Главная
Регистрация
Вход
Пятница
03.07.2020
12:28
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1276]
Суздаль [391]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [108]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [149]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [118]
Александров [243]
Переславль [106]
Кольчугино [73]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [99]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [101]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 17
Пользователей: 1
Николай
Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Покров

Деревня Рощино Петушинского района

Деревня Рощино

Рощино — деревня (бывший Погост Воскресенский, Матрёнино) в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Пекшинского сельского поселения.
Деревня расположена в 14 км на север от центра поселения деревни Пекша и в 29 км на северо-восток от райцентра города Петушки. «Погост Воскресенский в Матренине или, как его обыкновенно называют, Матренино, находится в 45 верстах от губернского города». [1]
Дер. Матренино, Ларионовского сельсовета, решением № 947 от 17.08.1970 г. и № 773 от 26.06.1974 г. признано, как фактически не существующая.

В XVIII веке в этой местности существовало село Матрёнино, входящее в родовую вотчину сначала бояр Нарышкиных, а позднее графов Воронцовых.
В древности Матрёнинская волость была дворцовой.

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Воронцовской волости Покровского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Липненского сельсовета в составе Петушинского района, позднее вплоть до 2005 года — в составе Ларионовского сельсовета.
Численность населения: в 1859 г. – 51 чел.; в 1905 г. – 30 чел.; в 1926 г. – 49 чел.; в 2002 г. – 16 чел.; в 2010 г. – 22 чел.

Церковь Воскресения Христова

В 1628 г. в селе стояла деревянная церковь Воскресения Христова, построенная "клецки".
Пожалованная затем Нарышкиным, родственникам дома Романовых, волость в 1701 г. перешла от Ульянии Нарышкиной к двоюродному брату царицы Натальи Кирилловны, стольнику Андрею Федоровичу Нарышкину (ум. 1716).
Его отец Фёдор Полиевктович умер в 1674 г. воеводой в Архангельске, а мать Евдокия Петровна (урождённая Гамильтон, шотландка по происхождению), тетка царицы Натальи Кирилловны и племянница жены боярина А.А.Матвеева, была выслана царевной Софьей в Алатырский уезд. Оттуда она скрылась в леса к северу от Арзамаса и, чтобы жившие поблизости раскольники не выдали её, назвалась раскольнической старицей Деворрой. Её тем не менее нашли и посадили в тюрьму. Но в первый же день по воцарении Петра I ей с сыном велено было не мешкая явиться ко двору.
Матрёнино унаследовала дочь Андрея Федоровича, Марья (ум. 1734). Она была замужем за графом Алексеем Михайловичем Шереметевым. Потом селом владел Иван Михайлович Сурмин, на единственной дочери которого Марфе в 1735 г. женился Роман Воронцов, ему в приданое досталось всё имение Сурмина, в том числе Матрёнинская волость. Его сын Александр Романович Воронцов в 1796 г. начал строить каменную, ныне существующую церковь. Она была закончена через полвека, уже при его наследниках.
Все это время богослужения проводились в деревянной церкви Воскресения Христова с приделами Воздвижения Честного Креста Господня и святителя Николая Мирликийского, построенной в 1719 г. и сохранявшейся до середины XIX в.
Новая церковь возводилась, вероятно, по проекту архитектора Николая Александровича Львова, одного из крупнейших представителей русской культуры конца XVIII - начала XIX вв., архитектора, художника, поэта, археолога, геолога, изобретателя. С А.Р. Воронцовым его соединяли тёплые дружеские отношения, он посылал Воронцову копии всех своих проектов, писал о значимых событиях своей жизни, по проекту Львова был построен московский дом Воронцова, Львов руководил отделкой воронцовского особняка в Петербурге, участвовал в создании воронцовских усадеб Мурино под Петербургом и Вороново под Москвой. В 1785 г. он в письме из Москвы сообщал Воронцову, что собирается ехать в Кострому через Матрёнино.
В воронцовском дворце в Алупке (Крым) сохранились чертежи безымянного храма, по стилистике близкие работам Н.А. Львова; В.Н. Алексеев доказал их принадлежность Матрёнинской церкви. История строительства каменной церкви в Матрёнино хорошо прослеживается по письмам Александра Романовича к управляющему. В ответ на известие о том, что священник и прихожане хотят выменять Аля храма колокол в 100 пудов, Александр Романович писал: "Наперед следует приготовить место, где бы его повесить... Колокольню каменную состроить, которую на таком месте поставить, чтобы со временем каменную церковь к ней приделать... Для фундаменту и колокольни берусь я кирпич наделать и поставить". 25 сентября 1796 г. Воронцов писал управляющему: "План и фасад приходской церкви Воскресения Христова при сем посылаются, в коем означено и 3 место, на коем полагаю я быть каменной колокольне". Таковая и была построена в 1798 г.
С 1793 г. Александр Романович был в отставке и жил в Андреевском, в 1801 г. он был вызван в Петербург, возглавил Комиссию по уложению законов, стал канцлером. Умер он в Андреевском в 1805 г. В своем завещании он писал: «Церковь, что мы заложили в Матрёнине, приказать исподволь строить». Поскольку он не имел детей, то его владения перешли к брату Семену Романовичу, а впоследствии к его сыну Михаилу Семеновичу.
В 1817 г. на средства вотчинников Воронцовых построен каменный двухэтажный храм.
Матрёнинская церковь строилась долго, в документах за 1849 г. сообщалось: "Нынешняя каменная двухэтажная приходская церковь Матрёнинской волости имеет наружность довольно красивую, построение оной стоило прихожанам значительной суммы. В нижнем этаже уже совершается служба, а верхний этаж еще внутри не отделан. В скором времени прихожане надеются и его отделать и освятить".
Престолов в храме четыре: в нижнем этаже главный во имя Воскресения Христова, в приделах теплых в честь Воздвижения Животворящего креста и св. Николая Чудотворца, в верхнем этаже во имя Архистратига Михаила. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. [1]

Кроме этой церкви в Матренинском приходе имелась другая церковь домовая в селе Андреевском, где находится старинный дворец князя Воронцова, приютивший в 1812 году 30 раненых генералов и до 300 офицеров; во дворце этом находится богатое собрание картин и эстампов и известный Воронцовский архив. Домовая церковь построена в 1799 году; престолов в ней два: главный в честь св. апостола Андрея Первозванного, в приделе во имя св. благоверн. князей Бориса и Глеба. Богослужение в воскресные и праздничные дни совершается Матренинским причтом.

Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их в кон. XIX века получалось от земли церковной, сборного с крестьян хлеба, от служб и требоисправлений более 1800 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 3 десят., пахотной 36 дес., неудобной 7 дес., сенокосной 15 десят., под строевым лесом 2 дес. и дровяным 3 десят.
Приход состоял из села Андреевского (4 вер. от церкви) и деревень: Черкасова (5 вер.), Лопырева (4 вер.), Суковатова (3 вер.), Близнецова (3 вер.), Денисова (3 вер.), Подвязнова (3 вер.), Волкова (1 вер.), Филатьева (5 вер.), Песков (1/2 в.), Пахомова (3 вер.), Господинова (4 вер.), Нерачки (6 вер.), Крутца (8 вер.), Елисейкова (4 вер.), Таратина (4 вер.), Ларионова (4 вер.), Филина (4 вер.), Степанькова (5 вер.), Неугодова (6 вер.) и Красиков (8 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числилось в 1896 г. 1836 душ муж. пола и 1949 женского, в том числе раскольников 73 души обоего пола. [1]
По писцовым книгам половины XVII в. в Матренинской волости значатся следующие деревни: Матренино, Волково, Бузина, Филина, Ларивоново, Ивашино, Таратино, Елисеево, Язвецово, Пролатово, Бакино, Лопырево, Близнецы и Филатово; во всех этих деревнях тогда было 109 дв. крестьянских и 17 бобыльских, людей в них мужского пола было 213.

При Воскресенской церкви с 1896 г. существовала земская народная школа; учащихся в 1896 г. было 72. [1]
В селе Андреевском в имении кн. Воронцова имелась также народная школа; учащихся в 1896 г. было 96.

Иоанн Иоаннович Благосклонов, после окончания в 1808 г. богословского отделения Владимиpской духовной семинаpии, - священник с. Матрёнина Покровского уезда, скончался 29 апреля 1845 г.
Во священника ко храму с. Матрёнино был посвящен Андрей Алексеевич Альбицкий.
Алексий Егорович Карминов в 1842 г. окончил Владимирскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда, с 1843 г. - диакон с. Матрёнина Покровского уезда.
В 1846 г. ко храму с. Матрёнино был назначен священник Василий Петрович Цветков, выпускник Владимирской семинарии (1844 г.). С1846 по 1896 г., когда он вышел за штат, о. Василий Цветков служил в Матрёнине. В 1898 г. он скончался.
В 1848 г. ко храму с. Матрёнино был рукоположен во священника Александр Петрович Виноградов. В 1844 г. он окончил Владимирскую семинарию, служил только в Матрёнине, и в 1893 г. вышел за штат.
В 1893 г. в с. Матрёнино был назначен священник Василий Александрович Терновский. Он окончил Владимирскую семинарию в 1892 г. и с. Матрёнино было первым местом его служения.
В 1901 г. священником с. Матрёнино был Николай Алексендрович Лавров. В 1893 г. он окончил Владимирскую духовную семинарию и, до своего рукоположения во священника, работал учителем Никольской двухклассной школы (ныне г. Орехово-Зуево).
10-го ноября 1912 года скончался от чахотки и повреждения мозговой оболочки псаломщик села Матренина, Покровского уезда, Александр Петрович Лебедев лет 50-ти от роду.
После смерти псаломщика Лебедева осталась жена и десять человек детей в крайне бедственном положении. Это семейство и ранее не жило, а прозябало... Вряд-ли на долю этого семейства выпадали светлые, радостные дни. Старики — отец и мать, не оставившие Лебедеву ничего, кроме долга, и жившие у него, поправка и постройка развалившегося дома, а потом дети и дети, одному из которых исполнилось лишь 6-ть месяцев, год от году увеличивали нужду. Когда же наступило время обучения детей, даже по четверо одновременно и в губ. г. Владимире, тогда нужда достигла крайних пределов. Удивляешься, как только могли супруги Лебедевы в губ. г. Владимире содержать троих детей (четвертый состоял на казенном содержании) и в тоже время дома кое-чем и как-нибудь питаться, одеваться и обуваться. Удивляешься терпению и силе воли, с какой они переносили эту вопиющую нужду. По временам им приходилось целые сутки вместе с малыми детьми проводить без куска хлеба. Когда после смерти Лебедева, мать вдовы Лебедевой с разбитым сердцем и горькими слезами на глазах спрашивала дочь: „как тебе будет жить теперь Саша?“ Саша отвечала: „не привыкать по суткам с детьми сидеть без куска хлеба. Я помню, что 8-го ноября прошлого года целый день все ничего не ели, — не было куска хлеба. Сейчас тоже нет ни ржи, ни муки".
Нет ни ржи, ни муки, а отец семейства безмолвно лежит во гробе, и ждет могилы, чтобы уйти в землю, из которой взят. Это-ли не печальная картина? Это-ли не трудное положение несчастной вдовы?
К этому несчастию присоединяется и другое. Сын Николай, студент семинарии, взят в солдаты. При полном безденежье к расходам еще расходы. У убитой горем вдовы хлопоты к хлопотам, отлучка из дома с болью в сердце, что она должна оставить восьмерых (9-й в семинарии) детей ни с чем, голодных, раздетых. Несчастное семейство! Ужели тебе не кому и не чем помочь? Нет, мне кажется, что есть кому и есть чем.
У вдовы Лебедевой есть сын, только что уволенный из 2-го класса училища и находящийся при ней, который во время болезни отца с дозволения причта исполнял за отца псаломщические обязанности. Ему 16-ть лет. Может быть он и не вполне знает церковное пение и церковный устав, но автору сей заметки приходилось приучать к службе и такого псаломщика, который не знал, когда на часах читать тропарь и когда кондак, не говоря о пении на гласы. В селе же Матренине в воскресные и праздничные дни поет хор певчих, и псаломщику приходится петь разве только «Господи помилуй». Для поддержки несчастного семейства, не будет-ли благоизволено этого сына вдовы Лебедевой определить и. д. псаломщика до солдатства на место отца.
У вдовы Лебедевой весной окончила курс Епархиального женского училища дочь, окончила с отметками в аттестате 5 и 4. Некоторые подруги ее на местах, а она при матери. Казалось бы, в помощь таким несчастным девицам, особенно очень хорошо окончившим курс, должно придти начальство училища, рекомендуя их уездным отделениям Епархиального училищного Совета, как кандидаток на учительскую должность. Тогда бы и дочь почившего не только обеспечена была бы в материальном положении, но могла бы помочь и матери.
Такому несчастному семейству может придти на помощь и местный о. благочинный; ему, как ни кому другому, всех лучше известно материальное положение семейств причтов его округа. Он первый и может придти на помощь своими советами, указаниями и даже материальной поддержкой. Местный о. благочинный, вызвав к себе вдову, пусть объяснит ей куда, о чем и в какой форме должно быть подано прошение. А прошений в этих случаях найдется не мало: то в Епархиальное попечительство о бедных духовного звания об единовременном пособии, то туда же об ежегодном жаловании себе и детям, то в Эмеритальную кассу духовенства.
Предположим, что все эти ходатайства своевременно будут удовлетворены. Но ведь этому несчастному семейству сию минуту нужна помощь. Вдова может быть у кого-нибудь позаимствовала несколько рублей под лошадь или корову на погребение мужа и на необходимый хлеб, потому что, как сказано выше, его нет. Чтобы вдова осталась с лошадью или коровой, а не продала их за бесценок, местный о. благочинный может от своего имени обратиться к ведомственному духовенству за оказанием помощи. И уверен, духовенство поможет. Так поступил о. благочинный 3-го округа Александровского уезда во время съезда духовенства. Просьба его имела успех, и имела бы еще больший успех, если бы духовенство было уведомлено заранее.
Существенную помощь может оказать и местный священник, производя сбор в среде прихожан, объяснив во время богослужений богомольцам, что сбор этот производится с такой-то целью. Такой поступок священника, думаю, будет не осужден начальством. Все это будет сделано по примеру Спасителя, Который Сам нашел и оказал помощь несчастной скорченой женщине (Лк. 13 гл., 12 ст.). И помощь эта нами будет оказана действительно нуждающемуся, ибо этот нуждающийся пред глазами и хорошо нам известен. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 48-й. 1912 г.).

Священник храма с. Матрёнино Введенский Иван Петрович (р. 1876) был арестован в 1937 г. и приговорен к 8 годам лагерей. Его дальнейшая судьба неизвестна.
В 1950 г. в с. Матрёнино служил протоиерей Николай Георгиевич Аианин (1880-1957). В 1899 г. он окончил во Владимире курсы церковного пения, служил псаломщиком в Иваново-Вознесенске, Суздальском и Ковровском уездах. В 1918 г. рукоположен во диакона, в 1929 г. рукоположен во священника, служил в Суздальском районе. В 1937 г. арестован и приговорен к 10 годам ИТЛ, срок отбывал в Мурманской области. В 1943 г. освобожден досрочно. С 1945 по 1950 г. служил в Гусь-Хрустальном и Суздальском районах. В том же 1950 г. переведен в храм с. Устье.
В конце 1950-х гг. храм в с. Матрёнино был закрыт. С 1990 г. совершаются богослужения (в церковном доме).
Восстановление Храма Воскресения Христова началось во второй половине 90-х годов XX века. В наше время при храме подворье Введенской Островной пустыни.
Прямая просека, «прошпект», соединяла церковь в Матрёнино с храмом с. Андреевское.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Покров | Добавил: Николай (09.03.2018)
Просмотров: 927 | Теги: Петушинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика