Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
17:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Якиманская Слобода (гор. Муром)

Якиманская Слобода

Якиманская Слобода — село Владимирской области Российской Федерации. С 2006 года — в составе городского округа Муром.

- Селище (р.ж.в.) расположено на восточной окраине села Якиманская слобода, левый коренной берег р. Ока. Ф.Я. Селезневым и И.П. Богатовым памятник рассматривался как селище, Н.Н. Ворониным - как городище, хотя следы оборонительных сооружений не выявлены. Найдены лепная керамика с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, костяная проколка, кости лося и кабана. А.П. Смирновым и Н.В. Трубниковой памятник отнесен к городецкой к-ре. Территория памятника застроена. [2]

Якиманская слобода расположена вблизи города Мурома на реке Оке; в старину она была Ямской слободой, населенной «ямскими охотниками». Привилегии этих ямских охотников сохранились и до конца XIX века в виде особого земельного надела, которым они владели. Привилегии эти даны были в первый раз царем Федором Иоанновичем в 167 (1599 году) и подтверждены грамотами последующих государей в 116, 123, 154, 185 и 190 годах.
Внутренняя промышленность городских жителей находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках; ямщики слобод: Акиманской и Дмитриевской также мешали полезным действиям городских обывателей; они, несмотря на воспрещение им извозничества, сделанное еще в 1646 г., опять было начали препятствовать жителям возить по городу товары свои и вещи, на своих и наемных лошадях, ссылаясь на имевшуюся у них жалованную грамоту, и самовольство свое простирали до того, что в 1743 г., захватив целовальника и лошадь с возом муки, которая послана была с окружного двора (питейной конторы) на казенный винокуренный завод с хлебным запасом, усиленно отвели его в Ямскую слободу и держали там несколько дней за караулом. Выборный, или кабацкий голова Зубчанинов, распоряжавшийся делами питейными, боясь, чтобы остановки такого рода не могли иметь худых последствий в заготовлении казенных питей, приносил на них жалобу. Ямщики по суду были наказаны. Подобные этим случаи встречались не только по городам малым, отдаленным, но и в самой столице, как увидим из следующего. См. Город Муром в XVIII веке.
В кон. XVIII века замежевана сообща в одну дачу генерального межевания, под названием: «слободы Акиманская, Дмитриевская и Глядячева». Акиманская и Дмитриевская, в отношении числа жителей, записан вместе; в них было: дворов 97, муж. 293, жен. 291, всего 584 души. В примечании о двух слободах сказано: «слободы Акиманская и Дмитриевская, реки Оки и ручья Акиманскаго, на левой стороне; церковь каменная – святых и праведных Бого-Отец Якима и Анны; церковные земли: 1-е по обе стороны ручья Якиманского и большой Гороховецкой дороги, а дачею при озерах: Старухе, Валушинском и по обе стороны Белого, Долгого, трех безъимянных и больших дорог, показанной, Гороховской и Владимирской; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, крестьяне на пашне. Владения Муромских ямщиков.
В кон. XIX века дворов 147, муж. 418, жен. 416, всего 834 души.
Крестьяне хлебопашцы; занимаются также огородничеством: садят на продажу капустную рассаду, огурцы, капусту и другие овощи, которые имеют хороший сбыт в Муроме. Промышляют ямским и извозным промыслами, а также работают в городе, как крестьяне, так и крестьянки, в особенности по весне, когда требуются рабочие руки для городских огородов и садов.
До Мурома – 2 ½ вер., камеры Земск. Нач. – 15 вер., села Ковардиц – 7 ½ вер. (Ковардицкая волость), пунктов: Булатникова – 20 вер. и Климова – 24 ¼ вер.
«Павел Степанович Ратунин (Предсельсовета села Якиманской слободы, Ковардицкой вол.). Павел Степанович Ратунин происходит из крестьян, по состоянию своего хозяйства—числится середняком.
Семейство имеет небольшое (три человека с собой) и, казалось бы, мог вполне стать в ряды лучших крестьян, как предсельсовета но в действительности—наоборот.
В первые годы революции Ратунин жил в Гельсингфорсе, работая там в качестве служащего. По приезде в наши края в 1918 году Ратунин поступил на работу на «Казанку» в качестве дежурного по станции.
Работая там — Ратунин учинил подлость, был судим, приговорен к 13-м годам лишения свободы и, отбивши 2 года, был освобожден по амнистии что произошло в начале 1923 года.
В последние выборы, при помощи приятельства на селе, обойдя гр-ан обещаниями—Ратунин был избран предсельсоветом.
Снова всемерно льстя гражданам и всесторонне поддерживаемый кулаками—Ратунин скоро добивается широкого доверия сельчан и пользуясь последним, совершает первое преступление: незаконно присваивает лично для себя 25 р. золотом, положенных обществом на жалованье предсельсовета и его секретарю,— секретарь своей доли не получает.
Однако, работу по сельсовету Ратунин передает своей жене, а сам ударяется в заработок, выезжая в город на ломовой извоз и другие промыслы.
В результате такого заместительства никакой работы по сельсовету Ратуниным не ведется, да он и не желает ее вести.
Однажды обществом былo постановлено — организовать в селе Нардом и собрать для этой цели с каждого едока по 10 к. золотом, но Ратунин, не внимая просьбам культпросвет. общества, выполнить постановление крестьян, собрать деньги отказался.
Как-то в сельсовет от ВИК-а пришло отношение, в котором предлагалось предсельсовету собрать собрание крестьян и убедить их в необходимости перейти к многополью.
Вместо того, чтоб держаться указанной линии — Ратунин доказал крестьянам обратное настроив их против улучшения сельского хозяйства.
Вместо борьбы с самогонщиками, Ратунин сам покупает у них самогон и пьянствует, имея приятельство с врагами Сов. власти (самогонщиками).
Несколько дней тому назад, Ратунин объявил сход на котором необходимо было выбрать делегатов на волостной пленум.
Крестьяне собравшись ждали предсельсовета, ждали часов пять и, наконец, послали проведать Ратунина на дом, где посланные обрели его пьяным до бесчуствия.
Есть жалобы граждан на грубое обращение Ратунина.
На одном из собраний о Ратунине был поднят вопрос, посыпались жалобы, что он ничего не делает, а если и делает что-либо, для кого-нибудь, то за особую плату, кроме жалованья.
Алчен Ратунин и преступен, но боятся его крестьяне, да и как не бояться то, если Ратунин умеет льстить, а порой и запугивать.
Писалось о нем несколько раз в «Луче», но и до сего Ратунин председательствует, замещаясь cвoeй женой» («Луч», 12 января 1924).
«Якиманская Слобода расположена на крутом берегу р. Оки, красиво извивающейся в этом месте. Несмотря на то, что Слобода находится в 2—3 верстах от Мурома - все же религиозные предрассудки здесь живы. Кормят и содержат тунеядца попа, наделив его землей на 7 едоков, выстроив ему дом. А нардом стоит одиноко в ожидании достройки и 4 колодца среди улиц заброшены - за водой ходят к Оке — в родники.
Однако не все плохо в слободе, 2 пожарные машины и бочки благодаря заботам т. Князева находятся в исправном состоянии.
С октября 1923 г. существует культ-просветительный кружок. Имеется изба читальня и библиотека.
Молодежь проводит время за читкой книг и газет. Выписывают свой родной «Красный Луч».
Сейчас у молодежи одна забота; отстроить скорее нардом и усилить просветительную работу, ослабленную в летний период» («Красный луч», 16 августа 1924).


Самарин Андрей Николаевич - председатель колхоза «Гордость комсомольца»

Самарин Андрей Николаевич родился 25 сентября 1899 года в селе Якиманская Слобода, в семье крестьянина. Со дня образования местной сельскохозяйственной артели «Гордость комсомольца» вступил в неё и трудился рядовым колхозником. В июне 1941 года председатель артели К.В. Сарыкалина ушел на войну. В июне 1941 года А.Н. Самарин был избран председателем колхоза «Гордость комсомольца» (центральная усадьба - Якиманская Слобода). За короткий период он вывел хозяйство в число передовых в районе, которое на протяжении войны ежегодно выполнял государственный план производства и поставки сельскохозяйственной продукции, постоянно заносилось на Доску почёта как лучшее коллективное хозяйство в условиях военного времени. В первый же год войны труженики Якиманского колхоза дополнительно внесли в фонд обороны 5 тонн зерна, отчислили с каждого трудоспособного по 2 трудодня и все облигации Государственного займа. В 1943 году на строительство самолёта «Гордость комсомольца» для эскадрильи «Валерий Чкалов» колхозники собрали 150 тысяч рублей личных сбережений, лично председатель колхоза А.Н. Самарин внёс 35 тысяч рублей.
В послевоенный период труженики колхоза «Гордость комсомольца» продолжали получать высокие урожаи по всем видам сельхозпродукции, активно развивая откормочное свиноводство. По итогам работы в 1948 году колхозом получено 11,7 тонн свинины в живом весе на 327,3 гектара закреплённой за колхозом облагаемой пашни.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Самарину Андрею Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В последующие годы Андрей Николаевич продолжал руководить колхозом «Гордость комсомольца», позже реорганизованным в совхоз «Приокский», до своей кончины.
Умер 18 марта 1966 года. Похоронен на сельском кладбище Якиманская Слобода.
Награждён орденами Ленина (17.06.1949), Трудового Красного Знамени (18.03.1948), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (01.06.1945).


Шуринов Николай Александрович (27.12.1911 – 05.09.1991) - заведующий свиноводческой фермой колхоза «Гордость комсомольца»

Шуринов Николай Александрович родился 27 декабря 1911 года в селе Якиманская Слобода. Получив начальное образование, трудился в сельском хозяйстве, с образованием местного колхоза «Гордость комсомольцев», вступил в него одним из первых среди односельчан. Трудился рядовым колхозником, позже - бригадиром полеводов до призыва в Красную Армию по мобилизации.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Боевой путь прошёл телефонистом, затем командиром отделения 1330-й отдельной телефонно-эксплуатационной роты связи, участвовал в освобождении территории и столиц ряда европейских государств.
После демобилизации старший сержант Н.А. Шуринов вернулся на родину и с 1946 года заведовал свиноводческой фермой родного колхоза «Гордость комсомольца». По итогам работы в 1948 году колхозом получено 11,7 тонн свинины в живом весе на 327,3 гектара закреплённой за колхозом облагаемой пашни.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Шуринову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением орденаЛенина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1953 года Н.А. Шуринов работал заместителем председателя колхоза «Гордость комсомольцев», после реорганизации колхоза он продолжил трудиться в совхозе «Приокский» (центральная усадьба в с. Польцо Муромского р-на ) до ухода на заслуженный отдых в 1960 году.
Проживал в родном селе Якиманская Слобода. Скончался 5 сентября 1991 года.
Награждён орденами Ленина (10.09.1949), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями.

Колхоз "Путь к коммунизму" организован в 1950 году, при объединении колхозов "Гордость комсомольцев" (с. Якиманская Слобода) и "Путь к социализму" (Дмитриевская слобода). Основное направление колхоза было - полеводство.
Совхоз «Плодовый» — центральная усадьба в с. Якиманская Слобода, близ города Мурома, образован в марте 1960 г. на базе плодопитомника и колхоза "Путь к коммунизму", в 1965 г. присоединен колхоз им. Лакина. С октября 1969 г. стал именоваться - совхоз "Плодовый". Сельхозугодья занимали 3026 га. Специализировался на садоводстве, производстве молока и овощей. В совхоз входили 4 нас. пункта.
«К СТОЛУ ГОРОЖАН
Совхоз наш в Муромском района — один из главных поставщиков овощной продукции. Используя новые возможности в peaлизации выращенного, хозяйство открыло на городском рынке свой специализированный ларек, который успешно конкурирует с «частным» сектором рынка. Спрос на совхозную продукцию большой, поскольку цены в нашем ларьке значительно ниже рыночных.
Коллектив тепличниц, в котором я работаю, принял обязательство — план двух лет пятилетки выполнить к 70-летию Великого Октября. Свое слово мы сдержали, причем на четыре месяца раньше срока — к началу второго полугодия собрали уже 168 тонн огурцов. Наибольший вклад в досрочное выполнение обязательств внесли В.М. Лаврова, В.Т. Кульнина, Ф.Л. Митина.
Достигнутое, однако, не предел. Овощей мы можем производить еще больше. В совхозе заложена новая теплица, где предусмотрена максимальная механизация труда, улучшение бытовых условий тепличниц. Ввод ее в действие означал бы повышение нашей производительности, а значит — и увеличение поставок овощей к столу горожан. Однако строительство теплицы по непонятным причинам законсервировано.
Ф. РЫЖАКОВА, овощевод совхоза «Плодовый» Муромского района» («Призыв», 29 июля 1987).

Муромский межколхозно-совхозный лесхоз (с. Якиманская Слобода Дмитриевско-Слободского сельского совета) образован 2 июня 1972 года на основании решения исполкома Муромского районного Совета депутатов трудящихся № 252 от 02.06.1972 г. и собрания уполномоченных. Создан на добровольных началах колхозами, совхозами и государственными кооперативными организациями Муромского района. Лесхоз образовался путём объединения материальных и трудовых ресурсов его членов.
Основной задачей межколхозно-совхозного лесхоза являлась организация и ведение хозяйства в лесах его участников в соответствии с правилами ведения лесного хозяйства в колхозах и лесах: а) ведет учет лесного фонда и происходящих в нем изменений; б) осуществляет мероприятия по улучшению состояния и повышению производительности лесов; в) производит рациональную разработку лесосечного фонда; г) обеспечивает всемерное лесых промыслов и подсобных предприятий; д) осуществляет охрану лесов от пожаров; е) заготавливает семена лесных и плодово-ягодных пород и выращивает посадочный материал; ж) обеспечивает правильное использование лесных площадей для пастьбы скота.
Высшим органом управления межколхозно-совхозного лесхоза являлось собрание уполномоченных колхозо-совхозо-пайщиков. Подчинялся Владимирскому объединению "Облмежколхозлеспром".

На основании приказа Владимирского областного племобъединения № 5 от 02.01.1973, № 8 от 04.01.1973 и № 12-к от 02.01.1973 межрайонная станция по племенной работе объединилась с племживобъединением и стала именоваться - Муромское зональное межрайонное специализированное объединение по племенному делу, закупкам и продаже племенного и улучшенного скота и птицы. Подчинялось Владимирскому областному племобъединению.
Племобъединение организовано в системе Росплемобъединения Министерства сельского хозяйства РСФСР на основании постановления Совета Министров РСФСР от 02.08.1972 № 448 и приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР и Министерства совхозов РСФСР от 04.09.1972 № 542/77. Племобъединение в соответствии со своей специализацией осуществляло селекционно-племенную работу с определенными видами и породами сельскохозяйственных животных в хозяйствах закрепленной за ним зоны, направляло и контролировало по вопросам племенного дела работу племпредприятий, входящих в зону его деятельности (Муромский, Селивановский, Меленковский районы). Кроме того племобъединение вело закупку и продажу племенного и улучшенного скота и птицы.
Основными задачами являлись: - организация племенного дела в колхозах, совхозах и др. гос .предприятиях; - совершенствование существующих и создание новых высокопродуктивных пород; - организация массового улучшения породных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных путем широкого внедрения искусственного осеменения; - организация проверки и оценки производителей сельскохозяйственных предприятий по качеству потомства; - заготовка и снабжение племенным и улучшенным скотом, лошадьми, кроликами, пушными зверями.

Муромское колхозно-совхозное объединение "Пойма" было организовано в октябре 1974 года на основании решения Владоблисполкома № 1197 от 08 октября 1974 г. "Об организации Муромского колхозно-совхозного объединения "Пойма" в целях улучшения пойменных земель и более эффективного их использования в совхозах и колхозах Муромского района. С 24 января 1975 года именуется - Муромское межколхозное объединение "Пойма" (решение Владоблисполкома № 81 от 24.01.1975 "Об организации Муромского межколхозного объединения "Пойма".
Задачами объединения являлись: а) увеличение производства кормов за счет эксплуатации пойменных земель и создания орошаемых долголетних пастбищ, культурных и естественных сенокосов на землях колхозов; б) совместно с колхозами рационально использует пастбища, путем организации пастбищных центров для молочного стада и откорма.
Подчинялось производственному управлению сельского хозяйства исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов.

Численность населения: в 1859 г. – 644 чел.; в 2010 г. – 1486 чел.
ООО "Муром-Мебель" зарегистрирована 25 июля 2006 г. Генеральный директор Нестеров Михаил Валерьевич. Адрес: Муромский район, село Якиманская Слобода, Школьная улица, 46. Основным видом деятельности является «Производство мебели».

МБОУ "Якиманско - Слободская СОШ" действует с 13 мая 2002 г., Директор Сорокина Алла Юрьевна. Адрес: Муромский район, село Дмитриевская Слобода, Садовая улица, 16.

Якиманский приход

Первые сведения о церкви и приходе Якиманской слободы мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год; в них отмечено следующее: «в Ямской слободе церковь Иоакима и Анны; у той церкви двор попа Фомы, двор поповской же, а в нем живет брат его попов, двор прикащиков, да приходских ямских охотников 62 двора, 11 дворов бобыльских да двор посадского человека (в 1897 г. здесь 149 дворов); к той же церкви деревня Макарово, в ней двор помещиков, где живет дворник, и 7 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 44 двора). Да по поповой сказке дано ему земли из дач ямских охотников по 3 четверти в поле, сенных покосов на 15 копен».
Дальнейшие сведения о церкви довольно скудны. Из вышеприведенной выписки не видно, была ли в слободе церковь каменная или деревянная. Когда и кем построен каменный храм, не известно. [1]
В Муромском районе железные руды во второй половине 19-го века добывались в разных местах уезда, в том числе, при селе Панфилове, Дмитриевской и Якиманской слободах.
Престолов в храме три: главный во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, в приделах теплых во имя св. ап. Петра и Павла и св. муч. Флора и Лавра. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности хранились только крест с частицами св. мощей, но время происхождения его не известно. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 550 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес. и пахотной 33 дес. 1711 саж.; земля эта значилась в общем плане с крестьянами. [1]




Якиманская Слобода. Церковь Иоакима и Анны

Приход состоял из Якиманской слободы и деревни Большого Макарова (5 вер. от церкви); в этих поселениях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 525 душ муж. пола и 543 женского. [1]
Скончался священник слободы Иоакиманской, муромского уезда, Иоанн Цветков 4 марта 1904 г. Определен в священники окончивший курс семинарии Феодор Беляев, 11 марта 1904 г., в погост Иоакиманский, муромского уезда.
Заштатный псаломщик погоста Архангельского, Гороховецкого уезда, Петр Успенский, 26 сентября 1908 г., определен на псаломщическое место в Слободу Якиманскую.

В слободе с 1885 года существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 35. [1]
Село Якиманская слобода входит в каноническую территорию вновь созидаемого прихода храма святого Димитрия Солунского мкрн. Димитриевская слобода округа Муром.

Частная обсерватория С. А. Спасского

С.А. Спасский с ранних лет мечтал о звездах. Папа у Сергея работал переплетчиком, и мальчик рос, имея возможность много читать. Разных книг было достаточно. Однажды заказчик принес отцу старинный атлас звездного неба. И он не мог оторваться от ярких картин с созвездиями и планетами, взахлеб читал истории о Кассиопее, Андромеде, Большой Медведице. Сергей Антонович ни за что не хотел отдавать его хозяину. Книги не стало, но появилась мечта стать астрономом. По чертежам, которые Сергей Антонович успел скопировать из атласа, во дворе дома построил свою первую обсерваторию - простую деревянную вышку, сотрясавшуюся от проезда телег по булыжной мостовой, и сам собрал из очковых линз первый телескоп. С тех пор его прозвали звездным мальчиком.
После окончания школы в 1941 году он поступил в Свердловский горный институт, но доучиться ему не удалось, в мае 1942 года ушел на фронт и прошел войну от Москвы до Берлина, где получил серьезное ранение. После нескольких месяцев, проведенных в госпитале, но и там мечте своей не изменял.
По-прежнему увлекаясь астрономией, с риском для жизни в своем вещмешке он прятал случайно найденные целые линзы окуляров разбитых биноклей и теодолитов. В то время это было опасным увлечением, так как за хранение таких предметов можно было получить обвинение в шпионаже и подвергнуться аресту. И тем не менее, С.А. Спасский сумел привезти с фронта редкие в то время в Советском Союзе экземпляры трофейной оптики, так необходимые для сооружения большого телескопа.
Вернулся в Муром в 1947 году. Сергей устроился в фотоателье. Здесь познакомился со своей будущей женой ее мама принесла увеличить снимок дочери. Посмотрел Сергей на фото и влюбился! Сказал маме, что снимок некачественный, нужно девушку заново переснять. Пришла Саша в фотоателье на десять минут, а провела там два часа, очарованная рассказами фотографа о звездах. Они стали встречаться, и вскоре Сергей поведал девушке о своей мечте построить обсерваторию. Она тоже загорелась этой романтической идеей, но прошло почти десять лет, прежде чем они смогли приступить к задуманному.
Поступил на физико-математическое отделение местного учительского института. Потом работал в типографии, на радиозаводе. И мечтал побывать на месте падения знаменитого Тунгусского метеорита. Готовясь к дальнему путешествию, он сначала исследовал реку Чусовую, затем реку Инзер. Все поездки он совершал, используя свои отпуска. Летом 1960 года Сергей Антонович отправился в одиночку в свой третий поход. Маршрут лежал в тайгу Северного Урала, к притоку реки Печоры, знаменитой горе Каменных идолов. И наконец, четвертая «самостоятельная экспедиция Спасского» была предпринята в 1961 году к центру падения Тунгусского метеорита.
В начале пятидесятых молодые супруги взяли ссуду на строительство дома. Участок им выделили... на заброшенной свалке. Несколько месяцев расчищали ее, вывозя на самодельной тачке груды мусора. Первая траншея под фундамент будущего астрономического центра была вырыта второго мая 1962 года. Потом начали строить дом. Чертежи Сергей Антонович сделал сам по книгам. А помогали энтузиастам друзья и племянник Сергея Антоновича. На строительство ушло тринадцать лет.
Железный купол, который увенчал строение, заказывали на заводе. Вывозили его ночью, потому что огромное сооружение 4 метра в диаметре занимало всю проезжую часть. Машины, чтобы погрузить махину, не нашлось во всем городе, а потому транспортировали купол самоходом, приварив к нему колесики. На башню поднимали краном, установлен был купол на специальных рельсах, позволяющих ему поворачиваться вокруг оси, так чтобы был полный обзор небесных светил.
Когда, наконец, стройка была завершена, Спасские переселились в обсерваторию первый этаж был оборудован под жилье, на втором сделан кабинет Сергея Антоновича, а третий стал обсерваторией.
Теперь стало дело за главным найти телескоп. Но найти его оказалось проблематично. Обратился даже в Пулковскую обсерваторию. Сергей Антонович показал директору свои чертежи, фотографии обсерватории. Директор рассказал о чудаке из Мурома на ученом совете. И Пулковские астрономы решили выделить ему телескоп. Правда, старенький но вполне исправный.
Сергей Антонович уже потерял всякую надежду, когда три месяца спустя после его посещения Пулкова оттуда пришла телеграмма "Телескоп ваш, забирайте".
И вот тогда, в далеком 1962 году, началась настоящая жизнь первой в России частной обсерватории. Почти каждую ночь, когда позволяла погода -для созерцания звезд необходима хорошая видимость, - Сергей Антонович поднимался под купол своего дома, забирался на самодельный деревянный стул и до рассвета наблюдал за звездами. на прощание он подарил мне две фотографии. Шло время, обсерватория Спасских все больше обустраивалась. В ней уже стало пять телескопов. Три из них Сергей Антонович сделал своими руками гнул жесть, приспосабливал трубы, один телескоп даже сделал на основе термоса.
Трудно сосчитать, сколько экскурсий для детей и взрослых из разных уголков страны провел астроном-любитель под куполом своего дома, сколько лекций прочитал для разных аудиторий. Его рассказы простирались от истории падения Тунгусского метеорита и до строения Солнечной системы. И среди тех ребят, кому посчастливилось встречаться с Сергеем Антоновичем, есть и такие, кто связал свою жизнь с космическими исследованиями и разгадыванием тайн мирового океана.
Умер С.А. Спасский 25 июня 1997 года, но дело его жизни продолжили ученики.
Накопленный исследовательский материал, фотографии, книги его богатой библиотеки активно использовала на своих занятиях с детьми руководитель городского планетария Ольга Викторовна СВИСТУНОВА.
Сергей Антонович ушел из жизни, но в его доме все осталось по-прежнему: все в том же порядке лежат на полках в кабинете астронома атласы и книги, смотрят в звездное небо телескопы из-под купола обсерватории. Двери дома Спасских всегда были открыты для любознательных посетителей. Желающие могли взглянуть на звезды абсолютно бесплатно, такой порядок был установлен Сергеем Антоновичем, деньги на своем увлечении он делать не хотел. "Звезды это великое создание Творца. Нужно, чтобы каждый человек хоть раз в жизни увидел эту грандиозную картину и понял величие нашей Вселенной", так говорил Спасский. И помня об этом. Александра Григорьевна старалась выполнить его завет подарить людям небо.


С.А.Спасский

Обсерватория С.А.Спасского

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Город Муром
Дмитриевская Слобода
Муромский уезд
Категория: Муром | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 2897 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru