По падении Македонского царства часть македонцев, ок. 320 г. до н.э., переселилась к Балтийскому морю и основала свои новые жилища под названием бодричей, сохранивших до самого падения своего герб Александра Македонского, изображающий буцефала и грифа. А вскоре после того одна часть их снова переселилась на Ильмень и Ловать.
Жители Балтийского поморья венеты – славяне в 216-м г. до н.э. сильно теснимые готами, должны были уступить им свои янтарные прииски и большую часть жилищ своих и волею и неволею куда-нибудь подвинуться. Венеты были торговый народ. Они избрали себе место на северо-востоке от старых жилищ; начали селиться на Ильмень и Ловати (Птолемай). Опустело несколько славянских городов близ Балтийского поморья, слывших под именем Градек, а впоследствии прозванных Старыми Городами (Старград).
Так как Славяне-венеты строили всегда города деревянные, что совершалось весьма скоро, то нет сомнения, что и Новград был построен при самом начале переселения славян на Ильмень, а потому и построение его должно отнести к тому же времени, следовательно, к 216-му г. до н.э.
Что торговля Новгорода уже существовала до Р.Х., свидетельствуется тем, что в 58-м г. до н.э. венетские купцы, потерпев кораблекрушение, брошены были на батавский берег, откуда и посланы были в дар Римлянину Метеллу; ибо в то время Венедами назывались и Новгородцы.
Один повёл своих людей (асы) в северные земли примерно в I в. до н.э.
«… В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (Новгородская Русь), а затем на юг в Страну Саксов. У него было много сыновей. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне (о. Фюн)…» См. Асы.
Сражение с варягами на севере Руси в 309 г.
И тогда многие свободолюбивые роды на полдне и западе изнемогли от прежних владык, что были колючи как терновник, обвивающий члены и не дающий воли, и так перешли под ласковую, но твёрдую десницу Дажень-яра, князя Востока. И были даны Дажень-яру сила всепобеждаюая, разум державный, щедрость правителя и милосердие воина, и вот благодаря сим четырём драгоценным свойствам души он властвовал над четырьмя сторонами света, от Варяжского моря до Синьской земли. А на полночи рати его (варяги) дошли до Белого моря и самого Асъ-града на острове Валлатее, когда Готар, вождь полунощных стран, захотел пленить и ижору, и земголу, и латов, и русь варяжскую. И собрал Готар силу великую, и на многих кораблях прошёл по морю, пылая ратным духом.
Но тогда князь великий Дажень-яр словом от сердца, обратился к Матери Славе: "Остуди дух борящихся с Русью, и рассуди их со мною в распре сей!" И Птица Матерь Слава крыльями подняла вьюгу, и так дохнула на корабли те, что сковало их морозом, и сгинули они все во льдах, сокрушивших борта и разбивших их в щепы.
Иорнанд в 6-м веке пишет о Новгороде. Он же говорит, что в 350 г. Новгород покорен готами.
Культура Псковских длинных курганов V - X вв. Кривичи, Балты
Летопись утверждает, что кривичи были потомками полочан.
По вопросу о происхождении славянских предков кривичей существуют две точки зрения. Первая связывает их родину с территорией северной Польши, причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век) через Среднее Понеманье, а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Беларусь, другая - с карпатским регионом.
Ареал длинных курганов - территория кривичей, разделившихся уже на ранней стадии на две группы - псковскую и смоленско-полоцкую. Все они, согласно сведением летописей, были заселены кривичами - самой крупной этнографической единицей восточного славянства.
Кривичи сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (тушемлинская культура). Сильная балтская примесь позволяет некоторым исследователям считать кривичей даже не славянами, а славянизированными балтами.
Культура сформировалась в V-VI вв. в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён.
Вновь расселившиеся племена выделяются, прежде всего, погребальными памятниками - длинными курганами псковского типа. Это - невысокие валообразные земляные насыпи от 10-12 до 100 м. и более длиной, расположенные обычно в могильниках вместе с круглыми (полусферическими) курганами. Среди последних есть и синхронные длинным, и более поздние, относящиеся уже к древнерусскому времени.
Культура псковских длинных курганов была распространена на огромной территории лесной зоны: от Восточной Эстонии до Вологодской области.
Ильменские словене - восточнославянское племя, жившее во второй половине первого тысячелетия в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи и составлявшее основную массу населения Новгородской земли. Шаг за шагом славяне продвигались и на север, занимая балтийское побережье от Кильской бухты до устья Вислы. Пройдя земли финно-угорских племён между Чудским и Ладожским озёрами, они достигли Финского залива и далее вдоль Онежского озера распространились далеко на северо-восток.
Вначале VIII в. происходит расселение и активизация словен ильменских, представленных культурой сопок и занявших значительную часть ареала псковских длинных курганов. В этих условиях часть племен из этого ареала вынуждена была продвинуться в северные районы Полоцкого Подвинья и Смоленского Поднепровья, в области тушемлин-скобанцеровской культуры. В результате здесь появился курганный обряд захоронения, причем он, по-видимому, вскоре был воспринят местным населением, о чем говорит, прежде всего, специфический вещевой инвентарь захоронений смоленско-полоцких длинных курганов.
Культура псковских длинных курганов оказала влияние на культуру новгородских сопок (VI-ХII века), а затем ставшую вместе с последней основой древнерусской культуры Новгорода и Пскова.
Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северо-кривичским. Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш. Krievija).
Под 790 г. упоминаются новгородские князья Бравлин и Буревой.
Ок. 800 год: начало создания «Книги Велеса» – Священного писания славян. …она создавалась в Древнем Новгороде при князе Бравлине, а затем при варяге Рюрике волхвом Ягайлой Ганном. Писались тексты также и в Суроже, и в Киеве при Аскольде.
815 год: князь Бравалин напал на греческий Сурож. «…мы встречаем известия о нападениях руси на греческие области: таково известие, находящееся в житии святого Стефана Сурожского, о нападении на Сурож русского князя Бравалина; известие это относится к началу IX века».
Официальной датой возникновения Новгорода принято условно считать 859 г., исходя из упоминания города в поздней Никоновской летописи. При этом в самой летописи не сказано об основании города именно в этот год, но под годом 6367 (859 г.) содержится запись о смерти Гостомысла, новгородского старейшины.
Автором официальной даты основания города стал историк М. Е. Тихомиров, выступивший с докладом на научной конференции в Новгороде накануне 1959 г., что позволило отметить в тот год 1100-летие Новгорода.
Русские летописи дают разные версии возникновения города. По "Повести временных лет" (Лаврентьевский список) город существовал уже к моменту прихода Рюрика в 862 г. и был основан ильменскими словенами в ходе их расселения после миграции с Дуная. По Ипатьевской летописи: «Словене же седоша около езера Илмера и прозвашася своимъ именемъ и сделаша городъ и нарекоша и Новъгородъ».
Почти любое обновление поселения у Ильменя затем воспринималось как создание «нового города».
Новгородская I летопись младшего извода упоминает новгородцев в недатированные времена легендарного Кия. «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: СловенЂ свою волость (свое княжение — во многих других летописях) имЂли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше».
Традиционно одними из ранних поселений, объединением которых возник город, принято считать поселения на месте Неревского, Славенского и Людина концов города. Славенский конец возник на месте посёлка, который в летописях именовался Холм (поселение на возвышенности). Существенных отличий по культуре у этих поселений не выявлено, в 1971 г. предполагалось, что Неревский конец назван по финно-угорскому племени меря (замена начальной буквы м на н), так как присутствие финно-угров чётко прослеживается в археологических материалах — своеобразных кольцах. Ныне доказано, что меря обитали только в округе Ростова: «на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря».
Браслетообразные сомкнутые височные кольца
теперь трактуются как преимущественно славянские.
В 838 г. в Византии появилось русское посольство для установления дружеских отношений с империей. Император Феофил отправил это посольство к императору франков Людовику Благочестивому, мотивируя тем, что пути, которыми русы прибыли в Константинополь, перекрыты варварами, "весьма бесчеловечными и дикими племенами". Феофил просил Людовика милостиво отнестись к русским послам и дать им охрану для возвращения на родину. Людовик расспросил русских послов о их земле и узнал, что их царя зовут Хакан, и это, казалось бы, уверенно говорит об азиатской привязке их родины. Но Людовика неприятно удивило при этом "свеонское" звучание имён многих членов русского посольства, и он заподозревал в русских послах шведских шпионов. А поскольку Европа была сильно напугана недавними набегами викингов, Людовик отписал Феофилу, что он задерживает это посольство "до выяснения". Дальнейшая судьба посольства русского хакана неизвестна. С этого же времени становится известным и этноним «русь». По аналогии с другими этнонимами того времени (чудин, гречанин, немчин и т.д.) житель (насельник) Руси, принадлежавший к народу «русь», звался «русин». Однако термин «Киевская Русь» появляется только в 18-19 в.
ИСТОРИЯ Ильменские словене Князь Бравлин II и волхв Ягайло. Князь Рюрик. София Новгородская.