Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
00:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Храм Святого Василия Великого в селе Борисовское

Храм Святого Василия Великого в селе Борисовское

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Василия Великого села Борисовское Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.


Маковецкий Аркадий Валентинович. Настоятель храма в честь Архангела Михаила, г. Владимир (село Красное). Настоятель храма в честь Василия Великого, село Борисовское

Настоятель, председатель приходского совета - Маковецкий Аркадий Валентинович (с 4 апреля 2011 г.).
Адрес: село Борисовское, Церковная улица, д. 33.

Храм Святого Василия Великого в селе Борисовское впервые упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты, датированной 1328 годом.
В храме находились реликвии, пожертвованные московскими князьями, например хоругвь, собственноручно вышитая Марией Долгорукой (ок. 1560 — ноябрь 1573 г.).
В хранящихся писцовых книгах 133, 134 (1625, 1626) гг. значится «въ селе Борисовскомъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да церковь Василия Кесарийскаго, да приделъ Николы Чудотворца древяны клетцки, и въ церквахъ образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское». При церкви в то время были священник, диакон, дьячек, пономарь и просфирница.
В патриарших окладных книгах 1628 г. значится «церковь Василия Кесарейскаго въ государевомъ дворцовомъ селе Борисовскомъ… дани 19 алтынъ 5 денегъ, наместничьихъ гривна, заезда и тиунскихъ 10 денегъ. Въ 1656 г. дани положено 3 руб. 31 алтынъ 4 деньги».
По местному преданию, обе деревянные церкви сгорели и вместо двух церквей после пожара была выстроена уже одна. Это предание подтверждается сохранившейся в окладных патриарших книгах заметка, что «в 205 (1697) г. выданы два антиминса къ освящению церкви Василия Кесарийскаго, да въ приделе Николая Чудотворца въ село Борисовское».
В 1702 г. была составлена подробная опись храма в селе Борисовском: «Церковь древянная съ пределомъ – во имя Василия Кесарийскаго о 2 главахъ, крыта тесомъ по полатомному, около той церкви съ 3 сторон паперти крыты тесомъ, по стороне церкви колокольня шатровая, а въ церкви царския двери писаны на краскахъ и на золоте обложены хляскомъ и резьбою вызолочены, столпцы и сень резные писаны на краскахъ и на золоте; по правую сторону царскихъ дверей: образъ Господа Вседержителя на престоле седяща, образъ Пресвятыя Богородицы Печерския съ разными святыми въ киоте резномъ, образъ Преображения Господня, образ Василия Кесарийскаго, образ Богоявления Господня. По левую сторону царскихъ дверей: образъ Пр. Богородицы Одигитрия, образъ Василия Кесарийскаго съ разными Святыми,- образы писаны на краскахъ и на золоте, венцы серебряные басемные, а иные резные, вызолочены; предъ Спасителемъ и Одигитрией ломпады медныя, на северныхъ дверяхъ образъ благоразумнаго разбойника, подле сев. дверей образъ Живоначальной Троицы съ праздники, местными иконами праздниковъ 15 иконъ, надъ праздники деисусовъ 15, пророковъ 13 иконъ, предъ деисусы поликадило медное, херуговъ, на ней образъ Нерукотворенного Спаса, по другую сторону той цки Василия Вел. да Николая Чудотв. Писаны на краскахъ и на золоте, за левымъ крыломъ образъ Василия Великаго въ житии, на томъ образе на Спасителе венецъ серебряный резной вызолоченъ въ средине около оплечья полу обложено серебромъ басемнымъ и вызолоченъ. Въ алтаре на престоле индития выбойчатая бумажная; евангелие обложено бархатомъ червчатымъ, средина и евангелисты серебряные басемные и вызолочены; крестъ благословящей съ одной стороны распятие и поля серебряные чеканные и вызолочены, съ другой окладъ серебряной резной белый, крестъ благословящий древянной писанъ на краскахъ и на золоте ветхъ, за престоломъ образъ Пресв. Бцы Одигитрия, по другую сторону той цки образъ Трехъ Святителей писаны на краскахъ; убрусъ кумашной красной, подъ образомъ пелена атласъ полосатый, опушена тафтою желтою; предъ образомъ подсвешникъ вощаной росписанъ красками; крестъ ходовой писанъ на краскахъ и на золоте. На жертвеннике сосуды оловянные, звезда медная, копие железное».
Далее следует описание придельной церкви – во имя Николая Чудотворца. Так как характер церковных украшений выяснился достаточно из предыдущей части описи, то отсюда берем только новое оригинальное: «предъ образомъ подсвешникъ древяной росписанъ красками, … въ алтаре на престоле Евангелие письменное обложено изухрью, средина и евангелисты медные, ветхо, два налоя кожанныхъ, сгибныхъ, фонарь слюдяной большой».
В 1710 г. при церкви было 2 священника: Василий Федоров и Иван Федоров, диакон Михаил Иванов, дьячок Михаил Федоров. В 1720 г. Михаил Федоров был посвящен в диаконы, а на его место определен попов сын Иван Васильев.

В 1835 г. на месте деревянного, был выстроен каменный храм. Строили новый храм местные жители, среди которых было много профессиональных каменщиков. По преданию храм был построен за одно лето. Деревянные конструкции от прежнего храма использовались для обжига кирпичей.
Впоследствии храм был богато расписан в академическом живописном стиле. Роспись летнего придела закончилась в 1912 г.
Иконы древнего письма и предметы древности были перенесены в новый храм из старого. Положенный церкви по штату причт - священник и псаломщик - получал около 750 рублей в год: от служб и треб - около 320 руб., от арендной платы за землю - до 400 руб.; шли еще и проценты с капитала в 1000 рублей. [1]
Приход состоял только из одного Борисовского, в нем к кон. XIX в. числилось уже 667 душ мужского пола и 786 женского. Правда, и раскольников среди них было немало: 181 мужская душа и 178 душ женских, как отмечалось, «уклонились совершенно. [1]

Училище в Борисовском было открыто в 1859 г. Палатой госимуществ, а потом содержалось на средства земства. В училище в 1887 г. училось 52 мальчика и 19 девочек (раскольников среди них - 11 мальчиков и 8 девочек). [1]

По административно-церковному делению село относилось к третьему благочинническому округу Владимирского уезда. А весь Владимирский уезд - это четыре благочиннических округа и 104 прихода.
8 января 1905 г. утром Преосвящ. Никон выбыл из Владимира в г. Суздаль. По дороге в Суздаль Владыка останавливался в с. Борисовском, где для него устроена была в храме торжественная встреча. Владыка похвалил стройное пение местного хора и выразил пожелание, чтобы пение в храме было общенародным.

Одно из редких раскольнических присоединений к Св. Православной Церкви

В селе Борисовском 25-го июля 1902 года совершилось событие, не мало взволновавшее жителей означенного села, а особенно глаголемых старообрядцев безпоповщинского толка. Среди последних особенным усердием к посещению их моленной отличался в последнее время крестьянин Иван Васильев Новосадов — старик 70 лет. Этот старец рожден был раскольниками, а поэтому во всю свою жизнь ни одного раза не был в православной церкви, только крещен был в церкви и то потому, что в то время не позволялось раскольникам крестить детей самим. Раскольническую же моленную, не смотря на свои 70 лет и соединенные с такими летами немощи и не смотря на то, что был совершенно слеп на оба глаза уже более 10 лет, он до самой предсмертной болезни, уложившей его в постель, посещал неопустительно каждую службу; причем его, как слепого, всегда сопровождали какие-нибудь старухи-раскольницы, ведя за руки. За его набожность все раскольники относились к старцу с особенным уважением. Впрочем, помимо религиозности он отличался и другими многими качествами, за которые он пользовался симпатиями и со стороны православных жителей села Борисовского. Он был очень добр, отличался кротостью и смирением и при этом всегда считал себя человеком духовно немощным и многогрешным. За эти качества Господь не оставил его Своею благодатию и призвал ко спасению.
За неделю перед смертью старца Новосадова приехали с ним проститься: сын его, работавший в Москве, и дочь, выданная в село Фомиху, Суздальского уезда, оба присоединенные к Православной Церкви уже взрослыми, и убеждали отца пригласить православного священника для напутствования; сын долго стоял на коленах пред отцом и со слезами умолял его присоединиться к Церкви, но отец остался непреклонным и сын весьма опечаленный уехал в Москву. После отъезда сына отец в тот же день послал за бсзпоповщинским наставником и девицами, исполняющими обязанности чтецов и певцов при раскольнической моленной села Борисовского. Наставник тотчас же пришел и исповедал его, а девицы за неграмотностью своего наставника прочитали отходную, оставивши не прочитанной последнюю молитву, глаголемую от иерея на исход души. Эту молитву они решили прочитать уже при последнем издыхании умирающего, а старика этого они находили еще в таком положении, при котором он, по их мнению, мог прожить еще несколько дней. Действительно, старец этот почувствовал приближение смерти чрез несколько дней, но в такой день, в который все певицы были заняты своими домашними делами и ни одна из них не отозвалась на зов умирающего старца. Одна из них сказала: „пусть умирает, а мы придем и отходную молитву прочитаем после его смерти". Таким образом, давно сложившееся у православных жителей села Борисовского нелестное мнение о раскольниках, что они для совершения треб охотно и во всякое время бегут только к богатым раскольникам, где предполагаются богатые — сытные поминки и хорошее вознаграждение деньгами, а к бедным идут, когда только они свободны и то неохотно, подтвердилось. Такое небрежное отношение певиц к своим обязанностям хотя и сильно подействовало на старика, но еще не было для него толчком на истинный и спасительный путь, Его слепотствующим духовным очам, по промыслу Божию, еще не время было открыться и узреть спасительный свет Христова учения. Господу Богу угодно было другими путями спасти его. На другой день, действительно, случилось такое обстоятельство, которое окончательно и сразу поставило его на истинный путь. К нему умирающему пришли проститься соседи и родственники, из коих много было как православных, так и раскольников. С последними он прощался искренно и охотно: три раза каждому подходившему проститься раскольнику он говорил: «Бог тебя простит, меня прости Христа ради», православному же он неохотно говорил только: „Бог простит", а слов: „меня прости Христа ради", не говорил, как бы не желая просить у них прощения. Для православных села Борисовского такое прощание не было новостью, — умирающие раскольники и раньше так прощались с ними, но они не обращали на это внимания и всегда считали христианским долгом придти и проститься. В данном же случае одна православная старушка почему-то обратила на это свое благочестивое внимание. Господь вразумил ее сказать умирающему следующие слова: «что ты с нами не хочешь прощаться, как следует, разве мы не такие же люди, как староверы, разве ты не в одном с нами миру жил; одумайся, ведь ты умирать собираешься». Эти простые слова так на него сильно подействовали, что он тотчас же пожелал присоединиться к Православной Церкви. В это время он, конечно, вспомнил и слезные мольбы своих детей, убеждавших его приобщиться Святых Таин. Тут только он понял и вчерашний поступок певиц, насколько он расходился с заповедью Христа Спасителя о любви к ближним.
После присоединения третьим чином, т. е. чрез исповедь и причащение Святых Таин, он тотчас же пожелал пособороваться, как обыкновенно выражаются крестьяне о таинстве Елеосвящения. Старец этот ни разу в жизни, даже в младенческом возрасте не был приобщаем Св. Таин, а поэтому трудно даже представить те радостные чувства, которые наполнили все его существо после принятия Св. Тела и Крови Христовых. После присоединения старец жил еще три дня и еще раз исповедал свои грехи, а для прочтения отходной он попросил пригласить священника даже ночью и с миром скончался.
К сообщенному небезынтересным считаю добавить, что раскольники, насколько почитали старца Новосадова до обращения его к православию, настолько же, а вернее еще более озлобились против него после присоединения его к Православной Церкви. После совершения над умирающим таинства Елеосвящения они пришли и отняли купленный у них гроб — колоду, также саван и некоторые другие вещи, а одна старуха — родственница, увидавши под ним какую-то свою подстилку, с такой силой вытаскивала ее из под него, что бедный старик подпрыгивал от толчков, производимых таким жестоким вытаскиванием. После же погребения Новосадова, раскольники, чтобы как-нибудь сгладить сильное впечатление, произведенное на православных его обращением к православию, стали распространять слухи, что старик еще за несколько дней до смерти сошел с ума, но им, конечно, никто не поверил, потому что в последние дни перед смертью, а особенно в тот день, как он прощался, у его постели было очень много православных. Я же, как очевидец и как священник, могу засвидетельствовать, что до самых последних минут своей жизни он был в полном сознании. Женщина, которую он посылал за мной ночью для прочтения над ним так называемой отходной, рассказывала, что когда уговаривала не беспокоить ночью священника, а подождать до утра, то он сказал: «они лучше нас, — батюшка забранит вас, если я умру без отходной». Под словом они он, конечно, разумел не меня только, а вообще пастырей церковных. Вот в каком полном сознании он был и как правильно рассуждал в самые последние минуты своей жизни.
Свящ. А. Алякринский. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 18-й. 1902 г.).
На северной стене летнего храма сохранилась надпись, которая гласит, что этот храм был расписан и украшен в 1912 году старанием и усердием московского иконописца Смекалина с бригадой настенных живописцев и усердием старосты Михаила Шлянова.
После революции 1917 г. храм оставался действующим до 1937 г. Первый раз власти пытались закрыть его в 1928 г., тогда жителям села удалось его отстоять. После закрытия храм был разграблен и осквернен. Исторические колокола в настоящее время находятся на звоннице Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.
В 1930 г. летний храм стал использоваться колхозом под зернохранилище без какого-либо разрешения свыше. Траву же на кладбище, т.е. на земле, за которую церковная община платит ренту, колхоз с 1929 г. косил. В октябре-ноябре 1932 г. храм остался без священника. Нашлось 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала.

В с. Борисовском Владимирского района Ивановской промышленной области церковь состояла из 2 частей: летней и зимней. В 1930 г. летний храм стал использоваться колхозом под зернохранилище без какого-либо разрешения свыше. Траву же на кладбище, т.е. на земле, за которую церковная община платит ренту, колхоз с 1929 г. косил. В октябре-ноябре 1932 г. храм остался без священника. Нашлось аж 3 священника, изъявивших желание служить в селе, но в райисполкоме всех запугали тюрьмой – церковь вынужденно пустовала. Продолжалась такая ситуация недолго.

22 февраля 1933 г. проводилось общее собрание членов колхоза «50-летия И.В. Сталина», на котором была заслушана речь председателя колхоза т. Борисова о том, что нужен один большой склад, ибо сейчас 38 складов по всему селу – кладовщик снимает с себя всякую ответственность за сохранность зерна в этих условиях. Единственный выход – занять вторую половину храма (которая и так 3 месяца уже пустует), т.к. построить в 1 год склад и конный двор нельзя. Тут выступил с инициативой т. Дырин, предложивший заодно использовать и старообрядческую молельню под помещение для конюхов. Далеко не все согласились с предложением использовать храм под склад: Е. Сурикова заметила, что церковь сыра для склада, Н. Доброхотова предложила сломать у колхозников все кладовые и сделать склад, М. Парилова заявила, что церковь не отдадим, У. Зуйкова и А. Холодилова, как написано в протоколе собрания, «ведя себя на собрании очень возмутительно, вплоть до срыва собрания, отстаивали церковь». Но 7 человек высказались за закрытие церкви. В итоге на собрании постановили: занять под склад и вторую половину храма, а старообрядческую молельню переделать в сторожку для конного двора. Через месяц, 26 марта был готов план переоборудования церкви (снять кресты и главы, убрать иконостас, сделать подъезд и сусеки, побелить храм). 2 мая 1933 г. Борисовский сельсовет отправил во Владимирский райисполком протокол общего собрания колхозников, в котором церковь предполагалось использовать под склад, а старообрядческую молельню почему-то уже под детское учреждение. Видимо, потому, что, по словам председателя колхоза, для переоборудования молельни в детясли средств не требуется. В это же время верующие отправляют во ВЦИК просьбу разрешить службу и звон, т.к. налоги уплачены, долгов нет. 5 и 10 мая 1933 г. ВЦИК требует у облисполкома проверить жалобы из с. Борисовского о запрете служб и колокольного звона, исправить и отчитаться о положении дел. По иронии судьбы именно в этот же день, 10 мая, президиум Владимирского райисполкома, заслушав ходатайство Борисовского сельсовета и колхоза о ликвидации церкви, постановил: принимая во внимание, что за закрытие церкви 400 бедняцко-середняцких хозяйств и церковь есть в с. Порецком, просить облисполком о ликвидации церкви. После же получения запроса о жалобе верующих Владимирский райисполком 16 мая пишет в облисполком, что стеснения верующих нет, т.к. (!) служб нет и церковь не действует. 22 мая 1933 г. облисполком запрашивает у Борисовского сельсовета полную информацию о храме. 27 мая Борисовский сельсовет сообщил, что в с. Борисовском одна церковь и деревянный молельный дом старообрядцев, половина церкви с 1930 г. занята под склад, церковный совет есть, но уже 3 года не переизбирался, т.е. многие его члены выбыли, с уходом священника в октябре 1932 г. церковь пустует, до этого в течение 10–15 лет храмом пользовались только старухи по большим праздникам; поэтому сельсовет очень просит церковь закрыть, т.к. храм есть в с. Порецком. 20 июня Владимирский райисполком высылает в облисполком дополнительный материал. 26 июня и 26 июля ВЦИК требует у райисполкома срочно выслать весь требуемый материал по с. Борисовскому и устранить препятствия в регистрации священника и стеснение верующих. Но 26 июля Владимирский райисполком, а 27-го – Борисовский сельсовет просят облисполком о скорейшем разрешении вопроса по ликвидации молитвенного здания в с. Борисовском.
Наконец, 4 августа 1933 г. Президиум облисполкома принимает постановление о ликвидации церкви в с. Борисовском, т.к. общее собрание колхозников и единоличников решило использовать церковь под склад, часть церкви уже является складом, церковь есть в с. Порецком в 4–5 км от Борисовского. Кроме того, церковь может стать клубом, театром, школой и т.д., т.е. складом она будет временно. А т.к. были запрос ВЦИК и жалобы верующих, материалы отправить во ВЦИК. И 13 августа облисполком отправляет выписку из постановления президиума облисполкома и материал по делу о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском. Тем временем 11 августа верующие пишут жалобу во ВЦИК с просьбой оставить им церковь, т.к. церковь в порядке, постоянно ремонтируется, налоги все уплачены, кроме того храмом пользуются жители сел Батыево и Павловское, где были церкви закрыты и заняты под зернохранилище и общежитие сельхоза соответственно, для хранения же зерна можно использовать амбары, склады и кладовки раскулаченных граждан. 8 сентября того же года в очередной жалобе верующие добавляют, что собрания селян по вопросу закрытия церкви не было и что имели место запугивания со стороны властей. Борисовский колхоз не сидел сложа руки – 19 сентября 1933 г. он пишет во ВЦИК, что колхоз «50-летия т. Сталина» ударный, зерна много, его необходимо складировать в одно место, церковь же с осени 1932 г. пустует, а «несколько старушек» могут молиться и в с. Порецком. 20 сентября 1933 г. ВЦИК разрешает облисполкому привести в исполнение постановление от 4 августа 1933 г. о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском Владимирского района, о чем необходимо объявить религиозной общине. При этом использовать летнюю церковь под зернохранилище недопустимо, поэтому от зерна ее необходимо освободить и выслать во ВЦИК смету на переоборудование под культурно-просветительское учреждение. Последняя формулировка-то и сыграла свою злую шутку. Как писали верующие в жалобе уже от 3 октября 1933 г., после разрешения ВЦИК правление сельсовета и колхоза, 2 пионера, старообрядцы и «порочные по поведению» приступили к ликвидации церкви, взломав на ней замок. Против этого выступили не только члены общины, но и колхозники, прибежавшие с полей (всего до 400 человек), ибо … в селе хватает помещений для клуба!
Получив жалобу от верующих, ВЦИК велел облисполкому разобраться с этим вопросом, после чего выслать отчет; до окончательного решения церковь должна оставаться в пользовании верующих. Содержание отчета неизвестно, но закончилось же все тем, что 27 декабря 1933 г. Президиум ВЦИК утвердил постановление облисполкома от 4 августа 1933 г. о ликвидации Васильевской церкви в с. Борисовском Владимирского района.
Примечательно отметить, что под клуб, театр либо школ здание церкви так и не было использовано. Согласно предоставленным 1 января 1961 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, Васильевская церковь с. Борисовского Владимирского района используется под склад (Ершов А.Л. Закрытие храма в с. Борисовском Суздальского района как пример взаимоотношения Церкви и местных властей в 1930-е гг.).

От полного разрушения храм спасло то, что в нем поочередно размещались зерносклад, склад химических удобрений и склад мебели и кинескопов.
Статус памятника архитектуры церковь Василия Великого получила в октябре 1968 г. К Олимпиаде 1980 г. на церкви был проведен косметический ремонт,- она хорошо просматривается с туристского маршрута.
Верующим храм был возвращен в 1991 г. С этого времени в нем совершаются регулярные Богослужения и идут ремонтно-восстановительные работы. За два года, с 1991 по 1993 год, в храме поменялось 8 священников. С 1993 года настоятелем храма является Маковецкий Аркадий Валентинович
В 2013-м г. в церкви Святого Василия Великого случился пожар. В огне пострадали стены и внутреннее убранство храма.
Многолетняя пыль, которая образовалось от зерна в этом храме, послужила защитным слоем для живописи. В 2022 году, когда был отмыт этот слой, перед нами предстала во многих местах практически не поврежденная живопись билибинского стиля начала XX, который был очень модным и популярным при росписи храмов.


Храм Святого Василия Великого

Колокольня храма Святого Василия Великого

В храме два алтаря: главный летний в честь Святителя Василия Великого (престольные праздники 14 января и 12 февраля н. ст.) и зимний в честь Святителя Николая Чудотворца (престольные праздники 19 декабря и 22 мая н.ст.).


Церковь Виктора Халкидонского/Святовикторовский храм


Святовикторовский храм

Приход Русской Православной Церкви С. Борисовское действует с 20 марта 1993 г.
Члены общины села Борисовского, относящейся к Владимиро-Суздальской епархии Московской патриархии, около двух лет молились в старом амбаре, пока один житель столицы не посчитал своим долгом отблагодарить землю, где вся его семья счастливым образом осталась жива после автомобильной аварии. На деньги москвича было реконструировано заброшенное строение. В последствии храм был освящен. Называться стал он Святовикторовским, в честь мученика Виктора Халкидонского.
В церкви выполнялись все требы: крещение, отпевание, венчание, соборование...
Адрес: село Борисовское, Новая улица.
Организация ПРИХОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С. БОРИСОВСКОЕ ликвидирована 20 августа 2018 г.

Епископ Суздальский Павел (Борисовский)

Будущий Епископ Суздальский Павел Петрович Борисовский родился 29 октября 1867 года в с. Борисовское, Владимирского уезда в семье диакона Борисовского Петра Андреевича. Окончил Владимирскую семинарию в 1888 году, затем Московскую духовную академию. С 1897 преподавал в родной семинарии во Владимире, а с 1907 по 1916 был ее ректором в сане протоиерея.
После смерти жены был пострижен в монашество и вскоре, 23 апреля 1916 г. во владимирском Успенском соборе был хиротонисан во епископа Суздальского, викария Владимирской епархии. См. Наречение и хиротония во Епископа Суздальского Ректора Владимирской духовной Семинарии Архимандрита Павла.
«Преосвященнейший Епископ Павел отбыл из гор. Владимира 3-го мая 1916 г. в 9 часов утра и в начале 12 часа прибыл в село Борисовское, — родина Преосвященнейшего Владыки и здесь-же похоронен родитель Владыки, бывший о. диакон-псаломщик села. Пользуясь удобным случаем, Владыка пожелал помолиться на могиле родителя и посему имел часовую остановку в селе Борисовском; после обычной встречи в храме, он приветствовал собравшихся жителей села Борисовского словом утешения и, преподав Архипастырское благословение, проследовал на могилу своего родителя и совершил великую панихиду по почившем. По окончании панихиды, местный священник о. А. Дмитревский попросил Владыку осчастливить его своим посещением, на что Владыка согласился и, пробыв в доме священника несколько минут, продолжал путь в город Суздаль».
После революции владыка Павел неоднократно подвергался арестам и заключению.
В конце 20-х годов он вошел во временный синод Русской православной церкви, ведь еще с 1917 года Павел был близок к митрополиту, позже патриарху Сергию. Вместе с митрополитом Сергием подписал известную декларацию, компромиссную по отношению к советской власти.
В 1929 году Павел стал архиепископом. 8 мая 1932 года он был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского с предоставлением права ношения бриллиантового креста на митре.
В последний раз арестован 20 августа 1937 года по «Делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова)». Обвинен в «создании в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовке их для вооруженных выступлений против советской власти».
После долгого следствия 6 октября 1938 расстрелян. Погребен на расстрельном полигоне у деревни Селифонтово Ярославской области в общей братской могиле.
24 сентября 1991 года Прокуратурой СССР был реабилитирован митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский).

Борисовская школа

Борисовское училище основано палатой государственных имуществ в 1869 г. Ближайшие училища: Порецкое в 2 ½ в., Ославское — 5 ½ в. и Брутовское — 4 в.
Открыта школа на средства А.А. Пантелеева, которая размещалась сначала в наемном деревянном помещении с одной классной комнатой, которая не могла вместить всех детей, желающих учиться. Например, на 1 января 1883 г. в школе обучались 68 мальчиков и 6 девочек.
В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по теплоте удобное, а по свету нет; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиной 8 ½ ар., шириной 7 ½ арш., вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий недостаточно — на 44 р. 68 к. Библиотеки нет. Земли нет. Законоучитель священник Павел Язвицкий, окончил курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1865 г., а в настоящем училище с 1869 г.; учитель Николай Харизоменов, из 3-го класса той же семинарии, преподает с 1875 г., а в настоящем училище с 1878 г. Попечитель крестьянин Моисей Абрамович Клинов, пожертвовал прежде на 10 р., в 1883 г. возобновил мебель, утраченную во время пожара. Учащихся к 1-му января 1883 г. 68 м. 6 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 14 м. и 6 д. Окончило курс со свидетельствами 5 м. Вновь поступило 11 м. К 1-му января 1884 г. состояло 60 м. Учатся вместе. Возраст: 8 — 9 л. - 13, 9 — 10 л. - 15, 10 — 11 л. - 14, 11 — 12 л. - 17, 12—13 л. - 13,13 и выше - 2. Все из села Борисовского. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 310 р. от общества 94 р.; платы за учение нет. Расходы: на наем дома для училища 70 р., квартиры учителю 24 р.; жалованье — законоучителю 40 руб., учителю 240 руб.; на учебные пособия 30 р. Классы посещали все исправно. Прием в сентябре; поступили все не грамотными. Отказано за теснотой 16. Учебный год — с 1-го сентября по 3-е июня. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 6 — 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 4, по Русскому языку - 14, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 1. Награды получили 12. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2-х л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделиям нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Вскоре училище было закрыто и не работало в течение трех лет.
Александр Алексеевич приобретает в селе участок усадебной земли и на свои средства строит на нем просторную школу, вмещающую до 130 учеников. Кроме этого, он покупает книги для школьной библиотеки.
«Борисовская школа кройки, шитья и рукоделий. В Борисовской школе кройки, шитья и рукоделий в 1913 — 1914 учебном году обучалось девочек 19 из селений Порецкого, Борисовского, Бродниц и Сувороцкого, а в 1914 — 1915 учебном году обучалось 16 человек, из двух селений Борисовского и Порецкого в возрасте от 13 до 17 лет.
Для обозрения уездного земского собрания учительницей Колобановой-Петуховой представлены следующие работы по рукоделию: 3 скатерти, накомодник, 2 наволочки, коврик, 9 полотняных полотенец, 15 полотенец холщевых, 3 дюжины подстаканников и 2 фартука.
Материал для этих работ дан попечителем школы А. А. Пантелеевым» (Журналы очередного Владимирского уездного земского собрания 1914 года).
«Учащиеся борисовской школы произвели посадку цветов, тополей около школы, устроили полисадник.
Разделан опытный участок, на котором выращиваются овощные культуры.
Борисовский колхоз засеял для школы два га овса, гороха, картофеля. Урожай пойдет на горячие завтраки школьников» («Призыв», 11 июня 1934).
«Гришин продолжает проявлять кулацкое отношение к школе и учителю
Крайне слабо идет ремонт борисовской школы. Окрашено не более 12 парт, прорезана лазейка в подвал (а подвал еще не выкопан). В одном из трех зданий отремонтированы печи, выкрашены два класса и зашпаклеваны окна.
К соединению двух зданий еще не преступлено (кирпич есть, нет лесу). Подвезено 70 кубометров дров, надо вывезти 130.
Гришин — председатель сельсовета — несколько раз клялся вывезти дрова до уборочной, но клятвы остались клятвами.
Сейчас в школе работают два маляра, один плотник и два каменщика. Но как? Урывками.
Плохо финансируется ремонт. Борисовским колхозом отпущено 260 руб. Порецкий-же сельсовет вместо 1500 руб. дал 200 руб.
Председатель батыевского колхоза Ефремов ни какого участия в ремонте не принимает. Он говорит: «надо-бы помочь», но договор не заключает.
Сельпо (председатель Данилов) ничего не сделало, не доставив никаких материалов для ремонта.
Районный техник Моисеев на десятки запросов обещается приехать и сейчас все едет.
С учителями не произведен полный расчет за отпуск. Учительница Кабанова в течение четырех месяцев обивает пороги сельсовета, чтобы получить 28 рублей на родившегося ребенка.
Учительница Смирнова не получала по больничному.
Такое кулацкое отношение Гришина к учительству и школе должно быть пресечено.
Селькор-ударник В. Анфимов» («Призыв», 26 июля 1934).
«Борисовская неполная средняя школа к учебному году не готова. Не закончено соединение зданий теплым коридором. Не сделаны столы для учащихся. Школа не имеет сарая для дров, на улице они расхищаются. Не подвезено 85 кубометров дров. Посуды не хватает. Нет аптечки и т. д.
До сих пор не ремонтируются квартиры для учителей.
Колхозы не выполняют заключенные договора по оказанию помощи школе. Батыевский колхоз отказывается дать 100 руб. Порецкий — 1000 руб.
Над школой шефствует «Красный строитель» и швейкуст, которые ни в чем не помогают школе» («Призыв», 22 августа 1934).
«Пионеры и школьники села Борисовского начали сбор лекарственных растений. У нас в селе этих растений очень много — «мать и мачеха», водяной перец, крапива и другие. Все это собирается, сушится и сдается в аптеку.
С ребятами я провела беседу, как собирать и засушивать лекарственное сырье. Результаты уже налицо. Некоторые виды трав мы уже засушили и подготовили к сдаче.
Ребята, дружнее беритесь за работу! Этим вы поможете нашей стране иметь больше лекарства, поможете раненым бойцам в их быстрейшем выздоровлении» («Призыв», 5 августа 1941).
«Учащиеся Борисовской семилетней школы помогают колхозникам бороться за высокий урожай. Школьники после занятий, ежедневно выходят в поле, где проводят снегозадержание. Эта работа ими проделана на площади 2-х гектаров» («ВК», 10 февраля 1949).
«А.И. Смирнов
«25 марта 1950 г. скончался директор Борисовской семилетней школы Александр Иванович Смирнов.
На протяжении 27 лет он отдавал все свои силы воспитанию молодого поколения в духе беззаветной преданности делу партии Ленина—Сталина. Многие его бывшие ученики работают сейчас прорабами, инженерами, техниками, агрономами, врачами.
За долголетний и безупречный труд на ниве народного образования Президиум Верховного Совета СССР наградил Александра Ивановича орденом «Знак почета».
Тов. Смирнов был участником Великой отечественной войны. Его боевые заслуги также отмечены наградами правительства.
Колхозники и сельская интеллигенция знали Александра Ивановича не только как талантливого учителя, но и как активного общественника. Он являлся депутатом сельского Совета, заместителем секретаря партийной организации, возглавлял работу культурной секции, был членом совета сельского клуба» («ВК», 2 апреля 1950).
«Десятки писем ежедневно приходят в село Борисовское. Их пишут колхозникам земляки, окончившие институты и техникумы и сейчас работающие в различных уголках нашей необъятной Родины.
Выходцы из села Петр Петрович Галонов, Иван Александрович Доброхотов, Григорий Павлович Ефремов — инженеры. Александр Иванович Шлыков, Петр Иванович Маркелов получили военное образование и служат офицерами в Советской Армии. Алексей Сергеевич Данилов — агроном, Клавдия Андреевна Галонова, Зинаида Ивановна Шлыкова, Анна Никитична Мухина — учительницы.
Среди земляков – борисовцев есть врачи, зоотехники, знатные стахановцы.
Семилетнюю школу, которая имеется в селе, ежегодно оканчивают десятки детей колхозников. Многие юноши и девушки продолжают образование. Осенью минувшего года в техникумы города Владимира поступили учиться дети колхозников Валя Мартынова, Ира Зуйкова, Станислав Смирнов и другие.
До Великой Октябрьской социалистической революции крестьянских детей обучал всего один учитель. Сейчас учителей в селе более 10 человек. Среди сельской интеллигенции имеются медицинские работники, агрономы, зоотехники, ветеринары.
Сельская интеллигенция принимает активное участие в общественной жизни села. Здесь организован лекторий. Силами интеллигенции прочитано ряд лекций о международном положении, о самой демократической в мире Сталинской Конституции, о великих стройках коммунизма.
Учителя Е.С. Голикова, Ф.П. Хомякова, Л.А. Смирнова — активные агитаторы. Они помогают населению готовиться к выборам в Верховный Совет Российской Федерации, изучают с избирателями Положение о выборах, знакомят их с биографией кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР по 216 Владимирскому округу Ильи Ивановича Чернова.
К. БОРИСОВСКАЯ» («ВК», 21 января 1951).
«В 1949 году после окончания Борисовской семилетней школы Антонина Доброхотова решила стать учительницей и поступила в Ковровское педагогическое училище. На днях она проходила двухнедельную практику в родной школе. Коллектив преподавателей тепло встретил свою бывшую ученицу. Во время прохождения практики А. Доброхотова выступила перед колхозниками с лекциями на темы: «О международном женском дне», «Этика комсомольца» («ВК», 30 марта 1952).
«Борисовская семилетняя школа. Тёплый весенний ветерок колышет лёгкие белые занавеси на окнах, яркое солнце заливает просторные классные комнаты, где сейчас держат учащиеся экзамены. На столах — аккуратные скатерти и букеты цветов.
Самые маленькие из всех сдающих экзамены — четвероклассники волнуются больше всех. Вместе с борисовскими ребятами сидят за партами учащиеся четвёртых классов Порецкой и Уловской начальных школ.
Диктант ими уже написан, и с радостью узнали дети о том, что двоек нет. А лучшие из них Саша Серпов, Жена Серов и другие могут гордиться пятёрками.
25 семиклассников успешно сдали экзамен по русскому языку письменно.
Но с первыми успехами пришли и некоторые огорчения. В 6 классе, например, двое ребят по арифметике получили двойки — значит не доработали в году, придётся потрудиться ещё, чтобы пополнить за лето свои знания.
Н. РУБЕРОВСКАЯ, с. Борисовское» («ВК», 4 июня 1955).
«Недавно учащиеся Борисовской семилетней школы совершили интересную экскурсию в областной краеведческий музей. Школьники с большим вниманием слушали рассказ экскурсовода тов. Корсаковой о историческом прошлом нашего края, осматривали экспонаты. Посещение музея намного обогатило знания ребят.
Е. ГОЛИКОВА» («ВК», 18 июня 1955).
«Весной нынешнего года по примеру крюковцев борисовские школьники брали обязательство посадить и вырастить кукурузу в колхозе имени 50-летия товарища Сталина на площади 7 гектаров.
К сожалению, это обязательство было вскоре забыто.
В посадке кукурузы никто из учеников не участвовал. Наступила пора ухода за посевами, но и тут силами учащихся сделано очень немного. Школьники пропололи не больше гектара-кукурузы.
Такое положение создалось потому, что ребят никто не организует. Большинство учителей, находясь в отпусках, выехали из села, а учительница Смирнова, которой поручено работать с детьми, занимается заготовкой кормов для своего скота, проводит время на собственном огороде» («ВК», 21 июля 1955).
Село Борисовское
Храмы и часовни Суздальского района
Категория: Суздаль | Добавил: Николай (07.10.2023)
Просмотров: 156 | Теги: Храм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru