«В скором времени в г. Владимире открывается аэроклуб. При клубе организуются секция-курсы по подготовке пилотов, авиатехников, авиамотористов, планеристов и модельные сектора. В дальнейшем в клубе будут созданы кружки спорта, водная станция и т. д.» («Призыв», 2 апреля 1934).
«Сегодня вечером открывается аэроклуб (ул. ІІІ-й Интернационал, против гостиницы). В клубе устроена выставка экспонатов, моделей и монтажей развития авиации, модельного, парашютного, самолетного, планерного и стратостатного дела» («Призыв», 18 августа 1934).
«СЕГОДНЯ НА АЭРОДРОМЕ (около красносельской будки) в 11 часов состоится массовое гулянье. Во время гулянья будет продемонстрированы полеты на планерах инструкторов аэроклуба. Ученики планерной школы покажут свои успехи по овладению планером и техникой полетов. На площадке будет проходить сдача комсомольского военно-технического экзамена. Юные медалисты соберутся на слет. После слета состоится соревнование моделей. Аэроклуб запустит в воздух шары Монгольфьера. Пионеры, члены модельного кружка аэроклуба, произведут запуск змеев. На аэродроме работает стрелковый тир. Принимаются нормы на ворошиловского стрелка. После полетов массовые игры и танцы. Вечером с вала городского парка состоится массовый запуск моделей на высоту и дальность полета» («Призыв», 18 августа 1934).
В декабре 1936 г. принято решение Центрального Совета ОСО-АВИАХИМ СССР об открытии аэроклуба в г. Владимире. Аэроклуб с самолетами У-2, который располагался в пойме Клязьмы у Рахманова перевоза. Занятия начались в январе 1937 г.
«Аэроклуб получил три планера Городской аэроклуб позавчера получил три планера «УС — 4». Планеры доставлены на аэродром. В клубе скоро начнутся занятия учлетов и планеристов. Мандатная комиссия уже отобрала и приняла в школу летчиков 26 юношей и девушек и 12 человек в планерную школу. Среди принятых в учлеты Челышев - рабочий фабрики «Пионер», Баканов — токарь завода «Автоприбор», Мельников — красноармеец N-ского полка, Холодов — слесарь химического завода, Сучков — студент техникума физической культуры, Лизунова — сборщица манометров с завода «Автоприбор», Гужова - преподавательница физкультуры средней школы № 4 и другие. Все они прошли тщательный медицинский осмотр и мандатную комиссию и являются стахановцами и отличниками на основной их работе. Всех больше молодежи будет учиться с завода «Автоприбор». В учлеты с этого завода уже принято 9 человек и в планерную школу 6. Мандатная комиссия продолжает отбор в учлеты и в планерную школу. Одновременно продолжают поступать заявления желающих учиться летному делу без отрыва от производства. А. Дементьев» («Знамя», 11 января 1937).
«От планера к самолету — Товарищ инструктор, нельзя ли дать натяжку побольше? — застегиваясь поясным ремнем обращался к инструктору планерист Сеня Крылов. Инструктор в ответ одобрительно кивнул головой. Перед Сеней лежала красочная равнина луга. Неподалеку, в стороне — корпуса фабрики «Организованный труд». Проходили учебные занятия планерного кружка. Толпились люди, — расправляли и натягивали амортизатор. Крылов — их лучший планерист. Сегодня он выполняет зачетный полет. На лице его — волнение. У инструктора — тоже, ведь он никогда и никому не решался давать такую натяжку. Слышался счет: пять… семь… девять... десять! — Старт! — подана команда. — Есть старт! — отвечает Крылов. Планер вздрогнул, рванулся и оторвался от земли, набирая высоту. У Сени теснило дыхание. Радостно колотилось сердце. С высоты мельком видел пейзаж утопающего в зелени города, знакомые постройки, поля. Сеня не замечал, как под ним молниеносно проваливалась земля. Он перестал на себя жать ручку. Теряя скорость, шел по горизонту. Такой высоты, какая была у Сени, товарищи не видали. Они были в восторге. С приземлением планера Сеня гладко притер его к земле. Освободившись от ремней, он обернулся лицом назад и увидел вдали чуть заметно бежавших к нему людей. Здесь, на таком расстоянии от линии полета еще никогда не садился их планет. «Все ли выполнил?» — спрашивал себя Сеня. Но вот прибежали запыхавшиеся товарищи. Обступили. По-приятельски обнимали, похлопывали по плечу. — Паритель наш... — Славно, Сеня! - Удачно, товарищ Крылов... Волнуясь от такой удачи своего ученика, инструктор горячо пожимал Сене руку, сердечно благодарил его. — Это, первый наш полет по дальности и чистоте выполнения. Блестяще!.. Прошло четыре года. Учебный день. Дул свежий ветер. Небо облачно. Изредка проглядывало солнце. Начались занятия. На широком поле аэродрома запускались и ревели моторы. Некоторые самолеты выруливали на старт. У ангаров и мастерских — люди. Одеты они не одинаково: одни в кожанках, другие в комбинезонах, гимнастерках, но у всех их одинаково ярко горели звездочек на пилотках и голубые петлицы на воротниках. Были здесь: начальники, курсанты, летчики, воентехники, мотористы. Дежурный по аэродрому стал давать самолетам старт. С клокотанием и воем отрывались они от земли, оставляя за собой полоску сизого дыма. Сене было дано задание: сделать самостоятельно несколько фигур высшего пилотажа и, в заключение, достичь максимальной высоты — потолка. Инструктор огласил фамилию Сени Крылова. Присутствующий на этих инструкторских занятиях начальник Воевно-Воздушных Сил РЕКА командарм 2-го ранга Алкснис переспросил комбрига: — Кто он такой? — Наш лучший курсант. Учится только на «отлично», — ответил начальник школы. — Ну, ну посмотрим... — одобрительно кивнул головой командарм. Я не мог спокойно смотреть на машину моего друга. Она с собой увлекала и меня. Пробежав немного по аэродрому, она пошла на первый круг. Сеня с первых метров самолет вел на полных оборотах винта. На его взлете было сосредоточено внимание всех присутствующих. Сделав четыре круга в учебной зоне, Сеня выполнял уже фигуры высшего пилотажа. Вводил машину в штопор, пикировал, делал витки, летал вверх колесами. Блестяще выполнив первую задачу, он стал набирать высоту. Стальная птица постепенно уходила и, наконец, скрылась. Но взоры людей по-прежнему шарили по небу, надеясь найти самолет в толще влажных облаков. ...Заждались. Время истекло. Неужели машина ушла по неправильному курсу? — Почему его нет? — заметно волновался комбриг. Волновались и курсанты. Десять минут прошло сверх нормы. Пятнадцать. ... И вдруг, блеснув крыльями, мелькнула машина Сени. - Почему она раньше не блестела? — удивляло многих. Самолет быстро приближался. Сеня ввел его в последний штопор, удачно вывел и шел на посадку. Машина приземлилась. Ясно видно, как фюзеляж и крылья покрылись тонким слоем еще не растаявшего льда. Инструктор первый подбежал к еще не остановившейся машине. Ведь Крылов его курсант! Он горячо обнимал Сеню, хлопал по плечу, по-ребячески, заразительно хохотал… — Долгожданный... Какую набрал высоту? — заглядывая в кабину на приборы, спрашивал инструктор. — 5.200 метров. Подошли начальники. Долго трясли и пожимали ему руки. Благодарили. — Обледенел немножко... Славно, товарищ Крылов! Добре, добре… Тов. Алкснис, узнав о достигнутой высоте при таких условиях, без кислородного прибора, на учебной машине, — почти вплотную подошел к Сене. — Будущий наш сокол, дайте вашу руку. Благодарю. Сеню хвалили, восхищались, гордились им, как лучшим курсантом школы. — Откуда сами? — попутно спросил тов. Алкснис. — Из Владимира, текстильщик, товарищ командарм. — Славный воин!» («Знамя», 23 января 1937).
«Дом пионеров все еще не оборудован. Пока его собирались оборудовать, уже половина дома оказалась переданной горсоветом под аэроклуб. Сейчас ряд кабинетов, как-то: фото, авиамодельный и другие могли бы работать, но в виду отсутствия дров кабинеты не отапливаются, а в холодном помещении заниматься нет возможности» («Знамя», 6 февраля 1937).
«МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ Интерес к авиационному деду во мне зародился еще с детства. Помню, как только заслышу гул самолета, я вихрем вылетал на улицу и долго, долго не спускал глаз с блестящей стальной, птицы. А после этого, возвратившись домой, я мечтал о том, как бы самому стать летчиком. Потом делал из жестянки «пропеллер», наколачивал его на катушку и страстно развлекался этим простым «изобретением». Во время игр с товарищами, мне больше всего нравилось «играть в летчики». Из домашней мебели мы сооружали «аэроплан», я одевал бабушкины очки и разыгрывал «командира». Это была мечта. Но какое желание нельзя осуществить в нашей стране? Заветная мысль — учиться на летчика осуществилась. Сейчас я состою учлетом в аэроклубе. Заниматься в аэроклубе интересно. Каждый учебный день дает нам все больше и больше знаний. И я уверен, что обращение менжинцев — дать стране в кратчайший срок 150.000 летчиков будет выполнено обязательно. Учлет аэроклуба В. Гуськов» («Знамя», 22 февраля 1937).
«С большим нетерпением мы приступили к занятиям в аэроклубе. Быстро и незаметно летят учебные часы. Каждое занятие в аэроклубе проходит живо и интересно. Скоро придет весна и мы, учлеты, заживем новой жизнью. Начнутся практические занятия, учебные полеты. Мы, учлеты, приложим все силы, чтобы как можно лучше овладеть летным делом. И если вздумает напасть враг, мы будем бить его наповал не только на земле, но и в воздухе. Вот наше учлетовское слово. Учлет С. Баюков *** Будем хорошими летчиками Кончаю работу на заводе, спешу на занятия в аэроклуб. Там встречаюсь с другими учлетами и вместе начинаем повторять пройденный материал. Авиационное дело меня очень интересует. В аэроклубе мы все учимся со старанием и надеемся, что будем хорошими летчиками. Учлет И.В. Ганцов *** Не снижая качества работы на производстве Наш аэроклуб хорошо организовал учебу. Учлеты приходят в чистое, светлое помещение, хорошо обеспечены научными пособиями и учатся старательно. С каждым днем повышая качество учебы, мы не снижаем темпов работы и на производстве. И если враг нападет, мы все как один встанем на защиту нашей родины. Никто не отнимет у нас радостной жизни. Учлет Фирсов» («Знамя», 24 февраля 1937).
«Владимирский аэроклуб получил 2 самолета «У—2», предназначенных для обучения летному делу учлетов аэроклуба. Сегодня специалисты приступили к сборке самолетов» («Знамя», 18 марта 1937).
«В городском аэроклубе учащиеся закончили теорию изучения самолета «У — 2». С 1 апреля начато изучение метеорологии и наземной подготовки. В конце апреля учлеты начнут практические полеты. Все учлеты по усвоению с начала учебы теоретической программы имеют хорошие и отличные отметки» («Знамя», 3 апреля 1937).
«На-днях городской аэроклуб получил от центрального совета Осоавиахима автомашину. Теперь учлеты клуба имеют возможность быстро перебрасываться на места практической учебы» («Знамя», 4 апреля 1937).
«В городском аэроклубе учлеты приступили к сдаче зачетов по теоретическим знаниям самолета, мотора, топографии, аэронавигации. На аэродроме идут подготовительные работы. В ближайшие дни работы по наземной подготовке аппаратуры закончатся. В мае учлеты начнут практические полеты на самолетах» («Знамя», 18 апреля 1937).
«Медицинская комиссия провеса отбор молодежи из предприятий и учреждений города, желающих обучаться в планерной группе аэроклуба. Отобрано 60 физически крепких товарищей. 25 апреля планерная группа приступит к занятиям. Осенью этого года планеристы закончат программу в планерной группе и будут все зачислены в группы пилотов при аэроклубе. Учлеты аэроклуба закончили теоретическую учебу. Сейчас начали проводиться занятия на аэродроме. 21 апрели проведены первые практические занятия. Учлеты занимались наземной подготовкой: изучали вождение самолета и его управление. Около 20 учлетов на самолетах с инструкторами получили уже первое воздушное крещение» («Знамя», 22 апреля 1937).
«Открытие парашютной вышки задерживается из-за отсутствия инструктора-парашютиста. На-днях инструктор приезжал и проверил годность имеющегося парашюта. Было совершено два пробных прыжка. Парашют испытан. Выявились незначительные недоделки на самой вышке. Начальник клуба тов. Кипарисов сообщает, что вышка откроется не позднее 12 мая» («Знамя», 10 мая 1937).
Несколько сотен юношей и девушек города за последние два месяца получили парашютное «крещение». Момент прыжка с вышки.
«За полотном железной дороги расстилается зеленая равнина. Это летное поле городского аэроклуба. Здесь, как только первые лучи утреннего солнца золотом обливают сосновую рощу, самолеты, сверкая крыльями, поднимаются в голубую лазурь, а вечером, как только сгущаются сумерки стальные птицы делают прощальный круг в воздухе и опускаются на ночной покой. Этим заканчивается летный день учлетов. Молодежь, в темно-фиолетовых комбинезонах, туго подпоясавшись ремнем, в шлеме и с очками пилотов, строем подходит к самолетам-красавцам. — По местам, на осмотр, — подается команда. И задорные, ловкие учлеты быстро осматривают каждую, уже знакомую, часть самолета. Через минуту они докладывают технику: — Крылья осмотрены. — Хвостовое управление в порядке. — Мотор исправен. Самолет готов к полету. — К запуску, — подается команда. — Есть к запуску, — отвечает учлет Пименов. — Внимание. — Есть внимание. — От винта. И пропеллер заревел, корпус задрожал и самолет рванулся вперед. Начинаются полеты. Учлеты на летном поле выпускают свою ежедневную газету «Стартовка». Боевая газета. В передовой начальник летной части тов. Сергеев рассказывает о каждой предстоящей задаче в полетах. Газета стоит на уровне острой критики. Вот учлет Раков свои личные интересы поставил выше интересов практической учебы; тов. Платов давал плохой старт самолетам, отвлекался; учлет Фирсов в полете пытался сделать мертвую петлю без газа, — все это бичует «Стартовка». По окончании летного дня в газете можно видеть, кто и как выполнил задачу. Красные флажки на поле означают место старта самолетов. Белые полотна дают ориентиры в полетах. Начлет тов. Сергеев собирает перед полетом свою группу. Сегодня первая задача 16 упражнения. — Отличная летная погода, — говорит т. Сергеев. — Наша задача сегодня сдать на «отлично». Надеюсь, тов. Кобозев будет отличником, — обратился начальник к лучшему учлету. — Сдам на «отлично», — последовал ответ. Самолет на старте. Трепещут флажки, ревет пропеллер. Учлет Кобозев в самолете. Уверенно нажимает он рычаг. Самолет рванулся с места, разрывая воздух и быстро увеличивая скорость, он побежал по зеленому полю и плавно оторвался от земли. Учлеты наблюдали за полетом товарища. — Смотрите, разворот без крена. — Вот хорошо разворачивается. — Отлично ведет! Сделав полет по прямоугольному маршруту, учлет пошел на посадку. — Красиво и правильно сел, — замечают учлеты. В полете учлет Соколов. — Неважно ведет, — говорят товарищи. — Ну, как? — спросили его товарищи после полета. — Плохо. Сам чувствую. Машина неважно слушается. Потом идет разбор полетов у инструктора — летчика тов. Яманова. Учлет тов. Шишкин летал на «отлично». Вот Холодов. Он не рассчитал, где надо делать разворот. Инструктор тов. Яманов подробно разъяснил цель и задачу в полете. — Кто следующий? На самолет. — Хорошо поднялся, — заметил техник Родионов. В воздух пошел учлет Катышев. Он отлично вел самолет и сделал замечательную посадку. Учлеты радовались успеху т. Катышева. Солнце опускалось за горизонт. Самолеты делали последние круги. Кончалось очередное практическое занятие. Учлеты покидали летное поле с твердой уверенностью, что они встанут в число 150 тысяч воздушных соколов. К. Сухов *** Третий учебный самолет «У-2» получит в мае городской аэроклуб для практического обучения полетам учлетов. *** Планерная группа при городском аэроклубе заканчивает теоретическую учебу: уставы военной службы, строевую подготовку и другие дисциплины. Со второй половины мая планеристы приступают к практическим занятиям на планере» («Знамя», 11 мая 1937).
«11 мая городской аэроклуб открыл парашютную вышку. Первые пробные прыжки совершались инструктором-парашютистом. 12 мая в выходной день под вечер у парашютной вышки собрались наблюдатели. Распускали парашют. Начинались массовые прыжки. Прыгали рабочие, студенты, красноармейцы. В первый день открытия совершено 12 прыжков. Соревнование двух аэроклубов Владимирский городской аэроклуб заключил договор социалистического соревнования с Гусевским аэроклубом. Основное обязательство: на хорошо и отлично закончить теоретическую учебу. В мае состоится первая проверка социалистического договора. Какие показатели имеет наш городской аэроклуб? Теоретическую учебу по дисциплинам: устав РККА, строевая подготовка, топография, материальные части самолета и политподготовку учлеты закончили на хорошо и отлично. Учлеты-девушки Клавдия Лизунова (стахановка завода «Автоприбор»), Галя Жильцова (завод точного оборудования), Соколов, Баюнов, Евграфов, Кобзев закончили теоретическую учебу по всем дисциплинам на отлично» («Знамя», 14 мая 1937).
Учебный самолет Владимирского аэроклуба над Клязьмой.
«Планерная группа при городском аэроклубе приступила к практическим занятиям. Собран один планер» («Знамя», 21 мая 1937).
«Учлеты, инструкторы и командиры аэроклуба с гордостью на полярных летчиков встретили сообщения о героическом полете на Северный полюс. — Только в нашей стране возможны такие победы и завоевания, — говорит учлет тов. Сучков. — Эта славная победа является новой страницей борьбы за выполнение задания товарища Сталина об освоении Арктики на пользу нашей социалистической родины. Молодые учлеты в ознаменование этой великой победы обещают партии и великому Сталину быстрое овладеть авиационным делом и стать такими же бесстрашными летчиками, способными в любую минуту выполнить задание партии и правительства» («Знамя», 26 мая 1937).
«При городском аэроклубе группа планеристов сейчас сдает зачеты по теории планеризма. В то же время они проводят практические полеты на планере. По теории и практическим полетам впереди идут т.т. Ильин и Романов (сельскохозяйственный техникум), Феоктистов, Синяков и Егоров (завод «Автоприбор») и Евграфов (завод ОЗПО)» («Знамя», 18 июня 1937). «Сегодня на аэродроме состоится большое авиационное гулянье, организуемое аэроклубом. Учлеты клуба, парашютисты и планеристы продемонстрируют запуск авиамоделей, прыжки с парашютами с самолетов, полеты на самолетах и на планерах. Особый интерес представят опыты учлетов по овладению мастерством высшего пилотажа: полеты по кривой с остановленным винтом, планирование с заглушенным мотором и пр. В гулянье примут участие рабочие, работницы, инженерно-технические работники, служащие и учащиеся города. Будет три духовых оркестра. В программе массовые игры, пляски. Десятки стахановцев и ударников городских предприятий поднимутся во время гулянья в воздух на учебных самолетах. На аэродроме организуется консультация по вопросим авиации, планеризма и парашютного спорта» («Знамя», 30 июня 1937).
«Тысячи трудящихся вышли в выходной день за город. Авиационное гулянье началось прыжками с парашютом. Инструктор парашютного дела Гинсбург с высоты 800 метров совершил свой 10-й прыжок. Трудящиеся с большим вниманием рассматривали планер, модели самолетов. Внимание детей привлекали летающие авиамодели и змеи, которые пускали пионеры детской технической станции. Инструктор планеризма Колескин совершил полет на планере. Пилоты Шитов и Яманов показали фигуры высшего пилотажа. К концу гулянья началось катанье стахановцев города на самолетах. Полеты в воздух оставили хорошее впечатление у катающихся. Шофер-стахановец Кочетов, вылезая из кабины, говорил: — В воздух поднимался первый раз. Получил полное удовольствие. Замечательно! Гулянье прошло оживленно» («Знамя», 2 июля 1937).
«Мой первый полет на самолете 24 июня я на аэродром приехал первым. Подготовил оба самолета к выводке из ангара и разбил указатель для посадки — «т», как нас учил начальник летной части. Вскоре приехали учлеты с руководящим составом. Сели в самолет, пролетели три раза по кругу. Начлет т. Сергеев вырулил самолет на взлетную полосу и разрешил взлететь со мной инструктору т. Яманову. С ним мы пролетели два круга и вырулили самолет к «Т». Подойдя ко мне, т. Сергеев спросил: — Ну, Катышев, полетите самостоятельно? Сначала я заволновался, но все таки твердо ответил: — Пожалуйста, можно. Он задал мне несколько проверочных вопросов, на которые получил удовлетворительные ответы. Я взял старт и взлетел. Взлет сделал хорошо, расчет под 90 градусов произвел отлично и пошел на посадку. Я был очень рад своему первому самостоятельному полету. Во время полета я был уверен, что посажу самолет на три точки, и это сделал. Начлет разрешил мне произвести еще один полет, который прошел так же хорошо, как и первый. При полете все мое внимание было обращено на правильность работы мотора, нормальную скорость самолета, расчет посадки самолета. Моя заветная мечта наконец сбылась! Я обязуюсь закончить всю учебу на отлично, подготовить из себя твердого водителя самолета. Учлет аэроклуба Катышев (студент техникума физкультуры)» («Знамя», 9 июля 1937).
Учлетами аэроклуба ежедневно издается стенная газета «Стартовка», которая пользуется большим авторитетом в аэроклубе. Группа учлетов читает очередной номер газеты.
«Владимирский аэроклуб получил третий по счету самолет У-2. Получено сообщение об отгрузке для Владимира и четвертого аэроплана такой же конструкции» («Знамя», 18 июля 1937).
САМОЛЕТ АЭРОКЛУБА НАД КЛЯЗЬМОЙ. Снимок сделан с самолета, управляемого летчиком аэроклуба тов. Б. Ямановым.
В день отдыха за городом Планеристы показывают искусство полетов на планере.
На аэродроме. Планерист Ильин объясняет молодежи устройство планера.
Авиамодельная лаборатория дома пионеров готовится к областным авиамодельным соревнованиям. На снимке: участник соревнования Паня Голякин с моделью самолета АНТ-2.
«Парашютная вышка аэроклуба Вступила в нормальную эксплуатацию парашютная вышка аэроклуба. Ежедневно любители парашютного спорта совершают с вышки десятки прыжков. Пользоваться вышкой могут все желающие. Члены аэроклуба пользуются парашютом на льготных условиях» («Знамя», 24 июля 1937).
«Летчики из Аэроклуба Только что закончился Чрезвычайный VIII Съезд Советов. Делегаты разъезжались по многочисленным городам Советского Союза и там перед рабочими, колхозниками, учащимися выступали с отчетами о работе Съезда. На московском заводе имени Менжинского с отчетом выступил герой Советского Союза летчик Каманин. После него слово было предоставлено старому производственнику Николаю Никитичу Крупчатникову, горячие слова которого облетели всю страну: — Германский фашистский генерал Геринг, всем известная личность, заявил, что Германии нужно подготовить 70 тысяч летчиков. Я думаю, что на заявление фашистского генерала нам нужно ответить таким образом, чтобы мы в короткое время имели в стране 150 тысяч летчиков. Мы должны в ближайшее время подготовить 150 тысяч летчиков. Они должны научиться летному делу без отрыва от производства. Они должны хорошо летать, высоко летать, далеко летать.
Вслед за обращением менжинцев начал организовываться аэроклуб в нашем городе. Директора фабрик, заводов, представители торговых организаций и другие приняли активное участие в организации аэроклуба. Студенты учебных заведений, рабочие заводов «Автоприбор», химического, завода опытного оборудования и т. д. писали заявления о приеме в члены аэроклуба. Все эти молодые товарищи ставили перед собой задачу: овладеть на хорошо и отлично вождением самолета. Они с нетерпением ждали, когда их заявления будут рассмотрены и когда они будут допущены к занятиям в клубе. Наконец, это долгожданное время наступило. Товарищи, работающие на производстве, приходили в клуб и с увлечением слушали лекции. Молодые инструкторы и техники в живой, занимательной форме рассказывали учлетам об устройстве мотора самолета, о теории авиации и т. д. Здесь можно было встретить и студентов из физкультурного техникума — Батышева, Николина, и молодежь с ОЗПО — Жильцову, Ракова, Куликова, с завода «Автоприбор» — Мельникова, Лизунову и других. Клавдя Лизунова с увлечением рассказывает об осуществлении желанной мечты. Имея неполное среднее образование, она хотела поступить в авиационный техникум. Однако обстоятельства дома сложились так, что ей пришлось пойти в школу ФЗУ при заводе «Автоприбор». Организация аэроклуба во Владимире и открытие приема туда на курсы летчиков, без отрыва от производства, принесли Клавде большую радость. В конце апреля начались практические занятия, учлеты проходили наземную подготовку. Она необходима каждому желающему хорошо летать. Практику проходили на «штыре» и «журавле». Только в совершенстве овладевших наземной подготовкой учлетов допускали к самостоятельным полетам. Клавдя Лизунова, допущенная к самостоятельному полету третьей, рассказывает:
— Это было 24 июня, в выходной день. Часов около четырех мы пришли на аэродром. В качестве «пассажира» я летала с начальником летной части т. Сергеевым. Потом летала с инструктором т. Ямановым. После этого, тов. Сергеев спросил меня, как я чувствую себя. Я ответила, что очень хорошо. «А как — одна полетела бы?» Я ответила утвердительно. Тогда он сказал мне: «Ну, лети».
Чувствовала я себя действительно очень хорошо и особенно не волновалась. Так немножко было как-то робко. Но в общем ничего. Я сделала над аэродромом маршрут коробочки и очень удачно приземлилась на букву «Т». Я узнала, что мой первый самостоятельный полет был выполнен на «отлично». В настоящее время аэроклубом подготовлено уже 20 человек, которые, хорошо овладев теорией и практикой, готовы в любую минуту оставить станок и учебу и сесть на самолет, для того, чтобы отразить любое нападение врагов. Все товарищи, за небольшим исключением, являются членами славного ленинского комсомола. Д. Смирнов» («Знамя», 3 августа 1937).
«На-днях аэроклубом получен четвертый по счету учебный самолет «У-2» («Знамя», 4 августа 1937).
«Владимирский аэроклуб объявил очередной набор учащихся в летную школу. Велика тяга на самолет со стороны городской молодежи: подано уже свыше 30 заявлений. В ближайшее время специальная медицинская комиссия будет производить отбор слушателей» («Знамя», 10 августа 1937).
«УЧЛЕТ ТОВ. КОРНИЛОВ Василий родился в 1915 году в семье крестьянина. Еще в детские годы Корнилов вместе со старших братом Иваном интересовался с балкона стальными птицами. Правда, в то время наша страна имела ничтожное количество самолетов, которые остались нам в наследство от гражданской войны. «Полетать бы на машинах высоко в облаках», — мечтали братья. Когда Василий подрос, он пошел работать на торф. Но мысль не переставала тревожить молодого юношу: «Стать летчиком, быть водителем машины». В 1932 году он поступает учиться в авторемонтную школу ФЗУ, а затем в школу шоферов. Школу окончил успешно, работал два года шофером. Ни одной аварии! А благодарности были. Василий Алексеевич не прекращает учебу. Он поступает учиться в сельскохозяйственный техникум. И здесь он успешно учится, не бросая, однако, мысли стать летчиком. За трехгодичную учебу в техникуме его неоднократно премировали за успехи: экскурсия в Мичуринск, дом отдыха, денежная премия. А потом… потом сбылась мечта юноши. В 1936 году в декабре месяце Василия принимают в школу учлетов Осоавиахима. С большой энергией и упорством принимается он за учебу. — Никогда не забуду, — рассказывает Корнилов, — мой первый полет с начлетом тов. Сергеевым. Тов. Сергеев стал выделять учлетов на первое воздушное «крещение». В число счастливых попал и я. Вместе с начлетом я поднялся в воздух. Сначала чувствовал себя неудобно, как бы сросся с сидением, но затем овладел собою. Сделав несколько кругов, мы спокойно совершили посадку. Когда я вылез из кабины, то было желание продолжать полет. Второй полет был на следующий день. В этот полет мне уже частично было поручено вести управление самолетом. Правда, когда я стал тянуть ручку, то самолет стал терять скорость. На следующий полет уже ручка на меня не лезла и самолет шел правильно. Пролетав несколько часов с инструктором, я получил право вести самостоятельно самолет. 20 июля инструктор тов. Шутов доложил начлету т. Сергееву, что я готов к самостоятельному полету. И самолет под моим управлением поднялся в воздух. Полет прошел нормально. Мною всего было сделано 38 полетов. Далее я перешел на полет в зону на высоте в 1000 метров. С каждым днем продолжал осваивать самолет все лучше и лучше... П. Виноградов» («Знамя», 8 сентября 1937).
«Почему в городе нет парашютной станции? Вряд-ли нужно говорить о великом значении парашютизма в нашей стране. Тяга к этому виду спорта огромна. Наши юноши и девушки, воспитанные в героическую эпоху социализма, горят желанием стать наряду с лучшими парашютистами. Парашютизм воспитывает мужество и отвагу, что в сочетании с высоким уровнем дисциплины рождает непобедимых людей для славной Красной Армии. Но во Владимире этого недопонимают. Десятки людей с разных предприятий и учебных заведений нашего города вступают в кружки парашютистов, организованные при аэроклубе, но условий для широкого охвата и воспитания новых кадров парашютистов пока не имеется. Во Владимире нет до сих пор парашютной станции, нет своего парашюта для прыжков с самолета. Командование аэроклуба смотрит на это дело с небесных глубин, не считаясь с общественным мнением кружковцев. Несмотря на то, что имеется полная возможность достать средства для организации парашютной станции по примеру других городов нашей области, командование аэроклуба считает себя свободным от обязанностей возглавить это дело. Мы ждем от аэроклуба решительных действий в деле организации парашютной станции во Владимире. Тихомиров А.Н., инженер химзавода, член парашютного кружка» («Знамя», 20 сентября 1937).
«Выпуск парашютистов Городским аэроклубом в текстильном рабфаке, на химическом заводе и на заводе «Автоприбор» были организованы кружки парашютистов. Кружки подготовляли парашютистов I ступени. Ha-днях состоялся выпуск. На химическом заводе выпущено 19 парашютистов, на заводе «Автоприбор» — 21 и в текстильном рабфаке — 20. Все эти товарищи получили удостоверения парашютистов I ступени. С 15 октября организуется вновь кружок парашютистов в химическом техникуме. Начинают учебу кружки второй очереди на химическом заводе и на «Автоприборе» («Знамя», 12 октября 1937).
«В ГРУППЕ ПЛАНЕРИСТОВ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ УЧЕБА Планерная группа городского аэроклуба сейчас заканчивает подготовку в объеме четырех упражнений самостоятельного полета по прямой. Заканчивается также и теоретический цикл. Планеристы хорошо изучили теоретическую и практическую технику полета на планере, его эксплуатацию, материальную часть, метеорологию. С 1 ноября группа планеристов переводится в летную группу аэроклуба» («Знамя», 15 октября 1937).
«Планерная группа городского аэроклуба сейчас заканчивает теоретическую и практическую
учебу. 21 планерист первого набора хорошо усвоил самостоятельные полеты на планере по прямой, теорию полета, техническую эксплуатацию планера, материальную часть и правила полетов. 19 планеристов переведены в летную группу, а двое уехали учиться в Москву. В группе планеристов второго набора закончена теоретическая программа. К 20-й годовщине Октября планеристы этого набора пройдут практику полетов на планере, и в третьем наборе идет теоретическая учеба. В ноябре планеристы всех трех наборов переводятся в летную группу аэроклуба на 1938 учебный год» («Знамя», 28 октября 1937).
«26 декабря в клубе Молотова состоялся вечер первого выпуска пилотов аэроклуба. Аэроклуб дал стране пилотов, хорошо овладевших техникой самолетовождения. Все пилоты сдали зачеты по теории и практике на «хорошо» и «отлично». Большинство пилотов поступило в нормальные военные летные школы для своего усовершенствования, некоторые остаются работать инструкторами при аэроклубе. Вечер закончился концертом. А.Н. Тропкин» («Знамя», 28 декабря 1937).
Набор курсантов проходил два раза в год. Обучение курсантов в аэроклубе состояло из трех этапов: теория - наземная подготовка - летное обучение. Распорядок дня курсантов был расписан очень подробно. Сюда входила утренняя зарядка, политинформация, наземная подготовка, и, конечно, учебно-тренировочные полеты. После окончания теоретической подготовки курсантов формировали в летные группы. Летные группы разбивались на звенья, звенья - на группы. Каждую группу возглавлял инструктор-летчик. После первых самостоятельных полетов по «коробочке» (полет по установленному маршруту, обычно прямоугольному, в районе аэродрома для отработки взлета, захода, расчета на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому) начинались полеты в зону (место, воздушное пространство над определенным участком земной поверхности, ограниченное наземными ориентирами), где отрабатывалась техника выполнения фигур пилотажа: виражей, боевых разворотов, спиралей, горок, штопора. В этих полетах курсанты чувствовали себя увереннее. Заканчивали программу в начале сентября, а в начале октября их проверял представитель одного из военных авиационных училищ. С 1 февраля 1939 года был установлен распорядок дня в аэроклубе для летно-технического состава. По приказу начальника отдела авиации Осоавиахима Ивановской области всему составу нужно было составлять личные планы работы на каждый день и задания подчиненным. Регулярно проводились проверки знаний летно-технического состава и тренировочные полеты командного состава. По приказу начальника аэроклуба для обучения летному делу весь состав аэроклуба был разбит на два звена, а звенья - на группы. На том месте, где позднее построили новую ТЭЦ, находился владимирский аэродром. На нем устраивались городские праздники. Во время праздников собиралось много народа, работали буфеты. Демонстрировали лошадей, особенно местных тяжеловозов. Весной курсанты изучали материальную часть самолета У-2 и проходили теоретическую подготовку. Летом их переводили в лагерные условия учебы на аэродроме для лучшего усвоения пилотской программы. В мае-июне курсанты приступали к полетам на У-2. Инструктор знакомил курсантов с азами знаний для совершения полета. Приказом от 19 апреля 1939 года для обучения пилотажу и тренировок на самолете У-2 в районе аэродрома были определены зоны учебных полетов: южная окраина села Суромна, северная окраина села Красное, севернее бойни 1,5 км, северная окраина совхоза «Коммунар», село Кусуново. После нескольких ознакомительных полетов с инструктором, курсант обычно был готов к самостоятельному полету. Причем, курсанты допускались к самостоятельным полетам только после налета с инструктором определенного количества часов (не менее 9). Летчик-инструктор - это был человек, с которым курсанты первый раз поднимались в воздух на самолете, который с тревогой следил, как они выполняли первые самостоятельные взлеты и посадки. Иногда во время самостоятельных полетов случались непредвиденные ситуации. Одним из главных праздников для аэроклуба был День авиации. К нему в аэроклубе готовились, старались показать все достижения в овладении мастерством летного дела. При подготовке к празднованию летчики тренировались в полетах строем, в одновременном выполнении фигур высшего пилотажа. Для проведения Дня авиации 18 августа 1939 года был установлен определенный распорядок дня. После подготовки планеров, парашютов и самолетов к параду проходил митинг в честь Дня авиации. Затем был запуск авиационных безмоторных моделей Дома пионеров, парашютные прыжки, полеты на планере. Инструкторы совершали показной полет клином и фигурный пилотаж (виражи, восьмерки, перевороты, развороты, петли, спираль, сбор в строй клином). Газета «Призыв» писала: «Первым оставила аэродром машина с летчиком-инструктором Зайцевым и курсантом Акимовым. За ними также плавно оторвались от земли летчик-инструктор Гудзь с курсантом Салтыковым. Планер буксировался самолетом, после отрывался от него и производил удивительные виражи, штопоры. Заканчивался праздник общим городским гуляньем в городском саду». Для определения качества теоретической подготовки по окончании учебного года назначалась специальная комиссия, преподавателям предлагалось «составить вопросник на отдельных листах, в которых должно быть не менее 4-5 вопросов из различных тем, глав, разделов; составить расписание консультаций, проводить индивидуальные консультации, зачеты». В 1940 году руководством Осо-авиахима был поставлен вопрос об организации филиалов Владимирского аэроклуба. Поэтому были откомандированы инструкторы по вопросам комплектования филиалов в Гусь-Хрустальный, Собинку, Оргтруд. В Суздале также был организован филиал аэроклуба. С 3 февраля 1941 года начальником Суздальского филиала был назначен инструктор-летчик Николай Иванович Гудзь. «28 марта, преждевременно, на 28 году своей жизни, скончался командир отряда аэроклуба Леонид Демьянович Довгерд. В лице тов. Довгерда Владимирский аэроклуб потерял одного из выдающихся командиров-летчиков, который все свои знания и опыт передавал будущим молодым летчикам. Тов. Довгерд был инициативным, энергичным, жизнерадостным, чутким товарищем, имел хорошие организаторские способности, с огромным желанием и энергией брался за любое задание и с честью его выполнял. Тов. Довгерд с 1940 года являлся членом великой Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, систематически работал над повышением своего идейно-политического уровня и постоянно совершенствовал свою производственную летную квалификацию в системе авиации. Оборвалась кипучая жизнь молодого, способного летчика. Залесский, Хренков, Лапшин, Мочалов, Щеглов, Абанин, Федоров, Железнов, Марков, Анисимов» («Призыв», 30 марта 1941).
Последним праздником мирного времени был Первомай 1941 года. В аэроклубе прошло торжественное собрание, на котором были вручены благодарности и премии летчикам-инструкторам. Весь состав аэроклуба принял участие в общегородской демонстрации. «С конца мая в аэроклубе началась летняя практика учлетов последнего набора. Молодые патриоты родины с большим желанием овладевают специальностью летчика, настойчиво изучают самолетовождение. В частности, особенно активно взялись за летную практику отличники теоретической учебы тт. Лохов, Селин, Додонов и др. Аэроклуб обязался сделать выпуск курсантов досрочно – ко дню авиации, вместо первого ноября. Сейчас среди курсантов развернулось социалистическое соревнование за отличную летнюю подготовку, за экономию горючего и смазочных материалов» («Призыв», 10 июня 1941). После начала войны с 24 июня было введено круглосуточное дежурство на аэродроме. Для усиления охраны самолетов были назначены наряды. С 7 июля были запрещены полеты над Грамзаводом, Улыбышевским и Боголюбовским железнодорожными мостами. На основании постановления Совнаркома от 2 июля 1941 года об обязательном обучении населения противовоздушной и противохимической обороне с 11 июля в аэроклубе были созданы две группы самозащиты из штатного состава аэроклуба. С 16 октября 1941 года по сигналу «Воздушная тревога» в выходные дни и ночью постоянный состав был обязан являться в аэроклуб. Для борьбы с возможными пожарами и ликвидации последствий налетов были созданы две команды. К 28 октября было закончено расширение бомбоубежища на аэродроме. «Подготовка парашютистов. На-днях при аэроклубе начал работу группа допризывников, изучающих парашютное дело. Занятиями группы руководит опытный инструктор т. Железнов. Прошедшие три занятия показали, что молодежь проявляет огромный интерес к парашютизму, с большим желанием взялись за овладение парашютным делом. Молодые патриоты поставили перед собой задачу — быстро овладеть парашютизмом и влиться в ряды доблестной Красной Армии, чтобы громить фашистских мародеров. Ю. Соловьев» («Призыв», 30 октября 1941).
Владимирская областная организация оборонного общества была создана после образования Владимирской области в 1944 году путем выделения ее из состава Ивановской области. В августе 1944 года был организован Владимирский Областной Совет Осо-авиахима. Первое заседание оргбюро Владимирского ОСО-АВИАХИМа состоялось 26 октября 1944 года, где первым председателем областного Совета был избран капитан Глезер Михаил Лазаревич. Первоначально областная оборонная организация объединяла 18 городских и районных советов, областной радиоклуб технической связи, школы ПВХО, стрелковый клуб. Основной формой военного обучения граждан были создаваемые при районных советах ОСО-АВИАХИМа, на крупных предприятиях, в учреждениях военно-учебные пункты: пехотные, артиллерийские, морские, инженерные и другие. Программа учебных пунктов для допризывников были рассчитана на 120 часов дневных и вечерних часов обучения, что создавало условия для занятий молодежи делом без отрыва от производства. Для отработки практических навыков военного дела на полевых занятиях создавались молодежные лагеря ОСО-АВИАХИМа. Благодаря ОСО-АВИАХИМу в Аэроклубах г. Владимира и Вязников развернулась широкая подготовка летчиков и парашютистов. В годы Великой Отечественной войны 22 выпускника Вязниковского аэроклуба удостоены звания Героя Советского Союза. Яркую страницу в историю оборонного общества вписали выпускники и спортсмены Владимирского аэроклуба. В годы войны 9 выпускников АК удостоены звания Героя Советского Союза. 19 февраля погиб летчик Виталий Васильевич Силантьев, 20 февраля 1944 г. погиб летчик - воспитанник Владимирского аэроклуба Юрий Иванович Гусев, в 1945 г. погиб летчик Григорий Илларионович Лобачев. Воспитанник аэроклуба Жуков И.Е. в условиях мирного времени продолжил плеяду героев. За испытание авиационной техники и проявленные при этом личное мужество и отвагу, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Для многих воспитанников Владимирский аэроклуб стал стартовой площадкой к вершинам спортивного летного и парашютного мастерства. Первым чемпионом мира по вертолетному спорту стали выдающиеся спортсмены Владимирского АК А. Капралов, Л. Чекалов, Л. Беспалова. Весом вклад спортсменов-вертолетчиков Полетаева А.С. и Фролова А.А. Они участники 4-х чемпионатов мира по вертолетному спорту, на которых четырежды завоевывали золотые медали. Кроме спортсменов-летчиков, выдающихся спортивных результатов добились спортсмены и других видов спорта. Уникальным являются достижения Зеленова С.А. – заслуженного мастера спорта: многократный чемпион мира и призер чемпионатов СССР, России, ВС, Европы, абсолютный чемпион мира по скоростной радиотелеграфии, воспитанник Владимирского радиоклуба.
10 августа 1946 года приказом №247 начальника Московского управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР был образован 200-й авиаотряд по обслуживанию владимирского облздравотдела. Первым летчиком, зачисленным в отряд, был пилот 2-го класса Иван Васильевич Терентьев, который прилетел во Владимир из Москвы на самолете По-2 в августе 1945 года. Терентьев летал с владимирскими медиками, в том числе с заслуженными врачами РСФСР, в отдаленные районы Владимирской области для оказания экстренной медицинской помощи. Иногда больных на самолете доставляли в больницы Иваново и Москвы.
Владимирский учебный авиационный центр
В августе 1949 года по решению Совета Министров СССР в г. Владимире был организован аэроклуб, занимающийся подготовкой курсантов пилотов и планеристов.
В 1949 году взлетное поле Владимирского аэроклуба даже попало в разведывательные документы ЦРУ, составленные по отчетам американских разведчиков, действовавших во Владимире. В январе 2017 года эти документы были рассекречены. Американские шпионы описывают поле 3300 на 5000 футов с двумя диагональными взлетными полосами, одна из которых, с бетонным покрытием, была повреждена, вторая полоса с асфальтовым покрытием функционировала. Упоминалось 5-этажное здание на северной границе участка с башней и антеннами и с казармами на 4 и 5 этажах. На южной границе взлетного поля агентами ЦРУ упоминалось еще одно здание — мастерская механиков. На владимирском аэродроме на Рахмановом Перевозе американцы насчитали около 20 самолетов, в том числе бипланы. Летное поле в пойме Клязьмы существовало до начала 1950-х годов.
В 1958 году в составе клуба образованы 2 учебных отряда, летающих на самолетах и вертолетах. В 1964 году на основании приказа № 1 Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 29 февраля 1964 года Владимирский аэроклуб был переименован в Учебный авиационный центр (УАЦ ДОСААФ) в составе которого были образованы самолетные и вертолетные эскадрильи. В 1967 году Владимирский УАЦ ДОСААФ полностью переходит на обучение на вертолетах МИ-1, а в 1979 году - на вертолетах МИ-2. Учебный авиационный центр занимался подготовкой курсантов-пилотов, спортсменов-пилотов, парашютистов для воздушно-десантных войск и спортсменов парашютистов. В составе Владимирского учебно-авиационного центра созданы следующие структурные подразделения: 1. Руководство, 2. Отдел труда и зарплаты, 3. Отдел кадров, 4. Учебный отдел, 5. Инженерно-авиационная и технико-эксплуатационная служба, 6. Медицинская служба, 7. Материально-техническое обеспечение и складское хозяйство, 8. Бухгалтерия, 9. Библиотека, 10. Профсоюзный комитет. Первыми чемпионами мира по вертолетному спорту стали выдающиеся спортсмены Владимирского АК Капралов Александр Валентинович (1973), Л. Чекалов, Л. Беспалова.
БЕСПАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА - Чемпионка мира по вертолетному спорту. Родилась 13 сентября 1941 г. в г. Рубцовске Алтайского края. Окончила летную школу инструкторов в г. Саранске в 1964 г. Работала летчиком-инструктором на самолетах и вертолетах. С 1969 г. занималась вертолетным спортом. В 1973 г. в составе сборной команды СССР принимала участие в чемпионате мира в Англии, где стала чемпионкой мира среди женщин в составе экипажа. В 1978 г. стала чемпионкой мира по упражнению и абсолютным серебряным призером. Была неоднократной чемпионкой России и СССР. Работала диспетчером службы движения в аэропорту г. Владимира. Мастер спорта международного класса СССР.
Весом вклад спортсменов-вертолетчиков Полетаева А.С. и Фролова А.А. Они участники 4-х чемпионатов мира по вертолетному спорту, на которых четырежды завоевывали золотые медали. Анатолий Николаевич КУЗНЕЦОВ - Старший инспектор-лётчик авиационного отдела Владимирского областного комитета ДОСААФ СССР. «У нас во Владимире был авиационный центр: две казармы, четырёхэтажное здание, столовая работала с утра до вечера, был клуб «Юный авиатор». Детишки приходили, мы их катали на самолётах, учили прыгать с парашютом. Приезжали на учёбу спортсмены, авиационные техники и, естественно, лётчики, курсанты, которых мы готовили для армии. Наплыв бывал до шестисот человек. Сегодня наш центр - хуже бедного совхоза. В учебно-авиационном центре раньше обучалось сто пятьдесят курсантов в год. Их направлял военкомат. Восемьдесят процентов ребят были из Владимирской области, остальные из Иванова, Костромы. Им засчитывалась служба в армии. Обучались курсанты полтора года. В первый год получали звание младшего лейтенанта. Потом, месяца через три, они вновь приходили, чтобы освоить другую технику, и получали звание лейтенанта, которое им присваивал министр обороны. И уже лейтенантами их брали в армию. Многие наши ребята воевали в Афганистане. У нас было двадцать пять лётчиков-инструкторов. Каждый готовил человек по десять-двенадцать. Техники было под восемьдесят единиц - два полка. Я должен был подготовить курсанта за тринадцать часов. А водителя автомашины готовили за двадцать восемь часов. Два часа сорок две минуты курсанты летали с проверяющими уже без меня. Это пять проверок. Сначала командир звена проверяет, затем заместитель командира эскадрильи, потом начальник лётной подготовки и, наконец, сам полковник с курсантом летал. Лётчик-инструктор должен порядка двухсот сорока - двухсот семидесяти часов налетать, у меня - где-то под четыреста. Я шутил: пятого и двадцатого (в день зарплаты) я обязательно прихожу на работу, а так всегда - в воздухе. Сейчас вспоминаешь - хорошее было время, незлое. К пяти утра приезжаем на аэродром, идём на работу все с настроением. Построение, заправка техники. С семи часов - полёты. Раз в год мы на месяц прилетали в Москву в аэропорт Тушино сдавать экзамены и зачёты по специальным дисциплинам и технике пилотирования. В 1985 году ЦК ДОСААФ СССР мне присвоено звание «Лучший лётчик-инструктор». В тридцать два года я стал начальником авиационного отдела. Входил в сборную СССР по вертолётному спорту. Владимир Иванович Ишутин появился у нас в 1986 году. Я свободно летал с ним, потому что у меня с 1985 года должность была проверяющего. Когда мы летали с Владимиром Ивановичем для съёмки фильмов, я убирал правую дверь вертолёта и привязывал оператора специальным поясом - метра два длиной с защёлкой - к металлической конструкции, чтоб он не улетел. Владимир Иванович как шило был по жизни. Ему надо было так снять, чтоб его всё устроило. Летаем - не сразу всё получается. Пилотирую правой рукой, не вижу, чего Владимир Иванович хочет. Иногда начинаю левой пилотировать и его за ремень со страхом держу. А он ещё с камерой вылезет из вертолёта по пояс! Я сам волнуюсь, весь в напряжении! Ведь все полёты были без специального разрешения, всю ответственность я брал на себя, на свой страх и риск. Если что-то случится, если он упадёт, для меня - тюрьма, и надолго. И я эти полёты скрывал. Сейчас, наверное, я бы этого не повторил. Но тогда мы были молоды, азартны, смелы. Разбегаемся с поля, с Клязьмы. Полетаем в течение часа - опять на аэродром возвращаемся. Когда сядем, я Владимира Ивановича расспрашиваю, как он хочет видеть храм? Мне-то он виден немножко под другим ракурсом: я в стороне, повыше. Владимир Иванович объясняет. Ему надо то сверху посмотреть, то сбоку. Вертолёты наши учебные, они ведь не предназначены для большого спорта и крутого виража. А что такое вираж? Это вертолёт надо завалить так, чтоб хвост крутил быстрей. Чувствую, он у меня немного садится, проваливается. Я опять выведу. Владимир Иванович об этом не думает, он своим делом занят, а ещё ветер обдувает, слов не слышно. В поле сядем. «Так нормально?» - спрашиваю. «Нормально! - отвечает. - Давай ещё чуть-чуть пониже». Разбегаешься на предельно малой высоте, подлетаешь к Успенскому собору, скорость большая... Идёшь на вираж. Владимир Иванович на улице - за бортом, я кричу - он не понимает голос мой. У него своя жажда: досмотреть, доснять. Короче, когда я полетаю с ним часик, может быть, два (как он попросит) - спина у меня мокрая. Я говорю: «Посмотри на спину, потрогай!» «Это что такое?» - спрашивает. «Да, вот так!» - отвечаю. Мы с Владимиром Ивановичем летали не один раз. Ещё снимали церковь Покрова на Нерли. Рядом линия проходит высоковольтная. Храм стоит хорошо, но взлетать неудобно. Прямо над проводами проносишься. Обзор для съёмок большой, только мешала эта линия электропередач. Многое Владимир Иванович умеет, но летать он не учился никогда. А полетать-то хочется. Возвращаемся с полёта. Просит: «Дай порулить». - «Ну, пожалуйста, порули». Я же рядом, у нас два управления. Возьмёт штурвал, вертолёт - туда-сюда. «На, - говорит, - не буду». Особенно тяжёлые полёты были у нас во Мстёре. Там снимали фабрику лаковой миниатюры. Директор фабрики с нами летал. Снимали посёлок Мстёру, речку, пейзажи снимали. Помню, прохладно было. Летать прекрасно, потому что был ветер, а вертолёт очень ветра слушается. Когда штиль, вертолёту тяжелей, Я так с Владимиром Ивановичем накрутился, что совсем забыл о том, что на заправке в Вязниках выходной день. Заправиться, хоть мы и рядом, не сможем. И я полетел потихонечку домой, напрямую вдоль дороги, пониже высотой, чтоб никому не мешать. Только Содышку пролетел, смотрю: прибор показывает, что нет топлива. Как красный загорится - уже беда, надо быстрей садиться. Блинчиком так захожу на аэродром: с прямой посадки, не с разворота, без круга. Владимир Иванович спрашивает: «Что случилось?». «Владимир Иванович,- отвечаю, - топливо кончилось. С тобой так налетался!» Но у нас же было для всех обязательным учебное упражнение - «посадка с отключённым двигателем». Взлетаешь, отключаешь двигатель. Это - психологическая подготовка лётчиков. Сажусь на лётную полосу. Техник бежит: «Слушай, мы ведь заправили восемьсот тридцать литров!» Если бы узнали «свыше» о наших прогулках, мне бы несдобровать! Владимир Иванович вручает мне бутылку коньяку. Я отдаю её технику - тому, кто нас провожал в полёт и кто встречал. Для меня было подарком уже то, что мы благополучно долетели». В 2010 году аэроклуб был реорганизован в Негосударственное образовательное учреждение «Владимирский аэроклуб РОСТО», а в 2011 году переименован во «Владимирский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России».