Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
20:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Смирнов Ксенофонт Прохорович

Ксенофонт Прохорович Смирнов

Ксенофонт Прохорович Смирнов священнический сын, родился в 1822 году. Закончил Муромское духовное училище (1830—1836), окончательное образование получил во Владимирской духовной семинарии, и в 1842 году вышел из нее с званием студента. В том же 1842 году 20 октября Высокопреосвященнейшим Парфением рукоположен во священника на место в село Красно.
Красненский приход в то время представлял широкое поприще для деятельности молодого пастыря. Отец Ксенофонт нашел свою паству хотя и православной, но мало знакомой с истинами св. веры и христианского благочестия, а приходской храм в селе Красне — до такой степени малопоместительным и изветшалым, что необходимо было принять энергичные меры в его благоустроению. Близко принявши к сердцу неотложную потребность утверждения своих прихожан в истинах св. веры, о. Ксенофонт немедленно, с любовью истинного пастыря, принялся за проповедание слова Божия. В тоже время и в частных беседах, и в поучениях с кафедры церковной, молодой пастырь настойчиво выяснял своим прихожанам необходимость благоустроении приходского храма. Убедительное слово энергичного пастыря имело полный успех. Прихожане его скоро сознали не только необходимость благоустроения св. храма, на что главным образом указывал о. Ксенофонт, но к заботам о храме присоединили еще другое доброе намерение приобрести настолько звучный колокол, чтобы благовест к богослужению ясно был слышан не в одних только ближайших, как в то время было, но и в отдаленных приходских селениях. В 1848 году на Красненской колокольне, к великой радости пастыря и прихожан, впервые раздался звучный звон тяжеловесного 321-пудового колокола. После того все внимание о. Ксенофонта было обращено на тесный и ветхий храм, который, по осмотре архитектором, оказалось невозможным исправить, — требовалось строить новый больших, против наличного, размеров. Предстояло великое и трудное дело. Но с помощью Божией и при содействии добрых людей, в особенности одного благотворителя из прихожан, о. Ксенофонт преодолел все затруднения: начались безостановочные работы по постройке храма. При постоянном надзоре и заботливости о. Ксенофонта, работы быстро подвигались вперед, и через 5 лет в селе Красне, на месте прежнего ветхого храма, возвысился уже новый 5-тиглавый, резко выдающийся из ряда соседних храмов своим величественным видом и обширностью.


Троицкая церковь, с. Красно.

Продолжавший между тем неустанно трудиться в проповедании слова Божия, о. Ксенофонт в 1851 году был определен катихизатором. Кроме того, о. Ксенофонт проходил и другие должности: 20 лет — безмездного учителя приходских детей, содержа училище в своем доме, — несколько лет ведомственного депутата и уполномоченного на духовно-училищные съезды; с 1874 г. он состоит законоучителем в Красненском земском училище.
За многолетние труды свои о. Ксенофонт не раз удостоен был признательности Епархиального Начальства и имел все, отличающие ревностного сельского пастыря награды, от набедренника до наперсного креста и ордена св. Анны 3-й степени включительно; в 1889 году о. Ксенофонт возведен в сан протоиерея.
За благочестную жизнь и усердные пастырские труды Господь Бог благословил о. Протоиерея редким счастием в семейной жизни. При здравствующей и теперь, достойной супруге о. протоиерей имеет пятерых детей: три сына и две дочери. Все сыновья его, успешно окончивши курс высшего (академического) образования, в настоящее время занимают весьма видное общественное положение: старший сын, протоиерей И.К. Смирнов состоит ректором Рязанской духовной семинарии; второй Н.К. Смирнов — в чине статского советника преподавателем в Пензенской духовной семинарии, а младший Ф.К. Смирнов — в чине коллежского советника старшим ревизором Самарской контрольной палаты. Благовоспитанные дочери о. Протоиерея состоят в замужестве — старшая за чиновником Рязанского акцизного управления, а младшая за старшим военным врачом. Таковы жизнь, труды и семейное положение о. Протоиерея К. Пр. Смирнова.

20 октября 1892 года, с разрешения Высокопреосвященнейшего Феогноста, Архиепископа Владимирского и Суздальского, совершалось юбилейное торжество в честь протоиерея села Красна Муромского уезда (сейчас село Красно, Вачский район Нижегородской области), Ксенофонта Прохоровича Смирнова по случаю исполнившегося в тот день 50-летия служения его в священном сане.
Накануне юбилейного дня прибыли в село Красно благочинный местного округа, протоиерей Г. Валединский, и ведомственный духовник, священник Павел Смирнов. После вечерни Благочинным, в сослужении священников — прибывшего П. Смирнова и местного И. Белавина, совершено было малое водоосвящение для освящения приношений, приготовленных в дар Юбиляру.
Утром в юбилейный день местным священником И. Белавиным совершено было всенощное бдение. Вместе с рассветом стали стекаться в село Красно не только местные прихожане, но и многие из жителей соседних приходов; к 8 часам утра прибыли в немалом числе священники ведомственного округа, пожелавшие участием в совершении Божественной литургии почтить глубокоуважаемого о. Протоиерея в день его юбилея. В 8 ½ час. начался праздничный благовест к литургии, и чрез полчаса от начала благовеста Юбиляр вышел из дома к литургии, сопровождаемый двумя почетнейшими из прибывших священников. Народ, ожидавший выхода Юбиляра, при его появлении из дома сомкнулся в две линии от дома до церкви и приветствовал на пути в церковь своего любимого пастыря почтительными поклонами. Заметно было, что не одно простое любопытство привлекло многих посмотреть на небывалое дотоле местное торжество, но и желание воздать должную дань почтения своему пастырю; у многих видны были слезы, которые служили очевидным выражением любви и уважения пасомых в своему досточтимому пастырю. В преддверии храма ожидало Юбиляра все прибывшее духовенство в облачениях, Благочинный с животворящим крестом, а старший по нем священник с чашей св. воды Юбиляр с благоговением приложился к св. кресту и окропил себя св. водой. Вслед за сим священник Александр Лавров обратился к Юбиляру с приветственной речью. После речи Юбиляр и встречавшее его духовенство направились к солее и там разместились в две линии, в том порядке, какой обыкновенно соблюдается при соборном служении молебнов. Здесь первенствующим диаконом возглашена была краткая ектения с прибавлением прошения о здравии Юбиляра. После отпуска священник И. Чернобровцев приветствовал Юбиляра речью, в которой с теплотой чувства указал на выдающиеся душевные качества Юбиляра, приобревшие ему всеобщую любовь и уважение, как прихожан, так и ближайшего духовенства. По окончании речи церковный староста Ф.К. Смолин от лица прихожан поднес Юбиляру наперсный с украшениями крест и просил принять этот священный дар, как знак их любви и признательности к своему духовному отцу за отлично-усердное пастырское служение его. Совершив земное поклонение подносимой святыне, Юбиляр с словами: «буди мне животворящий крест Господень сила, крепость, щит и хранитель, присно соблюдая мя и покрывая», приложился к св. кресту и возложил его на себя; затем в краткой речи благодарил прихожан за этот священный дар и призвал на них благословение Божие. От учеников земского училища, в котором Юбиляр состоит законоучителем, поднесена была ему в дар икона Спасителя с предстоящими св. мучеником Артемием (Святой дня) и преп. Ксенофонтом. Принимая св. икону, Юбиляр с благоговением приложился к ней и призвал на своих питомцев благословение Божие. После принятия Юбиляром священных приношений были прочитаны входные молитвы и началась проскомидия. Литургию совершал Юбиляр в сослужении благочинного, протоиерея Г.А. Валединского, и 8 священников ведомственного округа при трех диаконах. Праздничное освящение храма, многочисленный собор священно-служащих, стройное пение местного хора и большое стечение богомольцев придавали совершаемому Богослужению особенную торжественность и величие. После заамвонной молитвы духовником ведомства, священником Павлом Смирновым, было сказано глубоко-назидательное слово о пастырском служении и об отношениях пасомых к своему пастырю.
По окончании литургии совершено было соборным служением благодарственное Господу Богу молебствие. Пред началом молебна, по выходе священно-служащих за солею, Благочинный прочитал с амвона указ Духовной Консистории, разрешающий празднование юбилея, и от имени Высокопреосвященнейшего Архипастыря приветствовал Юбиляра с знаменательным днем в его жизни. Вслед затем он поднес Юбиляру в дар от духовенства округа храмовую икону Живоначальной Троицы, причем в краткой речи выразил Юбиляру от лица всего духовенства глубокое уважение за его благочестное полувековое пастырское служение. Непосредственно после сего сослужителем Юбиляра, священником Иоанном Белавиным, произнесена была приветственная речь Юбиляру. По прочтении Евангелия приветствовал Юбиляра речью священник погоста Зяблицкого Василий Соколов.
На все речи чествуемый Юбиляр отвечал благодарным поклоном. Перед отпуском молебна он обратился к собору священно-церковнослужителей, к своим пасомым и ко всем предстоящим в св. храме с следующей речью.
«Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу твою.
Полвека прошло, как в сей великий для меня день, чрез Святительское рукоположение, Господь наш Иисус Христос сподобил меня, недостойного, иерейской степени священства, а ныне благоволил сподобить меня и юбилейного чествования. С благоговением обращая внимание на сии великия в жизни моей события, соображая, как Господь многопопечительною заботливостию незабвенных родителей моих приготовлял меня немощного к великой благодати священства, а в прохождении столь трудного служения как вспомоществовал и укреплял в борьбе с величайшими трудностями и многоразличными искушениями, припоминая, что иногда и самая жизнь моя подвергалась смертной опасности, и от нея избавил меня Господь (Не редко при требоисправлениях в зимнее и ночное время был застигнут на дороге бурными вьюгами и метелями, лошади сбивались с пути и подвозили к глубоким оврагам, которыми изрыта вся окружность села Красна и в которых нередко сбившиеся с дороги путники оказывались замерзшими. Однажды привелось одному только с лошадью всю ночь пробыть у оврага с величайшей опасностью для жизни, не доехавши до села Красна только одной версты. Были и другие случаи, опасные для жизни.) и удивил на мне и другия великия милости, как и сию особенную, неизреченную милость, удостоив меня совершить полувековое поприще служения в священном сане, — прихожу в трепет при размышлении о том, что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Погружаясь в бездну неизреченнаго человеколюбия Божия, с благодарением взываю из глубины души: буди имя Господне благословенно от ныне и до века!
Не промолчу и Твоея хвалы, Преблагословенная Дево-Богородице! Яко не имам иныя помощи и надежды, ни иныя предстательницы и заступницы, ни благия утешительницы, и усердно молю Тя: храни ми под кровом Твоим!
Святителю отче Николае! По сему храму, с преблагословенною Богоматерию, и Ты — наш Покровитель. И за Твои превеликия ко мне благодеяния возношу Тебе благодарное хваление, возсылаемое всею церковию: радуйся великий угодниче Божий, миру всему источаяй многоценное милости миро!
К вам теперь обращаюсь, досточтимые отцы святии и братия, сослужители наши, почтившие меня поднесением мне образа Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, благоизволившей призвать меня на служение в сем храме, посвященном Ея превеликому имени. Такой великий, бесценный дар будет для меня всегда памятен, как священный знак вашей братской любви и молитвенных благожеланий, споспешествующих нам в великом деле пастырского служения. Глубоко, сердечно благодарю вас за столь великий дар! Почтившим же меня еще приветственными любвеобильными речами изъявляю особенную таковую же глубокую благодарность.
Достолюбезные духовные наша чада! И к вам еще мое слово. Поднесенный мне любовию вашей св. крест я буду носить на сердце и в сердце. Всегда сердечно любя вас, я не престану молиться о вас Христу-Спасителю, даровавшему нам крест свой честный, как непобедимое оружие на врагов нашего спасения.
Любезные дети, юные ученики мои! И вы торжественно выразили мне свою признательность и любовь также великим, священным даром. Молю Небесного Учителя нашего Господа Иисуса Христа, да отверзет нам ум к уразумению закона Божия и с юных лет ваших да направит вас неуклонно во всю жизнь стремиться в царство небесное, чтобы вам наследовать его.
В заключение, от всей души благодарю всех, принявших участие в молитвах моих в сей великий, знаменательный в жизни моей день. Господь же своею благодатию всех нас да помилует и спасет, яко благ и человеколюбец».
Речь Юбиляра произвела сильное впечатление на слушателей; у многих она вызвала слезы умиления, которые служили достойным ответом на речь глубокоуважаемого пастыря.
По окончании церковного Богослужения все священно-служащие и почетнейшие из прихожан сопровождали досточтимого пастыря - Юбиляра в дом его. При входе в дом почтенная супруга о. Ксенофонта и младший сын их Ф.К. Смирнов, прибывший на родительский праздник из места своей службы, встретили досточтимого Юбиляра с св. иконой и с хлебом-солью. Преданный сын, поднося от имени всех братьев и сестер своих икону Спасителя с ликами Святых, имена которых носят старцы-родители, обратился к чествуемому родителю с пространной речью, в которой, с теплотой чувства, выразил лично от себя и от лица отсутствующих братьев и сестер общие благодарные чувства своему родителю за многолетние труды и заботы, понесенные при их воспитании и образовании. Сердечно признательный сын закончил речь свою земным поклоном глубокопочитаемому родителю. Юбиляр сделал перед св. иконой земное поклонение, с благоговением приложился к ней и с любовью отца сказал почтительному сыну: «искренно благодарю всех вас, дорогих детей наших. Вы нам — венец, похвала, слава и честь,- и да благословит вас Господь Бог обильно всеми благами и земными, и небесными». Затем Юбиляр с благодарением принял хлеб-соль от своей супруги, воздав хвалу Богу, милующему и питающему их.
После этого сказана была краткая ектения с провозглашением многолетия Юбиляру.
Когда пение было окончено, Благочинный, в воспоминание своего товарищества с Юбиляром по семинарии и одновременного с ним рукоположения и священный сан, поднес ему в дар от себя портрет их общего рукоположителя, высокопреосвященнейшего Парфения, и в своей задушевной речи высказал Юбиляру, что добрые товарищеские отношения, какие установились между ними во время юности, он доселе хранит в своей душе. Юбиляр с благодарением принял дорогой дар от Благочинного.
В то время, когда Юбиляр принимал поздравление от посетителей с исполнившимся 50-летием служения его в священном сане, младший сын Юбиляра Ф. К. Смирнов поднес своим родителям в отзолоченной раме семейную фотографию, на которой художественно изображены — в средине Юбиляр с его супругой, а по сторонам, отдельными группами, дети их с своими детьми. Поднося этот дар, Ф.К. сказал своим родителям: «На мою долю, дорогие родители, выпало счастие лично приветствовать вас с юбилеем. Из телеграмм и писем, полученных от прочих членов вашей обширной семьи, вам уже известно, насколько сильно все они желали и стремились вместе с нами разделить радость настоящего праздника и что лишь неожиданные, непреодолимые препятствия могли задержать их и лишить этого счастия. С другой стороны нам, постоянно пользующимся вашей беззаветной любовию, вполне понятно ваше страстное желание отпраздновать юбилейное торжество в кругу всех своих детей и внуков. В удовлетворение такого желания, при невозможности осуществить его на деле, мы приготовили и просим вас принять нашу фамильную фотографию, чтобы вам как-бы лично видеть всех членов вашего семейства, душою и сердцем пребывающих вместе с вами и горячо приветствующих вас». Юбиляр обнял и расцеловал дорогого сына за доставление такого удовольствия родителям, горячо любящим детей своих.
Затем досточтимым хозяином - Юбиляром были предложены духовенству и почетным прихожанам чай и трапеза.
Bо время обеда Юбиляром было получено большое количество поздравительных писем и телеграмм от родных и знакомых, не имевших возможности принести личное поздравление. Между прочими были получены приветствия: из гор. Рязани от законоучителя гимназии, протоиерея И.Е. Любимова, и священника А.Н. Боголюбова, от сыновей и зятьев Юбиляра, из Мурома от благочинного, протоиерея А.Е. Аменицкого и преподавателя духовного училища И.М. Богословского, от священников села Арефина П.К. Адлерова и П.Ф. Соколова. Духовенство в искренней братской беседе делилось разными впечатлениями, вынесенными из своей служебной деятельности, а так-же рассуждало и о некоторых предметах, близко касающихся своего положения и духовных потребностей своих прихожан.
Немалое назидание для себя вынесли из совершившегося торжества священнослужители округа, лично почтившие глубокоуважаемого о Ксенофонта. Не даром же этот доблестный пастырь заслужил всеобщую любовь и почтение и пастырей-сотоварищей, и своих прихожан.
Священник пог. Липовиц И. Чернобровцев.
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1893 года).

Свыше 60 лет о. протоиерей К. Пр. Смирнов священствовал в Красненском приходе, являя себя делателем непостыдным, право правящим слово истины. Наконец старческие немощи и давнишняя болезнь ноги, усилившаяся вследствие простуды, уложили о. протоиерея в постель. Но и во время болезни о. протоиерей не переставал заботиться о своей любимой пастве: сам писал и посылал к соседним священникам просительные письма о совершении за него церковного богослужения и требоисправлений по приходу. За день до своей кончины — в храмовый праздник во имя св. Николая Чудотворца, о. протоиерей, со слезами на глазах, благодарил одного из соседних священников за совершение, вместо него, в тот день литургии в Красненском храме, просил не оставлять его беспомощным и на будущее время. Но этого будущего времени было для него впереди не много. На следующий день — 10 мая, в 10 часов утра, о. протоиерей К. Пр. Смирнов тихо, без всякой агонии, скончался. Редкие удары в большой колокол возвестили приходу о кончине глубокопочитаемого пастыря. Доколе тело почившего пастыря находилось в доме, прихожане каждый день, беспрерывно, густой толпой приходили поклониться умершему и помолиться об упокоении души его. Соседние священники читали при гробе св. Евангелие и служили панихиды по личному усердию и по просьбе приходивших прихожан. Погребение о. протоиерея К. Пр. Смирнова было совершено 13 мая 1904 г., на 4 день после кончины. Несмотря на то, что 13 мая было в будничный день, Красненский обширный храм был до тесноты наполнен богомольцами: явились отдать последний долг глубокопочитаемому пастырю не только его прихожане, но и многие из соседних приходов. Литургию в день погребения совершал ведомственный о. Благочинный, протоиерей Павел Петрович Смирнов в сослужении четырех священников, а погребение было совершено восьмью священниками с о. Благочинным во главе, при довольно стройном пении местного хора. Перед началом погребения о. Благочинный, протоиерей П.П. Смирнов произнес глубокопрочувствованную речь, в которой, указавши на многолетние пастырские труды и заслуги почившего о. протоиерея, назидательно выяснил обязанность пасомых молиться об упокоении души почившего пастыря. В средине чина погребения, пред пением канона, была произнесена речь родственником покойного, священником погоста Липовиц Иоанном Чернобровцевым. В конце погребения была сказана импровизацией назидательная речь священником села Чулкова о. Александром Лебедовым. При пении хором певчих стихиры: «приидите последнее целование» и многих других, прихожане со слезами на глазах прощались с глубокопочитаемым пастырем. Затем гроб с телом почившего пастыря был поднят священниками, обнесен вокруг храма и опущен в приготовленную за алтарем могилу. На 9 день после кончины о. протоиерея К. Пp. Смирнова прибыл в Красно Преосвященнейший Иоанн, Епископ Полтавский, помолиться у свежей могилы о упокоении души своего дорогого родителя. Недолго пожила после о. протоиерея оставшаяся после него супруга старушка матушка. Чрез два месяца она мирно скончалась и похоронена в одной могиле с своим супругом—пастырем.

У него и его супруги, Татьяны Ивановны (1820—1904) было 5 детей. В том числе, три сына:
- Иван (1844, Красно — 1919, Рязань), в иночестве Иоанн — архиепископ Рижский и Митавский, затем Рязанский и Зарайский, автор большого числа богословских сочинений;
- Николай (1847, Красно — 1907, Пенза);
- Федор (1852, Красно — 1929, Москва) — управляющий Олонецкой (1908), Курской (1908—1912 гг.) и Рязанской (1912—1917 гг.) контрольных палат, кавалер орденов Св. Анны 2 ст., Св. Владимира 4-й ст. и Св. Станислава 1-й ст. Действительный статский советник. В 1918—1919 годах — член Рязанской губернской коллегии Рабоче-Крестьянской инспекции.

Николай Ксенофонтович Смирнов

18 февраля 1907 г., после продолжительной и тяжкой болезни, скончался бывший преподаватель Пензенской семинарии, редактор Пензенских Епархиальных Ведомостей Н.К. Смирнов. Сын протоиерея Владимирской епархии, он, по окончании курса Киевской духовной академии, поступил в 1871 году в Пензенскую семинарию на должность преподавателя литургики, гомилетики и практического руководства для пастырей; в 1872 году он определен был учителем арифметики в епархиальном женском училище, в коем с 1875 по 1892 год был исправляющим должность инспектора классов; с того же 1875 года он состоял редактором Епархиальных Ведомостей. Независимо от обязанностей по преподаванию в семинарии и училище, а также по участию в издании епархиального органа, нес и другие обязанности: многократно он исполнял обязанности инспектора семинарии, состоял членом Иннокентиевского просветительного Братства, при чем заведовал религиозно-нравственными чтениями, которые устроило Братство, принимал деятельное участие в чтениях Палестинского Общества и др. За какое бы дело он ни брался, или какое бы дело ему ни поручали, ко всему он относился с полным вниманием и исполнял его с наивозможной тщательностью. Глубокоубежденный в важности преподаваемых им в семинарии предметов для приготовления учащихся к пастырскому служению, он в таком именно духе вел преподавание их. И это было оценено. Как знаток своих предметов, он вызван был в 1901 г. в Петербург, в числе других семинарских наставников, для участия в работах по пересмотру программ семинарского курса. Всей душой он отдавался исполнению обязанностей инспектора классов епархиального женского училища. Посему при увольнении его от исправления должности инспектора классов, за определением особого лица на эту должность, ему объявлена была местным Преосвященным признательность и преподано благословение за его многолетние, разумные и полезные труды на благо училища. Как сотрудник епархиального органа, он выделялся обилием своих литературных трудов, и ни один из сотрудников Епархиальных Ведомостей, за все время их существования, не поместил в них столько статей, сколько он. Некоторые из своих литературных трудов он издавал особо. Таковы, напр.: „Изъяснение церковно-гражданских постановлений относительно браков, заключаемых в родстве и свойстве" (три издания), „По вопросу о значении и определении браков родства, встречающегося между женихом и невестою", „Краткий очерк истории христианского богослужения до VII вселенского собора" и др. С полною внимательностью, старанием и усердием он относился к исполнению и других, принимаемых на себя, обязанностей. И это также по достоинству было ценимо. Так ему выражена была Преосвященным благодарность за разумное устроение и за усердное и благоуспешное ведение чтений по Иннокентиевскому Братству и за участие в чтениях Палестинского Общества он был избран в пожизненные члены сотрудники, с пожалованием установленного знака. Н.К. отличался редким трудолюбием; он не знал удовольствий и светских развлечений; выходил из дома он только по делу, для исполнения своих служебных обязанностей, а остальное время он проводил в кабинете за работой; только в весеннее и летнее время он позволял себе занятия в саду и огороде. И в этих занятиях он проявлял те же черты трудолюбия и тщательности работы; сам подрезал деревья, окапывал, поливал или даже обкладывал навозом; это был садовод — любитель; к этому делу он привлекал и учеников, которые иногда посещали его сад и далее принимали участие в работах. Бывшие его ученики и ученицы, по смерти его, проявили не мало сочувствия, служили панихиды, участвовали в отпевании и проводили до места упокоения в мужском монастыре. Отпевание совершено было о. ректором семинарии, при участии протоиереев и иереев, бывших его учеников. На гроб его возложены были венки от редакции Епархиальных Ведомостей, от бывших сослуживцев, от жены с детьми. Один из воспитанников семинарии при отпевании произнес речь. (Пенз. Еп. Вед., № 5).

Красненский приход

Красно — село в Вачском районе (с 1929 года) Нижегородской области. Входит в состав Чулковского сельсовета. Стоит на правом берегу речки Добрушки (правом притоке речки Тужи, которая, в свою очередь, является правым притоком Оки). Находится на расстоянии около 4 км от Оки.

Село Красно при рч. Добрушке находится в 180 верст, от губернского города и в 55 от уездного.
Время первоначального основания церкви в с. Красне и образования Красненского прихода не известно. Первые сведения о том и другом мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г.; в них сказано следующее: «В с. Красне — церковь Николая Чудотворца; у той церкви дворы попов Зиновья, Василья и Ивана, дворы пономарской и просвирницын да в приходе: 9 дв. крестьянских и 10 бобыльских (в 1897 г. здесь 47 дв.), в деревне Высокой - 34 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 95 дворов), в д. Курмыкове — 9 дв. крестьянских (в 1897 г. в д. Курмыше 20 дворов), в д. Заставах — 8 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 19 дворов), в д. Щедринце — 36 дв. крестьянских и 6 бобыльских (в 1897 г. здесь 70 двор.), в д. Жекине — 36 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 97 дворов), в д. Вшивкове — 5 дворов (в 1897 г. здесь 17 дворов), в д. Липовке - 4 двора, в д. Хвощах — 6 дворов (в 1897 г. здесь 22 дв.), в д. Павликове 25 дв. крестьянских и 11 бобыльских (в 1897 г. здесь 38 дворов), в д. Ивашевой 9 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г.е 28 дворов) и в д. Соболевой 20 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 37 дворов). Да по сказке Николаевского попа Зиновья с товарищи церковные земли Государева жалованья 24 четверти, сенных покосов 120 копен». В писцовых книгах 1628—30 гг. значатся: деревня Павликова, в ней тогда было 22 дв. крестьянских, 11 бобыльских и 8 дв. пустых, д. Ивашева — в ней 16 дв. крестьянских, Соболева — 11 дв. крестьянских и 7 дв. пустых.
Упоминаемая в этой описи церковь была деревянная; она существовала в с. Красне до 1776 года и пришла в ветхость. Поэтому местный вотчинник С. Наум. Синявин испросил у епископа Владимирского Иеронима благословение на построение каменного храма. Храм был построен и освящен в честь св. Николая Чудотворца. Этот храм был небольшой и холодный. Богослужение в зимнее время с 1797 г. совершалось в теплом деревянном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, который был приобретен в г. Муроме.
В 1814 году к каменному храму была пристроена теплая трапеза; в ней устроено два придела во имя св. Троицы и Владимирской иконы Божией Матери. Тогда деревянная церковь была упразднена.
В 1860—63 гг. главный каменный храм был разобран и устроен новый более обширных размеров; в 1866—67 гг. разобрана и построена вновь трапеза этого храма. Новый храм пятиглавый довольно величественной и изящной архитектуры.
Престолов в новом храме три: главный во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой — во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. [1]
Храм внутри весьма богато украшен св. иконами и живописью. В иконостасе главного храма иконы из прежнего каменного храма — художественной работы. По преданию, эти иконы были писаны, по заказу храмоздателя Синявина, в Академии художеств. Утварь и ризница церковная также весьма богаты.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось из разных источников около 1850 руб. ежегодно. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 407 кв. саж., в том числе под церковью, улицей и дорогами 1377 саж., сенокосной 5 дес. 548 с., пахотной 37 дес. 1262 саж., из коих неудобной для пашни около 4 ½ дес., а всего 44 дес. 2217 саж.; план и межевые книги на землю имелись. [1]
Приход состоял из села Красна, сельца Высокова (1 вер. от церкви) и деревень: Курмыша (2 ½ вер.), Заставы (2 ½ вер.), Ивашева (3 вер.), Щедрина (2 вер.), Павликова (1 вер.), Хвощей (4 вер.), Соболева (3 вер.), Жекина (4 вер.) и Вшивкова (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 538 дворов, 1413 душ муж. пола и 1549 женского, в том числе раскольников 4 души. [1]
В с. Красне имелись: земская народная школа и церковно-приходская женская; в первой в 1896 г. учащихся было 65, а во второй — 19. [1]

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Категория: Муром | Добавил: Николай (20.11.2017)
Просмотров: 1298 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru