Михаил Александрович Колокшанский был сын псаломщика с. Ставрова, Владимирского уезда. По окончании курса Владимирской духовной семинарии со степенью студента (1868), был в 1869 г. надзирателем Владимирского духовного училища, потом учителем с 1870 по 1872 гг. в с. Арбузово. В 1872 году рукоположен во священника в село Введенское, Шуйского уезда. В 1874 году перемещен в село Пупки, того же уезда. В 1877 году награжден набедренником.
В 1879 г. перемещен в село Арбузово помощником настоятеля; в 1883 году определен настоятелем; в 1884 году преподано ему благословение Святейшего Синода; с 1891 г. по 1897 г. состоял членом благочиннического совета; в 1891 году награжден скуфьей; в 1895 году награжден камилавкой; в 1901 году награжден наперсным крестом; в 1905 году уволен заштат.
Ежегодно в июне месяце на Собинской мануфактуре бывает встреча Боголюбивой иконы Божией Матери и торжественное богослужение. Так-же обстояло дело и в 1902 году. Время стояло жаркое; встречать же икону приходилось с крестным ходом, который отходил от фабрики навстречу иконе на расстояние двух верст. Во время хода с священником Колокшанским сделалось дурно — его отвезли в местную больницу. Доктор констатировал кровоизлияние в мозг. Когда опасность миновала, стали очевидны и последствия: потеря сообразительности и паралич языка. На первым ударом последовал через несколько месяцев вторичный удар, лишивший больного последней надежды на выздоровление. В июне 1905 г. он ушел заштат. М.А. надеялся видеть на своем месте сына, но волею судьбы этого не совершилось. Это испытание еще более ослабило больного.
26-го сентября 1909 года в 1 часу пополудни больной тихо скончался.
29-го сентября совершено было погребение почившего. Вынос и отпевание были очень торжественны. Присутствовало много духовных лиц: протоиерей села Ворши, Влад. уезда, о. Николай Туторский, благочинный свящ. о. Димитрий Беляев, свящ. села Сарыева, Вязниковского уезда, о. Алексей Колокшанский и многие другие. Во время обедни перед причащением священником с. Арбузова о. А. Сергиевским была произнесена проповедь: «об отношениях пастыря к овцам-пасомым и необходимости молитв по пастыре». Во время отпевания было произнесено 4 надгробных речи. Первое слово говорил благочинный священник о. Димитрий Беляев на тему: «Упокой Господи душу усопшего раба твоего». О. благочинный сказал между прочим следующее:
«Собрались мы, братие, сегодня в св. храм, чтобы отдать последний долг почившему служителю св. храма сего иерею Божию Михаилу,— и вот пред нами гроб его, который православная церковь окружила благоговейным почтением ради священных останков почившего. Священный сан его не скрыт ныне под обычным покровом: пред нами скончавшийся иерей облачен во все священные одежды своего служения во свидетельство того, что он должен будет явиться пред Господом предстателем за чад своих и сказать Господу своему: «се аз и дети их же дал еси Господи». Теперь обращаюсь к вам, братие, духовные чада почившего, чтобы передать вам ныне последнюю волю его, последний завет его, последнюю просьбу к вам того, кто большую и лучшую часть жизни своей провел среди вас, трудясь до истощения сил своих, будучи пастырем и духовным руководителем вашим. В самом деле, братие, пред вами ведь гроб того, который в течение около 30 лет был пастырем вашим и не преувеличу, если скажу: был пастырем примерным, кротким, воздержным и отзывчивым к нуждам вашим. Кротости держался он в служении своем, правды и веры и работал Господу своему со всяким смиренномудрием. Вся жизнь его состояла в служении духовным интересам вашим, их ставил он выше всего в жизни своей, об них он радел, об них хлопотал и заботился больше всего. Всегда и всюду спешил он к вам: то со святыней Христовой, то со словом назидания, вразумления и утешения. Так что можно теперь, необинуясь, сказать о нем: добрым пастырем был он и верным рабом и слугою Господним, пока тяжкий недуг, происшедший может быть от трудов чрезмерных, не лишил его возможности продолжать служение и наконец не привел его к кончине. Но и он, как человек, не был, конечно, чужд греха, и ему были свойственны слабости нашего греховного естества. А потому все то, в чем нуждается теперь почивший, и можете вы, чада его, воздать ему теперь за труды его своею молитвой о прощении ему грехов и о упокоении души его со святыми в селении праведных. Об этом и просит вас ныне усопший словами песни церковной «Братия моя возлюбленная, не забывайте мя, егда поете Господеви,— прошу всех и молю, непрестанно, молитесь о мне Богу, да не изведен буду на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный (песни на погреб,. иереев). Постарайтесь же, братие, исполнить этот завет пастыря своего, так как нужна ему теперь молитва ваша — да и вам ведь не бесполезна она. Знайте, что молитва есть невидимое тайное общение душ наших. Помогая молитвами своими почившему пастырю за гробом, вы чрез то сами очиститесь от грехов вами содеянных и облегчите себе будущий путь к блаженству вечному. Молитесь и вы о почившем, сродники по плоти почившего, и тем выказывайте любовь свою к нему и молитвой о нем утешайте себя в скорби вашей о почившем. Для скорбного сердца в молитве лучшее утешение: основанная на вере, надежде, любви и преданности Всевышнему Промыслителю молитва вводит человека в общение с Богом и от Него — Подателя благ чрез молитву невидимо изливается утешение в скорбное сердце. Итак, братие, будем молиться о почившем новопреставленном рабе Божием иерее Михаиле: и сродники, и знакомые, и чада его духовные, взывая к Господу. Упокой Господи душу усопшего раба Твоего иерея Михаила, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная. Аминь».
После поучения, сказанного о. благочинным Димитрием Беляевым, говорил слово сын покойного священник села Сарыева, Вязниковского уезда, о. Алексей Колокшанский.
«Что видим, братие? Вчера был жив, ныне же во гробе — мертвый. Отец! не думал я первую службу в родном селе служить не литургию, а панихиду по тебе и погребение. Что сказать мне о твоем здесь прошедшем. Последние тридцать лет твоей жизни протекли на глазах присутствующих. Как отец, ты заботился о нашем, как душевном, так и материальном обеспечении. Твой завет был: «сначала сделаю вас христианами». Ты пал не на пиру, а при исполнении своих служебных обязанностей. Тебя сразило желание быть во время полезным своей пастве. Долго еще нужно бы тебе жить, отец! Рано сошел ты в могилу. Еще нужен ты нам — как добрый в жизни советник. Но случившегося не изменить. Пусть будет твоя трезвая, честная и строгая служба примером нам. Пусть твой светлый образ останавливает нас от дурных поступков. Сколько зла тебе не делали, ты всегда отвечал добром и помощью нуждающимся. Твое сердце было свободно от злопамятства. Чужие несчастия и невзгоды ты не проходил молчанием, а всегда сердечно отзывался на них. Ты до последней минуты остался по-прежнему чист и честен.— Прощай, дорогой отец! Сейчас закроется крышка твоего гроба, и мы больше не увидим тебя — твой прах навеки скроется от нас, но память о тебе будет жить всегда среди нас — в сердцах наших. Не могу не обратиться и к зде присутствующим, пришедшим отдать последний долг своему духовному отцу, в продолжении 27 лет священствовавшему в этом храме. Уверен, что и у вас образ моего отца останется навсегда как пример исполнителя своего долга—пастыря, пасущего своих овец. Помолитесь же, братие, за своего пастыря, молившегося за нас столько лет при этом алтаре, чтобы Вседержитель отпустил прегрешения скончавшегося».
Третье слово говорил о. протоиерей Туторский. Слово было произнесено экспромтом и произвело сильное впечатление на присутствующих. Говоривший, основываясь на учении православной церкви, предлагал верующим не скорбеть по разлуке с усопшим и веровать в свидание с усопшим в будущей жизни.
Четвертое слово произнесено свящ. с. Арбузова о. Иоанном Смирновым. Отметив ревностное служение и религиозность почившего, умение ладить с большим причтом, любовь к детям и заботу о них, он в конце слова просил усопшего простить ему, если чем он оскорбил его.
На выносе, богослужении и отпевании пел хор певчих церкви Собинской мануфактуры под управлением Леонида Николаевича Виноградова.
Свящ. села Сарыева, Вязник. уезда, Алексей Колокшанский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-й. 1909).
Колокшанский Алексей Михайлович
Колокшанский Алексей Михайлович родился 6 марта 1885 г. в с. Арбузово Владимирской губ., Владимирский у. Священник с. Сарыево. Арестован 9 октября 1937 г. Обвинен в "контрреволюционной агитации". Осужден тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. по Статье: 58-10 УК РСФСР 5 ноября 1937 г. Приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Расстрелян 17 ноября 1937 г. Реабилитирован Владимирской обл. прокуратурой 30 марта 1989 г.
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимиро-Суздальская епархия.