Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
24.02.2020
17:45
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [138]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1199]
Суздаль [359]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [379]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [6]
Судогда [9]
Собинка [86]
Юрьев [200]
Судогда [86]
Москва [42]
Покров [113]
Гусь [134]
Вязники [244]
Камешково [70]
Ковров [302]
Гороховец [104]
Александров [225]
Переславль [102]
Кольчугино [64]
История [39]
Киржач [69]
Шуя [95]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [29]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [73]
Писатели и поэты [94]
Промышленность [86]
Учебные заведения [78]
Владимирская губерния [36]
Революция 1917 [47]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [42]
Муромские поэты [5]
художники [19]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [3]
краеведение [39]
Отечественная война [15]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » обряды

Обряды Владимирской деревни. Детские игры

Обряды Владимирской деревни.
Детские игры

Семейные обряды Владимирской деревни. Часть 1. Областной центр Народного Творчества. Владимир 1995.

Детские игры уже в XIX веке сводились, в основном, к развлечениям - даже те, которые воспроизводили обряды взрослых. Так, игра «Костромушка» искаженно отображала «Похороны Костромы» - обряд заклинания дождя, бытовавший в Муромском и Меленковском уездах. Игра «Покойники» очень похожа на святочное «покойницкое»
Более сохранили магические элементы так называемые «Песни на различные случаи». В этих песнях есть приближающее их к заговорам заклинание сил природы. Таковы заклинания дождя в песенках: «Дождик, дождик, перестань!..» и «Дождик, дождик, пуще!..». Е.П. Добрынкиной в Муромском уезде записано обращение детей к солнцу:
Солнышко, ведрышко -
Выступи, выгляни!
Твои детки плачут,
На камушках сидя.
В этой детской закличке сохранилось заклинание одного из самых почитаемых богов славянского пантеона - Дажьбога. Этот «солнечный бог» наш прародитель, от него пошел русский народ. В «Слове о полку Игореве» русские воины именуются «дажьбожьими внуками», а князя Владимира Святославича народ называл «Красно Солнышко». ряженье.

№ 6
ДЕТСКИЕ ПЕСНИ ПЕРЕД ИГРОЙ ПРИ ВЫБОРЕ ВОДИЛЬЩИКА

Катилося яблочко
Вокруг огорода,
Мимо честокола, -
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
(д. Бехтерево Покровского уезда)
***
Зайчик белый,
Куда бегал?
- В лес-дубраву.
Что там делал?
- Грибы рвал.
Куда клал?
- В решето, в котомку.
Кто ж украл?
- Родивон.
Пусть за это выйдет вон!
(г. Киржач)
***
Первички-другички!
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Ваду (от слова «вадить») выбирать, -
Ну-кось ты, Додон,
Убирайся вон!
(с. Бабаево Владимирского уезда)
***
Перводан, другодан,
На четыре загадан,
Пятьсот судьёв,
Пономарь Гуськов,
Пономарь-то Коська, -
Голубина ножка.
Мели, Емеля!
Дура кривая
В лужу попала,
Водить у нас стала!
(с. Спас-Юрцево Ковровского уезда)
***
Отец наш, батька ваш -
Куряй крали,
В мешок клали.
Кочеток кокнул -
Мешок лопнул,
Куры встали,
Играть стали,
Крупу ели
Две недели.
А на третью пёс Додон
Одну взял отсюда вон!
(с. Орехово Покровского уезда)
***
Первички, другички,
Летали голубички
По Божьим Русям,
По торговым площадям.
Видали реку,
Золотую косу,
Ивана, Романа,
Семёна, Петра,
Седова козла,
Глухаря-болтаря,
Водилу-бунтаря!
(г. Муром)
***
Шишел-вышел,
Вон пошёл,
Красну шапочку нашёл.
Я, Иван-капитан,
Всех коней прокатал -
Из копыта под копыто,
Из телеги - прямо в грязь, -
Оставайся, добрый князь!
(д. Кокорекино Юрьевского уезда)
***
Ехал барин на карете,
Изломалось колесо.
Ванька-кучер соскочил,
С колеса обод стащил,
Стал он втулку разбирать,
Спицы ломаны считать.
Много ль спиц он насчитал:
Ну-ка смысли, кто попал?
Тот играющий, на которого пало последнее слово стиха, должен быстро сказать какое-либо число. Читавший стих начинает с себя или со сказавшего число. На кого последняя цифра числа при счете падет, тот признается водильщиком.
(г. Киржач Покровского уезда)
***
Шатар-батар -
Шуми, шу...
Сам Топтыгин -
Буки, бу...
Вон, ты ворон -
Биши, биш...
А тебе приходит «шиш»!
(г. Меленки)
***
Тани, Вани,
Что за вами, -
Вы стоите все столбами?
Там, за вами лавка есть,
На нее надо присесть:
Поскорее все беги,
А ты, мальчик, поводи!
(г. Юрьев-Польской)
***
Тани, Вани,
Что за вами,
За железными столбами? -
Утка, дудка,
Марья-поповна,
Кум да кума,
Да кубышка вина,
Да «вада» свинья!
(с. Глинки Александровского уезда)
***
На постоялом дворе,
Что стоит там на горе,
Там бояре ночевали
И всё деньги там считали.
Со двора они съезжали
Да коней своих седлали,
На седельца скоро сели,
В шапке деньги загремели.
Услыхали Ермаки,
Поскидали колпаки,
А один Ермак
Не скинул колпак,
Повалился под овраг.
Кто нашел его - дурак,
Тому и глаза вот так!
Стих читается только при игре в жмурки. При словах «вот так» доставшемуся водить завязывают глаза.
(с. Ставрово Владимирского уезда)

№ 7
«КОСТРОМУШКА»

Собравшиеся для игры дети посредством счета (стихи смотрите ранее) или жребия выбирают «Костромушку». Костромушка садится на землю, а остальные играющие, взявшись за руки, окружают Костромушку, ходят и поют:
Костромушка-Кострома,
Чужа-дальня сторона!
У Костромушки в дому
Ели кашу на полу, -
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Кашу брошу, ложку брошу, -
Душа по миру пойдет!
Пропевши приведенную песнь один раз, все играющие наклоняются к Костромушке и задают вопрос: «Где Костромушка?» Костромушка отвечает: «В лес ушла!» Получив такой ответ, дети снова поют:
Костромушка-Кострома,
Чужа-дальня сторона,
Зачем в лес забрела?
В лесу частые пеньки, -
Смотри, ногу не сломи,
Нас по миру не пусти!
Пропев этот стих, дети снова наклоняются к Костромушке и спрашивают: «Где Костромушка?» Костромушка отвечает: «В бане». После этого ответа дети поют:
Костромушка-Кострома,
Чужа-дальня сторона,
Зачем в баню забрела?
В бане редкий полок -
Расшибёшь себе носок,
Спину гвоздем расскребёшь,
На тот свет скоро пойдёшь!
Снова после песни дети спрашивают Костромушку: «Где Костромушка?» И получив на этот раз ответ: «Костромушка умерла», поют:
Умер, умер наш покойник
Ни во среду, ни во вторник.
Его стали кадить,
А он глазками глядит.
Стали Кузькой величать -
Он ногами стучать.
Костромушкой величать -
Стал он спину расправлять.
А как стали отпевать -
Он за нами бежать!
При последнем слове дети разбегаются, Костромушка быстро вскакивает и начинает ловить. Пойманный становится «Костромушкой» и игра начинается снова.
(д. Цепнино Покровского уезда)

№ 8
«ГУСЬКИ»

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга помещается один, выбранный по жребию, который детьми называется «дедкой». В руках у него бумажка и платок. Когда все играющие заняли свои места, дедка машет платком и дети поют:
Сошлись гуси-гусаки
Вокруг дедки у реки,
Стали гоготати,
Дедке кричати:
«Дедка, дедка, пощади! -
Нас гусяток не щипли,
Дай нам платочек,
Денег мешочек!
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:
На, сумочку, подержи,
Денежки не оброни!
Потом одному из играющих «дедка» дает платок, кланяется и говорит:
На, платочек, подержи,
Мне головку (или глазки) завяжи,
Раз пятнадцать поверни!
Получивший платок завязывает «дедке» глаза, толкает его и «дедка» вертится. В это время дети бумажку передают друг другу. Верчение «дедки» останавливается, останавливается и передача бумажки. Дети, обращаясь к «дедке», кричат:
Дедка слепой!
Бумажка пропала,
Кому попала?
«Дедка» старается отгадать, произнося имя и фамилию кого-либо из играющих. Если отгадывает, у кого в руках бумажка, то игра начинается снова и «дедкой» становится тот, на кого указано. Если же не узнал, у кого в руках бумажка, что обыкновенно и бывает, то игра продолжается далее. Имеющий бумажку подходит к «дедке», ударяет его три разами говорит:
Меня дедка не узнал, -
Хрычём старым снова стал!
«Дедка» снова вертится, а дети поют:
Гуси-гусаки летели
Над дедкиной головой,
Золото теряли,
Дедке кричали:
У меня, у меня,
Погляди дед на меня!
При последних словах «дедка» срывает повязку и уже с открытыми глазами должен узнать: у кого бумажка. Дети теперь руки держат назади, передают бумажку и стараются ввести «дедку» в заблуждение. Он бросается то к одному, то к другому, то в ту, то в другую сторону, присматривается к каждому движению и быстро направляется туда, где, по его мнению, должна находиться бумажка, просит подозреваемых показать руки. Но они, обыкновенно, оказываются пустыми. Каждая ошибка «дедки» играющими осмеивается. Они кричат:
Дедка слепой
Руки схватил,
Себе шиш получил!
«Дедка» ищет бумажку до тех пор, пока не найдет ее у кого-либо в руке. Попавшего впросак дети приветствуют словами:
Здорово, хрыч,
Ты не гусак, а сыч! -
и заставляют быть «дедкой». Игра начинается снова.
(с. Орехово, м. Крутое Покровского уезда)

№ 9
«СТАРОСТА»

Посредством счета играющие выбирают водилыцика, который носит у детей кличку «староста». «Староста» садится на лавку, или крыльцо, или какой-либо чурбан, или доску. Остальные играющие, взявшись за руки, подходят к нему, останавливаются шагах в трёхчетырёх и начинают петь:
Сидел кум на пне,
Хлебал лапшу.
Подошёл татарин,
По уху ударил.
Кум «краул!» закричал,
Нас всех собрал,
Мы татарина схватили,
Да дорогой упустили.
Староста, староста,
Рассуди, пожалуйста!
«О чем рассудить?» - спрашивает «староста».
У, глухая тетеря,
Мельничное колесо,
Бабьино веретено,
Заяц косой,
Медведь косолапый, -
Где уши с головой,
Иль ушли за водой?
Кума татарин
По уху ударил,
Мы его тащили,
Дорогой упустили.
Староста, староста,
Рассуди, пожалуйста:
Поймай татарву,
Посади в кутерьму! -
кричат на вопрос «старосты» играющие. «А какой татарин?» - спрашивает снова он. На этот вопрос играющие отвечают:
Большой, кривой,
Носатый, рябой!
«А, знаю! - говорит «староста», - вот я его!» и бежит за детьми, стараясь кого-либо поймать. Начинается игра в ловички. Дети всячески стараются, чтобы он не поймал их. Плохо бегающий «староста» иногда ловит очень долго. Дети в это время его дразнят, выкрикивая:
Доброго здоровья, староста Сидор Иваныч,
Дормидонт Кузьмич, Спиридон Лукич,
Вавила Вавилыч, Вукол Лукич,
Пантелей Сидорыч; Петр Петров,
Иван Иванов, Алексей Павлов;
Шильник, мыльник, шиновал, сукновал,
Чулочный мастер; галика (маленький человек) московский,
Чертёжник ростовский; чёрный чернец,
Котельный кузнец; Спиридон горбатый,
Васька мохнатый; Данила вертячий,
Староста походячий!
Здорово, староста Лука,
Спиридон, Сидор Иваныч!
Если «старосте» удается кого-либо поймать, то играющие хлопают в ладоши и кричат:
Староста рассудил,
Татарина схватил.
Староста молодец -
Спас куму лапши конец!
Пойманный становится «старостой». Если же «староста», долго пробегавши, никого не поймает, то играющие заставляют его снова водить выкриком:
Староста сбрендил, -
Пусть снова водит,
Старостой ходит!
(с. Глинки Александровского уезда)

№ 10
«БУБЕН»

Это игра в ловички. «Бубном» дети называют водилыцика. «Бубен» выбирается по жребию. Он садится на землю и кричит:
Бубен сел на пенёк,
Чтоб ловить дураков,
Пожалуйте!
Играющие подходят к нему, окружают и поют:
Бубен, бубен! -
Сел на бочку,
Продал свою дочку
За нашего князя.
У нашего князя
Трое палаток.
Никто не проскочит!
Коза проскочила,
Хвост переломила,
Бубен порвала,
Нам рассказала.
Бубен озлился,
За нами пустился,
В лужу свалился,
Весь измочился.
Мы убежали -
Языки казали,
Бубен дразнили,
Бегать просили:
Бубен ты, бубен,
Не валяйся в луже,
А беги за нами,
Хватай нас руками!
«Бубен» вскакивает и бежит за певцами. Кого поймает, тот заступает на его место. Покуда он ловит, дети его дразнят, выкрикивая:
Бубен, бубен - длинный нос,
Почем в городе овёс?
Три копейки с пятаком.
Едет барин с колпком.
Шире, грязь, идёт навоз, -
То наш бубен - длинный нос!
(с. Бабаево Владимирского уезда)

№ 11
«КАШНИК»

Играющие выбирают по жребию водильщика, который называется «купцом», а сами между собою делятся, по уговору, на «хозяев» и «кантиков». «Кашники» садятся кругом на землю на расстоянии аршин двух друг от друга. «Хозяева» становятся за «кантиками». Когда играющие разметятся, «купец» подходит к кому-либо из «хозяев» и задает вопрос: «Дорог кашник?» «Хозяин» отвечает: «Сорок корок, алтын - голова, по копейке нога». «Продай!» - говорит «купец». «Купи!» - отвечает «хозяин». «На, деньги!» - протягивая руку, говорит «купец». «Хозяин» берет руку «Купца», жмет ее и говорит: «Теперь бери да кругом беги!» Они бегут кругом сидящих друг другу навстречу. Кто раньше дотронется до головы «кантика», после бега, ТОТ становится «хозяином», а опоздавший - «купцом».
(с. Кромы Гороховецкого уезда)

№ 12
«КАЗЛЫ»

Зимою мальчики (девочки с 8-летнего возраста обучаются прясть лен) забавляются игрой в клюшки в разных видах и всякой игре дают свое название. Так есть игра в «казлы». Она заключается в том, что участвующие в игре мальчики становятся на дороге и каждый из них в ряду, один от другого не ближе 5 аршин расстояния, выбивает себе клюшкой в снегу ямку вершка в три глубиною и такой же ширины. Это и есть «казло». На «казло» каждый должен плотно стать одной ногой, углубив в него пятку. И сходить с него обеими ногами сразу правилами игры строго воспрещается. Разрешается лишь спрыгивать с него на одной ноге или же, в крайнем случае, «запечатавши» можно сходить. Печать на «казло» налагается следующими словами: «Каз-маз, запечатан глаз!» На незапечатанное «казло» «водила», который не имеет своего «казла», может встать и прозевавшему игроку тогда поневоле приходится водить.
Для выбора водилы применяется такой способ: каждый участвующий в игре пускает свою клюшку по дороге. И - чья клюшка ближе к месту пускания, тому и водить. Судьба водилы незавидная. Ему много приходится бегать за «шарком» (шариком), вместо которого нередко пускается в дело мерзлый комок конского помета. Это бегание он считает за какую-то священную обязанность: куда бы не угнали игроки шарок, отбив у него из-под клюшки, он должен его подгонять снова к ним и стараться в кого-либо из них попасть этим шарком. Но ловкие и смелые игроки не поддаются: либо отпрыгнут на одной ноге в сторону, либо вперед забегут да отшибут шарок его в сторону шагов на 40 и далее, а водила за ним беги и подгоняй.
Эта игра сама по себе не имеет конца, и дети ее кончают только тогда, если сами выбьются из сил. Но водила, не ударивши никого шарком, не имеет права кончить игру. В противном случае его, по крайней мере с неделю, дразнят недоводой или, еще того хуже, своим судом наказывают: кладут его насильно спиною на клюшки и долго таким образом «катают» по снегу. Причем, разумеется, несчастному мальчишке снег и под рубаху попадает.
(Константиновская волость Александровского уезда)

№ 13
«КОЛДУН-БАБА» или «КОНДАЛЫ»

Тоже зимнею считается игра в «колун-бабу» или «кондалы». Эту игру нельзя назвать специально детскою, так как ею в часы досуга тешатся довольно и взрослые, но и дети с удовольствием ею забавляются. (...) Игра начинается так. Принимающие в ней участие сперва становятся в круг, причем один из них начинает всех по порядку считать:
Яблочек катился вокруг огорода,
Кто ево подымет, тот вон выйдет, -
Шишел-вышел, вон пошёл,
Надел шапку да ушёл!
На кого падет последнее слово, тот выходит вон из круга, а оставшиеся в кругу снова таким же образом пересчитываются. И так до тех пор, пока не останется из всех играющих один, на долю которого не падет это счастливое слово, - и этот должен быть «колун-бабой». Он плотно становится спиной к стене или воротам и кричит:
- Колун-баба!
- Аз-дядя? - отвечают ему хором другие игроки.
- Нажимай на кулаки!
- На чьи боки?
При этом «колун-баба» должен назвать кого-либо из принимающих в игре участие.
В иных местах эта игра называется по-другому - «кондалы». Там, вставший на отлете от всех, у ворот или стены кричит другое:
- Кондалы!
- Все скованы, - ему отвечают.
- Раскуй!
- Ково? - и так далее продолжается.
Если участник игры, которого называют, очутится сзади всех, - ему столько в это время кулаков влетит по чему попало, что он не успеет поворачиваться. За то уж и «колун-баба» в это время рот не разевай: вызванный им кое-как освобождается из-под ударов, пользуясь правом самому влепить водильщику столько, сколько влезет в его грешную спину. Впрочем, это может случиться только тогда, если «колун-баба» своевременно не успеет убрать своих ног с занимаемого им поста за условленную черту. Затем заступает место водильщика. Эта игра не имеет своего конца.
(Константиновская волость Александровского уезда)

№ 14
ПОКОЙНИКИ

Игра в «покойники» у детей происходит исключительно в то время, когда бабы холсты отбеливают и расстилают эти холсты по лужкам. Тогда дети целой толпой набегают на «стлище» холстов, кто-либо из них ложится на землю, а другие покрывают его с ног до головы холстом. Покрытый холстом, своего рода «покойник», соблюдая свое должное приличие, делается неподвижен и его начинают отпевать хором:
Стёпка покойник,
Умер во вторник,
В среду поминки,
В четверг сиротинки,
В пятницу на мельницу,
В субботу на работу,
В воскресенье на веселье,
В понедельник на бездельник.
Стёпка, мёртвый, вставай,
Да живых нас поедай!
При этом весь хор разбегается в разные стороны, а «покойник» встает и взапуски пускается за ними бежать. Но изловить кого-либо ему не так скоро удается, ибо роль «покойника» каждому бывает неприятна, а потому и каждый старается улизнуть от участи им быть. Во всяком же случае «покойник» не кончит свою погоню за беглецами без того, чтобы не изловить одного из них. А догнав кого-либо, он имеет право «потрепать» того немножко и затем уже тащит его к холстам и кладет на свое место. Хор детей начинает и этого «отпевать» таким же образом как и первого и так далее.
Для баб вообще такая игра детей неприятна, так как шалуны, забавляясь их холстами, не обращают никакого внимания на то, что они в это время на белых холстах делают такие знаки, что после смыть бывает трудно. А холст ведь есть чуть ли не единственное достояние деревенской бабы.
(Константиновская волость Александровского уезда)

№ 15
«КЛУШКИ»

Игра в «клушки» - игра артельная: чем больше в ней участвующих, тем она интереснее бывает. «Клушкой» выбирается самая рослая из девушек и притом во всех отношениях ловкая. Остальные - мальчики ли, девочки ли - все ее цыплята, из которых один ухватывается за ее платье сзади, а прочие друг за дружку таким же образом и «гуськом» (клушка впереди, а цыплята за нею) ходят вокруг «хозяйки», копающейся в это время в земле палочкой. И все приговаривают нараспев:
Хожу, хожу по колодчику,
Нижу, нижу по жерельчику,
Мну, топчу траву шелковую,
Рву, клюю пшеничку белую.
Бог в помочь!
Последние слова относятся к «хозяйке», копающей палочкой землю, которая отвечает им: «Спасибо!» Затем начинается разговор «клушки» с «хозяйкой»:
К: - Ты что тут делаешь?
X: - Ямку копаю.
К: - А на что тебе ямка?
X: - Барыня проехала, копеечку потеряла.
К: - А на что тебе копеечка?
X: - Купить иголочку.
К: - А на что тебе иголочка?
X: - Мешочек сшить.
К: - А на что тебе мешочек?
X: - Камышки класть.
К: - А на что тебе камышки?
X: - В твоих детей шуркать-буркать.
К: - За штой-то и про што?
Хозяйка (набирая горсть земли и кидая в «цыплят»):
- Вот они такой-то огород у меня огурцов потоптали! Вот такой- то ворох пшеницы поклевали! Вот столько-то кринок они у меня сметаны пролили!
«Клушка», разумеется, начинает защищать своих «цыплят» от нападения «хозяйки» и тут происходит обыкновенная свалка. На долю «хозяйки» от «цыплят» настолько довольно достается, что она вся «исклеванная» после этого поднимается с земли на ноги.
(Константиновская волость Александровского уезда)

№ 16
«ЗАЙЦЫ»

Осенью у детей бывает игра в «зайцы». Во время этой игры употребляется соответствующее оружие - лук, который обыкновенно делается самими детьми. Он делается просто: берется кончик тесины (вершков в 12 длины и 3 вершка ширины), на кромке которого вырезается паз, глубиною - чтобы поместился в него палец. Этот паз служит для пускания стрел. А на одном конце провертывается дыра (дюйма 2 в диаметре), в которую вделывается дубовая или можжевеловая дужка. На тетиву употребляется бечевка, а нередко и шелковые пояса. Ретивые шалуны в своих играх ничем не дорожат, лишь бы игры приносили им удовольствие. Стрелы делаются деревянные: простой обрубок вершка в два длиною с заостренным концом. Удавшийся лук может стрелять на 50 шагов, если не дальше.
Из числа играющих один считается «охотником», а все остальные «зайцами». Чтобы кому-нибудь быть «охотником», между всеми играющими производится своего рода счет, выражающийся в следующей песенке:
Енкин-Пенкин козу гнал.
Немец курицу украл.
Ехал повар на чумичке,
Кучерами - две синички,
Две кострули впереди,
Два лакея позади.
А кухарочка Окуля
Укатила на коструле,
У ней правил Васька-кот,
А форейтор был Федот!
На кого падет слово «Федот», тот и охотник.
Игра происходит исключительно в то время, когда родители затейников с поля перевозят к овинам рожь и там накладывают из нее стога. В таких-то стогах и происходит игра. Ставший «охотником» на первое время обязан закрыть глаза, чтобы дать возможность попрятаться «зайцам» в промежутках стогов и в верхах их. «Охотник» после того обязан каждого из них «подстрелить» из лука, причем первый, попавшийся под стрелу, заступает место «охотника», а «охотник» превращается в «зайца».
Такая игра бывает очень убыточна для родителей играющих, так как они незаметно для себя вытряхивают из сложенных снопов ржи значительную долю зерен. За это, конечно, шалунам достается от родителей или даже от чужих лиц. Но этим приостановить их трудно, так как любовь детей к этой игре все препятствия преодолевает, несмотря даже на то, что удары стрел бывают очень чувствительны.
(Константиновская волость Александровского уезда)

№ 17
ПЕСНИ ПРИ РАЗНЫХ СЛУЧАЯХ

Во время сильного дождя дети, собравшись грудками, поют следующее:
Дождик, дождик, перестань! -
Я поеду в Арестань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я у Бога сирота,
Отворяю ворота
Ключиком-замочком,
Золотым платочком!
(сл. Мстёра Вязниковского уезда)
***
Во время дождя дети не спешат спрятаться под крышу, но, напротив, они нередко выбегают на улицу и, обильно поливаемые дождем, прыгают, кружатся и кричат:
Дожжик, дожжик, перестань! -
Я поеду во Рязань
Богу молиться,
Кресту поклониться.
Я у Бога сирота,
Отпираю ворота
Ключиком-замочком,
Красненьким платочком
С аленьким цветочком!
(Константиновская волость Александровского уезда)
***
Если дождик только начинает идти и его давно не было, то дети поют:
Дождик, дождик, пуще, -
Я прибавлю гущи!
(сл. Мстёра)
***
Дети, увидев на небе радугу, с чувством восторга в своей душе весело кружатся и приговаривают:
Уж ты радуга-дуга,
Перебей дожжа!
Кабы дожжик шёл,
Я бы лапти плёл:
И сестре-то,
И себе-то,
И братишкам
По лаптишкам!
(Константиновская волость)
***
Летом, в жаркие дни, дети имеют дурную привычку - от 3 до 8 раз ежедневно купаться в прудах или ручьях. Во время купанья, конечно, в уши наливается вода, отчего они становятся как бы оглохшими. В этом случае они, не прибегая ни к чьей посторонней помощи, сами себе помогают тем, что прыгают на одной ноге, приложив плотно одну руку к уху, в сторону которого слегка наклоняются и приговаривают:
Мушка, мушка, вылей воду
На дубовую колоду, -
У нас баня горит,
Огонь нечем залить,
Нам водица нужна
Для тушенья огня!
И действительно, после этого вода из уха выливается.
(Константиновская волость)
***
Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:
Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается!
(сл. Мстёра)
***
Ловят улитку и, когда поймают, кладут на ладонь и поют:
Улита, улита,
Высунь рога -
Дам конец пирога!
(сл. Мстёра)
***
Ловят паука, обрывают у него ноги, которые делают различные движения, положенные на бумагу. При этом припевают:
Мяу, мяу -
Коси траву!
(сл. Мстёра)
***
Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указаельным пальцем и припевают:
Ячмень, ячмень -
На, тебе кукиш,
Чево хочешь купишь!
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.
(сл. Мстёра)
Обряды Владимирской деревни:
Рождение младенца
Детские игры
Свадебные обряды в Юрьев-Польском уезде
Свадебные обряды во Владимирском уезде
Свадебные обряды в Вязниковском уезде
Свадебные обряды в Шуйском уезде

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: обряды | Добавил: Николай (30.01.2020)
Просмотров: 27 | Теги: обряды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика