Главная
Регистрация
Вход
Среда
29.06.2022
22:46
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1473]
Суздаль [444]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [475]
Музеи Владимирской области [63]
Монастыри [7]
Судогда [12]
Собинка [139]
Юрьев [246]
Судогодский район [112]
Москва [42]
Петушки [167]
Гусь [186]
Вязники [339]
Камешково [113]
Ковров [422]
Гороховец [128]
Александров [287]
Переславль [115]
Кольчугино [97]
История [39]
Киржач [89]
Шуя [110]
Религия [5]
Иваново [66]
Селиваново [44]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [117]
Писатели и поэты [176]
Промышленность [127]
Учебные заведения [147]
Владимирская губерния [41]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [77]
Медицина [62]
Муромские поэты [6]
художники [48]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2165]
архитекторы [10]
краеведение [64]
Отечественная война [266]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [12]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [31]
Оргтруд [36]

Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимирская энциклопедия

Кудрякова Елена Владимировна, краевед

Кудрякова Елена Владимировна

Кудрякова Елена Владимировна (1916 - 2012) – музыкант, преподаватель, краевед.


Кудрякова Елена Владимировна

Родилась 8 июля 1916 г. в г. Переславль-Залесский Владимирской губернии (ныне - Ярославская обл.) в семье финансиста В.И. Маркеллова и чешской дворянки Элеоноры Иосифовны Альтнер. Мать и тетки не утруждали ее домашними хлопотами, а учили иностранным языкам и музыке, пока отец колесил по всей губернии с мольбертом и фотоаппаратом. Часы досуга Елена Владимировна посвящала прогулкам вдоль реки Трубеж. "По бокам берега реку окаймляли кувшинки, белые и желтые. Очень живописно было. И потом река впадала в озеро. А озеро было - изумительное просто! Берег второй было почти не видно совсем".
В 1925 году семья Маркеловых переехала жить во Владимир, с тех пор вся жизнь и творчество Елены Владимировны связаны с Владимиром.
После окончания общеобразовательной и музыкальной школ г. Владимира поступила в Московский заочный институт при Всесоюзном совете научных инженерно-технических обществ (ВСНИТО). С переводом института в г. Ленинград Е.В. Кудрякова забрала из учебного заведения документы, получив диплом чертёжника.
С 1925 г живет в г. Владимире. Первое время работала копировщиком на одном из владимирских заводов. В какой-то момент музыкальная школа, выпустившая Е.В. Кудрякову, порекомендовала её на место заболевшей пианистки драмтеатра, и она была принята во Владимирский драмтеатр фисгармонисткой и второй пианисткой.
В 1935–1936 гг. Е.В. Кудрякова была замужем за актёром Владимирского драмтеатра Владимиром Иосифовичем Леурдой. Её вторым мужем стал скрипач театрального оркестра Пётр Иосифович Кудряков, 1910 г. р., уроженец с. Лемешки Владимирской области. В 1928 г. он окончил музыкальную школу в г. Владимире, а затем Первый государственный музыкальный техникум в г. Москве. Позднее оба супруга одновременно обучались в Московском заочном музыкально-педагогическом институте при Московской консерватории: Пётр Кудряков – на скрипичном отделении, Елена Кудрякова – на фортепианном отделении. В 1934–1939 гг. П.И. Кудряков преподавал в детской музыкальной школе № 1 им. С.И. Танеева в г. Владимире, совмещая работу скрипачом в оркестре Владимирского драмтеатра. В сентябре 1939 г. был мобилизован в ряды Красной армии. До апреля 1940 г. их 31-й отдельный батальон связи 10-й стрелковой дивизии находился в г. Браслав Виленской области БССР, затем переехал в г. Поставы той же области, в июне 1940 г. передислоцировался в г. Биржай (Литва). В конце 1940 г. П. И. Кудряков вернулся домой, но 25 марта 1942 г. Владимирским городским военкоматом был призван на фронт. Судя по условному наименованию полевой почты (в/ч пп 35620), П.И. Кудряков в 1942 г. воевал в составе 57-й мотострелковой бригады. С 5 июля 1943 г. П.И. Кудряков оказался на Центральном фронте. Приказом № 16 от 15 августа 1943 г. сержант, автоматчик 2-го мотострелкового батальона 5-й механизированной бригады П.И. Кудряков был представлен к медали «За отвагу». В наградном листе было отмечено, что «т. Кудряков первым ворвался в траншеи противника, убил из своего автомата 9 гитлеровцев» и «всё время участвует в наступательном бою, проявляет смелость и отвагу». В сентябре 1943 г. П.И. Кудряков пропал без вести.
В военные годы Е.В. Кудрякова жила и работала в совхозе им. 17 МЮДа, где ставила спектакли на сцене сельского клуба. После войны была приглашена в оркестр Владимирского драматического театра им. Луначарского на должность концертмейстера, в декабре 1948 г. заменила руководителя оркестра и стала заведующей музыкальной частью театра.
Разъездная работа в театре оставляла мало времени для общения с дочерью, и Кудрякова Е.В. покинула театр, поступив преподавателем по классу фортепиано во Владимирскую детскую музыкальную школу № 1 им. С.П. Танеева.
В 1958 г. вернулась в театр в качестве дирижера оркестра.
Работала инспектором Художественного фонда при областной организации Союза художников РСФСР.
После завершения трудовой деятельности начала публиковаться в краеведческих сборниках и местной прессе, вступила во Владимирское областное общество краеведов при Владимирском фонде культуры.
Дом на улице Танеева ей отец купил. А до этого семья жила в здании банка на Соборной площади, на втором этаже.
За долгие годы активной краеведческой работы Елена Владимировна собрала богатый архив, который содержит как документы по истории семьи Альтнер - Маркеловых - Кудряковых, так и уникальные материалы по истории города Владимира. В 2011 году она передала эти бесценные документы на вечное хранение в Государственный архив Владимирской области.
Собрание документов, принадлежащих трем поколениям семьи Альтнер - Маркеловых - Кудряковых, содержит множество уникальных материалов, представляющих несомненный интерес для исследователей местной истории.
В документах фонда содержатся собранные Еленой Владимировной автобиографии выдающихся владимирцев - краеведа Б.Д. Гиляревского, хирурга Б.М. Анохина, довоенные фотографии актеров Владимирского театра драмы им. А.В. Луначарского. Интерес представляют неопубликованные статьи краеведа М.В. Касаткина, черновой вариант написанного им историко-мемуарного очерка «Владимирский архиерейский хор и его деятели». Из творческих материалов самой Елены Владимировны сохранились рукопись работы «История Владимирского драматического театра. Сведения из архивов краеведов, ученых и собственные воспоминания» и некоторые другие материалы.
Не меньший интерес представляют материалы о жизни и творчестве отца Е.В. Кудряковой Владимира Ивановича Маркелова. Он всю свою жизнь посвятил работе в различных финансовых органах, но, кроме того, увлекался краеведением и серьезно занимался живописью. Творчество Владимира Ивановича получило высокую оценку, и в 1945 году он стал членом Союза художников РСФСР.
Значительное количество документов отражают жизнь и творческий путь Владимира Ивановича: автобиография, альбомы с его рисунками, фотографии, статьи по истории финансового дела в городе Владимире. Особое внимание следует обратить на коллективные фотографии сотрудников переславского, ковровского и муромского казначейств, сделанные в начале XX века.
Имеет личный архив. Часть семейного архива передала в музеи городов Владимира, Гороховца, Мурома, Переславля-Залесского, Покрова.
Важное место в творчестве Елены Владимировны занимает ее малая родина - Переславль-Залесский. В 2009 году она стала лауреатом городской премии в области культуры, искусства и литературы за книгу «Град у озера Плещеева» (Владимир, 2007).

О Елене Владимировне говорит владимирский краевед Валентина Титова: «С Кудряковой Еленой Владимировной и ее дочерью Натальей Петровной мы знакомы очень давно, со времени начала работы Фонда культуры. Вместе подготовили книги об истории Больницы скорой помощи, 1-й музыкальной школы г. Владимира, которую Елена Владимировна окончила и в которой работала. Поэтому у нас тесные отношения с этой семьей. Они были очень активными авторами, когда готовили статьи во Владимирскую энциклопедию, написали много статей. Елена Владимировна отличалась таким оптимизмом и бодростью, жаждой жизни, что она до последнего момента пыталась писать статьи. Так появились ее последние публикации в разделе "Старожил" газеты "Молва"».
Умерла в феврале 2012 года. Отпевание проходило 10 февраля в церкви Князь-Владимирского кладбища.

Публикации Е.В. Кудряковой
Книги
:
1. Свет рампы: Владимирскому драматическому театру им. А.В. Луначарского 150 лет. - Владимир: Посад, 1998.
2. Звуки музыки: из истории детской музыкальной школы № 1 им. С.И. Танеева г. Владимирам. - Владимир: Транзит-ИКС, 2007.
3. Град у озера Плещеева: Переславль-Залесский в старой открытке / авт.-сост. В.П. Машковцев, Н.П. Петраков; авт. текста Е.В. Кудрякова, Н.П. Кудрякова. - Владимир, 2007.
Статьи:
1. Забытые имена оживают // Воронинские чтения-94: материалы обл. краевед. конф. - Владимир, 1995.
2. Мастер рисунка [Д.Н. Кардовский]: воспоминания // Старый владимирец. - 1996. - № 3.
3. Мои чешские предки строили заводы // Записки владимирских краеведов. - Владимир, 1998. - Вып. 1.
4. Истоки: (об истории первой музыкальной школы во Владимире) // Там же.
5. Из воспоминаний о музыкантах и театральных деятелях // Владимирский некрополь: Князь-Владимирское кладбище. - Владимир, 2000. - Вып. 3.
6. Стихи из альбома: воспоминания о поэте В.Г. Заведееве // Владимир: лит.-худож. и краевед. сборник. - Владимир, 2001. - Кн. 14.
7. Из истории музыкальной жизни Владимира // Годова гора: лит.-худож. и краевед. сборник. - Владимир, 2004. - Вып. 4.
8. Из воспоминаний о владимирских музыкантах и педагогах // Владимирский некрополь: Князь-Владимирское кладбище. - Владимир, 2004. - Вып. 5-6.

Еликонида Васильевна Мирская и Александр Андреевич Евдокимов

Е.В. КУДРЯКОВА. ВЛАДИМИРСКИЙ НЕКРОПОЛЬ. Выпуск 3. 2000 г.
Е.В. Мирская на сцене с 1905 года. В сезон 1936-1937 гг. во Владимирский драматический театр прибыла новая актриса — Еликонида Васильевна Мирская (1885 – 1956). Приехала она из Сибири, где пользовалась большой известностью. С первых дней знакомства актеры почувствовали, что перед ними незаурядная артистка. Она была уже немолода. Имела благородный интеллигентный вид, держалась с достоинством. Труппа отнеслась к ней с благоговением, владимирский зритель одарял аплодисментами. Поговаривали, будто бы в прошлом Е.В. Мирская была антрепренером Омского драматического театра. Лучшие роли, исполненные Еликонидой Васильевной, в пьесах А.Н. Островского «Без вины виноватые» (Кручинина), «Волки и овцы» (Миропа Давыдовна). Сцена Кручининой и Незнамова всегда вызывала у зрителей слезы. Неподражаемый образ Вассы Железновой создала Мирская в одноименной пьесе М. Горького. В 1937 году названа лучшей исполнительницей роли Вассы Железновой в СССР. Московский журнал «Новости искусства» отмечал, что она наиболее интересная исполнительница этой роли на советской сцене. На летние гастроли Владимирский театр не раз въезжал в г. Гусь-Хрустальный. Публика всегда тепло принимала наших актеров. С одной из таких гастролей совпало празднование 35-летнего юбилея сценической и общественной деятельности Еликониды Васильевны Мирской. Был дан спектакль «Без вины виноватые» А.Н. Островского. Зритель рыдал. Актриса получила ценные подарки, среди которых были две хрустальные вазы едва не в метр высотой...
Через год после ее приезда во Владимир в театр прибыл муж Еликониды Васильевны. Артист Александр Андреевич Евдокимов (1900 – 1965) был много моложе жены, почти как сын. Он был недурен собой, улыбчив, говорил тенорком. Производил впечатление интеллигентного человека, с хорошими манерами, был всегда безупречно одет. Его игра нравилась публике, в труппе его уважали. Он умел в каждую роль внести какую-то изюминку.
В 1940 году праздновала во Владимирском театре 35-летие сценической деятельности Еликониды Васильевны.
«Жан Бесстрашный». Постановка сказки «Жан Бесстрашный» драмтеатром является хорошим подарком ребятам к Новому году.
Сказка содержательна. Построенная на мотивах фламандрской народной поэзии, она будет иметь на юных зрителей большое воспитательное воздействие. Моральная тенденция сказки близка русским народным сказкам, с их верой в торжество справедливости, добра в отношениях людей друг к другу. Сказка вызывает здоровые социальные симпатии: сочувствие к простым, честным трудовым людям Жану и Жаннете, ненависть – к королям и принцессам с их фальшью, жадностью, деспотизмом. Образ мужественного солдата Жана, много лет сражавшегося за свою родину, бесстрашно совершающего героические подвиги, - этот образ невольно перенесет мысль юного зрителя к мужественным защитникам нашей родины.
Постановщик спектакля тов. Евдокимов (Александр Андреевич Евдокимов) сумел сделать его особенно занимательным, интересным для детей. Он проявил большую режиссерскую изобретательность. Привлечены в качестве артистов ребята, введен мимический образ негритянки, вставлена интермедия. Моментами действие очень удачно выносится со сцены в зрительный зал. Необходимо отметить, что образ негритянки (хорошо исполняемый тов. Муравской) и интермедия (танец змеи – в исполнении выдвиженки т. Чернышевской) идут в плане основного социального звучания пьесы, ее содержания и, таким образом, не нарушают единства художественного впечатления.
Выступающие в пьесе детишки, особенно крохотная Галочка Орлова, которая мило читает …, а у детей эти выступления должны будить порыв к художественной самодеятельности, желание и самим выявить свои способности стать «артистами».
Хорошие декорации тов. Савицкого, продуманные звуковые и световые эффекты, костюмы, хотя недостаточно стильные, но нарядные – все направлено к тому, чтобы сделать спектакль красочным, радостным для ребят.
Надо приложить все усилия, чтобы сократить антракты и придать спектаклю нужную динамичность.
Художественная выдержанность спектакля нарушается только гротескным образом принца. Один гротескный образ среди всех остальных, поданных в реалистическом плане, делается пятном…
Артисты, занятые в спектакле, отнеслись к работе серьезно и вдумчиво. Образ солдата Жана Бесстаршного, созданный тов. Тарапата, неплох: типичные жесты, физическая ловкость, простота и искренность интонацией, подкупающая улыбка – все это делает образ верным и доходчивым. «Перевоплощение» его в продавца слив и в доктора проведено удачно.
Молодая артистка Орлеанская играет Жаннету искренно и тепло. Интонации ее мягки и достаточно гибки. В жестах ей надо добиваться большей простоты, которая является неотъемлемой принадлежностью … художественности.
Хороший образ королевы, надменной и бессердечной, дает тов. Рунич: совершенно выдержанные интонации и жесты, тонкий, без шаржа, но чрезвычайно удачный грим – такое лицо сразу раскрывает душу человека. Тов. Уздемир, исполняющий роль короля, ярко вскрывает за внешним добродушием его и жадность к деньгам, и деспотизм, и способность ко всякой «подтасовке фактов». Артисткой Шибачевой хорошо сделан отрицательный образ принцессы Людовины при чарующей, привлекательной внешности – в каждом жесте, в каждом слове ее видна злая, избалованная, двуличная, бесчестная «змея». Можно с уверенностью сказать, что «королевское семейство» вызовет должную реакцию у юных зрителей.
Все исполнители играют эту … которая так необходима в детском спектакле. Таковы и «шестеро из замка» с их танцем, таков и заикающийся лекарь (тов. Григорьев). Артисты сумели увлечься этой работой и увлечь своих юных зрителей.
Глубокое внимание царит в зрительном зале. Ребята чутко реагируют на все происходящее на сцене, они радостно увлечены спектаклем. Одна девочка выразила это в словах: «Я бы весь день смотреть стала».
Вот в этом – лучшая награда за большую работу над детским спектаклем как для режиссера, так и для всех участников его.
Л. Морякина» («Призыв», 5 января 1944).
Людмила Евгеньевна Морякина долгие годы поддерживала дружеские отношения с актером и режиссером театра Александром Андреевичем Евдокимовым.
К стареющей жене Александр Андреевич относился бережно и внимательно. Трогательно заботился о ней во время гастролей, накрывал пледом ноги, а по приезде в гостиницу готовил грелки, чтобы согреть их. В нашем театре Евдокимов получил звание Заслуженного артиста РСФСР. История этой контрастной пары стала нам известна со слов самого Александра Андреевича, который в минуту откровенности поведал ее. В молодости он женился на юной актрисе, у них был сын. Но вскоре молодая женщина, оставив мужа и ребенка, с кем-то сбежала. Александр Андреевич был вынужден брать малютку с собой на репетиции и спектакли, и вся труппа помогала ему. «Еликонида, — рассказывал Евдокимов — оказывала мне внимание. Так мы соединились, вырастили сына, дали ему образование». После кончины Еликониды Васильевны (1885 – 1956) через некоторое время Александр Андреевич женился. А когда и ему пришло время уйти в «мир иной», они опять соединились. Их похоронили рядом.
С потерей двух талантливых артистов у Владимирского театра закончилась еще одна из его эпох.


Союз Краеведов Владимирской области
Кудрякова Наталия Петровна (29.3.1943, г. Владимир - 1.6.2009, г. Владимир) - дочь Е.В. Кудряковой и П.И. Кудрякова, музыкальный руководитель, краевед, художник-любитель.

Категория: Владимирская энциклопедия | Добавил: Николай (17.12.2019)
Просмотров: 697 | Теги: Владимир, краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2022
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru