Во Дворце детского (юношеского) творчества г. Владимира работает историко-краеведческое объединение, где дети под руководством педагога и краеведа И.К. Чистяковой занимаются поисковой краеведческой работой. Особое место в их исследованиях занимает тема «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».
Мы предлагаем статью воспитанника объединения Данила Коршунова, выполненную совместно с его руководителем. Д. Коршунов, И.К. Чистякова. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГУДЗЬ. ВЛАДИМИРСКИЙ СЛЕД В ЖИЗНИ ЛЕТЧИКА. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 11.
К истории Владимирского аэроклуба
В 1991 году поисковым отрядом «МИФ» из Ленинграда (руководитель А.С. Рувимов) в районе между станцией Турышкино и урочищем Вороново (Кировский район Ленинградской области) было обнаружено место падения самолета Ил-2. На основании проведенных в Центральном архиве Министерства обороны РФ исследований установлено, что самолет Ил-2 не вернулся с боевого задания 12 января 1943 года, летчик - заместитель командира авиаэскадрильи, младший лейтенант Гудзь Николай Иванович. По данным Обобщенного банка данных «Мемориал» этот летчик был призван в армию Владимирским военкоматом, так как до войны он жил во Владимире и служил здесь в аэроклубе. Поисковики обратились во владимирский областной комитет по делам молодежи и Владимиро-Суздальский музей-заповедник с просьбой отыскать данные о пребывании летчика Николая Ивановича Гудзя во Владимире. Эта просьба была передана в наше историко-краеведческое объединение. Так начался поиск материалов по данной теме. Поиск велся по документам Государственного архива Владимирской области (книга приказов Владимирского аэроклуба - фонд 2583, опись 1, дела 1-6), по публикациям в газете «Призыв» за 1930-1940 годы, по документам, выставленным Министерством обороны РФ в Обобщенном банке данных «Мемориал» (http://obd- memorial.ru), и в интернете на «Героико-патриотическом форуме России» (http://voenspez.ru).
На «Форуме поисковых движений» (http://forum.patriotcenter.ru) члены поискового объединения «Тризна» (межрегиональная молодежная общественная организация) помогли с поиском родных летчика, даже переслали фотографии его семьи. Поэтому теперь мы можем восстановить подробности биографии летчика и донести их до широкой аудитории.
Николай Иванович Гудзь
Николай Иванович Гудзь родился в 1916 году в селе Широчанка Ейского района Краснодарского края. В семье было пятеро детей: Константин, Александр, Николай, Петр и Галина. Мать звали Прасковья Гавриловна Гудзь (1898-1977), а отца - Иван Гаврилович Гудзь. Он был участником Великой Отечественной войны, принимал участие в освобождении стран Западной Европы от фашистов.
В 1930-е годы был популярен лозунг «Комсомолец - на самолет!». Николай Гудзь, как и многие молодые люди, бредил небом. Он решил стать летчиком, и поэтому поступил учиться в Военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (летнабов) морской и сухопутной авиации, тем более, что находилась она рядом с домом - в городе Ейске. У этой военной школы богатая история. В середине июля 1931 года она была передислоцирована из Севастополя в Ейск. Школа была передана в подчинение командования Северо-Кавказского военного округа. В 1937 году школа была переименована в Военно-Морское авиационное училище (ВМАУ) имени Сталина и почти одновременно передана под командование ВМФ. Именно в 1937 году Николай был призван в армию и направлен на учебу в это училище. ВМАУ им. Сталина в это время значительно обновило парк самолетов, расширилась и аэродромная сеть. В это время в составе училища имелось не менее девяти учебных авиационных эскадрилий. В 1939 году из его стен было выпущено уже свыше 900 летных специалистов. Среди выпускников был и Николай Иванович Гудзь. Во время учебы он женился. У них с женой было трое детей.
После окончания военного училища Николай Гудзь был направлен на работу во Владимир. В начале 1939 года Николай Иванович вместе с женой переехал во Владимир, где они жили по адресу: улица Ильича, д. 12, кв. 5 (не сохранился).
Дом №12 на улице Ильича во Владимире (снесен в 2008 г.)
29 января 1939 года Н.И. Гудзь был принят на должность летчика-инструктора Владимирского аэроклуба. Для курсанта это был непререкаемый авторитет, пример для подражания, часто предмет для обожания, и самое главное - основная фигура, которая могла положить начало или конец летной карьере курсанта.
Набор курсантов проходил два раза в год. Обучение курсантов в аэроклубе состояло из трех этапов: теория - наземная подготовка - летное обучение. Распорядок дня курсантов был расписан очень подробно. Сюда входила утренняя зарядка, политинформация, наземная подготовка, и, конечно, учебно-тренировочные полеты. После окончания теоретической подготовки курсантов формировали в летные группы. Летные группы разбивались на звенья, звенья - на группы. Каждую группу возглавлял инструктор-летчик. После первых самостоятельных полетов по «коробочке» (полет по установленному маршруту, обычно прямоугольному, в районе аэродрома для отработки взлета, захода, расчета на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому) начинались полеты в зону (место, воздушное пространство над определенным участком земной поверхности, ограниченное наземными ориентирами), где отрабатывалась техника выполнения фигур пилотажа: виражей, боевых разворотов, спиралей, горок, штопора. В этих полетах курсанты чувствовали себя увереннее. Заканчивали программу в начале сентября, а в начале октября их проверял представитель одного из военных авиационных училищ.
С 1 февраля 1939 года был установлен распорядок дня в аэроклубе для летно-технического состава. По приказу начальника отдела авиации Осоавиахима Ивановской области всему составу нужно было составлять личные планы работы на каждый день и задания подчиненным. Регулярно проводились проверки знаний летно-технического состава и тренировочные полеты командного состава.
По приказу начальника аэроклуба для обучения летному делу весь состав аэроклуба был разбит на два звена, а звенья - на группы. Одну из таких групп возглавили инструктор Н.И. Гудзь и техник В.И. Кириллов.
Весной курсанты изучали материальную часть самолета У-2 и проходили теоретическую подготовку. Летом их переводили в лагерные условия учебы на аэродроме для лучшего усвоения пилотской программы. В мае-июне курсанты приступали к полетам на У-2. Инструктор знакомил курсантов с азами знаний для совершения полета. Приказом от 19 апреля 1939 года для обучения пилотажу и тренировок на самолете У-2 в районе аэродрома были определены зоны учебных полетов: южная окраина села Суромна, северная окраина села Красное, севернее бойни 1,5 км, северная окраина совхоза «Коммунар», село Кусуново.
После нескольких ознакомительных полетов с инструктором, курсант обычно был готов к самостоятельному полету. Причем, курсанты допускались к самостоятельным полетам только после налета с инструктором определенного количества часов (не менее 9). Летчик-инструктор - это был человек, с которым курсанты первый раз поднимались в воздух на самолете, который с тревогой следил, как они выполняли первые самостоятельные взлеты и посадки. Иногда во время самостоятельных полетов случались непредвиденные ситуации. Так, в приказе начальника аэроклуба от 13 июля 1939 года отмечалось, что произошла поломка самолета у курсанта Пахомова (командир звена Н.И. Гудзь): были сломаны шасси и винт. В результате Н.И. Гудзь временно был отстранен от командования звеном.
Одним из главных праздников для аэроклуба был День авиации. К нему в аэроклубе готовились, старались показать все достижения в овладении мастерством летного дела. При подготовке к празднованию летчики тренировались в полетах строем, в одновременном выполнении фигур высшего пилотажа. Для проведения Дня авиации 18 августа 1939 года был установлен определенный распорядок дня. После подготовки планеров, парашютов и самолетов к параду проходил митинг в честь Дня авиации. Затем был запуск авиационных безмоторных моделей Дома пионеров, парашютные прыжки, полеты на планере. Инструкторы совершали показной полет клином и фигурный пилотаж (виражи, восьмерки, перевороты, развороты, петли, спираль, сбор в строй клином). Газета «Призыв» писала: «Первым оставила аэродром машина с летчиком-инструктором Зайцевым и курсантом Акимовым. За ними также плавно оторвались от земли летчик-инструктор Гудзь с курсантом Салтыковым. Планер буксировался самолетом, после отрывался от него и производил удивительные виражи, штопоры. Заканчивался праздник общим городским гуляньем в городском саду».
Для подготовки пилотов в 1940/41 году ряд инструкторов был допущен к преподавательской работе, в том числе теорию авиации преподавали Довгерд, Абанин, Гудзь.
Для определения качества теоретической подготовки по окончании учебного года назначалась специальная комиссия, преподавателям предлагалось «составить вопросник на отдельных листах, в которых должно быть не менее 4-5 вопросов из различных тем, глав, разделов; составить расписание консультаций, проводить индивидуальные консультации, зачеты». Группа инструктора Гудзя была лучшей в аэроклубе в 1940 году. В том же 1940 году руководством Осо-авиахима был поставлен вопрос об организации филиалов Владимирского аэроклуба. Поэтому были откомандированы инструкторы по вопросам комплектования филиалов в Гусь-Хрустальный, Собинку, Оргтруд. В Суздале также был организован филиал аэроклуба. С 3 февраля 1941 года начальником Суздальского филиала был назначен инструктор-летчик Н.И. Гудзь. Последним праздником мирного времени был Первомай 1941 года. В аэроклубе прошло торжественное собрание, на котором были вручены благодарности и премии летчикам-инструкторам, в том числе и Н.И. Гудзю. Весь состав аэроклуба принял участие в общегородской демонстрации. Все острее чувствовалось дыхание войны. С 22 марта по 10 апреля 1941 года инструктор-летчик Гудзь находился на военных сборах. Для усиления охраны самолетов были назначены наряды. После начала войны с 24 июня было введено круглосуточное дежурство на аэродроме. С 7 июля были запрещены полеты над Грамзаводом, Улыбышевским и Боголюбовским железнодорожными мостами. На основании постановления Совнаркома от 2 июля 1941 года об обязательном обучении населения противовоздушной и противохимической обороне с 11 июля в аэроклубе были созданы две группы самозащиты из штатного состава аэроклуба. С 16 октября 1941 года по сигналу «Воздушная тревога» в выходные дни и ночью постоянный состав был обязан являться в аэроклуб. Для борьбы с возможными пожарами и ликвидации последствий налетов были созданы две команды. К 28 октября было закончено расширение бомбоубежища на аэродроме.
В октябре 1941 года проводились сначала учебные, а затем и самостоятельные полеты курсантов. Среди них были курсанты инструктора Гудзя: Кошелев, Коновалов, Голдобин, Смелов, Алеплеев, Федулов, Семенов, Студенкин. В приказе начальника аэроклуба говорилось, что коллектив со своими задачами справился, а Н.И. Гудзь упоминался среди лучших работников.
Последнее упоминание о Николае Ивановиче Гудзе в документах аэроклуба встречается в приказе от 27 ноября 1941 года: «... считать выбывшими в ВВС летчиков и техников вместе с самолетами У-2 №№ 16050, 16695, 10617, 13775, 13660: Павленко Н.В., Щеглова А.К., Ямановского А.И., Абанина Н.С., Гудзь Н.И., Андреева А.В., Яковлева А.В., Семенова С.В.».
Заместитель начальника авиаэскадрильи, старшина Н.И. Гудзь воевал в составе 704-го штурмового авиационного полка (ШАП) 232-й штурмовой авиационной дивизии (ШАД). В декабре 1941 года Н.И. Гудзь в составе полка прибыл в распоряжение Волховского фронта на аэродром близ Малой Вишеры.
Зимой и весной 1942 года летчик Гудзь участвовал в Любанской операции, действовал в районе Новгорода, Спасской Полисти, Мясного Бора, Киришей, Шимска, вел ночные бомбардировки, включая разлив зажигательной смеси, доставлял в окруженную 2-ю ударную армию боеприпасы, продукты, медикаменты.
Из оперсводки штаба 232-й ШАД, 12 января 1943 года, 21.00: «<.. .> 704 ШАП в течение дня уничтожал артиллерию, огневые точки и войска противника в узле сопротивления поселка Михайловский и поселка 1-й Эстонский. <...> оборонительный воздушный бой группы велся двумя самолетами Ил-2 704 ШАП - ведущий лейтенант Бахирев, с 2 мессершмитами-109. Атаку Me-109 производили поодиночке, одновременно сверху, снизу, сзади. Во время отражения атаки истребителей был ведущим потерян ведомый старшина Гудзь.
<...> 1-й самолет Ил-2 № 30714 старшина Гудзь в районе Карбусель одновременно сверху, снизу, сзади был атакован 2-мя Me-109. Во время отражения атак противника лейтенант Бахирев потерял из виду ведомого старшину Гудзь. Предположительно сбит истребителями противника».
Таким образом, самолет Ил-2 № 30714 из состава 704-го штурмового авиаполка 232 ШАД 14 ВА не вернулся с боевого задания 12 января 1943 года, летчик - заместитель командира авиаэскадрильи, старшина Николай Иванович Гудзь. Ему было посмертно присвоено звание младшего лейтенанта.
Ленинградская область является одним из самых больших регионов Российской Федерации, где велись боевые действия в годы Великой Отечественной войны. На территории области погибло более трех миллионов советских солдат и офицеров. Уже более пятнадцати лет в Ленинградской области проводятся крупномасштабные поисковые мероприятия с целью поиска и захоронения непогребенных останков погибших воинов.
Сначала Н.И. Гудзь числился пропавшим без вести. В 1940-е годы местные жители при извлечении дюраля на сдачу в металлолом обнаружили труп летчика. При нем обнаружили документы на имя Н.И. Гудзя. Останки летчика похоронили сначала в деревне Турышкино Лезьенского сельсовета Мгинского района, а позднее, в 1949 году, останки были перезахоронены на кладбище в поселке Мга.
24 сентября 1952 года вышел приказ Главного управления кадров Советской армии, в котором говорилось о внесении изменений в статью приказа об исключении из списков офицерского состава младшего лейтенанта Н.И. Гудзя: «Напечатано: пропал без вести 12 января 1943 года. Следует читать: погиб 12 января 1943 года».
В 1991 году в Кировском районе Ленинградской области между станцией Турышкино и урочищем Вороново поисковым отрядом «МИФ» было обнаружено место падения самолета Ил-2. В мае 2004 года поисковыми отрядами «Мга» и «Высота» было еще раз обследовано место падения самолета. На одном из обломков (на дюрале, приклепанном к броне) был выбит номер: 223. Был установлен номер двигателя АМ-38щ № 219266. Останков пилота обнаружено не было. Это был самолет Николая Ивановича Гудзя. По данным командира поискового отряда «Мга» В. Н. Печуры, на воинской площадке Мгинского кладбища на одной из плит увековечено имя погибшего летчика.
Николай Иванович Гудзь прожил короткую, но достойную жизнь. О нем собирали материал красные следопыты средней школы № 15 города Ейска. Его имя занесено в Книги Памяти Владимирской области, городов Ейск и Саратов (где, возможно, проживала его семья), Краснодарского края.
Основная статья: Владимирский край в годы Великой Отечественной войны Город Владимир 1 мая 1941 года Город Владимир в начале ВОВ