Главная
Регистрация
Вход
Пятница
18.01.2019
11:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 570

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [998]
Суздаль [321]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [340]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [7]
Собинка [54]
Юрьев [127]
Судогда [50]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [108]
Вязники [214]
Камешково [57]
Ковров [283]
Гороховец [81]
Александров [166]
Переславль [96]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [43]
Шуя [87]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [17]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [32]
Писатели и поэты [11]
Промышленность [63]
Учебные заведения [28]
Владимирская губерния [26]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [23]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Судогда

Дмитриевский Погост в Судогодском районе

Урочище Дмитриевский Погост

Дмитриевский Погост – бывшее село в Судогодском районе Владимирской области. Находится рядом с Коняевским вдхр. и экопоселением «Ладное».
«Погост Димитриевский на р. Высокой находится в 16 в. от уездного города (Судогодский уезд) и в 28 от губернского».

Приход Дмитриевский до 1764 года был Патриаршей, а затем синодальной вотчиной. Взамен земель, изъятых у Владимирского Золотоворотского монастыря для владимирских ямщиков, царь Иван IV в 1557 году пожаловал монастырю Высокорецкие деревни в Клековском стане («Материалы для истории церквей Владимирской губернии». Выпуск VI. Владимир 1911 г.).
«145-151 и 155 (1637-47) гг.: свят. Иоасафа патр. Вотчина домового Преч. Богор. и Москов. чуд. Петра Алексея и Ионы волость Боглачевская писана по крестьянской сказке. Кромина Высокорецкая, а в ней погост на рчк. На Высокой, а на погосте цер. Дмитрия Селунского чюд., да теплая цер. Св. м. Парасковеи нареченныя Пятницы древяны клетцки, а в ц-вах образы и книги и ризы и на колокольнице колокола и все церк. строение мирское приходных людей, да на погосте ж во дв. пп. Полуехт Иванов, во дв. пп. Семион Трофимов, во дв. дчк. Микулко Романов Потапов, пашни паханые церков. середние земли 12 чети в поле, а в – ж, сена около поль по речке по Высокой 20 копен, лесу непашенного полдесятины».
В писцовых книгах монастырских и церковных земель Владимирского уезда за 1637 – 1647 годы указано: «в Высокорецкой «кромине» на погосте значатся две церкви: во имя Святого Дмитрия Солунского и святой Парасеквы. На погосте два священника, дьячок и просвирня, д. Бурлыгина на р. Высокой, в ней 3 дв. Крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь было 25 дворов), д. Головачева – 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в кон. XIX в. этой деревни не существовало), д. Пшеницына — 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. она в Николопольском приходе, в ней 29 дв.), д. Некрасово 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. в Николопольском приходе — 18 двор.), д. Тимофеевская - 1 дв. крестьянский и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 10 дворов), д. Шишкина — 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 19 двор.), д. Климовская — 3 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 7 двор.), д. Карпцово — 1 дв. крестьянский (в кон. XIX в. этой деревни не существовало), д. Коняева — 2 дв. крестьянских и 4 бобыльских (в 1897 г. здесь 28 двор.), д. Стариково — 2 дв. крестьянских и 1 бобыльский (в 1897 г. здесь 12 дв.), д. Студенцово — 4 дв. крестьянских (в 1897 г. 7 двор.), д. Чечулина — 2 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1897 г. здесь 11 двор.), Бетуково, Вороновская тож, в ней 2 дв. бобыльских (в кон. XIX в. этой деревни не существовало).
Кроме патриарших деревень к Димитриевской церкви были в приходе деревни, принадлежавшие Владимирскому Спасскому Золотоворотскому монастырю: Гридино — 4 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 14 дв.), д. Кащеева — 2 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 18 двор.), Брыкино — 2 дв. крестьянских (в 1897 г. 10 двор.), Луньково — 3 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 18 двор.) и Бехтерево — 2 дв. крестьянских (в 1897 г. здесь 3 двора).
Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в половине XVII в. в Димитриевском погосте было две деревянных церкви: во имя св. Димитрия Солунского и св. муч. Параскевы.
В 1746 году «церковь святого мученика Димитрия на Высокой реке в Баглачевской волости была передана вотчине Святейшего Синода».
Из вышеприведенной выписи из переписных книг видно, что в половине XVII в. в Димитриевском погосте было две деревянных церкви: во имя св. Димитрия Солунского и св. муч. Параскевы.
В 1746 г. последняя церковь сгорела, в 1762 г. вместо нее построена была новая деревянная церковь, но освящена эта церковь была уже во имя св. Димитрия Солунского.
Из хранившихся в церковном архиве грамот видно, что в то время в погосте была другая церковь во имя св. Живоначальной Троицы. Очевидно, эта церковь построена была вместо Димитриевской, но когда именно, сведений о том не сохранилось. В 1767 г. Троицкая церковь сгорела и к 1772 г. вместо нее построена была новая деревянная же церковь во имя св. Троицы с приделом во имя св. луч. Параскевы.
В церковном архиве хранились грамоты на построение и освящение деревянных церквей 1762, 1772 и 1778 годов.


Карта 1850 г.

Вместо этих деревянных церквей в 1820 г. начат постройкой каменный храм. Строительство было завершено в 1827 году. Это была кирпичная церковь в формах классицизма, с четырьмя малыми куполами и трапезной соединенной с колокольней. В этом же году состоялось и освящение храма. Было устроено три престола: главный – во имя святой Живоначальной Троицы, а в теплой трапезной во имя святого Дмитрия Салунского и в память Усекновения главы святого Иоана Предтечи.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была довольно богато. Из имевшихся икон наиболее ценной была икона Пресвятой Троицы в серебряной с позолотой ризе, сохранялось и старинное напрестольное Евангелие, печати 1648 года. В Дмитриевском приделе были старинные Царские врата, вверху было изображен Господь окруженный херувимами и серафимами, по бокам – изображение Тайной вечери. На самих вратах вверху были изображены архангелы Гавриил и Преподобная дева Мария, ниже – Евангелисты: Матфей с ангелом, Марк с орлом, Лука с тельцом и Иоанн с орлом. Некоторые фрагменты этих росписей сохранились до настоящего времени.
В Александровской волости Судогодского уезда было два прихода: Александровский и Дмитриевский — на одноимённом погосте.
Приход был не богатым и к 1876 году он был значительно расширен и состоял из селений: Чечулино (1/2 вер. от храма), Коняево (1 ½ вер.), Студенцово (1 вер.), Климовская (1 ½ вер.), Бехтерево (1/4 вер.), Брыкино (3 вер.), Тимофеевская (1 вер.), Луньково (3 вер.), Бурлыгино (2 вер.), Гридино (3 вер.) и Стариково (1/2 вер.). Из Старинского прихода Подольской волости перешли селения Рыжиково и Шипилово. Приход был в составе первого Благочинного округа Судогодского уезда.
По данным 1896 года в селениях прихода проживало 1452 человека, 659 мужчин 793 женщины, из которых 27 раскольников мужчин и 44 женщины Содержание храма в год составляло 870 рублей. В 1874 году священнослужителями храма было пожертвовано 12 рублей пострадавшим от неурожая в Самарской губернии.
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников до 870 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: пахотной около 30 дес., сенокосной 4 дес., песчаной неудобной 6 дес., усадебной 2 дес., а всего 42 дес. 409 саж.

В 1896 году при храме была открыта церковно–приходская школа, в которой обучалось 50 учеников. В советское время это Одинцовская семилетняя школа, просуществовавшая до конца 50-х годов.
«Престольный праздник – Дмитров день и Троица. На погосте церковь на два притвора, вокруг церкви – кладбище с крестами и памятниками, в углу ограды – церковно-приходская школа. За оградой три дома: попа, дьячка и просвирни. Дом священника самый большой, шесть окон на улицу. От дома к реке большой сад. В саду вишни, малина смородина, там же баня и колодец» (Так описывал Дмитриевский приход начала ХХ века владимирский писатель Г.В. Шаров в книге «Сокол с Ясной реки»).

Священнослужители Дмитриевского прихода

Каптерев Иван, в 1799 году окончил Богословское отделение Переяславского духовного училища, с 1804 года священник погоста Дмитриевского. Кантов Ефим Михайлович, в 1818 году окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1819 года священник погоста Дмитриевского.
Попов Сергей Павлович родился в 1803 году, в 1824 году окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1825 года священник погоста Дмитриевского. Умер 4 августа 1845 года и был похоронен на погосте Дмитриевском.
Смирнов Яков Михайлович, в 1842 г. окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1843 года дьяк погоста Дмитриевского, затем священник Кубанского казачьего войска, Абинского полка Эриванской станицы.
Соколов Тимофей Петрович родился 16 января 1825 года в селе Борисовском Владимирского уезда, сын священника. Образование получил во Владимирском духовном училище и семинарии, которую окончил в 1846 году. С 23 июня 1848 года был определен священником погоста Дмитриевского Судогодского уезда, где прослужил до 11 сентября 1883 года, затем был переведен в город Киржач. «В город Киржач к Благовещенскому собору на должность настоятеля 11 сентября определен настоятель погоста Дмитриевского, Судогодского уезда, священник Тимофей Соколов, а на место его в погост Дмитриевсикй 19 сентября перемещен помощник настоятеля села Заколпья, Меленковского у., свящ. Иоанн Удальцов». За заслуги по духовному ведомству от Святейшего Синода ему была пожалована скуфья. В 1883 году он был возведен в сан протоиерея. Награжден орденами Святой Анны II степени, Владимира IV степени, церковными наградами. Был определен Благочинным второго Покровского округа. Прослужив в должности священника более 50 лет, уволен за штат 23 сентября 1902 года. Он был известен как автор различных проповедей, которые вышли отдельной книгой «Простонародные поучения» и печатались в газете «Владимирские Епархиальные ведомости». Умер Соколов 26 января 1913 года».
Удальцов Иван Никифорович 1837 года рождения, в 1856 году окончил Владимирскую духовную семинарию. В 1860 году дьяк села Верхняя Ландеха Гороховецкого уезда, с 1864 г. священник села Заколпья Меленковского уезда. С 1883 года священник Дмитриевского погоста. Умер 10 января 1891 года. Во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» за 1898 год упоминается вдова священника погоста Дмитриевского Акулина Удальцова, которой назначалась пенсия в размере 13 рублей 20 копеек.
Любимов Василий Аркадьевич, священник погоста Дмитриевского в 1903 году. 17.12.1913 году уполномоченный Владимирского Епархиального съезда. В мае 1914 года по указу Святейшего Синода был награжден камилавкою. Был арестован в 1929 – 30 году и выслан в Сибирь. Скончался по дороге в ссылку.
Сергиевский Алексей священник погоста Дмитриевского. Был раскулачен в 30-е годы.
Никольский Константин определен пономарем храма в 1869 году. Троицкий Илья, дьячок погоста в 1848 – 1883 году.
Константин Никольский, пономарь погоста в 1848 – 1883 году.
Павлов Николай, диакон погоста Дмитриевского в 1899 году.
Афонский Павел Владимирович, диакон погоста Дмитриевского 1826 года рождения. Был уволен за штат 26 февраля 1899 года, с назначением пенсии 65 рублей в год. Умер 22 октября 1901 года.
Иванов Василий определен 25 июля 1721 года в дьячки погоста Дмитриевского вместо умершего отца дьяка Ивана Фадеева.
Надеждин Николай исполнял должность псаломщика на погосте в 1911 году.

Леонтьев Николай крестьянин деревни Стариковой староста храма в 1866 году
Крестьянин Стрельцов Иван назначен старостой храма в марте 1869 года.
Крестьянин деревни Студенцовой Сергеев Ананий староста храма в 1874 году. Он пожертвовал храму бархатную плащаницу стоимостью 150 рублей.
Крестьянин деревни Студенцовой А.С. Стрельцов назначен старостой храма погоста Дмитриевского 23 июня 1872 года.

Храм был закрыт в 1937 году. Во время войны помещение занимала артель по изготовлению стальной сетки. С 1953 года в помещении храма располагался цех от Головинского завода, лили чугун.
В ноябре 1999 года полуразрушенный храм бы приписан к Свято Екатерининскому приходу города Судогда, затем к Головинскому приходу. 5 июля 2014 года, впервые за 70 лет, в храме была отслужена Божественная литургия. Храмом Тихвинской иконы Божьей Матери Сергиево-Посадского района были пожертвованы пять колоколов Приходу Дмитрия Салунского и в 2016 году пока только трое из них зазвучали над храмом.


Храм Дмитрия Салунского. Фото автора 2015 года.

На месте реки Высокой теперь искусственное озеро, а на бывших церковных землях расположены 6 экологических поселений.

Автор Мамаев Олег Иванович.
Деревня Гридино
Деревня Луньково

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Судогда | Добавил: Николай (31.12.2018)
Просмотров: 36 | Теги: Судогодский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика