Главная
Регистрация
Вход
Суббота
26.09.2020
06:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1298]
Суздаль [412]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [422]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [109]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [131]
Гусь [151]
Вязники [276]
Камешково [93]
Ковров [375]
Гороховец [119]
Александров [244]
Переславль [112]
Кольчугино [74]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [100]
Промышленность [90]
Учебные заведения [114]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [48]
Муромские поэты [5]
художники [24]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [242]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Гусев Юрий Иванович, летчик

Юрий Иванович Гусев

Юрий Иванович Гусев родился в 1922 году в г. Владимире. Он всегда увлекался спортом, поэтому, окончив 8 классов, поступил учиться во Владимирский физкультурный техникум. Многие студенты, в том числе и Юрий, сдали нормы на оборонные значки «Ворошиловский стрелок», ПВХО («Готов к противовоздушной и противохимической обороне»), ГСО («Готов к санитарной обороне»). В июле 1940 года из стен техникума было выпущено 39 молодых преподавателей физкультуры, среди которых был и Юрий Гусев.
С детства Юрий мечтал о небе. Его дорога в авиацию - обычная для тех времён. Учась на 1-м курсе техникума, в 1938 году он поступил во Владимирский аэроклуб. Тогда был лозунг: «Комсомолец - на самолёт!» Молодые люди бредили небом. Когда он поступил в аэроклуб, то был по-настоящему счастлив. Юрий вместе с товарищами прошёл полный курс: теоретическая подготовка, пилотаж, в том числе и высший, штурманская подготовка, парашютное дело; в общем, всё, что надо знать лётчику. По окончании аэроклуба курсанту Гусеву присвоили звание - пилот.


Юрий Иванович Гусев

В 1940 году он успешно окончил физкультурный техникум. Одновременно пришлось сдавать экзамены и в аэроклубе, принимать экзамены приезжали лётчики-инструкторы из лётных училищ. Он прошёл также специальную медицинскую комиссию, которая признала его годным к лётной работе. Сразу после комиссии Юрия Гусева направили в авиационное училище, для поступления в которое надо было сдать весьма строгие зачёты по общеобразовательным предметам и лётной практике. «Русская удаль, творческий порыв, необъятная широта натуры - всё слилось водном стремлении молодого человека - подняться в воздух, летать» - так писала о нём его учительница А. Конькова.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Как уроженец города Владимира, Юрий был призван в действующую армию Владимирским городским военкоматом. С осени 1942 года Юрий Иванович Гусев - лётчик 800-го штурмового авиационного полка.
Полк был сформирован 13 сентября 1940 года как 226-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в составе 16-й скоростной авиационной дивизии Киевского особого военного округа. В начале июня 1941 года он базировался на аэродромах Киевской области. 22 июня 1941 года три авиационные эскадрильи перелетели в г. Чертков (Западная Украина). На вооружении полка было 55 самолётов Су-2. С первого дня войны и до августа 1941 года полк действовал против войск противника, наступавших в направлении Дубно, Ровно, Житомир, Киев. За это время экипажи полка совершили 364 боевых вылета, провели 34 воздушных боя, в которых сбили 7 самолётов противника. В начале августа полк был выведен на переформирование.
26 марта 1942 года полк был преобразован в 800-й штурмовой авиационный полк (ШАП). На вооружении он имел самолёты Ил-2. С 18 мая 1942 года полк входил в состав 226-й штурмовой авиационной дивизии. Им командовал Анатолий Иванович Митрофанов, поэтому лётчиков 800-го полка обычно называли «митрофановцами». Впервые самолёты 226-й штурмовой авиадивизии перелетели линию фронта 30 мая 1942 года. Боевой счёт открыл 800-й штурмовой авиаполк. Оперативная сводка дивизии за 30 мая гласила, что с 7 часов 15 минут до 7 часов 20 минут шестёрка самолётов Ил - 2800-го штурмового авиаполка во взаимодействии с истребителями 31-го истребительного авиаполка нанесла удар по аэродрому Курск-Западный. В результате удара было уничтожено и выведено из строя до 15 вражеских самолётов разных типов - «Хейнкель-111», «Дорнье-217» и «Хенщель-126». Подавлен был огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии и двух зенитно-пулемётных точек. Своих потерь не было. Хотя все участники полёта на таком типе самолёта вылетали в бой впервые, они действовали энергично и сноровисто.
Казалось, что ещё недавно Юрия Гусева водили в первый раз на штурмовку и учили тому, как надо выходить из зоны зенитного огня. И вот Юрий Гусев - уже выдающийся мастер штурмовки. В ожесточённой суровой борьбе с фашистами он показал своё высокое мастерство и беззаветное мужество. «Я горжусь тем, что принадлежу к народу, который в час грозных испытаний явил миру несокрушимую силу своего духа», - писал он своей матери. Вот один из многих боевых эпизодов лётчика Юрия Гусева. Шёл ожесточённый бой. Противник, подтянув танки и мотопехоту, пытался прорвать линию обороны. В разгар сражения над полем появилась наша штурмовая авиация. Радостно приветствовали их пехотинцы. Среди них выделялся своими неудержимыми атаками один самолёт. Его пилот, это был Юрий Гусев, крошил немцев на бреющем полёте с высоты 50-70 метров. Перед нашими позициями пылали подожжённые огнём этого самолёта 4 танка противника. Немало полегло немецких солдат и офицеров от огня отважного лётчика.
К середине июня 1942 года после тяжёлых боёв на Юго-Западном фронте полк практически потерял боеспособность. Уцелевшие штурмовики были переданы в 504-й полк, а личный состав выведен в тыл на переформирование. С октября 1942 года 800-й ШАП входил в состав 292-й штурмовой авиадивизии. В середине октября полк начал производить боевые вылеты на Калининском фронте. 8 декабря 1942 года младший лейтенант Гусев в составе группы из 4 самолётов Ил-2 (ведущий - старший лейтенант Б.Ф. Шубин) участвовал в налёте на вражескую механизированную колонну под Великими Луками. Из воспоминаний Н.П. Каманина (уроженца г. Меленки), командира 292-й штурмовой авиадивизии: «В тот же день (8 декабря 1942 г.) командующий 3-й воздушной армией прямо на аэродроме вручил ордена Отечественной войны 2-й степени четверым лётчикам нашей дивизии, особо отличившимся водном боевом вылете. Расскажу об этом вылете подробно. На помощь окружённой в районе Великих Лук группировке враг бросил мотомеханизированную колонну. Её обнаружили разведчики. Для удара по колонне вылетела четвёрка штурмовиков. Вёл группу лейтенант Борис Шубин. Вражеская колонна находилась на марше. В трёх километрах до цели штурмовиков встретили сильным заградительным огнём вражеские зенитчики. Лётчики не свернули с курса. Они вышли на цель и стали штурмовать колонну. На танки сбрасывали бомбы. Обстреливали из пушек и пулемётов с бреющего полёта автомашины с мотопехотой. Зажгли один танк, другой, третий, бензоцистерну. Развернувшись на 180 градусов, «Ильюшины» повторили атаку колонны. Последовали новые удары по танкам и автомашинам. Колонна остановилась. На дороге горели три цистерны с горючим, несколько танков. Штурмовики произвели и третий заход, сбросили на врага все бомбы и расстреляли весь боезапас. В результате колонна противника понесла большие потери. Замысел врага о деблокировании окружённой группировки был сорван. Назову имена отличившихся лётчиков: лейтенант Шубин Борис Фёдорович, младший лейтенант Гусев Юрий Иванович, сержант Борзилов Василий Иванович, сержант Алексеенко Иван Калинович - первые герои нашей дивизии, удостоенные боевых орденов!»
К февралю 1943 года Юрий Иванович был награждён тремя орденами. Каждая его боевая операция - показатель большой командирской культуры, знания авиационной техники и высокого лётного мастерства. Вот ещё один эпизод, показывающий неподражаемую дерзость лётчика. Во время одного полёта Гусев был ранен. Мотор самолёта был повреждён. Это произошло над целью. Лётчик хладнокровно отбомбился, а затем, сам раненый, сумел привести израненный самолёт на свою территорию и совершил образцовую посадку.
За боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, Приказом НКО СССР № 016 от 5 февраля 1944 года полк был преобразован в 144-й гвардейский штурмовой авиаполк. В феврале 1944 года Юрий Иванович Гусев - гвардии лейтенант, командир звена этого полка. Правительство высоко оценило заслуги Юрия Гусева. Четырьмя орденами наградило оно героя - тремя орденами Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени. За время Великой Отечественной войны он совершил более 150 боевых вылетов, около двух десятков «мессеров» и «хейнкелей» было сбито им в воздушных боях, много вражеской техники и живой силы уничтожил лётчик-герой. Он был несколько раз ранен в воздушных боях, но неизменно возвращался в свой полк, снова поднимался в воздух.
20 февраля 1944 года, когда Гусев возвращался с боевого задания, на подходе к аэродрому у его самолёта Ил-2 отказал мотор. Самолёт упал. Лётчик погиб. Эти сведения находятся на сайте «ОБД - Мемориал», в донесении о безвозвратных потерях: «Гусев Юрий Иванович, гвардии лейтенант 292-й ад был убит 20 февраля 1944 года». Донесение датировано 4 апреля 1944 года.
Юрий Иванович был похоронен в г. Кировограде.
Имя его занесено в Книгу Памяти Владимирской области. Он прожил короткую, но достойную жизнь, и показал, что значит любить Родину.
В июле 1944 года за отличия во Львовской операции полку, в котором воевал Гусев, было присвоено почётное наименование Львовский.
С 1970-х годов проводились регулярные встречи однополчан 144-го гвардейского авиаполка в Москве и в Киеве. На этих встречах минутой молчания чтили намять погибших лётчиков. О боевом пути полка и его лётчиках можно узнать в краеведческом музее г. Кременчуга, в музее одной из школ г. Харькова.

Источник:
Александр Байков. Воспитанник Владимирского аэроклуба Юрий Иванович Гусев. Краеведческий альманах «Старая столица». Выпуск 8.

***

«Гордость Владимирского комсомола
Шел ожесточенный бой. Противник, подтянув танки и мотопехоту, пытался прорвать линию обороны. В paзгар сражения над полем появилась наша штурмовая авиация. Радостно приветствовали пехотинцы стаю «ИЛ'ов».
Среди них выделялся своими неудержимыми атаками один самолет. Его пилот крошил немцев на бреющем полете с высоты 50—70 метров. Перед нашими позициями пылали подожженные огнем этого самолета 4 танка противника. Немало полегло немецких солдат и офицеров от огня отважного летчика.
Это один из многих боевых эпизодов летчика Юрия Гусева, — воспитанника Владимирского комсомола.
В 1940 году, окончив физкультурный техникум и владимирский аэроклуб, юноша уехал учиться в школу авиаторов. Русская удаль, творческий порыв, необъятная широта натуры — все слилось в одном стремлении молодого человека — подняться в ВОЗДУХ, летать.
Кажется, еще недавно его водили в первый раз на штурмовку и учили тому, как надо выходить из зоны зенитного огня. И вот теперь Юрий Гусев — уже выдающийся мастер штурмовки. В ожесточенной суровой борьбе с немцами он показал свое высокое мастерство и беззаветное мужество.
За время Отечественной войны он совершил более 150 боевых вылетов, около двух десятков «мессеров» и «хейнкелей» сбито им в воздушных боях, много вражеской техники и живой силы уничтожил летчик-герой. Он был несколько раз ранен в воздушных боях, но неизменно возвращался в свой полк, снова подымался в воздух.
— Я горжусь тем, что принадлежу к народу, который в час грозных испытаний явил миру несокрушимую силу своего духа — пишет он своей матери Прасковье Иосифовне.
Но поганя за рекордами руководит молодым летчиком; когда он стремится побольше уничтожить немцев, а благородное и страстное желание бить врага до полной победы. Святое, жгучее чувство мести, ненависти к врагу. Каждая его операция — показатель большой командирской культуры, знания авиационной техники и высокого летного мастерства.
Вот еще один эпизод, показывающий неподражаемую дерзость. Во время одного полета Гусев был ранен. Мотор самолета был поврежден. Это произошло над целью. Летчик хладнокровно отбомбился, а затем раненый сам сумел привести израненный самолет на свою территорию и совершил образцовую посадку.
Правительство высоко оценило заслуги Юрия Гусева. Четырьмя орденами наградило оно героя — тремя орденами «Красной Звезды» и орденом Отечественной войны второй степени. Большевистская партия приняла достойного сына Родины в свои ряды.
А. Конькова» («Призыв», 29 октября 1943 г.).
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Владимир и область в 1945-м году

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.04.2020)
Просмотров: 120 | Теги: вов, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край


Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика