СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Семейные обряды Владимирской деревни. Часть 1. Областной центр Народного Творчества. Владимир 1995.
ШУЙСКИЙ УЕЗД № 27 Выбор невесты, по большей части, делается родителями жениха, вовсе не спрашивая согласия сына. В некоторых же домах, призывают сначала жениха и объявляют ему желание женить его на такой-то. (Выбор, вообще говоря, редко бывает - жених и невеста не противятся воле родителей.) Потом родители жениха посылают сватов к родителям невесты, прося назначить время для свидания жениха с невестою. По изъявлении согласия с невестиной стороны, жених со своими родителями отправляется в назначенное время в дом невесты, где уславливаются окончательно о приданом и о времени свадьбы, испрашивая на это Божее благословение, посредством молитвы. Это называется здесь «рукобитьем», «помолвкой» или «Богу помолиться». При сватовстве крестьянами соблюдается условие, чтобы жених обязался отцу невесты уплатить известную сумму, вроде выкупа, - от 25 до 75, иногда до 100 рублей серебром, смотря по зажиточности крестьянина и по богатству приданого невесты. Это называется по местному выражению - «выдать на стол», ибо все эти деньги расходуются на приданое и угощение гостей (...). Когда дело сватовства будет совершенно окончено, является невеста для угощения всех посетителей вином и пивом. Тогда же жених с невестою садятся за стол, где гости пьют за здоровье жениха и невесты, причем обыкновенно просят их «подсластить». Вследствие этой просьбы они встают и целуются по нескольку раз, а гости считают поцелуи и нарочно сбивают их со счета, дабы заставить более целоваться. Жених обязан посещать невесту каждый день и приносить с собою подарки или гостинцы, смотря по состоянию. Незадолго до времени свадьбы в доме невесты делают «девишник», на который невеста приглашает своих подруг-девиц, а жених своих знакомых и товарищей - холостых. Предварительно ставят на стол покрытый скатертью несколько тарелок с гостинцами, присланными женихом, как то: конфеты или пряники, или орехи, или яблоки. В передний угол садятся родственники жениха и девицы побогаче. Самой последней садится невеста, с нею рядом жених и от него усаживаются мужчины. На этих девишниках играют в фанты, карты и тому подобное, но песен поют мало. Нередко бывает, что невеста с девицами сходит с места в сени или другую горницу. В это время на место невесты садится один из мужчин. По возвращении невеста находит свое место занятым и, не имея права сесть на чужое место, должна выкупить его поцелуями, которые всегда отсчитываются дюжинами или в меньшей мере полудюжинами (...). Перед окончанием девишника снимают гостинцы, подают чай и ставят на стол сладкий пирог. Тогда гости, взявши пирога, должны класть на блюдо или на тарелку деньги по 10, 15 и 25 копеек серебром и более, смотря по состоянию. Расход на девишник этим сбором всегда окупается. После девишника, подруги невесты остаются в ее доме и занимаются шитьем приданого. Приближается день, в который должен совершиться обряд венчания. Накануне этого дня девушки утешают свою невесту и поют песни: У девушки во горенке Два голубя воркуют - Целуются-милуются, Весело играют! Они милую Оринушку Только утешают. Ты, милая Оринушка, Тебя батюшка кличет! Подруженьки-голубушки, Я право не слыхала! У девушки во горенке Два голубя воркуют - Целуются-милуются, Весело играют! Они милую Оринушку Только утешают. Ты, милая Оринушка, Тебя матушка кличет! Подруженьки-голубушки, Я право не слыхала! У девушки во горенке Два голубя воркуют - Целуются-милуются, Весело играют! Они милую Оринушку Только утешают. Ты, милая Оринушка, Тебя милый друг кличет! Подруженьки-голубушки, Я право давно слышу! *** У дверей было на кончике, На толковом браном ковричке! Тут сидела гостья милая, Гостья милая, отзванная. Говорил ей родной батюшко, Уговаривала матушка:
- Погости ты, гостья милая, И ночуй у нас хоть ноченьку! - Погостила бы я с радостью - Не гостят гости приезжие, Не стоят лошади быстрые, Не едят траву зелёную, Лишь грызут удила новые, На дворе они борются, Со двора долой просятся И меня младеньку дождутся! *** Ах, родимая ты матушка, Ты зачем же коленкор кроишь? - Дорогое дитя милое - Что твоих-то ли бояр дарить! Ты, родимая моя матушка, Что нельзя ли это сделати, Чтоб меня замуж не выдати? - Ах, любезное ты дитятко - У нас дело уж покончено, Золотым перстнем задарено, Запорукой запоручено, Уж твоя свадьба назначена, Что в четверг этот сговору быть, А в субботу быть девишнику, В воскресенье - под венец златой, В понедельник же - открытый стол, У тебя весёлый пир! *** Приходила сваха-смутница, Приходила-то разлучница! - Уговаривала батюшку, Уговаривала матушку, Чтобы замуж меня отдали В чужой дом» семью немалую. На несчастье соглажлися Мои батюшка и матушка, Запоручили несчастную В запоручки-то, за крепкие. Как чужой-то отец с матерью Хуже лютова татарина: Будят бедную до зорюшки. Заставляют прясть всю ноченьку! Как сватунье-то разлучнице Лихорадку бы трёхлетнюю - Затрясла б её в могилушку, Умереть бы ей без ладана, Положить её без савана И поставить бы поверх земли. И в аду бы места не было! *** Ты злодейка, злодей свахонька! Ты ходила к нам частёхонькоф. Говорила речь плавнёхонько И хвалила чужу сторону: Что чужая-то сторонушка Слаще меду, слаще патоки, Что домок-то богатёхонек, Женишок-то хорошохонек; У них двор-то на полуверсте, На дворе-то баня новая, У них три поля запаханы, Они сахаром засеяны» Сладкой водочкой поливаны, Виноградом огорожены! Уж я вышла, огляделася: А домишко-то беднёхонек, Женишок-то дурнёхонек, А дворишко непокрыт стоит, На дворе гнилая банишка, Все углишки отвалилися, По бревёшку раскатилися; У них три поля запаханы, Горем с нуждой огорожены, Слезой горькой поливаны! *** Ты злодей, злодей изменница, Ты злодейка лиходейница! - Изменила нам подруженькам - Ты сказала: не пойду замуж, Не пойду и не подумаю, Не послушаю чужих людей! Ты сказала: в монастырь пойду, В монастырь пойду в игуменьи, Вас подруженьки с собой возьму - Уж я первую-то в ключницы, А вторую во ларешницы, Уж я третью-то - пол мести, А четвёртую - подол нести, А теперь что ты наделала! Замуж ты пошла - подумала ль? Ты чужих людей послушала. На кого же так прельстилася? Человека ли добилася? Али умнова-разумнова? Али школьнова-манернова? - Его рожа-то буграми вся, Точно черти по ней ездили, Борода-то вся растрёпана, Точно веник старый-брошеный, А буркалы-то с болячками И ресницы-то все вылезли, А носина - верста целая, Повернётся - по лицу хлестнёт! Сапожички износилися И подошвы отвалилися, А шляпенька-то старёшенька - Из под дыр дыра выглядыват! Рукавицы-то оборваны, Из них пальцы торчат грязные, Кафтанишко-то с заплатками На одних нитках держится - Не умеет и того надеть, Носит шиворот-навыворот, Не умеет подпоясаться - Назади узел завязыват, Наперёд выправляет, Не умеет кудрей чесать, Он их сзади наперёд дерёт, Не умеет отворить дверей, А отворит - лбищем треснется! Не умеет взойти в горницу, А идёт - всё запинается, Не умеет поклонитеся - В задний угол он поклонится, От гостей-то отворотится, Не умеет сесть на лавочку - На конец-то сядет и шлепнется, Не умеет разговор вести, Скажет - словом-то подавится! Не умеет носа вытереть - Кулаком сопли размазыват, По губам его слюна течёт, Поцелует - всю замусляет! Не судите вы, подруженьки, Не браните меня горькую! - Не сама я это сделала, Не своей-то волей-охотою, Что без ветра и без вихоря Растворилися воротушки! Я и не знала и не ведала, Как ко мне гости наехали, Гости гордые-спесивые, Все чужие-незнакомые! Посадили меня бедную За дубовый стол на лавочку, Не успела я опомниться, Как меня уж запоручили, - Красоту-то мою продали Добру молодцу удалому, Накопить ума мне не дали, Нагуляться не позволили! Пожалейте вы, подруженьки, Пожалейте задушевные Меня горькую-несчастную Во моём великом горюшке! Разлучаюсь с красотой моей, Разлучаюсь с косой русою, С лентой алой недоношенной, С волей милой, с волей девичьей! А горючее расставаньице - С моим батюшкой радельником, С моей матушкой радельницей, С вами, милые подруженьки! *** Зеленись в саду берёзынька, Зеленись моя кудрявая, Пока лето у нас красное, Пока греет солнце светлое! Как придёт зима холодная Со морозами трескучими - Признобит тебя несчастную От верхушки до кореньица! Опадут листья зелёные, Их развеет ветер во саду. Покрасуйся душа Парашенька В красоте своей девичьей, Красота твоя минуется И погибнет от замужества! О девичьей красе слух идет По всему-то свету белому - Её видеть можно за сто верст, О ней слышно верст за тысячу! А краса бабья - отцвётшая - На печи в углу под шубою. *** Ты капка ли, капочка моя, Ты, кашка мелкотравчатая, Мелкотравчата, узорчатая! - Не давайся ты развёртываться Что ни плису, что ни бархату, Ни атласу с золотой парчёй. Ты, душа моя Парашенька! - Не давайся ты высматриваться Что ни князю, ни боярину, Ни тому сыну гостинному. Как гостинной-то сын волю взял - Он у терема дверь отворил И Парашеньку повысмотрел. А Параша испугалася, За подружек схоронилася: «Схороните меня подруженьки, Схороните вы голубушки! - Вон приехал погубитель мой, Вон приехал разоритель мой, Вон приехал расплети-коса, Вон приехал потеряй-красу!» Погубитель-то твой - батюшко, Разорительница - матушка, Расплети-то-коса - свахонька, Потеряй-то-красу - Пашенька! *** Во саду ли во садике, Во зелёном виноградике Тут ходил-то гулял молодец - Свет Викентий-то Сергеевич! Он чесал-то кудри русые И чесавши приговаривал: - Прилегайте кудри русые К моему лицу вы белому, К моему лицу румяному! Привыкай ты, душа Парашенька К моему ли уму-разуму И ко нраву молодецкому. - Уж как мне-то, красной девице, Привыкать-то как не хочется - Своей спеси поубавити И чужа ума прибавити! Содержание песен, ничего хорошего не обещающее в будущем, мелодичные звуки шеститонной гаммы и, наконец, полное сознание важности перемены судьбы, приводят невесту к излиянию своих задушевных чувств. Первоначально она жалеет о своей красоте и беззаботности, которых, находясь под влиянием вышеприведенных песен, она должна лишиться и потому вместе со своими подругами поет следующие песни: Красота моя, красотушка, Красота моя девичья! Мне куда тебя девать будет? В тёмный лес пустить - заблудишься, Пустить в поле - загуляешься, А в лугах - ты затеряешься, На реку пустить - утопишься! Уж ты взвейся, красота моя, Выше леса, выше тёмнова, Выше садика зелёнова И ударься о сыру землю - Расшибись ты, красота моя, Что по макову по зёрнышку, Чтобы вышла моя матушка, Подобрала б поскорей тебя И посеяла б в своём саду, Поливала б не речной водой - Не речною, не колодезьной, А своею слезой горькою! *** Вы, подруженьки-голубушки, Вы, подружки задушевные! - Не корите и не гневайтесь, Что вас милые не встретила Середи двора Широкова, Супротив крыльца высокова, Дверь не отворила новую, Не ввела в свою светёлочку! Не за спесью, не за гордостью - За своим великим горюшком - Резвы ноги подкоси лися, Белы руки опусти лися, Голова с плечей скатилася, Очи ясны помути лися, Ума-разума лишилася - По красе своей по девичьей, По своей ли русой косаньке! Уж моя-то ли красотушка, Красота-то недогулянна, Коса руса недорощенна, Ала лента недоношенна! Ах, родимый ты мой батюшко, Со соридною со матушкой! - Уж за что же вы прогневались, Что не дали-то мне бедненькой С умом-разумом собратися, Нагулятися с подружками! Уж вы, матушки-подруженьки, Уж вы, матушки-голубушки, Уж придёт к вам весна красная, Расцветут цветы лазуревы, Вы пойдёте во луга гулять, Уж вы будете траву топтать, Уж вы будете цветочки рвать, Уж вы будете веночки вить. Мой один цветок останется, За меня сорвите вы ево И сплетите за меня венок, Передайте ево матушке Во косяще-то окошечко. И не клала б моя матушка Ни в ларец и ни в коробочку - Положила б моя матушка Впереди, в углу на лавочке, Поглядела о моя матушка На венок чрез трои суточки - Не завянет ли веночек мой? - Моё сердце не изноет ли Во чужих-то людях живучи, У чужова роду-племени За дородным добрым молодцем? Уж чужие-то отец и мать Уродилися безжалостны - Без вины они журят-бранят, Без причины они бить велят! - Их порядочек - не по-нашему - И обед-от идёт в вечеру, А ужин по полуночи. Грустные чувства невесты становятся сильнее. Ей приходит на мысль важное обстоятельство - трогательный обряд благословения иконою, которым дорожат не только в крестьянском быту, но даже в высших сословиях. Это обстоятельство никого так сильно не трогает как девушку сироту, не имеющую возможность получить благословения родительского. Проникнутая чувством сиротства, она причитает, а если имеет хороший голос, то поет следующие песни: Я пойду на колоколенку И ударю в большой колокол: Не услышит ли радельница Моя матушка родимая Колокольный звон в сырой земле, Не откликнется ль на горький плач Своево дитя родимова? - Я тогда скажу голубушке Про своё горе-несчастие, Что меня уж замуж собрали И что завтра повезут к венцу И наедут гости званые Всё чужие мне, немилые! Лишь тебя одной, кормилица, Тут не будет на пиру моём. Не глядела бы на белый свет! И отпустит меня в Божий храм К делу страшному-великому Мать чужая - посажёная! Не прошу у тебя, матушка, Я ни золота, ни серебра Я прошу, моя родимая, Твоево благословения! - Мне оно дороже золота, Мне оно дороже серебра. Дай ево, моя радельница, Сироте несчастной - дочери! *** Дорогой ты мой, родимый брат! К нам гостей много наехало, Что одной-то гостьи нет как нет - Моей матушки радельницы! Нарядить-то меня есть кому, Проводить-то меня некому. Ты сходи, брат, в церкву Божию И ударь ты в звонкий колокол: Не простонет ли сыра земля, Не дрогнет ли Гробова доска, Не распахнется ль злата парча И не встанет ли родимая К часу этому великому - К моему благословению?! Нужно ехать к суду Божьему И стоять под золотым венцом, Обручаться с женихом кольцом. *** Ты коса ли моя длинная, Украшение ты девичье, Моя гордость пред подружками, Сухота ты молодецкая! - Я тобой открасовалася, Я тобою отгордилася! Тебя, косанька, продать хотят, Выплести ленту твою алую, Разделить хотят на шесть прядей, Заплести хотят на две косы, И прикроют кичкой бабьею Разорители-губители! Ты сестра моя родимая, Задушевная голубушка, Подойди ко мне бедняжечке И возьми ты ленту алую - Вплети в косу свою длинную И красуйся - пока в девушках! В самый день венчания невеста садится в передний угол, ее окружают подруги, чтобы собрать к венцу и в последний раз проститься. Перед обрученной раскрывается картина будущего и чувство горести доходит до последней степени. В таком настроении невеста поет или причитает, обращаясь сперва к своим подругам и прощаясь с ними: Ах вы, милые подруженьки, Вы подружки задушевные! - Расскажу я вам, подруженьки, Про своё горе великое: Меня батюшко и матушка Запоручили чужим людям! Мои ноги под коси лися, Мои руки опустилися, Голова с плечей скатилася, Моё сердце не воротится - Оно кровью обливается, С горя в камень обращается! Подкосили меня бедную Отец с матерью без жалости И теперь, мои подруженьки, Ожидаю часа горькова - Скоро будет ко мне свахонька Преспесивая, ломливая И сорвёт с меня, подруженьки, Красоту с девичьей гордостью! Так окончится, бедняжечки, Жизнь весёлая-беспечная. Не попомните же, милые, Вы ни зла мово, ни грубостей, Не умышленных досад моих! Красота моя минуется, С грязью чёрною смешается, С чёрной грязью подорожною, С подорожною - подножною! После этого плача подруги начинают расплетать косу невесты, при этом она ноет или вопит: Ты, коса ли моя, косанька, Ты коса ли моя русая! - Я тобою красовалася, Перед всеми похвалялася! Тебя косу расплести хотят И покрыть бабьим повойником. Красота ты моя девичья! - Разлучить с тобой навек хотят. Моя волюшка минуется, Никогда и не воротится. Ты родная моя матушка, Не давай им косу русую, Не давай им красоту мою И привольную жизнь девичью! Ты прижми меня к груди своей, Расскажи как жить в чужих людях У чужова отца с матерью, У чужова рода-племени, Ведь чужие-то отец и мать Без вины будут журить-бранить, Без мороза сердце вызнобят, Без беды глаза повыколют. Ноет сердце моё бедное. Я пойду ли во зелёный сад - Уж не блекнет ли цветочек мой, Уж не вянет ли веночек мой?! Упади-тко дорогой венок У роднова отца милова, У моей родимой матушки В зеленом саду под яблонью! После этого невеста просит благословения у своих родителей, при чем обращается к ним со следующим причетом: Благослови меня мой батюшко, Благослови родная матушка, Дорогим благословением И родительским крестом своим! Мне ведь нужно в церковь ехати К суду Божьему великому, К делу страшному-священному Под тяжёлый золотой венец Обручаться перстнем с суженым, Пред налоем стоять с ряженым, Обвенчаться с ним и ехать в дом Ко чужим людям безжалостным. Я прошу, родная матушка, Взять с собою всех родных моих, Но пускай они не сердятся, Какова им честь окажется - Не у милова я батюшка, Не у милой моей матушки, Угощать буду в чужих людях - Не в своём любимом тереме!
Невеста-сирота перед самым выходом в церковь, обращаясь к брату и сестре, говорит: Уж ты родненькой мой милый брат! - Оседлай-ко коня быстрова, Поезжай ты к храму Божьему, Приударь ты в звонкий колокол: Не рассыпется ль сыра земля, Не раскроется ль могилушка, Не развернется ли тонкий холст И не встанет ли родная мать К часу горькому, великому! Нарядить-то меня есть кому, Отпустить лишь только некому! И не требую я золота, Мне не надобно и серебра, Я хочу благословения От моей родимой матушки. Ты голубка сестра милая! - Замени мне место матери, Собери-тко в церковь Божию Под тяжёлый золотой венец!
В доме жениха накануне свадьбы происходит то же самое. К нему приходят молодые парни - его друзья и товарищи и весело проводят вечер, сопровождая его в последний раз в баню. При этом поются разные песни, только не грустного содержания и напева как у невесты, потому что молодым людям при этом случае позволяется и выпить (что исполняется охотно и усердно), да сверх того еще и потому, что в это время и сам жених всегда бывает весел. В богатых домах жениха несут друзья его как в баню, так и из бани на носилках с песнями, плясками, гиком, криком и тому подобным. Настал день свадьбы. К жениху снова собираются друзья его и приятели - холостые. Приехали и все родственники. Родители жениха (или заменяющие их место) торжественно благословляют его иконою. После этого поют «Достойно есть» - и жених со всеми друзьями, сватом и свахою отправляется в дом невесты. Невеста, уже благословленная иконою, утром с расплетенной косою сидит в переднем углу без слез, потому что от бессонницы и сильных душевных потрясений глаза ее повысохли. На столе стоят хлеб-соль и квас. Новоприезжие гости, помолившись и раскланявшись, садятся по лавкам. При этом угощают вином всех гостей, но подарки делают только свату и свахе, за которые, при этом случае, не отдаривают. Потом сват, вставши со своего места и обращаясь к родителям невесты, говорит: «Сватушко и свахонька, благословите!» Родители отвечают: «Ну, Бог благословит, сватушко!» После этих слов, произнесенных родителями, сват отрезает краюшку хлеба (всегда белого), посыпает его солью, поливает квасом и завертывает в носовой платок. Все встают со своих мест и начинают петь «Достойно». Невеста в последний раз прощается с родителями, родственниками и подругами. Между тем как производится эта церемония, дружка с иконою обходит весь поезд, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Вышедшая невеста, сваты и свахи, жених и поезжане отправляются в церковь. При отправлении жениха и невесты в церковь, никогда не обходятся их проводы без предрассудков: невесту обувает брат ее, непременно холостой; серьги вдевает замужняя сестра или ближайшая родственница, которая хорошо живет со своим мужем; салоп или накидку подает отец ее (или заступающий на его место). Как жениха, так и невесту подпоясывают обрывком невода и кладут им в карманы по нескольку маковых головок. Последнее делается для предостережения от порчи, дурного глаза и тому подобного. По приезде от венца, новобрачных встречают родители жениха с хлебом-солью и иконами в руках. Новобрачная, вошед в дом, кладет по три земных поклона пред каждою иконою и по три раза целуется со своими - свекром и свекровью. При этом ей делают подарок, состоящий из платка, шали и тому подобного, смотря по состоянию и зажиточности дарящих, - это называется «вскрыть невесту», хотя в настоящее время ни одна из них не покрывается фатой. Потом новобрачных усаживают за стол и сват, вынув из платка завернутую краюшку хлеба, предлагает им прежде всего съесть ее всю. В то время, как новобрачные трудятся над горбушкой, поезжане поздравляют домохозяев с новобрачными, целуются и взаимно размениваются приветствиями. Наконец, новобрачные съели краюшку и поезжан сажают за стол. Здесь начинается суматоха - все хотят сесть ближе к переднему углу. Но дружка и сват со стороны жениха тщательно наблюдают, чтобы не обидеть гостя, посадив его ниже и потому, зная всех гостей лично, - усаживают по старшинству, близости родства, богатству и степени уважения в обществе (...). Наконец гости уселись. Подают: в богатых домах чай, а в бедных прямо обед или ужин, как угодно называть, - здесь все называют «стол». Как скоро на столе появится жареный гусь, без которого не может обойтись никакая свадьба, новобрачный встает со своего места, прощается с поезжанами и отправляется звать гостей «опосленных», как то: тестя с тещей и всех их сродников - близких и дальних, своих близких соседей, знакомых. Новобрачная в это время уходит переодеться. После обеда поезжане тотчас отправляются домой и собираются гости опосленные. Невеста снова сидит на своем месте. Гости в беспорядке. Но как только является новобрачный - сват и дружка усаживают всех за стол, строго соблюдая местные приличия и условия при занятии места гостями. Стол кончился. Новобрачных отправляют спать и запирают их на замок. Близкие родственники остаются. Только отец и мать новобрачной не имеют права остаться. Начинается попойка в полном смысле этого слова: песни, крик, визг, брань и разного рода неистовства продолжаются всю ночь. Утром сваха со стороны новобрачного объявляет потихоньку, что «всё благополучно». Новобрачный отправляется в дом тестя и тещи и, благодаря их за воспитание дочери своей земным поклоном, просит к себе в гости. Начинается снова попойка, но уже в больших размерах, потому что «все благополучно». Тут горшки, чашки, ложки, плошки, рюмки, стаканы и вообще все что ни попало летит вдребезги из рук каждого встречного и поперечного. Однако ж хозяева посметливее прибирают всякую посуду, которая получше, и оставляют на этот случай только необходимое и такое, которое никуда уже больше не годится. Около полудня пьяные бабенки, в числе коих первая сваха, пришив в разных местах розовые ленточки, ездят и ходят по улицам, стуча в заслон и худые сковороды, чтобы дать знать жителям, что у них «все благополучно». Люди богатые в больших селах и деревнях в этот день при поздравлении с новобрачными, щедрою рукою дают деньги своим рабочим. И вот вследствие такой подачки, пьяные рабочие большими артелями торжественно ходят по улицам, неся впереди
пунцовый флаг с вензелевым изображением имен новобрачных с бубнами, песнями, плясками и водкою в ведре. К вечеру, без сна проведенная ночь, излишнее употребление спиртных напитков и энергичные телодвижения склоняют ко сну всех гостей и домохозяев и тем заканчивается брачное торжество торжеств. Случается, хотя и редко, доводят до всеобщего известия, что «не все благополучно». Тогда на другой день свадьбы, тестю и теще подносят стакан с водкою на дне которого провернута дырочка - и принявшие его старики знают в чем дело... На этом «гордом» столе соблюдается всевозможная благопристойность: и горшки целы, как и другая посуда, и песен не слышно, и пунцовый флаг не развевается. В первое воскресенье после свадьбы новобрачные, в сопровождении сватов и свах отправляются в свою приходскую церковь к обедне и приглашают к обеду одних только близких родственников. Это называется «выводной стол». Затем молодые вступают в обыденную жизнь, подчиняясь законам неизбежной судьбы, всем и каждому промыслом назначенной. (Вознесенский посад и его окрестности)
№ 28 Во многих селах и деревнях Шуйского уезда исполняется при свадебных обрядах следующий обычай. По приезде из церкви по совершении бракосочетания в дом жениха, священнику, после совершения им молитв, подают головной убор невесты для окропления его святой водою. (Убор этот состоит из платка или кички, смотря по тому, - в каком месте его носят молодые женщины.) Окропленный святой водою убор молодая должна непременно надеть на другой день брака «как первый женский», а уже не девичий наряд, для чего он как «новина» и окропляется водою. После бракосочетания, начиная с третьего дня, теща посылает каждое утро или относит сама в дом зятя завтрак, который состоит первоначально из гречневых блинов, а далее из пирожков (пряженцов), оладьев и тому подобного. Кормление завтраками продолжается у зажиточных и богатых крестьян целый год со дня брака, у бедных - половину года или несколько месяцев, смотря по тому, как позволяют средства и обстоятельства. В день годовщины брака теща приходит с завтраком сама и благодарит зятя за неоставление своей дочери. Обычай этот соблюдается только тогда, когда брачная чета проживает в одном селении с тещей, а если же берут невесту из другой деревни или села, то за отдаленностью он не соблюдается.
№ 29 Когда новобрачных приведут из церкви в дом, то родители или старшие семьи, помолясь Богу с ними, сажают молодую чету на овчинную шубу или тулуп, причем заставляют молодых пощупать руками шерсть шубы, спрашивая: тепла или холодна она? Получив ответ, заключают о будущей судьбе их: если холоден волос, то новая чета будет жить небогато и несчастливо, если волос покажется тепел, то жить будут богато и счастливо.
№ 30 Во многих селах и деревнях Шуйского уезда существуют и исполняются еще и в настоящее время при свадебных обрядах следующие довольно странные обычаи. Когда привозят в дом родителей из церкви от венчанья жениха и невесту, то их встречают родные у ворот дома и расстилают в это время по двору до дверей дома сено, по которому новобрачные должны идти. Сено нередко настилается и во всех комнатах дома, при таком убеждении, что в это время неблагонамеренные и злые люди часто портят новобрачных и нашептывают на них разные болезни, а сено будто не допускает до действия чары и нашептывания. Крестьяне доказывают это следующим образом: в сене, говорят они, много различных трав и есть такие травы, сила которых не допускает чародейства и колдовства. Но травы эти неизвестны человеку и их нельзя выбрать и отделить от сена (...). В доме отец и мать жениха встречают новобрачных: первый с хлебом и солью, а последняя с кружкой квасу. Новобрачные подходят под благословление отца и матери и целуют при этом после благословления - первоначально родителей, а потом хлеб-соль и квас. По убеждению крестьян, встреча в доме новобрачных с хлебом-солью и квасом выражает желание жить им в довольстве и не иметь нужды.
ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ УЕЗД № 31 В Переславском уезде свадебные обряды начинаются и продолжаются в таком порядке. Отец и мать жениха посылают к родителям невесты сваху и как скоро согласятся они отдать свою дочь, так отец жениха посылает к ним брата или другого родственника - звать к себе невестина отца для пропою, а этот созывает всех родственников своих и отправляется туда, и тут начинается угощение. Когда родители и родственники невесты возвратятся домой, то невеста стоит посреди избы, накрывшись платком, и плачет: Ты радельник мой батюшко, Ты радельница матушка, И что у вас за пир идёт За весёлые за празднички, Али пропили меня молоду Вы за чару зелена вина И вы не дали мне молоде, И вы не дали мне нагулятися В красоте моей во девичьей. Отдаёте меня молоду На чужую дальню сторону Ко чужому отцу с матерью, Ко чужому роду-племени.
Потом начинает плакать к подругам: Вы голубушки мои белые, Мои милые подруженьки, Об чем я вам побью челом, Понизёхоньку покланяюсь: Не оставьте меня молоду, Не оставьте голубушки, Проводите меня молоду На чужую сторонушку!
После этого плача подруги запевают песню: Отставала лебедь белая Прочь от стада лебединова, Приставала лебёдушка Ко стаду ко серым гусям. Начали гуси гоготати, А белая лебедь кликати: Не щиплите-тко вы, серы гуси, Не сама я к вам залетела, Не своею охотою, - Занесло меня водой полою, Водой полою - холодною! Отставала наша Аннушка От кормилица свово батюшка, От радельницы от матушки, От всево роду-племени, От голубушек подруженек. Приставала наша Аннушка Ко чужому роду-племени, Ко чужому отцу с матерью, Ко дородну добру молодцу, - Начали её люди хаяти, Аннушка стала плакати: Вы не хайте добры люди, Не сама я к вам заехала, Завезли меня вороны кони, Вороны кони Ивановы! Девицы каждый вечер собираются к невесте на посиделки - до самого девишника, называемого здесь «поужинкой». А в этот день собираются все невестины родственники. Как они начнут собираться, то невеста покрывается платком и каждого из них встречает следующим плачем: Ты насвет мой дядюшко, Не прогневайся, родимый мой, Что тебя не встретила Середи двора Широкова, По конец мосту калинова, - Что печаль младу захватила, Подкосились ноги скорые, Опустились руки белые. Во время ужина она снова становится покрытая платком посредине избы и в плаче выбирает себе «поезд». Плач этот строится так - невеста обращается к каждому из предназначенных ею поезжан: Ты насвет мой дядюшко, Об чём я тебе побью челом, Понизёхоньку покланяюсь: Проводите-тко меня молоду На чужую дальню сторону Ко чужому отцу с матерью! Когда после ужина все родственники разойдутся по домам, сажают за стол подруг невесты, а она садится на самом краю и плачет к подругам: Вы голубушки мои белые, Мои милые подруженьки! - Посидитко'те голубушки Во останные во первые За столом за дубовыим У радельника мово батюшка, У радельницы матушки.
После ужина невеста берет за руку свою любимую подругу или родственницу, сажает рядом с собой, снимает с головы покрывало и плачет: Голубушка моя белая, Моя милая подруженька! - Заплети-тко мне русу косу По единому русу волосу. Середи моей русой косы Заплети-тко голубушка Два замочка полужоные, По конец моей русой косы Заплети-тко голубушка Два ножичка булатные. Приехала бы свахынька Со чужой дальней сторонушки, - Она станет мою русу косу Расплетати-развязывать: Перерезала бы руки белые Теми-то ножами булатными, Притупила бы ногти вострые Об замки полужоные. Подруги все ночуют у невесты и как ударят к заутрени, то невеста, не засвечая огня, накрывшись платком, обращается с плачем к матери: Радельница моя матушка! - Уж ты встань-ко родимая, Пробудись от крепкова сна, Засвети-тко ты светла огня, Собери-тко меня молоду Ко честной славной заутрене, Ко честному молебну! После этого плача отправляются к заутрени. Впереди идет отец крестный, за ним невеста, а потом все ее подруги. После заутрени служат молебен. Вышедши из церкви, невеста покрывает голову платком и, обращаясь с плачем к отцу крестному, идет домой. Плач этот поется так: Ты насвет мой крестный батюшко, Об чём я тебе побью челом, Понизёхоньку покланяюсь: Ты поди-тко потихоньку И дай-ко мне молоде И ты дай мне нагулятися По селу по Большой Бремболе Во останные во первые Во девичьей во красоте. Я селом иду, точно городом, А народом-то, как торжиною!
Подойдя к своему дому, снова плачет: Уж и что это за терем стоит - Широкое подворьице, И тут есть ли кому встретити!
Как скоро подходит к воротам, их отворяют ей отец с матерью и, войдя на двор, невеста плачет к подругам, становясь лицом к воротам: Вы голубушки мои белые, Мои милые подруженьки! - Спасибо вам голубушки - Проводили вы меня молоду Ко честной славной заутрене. Уж об чём-то я вас просить буду: Как придёт весна красная И вы будете в лугах гулять, И вы будете цветочки рвать, Станете веночки вить, - Вы сорвите и мой цветок, Вы свейте и мне венок, Занеситко-те голубушки Ко радельнице моей матушке, - Положила бы она мой венок Ко себе во кован ларец, Через час бы поглядела - Не завянет ли мой цветок, Не заноет ли моё сердце Во чужих людях живучи. После этого, поклонясь подругам, невеста идет в избу и они все за ней идут туда же. Войдя в избу и помолясь, снова плачет: Ты радельник мой батюшко, Радельница матушка! - Была-то я, молода, Я у ранней заутрени У честнова молебна. Я молилась, не склоняючи, Я глядела, не мигаючи, И я видела, молода, Я свово-то суженова. Об чём-то я вам побью челом, Понизёхоньку покланяюсь: Благословите меня молоду Вы ко батюшку ко злату венцу! После этого плача подруги расходятся по домам и, одевшись в праздничные одежды, снова приходят в дом невесты и как приедет за невестой «поезд» - жених и все его родственники, то подруги перед входом его в избу садятся все за стол и, украсив заранее приготовленную елку лентами и зажегши на ней восковые свечи, ставят на стол и поют песни невесте. А она сидит покрытая с ними же на постланной на лавке шубе. Первым входит в избу дружка и просит подруг невесты, чтобы они вышли из-за стола. Девки, не обращая на него внимания, продолжают петь песни и наконец говорят, что они даром места не уступят и чтобы он прислал помоложе себя с выкупом. Тут входит жених, за ним вносят пряников, и жених, подойдя к столу, говорит: «Ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место!» Потом перед каждой кладет по прянику или по два, смотря по состоянию. Девки опять, не обращая внимания на него, поют песни. Потом подходит тысяцкой и говорит: «Красные девицы, послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу!» - и кладет перед любимой подругой невесты, а если есть сестра, то перед ней деньги (до 1 рубля серебром). Если этим даром довольны, то прощаются с невестой, целуют ее и выходят из-за стола, а елку оставляют все-таки на столе. Елка эта называется «красотой». Невеста берет эту елку и с ней выходит из-за стола и подносит ее к матери, которая стоит у печки, а мать, взявши, ставит елку в угол. Отец крестный невесты берет ее за руку и сажает на шубу - за стол рядом с женихом, а по другую сторону садится сваха женихова и невеста начинает плакать в последний раз: Как не пава по заполью ходила, Не златыя перья ронила! Завели-то меня молоду За столы за дубовые И за скатерти браные. Ты радельница моя матушка, Ты послушай родимая, Что я тебе буду рассказывать: По правую сторонушку У меня у младёшеньки - Точно зимушка холодная, А по левую сторонушку - Морозы трескучие, Впереди меня, молодой, - Что метель метёт, Снег в глаза несёт, Не даёт мне, молодой, Не даёт свету видети! Потом обращается к «приезжей», то есть жениховой, свахе: Ты приезжая моя свахынька, Ты зачем ко мне приехала И ты как про меня проведала - Не в полях-то мы с тобой гуляли, Не работушку работали. Не расплетай-ко мне голубушка, Не расплетай мою русу косу, Не обрывай-ко ты крупен жемчуг, Не выплетай ленту алую! В это время сваха расплетает ей косу, гостей угощают, а подруги поют к поезжанам песни и те дают им деньги. Вскоре после этого выводят невесту из-за стола и начинают одевать к венцу, а она плачет: Ты голубушка моя белая, Моя милая тётушка! - Об чём-то я тебя просить буду: Не княжна-то я, не боярыня, Не слуга ты моя верная, - Потрудись ты мне голубушка, Подай ты мне цветно платье На мои плеча могучие, Цветным оно цветнёхонько, К мому сердцу холоднёхонько. За сим родители благословляют ее. И сначала женихов, а потом невестин «поезды» отправляются в церковь.
№ 32
Замечателен по своей незапамятной давности, дикости и общности весьма многим (если не всем) селениям Переславского и Ростовского уездов, свадебный обычай наказывания свата или свахи. На утро брака, до поздравления молодых с добрым утром, заставляют молодую носить в избу дрова для топления печи. Молодая, вместо того, чтобы класть дрова в печь - кладет полено или два на колени свекра или свекрови, на стол, под Образа или на полати. Вследствие всего этого гости начинают кричать: «Молодая дура! Дура молодая!» Поднимается комическая брань и упреки свахе - зачем засватала такую дуру. Сваха (или сват) со своей стороны оправдывается, извиняется, просит прощения на коленях со слезами. На нее же (или на него) сыплются новые упреки, язвительности, пошлые сарказмы и угрозы. Затем, наносивши в избу соломы и накидавши разного сору, заставляют молодую мести пол (и в это время кидают на пол деньги), которая против обыкновения сор сметает к переду в одну груду и раскладывает по тем же местам, как и дрова. Видя такие беспорядки молодой, гости до того раздражаются на сваху, что всеобщим голосом приговаривают ее к наказанию кнутом. Сватавшая до того пугается такого грозного определения, что сперва начинает плакать, проклинать себя и молодую, от страха наказания старается скрыться - и скрывается. Ее отыскивают, устраивают из худых саней эшафот, прочитывают определяющий наказание указ, исполненный самых скаредных, пошлых, площадных слов и выражений. Преступник (сваха или сват) с поникшей головой подводится к эшафоту двоими под руки, молится, кланяется на все четыре стороны, просит прощения и затем подвергается наказанию. Все это совершается при безумнейшем пьянстве. Наконец, кладут виновника на эшафот и подготовленный к этому палач длинным соломенным кнутом исполняет определение. Этот безнравственный обычай столь глубоко укоренился в крестьянах, что пастырское слово вразумления совершенно оказывается бесплодным.
Обряды Владимирской деревни:
Рождение младенца
Детские игры
Свадебные обряды в Юрьев-Польском уезде
Свадебные причитания в д. Добрынино Ставровской волости
Свадебные обряды во Владимирском уезде
Свадебные обряды в Вязниковском уезде
Свадебные обряды в Шуйском уезде
Copyright © 2020 Любовь безусловная |