Ткачество волосяных сит Шуйского уезда Владимирской губернии в 1856 году
Сочинение действительнаго Члена Владимирскаго Губернскаго Статистического Комитета Ивана Матвеевича Лядова. 1876 г.
Рукоделием этим в Шуйском уезде занята целая волость, называемая Мардас, которая состоит из 40 деревень, находящихся в северной стороне уезда, расположенных между городом Шуей и селом Дуниловым; в волости находится 4,560 душ крестьян обоего пола, принадлежащих почти по равной части князю Меньшикову и г. Нарышкину, владельцам села Дунилова, в котором находятся и вотчинные их конторы. Ситное рукоделие у Мардасцев существует со времен самых отдаленных и переходит наследственно от отцов к детям. Ткачество волосяных сит в Мардасской волости производится следующим манером: конский, из хвостов, волос первоначально моют в щелоку и разбирают: по длине волоса – на долгий и короткий, по цвету – на белый, красный, черный, седой и другие. Разобрав, перевязывают в пучки – короткий волос в малые, а долгий в пучки несколько по более; каждый пучок имеет в себе от 150 до 200 волос; короткий вяжется пряжей, а долгий узлом; для основы вяжутся оба конца волоса – вершина и комель; потом его снуют, т.е. перевивают ниткой каждый волосок в двух местах – у комля и у вершины. Каждая основка снуется по рисунку, или, как здесь говорят, по форме; самая средина основы шириной в вершок из белого чистого волоса, по бокам по два вершка из волоса красного; тут пропускают полоски из волоса другого цвета; далее бока из волоса седого или черного. В середину основы волос пускается самый длинный, по бокам же несколько покороче, потому что сито стыкается в полотне несколько кругловатое. Основав основку, навязывают на станок, который устроен следующим манером: из четырех не толстых брусков, а у других из можжевеловых курят (т.е. крючков) сколочена квадратная рамка в 5 четвертей; на углах вдолблены стоячие бруски, вроде ножек, одной стороне вышиной (также и крючки у курят) в 3 четверти, а в другой 1 ½ четверти. В бруски эти (и у курят в крючки) вделаны круглые валики; у нижнего валика ножки вделаны в долгие долбежи, так что когда основка привязывается к стану, то натягивается нижним валиком натуго и заклинивается в долбежи клиньями. Основка привязывается к станку толстыми нитками, комельками к верхнему валику, а вершинками к нижнему, и натянутая потом нитится; нити продеваются через волосок деревянной иглой; к нитам, в которые снизу основки продета палочка. Привязана подножка, на которую ткач, наступая ногой, делает у основки зев. Уставив совсем основку, станок становят близ окна, одним краем на лавку, а под другой подставляется скамья; на конец скамьи и на лавку перед станком кладется доска, где и помещается ткач. Вместо челнока и берда у него действует трепало, сделанное из кленового дерева. В роде толстой линейки, на конце которого есть маленькая зарубочка. Уток весь вообще приготовляется из черного волоса, который тоже разбирается на долгий и короткий, и на одном конце у комля от 150 до 200 волосков связываются в пучки. Уток у ткача находится под руками, и в пучках лежит всегда в воде, в чашке или плошке, для того, чтобы был прям и не ежился. Ткач сидит за станком: в правой руке у него трепало, а в левой уток; наступив на подложку ногой, он делает у основы зев, пропихивает в него трепало, задевает левой рукой за зарубочку волосок и продергивает во всю ширину основки; потом придвигает левой рукой нити, а правой ударяет трепалом и прибивает уток в основу. Потом передергивает нити подножкой, опять делает зев, берет трепалом волосок, продергивает, прижимает нитами и прибивает трепалом, и так продолжает ткать всю основу. Соткав ее, развязывает и снимает со станка; узелки все обрезает и сито готово. Сита тканые, но не вделанные в обечки, называют здесь полотенцами. Которые ткутся разной величины, из разного волоса и имеют разное и разную цену; главные сорта из них следующие: Малье - ткутся из самого короткого и грубого волоса; величина их от 4 до 5 вершков, из фунта волоса выходит от 35 до 40 полотенцев; продаются от 25 до 35 коп. сер. за десяток; таких сит сработает каждый ткач до 15 полотенцев в день. Межуюмок - ткутся из такого же волоса, как и малые, величина их от 5 до 6 вершков, из фунта волоса выходит от 25 до 30 сит, продаются от 45 до 50 коп. сер. за десяток; таких сработает ткач от 10 до 12 полотенцев в день. Режье, которые бывают двух сортов и трех размеров; ткутся из хорошего тонкого волоса; один сорт снуется в 4 волоса, а уток употребляется в два; другой сорт снуется в два, а ткется в один волос. Режье работается трех размеров: первые называются верхи, мерой в 9 вершков, продаются от 1 руб. до 1 руб. 20 коп.; вторые – средние – мерой в 8 вершков, продаются от 80 коп. до 1 руб.; третьи – исподы – мерой в 7 вершков, продаются от 70 до 80 коп. сер. за каждый десяток. Из фунта волоса режья выходит от 12 до 15 полотенцев, которых каждый ткач срабатывает от 5 до 6 в день. Одинцы - ткутся из самого лучшего молодого и тонкого волоса, величина их от 9 до 12 вершков и более; из фунта волоса выходит от 8 до 12 полотенцев; продаются ценой, имеющей большую между собой разницу, так что от 1 руб. 50 коп. до 4 руб. сер. за десяток, смотря как по доброте волоса, так и по рисунку и ткачеству. Одинцов сработает ткач от 3 до 4 полотенце в день. Масляные, которые идут на масляные и паточные заводы, для крупчатки калачникам и булочникам; ткутся тоже из самого лучшего волоса; величина их от 14 до 16 вершков; из фунта волоса выходит от 6 до 8 полотенцев; продаются от 3-х до 4-х руб. сер. за десяток; таких ткач сработает с небольшим 2 полотенца в день.
Волос для ткачества употребляется конский из одних хвостов; покупается молодой и тонкий на Нижегородской ярмарке и в Казани; волос по грубее и по старее – на ярмарках Ростовской, Ковровской, в Шуе, Муроме, Судислове, Порзнях, где только есть кожевенные заводы:; также покупается значительное количество волоса и по всем базарам Шуйского уезда. Цена волоса в настоящее время состоит: здешнему от 9 до 10 р., казанскому от 20 до 25 руб. сер. за пуд. Дороже всех цветов ценится белый волос. Продажа сит полотенцами производится в городе Шуе во время базаров по вторникам, где целая толпа крестьян, иногда более 100 человек, стоящих на одном месте, со свертками под мышкой, невольно обратят на себя внимание. Это Мардасцы-ситники, а в свертках под мышками у них полотенцы, которые сотканы ими в течение недели и вынесены на продажу. Также точно бывает и в селе Дунилове по пятницам, тоже во время базаров. Сита скупают у ткачей торговцы из крестьян этой же волости, но имеющие против других более достатка и занимающиеся уже торговлей. Накупив значительное количество полотенцев, отправляют их в Москву, Тулу, на Нижегородскую и Холуйские ярмарки, где в значительном количестве закупают офени и развозят их по всей России; также значительное количество покупают из Ковровского уезда торговцы щепной посудой и решетники из деревень Дюкова, Мазалова и Зименок. Некоторые из Мардасцев вделывают полотенцы в обечки, и продают сита уже совсем готовые; обечки привозят в Шую из Ковровского уезда деревень Клетина, Новоселков и Рудильниц. Делаются они из осинового дерева разной величины, а потому и продаются от 5 до 12 руб. за сотню. Обшивка или вделка полотенцев в обечки делается двумя способами: кожей посредством дратвы, где спаи обечки сшиваются лыками, и галом, по их выражению, т.е. наколачиванием вместо кожи на обечку сделанным из нее же обручем, который для прочности прикрепляется к обечке проволокой.
Готовые, совсем обшитые сита продаются в тех же самых местах, где и полотенцы. Кроме сит, Мардасцы из волоса ткут материю, которая употребляется для мебели и фуражек. В материю для мебели идет волос черный, для фуражек – седой и белый. Основа для мебельной материи снуется из крашеной черной пряжи, а волос употребляется только в уток; в белую же и седую материю в основу идет белая тканая бумажная пряжа, и уток из серого и белого волоса. Ширина материи от 8 до 14 вершков; ткется, особенно мебельная, с разными узорами, для чего при ткачестве употребляется от 3 до 6 подножек. Ткут материю по 15 коп. сер. с каждого аршина; в сутки ткач соткет от 2-х до 3-х аршин; материя идет более в Москву и продается мебельная от 60 до 80 коп., белая же более рубля серебром за каждый аршин.
Ткачеством волосяных сит, а также и материи, заняты одни мужчины; дети же – мальчики и девочки – от 8 до 14 лет разбирают и ровняют волос, снуют основки и приготовляют уток. За снованье с режья получают по ½ коп., с одинцов по 1 коп. сер.; оснуют режья 20, одинцов 10 основ в день. Во всей Мардасской волости этим производством, как-то: разборкой волоса, снованием основок, ткачеством, обшивкой в обечки сит и ткачеством волосяных материй, занято всех возрастов около 2,000 рук, которые сработают до 500,000 сит, на сумму до 125,000 руб. сер.
Рукоделие это после хлебопашества у мардасских крестьян есть главное занятие и средство, дающее самому бедному крестьянину во всю продолжительную зиму у себя дома, в кругу своей семьи, заработать значительную сумму денег, потому что ситное заведение не требует много средств. Ситнику достаточно иметь 1 р. 50 коп. сер. денег, и он покоен: во вторник в Шуе он покупает 2 фунта волоса, перетыкает его в течение недели в полотенцы, а в следующий базар продаст всегда на наличные деньги, и получает от 1 руб. 80 коп. до 2-х руб. сер. в неделю чистой прибыли за свою работу.
Женщины мардасские занимаются, в свободное от полевых работ время, ткачеством красной бумажной пестряди, сарпинки, холстинки и платков, частью своих, но более на дуниловских и васильевских заводниц. Хлебопашество и скотоводство в Мардасской волости находятся в лучшем состоянии, как по качеству земли, довольно черноземистой, так и по значительному скотоводству, которого держат довольно, имея хорошие пастбища; леса тоже имеют довольно; оброк платят крестьяне г-на Нарышкина 35 руб. сер., а князя Меньшикова 22 руб. сер. с тягла; барщины не имеют и живут исправно, одеваются чисто, но до сих пор мужчины сохраняют еще покрой одежды русского крестьянина. Женщины же носят костюм уже более современный; кокошники, душегрейки и епанечки у мардасских женщин скрылись совершенно, их заменили бумажные и шелковые платки, ситцевые сарафаны, платья, шубы и пальто.
Ткачество холста
Прядение льна в Шуйском уезде весьма незначительно, им занимаются только женщины пожилые, старики и дети. Они ткут из пряжи нитки, холсты, синюю пестрядку только собственно для домашнего употребления. В юго-восточном же крае уезда, прилегающем к уезду Вязниковскому, в деревнях Пустоше, Гарях, Кудрякове и других, где проживают скорняжно-шубники, находится между женщинами ткачество холста и на продажу, довольно в значительном количестве; но холст этот особого рода и самой дешевой цены, называется пустошным. Пряжа для него покупается по деревням Вязниковского уезда и по базарам в селах Палехе, Васильевском и в Шуе, куда привозят тоже из Вязниковского и Ковровского уездов. Цена пряжи за моток длиной 6 вершков, в 10 пасм (в пасме 30 ниток, следовательно около 200 аршин) от 5 до 6 коп. сер. Разматывается, снуется и ткется в холсты пожилыми женщинами, девочками от 18 до 13 лет, непривыкнувшими еще к бумажно-ткачеству. Основа снуется от 40 до 70 аршин, в 100 и до 120 зубов. Холсты выходят шириной от 5 до 6 вершков; ткутся самые редкие и режутся от 20 до 25 аршин в кусок. За ткачество получают по 8 коп. сер. с куска; каждая ткалья соткет до 20 аршин, следовательно за работу получит 8 коп. сер. в день. Холст этот продается около 2-х коп. сер. за аршин. Продажа производится в Шуе, где скупают его заводчики из села Чернцев и деревни Качалова, переделывают в клеенку и отправляют в Москву, где продается в холщевый ряд. Клеенка эта идет для портных и употребляется при шитье в одежду.
Ткачеством холста всех женщин и девочек занято до 600 рук. Которые в течение года сработают до 30,000 кусков, на сумму до 15,000 руб. сер.
Город Шуя Шуйский уезд Свято-Успенский женский монастырь. Шуйский р-н, Дунилово Скорняжное производство Шуйского уезда Войлочное рукоделие Шуйского уезда Кузнечное дело Шуйского уезда Тележное производство Шуйского уезда Свечное производство Шуйского уезда Горшечное производство Шуйского уезда Ткачество Шуйского уезда Владимирская губерния Офени Владимирской губернии. Народная промышленность и ярмарочная торговля в Холуйской слободе.