Владимирский аэропорт (Семязино) Семязино — аэропорт города Владимира.
Предшественник аэропорта в Семязино — летное поле за рекой Клязьмой, на левой стороне от шоссе (справа от шоссе находился стадион «Ким»). Загородное футбольное поле «Ким» на фрагменте карты города Владимира 1927 г.
«Юнкерс» во Владимире Вчера прилетел в наш город аэроплан системы «Юнкерс» для устройства полетов с пассажирами. Аэроплан будет здесь до понедельника, 10-го марта, включительно. Губсовет ОДВФ «выпасал» сюда аэроплан, чтоб закрепить полетами успешно проведанную кампанию помощи воздухофлоту. Рабочие и крестьяне, видя над своими фабриками и полями стальную птицу, поймут, что их трудовые лепты не пропали даром. На собранные по губернии пoжeртвования уже заказан и скоро будет выпущен аэроплан «Владимирец», который войдет в мощную эскадрилью истребителей «Ультиматум». Кроме того дан крупный задаток на постройку второго владимирского самолета текстильщиков. Цель прилета к нам «Юнкерса» — не сбор денежных средств, а закрепление смычки трудящихся со своим воздухофлотом. Пожелаем «Юнкерсу» счастливых полетов!» («Призыв», 8 марта 1924). «Над городом. (Впечатления полета). Смотря с земли на парящий в воздухе над городом „Юнкерс" мы мечтали полетать... Волновались, ждали, не верилось... Но вот, наконец, в четырех-местной кабинке самолета захлопнулась дверь и за нами. Усаживаемся в удобные кресла, застегиваем ремни. Ждем нетерпеливо начала полета. Вот затрещал пропеллер... Тронулись. Небольшой путь по сугробам и... чувствуем, как тихо и плавно отделились... Снег куда то проваливается, люди делаются маленькими, а ты, сроссшийся с машиной, в едином, мощном порыве, несешься вверх... Вот под нами город... Громадное здание губисполкома кажется коробкой из под гильз, а улицы и дороги черными линейками... Гудит пропеллер... Легкий крен на поворотах заставляет тревожно взглядывать на крыло, но тут же проникаешься необычайным спокойствием, чувствуя, что мощная стальная птица уверенно летит, побеждая стихию. Невольно вспоминаются пугливые росказни будто-бы летавших об «ужасах» подъема и спуска... Нелетавшие, не слушайте их! Плавно, постепенно, снижается самолет, чувствуются легкие провалы вниз, вот уже низко несемся над землей… Момент и широкие лыжи зашуршали по сугробу... Опять земля... А все таки мы летали! Петр Тихонравов и Василий Левин» («Призыв», 11 марта 1924). «Благодарность от экипажа самолета «Юнкерс». Приношу искреннюю благодарность Президиуму местного ОДВФ за радушный прием экипажа самолета «Юнкерс». Интерес, проявленный Президиумом ОДВФ и представителями органов местных властей к полетам, ярко подчеркивает правильность оценки значения Красного воздушного флота для нашей пролетарской Республики. Сердце летчика радуется, когда все с таким вниманием откликаются на наш призыв. «Все для Красного воздушного флота». С самыми радостными впечатлениями улетаем из Владимира и еще paз искренне благодарим за внимание и радушный прием. Летчик-инструктор Исске. Летчики: Галышев, Семенов. Борт-механик Сазонов» («Призыв», 12 марта 1924).
12 июля 1925 года. С утра потянулись владимирцы вниз по Муромской за реку… Трещит барабан пионеров. Военный оркестр играет веселый марш. Жужжит толками, разговорами об аэроплане, об авиации вообще, улица… Муравейник целый у аэроплана, на песчаных бугорках, под тенью тощих деревьев. Преобладает молодежь, обнаруживающая самое сильное нетерпение. Иные юнцы, не без риска для целости штанов, влезают на деревья, чтобы оттуда лучше разглядеть ожидаемый аэроплан. Душно и жарко. Хвост очереди возле тачки мороженщика. Раскрасневшиеся потные лица… Ждут-пождут… Многие успели сходить на самый аэродром, где разложены пятью кучами большие костры и красуется обозначающая место для спуска полотняная фигура аэроплана. Поглядывают на часы: - Пора-бы ему, кажется, прилететь!.. Изнывающий от жары оркестр грянул веселый «краковяк». На минуту как будто улеглось нетерпение публики, но именно, только на минуту… - Летит!.. Пра-а, летит!.. Толпа шарахается в ту сторону, откуда донесся этот крик, оказавшийся самым «провокационным»… - Где?.. Где?.. - Да вон, ворона над лесом летит… - А, чтоб тебя!.. Харя твоя чемберленская!.. Настроение у публики вконец испорчено. А время идет и идет… - Нечего ждать-то… Вали домой! Под звуки неунывающего оркестра зашагали по кочковатому выгону обратно к реке. И вдруг замерли, застыли на месте… - Вот он!.. Разливая над толпой серебряный гуд пропеллера, быстро мчится в вышине механическая птица. Мелькнули красные звезды на нижних плоскостях – опознавательные знаки советского воздушного флота. Спиралями потянулся дым костров на аэродроме, указывая место для спуска. Белыми точками замаячили под облаками сброшенные с аэроплана листовки. Публика разбегается во все стороны: кто к аэродрому, кто к месту где, вероятней всего, упадут листовки. А долгожданный гость, кружа, снижается и мчится прямо к площадке аэродрома. Вот уже, кажется, коснулся колесами земли… - Сел!.. - Нет, дальше летит!.. Снова вверх взмыла огромная зеленая птица. Помчалась над выгоном и исчезла, пропала из виду. Как оголтелая, мечется публика. - Где он?.. Куда залетел?.. Многие бросаются напрямик, через выгон, к линии железной дороги. Останавливаются, беспомощно разводя руками, перед глубокой и широкой в этом месте Клязьмой. Один бесстрашный парнишка, недолго думая, разделся – и в воду. Доплыл до середины реки и начал тонуть. Спасибо, подоспел на помощь купавшийся на противоположном берегу крестьянин и вытащил его. Что делать?.. Публика, вздыхая, возвращается. На берегу остаются лишь, особенно, верные авиохимцы, да несколько упорных, не менее настойчивых мальчуганов… На счастье, нашлась утлая, маленькая лодченка. Мы на том берегу… С трудом пробираемся через густые заросли. Вышли на луг… Машины не видно. Затерялась среди зеленого простора. - А. вот она!.. Почти у самого железнодорожного полотна, недалеко от кирпичной будки, распростер под деревом могучие крылья долгожданный гость. Уже собрались вокруг него, с трудом удерживаемые на почтительном расстоянии двумя милиционерами, ребятишки. Иные из них все-таки ухитряются подобраться поближе и пощупать покрытое эмалью полотно плоскостей. Летчика нет. Он уже уехал в город. Механик возится с мотором, чистит фюзеляж, приводит в порядок пропеллер. Кончил свою работу, покрыл мотор брезентом и, утерши пот, поведал нам о причинах опоздания аэроплана. Долго еще толпилась вокруг гигантской птицы назойливая детвора. Приезжали на велосипедах из города любопытные… Самолет отдыхал. А под вечер лился над городом серебряный гуд, дождем сыпались вниз белые листовки… «Самолет в назначенное время не прилетел. В первом часу дня пришло известие, что в 11 ч. 55 мин. Самолет вылетел с московского центрального аэродрома во Владимир. по расчетам прибытие самолета должно быть через час, но он не появлялся. В 2 ч. 25 мин. По местному времени аэроплан показался над городом, разбрасывая сотни листовок. Сделав круг, самолет пошел на снижение, но, приблизившись к земле, неожиданно дал резкий толчок ввысь и скрылся из глаз по направлению села Доброго. На вопрос о причинах опоздания и посадке на неуказанном месте,- механик т. Машков сообщил: - Вылетев из Москвы без несколько минут 12 ч., аэроплан не доходя 40 километров до Владимира, попал в сильную облачность и, потеряв ориентацию, взял курс на север, снизившись на 20 км. за гор. Суздалем. Спуск произошел благополучно. Поднявшись при помощи местных крестьян, самолет и прилетел во Владимир. Причина снижения на не указанном месте была та, что самолет, проскользнув посадочную площадку, был вынужден садиться на чрезвычайном месте, а это грозило поставить аэроплан на попа и гроб (т.е. катастрофа). Самолет целиком (с мотором) – советского производства». В 6 час. Вечера в поле «Ким» состоялся матч-футбол между командами I и III терокруга, закончившийся счетом 7-2 в пользу I команды. Нужно отметить значительное превосходство сил I команды и хорошую игру бека Аверина у третьей» («Призыв», 14 июля 1925). «Десятки тысяч глаз следили с владимирских улиц и бульваров за зеленой, спокойно плавающей высоко в синеве ясного неба, «птице», управляемой опытной, твердой рукой нашего гостя т. Анохина. Тысячи сердец учащенно бились, спеша на аэродром, чтобы хоть только поближе взглянуть на самолет. 14-го июля,- последний день полетов,- погода особенно благоприятствовала счастливцам, испытавшим «воздушное крещение». Громадный ровный луг у Рахманова перевоза – сегодня был в центре внимания верных друзей Авиохима. Милиционер был бессилен перед сотней ребятишек, так и лезущих под самый пропеллер. - Да что вы, китайцы что-ли, ничего не понимаете! Шиш на дорогу!.. - Не народ, а прямо турки какие-то! – жаловался он, после того, как его укорили сходством с Чемберленом в отношении к далеким людям. - Товарищи! Кто прибыл для полетов от организаций? – объявляет захлопотавшийся, счастливый в этой авио-сутолоке, инструктор Авиохима т. Давыдов. Представителей – хоть отбавляй, всем хочется взвиться над городом и полями. Вот загудел, затрещал пропеллер, унося ввысь первых пассажиров. Я – во второй очереди. С нетерпением ждешь минуты посадки. И вот – цепко хватаешься за края фюзеляжа, устраиваясь на круглом сидении борт-механика. Теснимся вдвоем для экономии числа полетов. Мой спутник,- тов. Горячев из стеклотреста,- предусмотрительно снимает фуражку. - Слетит… Спокойное лицо пилота тов. Анохина в последний раз оборачивается к нам и, через мгновенье, трескотня пропеллера бьет нас в лицо резким ветром. Стрелой мчим через луг. Плавно отделяемся и все выше и выше забираем вверх от густой зелени и прощально машущих платков… Вихрь, - словно кто хлещет по лицу. Уши не сразу привыкают к резкому гулу мотора. Мощная машина стремительно летит над далеко внизу раскинувшимися полями – к городу. Там, под нами в густой зелени утопают владимирские кварталы, игрушками белеют с высоты собор на площади и громадное здание губисполкома… Кривой, блестящей лентой тянется река, узкой, прямой линейкой кажется дамба через пойму… Хорошо!.. Машина послушна в твердых, властных руках спокойного пилота… Сливаешься с жизнью аппарата, растворяешься в едином сильном стремлении вперед… Мгновенная жуть при неожиданных провалах и крена сменяется удивлением перед красотой открывающихся перед тобой видов. Вот тов. Анохин, после нескольких кругов над городом и полями, оборачивается на секунду, хитро улыбается и самолет стремительно падает вниз… Идем на посадку. Без единого перебоя мотора, верный воздушный часовой красного Союза побеждает стихию. Опять несемся над знакомым лугом. Двадцать минут воздушной прогулки промелькнули, как мгновенье. Все ниже, ниже над зеленым ковром аэродрома. Миг – и колеса самолета зашуршали по траве. Громадная, послушная стрекоза остановилась, легко раскинув крылья. Мы спрыгиваем на землю, товарищеским рукопожатием благодаря добродушно улыбающегося нам пилота» («Призыв», 16 июля 1925). «Проводы самолета 15 июля в 8 ¼ час. утра самолет вылетел в Москву. Еще с шести часов утра, когда на аэродром прислали механик тов. Мошков и инструктор губ. совета тов. Давыдов,— у самолета уже толпились крестьяне из соседних деревень. Крестьяне тут-же окружили механика и засыпали его вопросами. Особенно интересовались старички: — А как он устроен? — Сколько в ем силы-то? - А на случай войны—пулемет к ему прицепить нельзя? Расспрашивали очень подробно об устройстве всех частей. Старики пустились в воспоминания. Один рассказал, как в 1912 году прилетели во Владимир Васильев и Уточкин. - Нас тогда и близко не подпускали! В восемь часов приехал летчик т. Анохин. Крестьяне обступили и его. Помогли вывесть самолет, пожелали счастливого пути. 8 ¼ часов. Самолет поднялся, описал прощальный круг и полетел на Москву. «Крестьянские проводы» закончились. Надолго у крестьян останется память об этом утре» («Призыв», 17 июля 1925). «На-днях в Кольчугино прилетел самолет, присланный Влaд. губсоветом Авиохима. На Литвиновском лугу, где самолет сделал посадку, собралась огромная толпа. Тут и рабочие, тут и крестьяне окрестных сел. Обступили они самолет со всех сторон, с любопытством рассматривают его, украдкой от летчика тянут руки к крыльям, рулю. Вдруг, как молнии, пронеслось сообщение, что самолет будет делать небольшие полеты с рабочими и крестьянами. Плотнее сгрудилась к самолету толпа. Не один десятом выкриков из толпы послышалось: — Нельзя-ли взлететь? — И мне! - Посадите и меня. Выясняется, что райком Авиохима имеет уже список, по которому будут вызываться намеченные кандидаты к «воздушному крещению». Вот в кабинку самолета лезут два старика. Один из них улыбается, другой— трусит. Загудел мотор. Самолет, сорвавшись с места, пробежал немножко по земле и стал плавно подниматься ввысь. Сотни голов задрались в небо. Оркестр игpaeт марш. Через полчаса самолет сел. Старики выпрыгивают, ка дети, из кабинки. Их подхватывает толпа и качает. Один из стариков лепечет: — Ну, вот, и слетал. Завтра можно и умирать. Другой вторит: — Был у бога и его не нашел. Затем следующая пара кандидатов, следующая. И так два дня. 29 сентября самолет отбыл к месту своей стоянки, оставив о себе надолго память у рабочих Кольчугинского завода и крестьян окрестных деревень. Полеты дали не один десяток новых членов Авиохима» («Призыв», 4 октября 1925). «К нам прилетает аэроплан. 19-го июня начинается всесоюзный звездный перелет, в котором участвует 12 самолетов. Один из самолетов, участвующих в перелете, в этот день будет пролетать через наш город, между двумя и четырьмя часами дня. Самолет должен сделать посадку в окрестностях города (около Красного села). Сейчас губсовет ОСО-Авиахим приступил к оборудованию площадки, где аэроплан должен снизиться. В день его прилета будет проведен митинг членов общества. Для наблюдения за появлением самолета будет организована контрольная станция» («Призыв», 10 июня 1927). К 1927 году летное поле находилось там, где сейчас располагается Владимирская ТЭЦ в пойме Клязьмы, недалеко от Рахманова Перевоза. В 1927 году Губсоветом Осоавиахима открыт стрелковый тир на Рахмановом перевозе.
Фрагмент карты города Владимира 1927 г. В 1928 году о-вом „Добролет" организована Транссибирская Boздушная магистраль, идущая от Москвы через гг. Владимир, Нижний, Казань, Свердловск, Омск и далее до Иркутска и от Верхне-Удниска до Урги в Монголии. Воздушная линия эта полностью оборудована и течении 6-7 месяцев в году по ней производятся регулярные дневные и ночные полеты почтовых самолетов. С августа месяца 1930 года некоторые участки линии переходят с почтовых самолетов на 3-моторные 9-ти местные пассажирские самолеты советской конструкции. Организация Транссибирской воздушной линии, состоящая в значительной своей доле из земного оборудования, как-то: устройство аэродромов, посадочных площадок; постройка ангаров и станционных зданий; оборудование световой трассы и проч.,— стоила больших денежных средств для государства. В гор. Владимире оборудована «Добролетом» посадочная площадка в 3-4 километрах от города на Приклязьменском лугу общества крестьян с. Красного. Устройство этой площадки обошлось Добролету круглую пару тысяч рублей. Наблюдение за площадкой и содержание ее в исправности также стоит больших денег Добролету. «Между тем, несмотря на полную очевидность того, что земное оборудование воздушных линий следует сохранять в полном порядке, граждане окрестных сел г. Владимира до сих пор не понимают этого и систематически причиняют повреждения Владимирской посадочной площадке. В прошлом году крестьяне села Красного пасли на площадке окот, ездили по площадке на подводах. Изрезали всю площадку глубокими колеями, испортили на ней опознавательные знаки. Непосредственные обращения Добролета к гражданам с. Красного не имели успеха, и в целях научить их бережному отношению к посадочной площадке, Добролет был вынужден обратиться к помощи Владимирского Народного Суда. Однако и этого сказалось недостаточно, т. к. и в настоящем году крестьяне с. Красного продолжают ездить по площадке и портят на ней опознавательные знаки. Больше того, в текущем году делают это не только крестьяне с. Красного, но, по полученным Добролетом сведениям, также и крестьяне деревни Архангеловки и даже Владимирский Отдел Коммунального Хозяйства, на подводах которого через посадочную площадку провозится строительный песок. Такое отношение к посадочной площадке совершенно недопустимо — тем более, что Владимирская площадка лежит на ночном участке воздушной линии и является особо ответственной. Эта площадка для летчика, пилотирующего самолет, представляет собой один из важнейших опорных пунктов. Будет крайне позорно для владимирцев, если из-за нежелания или неумения беречь площадку произойдет авария самолета. Интересно здесь отметить, что из многих сот посадочных площадок Добролета, расположенных зачастую непосредственно в близости к населенным пунктам, ни одна площадка не подвергается такой систематической порче, как Владимирская. Добролет в праве ожидать от общественности Владимирского округа от окружной администрации и суда, что безобразиям с Владимирской площадкой будет в ближайшее время положен решительный конец» («Призыв», 12 июля 1930). «Райсовет Осоавиахим и Райдеттехстанция извещает, что сегодня в 13 ч. дня на аэродроме около красносельской будки состоятся первые полеты планера ИТ-4, построенного силами планерного кр. дет. тех. станции» («Призыв», 7 ноябр. 1930).
В декабре 1936 г. принято решение Центрального Совета ОСО-АВИАХИМ СССР об открытии аэроклуба в г. Владимире. Аэроклуб с самолетами У-2, который располагался в пойме Клязьмы у Рахманова перевоза. Занятия начались в январе 1937 г. см. Владимирский аэроклуб
Аэропорт в Семязино
Аэропорт в Семязино начал функционировать в конце 1940-х годов. С Рахманова Перевоза на Семязино были переведены самолеты 200-го авиаотряда по обслуживанию владимирского облздравотдела. В августе 1950 года на аэродроме Семязино образовали авиационное звено, в октябре 1956 года была создана Владимирская авиационная эскадрилья в составе 18 человек. Основные задачи, которые выполняли летчики в то время — доставка почты в отдаленные районы Владимирской области, обработка сельхозугодий, медицинская помощь, грузовые перевозки.
В 1957 году резко вырос парк самолётов, к По-2 добавили 8 более совершенных Як-12, что позволило наряду с санитарными рейсами выполнять заказы лесотехников, обрабатывать коллективные поля, доставлять почту.
В августе 1956 года во Владимирской области началась эпоха пассажирских авиаперевозок. С появлением знаменитого биплана «кукурузника» Ан-2 аэродром близ Семязино стал по праву именоваться аэропортом – начались пассажирские перевозки (пока, правда, нерегулярные). Три раза в неделю на Семязино приземлялся самолет, курсировавший по маршруту «Ярославль-Владимир-Горький». В октябре 1956 года с аэродрома Семязино начались пассажирские полеты в отдаленные районы Владимирской области и в Москву.
Ежедневные авиарейсы в города Владимирской области с Семязино были налажены в июне 1958 года. Чтобы добраться до воздушной гавани города Владимира в то время нужно было сесть, например, на автобус, идущий на Энергетик, и выйти на Московском шоссе около таблички с надписью «В аэропорт». Узкая булыжная мостовая приводила к павильону аэропорта. На аэровокзале для пассажиров была отведена комната с диваном, коврами и столиком со свежими журналами и газетами. «Но многие из ожидающих в нетерпении выходят на зеленую лужайку перед зданием. Они с любопытством поглядывают на аэродроме на самолеты, на людей в летной форме. В ожидании посадки люди знакомятся друг с другом, обмениваются мнениями, особенно жадно слушают тех, кто уже совершил воздушное путешествие. А в это время на стоянке самолетов раздается громкий настойчивый гул авиационного мотора. Это техник Владимир Иванович Терентьев проверяет перед вылетом материальную часть самолета. К рейсу готовится десятиместная воздушная машина Ан-2. Хотя самолету предстоит недалекий путь — пролететь немногим более 100 километров — все равно подготовка ведется самым тщательным образом. Ведь самолет повезет драгоценный из всех грузов — людей. Поэтому в воздухе все должно работать безукоризненно четко», - писал «Призыв» 10 июля 1958 года.
В 1959 году на Семязино базировалось 3 самолета Ан-2, 8 самолетов Як-12 и 1 самолет По-2.
Ан-2, изображенный на снимке в юбилейном альбоме к 850-летию, взлетел 10 июля 1958 года. Его пилотировал командир Иван Мокеев и второй пилот Вячеслав Ларионов. Самолет совершал он рейс по маршруту «Владимир - Александров - Юрьев-Польский - Владимир». «Задание на полет получено. Командир и второй пилот лично сами убеждаются в том, что мотор, рулевое управление, аэронавигационные приборы действуют безупречно. Теперь можно начинать посадку пассажиров. Самолет выруливает к месту посадки людей. Один за другим на борт поднимаются пассажиры. Сегодняшним рейсом летит и мастер с кольчугинского завода имени Орджоникидзе, и железнодорожник с Александровского узла, и александровские доярки, которые приезжали во Владимир на сельскохозяйственную выставку. Люди самых разных возрастов и профессий заняли места в кабине самолета. А один из «пассажиров», аккуратно завернутый в белоснежный кружевной «конвертик», безмятежно спит на руках молодой мамаши. - Ой, а не страшно будет лететь, - восклицает женщина, прижимая к себе ребенка. Этот вопрос волнует и некоторых других пассажиров, впервые принимающих воздушное «крещение». Но все страхи пропадают, как только самолет поднимается в воздух. Погода сегодня на трассе самая летная, и машина идет ровно, без болтанки. Пассажиры даже несколько разочарованы. Ждали каких-то острых ощущений, а тут сидишь, как будто под тобой и нет многометровой пустоты... Под крыльями самолета проплывают квадраты и прямоугольники полей. На некоторых из них видны крошечные фигурки людей. Это колхозники ведут уход за посевами. Поля сменяются темно-зелеными пятнами леса. Мелькают среди густой растительности блюдечки голубых озер, ленточки рек. Будто составленные из игрушечных домиков кажутся сверху поселки и деревни. Иван Мокеев уже много лет летает над родной Владимирщиной. И почти всякий раз он замечает на земле что-то новое, радуется изменениям, которые происходят с такой чудесной быстротой. Вот видны с высоты строения новой животноводческой фермы. А ведь несколько месяцев назад здесь не было ничего. А вот в селе вырос целый ряд свежеотесанных срубов — колхозники обзаводятся новыми домами. В другом месте сверкает гладью недавно вырытый колхозный пруд. А там словно воткнутые в землю гигантские циркули выстроились опоры высоковольтной линии электропередачи», - описывал полет корреспондент владимирской газеты «Призыв». По маршруту «Владимир - Александров - Юрьев-Польский - Владимир» самолет курсировал с 1956 года. За два года, отмечал «Призыв» в 1958 году, по небу были перевезены многие сотни пассажиров, большое количество срочных грузов и почты. В последующие годы пассажирские самолеты из Владимира стали летать в Судогду, Муром, Меленки и другие города Владимирской области.
К началу шестидесятых годов владимирский авиаотряд, побывав в подчинении у Москвы, Рязани и Ярославля, становится самостоятельным предприятием. К этому времени военная техника уже выработала свой ресурс. На смену «Якам» и «По» пришли Ан-2. Половина их (20 машин) возила пассажиров. К 1969 году владимирские лётчики доставляли пассажиров (120 тысяч в год) в 15 областных центров страны, обрабатывали 500 из 600 тысяч имевшихся в области посевных площадей.
В начале 1970-х годов провели реконструкцию аэродрома, он должен был принимать не только маленькие Ан-2, но и такие самолеты, как Ил-14, Як-40. 31 мая 1973 г. на аэродроме впервые совершил посадку пассажирский Ан-24 (членом комиссии этого технического рейса был Герой Советского Союза Александр Сергеевич Шорников). Планировалось открыть воздушное сообщение с Киевом, Куйбышевом, Крымом, Кавказом. Летом этого года введены регулярные рейсы в Ленинград на самолете Ил-14, вмещавшем 30 пассажиров. Увы, месяц спустя их отменили из-за нерентабельности, начавшееся строительство аэровокзала законсервировали.
Нач. 1980-х гг. «К западу от проспекта Ленина, по направлению к поселку Юрьевец, расположен аэропорт. Отсюда осуществляются перевозки пассажиров во многие города и другие населенные пункты области. Совершаются регулярно рейсы также в областные центры некоторых соседних областей. Помимо пассажирских перевозок, аэропорт выполняет значительную работу для сельского хозяйства по внесению минеральных удобрений на поля колхозов и совхозов. Ежегодно многие экипажи направляются для проведения таких работ и в другие области Российской Федерации и союзные республики Средней Азии» («Владимир вчера, сегодня, завтра». Ярославль 1983). Решение горисполкома от 19 января 1982 года: «Обязать исполком Ленинского райсовета (т. Комиссаров В.А.) решить в 1982 году вопрос о переводе агентства Аэрофлота в новое помещение. Контроль за выполнением настоящего решения возложить не первого заместителя председателя горисполкома т. Кузина В.А.» (см. Приложение 2).
«В День Воздушного Флота СССР (16 августа) наша семья решила поехать в аэропорт, тем более что по радио объявляли, что там состоится праздник и катание на самолетах. Но праздник оказался испорченным, и не только у нас, но и у многих людей. Целый час мы ожидали автобуса № 12 на аэропорт на остановке «Буревестник» (где-то с 11 до 12 часов дня). Не дождавшись, кое-как втиснулись в маршрутное такси «ул. Kуйбышева — п. Юрьевец». От поворота на аэропорт пошли пешком. Почти все взрослые были с детьми, в основном с дошкольниками. В аэропорту нас ждало еще одно разочарование: огромная очередь за билетами на самолет, и другая, не меньшая — на посадку в самолет. Отстояв в одной очереди почти час, наш ребенок очень устал, запросил пить, а в буфете (единственном) стояла очередь еще на час. Люди изнемогали от духоты и усталости. У нашего малыша сил больше не оказалось стоять еще в третьей очереди на посадку в самолет, и, махнув рукой на все, мы опять пешком (автобуса не было) вышли на московское шоссе, где только через час смогли уехать на попутном автобусе. В более выгодном положении оказались в этот день те, кто приехал на своих автомобилях. По крайней мере им хоть дорого туда и обратно была не так тяжела. Почему же те, от кого зависело хорошее настроение многих и многих людей в выходной день, не позаботились об организации праздника? А день был такой солнечный и теплый. Всего-то и стоило выделить побольше автобусов до места, организовать продажу воды, соков и бутербродов в нескольких точках и выделить побольше самолетов, чтобы все сумели покататься, не отстаивая этих двух утомительных часов в очереди. Можно было организовать какие-то игры, наконец, встречи с летчиками. И мы бы долго потом вспоминали этот день. В. ФОМИНА, инженер ВHИПТИЭМа» («Призыв», 1 сентября 1987).
Прекратились пассажирские авиарейсы в 1991 году.
Аэропорт города Владимира Аэродром принадлежит государственному бюджетному учреждению Владимирской области «Владимирская база авиационной охраны лесов» (ГБУ ВО «Владимирская авиабаза»), эксплуатирующему самолёты Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-103, вертолёты Ми-8.
Является аэродромом совместного базирования. Помимо гражданской авиации, здесь также базируются: войсковая часть 49719-3 — 98-я отдельная смешанная авиаэскадрилья 1-го Командования ВВС и ПВО (самолёты Ан-26, вертолёты Ми-8). Владимирский областной АСК ДОСААФ России (самолёты Ан-2, Cessna 182, вертолёты Robinson R44). ФГБУ «Авиационно-спасательный центр» МЧС России, (вертолёт Ми-8).
В 2010 году аэроклуб был реорганизован в Негосударственное образовательное учреждение «Владимирский аэроклуб РОСТО», а в 2011 году переименован во «Владимирский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России». ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФЕДЕРАЦИЯ ПАРАШЮТНОГО СПОРТА" действует с 28 августа 1998 г. Президент федерации Докучаева Ольга Анатольевна. Адрес: город Владимир, поселок Семязино, улица Аэродром "Семязино" А/Я 22. Организация ликвидирована 27 ноября 2018 г.
20 января 2015 года Семязино посетил глава Росавиации Александр Нерадько, оценивший готовность аэропорта к приёму пассажиров. 1 апреля 2015 года аэропорт Семязино после 24-летнего перерыва возобновил регулярные авиарейсы. С января 2017 года авиакомпания «Псковавиа» прекратила полёты в аэропорт города Владимира из-за отсутствия субсидирования и долга перед аэропортом. В феврале 2017 года стало известно, что администрация Владимирской области ведёт переговоры с авиакомпаний «Комиавиатранс» о запуске регулярных рейсов в Санкт-Петербург и Сочи. 4 августа 2017 года возобновились полёты в Санкт-Петербург на самолётах авиакомпании «Комиавиатранс». С ноября 2017 года авиакомпания «Комиавиатранс» прекратила полёты в аэропорт города Владимира.
Летное поле Летное поле имеет форму многоугольника с размерами 2800×900 м. Искусственная взлетно-посадочная полоса имеет асфальтобетонное покрытие с размерами: длина −1909 м, ширина — 42 м, толщина — 0,11/0,18 м. Истинный путевой угол ИВПП составляет 208°56'. Владимирский аэродром пригоден для взлёта и посадки воздушных судов гражданской авиации в светлое время суток при использовании основной системы посадки. Принимаемые воздушные суда: Категория А: Ан-2, Ан-28, Л-410, Су-26, Як-18, Як-52; Категория В: Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Л-29, Л-39, Як-40, Як-42; ВС 3-4 класса; Вертолёты всех типов. Максимальный взлётный вес воздушного судна 25 тонн.
Источник: Дмитрий Артюх. Эпоха владимирского воздухоплавания: [Электронный ресурс] // ЗЕБРА: [сайт]. – 2018. – URL: https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/vo-vladimirskiy-park-priletel-istrebitel/
Осо-авиахим Самолет «Красный Владимирец» |