Главная
Регистрация
Вход
Вторник
22.05.2018
22:47
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [882]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 24
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Якиманская Слобода (гор. Муром)

Якиманская Слобода

Якиманская Слобода — село Владимирской области Российской Федерации. С 2006 года — в составе городского округа Муром.

- Якиманская слобода. Селище, р.ж.в. Восточная окраина села, левый коренной берег р. Ока. Ф.Я. Селезневым и И.П. Богатовым памятник рассматривался как селище, Н.Н. Ворониным - как городище, хотя следы оборонительных сооружений не выявлены. Найдены лепная керамика с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, костяная проколка, кости лося и кабана. А.П. Смирновым и Н.В. Трубниковой памятник отнесен к городецкой к-ре. Территория памятника застроена.

Якиманская слобода расположена вблизи города Мурома на реке Оке; в старину она была Ямской слободой, населенной «ямскими охотниками». Привилегии этих ямских охотников сохранились и до конца XIX века в виде особого земельного надела, которым они владели. Привилегии эти даны были в первый раз царем Федором Иоанновичем в 167 (1599 году) и подтверждены грамотами последующих государей в 116, 123, 154, 185 и 190 годах.
Внутренняя промышленность городских жителей находилась не так в выгодном положении в это время; крестьяне соседних селений: Карачарово, Панфилово и др. беспрепятственно торговали разными товарами на площади в лавках; ямщики слобод: Акиманской и Дмитриевской также мешали полезным действиям городских обывателей; они, несмотря на воспрещение им извозничества, сделанное еще в 1646 г., опять было начали препятствовать жителям возить по городу товары свои и вещи, на своих и наемных лошадях, ссылаясь на имевшуюся у них жалованную грамоту, и самовольство свое простирали до того, что в 1743 г., захватив целовальника и лошадь с возом муки, которая послана была с окружного двора (питейной конторы) на казенный винокуренный завод с хлебным запасом, усиленно отвели его в Ямскую слободу и держали там несколько дней за караулом. Выборный, или кабацкий голова Зубчанинов, распоряжавшийся делами питейными, боясь, чтобы остановки такого рода не могли иметь худых последствий в заготовлении казенных питей, приносил на них жалобу. Ямщики по суду были наказаны. Подобные этим случаи встречались не только по городам малым, отдаленным, но и в самой столице, как увидим из следующего. См. Город Муром в XVIII веке.
В кон. XVIII века замежевана сообща в одну дачу генерального межевания, под названием: «слободы Акиманская, Дмитриевская и Глядячева». Акиманская и Дмитриевская, в отношении числа жителей, записан вместе; в них было: дворов 97, муж. 293, жен. 291, всего 584 души. В примечании о двух слободах сказано: «слободы Акиманская и Дмитриевская, реки Оки и ручья Акиманскаго, на левой стороне; церковь каменная – святых и праведных Бого-Отец Якима и Анны; церковные земли: 1-е по обе стороны ручья Якиманского и большой Гороховецкой дороги, а дачею при озерах: Старухе, Валушинском и по обе стороны Белого, Долгого, трех безъимянных и больших дорог, показанной, Гороховской и Владимирской; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, крестьяне на пашне. Владения Муромских ямщиков.
В кон. XIX века дворов 147, муж. 418, жен. 416, всего 834 души.
В слободе открыто церковно-приходское училище с 35 мальчиками. Крестьяне хлебопашцы; занимаются также огородничеством: садят на продажу капустную рассаду, огурцы, капусту и другие овощи, которые имеют хороший сбыт в Муроме. Промышляют ямским и извозным промыслами, а также работают в городе, как крестьяне, так и крестьянки, в особенности по весне, когда требуются рабочие руки для городских огородов и садов.
До Мурома – 2 ½ вер., камеры Земск. Нач. – 15 вер., села Ковардиц – 7 ½ вер. (Ковардицкая волость), пунктов: Булатникова – 20 вер. и Климова – 24 ¼ вер.

Первые сведения о церкви и приходе Якиманской слободы мы находим в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год; в них отмечено следующее: «в Ямской слободе церковь Иоакима и Анны; у той церкви двор попа Фомы, двор поповской же, а в нем живет брат его попов, двор прикащиков, да приходских ямских охотников 62 двора, 11 дворов бобыльских да двор посадского человека (в 1897 г. здесь 149 дворов); к той же церкви деревня Макарово, в ней двор помещиков, где живет дворник, и 7 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 44 двора). Да по поповой сказке дано ему земли из дач ямских охотников по 3 четверти в поле, сенных покосов на 15 копен».
Дальнейшие сведения о церкви довольно скудны. Из вышеприведенной выписки не видно, была ли в слободе церковь каменная или деревянная. Когда и кем построен каменный храм, не известно.
В Муромском районе железные руды во второй половине 19-го века добывались в разных местах уезда, в том числе, при селе Панфилове, Дмитриевской и Якиманской слободах.
Престолов в этом храме три: главный во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны, в приделах теплых во имя св. ап. Петра и Павла и св. муч. Флора и Лавра.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности хранились только крест с частицами св. мощей, но время происхождения его не известно.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: от служб и требоисправлений и от земли церковной до 550 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес. и пахотной 33 дес. 1711 саж.; земля эта значилась в общем плане с крестьянами.


Якиманская Слобода. Церковь Иоакима и Анны

Приход состоял из Якиманской слободы и деревни Большого Макарова (5 вер. от церкви); в этих поселениях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 525 душ муж. пола и 543 женского.
В слободе с 1885 года существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 35.

Численность населения: в 1859 г. – 644 чел.; в 2010 г. – 1486 чел.
Сельхозпредприятие — СПК «Плодовый» производит овощи зеленые, фрукты, ягоды, сладкие бахчевые культуры, хмель; услуги в растениеводстве.

Частная обсерватория С. А. Спасского

С. А. Спасский с ранних лет мечтал о звездах. Папа у Сергея работал переплетчиком, и мальчик рос, имея возможность много читать. Разных книг было достаточно. Однажды заказчик принес отцу старинный атлас звездного неба. И он не мог оторваться от ярких картин с созвездиями и планетами, взахлеб читал истории о Кассиопее, Андромеде, Большой Медведице. Сергей Антонович ни за что не хотел отдавать его хозяину. Книги не стало, но появилась мечта стать астрономом. По чертежам, которые Сергей Антонович успел скопировать из атласа, он построил во дворе деревянную обсерваторию. С тех пор его прозвали звездным мальчиком.
После школы Сергей Антонович уехал в Свердловск, где поступил в университет, но доучиться ему не удалось грянула война. Рядовой Спасский дошел до Берлина, где получил серьезное ранение. После нескольких месяцев, проведенных в госпитале, но и там мечте своей не изменял. Вернулся в Муром. Сергей устроился в фотоателье. Здесь познакомился со своей будущей женой ее мама принесла увеличить снимок дочери.
Посмотрел Сергей на фото и влюбился! Сказал маме, что снимок некачественный, нужно девушку заново переснять. Пришла Саша в фотоателье на десять минут, а провела там два часа, очарованная рассказами фотографа о звездах. Они стали встречаться, и вскоре Сергей поведал девушке о своей мечте построить обсерваторию. Она тоже загорелась этой романтической идеей, но прошло почти десять лет, прежде чем они смогли приступить к задуманному.
В начале пятидесятых молодые супруги взяли ссуду на строительство дома. Участок им выделили... на заброшенной свалке. Несколько месяцев расчищали ее, вывозя на самодельной тачке груды мусора. Потом начали строить дом. Чертежи Сергей Антонович сделал сам по книгам. А помогали энтузиастам друзья и племянник Сергея Антоновича. Строительство шло практически десять лет.
Железный купол, который увенчал строение, заказывали на заводе. Вывозили его ночью, потому что огромное сооружение 4 метра в диаметре занимало всю проезжую часть. Машины, чтобы погрузить махину, не нашлось во всем городе, а потому транспортировали купол самоходом, приварив к нему колесики. На башню поднимали краном, установлен был купол на специальных рельсах, позволяющих ему поворачиваться вокруг оси, так чтобы был полный обзор небесных светил.
Когда, наконец, стройка была завершена, Спасские переселились в обсерваторию первый этаж был оборудован под жилье, на втором сделан кабинет Сергея Антоновича, а третий стал обсерваторией.
Теперь стало дело за главным найти телескоп. Но найти его оказалось проблематично. Обратился даже в Пулковскую обсерваторию. Сергей Антонович показал директору свои чертежи, фотографии обсерватории. Директор рассказал о чудаке из Мурома на ученом совете. И Пулковские астрономы решили выделить ему телескоп. Правда, старенький но вполне исправный.
Сергей Антонович уже потерял всякую надежду, когда три месяца спустя после его посещения Пулкова оттуда пришла телеграмма "Телескоп ваш, забирайте".
И вот тогда, в далеком 1962 году, началась настоящая жизнь первой в России частной обсерватории. Почти каждую ночь, когда позволяла погода -для созерцания звезд необходима хорошая видимость, - Сергей Антонович поднимался под купол своего дома, забирался на самодельный деревянный стул и до рассвета наблюдал за звездами. на прощание он подарил мне две фотографии. Шло время, обсерватория Спасских все больше обустраивалась. Сейчас в ней уже пять телескопов. Три из них Сергей Антонович сделал своими руками гнул жесть, приспосабливал трубы, один телескоп даже сделал на основе термоса. к сожалению наши встречи оказались недолгими. Вскоре его не стало. Мечтал Сергей Антонович открыть новую звезду и назвать ее именем жены Александра. Но, увы, мечте этой сбыться было не суждено. Ребята из нашего астрономического клуба несколько раз посещали обсерваторию С. А. Спасского, их всегда гостеприимно встречала его супруга Александра Григорьевна. Она подарила нам два фильма о Сергее Антоновиче.
Сергей Антонович ушел из жизни, но в его доме все осталось по-прежнему: все в том же порядке лежат на полках в кабинете астронома атласы и книги, смотрят в звездное небо телескопы из-под купола обсерватории. Двери дома Спасских всегда были открыты для любознательных посетителей. Желающие могли взглянуть на звезды абсолютно бесплатно, такой порядок был установлен Сергеем Антоновичем, деньги на своем увлечении он делать не хотел. "Звезды это великое создание Творца. Нужно, чтобы каждый человек хоть раз в жизни увидел эту грандиозную картину и понял величие нашей Вселенной", так говорил Спасский. И помня об этом. Александра Григорьевна старается выполнить его завет подарить людям небо.


С.А.Спасский

Обсерватория С.А.Спасского


Город Муром
Дмитриевская Слобода
Муромский уезд

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (24.01.2018)
Просмотров: 191 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика