ВАРЯГИ
Сражение с варягами на севере Руси в 309 г. И тогда многие свободолюбивые роды на полдне и западе изнемогли от прежних владык, что были колючи как терновник, обвивающий члены и не дающий воли, и так перешли под ласковую, но твёрдую десницу Дажень-яра, князя Востока. И были даны Дажень-яру сила всепобеждаюая, разум державный, щедрость правителя и милосердие воина, и вот благодаря сим четырём драгоценным свойствам души он властвовал над четырьмя сторонами света, от Варяжского моря до Синьской земли. А на полночи рати его (варяги) дошли до Белого моря и самого Асъ-града на острове Валлатее, когда Готар, вождь полунощных стран, захотел пленить и ижору, и земголу, и латов, и русь варяжскую. И собрал Готар силу великую, и на многих кораблях прошёл по морю, пылая ратным духом. Но тогда князь великий Дажень-яр словом от сердца, обратился к Матери Славе: "Остуди дух борящихся с Русью, и рассуди их со мною в распре сей!" И Птица Матерь Слава крыльями подняла вьюгу, и так дохнула на корабли те, что сковало их морозом, и сгинули они все во льдах, сокрушивших борта и разбивших их в щепы.
Викинги ("норманы") были мореплавателями из Скандинавии. Они совершали многочисленные набеги на Европу в VIII - ХI вв. Сначала викинги занимались разбоем и грабежами, но постепенно стали торговать и жить оседло. В Северной Франции они были известны как норманы, на Руси - варяги.
Первые набеги в 790 - 840 гг. викинги совершали из Норвегии, но начиная с 830 г. они объединились с датчанами и набеги приобрели гораздо большой размах.
Начиная с VIII в. воинственные шведские купцы или варяги, расселившиеся по берегам Балтийского моря, занимаются торговлей. Они продвигаются по рекам Руси, оседая среди славян и налаживая торговые связи между Балтикой и исламским миром.
860 г. варяги безуспешно осаждают Константинополь.
861 г. викинги открывают Исландию и поселяются там.
Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX — X в. устанавливают контроль над Киевом.
В 864 году Оскольд и Дир отправились из Новгорода в Киев.
Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд, Дир, Олег и Игорь.
«Оскольд и Дир отправились из Новгорода в Киев и уже в 866 году 200 вооруженных судов Русских были под Царь-Градом».
Упоминание о первом набеге русов на Царь-град в 866 г. содержится в древнейшей из русских летописей - в тексте монаха Нестора в Лавреньевской рукописи. "В 6360 году (852 г. н.э.) началось 15-летнее правление царя Михаила, и в годы именно этого правления стало известно о возникновении наименования Русская земля. О ней узнали после того, как при этом царе Русь приходила на Царьград".
В 866 году Аскольд и Дир на 200 ладьях отправились из Новгорода к Царьграду.
«Ставши вождями довольно многочисленной дружины, Аскольд и Дир вздумали сделать набег на Византию, они отправились из Новгорода; на 200 ладьях приплыла русь к Царю-граду, но попытка не удалась: буря разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились со своими князьями назад в Киев …столкновений Киевской Руси с Византиею. Даже прежде еще Аскольдова похода, обыкновенно относимого к 866 году».
"В 6374 году (866 г. н.э.) был у греков царь по имени Михаил... И в этом году при этом царе приходила Русь на Царьград, как об этом пишется в летописании греческом. На четырнадцатом году правления царя пришли Аскольд и Дир на греков, к Царьграду. Царь же отсутствовал, воюя против агарян на Чёрных реках, куда епарх послал к нему с послом весть о том, что Русь пришла на Царьград. И царь тотчас воротился. А те уже вовнутрь вошли, много убийств христиан совершили, обступивши Царьград двумя сотнями кораблей. Царь же, едва войдя в город, явился тотчас с патриархом Фотеем в церковь святой Богородицы Валашской и всю ночь молитву сотворял, а затем с песнями вынес божественную ризу святой Богородицы и с плачем омочил в море, которое было кротким и тихим, да вдруг восстало бурей, с ветрами и волнами огромными, против наступавших. И разбило корабли, и смело безбожных русов, и к берегу пригнало избитых. И мало их, поверженных, полной беды избегли. И восвояси вернулись побеждённые Аскольд и Дир, в малом числе пришли к Киеву".
Крещение Руси
- Первое - от апостола Андрея Первозванного.
- Второе крещение - от патриарха цареградского Фотия.
"во время царства греческого царя, Василия Македонского, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире" (КАТ л.27 об.; цит. по ФОМ14 с. 307).
"Русы, как стаи саранчи" - говорится в арабских источниках, которым не менее тысячи лет, - появлялись на улицах древнего Дербента, на южном берегу Каспия. Это было в 860 - 880 гг. "ПВЛ" приписывает этот поход правившим в Киеве варягам Аскольду и Диру, независимым от Рюрика. Поход привёл к так называемому первому крещению Руси, известному по византийским источникам, после которого на Руси возникла епархия и христианство приняла правящая верхушка (по-видимому, во главе с Аскольдом).
- Третье крещение - при княгине Ольге. Оно произошло, согласно "Катехизису", в 6463 г. "от сотворения мира" (963 г.).
- Четвёртое крещение - крещение при князе Владимире.
См. Крещение Руси.
Новгородские князья:
Богумир - князь Русколани, жена Славуна.
Дети Богумира:
(дочери) Древа, Скрева, Полева, Илмера
(сыновья) Лех, Чех, Сева, Рус.
Рус — князь, родоначальник, эпическое имя народа русь.
Князь СЛАВЕН Старый известен по "Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске" — позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода славянами, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика.
Дети Славена Старого: Волхов, Рудоток, Волховец, Вандал.
Илмера — согласно русской книжной легенде, сестра князя Словена, сына Скифа, правнука Иафетова. По её имени, по преданию, названо озеро Ильмень. Образ Ильмены-Илмеры обильно обыгрывался в русской литературе XVIII—XIX веков. Например, в пьесе А. П. Сумарокова «Синав и Трувор», Ильмена показана как дочь Гостомысла). В честь её назывались русские корабли. В частности, бриг «Ильмена» в начале XIX века участвовал в освоении Калифорнии, доставлял припасы в селение Росс. Русские называли «Ильменой» островок Сан-Николас.
Князь ВАНДАЛ — один из правителей Словенска, который обычно отождествляют с Новгородом. Другие варианты произношения — Венд, Венед, прозвище — Новгородский. Сын князя Славена Старого. Его жена Адвинда, родом «от варяг», их дети: Избор, Столпосвят, Владимир. Его братья — Бастарн, Волхов, Волховец, Рудоток.
"По устроении Великого града умре Славен князь, а по нем владаху сыиове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владая славянами, ходя всюду на север, восток и запад морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе поко-ря, возвратися во град Великий. По сем Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара с великими войски славян, руси и чуди. И сии шедше, многи земли повоевав, не воз-вратишася. А Вандал разгневався на ня, вся земли их от моря до моря себе покори и сыновом своим вдаде. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построй по единому граду, и в их имяна нарече, и всю землю им разделя, сам пребывал во Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Изберу град Великий и братию его во власть предаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли".
Князь ВЛАДИМЕР ДРЕВНИЙ, известный только по Иоакимовской летописи. Согласно этой летописи, он был правителем некоего города Владимира (по предположению Татищева село Владимирец в Новгородской губернии), но после смерти своих братьев Столпосвята и Избора стал править в Великом Граде. Владимир-старший из русского эпоса, проигравший войну в V в. Аттиле.
"Он имел жену от варяг Адвинду, вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают. По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имяна же сих осьми неведомы, ни дел их, разве в песнех древних воспоминают".
Князь БЕЛОЯР ГОРДЫНЯ (упоминается в 543 г.).
Князь МЕЗАМИР (убит в 561 г.) - представитель знати восточнославянского союза антов, посол, упомянутый византийским автором Менандром в связи с событиями аварско-антского противостояния в 560-х — 580-х годах.
Мезамир, сын Идаризия и брат Келагаста, был отправлен антами к аварскому хану Баяну I для выкупа пленных, но был убит им вопреки дипломатическим обычаям неприкосновенности посла.
Византийский историк VI века Менандр Протектор оставил единственное свидетельство о Мезамире: «Властители антские [Менандр употреблял греческое слово "архонты”] приведены были в бедственное положение и утратили свои надежды. Авары грабили и опустошали их землю. Угнетаемые набегами неприятелей, анты отправили к аварам посланником Мезамира, сына Идаризиева, брата Келагастова [Μεζαμηρος ο Ιδαριζιον, Κελαγαστον αδελφος], и просили допустить их выкупить некоторых пленников из своего народа. Посланник Мезамир, пустослов и хвастун, по прибытии к аварам закидал их надменными и даже дерзкими речами. Тогда Котрагир, который был связан родством с аварами и подавал против антов самые неприязненные советы, слыша, что Мезамир говорит надменнее, нежели как прилично посланнику, сказал кагану: «Этот человек имеет великое влияние между антами и может сильно действовать против тех, которые хоть сколько-нибудь являются его врагами. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на неприятельскую землю». Авары, убежденные словами Котрагира, уклонились от должного к лицу посланника уважения, пренебрегли правами и убили Мезамира. С тех пор больше прежнего стали авары разорять землю антов, не переставая грабить ее и порабощать жителей».
На Руси сохранялись смутные воспоминания о борьбе славян с аварами, исчезнувшими как единый народ ко времени написания летописей. Отрывок из «Повести временных лет» с легендой об аварах (обрах): Затем пришли белые угры и заселили землю Славянскую. Угры эти появились при царе Ираклии, и они воевали с Хосровом, персидским царем. В те времена существовали и обры, воевали они против царя Ираклия и чуть было его не захватили. Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов - также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его - обрина, - и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: "Погибли, как обры", - их же нет ни племени, ни потомства.
Князь БРАВЛИН I (упоминается в 660 г.).
Столпосвят – последний правивший в Новгороде из старой династии.
Витислав (782 — 795 гг.). Первый новгородский князь, переименовал Словенск в Новгород. Сын ободритского короля Ариберта II. Занял престол вследствие брака с дочерью Столпосвета, последнего правившего из Словенской династии.
Князь Бравлин II
Славомир (811 — 821 гг.).
Князь БУРИВОЙ (821 — 839 гг.). Известный только по Иоакимовской летописи. Отец князя Гостомысла. Столицей словен называется некий Великий град, что означает просто главный город независимого государства. "Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Бярмию до Кумени. Последи при оной реце побежден Буривой бысть, вся свои вой погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во Белице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при мори построй, учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли".
Князь Гостомысл (839-860 гг.) - легендарный старейшина ильменских словен, с именем которого в некоторых поздних списках летописей связывается сказание о призвании Рюрика. Гостомысл является также героем литературного произведения XVII века «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске».
"Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудна. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем проелавися всюду. Р. Гостомысл имел четыре сына и три дочере. Сынове его обо на воинах избиени, обо в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дсчери выданы быша суседним князем в жены. И бысть Гостомыслу и людем о сем печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмо-гард вопросити боги о наследии и, возшед на высокая, принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложеси его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жены его не раждаху, посла паки в Зимеголы к весчунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали. Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дочере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: «От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его». И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын больший дсчере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рюрик со двемя браты и роды ею. (Здесь о их разделении, кончине и пр. согласно с Нестором, токмо все без лет.)".
Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли ещё при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. (Ср. у Геродота историю о сне, увиденном дедом Кира Великого). Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы. Согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии), на зов явились, после смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями Синеусом и Трувором.
Историки XVIII века Татищев и Щербатов склонялись к признанию достоверности рассказа Иоакимовской летописи о Гостомысле. Первым усомнился в существовании Гостомысла историограф немецкого происхождения, академик Миллер. В существование Гостомысла не верил и Н. М. Карамзин, который подчёркивал, что «предание о Гостомысле сомнительно», так как древние летописи не упоминают о нём. На отсутствие упоминаний о Гостомысле в древних летописях указывал иС. М. Соловьев. Археолог-лингвист А. М. Микляев проанализировал в округе Приильменья до сотни топонимов, включающих созвучие «-гост-; -гощ-», и допустил их широкое появление уже с VIII века. Археологические поиски в ранних слоях Новгорода и Ладоги также указывают на распространение в IX-X веке посуды западнославянского типа, характерной для побережья Балтики, что может указывать как на развитые торговые связи, так и на миграцию в район Приильменья части западно-славянских племён. По мнению В. Н. Овчарева имя Гостомысла проникло в русские летописи из мекленбургской генеалогической традиции. В 1629 г. Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба. В этом же источнике присутствует и Гостомысл (Gozomuzolo), сын Чедрага. Сам Хемниц ссылается на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 г. Специалист по истории Древней Руси С.Н. Азбелев ставит под сомнение факт смерти Гостомысла в 844 году. По его мнению, Гостомысл, возглавлявший государство руян, в связи с вторжением войск Людовика Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень. В результате этого там возникли поселения прибывших с ним славян - руси прибалтийской.
Словенский князь ВАДИМ ХРАБРЫЙ — мифический предводитель новгородцев, восставших в 864 году против князя Рюрика.
В 860 году Великий Новгород покорен готами и платит дань.
«…Великий Новгород, но уже временное его покорение готским атаманом Эрманом, и платимая им в 860 году дань ясно свидетельствуют его бытие».
В 862 годут Новгород прекратил платить дань варягам. «…под 862 годом, летописец говорит, что племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море, не дали им дани и начали сами у себя владеть».
Князь РЮРИК
Правление в Новгороде князя Рюрика - 862 - 879 гг. (или с 859 г. до 879 г.).
"Рюрик по смерти братии облада всею землею, не имея ни с ким войны. В четвертое лето княжения его преселися от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о росправе земли и правосудии, яко и дед его. И дабы всюду расправа и суд не оскудел, посажа по всем градом князи от варяг и славян, сам же проименовася князь великий, еже гречески архикратор или василевс, а онии князи по-дручни. По смерти же отца своего облада варягами, емля дань от них. Имел Рюрик неколико жен, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя урманского, и егда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено. Славяне, живусчие по Днепру, зовомии поляне и горяне, утесняеми бывши от казар, иже град их Киев и протчии обладаша, емлюсче дани тяжки и поделиями изнуряюсче, тии прислаша к Рюрику преднии мужи просити, да послет к ним сына или ина князя княжити. Он же вдаде им Оскольда и вой с ним отпусти. Оскольд же, шед, облада Киевом и, собрав вон, повоева первее козар, потом иде в лодиах ко Царюграду, но буря разби на мори корабли его. И возвратяся, посла в Царьград ко царю. Рюрик по отпуске Оскольда бе велъми боля и начат изнемогати; видев же сына Ингоря вельми юна, предаде княжение и сына своего шурину своему Ольгу, варягу сусчу, князю урманскому. Олег бе муж мудрый и воин храбрый, слыша от киевлян жалобы на Оскольда и позавидовав области его, взем Ингоря, иде с войски ко Киеву. Блаженный же Оскольд предан киевляны и убиен бысть и погребен на горе, иде же стояла церковь святаго Николая, но Святослав разруши ю, яко речется".
По падении Македонского царства часть македонцев, ок. 320 г. до н.э., переселилась к Балтийскому морю и основала свои новые жилища под названием бодричей, сохранивших до самого падения своего герб Александра Македонского, изображающий буцефала и грифа. А вскоре после того одна часть их снова переселилась на Ильмень и Ловать.
Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами.
Адам Бременский свидетельствует: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.
Бериг, придя вместе с готами в Европу, стал воевать с вандалами-венедами и, по свидетельству Иордана, покорил их вместе с соседними народами. Он сумел подчинить себе и германцев-даков (фракийцев) и с ними двинулся к Чёрному морю через Карпаты, покорив часть земель Малой Скифии, то есть будущую Дакию (междуречье Днестра и Дуная).
От той войны с Карпат и Балтийского побережья бежали многие роды славян, которые осели на Днепре у Голуни и стали зваться "непрами и припятцами" (Род I, 4:2). И вёл их воевода Бодрич (другой способ чтения руники Бобрич, Бобреп), имя коего говорит, по всей видимости, о том, что он был главою венедского рода бодричей.
Придя в Голунь, бодричи стали воевать с "злыми языцами", то есть столкнулись с иноверцами, по-видимому, из сарматского племени язов-асов. Таковыми могли быть маздаисты или велесовцы, выгнавшие ранее из Голуни греков-дионисийцев. После победы венедов и утверждения Перуновой веры (державшейся тут до Владимира Святого) Бодрич умер и "получил чин в храбром войске Перуна".
"Книга Велеса" также говорит, что переселившиеся в Голунь славяне не стали строить храмов: "мы тогда не имели мольбищ и служили перед колодцами и родниками, где текла живая вода". А между тем на Карпатах ранее они строили храмы, когда придерживались культа Радогоста Колядича. Это значит, что во время войны с германцами они перешли в Перунову веру, для коей характерно отрицание жречества, строительства храмов и пр.
Так или иначе, но в Приднепровье благодаря приходу и победе бодричей славянский язык стал преобладающим, он вытеснил из быта и религии сармато-иранский язык. Славяне-непры и припятцы вместе с тиверцами и суренжанами (таврами), русами-русколанами (роксаланами, аорсами), вендами-синдами, северянами, белогорами, белоярами и новоярами и прочими, начали растворять в себе иранцев: скифов, сарматов, алан.
Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром (цикл «Круг Земной» Снорри Стурлусона), и там Гутхорм Синдри говорит о «сокольих далях» в контексте войны во 2-й половине Х веке конунга Хакона с викингами — «как датчанами, так и вендами». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с Х века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Герб Рюриковичей некоторыми исследователями трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным вариантом этого изображения является герб Украины.
Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах ХIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII в. племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец 3-х юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным, второй Сиваром Победоносным, третий — Труваром Верным.
Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество, Сивар-Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии.
Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
В начале ХVIII в. появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 г. проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 г., написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 г. По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 г. Его старший сын Траскон наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 г. при штурме города ободритов Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 г., сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 г. в Новгород. Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 г. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины Х в. приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Варяги из вагров или пруссов
Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 г. монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.
По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов в Руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сам в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. После окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.
Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с Х века. Возможно, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus) а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной.
Русь была привнесена извне Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г.
Некоторые учёные считали варягов скандинавами (обычно шведами), другие предлагают их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики.
Варягов связывают со славянским прибалтийским народом вагров. Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, ем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком» Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине Х в. отмечены морские походы вендов на соседей.
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано... В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришел из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов».
По результатом исследования ДНК предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1а) и в северной Европе (гаплогруппа N1с). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Упландии, к югу от Стокгольма. Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1а, на севере России). Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1а. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.
Рюрик, по ипатьевскому списку, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «пришед къ Ильмєрю и сруби городе надъ Волховом и прозваша и Новъгород» (наблюдается некоторое противоречие с сообщением той же летописи об основании города словенами).
Ок. 862 г. Рюрик (862 - 879 гг.) основал государство Новгород. Позже все земли от Новгорода до Чёрного моря и от Карпат до Волги назвали Русью и потомки Рюрика будут править в ней до 1598 г.
Рюриково Городище
Рюриково Городище — торгово - ремесленный и военно - административный центр Приильменья, городище, археологический памятник IX века, находится в 2 км к югу от центра современного Великого Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень (напротив Юрьева монастыря). Известно, в том числе и, как резиденция новгородских князей, с которой связаны многие имена известных политических деятелей Древней Руси.
Сообщение в одном из вариантов толкования «ПВЛ» о призвании новгородцами (в другой версии прочтения «Повести временных лет» эту запись относят и к Ладоге) скандинавского князя Рюрика отмечает начальную дату появления княжеской резиденции на городище. Раскопки на городище впервые произведены в 1901 г. новгородским археологом Н. И. Полянским. Систематическое изучение было начато только c 1975 г. и теперь продолжается ежегодно. Кроме того, что здесь существовало поселение со второй половины IX века, здесь обнаружен более ранний культурный слой:
- обнаружены остатки неолитические стоянки (II — III тыс. до н.э.);
- обнаружено поселение раннего железного века (I тыс. до н.э.).
При археологических исследованиях слоев IХ - Х вв. обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены берестяные грамоты, множество свинцовых княжеских печатей, арабских, византийских и западноевропейских монет (в том числе три клада дирхемов), стеклянные, сердоликовые и хрустальные бусы, грецкие орехи, предметы скандинавских и общебалтийских типов (равноплечные, скорлупообразные и кольцевидные фибулы, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые, подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии и др.), части весов, весовые гирьки.
В 2003 году на Городище впервые обнаружена берестяная грамота, получившая № 950-фрагмент письма (предположительно нескольких братьев родителям) с неудивительным для этого места упоминанием князя.
В IX — X веках городище являлось первым предгородским поселением в районе Великого Новгорода, древнейшим Новым Городом русских летописей. Поселение занимало мысовую часть возвышенности, расположенную на низменном острове среди заливаемой поймы. Его общая площадь достигала 6-7 га. Центральная часть поселения была укреплена рвом и валом и с деревянными конструкциями внутри. От этого времени в слоях сохранились органические остатки, что ставит материалы раскопок памятника в один ряд с материалами раскопок Старой Ладоги и Новгорода.
Именно здесь, в истоке реки Волхов располагалась княжеская резиденция, где жил не только князь, но и его дружина, в основном состоящая из норманнов.
Городище имело чрезвычайно выгодное расположение, так как его территорию со всех сторон защищали водные рубежи. С городищенского холма было легко контролировать проход судов из Волхова в озеро Ильмень. Напротив княжеской крепости находилось древнее языческое святилище — Перынь.
Одним из важнейших видов деятельности населения было ремесло (бронзолитейное, косторезное и др.).
В конце X в. Рюриково городище, сохранив роль резиденции, уступило свое место, как cоциально - экономического центра Приильменья, новому поселению, разросшемуся в стороне от него вокруг возникшего христианского комплекса и епископского двора.
После восстания в 1136 г., положившему конец двоевластию князя и бояр на территории Рюрикова городища — резиденция князя, подконтрольного новгородскому посаднику. Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Тёмный, Иван III и Иван Грозный. На его территории в разное время располагалось 6 деревянных и каменных церквей.
В 879 году, по счету летописца, умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на руки родственнику своему Олегу. Последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей.
879 - 882 гг. - в Новгороде князь Вещий Олег.
"По сем Олег облада всю страну ту, многи народы себе покори, воева же на греки морем и принуди мир купити, возвратися с честию великою и богатствы многими. Повоева же козары, болгоры и волоты до Дуная (волоты римляне, ныне волохи...). Егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олег преименова ю и нарече во свое имя Ольга. Име же Игорь потом ины жены, но Ольгу мудрости ея ради паче иных чтяше".
Новгородский посадник Добрыня Никитич (с 935-990 гг.).
Присоединение Смоленской земли к антиваряжской коалиции и нейтрализация полянского войска. Расквартирование новгородского войска в бывший пограничной полянской крепости Белгород на Ирпене и перенесение туда же из Овруча древлянской столицы. Присвоение Добрыне наследственного титула новгородского посадника. 989-990 г. - возведение в Новгороде Добрыней дубового 13-главого, первого на Руси Софийского собора, который олицетворял патронат Новгорода над федерацией 12 земель.
Прочной связью Добрыни с Новгородом является и само наличие былин. В представлении читателей сочетание слов «Новгород» и «былины» вызывает обычно в памяти лишь фигуры Садко и Василия Буслаева, то есть былины, где речь идет о новгородцах.
Новгородская эскадра: Добрыня временно увел армию и флот Севера за рубеж. Однако это не означало прекращения боевых действий. Новгородская эскадра блокировала захваченное Свенельдом побережье Финского залива. Она крейсировала в море, но блокада велась с ближних баз, с русских островов в Финском заливе, остававшихся последним свободным клочком русской земли. Вероятно, главной такой базой стал остров Котлин, где века спустя возникнет Кронштадт.
Однако прокормить всю новгородскую армию эти небольшие острова не могли, да и вообще требовалось более дальнее и надежное убежище, более прочная база для подготовки контрудара в будущем. И свою ставку, а также главную базу шурин и младший сын Святослава разместили в Швеции, предоставившей им убежище на три долгих года. Видимо, ставка Добрыни располагалась вблизи Упсалы, тогдашней столицы Швеции.
ИСТОРИЯ
Ильменские словене
Князь Бравлин II и волхв Ягайло.
Князь Рюрик.
София Новгородская.
Copyright © 2018 Любовь безусловная |