Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Булатниково, Муромский район

Cело Булатниково

Булатниково — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
Село расположено в 20 км на северо-запад от Мурома.

Селище (11-13 вв.) по данным кон. 19 в. и 1940-х гг., расположено в 2 км. к юго-востоку от села Булатниково на левом берегу р. Илевна, в урочище Ближний оселок. Керамика гончарная древнерусская.
Селище (11-13, 14-17 вв.) расположено в 2 км. к юго-востоку от деревни Мордвиново, правый берег р. Илевна. Протянулось вдоль берега, размеры ок. 230х80 м., высота над поймой 1.5-3.0 м. Керамика гончарная древнерусская и позднесредневековая 12-15 вв. [2]
Селище (8-10, 11-13, 14-17 вв.) расположено в 0.8 км. к юго-западу от деревни Зименки, к югу от животноводческого комплекса «Зименки», левый берег р. Илевна, 0.2 км. к северо-западу от курганного могильника. Площадь ок. 6 га., высота над поймой 6 м. Керамика лепная, муромского типа, гончарная древнерусская и позднесредневековая, в т.ч. белоглиняная, железные ножи, наконечники стрел, шиферное пряслице, бронзовый крестик. [2]
Курганный могильник Мары (11-13 вв.) расположено ок. 1 км. к юго-западу от деревни Зименки, 0.5 км. к юго-востоку от животноводческого комплекса «Зименки», левый берег р. Илевна, в березовой роще. Сохранились 79 насыпей высотой 0.5-1.5 м., диаметром 4-7 м., с кольцевыми ровиками у основания, некоторые со следами старых раскопок «колодцем». Исследовано (П.П. Кудривцев, 1877 г.; А.С. Уваров и Н.Г. Керцелли, 1879 г.; Ф.Д. Нефедов, 1885) более 30 курганов, содержавших трупоположения с западной ориентировкой в неглубоких подкурганных могильных ямах. Среди находок - перстнеобразные височные кольца, лунницы, пластинчатые перстни, золотостеклянные бусы, западноевропейская монета Х в., использованная в качестве подвески. [2]

По местной легенде, в старину жил некий разбойник Булат. Один из боёв его был на том месте, где впоследствии в с. Булатникове поставили церковь. По имени Булата и назвали село. После революции церковь была разрушена. Теперь на месте её западной части находится памятник воинам.
По другому преданию, название происходит от грабивших в его окрестностях муромских разбойников, отчего фраза «Булат, ткни кого» послужила основой названия села.
Вероятнее всего, название села происходит от слова «булат». Крестьяне в селе в старину были оружейниками. В селе была своя кузница, где ковали булаты. Вокруг села росли густые, непроходимые леса, а в них были разбойники, которые грабили проезжих. Так и возникла необходимость вооружаться большими ножами, которые больше были похожи на булаты.
Из Булатникова был родом Никита Давыдов, оружейник Оружейной палаты в Москве. Многие эксперты считают Никиту Давыдова родоначальником оружейного дела в России. Из всех его работ мировую известность приобрели две, хранящиеся ныне в Государственной Оружейной палате Московского Кремля – это «Булатный шлем царя Михаила Романова», называемый по древним описям «шапкой ерихонской», сделанный в 1621 году и зерцала (пластинчатый доспех) царя Алексея Михайловича, сделанный в 1663 году.
История жизни Никиты Давыдова состоит из ряда немногочисленных фактов. Первое упоминание о Никите Давыдове относится к 1613 году. До поступления в Оружейную палату Никита Давыдов учился у константинопольских мастеров, у которых он перенял тонкую, почти ювелирную технику отделки оружия. В Москве Никиту Давыдова сразу же назначили старшим мастером Оружейной палаты, и в этой должности он прослужил более 50 лет. Все эти годы другие мастера Оружейной палаты работали под его наблюдением, многие вещи были сделаны им самим или при его участии, недаром Никиту Давыдова часто называют «отцом русских оружейников». За прекрасную работу царь много раз жаловал его дорогими подарками и повышал годовое жалованье: Никита Давыдов получал самое высокое среди мастеров Оружейной палаты жалованье – 30 рублей. Но царские милости заслуживались великим и тяжким трудом. Мастера работали по 14-16 часов в сутки, в год самым лучшим платили от 20 до 40 рублей. К 1621 году относится создание самого красивого шлема Оружейной палаты. Именно Никита Давыдов смонтировал и декорировал его, за что и получил традиционную в России XVII века царскую награду (отрезы венецианской тафты и английского сукна). Представленная на выставке ерихонская шапка царя Михаила Фёдоровича (1613-1645), основателя династии Романовых, по праву считается одним из шедевров русского оружейного искусства XVII века и вместе с тем – одним из самых известных экспонатов музея «Оружейная палата». Важнейшей частью доспехов русских воинов издавна являлись боевые наголовья, в числе которых был и шлем. Лучшим образцом такого наголовья и является «шапка ерихонка» царя Михаила Фёдоровича Романова.«Ерихонки с парадной отделкой были излюбленным видом наголовья русских парадных доспехов. Сам шлем и все его детали выкованы из иранской булатной стали. Гранёный купол этого шлема имеет восточное происхождение, о чём свидетельствует насечённая на нём золотом арабская надпись: «ОБРАДУЙ ПРАВОВЕРНЫХ ОБЕЩАНИЕМ ПОМОЩИ ОТ БОГА И СКОРОЙ ПОБЕДЫ». Среди царских ерихонских шапок шлем работы Давыдова занимал особое место. В переписной книге Оружейной казны 1687 года был оценен в огромную сумму - 1175 рублей. Видимо, этот шлем был задуман и исполнен как своеобразный царский боевой венец. На шлеме присутствуют 95 алмазов, 228 рубинов, 10 изумрудов. Сделанный Никитой Давыдовым, шлем вес которого составляет 3,3 килограмма, использовался довольно часто. Известно, что он находился в походной казне царя Алексея Михайловича в боевых походах 1650-х годов – под Смоленск, Вильно и Гродно. Никита Давыдов проработал в Оружейной палате более 50 лет и воспитал много учеников.
Впервые о Никите Давыдове стало известно из источников и литературы, опубликованных во второй половине XIX века. Кроме того список самых известных работ дополняется ещё латами, изготовленных в 30-50 гг. XVII столетия, наручах середины XVII в. И зерцальном доспехе царя Алексея Михайловича 1663 г., а также двенадцатью произведениями огнестрельного оружия. Ерихонский шлем стал причиной постоянного интереса со стороны русских художников и скульпторов XIX века. На утверждённом в 1856 году Большом гербе Российской империи изображение «ерихонской шапки» работы Никиты Давыдова (хотя и с некоторыми изменениями) было помещено над гербовым щитом в качестве шлема Святого Александра Невского.

В писцовых книгах 1629-30 гг. находятся следующие сведения о селе Булатникове: «жеребий этого села был дан Михаилу Елизарову, за Московское осадное сиденье в королевичев приход под Москву», остальная же часть села принадлежала ему в качестве поместья.
В конце XVII — начале XVIII века на селе было не более десяти дворов. Булатниковские крестьяне имели репутацию воров и конокрадов, за что возникла поговорка: «Воры, булаты и лошеводы».
В с. Булатникове в кон. XVIII века насчитывалось 99 дворов, в них жителей – 227 муж., 280 жен., всего 557 душ обоего пола. При генеральном обмежевании дачи сделано экономическое примечание: что село расположено «по обе стороны верховья речки Илемны, большой Владимирской дороги и пруда; церковь Рождества Христова и дом господский, деревянные и при нем сад с плодовыми деревьями; земля иловатая; хлеб и покосы – средственны; лес мелкий дровяной; крестьяне на пашне». Во владении: Екатерины Ивановны Бурцовой, Алексея Михайловича Колошина и Ивана Антиповича Языкова.
10-го сент. 1875 г. земля под домом при с. Булатникове 800 саж. приобретена у поруч. Аполлона Ивановича Короткова гвардии поручиком Ипполитом Афанасьевичем Бурцевым за 500 руб.
В кон. XIX века село застроено 200 дворами, с населением: мужского пола 636, женского – 687, всего 1323 души. Последними владельцами были: гг. Бурцовы, княгиня Вяземская, Ермоланская, Короткий, Мягкова и Языковы.
В селе есть торговая площадь для еженедельных базаров, установленных по четвергам; базары особенно оживляются в зимнее время; из них, по бойкой торговле, отличаются Никольские и Рождественские, так называемые «Коренные». Главная торговля на них сосредоточивается на льняном волокне, которого вывозится на базары от 700 до 800 возов, так что распродажа его здесь простирается до 30000 пуд., на сумму по крайней мере до 75000 руб. Независимо того продаются на базарах: мануфактурные, щепные и другие товары, а также хлебные и съестные продукты. На Вознесеньев день, летом, учреждена в Булатникове двухдневная ярмарка, на которой преимущественно продаются: лошади, жеребята и телята, а также и разный сельско-хозяйственный инвентарь.
Крестьяне, хотя и занимаются хлебопашеством, но уделяют время и на отхожие промыслы; между ними встречаются: каменщики, кровельщики, маляры. Из домашнего мастерства здесь известны: изготовление борон, плетение лаптей. В селе две кузницы для ковки лошадей и других надобностей; синильня для крашения пряжи и холстов в синий цвет; ветряная мукомольная мельница и просянка с конным двигателем.
Волостное Правление, земский пункт лошадей для проездов чиновников по делам службы.

До революции село Булатниково – центр Булатниковской волости Муромского уезда.

В 1904 г. в селе Булатникове устроен приют-ясли.
«Булатниково — село торговое; в нем в настоящее время насчитывается больше 350 домов. Население самого села и ближайших деревень занимается земледелием, отхожим промыслом и отчасти (по зимам) торговлей.
Ведению и развитию мелкой торговли способствует местный базар, существующий в селе с незапамятных времен. Число мелких торговцев с каждым годом увеличивается. Как мне помнится, лет десять тому назад в селе торговцев, имеющих свои лавки, насчитывалось лишь 4 человека, а в настоящее время их более двадцати, не считая занимающихся скупкой и перепродажей товаров тут-же на базаре.
Чтобы вести мелкую торговлю, выражаясь иначе,— «маклачить», не требуется большого капитала: имея 200—300 руб., крестьянин местные всегда может нажить копейку. Конечно, бывают промахи и в торговле,— недаром сложилась такая пословица: «тот лишь не ошибается, кто ничего не делает».
Мелкой торговлей — «маклаченьем» занимаются нѳ те зажиточные мужики, которые имеют сбережения и кругленький капиталец, а совсем не имеющие своих денег, и которые благодаря своей энергии и предприимчивости создали себе особое положение и доверие среди крупных торговцев и учреждений мелкого кредита (кредитных товариществ), которые и снабжают их деньгами.
Базары в селе весь год бывают по четвергам. По съезду торговцев и покупателей и количеству привозимых товаров и предметов промысла, базары разделяются на четыре категории: весенние, летние, осенние и зимние. Последние две категории относятся к самым лучшим. Весенние и летние базары бывают очень плохие, т. к. крестьянство занято полевыми работами: 2—3 подвижных полка с бакалеей, десятка два местных крестьян — вот в весь летний базар.
Из продуктов труда на осенние и зимние базары свозится больше всего зерновой хлеб: рожь, овес и льняное семя. Если взять среднее число, то на каждый базар падет 100 возов, что составит около 2500—3000 пудов. По количеству привозимого хлеба, булатниковский базар, по сравнению с базарами в соседних селах: Дуброве, Ильинском и Мошке, занимает первое место. Хлеб весь, особенно овес, скупается местными скупщиками из сел Ильинского, Мошка и др. и небольшое количество (рожь) крестьянами для своего продовольствия. Цены на хлеб устанавливаются местными более крупными торговцами и зависят еще от съезда скупщиков: много скупщиков, и цены повышаются, мало — понижаются. Сорта привозимых хлебов не важные: рожь преимущественно русская; за последнее время стали появляться улучшенные сорта овса, которые крестьяне называют «низовым». На эти сорта овса и цены другие:: на 5—10 коп. дороже по сравнению с обыкновенным «русским» овсом. Улучшенные сорта хлебов привозятся из Новокотлицкой, Чаадаевской и частью Булатниковской волостей. Льняного семя много привозится на осеннюю ярмарку — Рождество Богородицы и на 2—3 последующие базары. Закупается на муромские маслодельные заводы Ушакова и Никитиных. Такая оптовая скупка семени вредит много родному маслоделию, т. к. мелким маслоделам, каких немало в д. Прудищах, Новокотлицкой волости, не представляется возможным при такой оптовой скупке купить 3—4 четверти семени. Не успел сторговать прудянин, как является оптовик, набрасывает копейку —другую, и семя остается за ним.
Нельзя сказать, чтобы семя было очень хорошо; встречается примесь рыжика в друг. сорных трав. За последнее время, со введением в с. хозяйство сортировальных машин, качество семян улучшается» (Газета «Муромский край», 10-го мая, 1914).
«Нет вина». В тревожные дни мобилизации в русско-японскую войну эти два слова — «нет вина» — не знакомы были русскому обществу. Вино лилось рекой, а там, где не давала ему литься — брали с боя винные запасы: громили буфеты на вокзалах, казенки, трактиры... В местах сборищ — была какая-то пьяная вакханалия. С винными парами в головах уезжали русские воины в далекий, неведомый им край, воевать за неведомое им дело.
Совсем в иной обстановке прошла мобилизация в настоящую войну. Ни на улицах, ни на вокзалах ни в других местах скопления запасных, их родных и знакомых и публики почти совершенно не было видно пьяных, даже подвыпивших. Были единичные случаи, но они были так редки, что совершенно не чувствовались. Русские войны поехали и едут на войну с трезвой головой, с ясным сознанием необходимости воевать, защищая свою родину. И все это, главным образом, потому, что во всех местах призыва и отправки солдат властно царил один лозунг:
— Нет вина!
Ни ведра, ни бутылки, ни сотки, ни рюмки. Без всяких исключений.
И стояли в столь горячее время переполненные винными запасами питейные заведения с запертыми наглухо дверями и окнами, недоступные ни для кого, стояли и бездействовали...
Но, как говорит русская пословица, голь на выдумки хитра. Есть и другое мудрое русское изречение: и на солнце есть пятна.
Оказались хитры и жаждущие выпить во что-бы то ни стало, и в деле отрезвления оказались недочеты.
В городе бездействовали все питейные учреждения «распивочно и навынос», вблизи города — они функционировали.
Об этом быстро и легко узнали все жаждущие... В этом я убедился собственными глазами.
На днях мне прошлось быть в с. Булатникове. Село, как село, люди, как люди, дни печальные, как везде и всюду... Но там эту печаль разгоняют по чисто русскому обычаю — вином. Переполнены трактиры, крики, шум, пьяные тесни, в то-же время казенка закрыта.
Что за странность? И борются с пьянством и не борются.
Подхожу к казенке. Вижу записка:
Закрыта — нет вина!
Оказывается, казенка все время, все эти тревожные дни, когда в городе не давали никому сотки, работала так старательно, что в течение нескольких дне ни одной «косушечки» не осталось.
Вот тут-то и сказалась хитрость голи на выдумки.
В городе — закрыто, в Булатникове — пей, сколько хочешь, и жаждущие и иже с ними двинулись из города в это «доброе» село.
По железной дороге, на лошадях, на своих двоих.
Дорога oт Мурома до Булатникова представляла в эти дни нечто вроде Невского проспекта... Движение необыкновенное: и едут, и едут и на костылях плетутся...
Одного, спешу разочаровать всех движущихся к с. Булатникову:
там, на запертой казенке висит бумажка с надписью — нет вина!» (С. Николаич. Газета «Муромский край», 26-го июля 1914).

«21-го сентября 1922 г. в Булатниковском Нардоме был поставлен спектакль. Зрительный зал, вмещающий 300 чел., был переполнен. Пьеса произвела на зрителей сильное впечатление. Артисты выполнили свои роли блестяще особенно удачно исполнена роль мальчика» («Луч», 7 окт. 1922).
«Среди имеющихся в уезде культурно-просветительных организаций первое моего занимает Булатликовский Нардом. Он был организован еще в конце 1917 года. Помещение Нардома (бывший трактир) несмотря на царящую разруху усилиями руководителей (не без участия, конечно, и остальных членов) перестроен заново.
Булатниковский Нардом уже давно выделяется своей работой среди других. Поэтому в день четвертой годовщины мы смело выставляем его, как лучший, и даем небольшую картину его работы за сентябрь 1921 года (разгар продналоговой кампании).
К 1 сентября числилось 98 членов, в сентябре прибыло еще 6. Во главе Нардома стоит заведующий, и при нем Правление из 5 членов по выбору общего собрания и 2 представителей волисполкома и волкомячейки Р.К.П.
В сентябре было проведено 3 воскресника по распялке дров для Нардома и жнитву овса, посеянного силами членов Нардома для его хозяйственных расходов. Овса собрано 23 п. 20 ф. Окрыленные этим успехом, Булятниковцы засеяли 6 пуд. ржи. Ведутся работы по отделке помещения (особенно по его отоплению). Тут необходимо отметить отношение местного Совнархоза, который все время отказывал дать этому единственному Нардому, но Булатниковцев отказами скоро не сшибешь. Рассчитывая на поддержку государства и на выручку от продажи овса, они сдали частному столяру подряд на оборудование сцены и зала. Это хозяйственная работа за сентябрь.
В остальных областях они также впереди. В сентябре, кроме печатной агитации, имя поставлено 2 спектакля-митинга и выпуск устной газеты с инсценировкой «Голод».
В области библиотечной работы ими заканчивается организация библиотечной волостной базы. Идет деятельная подготовка к устройству общеобразовательных курсов ІІ-й ступ. и сельско-хозяйственного кружка» («Луч», 7 ноября 1921).
«14 января 1923 г. исполнилось 5 лет с момента возникновения Булатниковского Народного дома и развития его культурно-просветительной деятельности. 19 января в здании Нардома проводится празднование пятилетия. После спектакля («Бедность не порок»), устраиваемого местными силами, состоится торжественное заседание правления Нардома с представителями Уотнароба, Упроса и др. учреждений и организаций уезда» («Луч», 18 января 1923).
«Из работ Булатниковского нардома (за январь м-ц 1923 года).
Библиотека-читальня.
При нардоме имеется постоянная библиотека, в которой имеется 3250 экземпляров книг.
В течение января мес. библиотека функционировала 24 дня. Подписчиков состояло 98 человек. Большой процент подписчиков от 20 до 40-летнего возраста. Всего за это время взято книг из библиотеки 418. Книги берутся в большинстве из беллетристики, часть по сельскому хозяйству; но замечается большой спрос на политические книги. Всего же библиотеку-читальню за январь посетило (целью получения книг, чтения газет и т. д.) 495 человек. Газет за этот период получено; 30 экземпляров «Луча», 12 экземпляров «Призыв», 10 экземпляров «Беднота» и 8 экз. «Правда». Читаются газеты в чайной при нардоме, но и берутся на дом. При библиотеки-читальне ведутся с читателями беседы. Так проведено: 2 беседы на тему: «просвещение в прошлом и настоящем»; 6 бесед на антирелигиозные темы. Всего на беседах присутствовало от 15 до 30 человек.
В общем же, нужно сказать, что библиотека работает удовлетворительно. Но она крайне нуждается в пополнении книгами.
Театр.
При нардоме имеется театр. Оборудование его вполне удовлетворительное. При нем организована постоянная труппа, с оплатой труда. Всего в январе было поставлено 5 спектаклей, из них 1 бесплатный. Посещаемость театра, в среднем 250 чел. Театр пользуется большой симпатией со стороны населения.
Счетоводные курсы.
Счетоводные курсы при нардоме открылись с 26 декабря 1922 г. (4-х месячные). Цель курсов заключается в том, чтобы оторвать окончательно молодежи от улицы и дать возможность ей получить, как специальные знания, так и общее развитие. Слушателями курсы посещаются аккуратно; отношение их к лекциям вполне серьезное.
Слушатели в возрасте от 16 до 20 лет.
Преподаватели на курсах — местные граждане и шк. раб. местной школы и работники нардома. Труд преподавателей оплачивается по 1 руб. за лекционный час.
Письменные принадлежности (бумага, карандаши и т.д.) слушатели получают от нардома бесплатно.
Чайная.
При нардоме имеется чайная. Посещаемость чайной за каждую неделю до 150 человек. При чайной имеются газеты в достаточном количестве» («Луч», 24 марта 1923).
«Пo примеру прошлых лет, Булатниковский нардом на лето переносит свою театральную работу в парк коммуны «Заря Жизни».
Для большей продуктивности в работе, нардом сливается с Межинской ячейкой Р.К.С.М. Приступлено к устройству и оборудованию сцены. Нужный материал есть.
В текущем году просветительная работа булатниковцев на открытом воздухе должна быть углублена и расширена. Кроме постановки спектаклей они имеют ввиду периодическое устройство устной газеты, лекций и диспутов» («Луч», 8 мая 1923).
«27 мая в парке, при коммуне «Заря жизни», состоялось открытие летнего театра. Силами Булатпиковской труппы любителей с участием вол. ячейки РКСМ был поставлен спектакль. Шла пьеса «На пороге к делу» произведение Островского-Соловьева, по содержанию очень близкая к деревенской жизни нашей дореволюционной России, а потому и понятная для деревенских зрителей.
Это пока для начала, а в будущем работа должна развернуться шире: так на 3-е июня уже готовится бесплатный спектакль, будет прочтена лекция и устроена устная газ. Принимаются меры и к устройству читальни, здесь же при летнем театре. Масса публики, главным образом, молодежи, сотнями стекающейся по праздничным дням в парк, кроме гулянья будет иметь возможность зайти почитать газету, книжку, а вечером посмотреть спектакль. В устройстве вышеприведенных мероприятий принимают активнейшее участие Булатниковский нардом и волячейка Р.К.С.М., которые культурно просветительную работу ведут в контакте» («Луч», 3 июня 1923).
«Булатниковский Народный дом. (К его пятилетию)
19 января 1924 г. в Булатникове Муромского уезда состоялось торжественное празднование пятилетия Булатниковского Народного дома. Булатниковский Народный дом является мощной культурно-просветительной организацией уезда и даже целого района. Красивое, большое и хорошо оборудованное по современным условиям здание, широкая культурно-просветительная деятельность Народного дома привлекают всеобщее внимание. Октябрьская революция открыла широкий простор просвещению, послужила громадным сдвигом в этой области в самих рабоче-крестьянских массах. Один за другом возникают культ.-просветительные кружки, общества, народные дома. Попало в эту волну и Булатниково и даже в числе первых, как большое торговое село. 14 декабря 1917 года молодежь и местные работники просвещения создают ядро (будущего Народного дома), вокруг которого затем — 17/XII создается в числе двадцати человек культурно-просветительное общество, последним избирается правление в составе: Калугина, Николаева, Лавковского, Сакланова и Борунова. Правлением намечается план работ: организация библиотеки, читальня, школы для взрослых и т. д.
Булатниковское общество первым откликнулось на призыв правления передает под Народный дом общественное здание трактир, арендуемый частным лицом, отдельные граждане на организационные расходы жертвуют около 4000 рублей. С января 1918 года правление приступает к ремонту здания и приспособлению его под Народный дом, местным художником (Ерковым) готовятся декорации, организуется библиотека, в основу коей положена бывшая волостная библиотека и книги от Владимирского Губземства, появляется читальня, 2/ІI местными силами ставится спектакль «На большой дороге» (Чехова).
Далее... появляется школа для малограмотных и безграмотных и школа повышенного типа, начинают читаться периодические лекции на разные темы.
Булатниковское общество, передавая культ.-просвет. обществу здание трактира поставило ему условием произвести в течение пяти лет полный ремонт, у последнего же осенью 1918 года возникает мысль расширить это здание. Правление обращается за помощью в Муромский Уотнароб, который отпускает для этой цели 33000 рублей, на каковые закупается 10 вагонов лесу.
Начинается постройка. Трактир разрушается. Готовятся срубы нового здания, а в кассе правления всего лишь 627 рублей. Однако правление не падает духом и, кое как рассчитавшись с рабочими, возбуждает ходатайство непосредственно перед Наркомпросом, который отпускает по сметам 26000 рублей. Вновь возникают работы, но … и этих денег не хватает на достройку. Вновь к Наркомпросу. Вновь тот щедрою рукою дает 60000 рублей. Здание поднимается, а деньги в своей цене начинают падать. Опять нет денег. Падает энергия у организаторов, теряется надежда у остальных граждан. Силы начинают распыляться (а особенно с мобилизациями в армию). Лишь Калугин, Николаев и немногие другие остаются на своем посту и твердо продолжают начатое дело. Организуют спектакли по району, в Муроме и т. д. Вырученные средства пускают на достройку здания, продают имевшуюся у Нардома лошадь, получают от Уотнароба вторую субсидию в 100000 руб., едут в Москву, в Наркомпрос, который учитывая уже развернутую Нардомом работу отпускает еще 126000 рублей. Мало по малу здание достраивается и в 1921 году уже почти готово (нет надворной постройки и не отделан снаружи).
Население, члены Культ.-Просвет. общества и особенно активные работники воспряли духом, с большей энергией закипает работа в Нардоме, крепнут и углубляются различные виды ее. Начинается пора расцвета.
К настоящему времени насчитывается в библиотеке до 3000 томов книг, от 60—150 подписчиков. Агитационная работа находит себе место во всех уголках Нардома и на сцене, и в библиотеке, и в читальне, и в чайной.
За пять лет в Нардоме поставлено около 150-160 спектаклей, при чем репертуар довольно ценный (немало было исторических пьес), имеется постоянная труппа (до 40 человек).
В разное время в Нардоме были школы неграмотных, повышенного типа, ликпункт, курсы кройки и шитья, курсы по сельскому хозяйству, общеобразовательные и по счетоводству, читались лекции на различные темы (по сельск. хозяйству — Бауэр, истор. культуры Селезнев и много др.).
Нардом служит и местом различных общественных собраний (съезд Советов, районные съезды работн. просвещения, кооперативные, и пр.).
В заключение необходимо отметить весьма отзывчивое отношение населения к «своему детищу» - Народному дому. Оно немало способствовало тем самым его возникновению и развитию, по первому призыву правления шло на встречу и средствами и личным трудом (путем субботников производится вспашка земельного участка Нардома, посев) и агитацией. Содействовал и Волисполком различными ссудами, денежными и материальными.
В результате всего Булатниково имеет свою гордость — крупнейший в Муромском уезде Народный дом» («Луч», 25 января 1923 г.).

«Много званных, да мало избранных».
Почему-же «они» не явились?!

День Кооперации в Булатниково отмечен бледно. Митинг-собрание посетили не все «городские гости». Так например, представитель или инструктор Муромской Конторы Губсоюза предпочел «отдохнуть». Докладчиками были только инструктора Приокского союза и местный учитель Калугин и член коммуны «Заря Жизни» Самарин.
По докладам была вынесена следующая резолюция:
«Заслушав доклады о кооперативном движении и значении кооперации в деле борьбы с частным капиталом, собрание приветствует начинания Coввласти в области внедрения и расширения кооперации в деревне и обещает своим вхождением в местные кооперативы показать своим соседям необходимость каждому гражданину быть активным участником в кооперативном строительстве, которое является залогом нашего крестьянского и вообще государственного благополучия и успеха в борьбе с частным капиталом.
Да здравствует Международный день кооперации, как день солидарности кооперативов всего мира!
А. Илемнский» («Красный луч», 15 июля 1924).
«Ярмарка в с. Булатниково (Мур. уезда).
Ясный сентябрьский день обещает бойкую торговлю. Нэпачи рады. — Кругом ларьки, полки, лавченки. От удовольствия потирают руки ожидают барыша. И вдруг, о, разочарование! «Климовская потребиловка приехала, идем туда»— послышались голоса и толпа покупателей ринулась от частных торгашей к Климовскому Кооперативу.
Многие торгаши, потерпев поражение, не дождавшись конца ярмарки — злобно поглядывая на могучего противника, поспешили на утек!» («Красный Луч» 2 окт. 1924).
«Артель «Красное Время». При Булатниковск. ВККОВ 10-VII организована артель инвалидов «Красное Время», каковая учреждает чайную и хлебопекарню, открывая на первое время розничную торговлю» (Газета «Красный луч», 26 июля 1924).
«В с. Булатникове, Муромского уезда, 400 слишком дворов. Булатниковская волость состоит из 58 земельных обществ, при чем 36 из них перешли на многопольный севооборот. В 1925 г. переход на многополье предполагалось довести процентов до 80-ти, но этого сделать не удалось: в нынешнем году булатниковцы с озимого клина (против прошлых лет) сняли 6 пpoц. урожая, а с клеверных полей ничего не сняли. Это на развитии их хозяйства не могло не отразиться чрезвычайно неблагоприятно.
Сейчас, для того, чтобы не дать булатниковцам попасть в еще более тяжелые условия, необходимо уплату клеверной и семенной ссуды рассрочить на несколько лет.
В волости имеется кредитное сел.-хоз. товарищество, которое работает, хотя и с перебоями, но все же, сравнительно, недурно. Главным тормозом в работе товарищества являются в настоящий момент просрочки ссуд; это обуславливается тем, что район, в связи с сильным недородом, очень обеднял. Необходимо своевременно принять соответствующим организациям меры к поднятию экономической мощи района.
У части населения уже заметно проявление политактивности. Плохо на населении отражаются такие факты, о них оно говорит не бел обиды: в совпартшколу, как, никому не-известно, поступил сын торговца Савинов. И вообще мужики говорят, что посланные из их районов не представляют собой людей, которые пользовались бы авторитетом» («Призыв», 17 октября 1925).

Булатниковская волость, центр — с. Булатниково, существовала в составе Муромского уезда с 1917 года. По постановлению ВЦИК от 8 мая 1924 года сюда передана Новокотлицкая волость. В составе волости было 25 сельсоветов: Бердищевский, Булатниковский, Дьяконовский, Занинский, Иванищевский, Климовский, Лесниковский, Межищинский, Митеневский, Михалевский, Мордвиновский, Ново-Котлицкий, Петроковский, Пополутовский, Прудищенский, Савковский, Саванчаковский, Саксинский, Сельцовский, Старо-Котлицкий, Степаньковский, Столбищенский, Федорковский, Хоробрицкий, Шароновский.
Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Муромский район того же округа.

После гражданской войны в селе образовался колхоз. Он назывался имени Демитрова. Колхоз по документам оформился в декабре 1929 года. Инициатива организации колхоза принадлежит простым рабочим и служащим. Вот имена некоторых из них: это Майоров И.Д. - служащий, середняк, Сумкин И.В., Калугин А.С. - учитель, Тюрников И.В. - сезонный рабочий и многие другие. Колхоз был очень бедный, но несмотря на ряд дефектов он всё–таки растёт. В селе есть кулаки, которые ведут агитацию против колхоза, через кулацкую «поэзию». Народное,- «кулацкое творчество» в своих частушках « выражает голос своей душонки», выдавая его за настроение масс против колхоза вообще, а в частности Булатниковского. Свободно распевает частушки.
Эх, колхоз, колхоз, колхоз
Колхоз на долинке!
Скоро ты колхоз умрёшь -
Пойдём на поминки.
Кулак предвещает скорую гибель колхозов, он от удовольствия потирает руки, широко улыбается, когда слышит из уст молодёжи перлы своего поэтического творчества.
Мышка просится к теплу
А лягушка к холоду
Наш Булатниковский колхоз
Помирает с голоду.
Здесь кулак запугивает голодом всех, кто порывается вступить в колхоз.
Идёт бабушка в колхоз
Тащит курицу за хвост
А дедушка кошку
За левую ножку.
Здесь мы видим агитацию против обобществления, так и хотелось автору сказать: «Не ходите в колхоз, а то у вас отберут всё до кошки, до курицы включительно».
Наш Булатниковский колхоз
За картошкой тянется
Хоть старайтесь, не старайтесь
Под зиму останется.
Здесь идёт злая насмешка над неуспеваемостью колхоза в уборочную компанию. Но труженики колхоза выпустили свои частушки.
Слушай мама нам весной
Трудновато будет.
А давай пойдём в колхоз
Там нам легче будет.
Плохо было в колхозе с трудовой силой. На 1 июня 1931 года насчитывалось 61 мужчина и 62 женщины, 15 подростков. В работе же участвовало только 7 мужчин, 30 женщин и 5 подростков. Постепенно положение с трудовой силой заметно улучшилось. Колхозникам за их труд выдавали зерно и картофель. Против же кулаков ведётся борьба, 22 хозяйства раскулачено, 19 из них выслано из пределов края. Правление колхоза состояло из двух человек. Местный агроном Романов и Мальков составляли производственный план на 1932 год. Во время полевых работ колхоз отдыхал по воскресеньям, прихватывая и церковные праздники. Вопрос о времени отдыха обсуждался на общих сборах, где меньшинство подчинялось большинству. Идёт рост нового быта в колхозе. На 1 марта 1932 года в колхозе нет ни одного неграмотного до 50 лет. В зимний период для рабочих устраивают курсы.
Летом 1931 года были открыты детские ясли. Ими было обслужено 20 детей. Далеко не все матери несли своих детей в ясли, не доверяя их каким -то там няням. Причина состояла в несознательности матерей. Проработали ясли не долго, всего 3,5 месяца, а затем были закрыты по причине отсутствия продуктов, которые не отпускало колхозу РАЙПО.
Недолго проработала и колхозная столовая, всего 3,5 месяца, но она показала всё преимущество общественного питания. Сытный обед, чай, отдых после за книгой и газетой, многим пожилым колхозникам даже понравился. Обслуживала столовая только май и июнь 1931 года, пропуская ежедневно до 100 человек. Причина закрытия – отсутствие приварочных продуктов.
Красного уголка, театра, кино и радио в колхозе нет. Культурное обслуживание проходит через избу-читальню. Но это обслуживание из рук вон плохое. Колхознику, пожалуй ещё меньше уделяется внимания со стороны обслуживающего избу-читальню персонала, чем всем остальным. Даже не выпускается специальная колхозная газета. Никаких кружков при колхозе нет. Зимний досуг молодёжи проходит в избе-читальне, а летом в гуляньях, устраиваемых в лесу.
Колхозник по укладу семейного быта ничем не отличается от единоличника: участвуя в революционных праздниках, завершает их гулянками вскладчину. Свадьбы, крестины и похороны справляются по- старинке. Венчание в церкви редкость, детей крестят в церкви, принимают в праздники попа у себя дома.
Начальным и семилетним обучением в школе колхозной молодёжи охвачены все дети колхозников, за исключением одной девочки, которая имеет намерения устроится в другую школу. Взаимоотношение школы и колхоза хорошие. Школа оказывает помощь колхозу в уборке урожая на полях.
Вечера молодёжь проводила в большом клубе. До утра они устраивали танцы под русскую гармошку. А какие концерты устраивались самой молодёжью. Стали в клубе показывать и кино. «Но только в то время фильмы были глухонемые»,- вспоминает одна из жительниц села – Сёмина Е.А. Здесь же в клубе располагалась и библиотека. Первым библиотекарем был Тюрников Александр Васильевич, тогда он вернулся с войны, а было это в 1943 году. Позднее он перешёл работать в школу – учителем. А на его место встала Мельникова Лидия Ивановна. Чуть позднее библиотекарем стала – Калугина Е.
По выходным дням около клуба был большой базар. А на, верху на бугре стояла пекарня. Первым пекарем был Хлебнов Владимир Павлович. Пекарня была на втором этаже, а на первом этаже разместилась чайная.
В 1965 году колхоз переименовали в совхоз Булатниково, первым директором был Панфилов. Затем директором совхоза стал Бученков Виктор Ильич (1957-1959 гг. – директор совхоза «Зименки»). Основной отраслью производства было – свиноводство. Также совхоз занимался растениеводством и разводил крупный рогатый скот. В 1973 году на смену старому руководителю пришёл новый, им стал Панкратов Виктор Сергеевич. Росло производство, повышалось поголовье скота. Строились новые помещения для животных. Так как в основном жители села трудились в животноводстве, это 365 человек, то нужно было куда-то пристраивать детей.
Встал вопрос о строительстве нового помещения, для детского сада. И в 1974 году было выстроено новое двухэтажное здание детского сада. Где были три группы. Первой заведующей д. сада была Ларина Татьяна Николаевна. Затем на смену ей пришла Борисова К.И. Но проработала она здесь не долго, всего один год и перешла работать в местную школу. Стала преподавателем географии. А заведующей стала Родионова Валентина Васильевна. Группы в садике были переполнены, иногда в одной группе было до 30 человек. С апреля 1979 года руководителем детского сада стала Горохова В.Н., где работает и в настоящее время.
С 1985 года идёт интенсивное строительство жилья, для рабочих совхоза. Молодёжь заканчивая среднюю школу в родном селе, не покидают его, а остаются работать в животноводстве. Руководители совхоза молодым рабочим вручают ключи от новой квартиры. Так появилась в селе Булатниково целая улица, которую так и назвали – улица Новая. В 1987 году по состоянию здоровья Панкратов В.С. уходит на заслуженный отдых. На смену ему приходит Шабаев С.В. В этом же году заканчивается строительство нового посёлка.
СПК "Булатниково" действует с 31 июля 2000 г. В 2001 году на собрании рабочие выбирают нового председателя СПК. Им становится Шахова Т.А.
В настоящее время СПК «Булатниково» занимается растениеводством и содержит крупный рогатый скот. Рабочих в СПК задействовано – 57 человек. Председатель - Вьюшин Роман Александрович. Юридический адрес - 602204, Владимирская область, Муромский район, село Булатниково, улица Мира, дом 1.

Администрация Булатниковского Сельского округа Администрации округа Муром действует с 15 февраля 2002 г. Глава сельского округа - Григорьева Анна Васильевна. Село Булатниково, улица Мира, д. 1. Организация ликвидирована 30 августа 2013 г.
Численность населения: в 1859 г. – 1097 чел., в 1897 г. – 1346 чел., в 1905 г. – 1398 чел., в 1926 г. – 1704 чел., в 2002 г. – 740 чел., в 2010 г. – 705 чел., в 2012 г. – 770 чел. (331 муж. и 374 жен.).
В селе расположены:
- Булатниковская средняя общеобразовательная школа,
- Муромский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,
- детский сад № 11 (МБДОУ "Детский Сад № 1 с. Булатниково" действует с 23 ноября 1999 г. Заведующий - Шутова Марина Николаевна. Улица Мира, д. 5а.),
- фельдшерско-акушерский пункт,
- участковый пункт полиции, отделение федеральной почтовой связи.

Образование

По документам от 1июня 1861 г. известно, что старосты Булатниковской волости просили открыть сельское училище, для обучения детей в селе Булатниково, и на первоначальное открытие постановили сходом собрать по 3 копейки серебром с каждой ревизской души. Булатниковская волость состояла тогда из 13 сёл и деревень. Школ не было. И несмотря на это, дворянское начальство мужицкую просьбу сочло непозволительным вольнодумством. И лишь в 1868 году здесь была открыта 3-х классная начальная земская школа с числом учащихся 90 человек.
С 1874 года Булатниковская начальная школа стала именоваться земским начальным 3-х классным училищем с числом учащихся 98 человек, и располагалась она в помещении, в котором позже находился Булатниковский сельский совет (ныне не уцелело).
До 1890 года она была единственной в волости, после чего были открыты начальные школы в селе Климове и деревне Михайлове.
В 1895-96 уч. году в земской народной школе было 98 учеников.
В 1914 году Булатниковское начальное училище имело 151 ученика.
Во главе училища стоял И.И. Смыслов, окончивший в 1884 году это же училище. Он проработал здесь более 50 лет и своим беззаветным служением народу на ниве просвещения оставил незабываемый добрый след на земле. Президиум Верховного Совета СССР 10 мая 1939 года наградил И.И. Смыслова орденом « Знак Почёта». Получал он награду из рук М.И. Калинина в Кремле.
Одним из приемников и последователей И.И. Смыслова был его ученик А.С. Калугин, начавший педагогический путь в 1912 году. Он был самодеятельным артистом и режиссёром народного театра на селе. В двадцатые годы организовал в Булатниково народный дом и самодеятельную группу артистов в количестве 53 человека. По вопросу строительства и работы Булатниковского народного дома А.С. Калугин имел личную встречу с Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Был автором 3 пьес, имевших успех на сценах народных театров. Причём добрая слава Булатниковского народного дома в 1919 – 30 гг. простиралась далеко за пределы Владимирской губернии.


Смыслов Иван Иванович

«Смыслов Иван Иванович.
На ниве народного просвещения немало можно встретить честных, отдавшихся делу просвещения народных масс, школьных работников.
В различных уголках уезда, среди тьмы и невежества ведут они свою работу упорно, твердо, оставаясь незаметными для многих.
Одним из таких является и Иван Иванович Смыслов, школьный работках Булатниковской школы (той же волости, Муромского уезда).
Иван Иванович — родился в 1874 году в простой крестьянской семье с. Булатникове. Четырнадцатилетним юношей, по окончании Муромского уездного училища, поступает он практикантом-учителем в Булатниковскую школу в 1888 году.
Три года упорной работы над собой путем самообразования и курсов (Киржачские — садоводства и огородничества и Владимирские — педагогические), а также и практическая работа в школе дали ему возможность в 1891 году выдержать соответствующее испытание на звание учителя начальной школы. С 1891 года начинается его беспрерывная работа в Булатниковской школе.
Почти все булатниковцы — его ученики; среди последних мы находим рядовых крестьян, общественных работников, педагогов.
Не только в школе был он примерным исполнительным работником: и годы суровой реакции, когда трудно было даже думать о каком либо сдвиге в общественной жизни, Иван Иванович принимает самое активнейшее участие в организац. в Булатникове «волостн. народной библиотеки» (в 1906 г), работает в последней с момента ее организации по 1917 году в качестве заведующего. Способствует в 1907 году организации в Булатникове Кредитного Товарищества, является идейным руководителем его, работает в нем по 1917 год счетоводом.
Не без его же участия в 1917 году в Булатникове открывается кооператив. Революционная волна 1917 года не смывает его и мы его опять видим в числе первых организаторов, незаметных, но искренне преданных делу просвещения родного села: учительство и Волисполком выдвигает его во вновь организуемый волостной Отдел Народного Образования.
С ликвидацией последних в 1919 году он становится школьным инструктором 1-го районного Отдела Народного образования.
Широко развернувшаяся, в Булатникове внешкольная работа захватила его: принимает он участие как в организации Булатниковского народного дома, так и в работе в нем. Работает он и в школе взрослых, и ликвидатором безграмотности, и на вечерних курсах по счетоводству. Всегда отзывчивый, Иван Иванович по первому призыву на месте и не гнушается никакой работой, будь то режиссерство-ли, суфлерство-ли — на сцене или просто какая-либо техническая работа.
Обремененный семьей, крестьянским хозяйством, крайне болезненный (ревматизм ног), Иван Иванович, оставляя дома малолетних детей (он вдовец), никогда не оставит не исполненной, возложенную на него работу!
Не стоит он в стороне и в профессиональной жизни работников просвещения: был членом Месткома союза Всеработпрос, является постоянным делегатом от своего коллектива на различных съездах просвещенцев, вполне оправдывая доверие избиравших его коллег.
Работая в 1920 году на одном с ним поприще, я видел в нем честного, исполнительного работника не только школьного, но и работника-общественника.
Несмотря на то, что личная его жизнь была крайне тяжелая он все же был на своем посту и в тяжелые годы не оставил рядов просвещенцев.
Полагаю, что Булатниковская ячейка РКП (б.), Волисполком, Правление народного дома и другие белее яркими фактами докажут то, что Иван Иванович Смыслов действительно примерный работник» («Луч», 11 мая 1923).
В 1931–32 году в жизни Булатниковской школы произошло изменение, она была преобразована в школу колхозной молодёжи (ШКМ). Под школу было передано здание кредитного товарищества и два кулацких дома. При ней было создано учебно-опытное хозяйство, в 1938 – 39 учебном году школа была реорганизована в среднюю. И с 1931 по 1941 год её возглавлял ученик И.И. Смыслова А.Д. Николаев. В 1941 году состоялся первый выпуск десятиклассников. Но многие из них так и не смогли реализовать свои мечты. Началась война. Едва получив аттестаты, юноши ушли воевать.
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45 в мае.
Военные годы были суровыми. Многие учителя ушли на фронт. Среди тех, кто в 1941 г. Отправился на фронт, был и директор Булатниковской школы Николаев Алексей вместе с учителями М.А. Агафоновым, И.П. Макаровым и А.В. Тюрниковым.
В 1948 году директором школы стал ученик И.И. Смыслова Иван Михайлович Тимохин, участник Великой отечественной войны. В школе он проработал директором с 1948 по 1983 год. При нём в 1968 году было построено здание интерната на 50 мест, а в 1971 – 72 учебном году школа получила от строителей современное отличное типовое здание на 480 мест.
В годы Великой Отечественной войны учащиеся овладевали учебными и военными знаниями, помогали фронту сбором тёплых вещей. Помогали колхозу в проведении сельскохозяйственных работ. Среди выпускников послевоенного времени была и заслуженный учитель Гарина Раиса Васильевна. Хоть она и не работала в стенах школы, но мы её знаем как замечательную поэтессу. Раиса Васильевна родилась в 1930 году в деревне Мордвиново. Рано оставшись без отца, воспитывалась в многодетной семье, с раннего детства познала тяготы крестьянского труда. В трудные военные годы, как и другим подросткам, учёбу в школе ей приходилось совмещать с работой на колхозных полях и ферме, заниматься домашним хозяйством. По настоянию матери все дети окончили Булатниковскую семилетнюю школу и выбрали достойный жизненный путь. Как и старшая сестра, Раиса Васильевна решила посвятить себя самой гуманной профессии – профессии педагог. Испытывая материальную нужду и лишения, успешно окончила Муромский учительский институт, а позднее – Владимирский государственный педагогический институт. Более тридцати лет трудовой жизни отдано ею педагогическому труду в школах Владимирской области, в том числе двадцать три года она преподавала русский язык и литературу учащимся Боголюбовской средней школы Суздальского района, с 1985 года находится на заслуженном отдыхе. Её педагогический труд отмечен знаком «Отличник народного просвещения», грамотой Академии наук СССР, Почётными грамотами и благодарностями, медалями «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны», «Ветеран труда» и юбилейными медалями. Стихи начала писать в период педагогической деятельности. Целый цикл стихов Р.В. Гарина посвятила своей Родине. Более 20 стихотворений и поэму посвятила она подвигу советского народа в период Великой Отечественной войны: «Никто не забыт, и ничто не забыто», «Вечный бой», «Наш солдат», «Сила могучая, сила народная» и т.д. Находясь на пенсии, Гарина Р.В. вела большую общественную работу, являясь членом Совета ветеранов; была редактором поселковой газеты «Ветеран». Работа Совета ветеранов п. Боголюбово была признана лучшей в районе, области и России.
МБОУ Булатниковская СОШ действует с 8 декабря 2000 г. Директор - Колганова Ольга Николаевна. Село Булатниково, Советская улица, д. 15а.

Церковь Рождества Христова

В нач. XVII века в селе было две деревянных церкви: 1) в честь Рождества Христова; 2) во имя св. Николая Чудотворца с приделом во имя св. в.-муч. Параскевы – строение вотчинниково; при церкви были священник, дьячок, пономарь и просвирница, на церковной земле было 4 двора бобыльских, пашни церковной было 10 четвертей, сена 10 копен».
В окладных книгах Рязанской епархии находим более подробные сведения о всем Булатниковском приходе: «церковь Рождества Христова в селе Булатникове, у тое церкви двор попа Григорья, двор дьячков, понамарской и просвирницын да приходских дворов в том селе: двор стольника Назарья Михаилова сына Засецкаго, двор Ивана Бахметева, двор дьяка Василья Семенова, двор Ивана Елизарова да крестьянских 79 дворов, 10 дворов бобыльских, 2 дв. задворных слуг (в кон. XIX века здесь 171 двор). Деревня Мордвинова, в ней двор прикащиков, 13 дв. крестьянских и 1 бобыльских (в кон. XIX века здесь 5 дворов). Деревня Коровья голова, в ней двор боярской, а в нем живет прикащик, да 16 дв. крестьянских, да 4 бобыльских, да деревня Зименки, а в ней 13 дв. крестьянских, да 3 бобыльских (в кон. XIX века в сельце Зименках 1 двор помещичий). Деревня Межищи, а в ней двор боярский, да 15 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в кон. XIX века 27 дворов). По сказке попа Григорья земли дано к церкви 5 четвертей в поле, а в дву по тому ж. сенного покосу 20 копен. По окладу данных денег 3 руб. 12 алтын 5 денег».
В 1766 г. вместо деревянной церкви старанием помещика Глебовского построен каменный храм с такой же колокольней.
Престолов в этом храме три: главный во имя Рождества Христова, в приделах в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя св. Николая Чудотворца.
Иконостас главного храма – семиярусный в стиле XVIII века; над престолом в этом храме устроена деревянная резная сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо особо замечательного своею древностью или ценностью в церкви не было. Бывший старинный серебряный напрестольный крест с частицами св. мощей похищен в 1857 г. Хранилось только напрестольное Евангелие печати 1657 года. [1]
В церковном архиве копии с метрических книг хранились с 1803 г.
10 декабря 1869 г. села Булатникова дьячок Максим Солярский и села Вареева дьячок Василий Лебедев перемещены один на место другого.
Причта по штату положено – священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений, процентов с причтового капитала (358 руб.) – 600 руб. с небольшим,- земля же церковная едва доставляла только пропитание членам причта с их семьями. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной около десятины, пахотной 33 дес., в том числе 4 дес. неудобной, сенокосной не имелось; план и межевые книги на церковную землю имелись. [1]
Приход состоял из села Булатникова, сельца Межищи, сельца Зименок и деревень: Федоркова, Шишелова и Мордвинова, в коих по клировым ведомостям числилось 942 души муж. пола и 1028 женского. [1]
Сравнивая состояние прихода кон. XIX века с тем, что было в 1676 г., находим следующие изменения: исчезла деревня Коровья голова и появились две новые деревни, из деревни Зименок, где было 15 дворов, образовалось сельцо с одним помещичьим домом; в общем составе прихода замечается увеличение числа дворов с 1676 г. до 1895 г.
Псаломщик села Булатникова, Муромского уезда, Прокопий Филоматов, 21 марта 1907 г., умер. Бывший воспитанник семинарии Иван Никольский, 5 апреля, допущен исполнять псаломщическия обязанности в село Булатниково. Псаломщик села Булатникова, Муромского уезда, Иоанн Никольский, 7 августа 1907 г., перемещен в село Богородское, Юрьевского уезда. Запрещенный диакон Иоанн Лебедев, 24 августа, определен на псаломщическую вакансию в село Булатниково.
Сергей Иванович Никологорский, получив духовное образование, в 1907 году был определен настоятелем церкви села Булатниково Муромского уезда. Пастырская служба о. Сергия Никологорского продолжалась до 1937 года.
13 июня 1913 года бывший воспитанник семинарии Алексий Успенский, определен и. д. псаломщика в с. Булатниково.
Бывший воспитанник Влад. Семинарии Евгений Клипков 10 фев. 1915 г. допущен к исп. обяз. псаломщика в с. Булатниково, Мур. у.
«Духов день оброчный праздник Булатниковского, Климовского, Шульгинского и Мусковского приходов, установленный 2-3 года тому назад по инициативе попов и фанатиков прихожан в память какой то «ниспосланной небесной благодати». Крестные ходы стекались в Климово на этих приходов, где служилась соборно и торжественно обедня.
В нынешнем году Булатниковцы, найдя эти хождения с «позлащенной святыней» напрасной тратой драгоценного для хлебороба времени, нарушили свой оброк и предпочли поехать в поле досевать яровое. Как видим, антирелигиозная пропаганда среди булатаниковцев начинает давать осязательные результаты. Надо ее развить и не только среди Булатниковцев, но Шульгинцев, Климовцев и Мусковцев – которые, по всей вероятности, справляли честь честью свой оброчный день» («Луч», 1 июня 1923).

Шло время, колхоз с каждым годом становился всё крепче. Вот уже на смену лошади пришли в колхоз трактора, чтобы облегчить труд колхознику. Колхозники разводили крупный рогатый скот и занимались свиноводством. Встал вопрос, где взять строительный материал, что бы построить новые помещения, для скота. Вот тут и решило настоящее руководство использовать давно не действующую церковь. А позднее в церкви был молокозавод, потом зерносклад. В 1955 году по распоряжению председателя колхоза, которым был Бурмистров, церковь обложили взрывчаткой и взорвали. Жители села рассказывают: «В воздух поднялось облако пыли, церковь рухнула и ушла под землю, осталась только груда мелкого камня. Так и ничего не взяли с неё. Но до сих пор на этом месте земля уходит вниз, сколько бы жители не засыпали яму землёй. Но она всё оседает и оседает.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Входоиерусалимский монастырь, с. Арефино.
Борисоглебский монастырь, с. Борисоглеб.
Перемиловы горы.
Погост Перемиловская Пустынь, Вачский район, рч. Поповка.


Источник: http://cbsmuromraion.ru/?page_id=512
Категория: Муром | Добавил: Николай (08.10.2016)
Просмотров: 3625 | Теги: Муромский район, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru