Главная
Регистрация
Вход
Четверг
28.03.2024
21:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [179]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [126]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Силантьев Виталий Васильевич

Виталий Васильевич Силантьев

Виталий Васильевич Силантьев родился в 1919 году в городе Владимире. Семья Силантьева была большой: отец, мать, две сестры и брат. Многие жители старой владимирской улицы Верхние Ямки долго помнили этого подтянутого и жизнерадостного юношу, жившего в доме № 3а. Виталий, пожалуй, ничем не выделялся среди своих сверстников. У него была обычная биография. Он был таким же, как и сотни других ребят, озорных, увлекающихся, честных.


Школа №17 г. Владимира. 1 класс. 1.09.1927 г. (В. Силантьев третий справа в верхнем ряду)

Окончив школу, Виталий поступил на работу на завод «Автоприбор».
В конце 1930-х годов, когда прозвучал призыв: «Дать стране 10 тысяч лётчиков!», повсюду стали открываться аэроклубы. Такой клуб был организован и во Владимире в конце 1936 года. Виталий стал одним из первых его курсантов. Недалеко от дома Силантьевых, там, где сейчас раскинулись корпуса ТЭЦ, находился аэродром аэроклуба. Там, на приклязьминском лугу, вынашивались надежды и мечты рабочего паренька с завода «Автоприбор» - птицей взлететь в небо и взглянуть сверху на родную землю. Работая фрезеровщиком и являясь членом заводского комитета комсомола, Виталий стал заниматься в Владимирском аэроклубе. Аэроклубовцы были очень популярными людьми в городе. Им завидовали младшие, их уважали старшие, ими гордились. Праздничные демонстрации открывали учлёты аэроклуба. В синих комбинезонах, кожаных шлемах, защитных очках, слаженным строем проходили они мимо трибуны. В красивой, ладно подогнанной форме, шли будущие лётчики, за ними, чеканя шаг, - парашютисты. С восхищением смотрели им вслед присутствующие. Это было прекрасной пропагандой авиационного спорта, и желающих поступить в аэроклуб было много.
Чтобы сочетать основную работу и общественные обязанности с учёбой в аэроклубе, Виталию пришлось сократить часы отдыха. «Часто, - вспоминала его мать Прасковья Фёдоровна, - сын, возвратившись с вечерней смены, просил: „Мама, разбуди меня на рассвете"». С первыми лучами раннего летнего солнца Виталий уже был на аэродроме. Он с таким рвением и настойчивостью относился к учебным полётам, что вскоре не мыслил жизни без них. Подготовка будущих лётчиков начиналась с изучения основ теории, а вслед за этим начались вывозные полёты. Учлёты выполняли на самолёте У-2 тренировочные полёты с инструктором. А когда их действия в воздухе достигали достаточной уверенности, им разрешали вылететь самостоятельно. В заднюю кабину на место инструктора для балансировки помещался мешок с песком примерно такого же веса, как человек. Учлёт взлетал. Ему предстояло выполнить несколько простых заданий, вроде полёта по кругу над аэродромом, и самостоятельно приземлиться.
В незабываемое зрелище превратился во Владимире День авиации 1937 года, который отмечали 18 августа. Ветер развевал на центральном флагштоке аэродрома флаги ОСОАВИАХИМа (общество содействия обороне и авиационному (общество содействия обороне и авиационному строительству). Гремела музыка духового оркестра. Сотни собравшихся горожан с нескрываемым восторгом наблюдали, как один за другим взмывали в прозрачную синь неба юркие ПО-2. Набрав высоту, они делали круг над аэродромом, и через мгновение в вышине вспыхивали белые венчики парашютов. Выбросив «десант» и сделав несколько фигур высшего пилотажа, они заходили на посадку. Из кабин выпрыгивали ладные парни и девчата - курсанты аэроклуба, среди которых был Виталий Силантьев.


В.В. Силантьев перед поступлением в летную школу. 1938 год

В конце 1938 года комсомолец В. Силантьев добровольно ушёл в ряды Красной армии. Он был зачислен в Чкаловское военное авиационное училище. Свой путь училище начало в 1921 году на основе постановления Реввоенсовета Республики за № 1951. Наиболее известным выпускником школы был В.П. Чкалов. В июне 1938 года училище получило новое наименование - «Военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова». 7 февраля 1939 года приказом народного комиссара обороны училище было разделено на два самостоятельных: 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков и 2-е Чкаловское военно-авиационное училище штурманов. Были созданы более благоприятные условия для подготовки лётных кадров.
В училище молодой курсант В. Силантьев показал хорошую строевую выправку, распорядительность и находчивость. В его выпускной аттестации говорилось: «Лётную программу усваивает легко, закрепляет быстро, к полётам относится с интересом. На самолётах И-5 и И-15 летает отлично. В сложных условиях не теряется, а действует спокойно, уверенно и решения принимает правильные». Чкаловское училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нём воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Родину.


В. Силантьев с другом В. Кузнецовым после выпуска из летной школы. 1940 год

С первых дней Великой Отечественной войны лётчик-истребитель В. Силантьев был на фронте. Он служил пилотом в 172-м истребительном авиационном полку 6-го истребительного авиационного корпуса Московского корпусного района ПВО. Этот полк был сформирован в ВВС Московского округа в августе 1941 года. В ходе обороны Москвы полк был подчинён непосредственно командующему ВВС Московского военного округа. На вооружении он имел самолёты ЛаГГ-3, Як-1, Як-7. С 8 октября 1941 года полк вошёл в резервную группу полковника Н.А. Сбытова. 172-й истребительный авиаполк прикрывал части 5-й армии от налёта фашистской авиации. На отражение вражеских налётов лётчикам иногда приходилось вылетать несколько раз в день.


Н.А. Сбытов

За время военных действий Виталий Силантьев совершил 224 боевых вылета, охранял дальние и ближние подступы к Москве. В дни напряжённой обстановки на фронте он вылетал на боевые задания по 5-6 раз в день. Экипаж В. Силантьева был лучшим в полку. Самолёт ЛаГГ-3 сделал 100 боевых вылетов без происшествий. При выполнении заданий командования Виталий лично уничтожил 9 танков, 57 автомашин, 13 зенитно-пулемётных точек, до 300 солдат и офицеров, кроме того, в составе звена сжёг железнодорожный эшелон противника. За боевые подвиги лейтенант Силантьев был награждён орденом Красной Звезды.


Командир авиачасти подполковник Г. Когрушев, лейтенант В. Силантьев и старший лейтенант Б. Белов в санатории летчиков. Январь 1942 года.

19 февраля 1942 года четыре самолёта-истребителя ЛаГГ-3 взлетели с аэродрома Кубинка на очередное прикрытие полков и дивизий 5-й армии в районе населённых пунктов Сороки- но, Некрасово, Уварово. На подлёте к цели в районе Бородинского поля наши лётчики заметили три самолёта противника «Юнкерс-88», направлявшихся с полным запасом бомб в сторону Москвы. Лейтенант Силантьев исключительно быстро, на максимальной скорости, первым бросился на противника и два раза атаковал один из самолётов. Вражеский самолёт, беспорядочно сбросив бомбы, пустился наутёк. Израсходовав весь свой боекомплект, отважный сокол решил - идти на таран. Его остроносый ЛаГГ-3 начал преследовать немецкого бомбардировщика. Расстояние сокращалось. Отстёгнуты привязные ремни. Подняты ветровые очки. Уже видны ненавистные, искажённые паническим страхом лица врагов. Крепче сжат штурвал. Ещё несколько метров. И вдруг из «юнкерса» хлестнула в упор пулемётная очередь. Виталий Силантьев не отпустил штурвал своего истребителя, и на полной скорости правой плоскостью врезался во вражеский стервятник. «Юнкерс» загорелся и, оставляя шлейф дыма, пошёл к земле и взорвался. В результате тарана пострадал и самолёт Виталия Силантьева. У него отлетела правая плоскость, и ЛаГГ-3 стал беспорядочно падать на землю. В момент переворота лётчик вывалился из кабины и упал в 75 метрах от места падения самолёта. Перед моментом тарана Силантьев, очевидно, был ранен (винт самолёта имел несколько пулевых пробоин, одна сквозная). Боекомплект был полностью израсходован. К тарану Виталий готовился - отстегнул ремни, рассчитывал выпрыгнуть на парашюте.
Из письма комиссара эскадрильи родителям Виталия: «Выражаю Вам благодарность за Вашего сына Силантьева Виталия, который геройски сражался с немецкими захватчиками и погиб смертью героя в воздушном бою, не допустив вражеских стервятников к сердцу нашей Родины - красавице Москве».


ЛаГГ -3 В.В. Силантьева. Февраль 1942 г.

Погиб отважный лётчик в Уваровском районе Московской области 19 февраля 1942 года. Ему только что исполнилось двадцать три года. В.В. Силантьев был похоронен в городе Кубинка под Москвой со всеми воинскими почестями.
В честь его подвига фронтовая газета опубликовала поэму. За проявленное мужество герой посмертно награждён орденом Красного Знамени.
Писатель Илья Эренбург писал в те памятные январские дни 1942 года: «Почему немцы устроили в музее Бородина скотобойню? Они мстили славным предкам за доблесть столь же славных потомков... Они хотели взорвать памятники - Кутузову и русским солдатам. Не успели... Россия не забудет и второй день Бородина: сожжённых сёл, уничтоженного музея и доблестных красноармейцев, которые сказали своим славным предкам: „Мы отстояли Москву"». На Бородинском поле пересеклись пути воинов разных поколений. Им посвящён создававшийся в течение почти двух веков мемориальный комплекс, а точнее - музей под открытым небом.

Память:
- В музее «Бородино» есть стенд, рассказывающий о подвиге В.В. Силантьева. Запомним и мы его имя. Воспитанник владимирской комсомольской организации, рабочий парень Виталий Силантьев в грозные годы Великой Отечественной войны показал себя настоящим героем, патриотом Родины.
- 5 мая 1985 года, к сорокалетию Победы, в гарнизоне Кубинка был создан музей истории авиации ВВС Московского военного округа, призванный способствовать сохранению и приумножению боевых традиций старших поколений. Коллекция музея насчитывает более 8000 экспонатов. Среди них уникальные экспонаты по истории зарождения и развития ВВС, подвигов авиаторов в годы Великой Отечественной войны, действующие макеты и тренажёры боевой техники.

Источник:
Николай Рогов. ТАРАН НАД БОРОДИНСКИМ ПОЛЕМ. Краеведческий альманах «Старая столица». Выпуск 8.

***

«Выражаю Вам благодарность за Вашего сына т. Силантьева Виталия, который геройски сражался с немецкими захватчиками и погиб смертью героя в воздушном бою, не допустив вражеских стервятников к сердцу нашей Родины — красавице Москве» (Из письма комиссара эскадрильи родителям героя).
...Многие жители старой владимирской улицы Верхние Ямки, уступившей нынче место новостройкам, помнят этого подтянутого и жизнерадостного юношу. Виталий, пожалуй, ничем не выделялся среди своих сверстников 30-х годов. У него была обычная биография молодого человека, родившегося и выросшего при Советской власти. Он был таким же, как и сотни других ребят, озорных, увлекающихся, честных.
Недалеко от их дома, там, где сейчас раскинулись корпуса новой ТЭЦ, находился аэродром. Там, на приклязьминском лугу, вынашивались надежды и мечты рабочего паренька с завода «Автоприбор» — птицей взлететь в небо и взглянуть сверху на родную землю.
Работая фрезеровщиком и являясь членом заводского комитета комсомола, Виталий стал заниматься в аэроклубе. В те времена был такой клуб. Трудно было сочетать основную работу и общественные обязанности с этой учебой, пришлось сократить часы отдыха.
— Часто, — вспоминает Прасковья Федоровна, — сын, возвратившись с вечерней смены, просил: «Мама, разбуди меня на рассвете».
С первыми лучами раннего летнего солнца Виталий уже на аэродроме. Он с таким рвением и настойчивостью относился к учебным полетам, что вскоре не мыслил жизни без них.
В конце 1938 года комсомолец Силантьев добровольно ушел в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и был зачислен в Чкаловское военное авиационное училище. И здесь молодой курсант показал хорошую строевую выправку, распорядительность и находчивость. В его выпускной аттестации говорилось: «Летную программу усваивает легко, закрепляет быстро, к полётам относится с интересом. На самолетах И-5 и И-15 летает отлично. В сложных условиях не теряется, а действует спокойно, уверенно и решения принимает правильные».
Когда германский фашизм вероломно напал на нашу Родину, летчик-истребитель Силантьев с первых дней Отечественной войны был на фронте.
За время военных действий до своей героической гибели он совершал 224 боевых вылета, охранял дальние и ближние подступы к Москве.
При выполнении заданий командования Виталий лично уничтожил 9 танков, 57 автомашин, 13 зенитно-пулеметных точек, до 300 солдат и офицеров, кроме того, в составе звена сжег железнодорожный эшелон противника.
За боевые подвиги лейтенант Силантьев был награжден правительством орденом Красной Звезды.
19 февраля 1942 года, прикрывал в составе звена наземные части в районе Бородинского поля, каши летчики заметили звено вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88», направлявшихся с полным запасом бомб в сторону Москвы.
Виталий первым бросился на противника и два раза атаковал один из самолетов. «Юнкерс», беспорядочно сбросив бомбы, пустился наутек. Израсходовав весь свой боекомплект, отважный сокол решил идти на таран. Его остроносый ЛАГГ-3 начал преследовать немецкого бомбардировщика. Расстояние сокращалось. Отстегнуты привязные ремни. Подняты ветровые очки. Уже видны ненавистные, искаженные паническим страхом лица врагов. Крепче сжат штурвал. Еще несколько метров.
...И вдруг из «Юнкерса», как из оскала загнанного зверя, хлестнула в упор пулеметная очередь. Смертельно раненный комсомолец Виталий Силантьев не отпустил штурвал своего истребителя и на полной скорости правой плоскостью врезался во вражеский стервятник. «Юнкерс», объятый пламенем, рухнул на землю.
Самолет Силантьева, получив в результате тарана серьезное повреждение, перешел в беспорядочное падение и перевернулся в воздухе. Над самой землей отважный герой вывалился из кабины и упал в 70 метрах от места падения своего самолета.
Виталий Силантьев погиб, когда ему только что исполнилось двадцать три года. Герой был похоронен в городе Кубинка под Москвой со всеми воинскими почестями. В честь его подвига фронтовая газета опубликовала поэму. За проявленное мужество герой посмертно награжден орденом Красного Знамени.
В музее «Бородино» есть стенд, рассказывающий о подвиге героя.
В. СМИРНОВ, заведующий архивным отделом облисполкома» » (Газета «Призыв», 1970 год, 7 мая).
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Владимир и область в 1945-м году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.04.2020)
Просмотров: 529 | Теги: Владимир, вов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru