Главная
Регистрация
Вход
Четверг
14.11.2019
01:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1127]
Суздаль [349]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [371]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [81]
Юрьев [199]
Судогда [84]
Москва [42]
Покров [111]
Гусь [125]
Вязники [230]
Камешково [66]
Ковров [296]
Гороховец [95]
Александров [216]
Переславль [100]
Кольчугино [62]
История [32]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [70]
Писатели и поэты [15]
Промышленность [76]
Учебные заведения [50]
Владимирская губерния [30]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [34]
Муромские поэты [5]
художники [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Николай Иванович Гудзь, летчик

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГУДЗЬ

Во Дворце детского (юношеского) творчества г. Владимира работает историко-краеведческое объединение, где дети под руководством педагога и краеведа И.К. Чистяковой занимаются поисковой краеведческой работой. Особое место в их исследованиях занимает тема «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны».
Мы предлагаем статью воспитанника объединения Данила Коршунова, выполненную совместно с его руководителем.
Д. Коршунов, И.К. Чистякова. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ГУДЗЬ. ВЛАДИМИРСКИЙ СЛЕД В ЖИЗНИ ЛЁТЧИКА. Краеведческий альманах «Старая Столица» выпуск 11.

К истории Владимирского аэроклуба

В 1991 году поисковым отрядом «МИФ» из Ленинграда (руководитель А.С. Рувимов) в районе между станцией Турышкино и урочищем Вороново (Кировский район Ленинградской области) было обнаружено место падения самолёта Ил-2. На основании проведённых в Центральном архиве Министерства обороны РФ исследований установлено, что самолёт Ил-2 не вернулся с боевого задания 12 января 1943 года, лётчик - заместитель командира авиаэскадрильи, младший лейтенант Гудзь Николай Иванович. По данным Обобщённого банка данных «Мемориал» этот лётчик был призван в армию Владимирским военкоматом, так как до войны он жил во Владимире и служил здесь в аэроклубе. Поисковики обратились во владимирский областной комитет по делам молодёжи и Владимиро-Суздальский музей-заповедник с просьбой отыскать данные о пребывании лётчика Николая Ивановича Гудзя во Владимире. Эта просьба была передана в наше историко-краеведческое объединение. Так начался поиск материалов по данной теме. Поиск вёлся по документам Государственного архива Владимирской области (книга приказов Владимирского аэроклуба - фонд 2583, опись 1, дела 1-6), по публикациям в газете «Призыв» за 1930-1940 годы, по документам, выставленным Министерством обороны РФ в Обобщённом банке данных «Мемориал» (http://obd- memorial.ru), и в интернете на «Героико-патриотическом форуме России» (http://voenspez.ru).
На «Форуме поисковых движений» (http://forum.patriotcenter.ru) члены поискового объединения «Тризна» (межрегиональная молодёжная общественная организация) помогли с поиском родных лётчика, даже переслали фотографии его семьи. Поэтому теперь мы можем восстановить подробности биографии лётчика и донести их до широкой аудитории.


Николай Иванович Гудзь

Николай Иванович Гудзь родился в 1916 году в селе Широчанка Ейского района Краснодарского края. В семье было пятеро детей: Константин, Александр, Николай, Пётр и Галина. Мать звали Прасковья Гавриловна Гудзь (1898-1977), а отца - Иван Гаврилович Гудзь. Он был участником Великой Отечественной войны, принимал участие в освобождении стран Западной Европы от фашистов.
В 1930-е годы был популярен лозунг «Комсомолец - на самолёт!». Николай Гудзь, как и многие молодые люди, бредил небом. Он решил стать лётчиком, и поэтому поступил учиться в Военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (лётнабов) морской и сухопутной авиации, тем более, что находилась она рядом с домом - в городе Ейске.
У этой военной школы богатая история. В середине июля 1931 года она была передислоцирована из Севастополя в Ейск. Школа была передана в подчинение командования Северо-Кавказского военного округа. В 1937 году школа была переименована в Военно-Морское авиационное училище (ВМАУ) имени Сталина и почти одновременно передана под командование ВМФ. Именно в 1937 году Николай был призван в армию и направлен на учёбу в это училище. ВМАУ им. Сталина в это время значительно обновило парк самолётов, расширилась и аэродромная сеть. В это время в составе училища имелось не менее девяти учебных авиационных эскадрилий.
В 1939 году из его стен было выпущено уже свыше 900 лётных специалистов. Среди выпускников был и Николай Иванович Гудзь. Во время учёбы он женился. У них с женой было трое детей.
После окончания военного училища Николай Гудзь был направлен на работу во Владимир. В начале 1939 года Николай Иванович вместе с женой переехал во Владимир, где они жили по адресу: улица Ильича, д. 12, кв. 5 (не сохранился).


Дом №12 на улице Ильича во Владимире (снесён в 2008 г.)

29 января 1939 года Н.И. Гудзь был принят на должность лётчика-инструктора Владимирского аэроклуба. Для курсанта это был непререкаемый авторитет, пример для подражания, часто предмет для обожания, и самое главное - основная фигура, которая могла положить начало или конец лётной карьере курсанта.
Набор курсантов проходил два раза в год. Обучение курсантов в аэроклубе состояло из трёх этапов: теория - наземная подготовка - лётное обучение. Распорядок дня курсантов был расписан очень подробно. Сюда входила утренняя зарядка, политинформация, наземная подготовка, и, конечно, учебно-тренировочные полёты. После окончания теоретической подготовки курсантов формировали в лётные группы. Лётные группы разбивались на звенья, звенья - на группы. Каждую группу возглавлял инструктор-лётчик. После первых самостоятельных полётов по «коробочке» (полёт по установленному маршруту, обычно прямоугольному, в районе аэродрома для отработки взлёта, захода, расчёта на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому) начинались полёты в зону (место, воздушное пространство над определённым участком земной поверхности, ограниченное наземными ориентирами), где отрабатывалась техника выполнения фигур пилотажа: виражей, боевых разворотов, спиралей, горок, штопора. В этих полётах курсанты чувствовали себя увереннее. Заканчивали программу в начале сентября, а в начале октября их проверял представитель одного из военных авиационных училищ.
С 1 февраля 1939 года был установлен распорядок дня в аэроклубе для лётно-технического состава. По приказу начальника отдела авиации Осоавиахима Ивановской области всему составу нужно было составлять личные планы работы на каждый день и задания подчинённым. Регулярно проводились проверки знаний лётно-технического состава и тренировочные полёты командного состава.
По приказу начальника аэроклуба для обучения лётному делу весь состав аэроклуба был разбит на два звена, а звенья - на группы. Одну из таких групп возглавили инструктор Н.И. Гудзь и техник В.И. Кириллов.
Весной курсанты изучали материальную часть самолёта У-2 и проходили теоретическую подготовку. Летом их переводили в лагерные условия учёбы на аэродроме для лучшего усвоения пилотской программы. В мае-июне курсанты приступали к полетам на У-2. Инструктор знакомил курсантов с азами знаний для совершения полёта. Приказом от 19 апреля 1939 года для обучения пилотажу и тренировок на самолете У-2 в районе аэродрома были определены зоны учебных полётов: южная окраина села Суромна, северная окраина села Красное, севернее бойни 1,5 км, северная окраина совхоза «Коммунар», село Кусуново.
После нескольких ознакомительных полётов с инструктором, курсант обычно был готов к самостоятельному полёту. Причём, курсанты допускались к самостоятельным полётам только после налёта с инструктором определённого количества часов (не менее 9). Лётчик-инструктор - это был человек, с которым курсанты первый раз поднимались в воздух на самолёте, который с тревогой следил, как они выполняли первые самостоятельные взлёты и посадки. Иногда во время самостоятельных полётов случались непредвиденные ситуации. Так, в приказе начальника аэроклуба от 13 июля 1939 года отмечалось, что произошла поломка самолёта у курсанта Пахомова (командир звена Н.И. Гудзь): были сломаны шасси и винт. В результате Н.И. Гудзь временно был отстранён от командования звеном.
Одним из главных праздников для аэроклуба был День авиации. К нему в аэроклубе готовились, старались показать все достижения в овладении мастерством лётного дела. При подготовке к празднованию лётчики тренировались в полётах строем, в одновременном выполнении фигур высшего пилотажа. Для проведения Дня авиации 18 августа 1939 года был установлен определённый распорядок дня. После подготовки планеров, парашютов и самолётов к параду проходил митинг в честь Дня авиации. Затем был запуск авиационных безмоторных моделей Дома пионеров, парашютные прыжки, полёты на планере. Инструкторы совершали показной полёт клином и фигурный пилотаж (виражи, восьмёрки, перевороты, развороты, петли, спираль, сбор в строй клином). Газета «Призыв» писала: «Первым оставила аэродром машина с лётчиком-инструктором Зайцевым и курсантом Акимовым. За ними также плавно оторвались от земли лётчик-инструктор Гудзь с курсантом Салтыковым. Планер буксировался самолётом, после отрывался от него и производил удивительные виражи, штопоры. Заканчивался праздник общим городским гуляньем в городском саду».
Для подготовки пилотов в 1940/41 году ряд инструкторов был допущен к преподавательской работе, в том числе теорию авиации преподавали Довгерд, Абанин, Гудзь.
Для определения качества теоретической подготовки по окончании учебного года назначалась специальная комиссия, преподавателям предлагалось «составить вопросник на отдельных листах, в которых должно быть не менее 4-5 вопросов из различных тем, глав, разделов; составить расписание консультаций, проводить индивидуальные консультации, зачёты».
Группа инструктора Гудзя была лучшей в аэроклубе в 1940 году.
В том же 1940 году руководством Осо-авиахима был поставлен вопрос об организации филиалов Владимирского аэроклуба. Поэтому были откомандированы инструкторы по вопросам комплектования филиалов в Гусь-Хрустальный, Собинку, Оргтруд. В Суздале также был организован филиал аэроклуба. С 3 февраля 1941 года начальником Суздальского филиала был назначен инструктор-лётчик Н.И. Гудзь.
Последним праздником мирного времени был Первомай 1941 года. В аэроклубе прошло торжественное собрание, на котором были вручены благодарности и премии лётчикам-инструкторам, в том числе и Н.И. Гудзю. Весь состав аэроклуба принял участие в общегородской демонстрации.
Всё острее чувствовалось дыхание войны. С 22 марта по 10 апреля 1941 года инструктор-лётчик Гудзь находился на военных сборах. Для усиления охраны самолётов были назначены наряды. После начала войны с 24 июня было введено круглосуточное дежурство на аэродроме. С 7 июля были запрещены полёты над Грамзаводом, Улыбышевским и Боголюбовским железнодорожными мостами. На основании постановления Совнаркома от 2 июля 1941 года об обязательном обучении населения противовоздушной и противохимической обороне с 11 июля в аэроклубе были созданы две группы самозащиты из штатного состава аэроклуба. С 16 октября 1941 года по сигналу «Воздушная тревога» в выходные дни и ночью постоянный состав был обязан являться в аэроклуб. Для борьбы с возможными пожарами и ликвидации последствий налётов были созданы две команды. К 28 октября было закончено расширение бомбоубежища на аэродроме.
В октябре 1941 года проводились сначала учебные, а затем и самостоятельные полёты курсантов. Среди них были курсанты инструктора Гудзя: Кошелев, Коновалов, Голдобин, Смелов, Алеплеев, Федулов, Семенов, Студёнкин. В приказе начальника аэроклуба говорилось, что коллектив со своими задачами справился, а Н.И. Гудзь упоминался среди лучших работников.
Последнее упоминание о Николае Ивановиче Гудзе в документах аэроклуба встречается в приказе от 27 ноября 1941 года: «... считать выбывшими в ВВС лётчиков и техников вместе с самолётами У-2 №№ 16050, 16695, 10617, 13775, 13660: Павленко Н.В., Щеглова А.К., Ямановского А.И., Абанина Н.С., Гудзь Н.И., Андреева А.В., Яковлева А.В., Семенова С.В.».

Заместитель начальника авиаэскадрильи, старшина Н.И. Гудзь воевал в составе 704-го штурмового авиационного полка (ШАП) 232-й штурмовой авиационной дивизии (ШАД). В декабре 1941 года Н.И. Гудзь в составе полка прибыл в распоряжение Волховского фронта на аэродром близ Малой Вишеры.
Зимой и весной 1942 года лётчик Гудзь участвовал в Любанской операции, действовал в районе Новгорода, Спасской Полисти, Мясного Бора, Киришей, Шимска, вёл ночные бомбардировки, включая разлив зажигательной смеси, доставлял в окружённую 2-ю ударную армию боеприпасы, продукты, медикаменты.
Из оперсводки штаба 232-й ШАД, 12 января 1943 года, 21.00: «<.. .> 704 ШАП в течение дня уничтожал артиллерию, огневые точки и войска противника в узле сопротивления посёлка Михайловский и посёлка 1-й Эстонский. <...> оборонительный воздушный бой группы вёлся двумя самолётами Ил-2 704 ШАП - ведущий лейтенант Бахирев, с 2 мессершмитами-109. Атаку Me-109 производили поодиночке, одновременно сверху, снизу, сзади. Во время отражения атаки истребителей был ведущим потерян ведомый старшина Гудзь.
<...> 1-й самолёт Ил-2 № 30714 старшина Гудзь в районе Карбусель одновременно сверху, снизу, сзади был атакован 2-мя Me-109. Во время отражения атак противника лейтенант Бахирев потерял из виду ведомого старшину Гудзь. Предположительно сбит истребителями противника».
Таким образом, самолёт Ил-2 № 30714 из состава 704-го штурмового авиаполка 232 ШАД 14 ВА не вернулся с боевого задания 12 января 1943 года, лётчик - заместитель командира авиаэскадрильи, старшина Николай Иванович Гудзь. Ему было посмертно присвоено звание младшего лейтенанта.

Ленинградская область является одним из самых больших регионов Российской Федерации, где велись боевые действия в годы Великой Отечественной войны. На территории области погибло более трёх миллионов советских солдат и офицеров. Уже более пятнадцати лет в Ленинградской области проводятся крупномасштабные поисковые мероприятия с целью поиска и захоронения непогребённых останков погибших воинов.
Сначала Н.И. Гудзь числился пропавшим без вести. В 1940-е годы местные жители при извлечении дюраля на сдачу в металлолом обнаружили труп летчика. При нём обнаружили документы на имя Н.И. Гудзя. Останки лётчика похоронили сначала в деревне Турышкино Лезьенского сельсовета Мгинского района, а позднее, в 1949 году, останки были перезахоронены на кладбище в посёлке Мга.
24 сентября 1952 года вышел приказ Главного управления кадров Советской армии, в котором говорилось о внесении изменений в статью приказа об исключении из списков офицерского состава младшего лейтенанта Н.И. Гудзя: «Напечатано: пропал без вести 12 января 1943 года. Следует читать: погиб 12 января 1943 года».
В 1991 году в Кировском районе Ленинградской области между станцией Турышкино и урочищем Вороново поисковым отрядом «МИФ» было обнаружено место падения самолёта Ил-2. В мае 2004 года поисковыми отрядами «Мга» и «Высота» было ещё раз обследовано место падения самолёта. На одном из обломков (на дюрале, приклёпанном к броне) был выбит номер: 223. Был установлен номер двигателя АМ-38щ № 219266. Останков пилота обнаружено не было. Это был самолёт Николая Ивановича Гудзя. По данным командира поискового отряда «Мга» В. Н. Печуры, на воинской площадке Мгинского кладбища на одной из плит увековечено имя погибшего лётчика.
Николай Иванович Гудзь прожил короткую, но достойную жизнь. О нём собирали материал красные следопыты средней школы № 15 города Ейска. Его имя занесено в Книги Памяти Владимирской области, городов Ейск и Саратов (где, возможно, проживала его семья), Краснодарского края.
Основная статья: Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Владимир 1 мая 1941 года
Город Владимир в начале ВОВ

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.11.2019)
Просмотров: 8 | Теги: Владимир, вов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика