная жизнь. О каких высших духовных потребностях может думать человек, зараженный страстью к вину! Вся жизнь его состоит или в тяжелой, непрестанной работе для добывания средств к жизни или в удовлетворении своей страсти. О запросах духовных нет и времени подумать, да уже и заглохли все эти запросы. Многие из нас в минуты душевного просветления сознают зло алкоголизма; некоторые открыто и твердо становятся на путь трезвой жизни; но одинокие голоса этих поборников трезвости или тонут в общей массе, отуманенной вином, или подвергаются насмешкам и гонениям. Вот, чтобы собрать этих одиноких поборников трезвости, чтобы утвердить сознание людей колеблющихся, и образуется свободное, основанное на чувствах взаимной любви, содружество людей, одушевленных желанием бороться со злом алкоголизма лично и по возможности и других привлекать к тому же. Уже одно то, что является группа людей, открыто осмеливающихся стать на путь трезвой жизни, уже есть шаг вперед. Теперь слабый единоличный голос может найти себе подкрепление в десятках других голосов. Уже «зеленый змий» не так властно и смело будет царствовать; измученные жертвы в страшных когтях этого змия уже не так будут беспомощны,- для них всегда будет готова сердечная защита и поддержка.
Но идея трезвости – это только одна, так сказать, первоначальная сторона дела. Не достаточно только быть трезвым человеком, хотя уже и это есть начало доброй жизни. Трезвость,- это только освобождением от тех пут, которые препятствуют нашему духовному и материальному благополучию. Содружество наше имеет своею задачей общими усилиями помочь и стать человеку на путь разумной и доброй жизни, поддержать в человеке к улучшению своего духовного и материального положения.
В последнее десятилетие стремление к просвещению охватило всю массу народную; русский народ как бы проснулся от своего многовекового сна и сознал свою отсталость от других культурных народов. Быстро проникает умственное развитие во все углы нашего отечества; изменяется и внешний вид русского крестьянина,- костюм, речь и обстановка жизни; даровитый от природы народ скоро усваивает и научные приобретения в области техники, отраслей сельского хозяйства, фабричного и заводского производства. Словом, всюду заметны следы культуры. Но вместе с умственным развитием и усвоением форм внешней культуры, замечается развитие и отрицательных сторон жизни народной. Всюду жалобы на развитие преступлений, хулиганства, на упадок религии и нравственности, начал семейной жизни, развитие роскоши, а вместе с нею и материальное оскудение; всюду замечается недовольство жизнью, нервность и озлобление против всех, и вместе со всем этим массовое распространение самоубийств… Что же все это значит? Неужели с распространением культуры непременно связана и нравственная гибель людей? Неужели просвещение не может жить с нашим, сложившимся веками, нравственным и религиозным укладом жизни? Не только может, но должно жить вместе. Истинная культура состоит не только в просвещении ума, но и в укреплении в сердце основ нравственного закона, сущность которого заключается в любви к Богу и ближнему. Просвещенный ум и сердце, одушевленное любовью, и могут укрепить волю человека к благоустройству совей жизни и вместе служению благу общественному. Все же нестроения нашей жизни происходят от того, что просвещение не проникло еще глубоко в сознание народное, своим наружным блеском ослепило людей. Не дало еще возможности разобраться с новыми веяниями, новыми понятиями; окрасило в мрачный вид все прежнее, старое, в большинстве случаев весьма ценное и в жизни необходимое. Все равно как, если бы человека, долгое время пребывающего в темном помещении, вдруг вывели на свет в яркий, солнечный день. Лучи солнца ослепили бы такого человека и не дали возможности рассмотреть окружающие предметы. Общество и ставить себе задачей взаимными усилиями помочь разобраться во всем этом, поставить человека на истинный путь развития путем чтений и бесед и т.п., пробуждать стремление ко всему истинному, прекрасному и доброму, укрепить волю человека к постоянному, бодрствованию над собой и духовному трезвлению. Путь к разумной и доброй жизни,- вот та задача, которая будет написана на знамени нашего общества! Сознавая тот вред, который проистекает от употребления спиртных напитков и в тоже время ревнуя о своем духовно-нравственном усовершенствовании, мы составим из себя дружеский союз для борьбы со страшным врагом рода человеческого. Да благословит Господь этот духовный союз, да даст ему силы и мужество неустанно идти по намеченному пути и служить светочем для окружающего мира».
Затем в 6-ть часов вечера все желающие быть членами общества трезвости собрались в помещение Беречинской школы. В этом собрании самое живое участие приняла попечительница школы Т.П. Мятлева; она обратилась к присутствующим с следующей одушевленной и сердечной речью:
«Сегодня в день праздника будущего Беречинского общества трезвости я душевно рада, что случай привел меня находиться в Пришкольном месте и вместе с вами. Приветствую смелое начинание передовых светильников крестьянского населения и поздравляю с добрым посевом пастыря Беречинской церкви, так же как и уважаемого учителя нашей школы. За 6 лет просветительной моей работы в Беречине много зла и тьмы мне пришлось болезненно ощутить от господства водки над душой и мыслью народной массы; много преград оно создавало мне на моем пути ко благу народа, которое он понимал, да увы! И теперь в большинстве понимает только под лишним рублем для прогула, каким бы способом этот рубль ни был приобретен. В конце концов, как ни печально это произносить, ничего, у людей пьющих до самозабвения, не остается святее зеленого штофа и ведра водки при всяких важных решениях мира, выставляемого на единственную усладу крестьян для помрачения их ума и человеческого достоинства, конечно, не с добрыми целями. Тогда озверев в достаточной степени, деревенские жители дают повсюду торжествовать в своей жизни обману, злобе и беззаконию. Честных и смирных в своей среде они гонят с остервенением и угрозами; к пьянствующим же, злым, грабителям и ругателям льнут как к своим друзьям – соучастникам в их беспросветном винном угаре. Что же доброе может в деревне преуспевать при таких условиях? Все, имеющие очи, чтобы видеть и уши, чтобы слышать, не могут не ужасаться все возрастающему заполнению хулиганством нашей, спившейся с кругу, несчастной родины, беднеющей от недостатка осмысленного труда и здоровых, верных понятий о назначении человека в жизни. Необходимо, давно нам пора встряхнуться от пьяного сна и заметить, что мы идем, шатаясь все больше и больше, к пропасти окончательной гибели. Жизнь награждает бодрых и сильных духом людей; негодная же часть человечества, опускаясь все ниже и ниже нравственно, неизбежно сама себя умерщвляет. Нравственная болезнь, т.е. дурные страсти и бесшабашное падение «духа живого» среди нас,- зараза такая же, как чума или оспа. От нее надо спасаться и ограждать себя очищением воздуха, которым дышишь из дня в день. Россия стремится мучительно к возрождению; единственный путь к нему: чисто духовное саморазвитие и соответствующее жизненным требованиям, не только поверхностное или дипломное, но настоящее правильное образование, без пустого тщеславного увлечения в сторону одной учености. Нам нужен плодотворный всеобщий труд без исключения сословия, пола и звания: каждый обязан нести на своих плечах свою долю общего дела,- нести его трезво, честно, весело друг для друга, во имя общего благополучия,- во имя счастья, силы, богатства и мирного процветания своего отечества, которое не дорого и не мало разве одним презренным, бесчувственным сабялюбцам. Подвиги и примеры людей, живших ранее нас, неизменно связаны с любовью к родине и к человечеству. Одуряя себя вином, мы забываем Законы Божеские и человеческие, мы не можем преуспевать ни в чем! Но мы падаем, падаем неудержимо в бездну безумия, телесной немощи, нищеты и порока… Зловеще сгустилась вся эта страшная тьма вокруг нас, ее замечают и радуются ей враги России. Чужие народы уже презирают нас и глумятся над нами… Но неужели мы совсем гибнем? Нет! Вот блеснула искорка света, то тут, то там. Кто-то встал на ноги… кто-то очнулся и хочет будить других, высоко поднимая светоч добра и разума впереди толпы… Идемте на этот свет… вперед, за ним! Поспешите и не оглядывайтесь! Пора, пора нам подняться для кипучего дела внутри России,- пора привлечь на себя небесные, благодатные лучи трезвой и честной трудовой жизни. Поверьте, в ней счастье и благо, а не в чаду вина и не в грубых страстях, унижающих душу. Вино не удаляет горя, которое перестаешь только сознавать под его влиянием, но всегда порождает новое, худшее, нежели то, от которого ищешь спасение в отраве спиртом души и мысли. Привет же самый горячий тебе, молодое общество трезвости и самовоспитания вокруг Беречинской школы! Дай Бог, тебе успеха и твердого, неутомимо – бодрого шага на пути к общему счастью! Мы можем провозгласить сегодня, и без бокалов шампанского, и без рюмок водки,- трезвое, радостное ура! Из глубины сердец, от избытка светлой надежды и полноты веселия, незатуманенного винным чадом. Ура! Поздравляю вас и глубоко радуюсь вместе с вами!»
Чтобы судить о впечатлении этой речи на слушателей, нужно было слышать самому эту речь и быть очевидцем этого впечатления. По мере того как г-жа Мятлева развивала свои мысли и чувства, все более и более открывалось то глубокое страдание, какое сама она пережила в своих заветных стремлениях ко благу народному, видя, как гибнут и силы народные и все ее многолетние усилия на пути просвещения из-за этого страшного недуга. В середине речи, перешедшей в вопль наболевшей души, на глазах слушателей появились слезы,- наконец, послышались и рыдания. Лил слезы человек, еще недавно стоящий на краю гибели и теперь ясно увидящий ту бездну, которая готова была поглотить счастье его жизни. По окончании речи собрание единогласно просило г-жу Мятлеву, ввиду ее живого и сердечного участия в делах общества, принять на себя звание Почетной Покровительницы общества, на что и выражено было ею полное согласие. Затем вниманию собрания были предложены на обсуждение некоторые вопросы, уяснить которые было необходимо на первых шагах возникающего общества. Прежде всего выяснено было, что хотя идея общества и встретила сочувствие во многих лицах, но еще большинство окружающей среды не сочувствует этой идее,- посему поборникам трезвости прежде всего нужно быть готовым ответить на те возражения, которые будут сделаны людьми не сочувствующими этому делу и постараться привлечь симпатии общественного мнения. Разобраны были следующие возражения против идеи безусловной трезвости.
1) Полезно ли умеренное употребление водки для здоровья, восстановления сил, возбуждения аппетита?
2) Необходимо-ли употребление водки для поддержания веселого настроения, оживления собеседников?
3) Справедливо ли, что употребление водки делает людей откровеннее, способствует сближению и даже любви между людьми?
На все эти вопросы даны со стороны присутствующих посильные ответы, подкрепляющие их убеждения. Затем всем собравшимся предложен был чай, за которым продолжалась беседа на ту же тему, только в еще более непринужденном виде. Каждому хотелось высказать, что в душе зародилось что-то новое,- явилось желание стать на твердый и разумный путь жизни.
В 9-ть часов вечера к участию в торжестве трезвенников привлечена была Беречинская школа с своим хором и оркестром балалаечников, организованным попечительницей школы. Беречинская двухклассная церковно-приходская школа со своими двумя большими классами представляет из себя огромную залу, которая может вместить до 600 человек. Старанием заведующего художественно-столярной мастерской и его помощника на средства попечительницы было устроено временное возвышение с изображением простой крестьянской избы. Большое оживление в программу вечера внесло участие в нем самой г-жи Мятлевой, взявшей на себя труд открыть вечер чтением рассказа из сочинений Глеба Успенского, содержание которого, как нельзя более соответствовало идее и целям общества трезвости. Затем бывшими и настоящими учениками Беречинской школы и др. лицами читаны избранные места из литературных произведений.
Оркестр балалаечников исполнил народный гимн «Боже, Царя храни» и несколько пьес и народных песен.
Хотя вечер продолжился довольно долго, хотя половина собравшихся за недостатком мест должна была стоять, но все было прослушано с нескрываемым удовольствием и громко выраженным одобрением.
Кончился вечер; разошлась публика, искренно благодаря и устроителей и исполнителей; но еще долго члены будущего общества трезвости делились впечатлениями пережитого. У всех в сердце чувствовалось, что начинается что-то хорошее в серой деревенской жизни.
Свящ. А. Глориозов.


В конце XIX — начале XX века село входило в состав Завалинской волости Покровского уезда.
С 1929 года село являлось центром Беречинского сельсовета в составе Кольчугинского района.
С 1978 года и вплоть до 2005 года входило в состав Белореченского и Раздольевского сельсоветов.
Численность населения: в 1859 г. – 232 чел., в 1905 г. – 286 чел., в 1926 г. – 437 чел., в 2002 г. – 260 чел., в 2010 г. – 254 чел.
В селе находится фельдшерско-акушерский пункт.

СНТ "Озерное" действует с 18 ноября 1992 г. Председатель Шурахова Елена Владимировна. Основным видом деятельности является «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе».
ООО "АСК" действует с 20 июня 1997 г., ОГРН присвоен 21 августа 2002 г. Директор Бармин Константин Геннадиевич. Адрес: село Беречино, 96. Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АСК" ликвидирована 24 февраля 2012 г.
ТОО "Строительная Фирма "Зенит" действует с 23 декабря 1993 г. Руководитель юридического лица Наумов Виктор Григорьевич. Адрес: село Беречино, 1. Основным видом деятельности является «Производство прочих строительных работ». Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "ЗЕНИТ" ликвидирована 30 сентября 2011 г.
ТОО "Автотранс "Зенит" действует с 1 марта 1994 г. Руководитель юридического лица Соколов Борис Викторович. Адрес: село Беречино, 1. Основным видом деятельности является «Прочая розничная торговля в специализированных магазинах». Организация ТОВАРИЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВТОТРАНС "ЗЕНИТ" ликвидирована 21 июля 2011 г.
ЗАО "Агропромэнерго" действует с 20 января 1992 г. Директор Лоскутов Николай Викторович. Основным видом деятельности является «Животноводство». Организация ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "АГРОПРОМЭНЕРГО" ликвидирована 6 марта 2006 г.
КФХ Дорофеевой Б.В. действует с 11 июля 1994 г. Руководитель юридического лица Дорофеева Берта Викторовна. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ДОРОФЕЕВОЙ БЕРТЫ ВИКТОРОВНЫ ликвидирована 10 февраля 2012 г.
КФХ Литвинова А.И. действует с 11 июля 1994 г. Руководитель юридического лица Литвинов Александр Иванович. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ЛИТВИНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА ликвидирована 27 января 2012 г.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1656 г. вотчинник Самойло Беречинский построил здесь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в патриаршем казенном приказе с новопостроенной церкви положено было дани 17 алтын с деньгою, заезда гривна.
Деревянный храм в Беречине в 1812 году сгорел.
В 1817 г. вместо деревянной церкви устроен каменный храм с такой же колокольней.
Престолов в храме два: в холодном в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой – во имя преп. Марии Египетской. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. (кроме 1866-1878 гг., которые уничтожены пожаром 1881 года) .
Причта по штату положено: священник и псаломщик. [1]
На содержание их получалось: а) от хлебного сбора с прихожан до 20 руб., б) от земли пахатной и сенокосной до 50 руб., в) от служб и требоисправлений до 450 руб., а всего до 520 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 ½ дес., пахотной и сенокосной 33 дес., неудобной 1 дес. 1700 кв. саж.; план и межевая книга на землю имелись. [1]
Приход состоял из села Беречина и деревень: Киреевки (3 вер. от церкви), Конюшина (2 вер.), Поддубков (1/2 вер.), Стенок (2 ½ вер.), Шустина (3 вер.) и Собина (2 ½ вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 455 душ муж. пола и 520 женского; все православные. [1]
Псаломщик с. Беречина, Покров. у., Иоанн Молитвословов перемещен 28 мая1907 г. к Суздальскому Ризположенскому женскому монастырю с возведением в сан диакона. И. д. псаломщика с. Глебовского, Сузд. у., Александр Крылов 30 мая перемещен в село Беречино.

Церковь сломана в сер. ХХ в. Поставлен памятный крест.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Город Кольчугино
Дмитриевский Погост
Село Козлятьево
Общество трезвости
«Праздник трезвости»

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Кольчугино | Добавил: Николай (26.10.2016)
Просмотров: 3380 | Теги: Покровский уезд, кольчугинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru