Главная
Регистрация
Вход
Суббота
31.07.2021
15:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1402]
Суздаль [420]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [446]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [235]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [151]
Гусь [165]
Вязники [300]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [257]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [146]
Промышленность [91]
Учебные заведения [133]
Владимирская губерния [40]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [76]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [30]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [44]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [11]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [28]

Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека


 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковский затон

Вязниковский затон

Вязниковский «затон» («Пушкинское море») — такое название получил залив реки Клязьма в месте впадения Волшника, рядом с речной пристанью. Длительное время эта естественная речная акватория, защищенная от течения и ледохода, использовалась для стоянки и ремонта судов. Странное, на первый взгляд, название «Пушкинское море», объясняется очень просто — к территории затона подходит городская улица им. А.С. Пушкина (бывшая Перевозная, Транспортная, Зарецкая). Слово «море» в топониме показывает ироничное отношение горожан к этому водному объекту.
«Волшник» - небольшая речка, правый приток Клязьмы. Образуется при слиянии речки Волжанки, берущей начало в Ненашевском овраге, и речки Свистишны. Протекает через центральную часть города, впадает в Клязьму в районе затона. До ХХ в. была значительно полноводней, по ней плавали лодки, в ней водилась рыба, в настоящее время сильно обмелела и замусорена. В районе Базарной плошали Волшник в конце XIX - начале ХХ вв. был перекрыт несколькими плотинами для создания противопожарных водохранилищ. Во время весеннего таяния снегов становится бурной и довольно полноводной речкой, разливается в районе Муромской улицы и подтапливает постройки местных жителей.

«До 1921 года рабочие-водники Вязниковского затона не были кооперативны. Существовала только судо-лавка, которая не могла удовлетворить все нужды и потребности водников. Чувствовался недостаток кооперативной организации. Только в конце 1921 г. водники организовали свое Учтпо. Работа началась с ничего. Но поддержка со стороны Нижегор. Райтпо — давала все шансы к развитию кооператива. Работа стала налаживаться, товары постепенно увеличивались. Но дело не увенчалось большим успехом. Правление состояло далеко не из энергичных и добросовестных людей — заключало невыгодные сделки с частными и мало известными ему людьми, пошли злоупотребления, мошенничества. В результате правление отдано под суд и получило должную меру.
В 1923 г. было выбрано новое правление, которое за полтора года поставило Учтпо на высоту. Учтпо завоевало большое внимание всего населения. Городское ЕПО далеко отставало от кооператива водников. На лицо — масса случаев перехода членов ЕПО — в члены Учтпо. Число членов стало увеличиваться с каждым днем — в настоящее время кооператив объединяет 424 чел. Магазин Учтпо обеспечен всеми товарам и предметами первой необходимомости.
1923 г. Учтпо закончило с прибылью в 9512 руб. Учтпо открыло широкий кредит по отпуску товаров членам. Три месяца тому назад Учтпо получило большую партию готового платья и открыло специальное отделение этого платья. Готовое платье отпускалось в кредит с рассрочкой до 3—5 месяцев, не только членам кооператива, но всем рабочим — главным образом, рабочим местных текстильных фабрик — по удостоверениям профсоюза и фабрикомов» («Призыв», 5 июля 1924).
«О работе Вязниковского Учтпо водников.
В гор. Вязниках до 1921 года рабочие водники Вязниковского затона не были кооперативно объединены. В Bязниках существовала только судо-лавка.
Эта лавка не могла удовлетворять нужды и потребности хотя самые минимальные водников в условиях того времени. Чувствовался недостаток чего-то и конечно недостаток кооперативной организации — к созданию которой выставляла требования сама жизнь. И только в конце 1921 года водники организовали свое УЧТПО. Работа началась с малых средств — с ничего. Но поддержка со стороны Нижегородского РАЙТПО давала все шансы к развитию кооператива. Работа стала налаживаться, товары постепенно увеличивались. Но дело не увенчалось большим успехом. Правление оказалось далеко не из энергичных и добросовестных людей — заключало невыгодные сделки с частными и мало известными ему людьми, пошли злоупотреблении, мошенничества — керосин с водой, песок с солью и т. д. Правление отдано под суд и получило должную кару. В 1923 году было выбрано новое энергичное Правление. Это Правление за полтора года поставило УЧТПО в полном смысле «на высоту». УЧТПО завоевало большое внимание всего населения. Городское ЕПО далеко отставало от кооператива водников. На лицо — масса случаев перевода членов городского ЕПО — в члены УЧТПО водников. Число членов стало увеличиваться с каждым днем — в настоящее время 424 члена. УЧТПО постоянно полно всеми товарами и предметами первой необходимости. 1923 год УЧТПО закончило с прибылью в 9512 рублей, тогда как городское ЕПО получило прибыли только 10 руб. 37 коп. УЧТПО открыло широкий кредит по отпуску товаров членам. Три месяца тому назад УЧТПО получило большую партию готового платья и открыло специальное отделение этого платья. Готовое платье отпускалось в вредит с рассрочкой до 3—5 месяцев не только членам кооператива, но и всем рабочим, главным образом рабочим местных текстильных фабрик — по удостоверениям Профсоюза и фабрикомов. Готового платья продано в течение трех месяцев на 12500 рублей, одето свыше - 400 человек. Большие партии (вагоны) проходят через УЧТПО ржи. В конце мая месяца УЧТПО только работникам водного транспорта отпустило в кредит с рассрочкой вагон ржи. В начале сего года УЧТПО открыло при ст. Вязники, находящейся от города в 6 верстах свое Отделение — для рабочих железнодорожников, которые при отсутствии там кооператива — сидели в лапах у торговца Мальцева.
Вообще нужно сказать что УЧТПО — пользуется авторитетом. Достойно названия — примерного и лучшего кооператива. Только одна беда и недостаток у УЧТПО — мало помещение, которое сжимает рамки деятельности УЧТПО — другого же помещения в городе не имеется.
Хвала и честь работникам Вязниковского УЧТПО и его председателю тов. Ермилову» («Красный Луч», 5 июля 1924).
«Семь лет рабочие водного транспорта при вязниковском затоне не имели своего рабочего клуба и только со вступлением в восьмой год открыли клуб. При клубе имеется богатая библиотека-читальня с 1570 экземплярами, 6 кружков, работа в которых пока еще не ведется.
За время с 7-го ноября по 17 было прочтено четыре лекции на темы: о налоговой политике, комитеты взаимопомощи, земельный-лесной кодекс и конституция.
Все рабочие, отъезжающие на зиму в деревню, снабжаются литературой, журналами, газетами и пр.
Рacпpеделение газет среди рабочих водников обстоит хорошо. Так, на ноябрь месяц газет выписано с таким расчетом, чтобы одна газета была на одного рабочего.
Рабочие говорят, что они теперь, как и другие рабочие, имеют возможность собраться, побеседовать, почитать газеты» («Призыв», 21 ноября 1924).
«В вязниковском затоне по ремонту баркасов работает 11 человек рабочих во главе с котельным мастером Привезевцевым, который отличается старорежимной закалкой и на рабочих кричит при всяком удобном случае, несмотря на то, что раньше за то же самое он был уволен. Обсчитать, или надуть рабочих для него плевое дело. Недавно мастер дал рабочим наряд на ремонт баркаса «Север». Подрядились рабочие за 73 рубля, но после ремонта мастер уплатил рабочим всего 30 рублей.
— Теперь вы будете получать на ремонт только по весу железа!— заявил рабочим мастер.
Через некоторое время рабочими был отремонтирован баркас «Юг». За этот ремонт по весу железа рабочие должны были получить около 200 рублей. Но мастер эту работу провел нарядом и выдал рабочим только 94 рубля» («Призыв», 26 февр. 1927).
1945 г. «Вязниковский затон является центром Клязьминского водного бассейна. Здесь находится весь судоходный флот.
С начала навигации и до глубокой осени курсируют суда от Вязников до Горького, транспортируя самые различные грузы. По весеннему паводку пароходы доходят до Коврова и даже до Владимира.
В прошлом году Вязниковский эксплуатационный участок перевез за навигацию много тысяч тонн различных грузов, в том числе 25.000 кубометров деловой древесины и топлива. Грузы шли главным образом в Горький, Дзержинск, Ковров, Вязники, Южу. Перевезено также свыше 100 тысяч пассажиров.
В 1945 году план перевозок значительно увеличен. Уже сейчас участок заключил с предприятиями и организациями области договоры на перевозку 220 тысяч тонн грузов. В период весенней воды нужно сплавить с верховьев Клязьмы свыше 20.000 кубометров леса городу Коврову, в мае и апреле — сплавить всю заготовленную леспромхозами древесину в количестве 120 тысяч кубометров, завезти топливо на зиму Вязникам, обеспечить льняные фабрики сырьем и т. д.
Большая и ответственная работа. Коллектив эксплуатационников (начальник участка тов. Патрикеев) по-настоящему подготовился к навигации. Сейчас водники накануне полного завершения ремонта судов. К предстоящей навигации почти все готово. Еще к 27-й годовщине Красной Армии были отремонтированы и приняты технической комиссией 7 самоходных судов. На остальных четырех ремонт закончится к 15 марта. Отремонтированы и приняты все 30 барж.
Ремонтные бригады, команды пароходов работали не покладая рук, не уходили с трудовой вахты по 10—11 часов, а иногда работали и в выходные дни. 62-летний капитан парохода «Зорька» тов. Щербаков сам, с помощью одного только рулевого (ученика-подростка), еще к 10 февраля на «отлично» отремонтировал корпус и надстройку своего парохода, механик С.А. Кирьянов привел в порядок главную машину и вспомогательные механизмы. Тов. Щербаков за самоотверженный труд награжден Наркомом речного флота значком «Отличник социалистического соревнования» и премирован месячным окладом.
Образцы высокой производительности труда на ремонте показала молодежная фронтовая бригада котельщиков под руководством тов. Панфилова. Ответственные работы по ремонту корпусов бригада делала в самые короткие сроки и качественно. Как правило, задание выполнялось на 140—150 процентов.
Особой похвалы заслуживает самоотверженный труд команды парохода «Поставщик», где капитаном тов. Железцов. Этот пароход построен еще в 1913 году. Много раз чинили его. Во время блокады Сталинграда этот «старик» участвовал в боевых операциях — подвозил боеприпасы к передовой линии и, в качестве тральщика, вылавливал мины. Из трудных боевых рейсов пароход вышел с большими изъянами и к 1944 году пришел почти в полную негодность. Но жалко стало патриотам бросать судно — они приложили все силы и вновь отремонтировали его. В навигацию «Поставщик» снова выйдет в рейс.
Для успешного проведения предстоящей навигации и улучшения дальнейшей работы эксплуатационного участка необходимо произвести расчистку фарватера реки. Затрудняет перевозку грузов по Клязьме неудачно построенный мост в местечке Мячково — он не имеет водоотводных бонн и не позволяет, таким образом, буксировать большие плоты. Разрешение этих вопросов позволит транспортировать значительно большее количество грузов по Клязьме от Горького до Владимира» («Призыв», 14 марта 1945).

Вязниковский боевой корабль «ПОСТАВЩИК»

Река Клязьма в довоенные годы играла заметную роль в жизни города. По ней на пароходах, катерах и баржах осуществлялся большой грузооборот, она кормила горожан и жителей деревень рыбой, это было место отдыха молодёжи: лодочная станция, пляжи, купальный бассейн, вышка для прыгунов в воду, лодки под парусами скользили по ней в разливы.
Война наложила свой отпечаток на нашу мирную реку. Кое-что, конечно, осталось, но многое менялось с уходом матросов-мужчин на фронт и с приходом на их место женщин, которых именовали по-мужски: «матрос».
Нёс здесь скромную, но весьма важную службу буксир «Поставщик». Он обеспечивал безопасность плавания кораблей. На некоторых мелких участках реки он ставил на небольших плотиках и опорах бакены, указывающие, где надо плыть. В разлив он их снимал, потом ставил опять. И поэтому он назывался «Поставщик». Капитанам многих кораблей он помог избежать попадания на мель. Им не обязательно было знать все мели, как персонажу из кинофильма «Волга-Волга».
После такого вступления можно перейти к биографии вязниковцев-матросов Монаховых, Алексея Семёновича и Екатерины Михайловны, имеющих прямое отношение к этой метаморфозе.
Комсомолец Алексей Монахов в 1940 г. по путёвке комсомола был направлен в учебный отряд подводного плавания в г. Ленинград. До этого он работал кочегаром, а затем помощником механика на «Шуе», «Отважном», «Поставщике». Так что опыт работы на пароходах у него был.
Плавать на подводной лодке ему не пришлось. Началась война и блокада Ленинграда. Из курсантов сформировали морской десант, и в боях возле Кингисеппа Алексей Монахов был ранен в руку. На излечение он был эвакуирован в госпиталь г. Свердловска. 4,5 месяца его там лечили, и на окончательную поправку (рука стала короче) отправили на родину в Вязники.
Но так как в водном транспорте людей не хватало, он решил поработать сначала на «Отважном», потом на «Поставщике». Его как инвалида II группы освободили от военной службы, и он с увлечением занимался своим любимым делом.
Так получилось, что пришёл солдат с фронта, да и попал опять на фронт: ранней весной 1943 года буксиру с командой было приказано прибыть в г. Горький. Здесь ожидал их боевой приказ. Буксир «Поставщик» передавался Волжской военной флотилии и получал наименование «Т-123».
Таким образом, мирный буксир становился военным кораблём. Соответственные изменения произошли и с экипажем. Они получили статус военных моряков с формой, питанием, денежным и другим довольствием. В штат экипажа, кроме наших вязниковцев, были включены специалисты по минному делу.
Поставили задачу участвовать в разминировании фарватера реки Волги под Сталинградом. Дело в том, что с целью воспрепятствовать переброске с левого берега в Сталинград нашей военной техники, людей и других грузов, немецкая авиация набросала на дно множество мин, и их нужно было уничтожить, в частности, путём траления. Так как были мины и магнитного действия, то корабль размагнитили.
Вот такова была боевая задача.
К буксиру пришвартовали баржу, оснастили тралом и другими приспособлениями, и последовал он по Волге к Сталинграду.
Всё светлое время дня «Т-123» буксировал баржу, за ней тащился трал. Он задевал мины, что лежали на дне. Те либо всплывали и их расстреливали, или взрывались, на дне реки. Иногда так близко от баржи, что на неё низвергался ливень воды с илом и осколками мины. Это было очень опасно. Но и с неба падала опасность. Хотя немцев у Сталинграда и не было, они не прекращали налёты самолётов, с которых сыпались бомбы, на город и корабли на реке. К счастью, людских жертв на «Т-123» не было.
Так вязниковский боевой корабль помогал Сталинграду вернуться к мирной жизни.
В книге «Московскому пароходству - 100 лет», изданной в 1958 году (вязниковские речники подчинялись МОУРПу), в частности, написано: «Когда события под Сталинградом потребовали направления в район обороны Волжской твердыни маломерного флота... на Волге работали суда Московско-Окского пароходства... «Поставщик»... их команда влилась в ряды краснофлотцев. На боевом счёту ... тральщика «Поставщик» - 27 обезвреженных минных полей».
Вся команда судна была награждена медалями «За оборону Сталинграда».
На корабле служили и женщины. Екатерина Мухина на «Поставщике» трудилась с начала войны. Под Сталинградом она кормила матросов. Маша Бородина кочегарила. Другие девушки были в распоряжении боцмана: драили медяшки, швабрили палубу, стирали, наводили санитарный порядок и т.п. Дел было «по горло» и нелёгких.
Учащиеся школ, перед которыми мы выступаем с беседами о войне, часто спрашивают: «А была ли дружба, любовь на фронте?». Ответ однозначен: были. Без дружбы, особенно в авиации, морском флоте, да и пехоте, без поддержки друг друга, без коллективизма невозможно одержать победу. Дружба была, и всеми силами её хранили. Была и любовь. И она часто порождала семью. Так, например, случилось между Алексеем Монаховым и Катей Мухиной. И всю последующую жизнь они прошли вместе.
Осенью 1944 года боевой корабль «Т-123», вновь ставший мирным «Поставщиком», возвратился по Волге, Оке и Клязьме в родной порт «Вязники». Его протяжными гудками встречали все корабли, стоявшие в порту.
С приятелем Сергеем Ивановичем Алексеевым мы в выходные дни совершали «набеги» на грибы, шиповник, калину и другие дары природы. Иногда и на реку Клязьму, под деревню Ботулино. Здесь в августе неплохо клевали лещи. Поставив палатку, забрасывали донки в надежде, что что-то клюнет ночью или под утро. Разводили костёр и предавались воспоминаниям о войне (мы оба служили в авиации), то «философствовали», чаще всего о прелестях вязниковской природы.
Встали однажды, как обычно, с рассветом. По реке стлался осенний туман. Тишина. Вдруг раздались звуки песни «Из-за острова на стрежень...». Это было очаровательно, великолепно. Из-за крутого поворота выползал вверх по течению реки корабль. Машина крутила колёса, их лопатки мерно шлёпали по воде. Мы не ворчали на их шум, отпугивающий рыб от донок. Он не мог идти в сравнение с тем очарованием, какое охватило нас. Шаляпинский бархатный бас широко расплескал по реке музыку и пение. Казалось, что не знаменитый певец поёт, а поёт сам гордый корабль.
Видимо, матросы спали, а рулевой сбивал с себя дремоту музыкой. Никогда не приходилось слышать эту разухабистую песню в столь удачных времени и месте.
Корабль приближался. Это был «Поставщик». Он нёс свою дозорную службу, оберегая безопасность других кораблей.
Больше с «Поставщиком» мы не встречались.
Вот что рассказали мне супруги Монаховы о кончине боевого корабля. Машины его поизносились, корпус всё настойчивее одолевала ржавчина. Решено было корабль списать. Кончину он принял на острове, что в затоне. Алексей Семёнович и Екатерина Михайловна, постаревшие, пришли проститься со своим боевым другом. Стояли молча, сняв головные уборы и, кажется, шептали: «Были когда-то и мы рысаками».
А может, и не нужно было резать его на металлолом?
Поставить бы его на вечную стоянку, и служил бы он делу воспитания вязниковской молодёжи, вызывая чувство уважения, гордости к нашему прошлому. Не часто ли мы вот так «списываем» наши исторические реликвии?
Г.С. Зудилов
Город Вязники
Судоходство на Клязьме в XIX веке
Мост через Клязьму в г. Владимире

Категория: Вязники | Добавил: Николай (19.04.2021)
Просмотров: 61 | Теги: Вязники, река | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru