Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Собинка

Село Жерехово Собинского района

Село Жерехово, Собинского района

Жерехово — село в Собинском районе Владимирской области России, входит в состав Толпуховского сельского поселения. Село расположено в 6 км на северо-запад от центра поселения деревни Толпухово и в 21 км на север от райцентра города Собинка. «Село Жерехово — в 30 верстах от Владимира (Владимирский уезд), при прудах и колодцах». [1]
Как считают многие жители, древнее село Жерехово получило такое название потому, что в реке Колокше, близ села, раньше ловилось много жерехов, редкой теперь рыбы.

Селище (11-13, 14-17 вв.) расположено на южной окраине села Жерехово, мыс правого коренного берега р. Колокша при вхождении в ее долину оврага с протекающим по его дну безымянным ручьем, 1.8 км. от русла. Размеры ок. 90х35 м., высота над поймой 8-9 м. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом и позднесредневековая, в т.ч. красноглиняная, белоглиняная и сероглиняная 14-16 вв.
Вправо от Всеволожья лежит гора, перерезанная глубоким оврагом; в народе она называется Жданихой. Это предание имеет историческую достоверность. В 1177 году перед битвой великого князя Всеволода III Большое Гнездо с Глебом, князем Рязанским, действительно было подобное ожидание. Приведем сказание летописи об этом событии: «князь Всеволод возвратився от Коломны, приде опять в землю свою и обрете Глеба стояща на Колокши на реце с Половци и с полоном и не совокупиша ся бит обои за месяц, бе бо не лзе перейти реки твердью. Князь же Всеволод нарядив полки на масленей неделе, и пусти возы на ту сторону реки, идеже Глеб стояше; Глеб наряди полк со Мстиславом с Ростиславичем на возы. Князь же Всеволод посла сыновца своего Володимера с Переславци и несколько дружины с ним, кде вози стояхут, противу Мстиславу; а Глеб и Роман, сын его, и Игорь и Ярополк, перешед Колохшу, и поидоша ко Всеволоду на Прусскову гору», где и произошла битва, в которой князь Глеб потерпел решительное поражение. Таким образом народное предание о горе Жданихе нисколько не противоречит летописному сказанию о битве великого князя Всеволода с Глебом, князем Рязанским, в 1177 году.

По местному преданию, село Жерехово до половины XVII ст. находилось верстах в двух от нынешнего местоположения. После 1612 г., когда все селение было разорено литовцами, крестьяне поселились близ Всеволожья, где ныне деревня Выползова; но впоследствии гористое, безводное местоположение заставило переселиться ближе к реке Колокше, где и доныне Жерехово остается.
Таратинка Малая (Выползово) — деревня в Собинском районе в 2 км к западу от с. Жерехово. Расположенная на краю Оболенского леса при речушке Сумежной Враг в Жереховской волости, с XVIII в. часто упоминалась в документах одновременно с с. Жерехово и находилась во владении дворян Всеволожских. В XIX в. принадлежала графу В.Н. Зубову, затем князьям Оболенским.
По 8-й ревизии (1833) в деревне числилось 6 дворов и 39 жителей, по 9-й ревизии (1850) — 6 дв., 38 жит., в 1857 г. — 6 дв., 40 жит,, в 1859 г. — 12 дв., 65 жит., в 1896 г.— 11 дв., 48 жит., в 1905 г. — 5 дв., 49 жит., в 1926 г. — 5 дв., 24 жит.
Во второй половине XIX в. основным занятием жителей было земледелие, в 1895 г. в отходе в пределах своего уезда числилось 22 человека (пастухи, плотники, фабричные).
Народная этимология второе название деревни связывает с тем, что жители покидают её, «выползают». К.Н. Тихонравовым записано и опубликовано во «Владимирском сборнике» (1857) одно из местных преданий, по которому «село Жерехово ранее располагалось там, где ныне деревня Выползова».
Небольшие размеры, расположение в лесу, традиции работы «на стороне» и удалённость от дорог привели к тому, что к середине 1960-х гг. деревня осталась без жителей и была исключена из отчётных данных решением облисполкома. (В 1964 — 65 гг. оставался 1 дом с 1 жительницей).
В справочниках «Владимирская область: Административно-территориальное деление» (начиная с 1955 г. издания) деревня отсутствует.

Одно из ранних упоминаний этой местности относится к началу XVII в. Селение Жерехово обозначено в писцовой книге 1622 г. как вотчина Федора Родионовича Всеволожского и Авдотьи, вдовы Александра Родионовича Всеволожского.
Жерехово, село помещичье: число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 140, женского пола - 140; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 145, женского пола - 132; действительное население: мужского пола - 146, женского пола - 135; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством; каменный дом графа Зубова.
1859 год: число дворов - 52, число душ мужского пола - 165; женского пола - 153.
При селе Жерехове деревни:
Казенная деревня Никулина: число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 62, женского пола - 65; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 65, женского пола - 60; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством. 1859 год: число дворов - 20, число душ мужского пола - 74; женского пола - 70.
Помещичья дер. Таратинка Малая: число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 18, женского пола - 21; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 18, женского пола - 20; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством. 1859 год: число дворов - 12, число душ мужского пола - 30; женского пола - 35.
Помещичья дер. Таратинка Большая: число душ по 8 ревизии (1834): мужского пола - 56, женского пола - 57; число душ по 9 ревизии (1850): мужского пола - 59, женского пола - 64; господствующие виды производительности: занимаются хлебопашеством. 1859 год: число дворов - 21, число душ мужского пола - 62; женского пола - 75.


Жерехово – волостной центр. «Жереховское Волостное Правление (Почт. адр. с. Ставрово).
Волостной старшина – кр. Александр Игнатьев. Писарь – Григорий Иванович Иванов.
Волостной Суд. Председатель – кр. Прокофий Моисеев. Судьи: кр. Николай Харитонов; Ларион Овчинников» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
Заведующий Жереховским военно-конским участкам на трехлетие с 1884 года – крестьянин села Рождествино Петр Степанович Авдеев.
В 1896 году в с. Жерехове закрыта винная лавка Новиковой Пелагеи Тимофеевны.

В 1862—1900 гг. Жереховская волость в составе Владимирского уезда. 27 января 1900 года Жереховская волость перешла в Ставровскую.

«(Большая Таратинка, Ставр. в.). Таратинковцы задумали учиться и для этой цели перевезли из имения «Прусовая гора» здание, способное удовлетворить требованиям современной школы. Перевезли и сложили, ожидая, что чья-то рука докончит оборудование. Но проходят дни, недели, месяцы, а «возу» все нет ходу. Строители говорят: «Нет пакли»... Только нет пакли, чтобы у Таратинки была своя школа. Неужели негде добыть пакли?.. И тот же строительный голос подсказывает, что паклю могли бы дать... Таратинковцы» («Призыв», 11 июня 1921).
«(Б. Таратинка, Влад. у.). Около двух лет тому назад в бывшей экономии Оболенских образовалось советское хозяйство под руководством и наблюдением тов. Лебедева. В хозяйстве стали работать до 60 чел. На первых порах был создан питомник овощей и семян для раздачи населению. Результаты получились благоприятные, в некоторых случаях оказался даже избыток. Кроме этого – тов. Лебедев приступил к распашке многолетних перелогов, местами заросших кустарником, на что потребовалось много сил, выдержки и терпения; в частности было положено много труда на то, чтобы постепенно приохотить к труду часть рабочих, которые не всегда оказывались на высоте предъявленных к ним требований момента. Нужно пожелать т. Лебедеву побольше мужества, чтобы запущенное хозяйство довести до цветущего состояния, не отступая ни на шаг перед препятствиями, встречающимися на каждом шагу» («Призыв», 15 февраля 1921). «Таратинскпй сельсовет, Ставровской волости, пропал для населения с марта месяца 1927 года. Не видно тени какой-либо активности в работе его среди крестьянской массы. Даже то, что было сделано раньше (а раньше было сделано много) он не хочет поддержать.
Точно все уже сделано прочно, навсегда.
И вот в дни отдыха крестьяне, не найдя разумного применения своих сил, забутыливают, горланя песню:
Полно, братцы, торопиться,—
Деды жили лучше нас,
Мы успеем научиться,—
Выпьем, выпьем еще раз.
Для выстроенной в 1925 году школы сельсовет не удосужился сделать уборную.
Раньше была изба-читальня, но теперь, по вине сельсовета, она свернулась. Появились признаки хулиганства. Совет не проводит в деревне революционных праздников, точно последних не существует. Не проводит совет агитации за вклады в кассу взаимопомощи и в сберегательную кассу. Не думает совет и о добровольном страховании имущества.
Председатель сельсовета ведет канцелярию небрежно: постановления, удостоверения и заявления к делу не подшивает, кладет все в сундук, или, в худшем случае,— оставляет на улице, если бывает «во хмелю» («Призыв», 22 октября 1927).
«Добрынино, Влад. у. Дорогой дядя, мы, дети в возрасте от 8-12 лет, девочки и мальчики, в числе девяти человек,- ученики Добрынинской школы первой ступени, устроили семейный детский спектакль в одном из домов деревни. Ставили «Елку» и «Трубочиста». Играли, как говорят зрители, хорошо, за что они нас и хвалили.
Было очень много детей; некоторых матери вели под руку, а самых маленьких несли на руках.
Все места были заняты. Спектакль ставили с благотворительной целью и собрали 725 руб., которые посылаем Вам и просим передать их в редакцию газеты «Призыв» в фонд «Недели ребенка» («Призыв», 19 февраля 1921).
«Добрынинский сельсовет (Владимирский уезд). В добрынинский сельсовет входят 4 селения: Добрынино, Жерехово, Шелудяково и Ермолино, с населением 1425 человек.
Сельсовет состоит из 14 человек, из них 4 женщины. Председателем избран комсомолец жереховской ячейки. При сельсовете работают 2 секции: культурно-просветительная и сельско-хозяйственная.
Просвещение. В районе имеются одна изба-читальня и два красных уголка, которые крестьянством посещаются охотно.
Имеющиеся в районе 2 школы вполне обслуживают население.
Сельсовет всячески заботится о культурных центрах деревни: производятся капитальный ремонт красного уголка (д. Шелудяково), мелкий ремонт в школах и избе-читальне. Крестьяне села Жерехова, по инициативе сельсовета, привезли дрова для отопления своей читальни и школы, а на вырученные деньги от подвозки дров заказали новые парты.
Сельское хозяйство. «Головня» давно мучила население, уничтожая часть урожая. В нынешнем году сельсовету удалось это зло вырвать с корнем: все семена были протравлены формалином.
Сельсовет в двух селениях провел землеустройство и, кроме того, ему удалось перетянуть крестьян с трехполки на улучшенные формы землепользования: в одной деревне перешли на восьмиполье и в двух — на четырехполье. Благодаря сельсовету и агроному, замечается тяга населения к улучшению скота: крестьяне дер. Добрынино дали заказ на покупку двух быков-производителей ярославской породы.
Лесоустройство также коснулось сельсовета: лес распределен на 10 лет; отведены годичные лесосеки.
Взаимопомощь и кооперация. В каждом селении имеется ККОВ, при чем добрынинский ККОВ считается примерным: в его ведении находится триер, молотилка и веялка. Он имеет богатый бюджет и помогает не только беднякам, давая им ссуду, но и середняцкому населению.
Сельско-хозяйственные машины имеются в каждом ККОВ-е.
Есть коллективная машинизация и помимо ККОВ; в Шелудякове и Ермоннне имеется по общественному триеру, а в Жерехове два коллектива владеют по молотилке и веялке. Кроме того, имеется общественная сеялка.
Комитеты взаимопомощи работают в полном контакте с советом.
Сельсовет провел кампанию по вовлечению членов в кредитную кооперацию, в результате чего коллективно вступили в члены 20 человек.
Потребительской кооперации в районе нет. Кооператив есть в ближайшем волостном селе Ставрове, членом которого состоит каждый домохозяин Добрынинского района.
Массовая работа. Совет разъяснял населению сущность и значение каждого революционного праздника и каждого международного события. Но нужно отметить слабость в проведении кампаний, как например, «двухнедельника сбережений».
Создана специальная комиссия по подготовке празднования 10-й годовщины Октябрьской революции. Предполагается организовать шествие по деревням, устроить бесплатный спектакль, вызвать кино-передвижку, провести доклады» («Призыв», 15 дек. 1927).

«Жереховский совхоз не так еще давно представлял собой разрушенное хозяйство, руину, а теперь — дело поставлено на рельсы и обещает быть блестящим. В данный момент совхозовское ржаное (рожь кустарка) поле — лучшее в волости поле. В яровом поле посеян овес шатиловский и шведский, и также по своей всхожести является лучшим. Разработан огород (с парником) до 3 десят.; имеется пасека (пока 13 ульев) и фруктовый сад до 11 десят. при 3000 яблоней. Заложен питомник; есть посаженные «дички» (до 1000 шт.), которые будут своевременно культивироваться. Этим совхоз не ограничился. Благодаря энергии заведующего хозяйством Лебедева, организованы зерноочистительный — прокатный пункт и кузнечная мастерская, столь много поработавшая в месяц красного пахаря. Попутно с этим были устроены: молотильный сарай и баня; кроме того для рабочих в «барском доме—замке» приспособлено хорошее помещение, сложены печки и т. п. Вообще весь дом-замок потребовал ремонта, и в нем сделано все, чтобы его превратить в жилое помещение. В заботах о духовных нуждах народа и вообще в стремлении облагородить человека, совхоз устроил в доме-замке театр и провел в нем лекций при 15 спектаклях. Окрестные кр-не ходят в совхоз за советами. К сожалению, с большим трудом налаженное дело подвергается испытанию: тов Лебедев заменяется новым человеком, а новые люди в большинстве случаев заводят иные порядки, не зная местных специфических условий» («Призыв», 14 июня 1921).
«Жереховский совхоз (Жерехово, Влад. у.). Жереховский совхоз, побывавший 4—5 месяцев в качестве члена губсельтреста, сдается в аренду. Осматривала его местная фабрика — оказался неприемлемым даже даром. Какие-то дальние железнодорожные организации делают попытку воссоздать руины, но также дальше слов и прогулок дело не идет. Кто вдумчивее отнесется к ведению этого хозяйства, тот еще может сделать соответствующие выводы. При 16 десят. пашни в этом хозяйстве, запущенном и больном фруктовом саде, управляющий Лебедев, имея в прошлом рабочую армию чуть-ли не до 70 человек, питался государственной подачкой. Безделье и неряшливость в экономии служат «притчей воязыцех». Был корм, тем не менее лошади падали или паршивели, а рогатый скот весной выпускался не лучше заморенного крестьянского. Теперь, когда кошелек губсельтреста отощал и не аккуратно выплачивает жалованье рабочим — совхоз запустел, числятся в итоге лишь Лебедев с семьей и его родственники, «рекомендованные» которые и реализуют «урожай», разбазарив траву, пользуясь свободой развязанных рук. Дело, как известно, ведется на хозяйственном расчете.
В данный момент Ставровский волостной кооператив решил взять за себя Жереховский совхоз, чтобы создать в нем животноводство, молочное хозяйство, пчеловодство и садоводство, не забывая культурно-просветительные цели. Посулить легче, чем осуществить посул на деле, пригласив при этом «хозяйничать» все того-же недоросля Лебедева, которого, кстати сказать, терпеть не может местное население, как грубого и антиобщественно-настроенного человека. От него-же желает отделаться и «местная ячейка», как от вредного элемента.
Нам кажется, лучше всего маленький совхоз передать кооперативу, но одолеть бесхозяйственность в нем может не наймит, а землероб в лице большой сплоченной крестьянской семьи» («Призыв», 8 августа 1922).
С 1929 года село входило с состав Ставровского сельсовета Ставровского района, позднее вплоть до 2005 года входило в состав Толпуховского сельсовета Собинского района.

Численность населения: в 1859 г. – 318 чел.; в 1926 г. – 256 чел.; в 2010 г. – 161 муж. и 196 жен., всего 357 чел.

Усадьба Жерехово

Центральная улица села, застроенная вблизи господского дома старинными кирпичными одноэтажными домами, как бы продолжается в усадьбе короткой подъездной аллеей двухвековых дубов; за ней открывается парадный фасад господского дома, который по праву можно назвать дворцом. Симметричная композиция из центрального двухэтажного корпуса, соединённого дугообразными галереями-крыльями с двумя высокими нарядными башнями, широко распахивается перед вами. Одним взглядом её трудно охватить и так же трудно сфотографировать.
Две парадные двухмаршевые лестницы, повторяя изгиб галерей, ведут на крыльцо, односкатный козырёк над которым поддерживают две группы колонн. Входную дверь обрамляет богатый барочный наличник с трёхлепестковым замковым камнем. С противоположной стороны здания такое же крыльцо выводит в парк. Сложная металлическая кровля дворца, согласно народному преданию, повторяет форму крышки гроба.
Внутри — массивные крестовые своды в помещениях цокольного этажа, есть даже одностолпная палата, напоминающая монастырские трапезные. На втором этаже вдоль наружных стен — две просторные анфилады залов с изразцовыми печами и зеркальными сводами, украшенными лепниной с богатым растительным орнаментом и маскаронами.
Подковообразные двухэтажные галереи украшены стрельчатыми окнами со сдвоенной аркой посредине и балконами над входом в центре каждого крыла.
Башни восьмигранные, трёхъярусные, с декоративными белокаменными элементами. Нижние окна в стрельчатых нишах прямоугольные, средние — высокие стрельчатые с наличниками, завершающимися сложной геометрической фигурой, а верхние — треугольные, с наличниками в виде свечей по бокам. Углы башен под крышей завершены закруглёнными кронштейнами в виде ваз. Средняя часть крыши — высокий усечённый конус — окружён стройными обелисками с узким круглым основанием, украшенным аркатурой, и белокаменным завершением сложной формы. Эти обелиски напоминают горящие свечи.
Дворец — памятник двух строительных эпох: времени барокко середины ХѴIII в. и стиля романтизма начала XIX в. с элементами псевдоготики. [3]
Владельцы усадьбы: первая треть XVII в. - 1848 г. – Всеволожские.
Князь Всеволожский (видимо Фёдор-Раф) был очень богатым князем, он собрал все близлежащие княжества и под его руководством Владимиро-Суздальская Русь защищалась от поляков. В 1622 г. эта земля и близлежащие деревни были пожалованы царем князю Всеволожскому за отличия в войне с поляками в 1612 г.
В кон. XVI в. Иван Никитич, Родион Власьевич, Пётр Иванович Всеволожские служили «по Владимиру» и владели здесь поместьями (возможно, и Жереховом). Братья Меркурий-Ворколап, Фёдор-Раф и Александр-Астрадам Родионовичи участвовали в 1608 г. в Московском осадном сидении, за что были пожалованы вотчинами во Владимирском и Касимовском уездах (в 1622 г, владельцы Жерехова — Всеволожские Раф и Авдотья, вдова Астрадама).
В писцовых книгах 7130 (1622) году письма и меры князя Григория Андреевича Шеховского да подьячего Петра Васильева Жерехово записано так: «межа Вознесенскаго девича монастыря (в Москве) села Ставрова деревни Добрынина с вотчиною Рафа Всеволожскаго да вдовы Овдотьи Острадамовы жены Всеволожскаго з детьми села Жерехова, о землю патриарша сына Боярскаго Ивана Соболева с товарищи. На праве земля вотчины патриарших детей боярских Богдана да Ивана Всеволодах деревни Крутца».
В 1622 году князь Всеволожский и начинает строительство Дворца, которое велось почти 40 лет.
Легенда. «У Всеволожского был сын Владимир. Молодой человек полюбил девушку Катю, служившую у них горничной. Катя не была крепостной, по наследству от деда ей досталась вольная, а её дед вольную получил за участие в войне с поляками. Катя тоже полюбила Владимира и у них были близкие отношения. Когда Владимир стал просить разрешения у родителей жениться на Кате, родители были против, возражали, что она ему не пара: он барин, а она простая крестьянка. Однако Владимир настоял на своём и должна была состояться свадьба.
Перед венцом Катю одели, заплели ей туго косу, на голову надели кокошник. Перед венцом Кате дали что-то выпить. Во время церковного обряда, когда священник не дошёл еще до тех слов, после которых молодые обмениваются кольцами, Катя упала в обморок. Все стали говорить, что она больная (народ был к этому подготовлен). Венчание было не закончено и прекращено. Происшедшее считалось страшным позором и Владимир уехал за границу, в Париж.
Церковь при имении была построена немного позднее здания, но Катя и Владимир венчались уже в этой церкви. На кресте церкви висит венец. По одному из вариантов легенды, якобы во время венчания Кати и Владимира венец с головы невесты был сорван и вознёсся на один из крестов храма.
Родители его, как жестоко ни поступили они с Катей, из дома её не выгнали, оставили служить здесь же и повысили в должности. Теперь Катя служила в барском доме экономкой. Через несколько месяцев у неё родились сыновья-близнецы Юрий и Константин. Дети были незаконнорождённые, у них нет отца, нет фамилии; их у Кати отобрали и отдали воспитывать в людскую. Дом людской находился в деревне.
Не прошло и двух лет, как Катя узнала, что её любимый в Париже женился на богатой особе. Разлуку с детьми, разлуку с любимым человеком, а теперь и известие, что он женился, Катя переживала очень тяжело и вскоре она умерла от чахотки.
Мальчишки подросли и стали на деревне подпасками.
Прошли годы... Старики Всеволожские узнали, что у их сына Владимира не будет детей, и, зная о том, что Юрий и Константин — дети Владимира, они решили их усыновить. Дети получили фамилию Всеволожских, их отправили в Петербург, где они получили образование. В Петербурге они два раза виделись с Владимиром, и он просил своих детей, чтобы они называли его отцом, однако дети отказывались и считали своими родителями бабушку и дедушку. Когда бабушка и дедушка рассказали внукам о том, как жестоко и несправедливо поступили они с их матерью Катей, это очень запало в душу детям. Они решили увековечить память матери, для чего и начали перестройку главного здания в имении, пристроили крылья и трехэтажные башни.
Переделывая кровлю старого здания Дворца, её сделали в виде крышки гроба. Кровли на башнях выполнили в виде бочек, а по краям поставили высокие кирпичные кладки. Эти кладки напоминают горящие свечи, а крыша — бочка, — как бы бочка с пивом. Пиво всегда бродит. Брожение пива в бочке является как бы символом вечной любви детей к матери.
При перестройке потолки в некоторых комнатах также были сделаны в виде крышки гроба, местами на потолках появились лепные украшения — головка Кати.
Около верхнего пруда высятся три большие лиственницы. Они были посажены в память Юрия, Константина и их отца Владимира, а в память Кати через дорожку от них посажена еще одна лиственница. Катя к барскому сословию не относилась, она была простой крестьянкой и поэтому лиственницу посадили одиноко, через дорогу». Среди Всеволожских-владельцев Жерехова не было близнецов с именами Юрий и Константин, как не было и Владимира.
В роду Всеволожских была трагическая фигура Евфимии, ключевой момент в жизни которой поражает сходством с кульминацией легенды и не может быть простым совпадением. Когда в 1647 г. царь Алексей Михайлович задумал жениться, то было собрано в Москву до 200 девиц и из них, после строгой оценки, было выбрано 6 кандидаток; выбор самого царя остановился на Афимье (Евфимии) Всеволожской, дочери касимовского помещика и одного из владельцев Жерехова Фёдора-Рафа Родионовича Всеволожского. Она была помещена «на верх» (дворцовая половина царицы). При одевании в первый раз в царскую одежду сенные девушки так затянули волосы на голове Всеволожской, что взволнованная и без того красавица упала в обморок при женихе. Всесильный тогда боярин Борис Иванович Морозов приписал обморок падучей болезни, обвинил отца невесты в умолчании о том и сослал его со всей семьёй в Западную Сибирь. В 4-м томе «Актов Археографической экспедиции» опубликована царская грамота о заточении в Кириллов монастырь крестьянина Мишки Иванова «за чародейство и за косной развод и за наговор, что объявился в Рафове деле Всеволожского». Там приводятся разные версии произошедшего: «Афимья, как одни утверждают, перед венчаньем, по словам же других — при объявлении ей о том, что царь избрал её себе в невесты — упала в обморок, из чего все заключили, что она подвержена падучей болезни». После женитьбы царя на Милославской всем Всеволожским было объявлено прощение: Фёдор Всеволожский назначен воеводой в Верхотурье в 1649 г., а в 1652 г. — в Тюмень, и вскоре умер. В 1653 г. вдова Рафа с сыном Андреем и дочерью, бывшей невестой государя, были высланы из Тюмени в свою дальнюю касимовскую деревню на житьё под надзор воеводы И.П. Литвинова с наказом «из деревни их к Москве и никуда отпущати не велено». Всеволожская скончалась в 1657 г. Именно это событие, преобразившись за три века устной передачи, изменив место действия, и послужило основой легенды... [3]

В книгах патриаршего казенного приказа под 7136 (1628) г. село Жерехово значится вотчиною «Татьяны Ивановы жены Всеволоцкого». [1]


Герб рода Всеволожских, украшавший некогда парадный подъезд дворца, выглядел так: «Щит разделён горизонтально на две части, из коих в верхней в голубом поле изображён Ангел в сребротканой одежде, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой золотой щит (Киевский герб). В нижней части в серебряном поле чёрная пушка, означенная на золотом лафете, поставленном на зелёной траве, а на пушке сидит Райская птица (Смоленский герб — Более известные нам Владимиро-Суздальские князья - тоже потомки Мономаха, но из младшей линии).

Владельцем села в конце XVII в. был Андрей Всеволожский. По его смерти усадьба перешла во владение сыновьям — боярин Фёдор Андреевич Всеволожский и стольник Яков Андреевич Всеволожский. Последний погиб в Крымском походе в 1689 г. и был похоронен в Жерехове (надгробная плита описана К. Тихонравовым в 1857 г.). От него происходят все представители рода Всеволожских-Рюриковичей, прославившиеся в XVIII — XIX вв.
После 1689 года усадьбу унаследовал – Степан Андреевич.
В переписных писцовых Владимирских книгах 1703 года Жерехово показано вотчиной окольничего Тимофея Васильева Чеглокова. [1]
Затем усадьба перешла к Алексею Степановичу Всеволожскому (1703-1760), при котором в общих чертах был сформирован усадебный комплекс. Алексей Степанович Всеволожский построил в 1731 г. в Жерехове каменную Сергиевскую церковь взамен обветшавшей деревянной.


Господский дом [2]

Господский дом представляет двухэтажное небольшое сооружение, относящееся к периоду, когда усадьбой владел внук А. Всеволожского – Алексей Степанович Всеволожский. Архитектура этого здания представляет вполне заурядный пример барокко, отличающейся скромной архитектурой, скупным планом и традиционным выявлением верхней (господской) и подсобной (нижней) частью цокольного этажа. Первый этаж оживлен слабо намеченным рустом, а входы по обоим фасадам отмечены фигурным лестницами с двумя всходами.
При наличии достаточно интересной обработки первого этажа, второй (господский) этаж отличается неожиданной скромностью с практически полным отсутствием наличников и каких-либо декоративных элементов, включая выпуклых филенок. Но, выразительный фигурный наличник над входом второго этажа даёт предположить, что аналогичные ему обрамляли собой остальные окна. Возможно, это говорит о неоконченной в советские годы реставрации, ставившей задачу воссоздания первоначального облика дворца. Конечно, можно предположить, что при достаточно скупой фигурной кирпичной декорации, декор мог быть либо деревянным или просто нарисованным, чему соответствуют более ранние образцы декорировки в архитектуре XVII столетия, когда гладь поля стены и резные белокаменные элементы оживлялись цветом и дополнительными средствами выразительностями, в том числе и имитацией наличников.
Под 1740 годом в книгах патриаршего казенного приказа Жерехово показано снова вотчиной окольничего Тимофея Васильева Чеглокова. [1]


Сергей Алексеевич Всеволожский. Генерал-поручик, предводитель дворянства в 1782-1785 годах. [2]

Вторым этапом в истории усадьбы ознаменовано владение сыном Алексея Степановича - Сергея Алексеевича (1746-1827), который вошел в историю как участник дворцового переворота 1762 года, ознаменовавшее вступление Екатерины Алексеевны на русский престол вместо непопулярного Петра Федоровича. Возможно, либо в память о своей заслуге пред императорским двором, либо в подражании вкусам своих современников, в свои последние годы он решил кардинально перестроить свое владение. С этой целью был приглашен губернский архитектор Е.Я. Петров, которого некоторые исследователи относят к кругу М.Ф. Казакова. [2]


Башня [2]

Две полуциркульные галереи с башнями, сменившие, вероятно, барочные циркумференции с продолговатыми флигелями, значительно преобразили образец заурядной усадьбы 30-х гг. XVIII столетия, придав главному дому образ замка. Возможно, это должно было отвечать стремлению С.А. Всеволожского приблизить дом к временам своего прапрадеда – Якова Андреевича, а «готика» в тот период воспринималась как стиль, подражающий допетровскому зодчеству. [2]
Архитектурная обработка башен, как и галерей, во многом схожа с аналогом в Царицыно, но, к сожалению, далеко не все декоративные элементы были реализованы, что было связано либо с рядом причин, в том числе и с началом перемены стиля от псевдоготики к неоготики. Некоторые детали вторят архитектуре главного дома, что выражено в рустовке округлых полуколонн цокольного этажа, эмитирующими каменную кладку. Можно предположить, что и оставшаяся часть грани на высоту второго и третьего этажей должна была быть скрыта белокаменной полуколонной, что следует из логики оформления цоколя. Но, угловые кронштейны плавной чашеобразном формы могут говорить и о некотором представлении об европейских образцах подлинно готического стиля. Особенно выразительны в этом случае обелиски, издали напоминающие вимперги. Плоскости поля межугольного поля оживлены кирпичными рамками, а стрельчатые арки окон имеют белокаменное обрамление, близкое больше работам ученикам Казакова.
К сожалению, в отличии от дворца в Царицыно, архитектор здесь отказался от декоративных фартуков под полочкой верхних окон, так и от ложной балюстрады и других декоративных элементов, имеющихся у окон третьего этажа царицынских башен. Венчают башни усеченные конусовидные шатры. [2]
Как указано в межевых книгах 1770 г., Жереховом и несколькими близлежащими селениями совместно владели тогда вдова Алексея Степановича — Мария Ивановна и их дети — тайный советник, сенатор, действительный камергер и кавалер Всеволод Алексеевич, генерал-поручик, действительный камергер Илья Алексеевич, генерал-поручик, действительный камергер Сергей Алексеевич. Сергей Алексеевич был женат на фрейлине Екатерине Андреевне Зиновьевой и приближен ко двору.
Уже в те годы в описании имения упоминаются каменные церковь и господский дом со службами, конский завод разных, иностранных пород лошадей, регулярный сад с плодовыми деревьями.
Имение унаследовал его сын, Николай Сергеевич Всеволожский в 1804 г. Он несколько лет был тверским губернатором, известен как создатель собственной типографии в Москве. Одним из лучших изданий, выпущенных им, была 1-я часть «Собрания государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел», увидевшая свет в 1813 г. В типографии работали крепостные Всеволожского из владимирских вотчин. Известность Всеволожскому-литератору принесли описание его продолжительного путешествия в 1836—37 гг. по югу России и странам Средиземноморья с пространными экскурсами в историю и культуру разных народов (1839) и историческое сочинение «Хронологический указатель внешних событий русской истории от пришествия варягов до вступления на престол царствующего ныне императора Николая I», вышедшее в 1845 г.
Ему, по всей видимости, было тяжело содержать имение, спустя 21 год после смерти отца он продает имение в 1848 году надворному советнику графу Валериану Николаевичу Зубову (1804-1857). [2]
С 1848 по 1857 г. усадьбой владел граф Зубов. С 1857 г. усадьбой владели Оболенские.
В 1857 году Валериан Николаевич Зубов (1804 – 1857), не имевший детей, завещал Жерехово своей племяннице Наталье Владимировне Оболенской (1820-1895), урождённой Мезенцевой, – дочери родной сестры Веры Николаевны. Её муж, — князь Сергей Александрович (1819-1882), с 1870 г. носил тройную фамилию Оболенский-Нелединский-Мелецкий.
Из троих их сыновей имение наследовал младший — Платон (1850 — 1913)., женатый на М.К. Нарышкиной (1862-1929).
Недолго здесь у него управляющим был отец известного учёного Н.Е. Жуковского (Штабс-капитан Егор Иванович Жуковский был крестником В.Н. Зубова, и граф в завещании, по которому передавал Жерехово своей племяннице Н.В. Оболенской, распорядился выдать его детям Валериану и Николаю (будущему «отцу русской авиации») по 2000 рублей. Имения Жерехово Зубова-Оболенских и Орехово Жуковских находились рядом, в 6-7 верстах, и главная аллея регулярного парка, проложенная ещё в XVIII в., шла от Жерехова в направлении Орехова, которое тогда было во владении другой ветви Всеволожских. [3]), а затем Оболенский привёз своего управляющего. В 1880-90-е гг. к западу от парка был посажен лес площадью более 400 га. Часть его и сейчас называется «Оболенский лес». В нём до сих пор встречаются ровные ряды старых берёз и хвойных деревьев. По преданию, это остатки огромных букв, складывавшиеся раньше в фамилию владельца имения. Говорят, что до Великой Отечественной войны с самолёта ещё можно было различить буквы, особенно осенью и зимой, когда лиственные и хвойные деревья заметно разнятся по цвету. [3]
С конца XIX в. князь Платон Сергеевич Оболенский разводил здесь фруктовый сад (о садах здесь упоминались и в XVIII в.). Общая площадь его перед грозным 1917 г. составляла более 30 га, на которых размещалось около 7300 плодовых деревьев.
В 1910-е гг. в главном господском доме уже имелись водопровод и электричество. Сами хозяева, как это часто бывало в состоятельных семьях, имения посещали нечасто, препоручая все дела управляющим. Старожилы вспоминали, что последнего здешнего управляющего звали Гуд Денисович.
Сыновья князя Платона Сергеевича, Сергей и Владимир, родились — один в Царском Селе в 1890 г., другой — в Петербурге в 1893 г., а умерли уже в эмиграции в США.
А затем был 1917 г. и хозяева сменились...
В 1920 г. были вывезены вещи художественно-исторического значения из быв. имений Трегубова, Оболенского (Жерехово), Леонтьева (Фетиньино) и Храповицкого (Муромцево) – всего 938 предметов.
На втором этаже главного дома в комнатах и залах с лепными потолками держали коров.
«Молодежь работает... (Жерехово, Владим. у.). В 1923 г., осенью, организован коллектив РКСМ при участии которого открыта изба-читальня. Посетители читают «Призыв», «Бедноту», «Безбожника», «Молодого Ленинца» и др.
Кроме работы по избе читальне, ставятся спектакли, устраиваются вечера с докладами на разные темы.
Старики работают совместно с молодежью. Совместно ими куплены с.-х. машины и решено перейти к многопольному севообороту» («Призыв», 15 февраля 1924).
«Мысль о создании избы-читальни в с. Жерехове, Ставровской волости, зародилась в конце 23 года у местных комсомольцев.
В одной из маленьких комнат громадного дворца быв. Оболенского поселились просвещенцы. Первую зиму прожили в «тесноте и обиде». Холодно и освещение — 1 десятилинейка. О литературе только мечтали.
На первых порах больше «спектаклили». «Сколотили» деньжат, повеселели, приобрели предметы «первой нуждаемости».
А тут весна — работа в поле, на огороде. «Читалка» замерла.
В конце лета 24 года администрация совхоза (при с. Жерехово) предоставила молодежи 2 комнаты. Взрослые еще работали в поле, а молодежь взялась за работу с детьми: организовали отряд ю/п, который на первых порах колебался. Сегодня 20, а завтра 7 — 8 чел. пионеров насчитывается, «Домашние бранятся», — говорили дети,- «безбожники, вы».
Решено было созвать родительское собрание, но ни одна праведная душа» не явилась. Надо было утроить энергию: занимали детей неведомыми ими до сего играми. Усвоили «мудрость шагистики» и песни «в ногу». К тому же детские спектакли, завершаемые различными культурными развлечениями.
По окончании полевых работ посещаемость избы росла. В двух комнатах стало тесно, заняли третью. Ввели членство. Записались 50 человек, организовали кружки: с.-хозяйственный, политграмоты, драматический, спортивный, хоровой.
Местный волполитпросветком «окрестил «нашу читальню» волостной избой», а затем дал и платную единицу.
Зиму провели бурно: доклады, лекции, беседы, собрания, спектакли и… даже концерты.
Посещаемость доходила зимой до 60 человек, в среднем на день, наполовину из бородачей.
Весной опытный огород затеяли. Работали больше дети под наблюдением комсомольцев. Осенью представили «от плодов земных» на волостную выставку в качестве экспонатов свеклу и морковь. Результат — премия 7 рядная сеялка.
Под зиму вспахали новые участок. На лето будем иметь не только огород, а хотим заложить и плодовой питомник.
Теперь наша читальня слывет «образцовой». — Последняя обросла за 2 ½ года культурной деятельности ячейкой ВКП (б), окрепли «комсомолия» и отряд пионеров. Взрослое население посещает читальню охотно, но и требует от последней большего, в силу чего от водевилей в театре перешли к научным лекциям, докладам и даже диспутам. Крестьяне, ранее недоверчивые, «крепко» задумали перейти от голодной трехполки на многопольный севооборот и гордо поговаривают о себе: «Наше село из всех безбожное».
Так зарастает бурьяном тропа в поповскую лавочку. Зато ширится дорога в «деревенский университет» — избу-читальню.
До «избы-читальни» на селе воздух стонал от матерщины. Дети воровали в садах и огородах все, что попадал под руку, и во всем подражали взрослым. Не то теперь. Не только забыло Жерехово, — не знают и соседние деревни буйств: матерные песня и бессодержательные частушки забросили.
Крестьянство идет за справками в читальню даже из окрестных деревень.
Стенная газета, ранее состоящая из отдельных клочков разной бумаги, ласкает взор посетителя художественно-выведенным заголовком «Прожектор».
Библиотека, состоявшая в 24-25 голу из 240 трепаных случайных брошюр, насчитывает до 2000 близких крестьянству книжек и от 18 читателей выросла до 300. 60-летние мужики и даже женщины - домашние хозяйки идут за книгой.
Так растет политическая и культурная зрелость новой деревни.
Руководитель жереховской избы-читальни им. «1905 г.» А. Киселев» («Призыв», 4 февраля 1926).
В 1946 г. здание как памятник архитектуры было передано Московскому управлению торговли и общественного питания. Здесь был организован Дом отдыха «Владимирский». В 1948 г. сюда приехали первые отдыхающие.
С 1950-х гг. для каждого «заезда» здесь проводилась так называемая «культурная программа» для отдыхающих. В неё входил и рассказ об истории этих мест, с которым выступала библиотекарь Валентина Павловна Булгакова. Для её рассказа были проведены небольшие исследования в архивах и записаны местные легенды и предания.
«В красивой местности расположен дом отдыха «Владимирский». Здания тонут в зелени деревьев и декоративных кустарников. Территория дома отдыха непосредственно примыкает к хвойному бору. И не только природная красота привлекает сюда большое количество отдыхающих. Основной корпус располагается в построенном вначале XVII века доме представляющим собой замечательный памятник архитектуры. Построен особняк в виде скобы, на концах которой стоят башни.
Радушно встречают отдыхающих работники дома отдыха и хорошо обслуживают. Каждый год здравница благоустраивается. В нынешнем году на территории проведена шоссейная дорога, построена водонапорная башня, капитальное овощехранилище, появилась новая танцплощадка. Однако впечатление портит находящееся на территории дома отдыха старинное здание церкви, которое разрушается, крыша прохудилась, а ведь оно тоже представляет собой памятник русского зодчества. Работники областного управления культуры в Жерехово не заглядывают, восстанавливать это здание не собираются, хотя с дома отдыха получают солидную сумму арендной платы.
Восстановить и покрасить крышу можно было с помощью дома отдыха, однако и в этом управление культуры инициативы не проявляет.
Не менее досадно поведение заведующего районным отделом строительства шоссейных дорог Холодова. При въезде в Жерехово мост разрушен, на нем поставлены знаки, запрещающие проезд. Объезжать приходится вокруг села. А в распутицу здесь ездить совершенно невозможно. В то же время починить мост можно, работы над ним не много, если заняться сейчас. Хотелось бы, чтобы на фоне благоустроенного дома отдыха совсем исчезли темные пятна» (В. МОРОЗОВ, председатель Добрынинского сельсовета. Газета «Вперед», 2 ноября 1963).
Во время одного из ремонтов здания в 1980-х гг. на северном фасаде были открыты следы нарядных барочных наличников, позднее стёсанных.
В 1980-х годах Жерехово даже входило в тур по "Золотому кольцу", и здесь могли останавливаться туристы.
В конце 1980-х гг., когда Дома отдыха в средней полосе России переживали не лучшие времена, а поток отечественных туристов во Владимир и Суздаль был ещё значительным, Дом отдыха «Владимирский» какое-то время принимал гостей на ночлег. После экскурсий по Владимиру туристы из Ярославля и Рязани вечером приезжали сюда, в старинной трапезной ужинали, а утром отправлялись дальше.
С мая 1989 г. в имении размещается медицинское учреждение закрытого типа – психоневрологический интернат.
ГБУСОВО "Жереховский ПНИ" (ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЖЕРЕХОВСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ") действует с 19 февраля 1997 г. Директор - Букреева Наталья Львовна.
Жереховский психоневрологический интернат закрыли 1 июля 2021 года в соответствии с распоряжением администрации Владимирской области. «Решение принято в связи с невозможностью обеспечить качественные услуги с учетом санитарных норм и правил (с 01.01.2021 введены в действие новые санитарные правила СП 2.1.3678-20). Кроме того, проведение реконструкции невозможно, поскольку здание усадьбы 18 века отнесено к объектам культурного наследия)».
86 пациентов Жереховского интерната с начала 2021 года постепенно расселили по другим более современным заведениям психоневрологического профиля, в том числе в Собинский, Лакинский, Арбузовский и Копнинский интернаты. В связи с закрытием учреждения было сокращено 68 сотрудников.
Здания законсервированы, не используются. Приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение сохранности имущественного комплекса; охрана объекта осуществляется профессиональной организацией ЧОО "Мангуст".

От каскада из трёх прудов сохранился верхний прямоугольный пруд, из среднего прямоугольного вода спущена и чаша его заросла, а нижний — неправильной формы — наполовину засыпан и заболачивается.
Аллеи в парке образованы вековыми липами, вязами, дубами, лиственницами, елями. Некоторым из деревьев более двух веков. Между верхним и средним прудами растут четыре огромные двухвековые лиственницы высотой около 30 метров и диаметром более одного метра.

Храмовый комплекс, Церковь Сергия Радонежского и церковь Боголюбовской иконы Божией Матери

См. Церковь Сергия Радонежского и церковь Боголюбовской иконы Божией Матери в с. Жерехово

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин]. - 1893. - 283 с.
2. Усадьба ЖЕРЕХОВО Всеволжских, Владимирская область, Собинский район: [Электронный ресурс] // LIVEJOURNAL: [сайт]. – 2016. – URL: https://deadokey.livejournal.com/176658.html
3. В.А. АНТОНОВ. ИСТОКИ ОДНОЙ ЛЕГЕНДЫ: ВСЕВОЛОЖСКИЕ В СЕЛЕ ЖЕРЕХОВЕ
Ставрово, Село Бабаево
Село Черкутино
Усадьба Зубовых в Фетинино
Усадьбы на территории Владимирской области
Категория: Собинка | Добавил: Николай (26.11.2016)
Просмотров: 3522 | Комментарии: 2 | Теги: Собинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 Николай • 13:34, 08.03.2022
Приложение 1

За 40 лет существования дома отдыха “Владимирский” в Жерехове побывало несколько десятков тысяч человек из Владимирской и соседних областей.
Многие помнят и большой кирпичный господский дом с высокими нарядными башнями, и пруд в старом парке, переходящем в Оболенский лес, и красиво изгибающуюся невдалеке реку Колокшу. Многим запомнились и веселые концерты, которые местные таланты каждые две недели устраивали для отдыхающих, и рассказы библиотекаря Валентины Павловны Булгаковой об интересной истории этих мест - ведь еще в XIX веке Жерехово часто упоминалось в краеведческих изданиях как примечательное место, а в классическом “Владимирском сборнике”, вышедшем в Москве в 1857 году, селу посвящена отдельная большая статья.
Впервые приезжавших сюда удивляли и местные названия: река Колокша, речушка Воздеринга, село Жерехово, Оболенский и Дубинский леса, рощицы Темериха и Скоморошки, Пекуновский овраг, часть села Баши. Всегда интересно узнать или объяснить происхож-дение и значение названий.
Само село Жерехово, по древней легенде, раньше располагалось ближе к реке Колокше и, возможно, получило имя по названию рыбы, в обилии здесь ловившейся. Еще в справочнике 1910 года отмечено, что рыба жерех часто встречается в Колокше и Клязьме.
Название Колокша стоит в ряду таких, как Ворша, Пекша, Селекша, и большинством специалистов считается памятью об угро-финнах, древних обитателях этого края.
Речка Воздеринга - небольшой приток Колокши.
Легенда объясняет название словосочетанием “воздери ногу” и перешагнешь, дескать, эту небольшую речушку.
А ведь в этом названии тоже что-то угро-финское слышится: и недалеко реки и речки Войнинга, Тоймига, Воймига, Семига, Куфтига, причем последние две впадают в Колокшу в 3-4 км от устья Воздеринги. На этой речушке расположены деревня Большая Таратинка и село Ратмирово, и в справочнике середины XIX века они названы как стоящие при речке Деринушке, Воздеринушке. Такая разнооформленность гидронима характерна для нашей местности. И общее что-то есть, и славянские корни слышны, и сходно уже с названием Вздерышка (по справочнику прошлого века - речушка, на которой стоит древнее село Сеславское недалеко от Владимира).
Другие интересные древние названия можно попробовать объяснить, используя толковый словарь Даля и этимологический Фасмера.
Темериха и Скоморошки - небольшие березовые рощицы между Жерехово и рекой Колокшей. Очевидно от слов темь, темень, темный название Темериха произошло, ведь созвучно и название большого леса, который начинается на западе Собинского района - Темники. Окончание - иха часто встречается у географических названий нашей местности: Степаниха, Обращиха, Прокошиха, Некрасиха, Шувалиха, Максимиха, Угрюмиха, Кобелиха. Интересно, что многие приезжие жители называют эту рощицу сначала более им понятно – Теремиха, считая, что название от слова терем, а потом привыкают.
А название другой рощи - Скоморошки - от слова скоморох - бродячий автор и исполнитель всяких веселых сцен, песен, плясок. Исполняли они “скоморошины”, и женщины в этой труппе назывались “скоморошками”! Село, как известно из истории, в древности располагалось ближе к реке и Скоморошки - место, где, очевидно, представления скоморохов происходили, было совсем недалеко от села. Скоморошество возникло в очень давние времена, официальной Церковью не приветствовалось, считалось отголосками язычества. Сохранение этого названия - еще один довод в пользу древности села Жерехово.
Луг на берегу Колокши, рядом со Скоморошками, называется Подкрушным. Происхождение слова иногда связывалось с деревом крушиной. Легенда же, запомнившаяся с детства, объясняет название тем, что здесь в древности была битва, где «покрушили» врагов, а погибших захоронили в Скоморошках, отдельно людей и отдельно лошадей. Следы конского кладбища еще сохраняются. Есть местные легенды о попытках разыскать клады или остатки оружия на этом месте. Сейчас ясно, что конское кладбище, позднее образовалось во время лошадиного мора, а луг расположен под кручей, под крутым берегом Колокши, отсюда, возможно, персональное Подкручный, а затем и более подходящее к просторечию Подкрушный…
Кроме упомянутых названий в Жерехове и поблизости упоминают жители еще десятка два микротопонимов (не употребляя, впрочем, этот термин), но более простых, более понятных, более поздних, менее устойчивых.
avatar
0
2 Николай • 13:35, 08.03.2022
В 1980-е годы была еще интересная попытка ввести новое название. Поселок Ставрово, который находится в 6 км от Жерехова, и где работает значительная часть трудоспособного населения села, решил стать городом, И, неожиданно на многих домах в окружающих Ставрово селениях появились таблички с названиями улиц, никакого отношения к населенным пунктам не имеющие, Городом Ставрово не стал, а Жерехову досталось имя “ул. Гагарина”. И сейчас еще на некоторых домах таблички сохранились как своеобразный курьез, а сам вопрос могли бы осветить ответственные работники, которые и сейчас еще на тех же местах продолжают творить историю.
Владимир АНТОНОВ, краевед, г. Лакинск (Старый Владимирец, июнь 1996 год).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru