Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
17:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [136]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Костёл Святого Розария Пресвятой Девы Марии Римско-Католической церкви, г. Владимир

Костёл Святого Розария Пресвятой Девы Марии Римско-Католической церкви, г. Владимир

Местная Религиозная Организация Приход Святого Розария Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви в Городе Владимире зарегистрирован 10 апреля 2001 г.
Настоятель - Зуев Сергей Александрович (с 22 марта 2006 г.).
Адрес: город Владимир, улица Гоголя, д. 12.

Слово «Розарий» означает «венок из роз». Святой Розарий является как бы небесным венком, сплетенным из молитв и размышлений. Розарий – это сочетание устной и мысленной молитвы, совершаемой при помощи четок. В этой «школе Марии» христианский народ приобщается к созерцанию прекрасного лика Христа и переживанию глубины Его любви. Посредством Розария верующий достигает обилия благодати, словно получая ее прямо из рук Матери Искупителя. Непрестанная мольба, обращенная к Матери Божией, основывается на уповании, что Ее материнским предстательством все можно испросить у Сердца Сына. Когда в Розарии мы взываем к Марии, храму Святого Духа (Лк 1, 35), Она предстает перед Отцом, исполнившим Ее благодатью, и перед Сыном, рожденным из Ее лона, молясь с нами и о нас.
Розарий Девы Марии, постепенно сложившийся во втором тысячелетии под воздействием Духа Божия, — любимая молитва многих святых. По преданию, Сама Богоматерь в 1214 г. явилась св. Доминику де Гузман (1170-1221) и научила его молитве Розария. Уже в XVI в. Розарий был широко распространен в католическом мире. Папа Пий V буллой Consueverunt Romani Pontifices от 1569 г. утверждает в Церкви молитву Розария и определяет ее структуру (3 части, 15 тайн). 7 октября 1571, после победы христианского флота над мусульманским при Лепанто, которая была испрошена молитвой Розария, папа в 1572 г. провозглашает день 7 октября праздником Пресвятой Девы Марии Победы. Его преемник, папа Григорий XIII, заменяет его название на праздник Девы Марии — Царицы Розария, который папа Климент XI в 1716 г. расширяет на всю Католическую Церковь. В 2002 году папа Иоанн Павел II добавил к имеющимся трём группам тайн ещё одни — светлые.
Благодаря своей простоте и глубине Розарий и сейчас остается молитвой, имеющей большое значение и приносящей плоды святости. Дева Мария в своих явлениях в Лурде (1858 год) и Фатиме (1917 год) призывала всех людей читать эту молитву.

После подавления восстания в Царстве Польском в 1863-1864 гг. во Владимире была создана военно-судная по делам польских мятежников комиссия, которая являлась главной по рассмотрению дальнейших судеб польских повстанцев. Она судила участников восстания и распределяла их по арестантским ротам в другие губернии Российской империи. В результате Владимир на период, начиная со второй половины 60-х гг. XIX в., стал средоточием довольно значительных групп польского католического населения. Часть из них осела во Владимире. Кроме того, с территории российской части Польши во Владимир был переведен польско-литовский полк, состоявший из католиков. Таким образом, к концу 80-х гг. XIX в. процент католического населения во Владимире был уже достаточно внушительным.
До постройки костёла католические службы в городе велись в "нанимаемом для богослужений доме", а свершал их "приезжающий во Владимир для церковных треб курат Нижегородской римско-католической церкви и законоучитель в местных учебных заведениях Магистр Богословия священник Монюшко".
Католики гор. Владимира в составе 116 человек в феврале 1891 года подали в губернскую строительную комиссию прошение о выделении участка земли под строительство каплицы (капелла) по католическим канонам (священник - капеллан). Строительная комиссия передала эту просьбу губернатору Судиенко Осипу Михайловичу. В свою очередь И.М. Судиенко обратился, как того требует закон, в МВД, где продублировал их предложение, добавив, что во Владимире проживает 282 католика, а всего в губернии - 888 человек. Ответ министра МВД статс-секретаря И.Н. Дурново от 13 июня 1891 г. был таковым: «Дозволить открыть каплицу и причислить ее к Нижегородской римско-католической приходской церкви. Строительство вести на средства местных католиков (т.е. владимирских)». Дословно известно даже поручение губернатора Судиенко: «При сем препровождаю в Строительное отделение утвержденный Министерством план, разрешенный к сооружению на одной из боковых улиц города римско-католической каплицы, предлагая за постройкой сего здания иметь технический надзор».
Постройку синдики Владимирской римско-католической каплицы Геврасий Борейша и инженер Иероним Цивинский оценили в 14 тыс. рублей и обратились с просьбой провести сбор денег по всем римско-католическим приходам Российской империи. Департамент духовных дел иностранных исповеданий отклонил ходатайство митрополита римско-католических церквей в России Семена Козловского о сборе средств по всей империи для постройки римско-католической каплицы во Владимире. Назвать римско-католическую церковь решили церковью Покрова Пресвятой Богородицы.
После обращения владимирских католиков в Могилевскую архиепископию о назначении им постоянного священника, сюда назначили викарного Орловской церкви священника Иосифа Писанко (Пизанко). Вскоре Департамент духовных дел иностранных исповеданий в письме Могилевскому архиепископу просил его объявить выговор священнику И. Писанко за самовольное, несмотря на запрет, распространение листовок, призывающих к сбору средств на постройку римско-католической каплицы во Владимире. Также признал недействительным присвоение титулов синдиков Г. Борейше и И. Цивинскому, т.к. каплица не имеет самостоятельного значения и приписана к римско-католическому приходу Нижнего Новгорода, куратором которой был священник Александр Монюшко.
Строительство часовни было начато в 1892 г. и завершено в первые месяцы 1894 г. Архитекторы: А.П. Афанасьев и Иван Анисимович Карабутов. В том же году часовня была освящена в честь Святого Розария.


Куткин переулок. Иодко В.В. 1909-1917 гг.
Вид с севера, со стороны Дворянской улицы. В центре: католический костел Розария Божьей Матери (на правой стороне переулка), с оградой прясла в каменные столбы (1892, архит. И.О. Карабутов). Вокруг деревянная застройка. Рядом с костелом дом Агапитовых с вывеской сапожной мастерской над воротами.

Католический костел. Открытка. 1909-1917 гг.

16 декабря 1903 г. владимирские католики подали прошение, с приложением списка католиков, проживавших во Владимире и его окрестностях в 1902 г., о преобразовании часовни Святого Розария Девы Марии в приходской храм. Речь шла о 1129 верующих, из которых в городе проживал 371 человек, остальные были рассеяны по окрестным селениям.
12 января 1904 г. местный православный архиепископ о. Сергий направил губернатору собственноручно написанное письмо, в котором заявил: «...с моей стороны нет никаких возражений относительно учреждения самостоятельного Римско-католического прихода во Владимире для всей губернии».
29 января 1904 года Могилевская католическая курия дала положительный ответ, поддержав просьбу владимирских католиков о преобразовании часовни Святого Розария Девы Марии в приходской храм. Архиепископу в Могилеве до революции подчинялись все католические приходы в России. Запрос о согласии ему направил владимирский губернатор Леонтьев Иван Михайлович. И вот согласие было получено за подписью архиепископского викария.
11 февраля 1904 года приход римско-католической церкви во Владимире был официально учрежден губернатором.
26 февраля 1904 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел утвердил решение владимирского губернатора о создании самостоятельного прихода римско-католической церкви во Владимире.
Руководителями католиков г. Владимира в 1898 г. были статский советник Геврасий Степанович Борейша, инженер-технолог Эдуард Яковлевич Ландсберг, член окружного суда, статский советник Викентий Феофилович Яновский.
17 сентября 1902 г. умер от воспаления легких Владимирский капеллан Иосиф Писанко. После него настоятелем римско-католического костела стал ксендз Ранкайтис, а с апреля 1905 г. - Антоний Симанович, с февраля 1908 г. - ксендз Юстин Юркун. С ноября 1909 г. синдиками Владимирской римско-католической церкви избраны Эразм Петрович Хрисановский и Михаил Константинович Мацкевич. В октябре 1917 г. ксендзом римско-католической церкви во Владимире стал Антоний Бурдулис.

Благонравов Федор Аркадьевич вспоминает: «Кружки начали возникать несколько раньше. Один из первых известных мне организаторов кружка печатников был типограф Ландо, из типографии Коиля, поступивший впоследствии на военную службу. Была в то время уже связь с солдатами, занятия с которыми вел Валентин Альфонсович Черневский. Этот кружок собирался за городом, в кустах за Ямской слободой, и в помещении под костелом.
В какую то связь моя память упорно хочет поставить имя Ландо с органистом польского костела. Я знаю, что помещение в костеле использовалось. Но при чем здесь Ландо? Возможно, что использование помещения костела осуществлялось при содействии Ландо, или же помещение предоставлялось органистом для кружка, сорганизованного Ландо. Мне представляется, что с Ландо и органистом мы имели дело за время пребывания Евг. Фед. Дюбюк во Владимире, стало быть, это надо отнести к осени 1904 г. или весне 1905 г.».
По состоянию на 1910 год у владимирского костела было 1500 прихожан.
«Полякам гор. Владимира.
В виду воззвания Временного Правительства к Польскому Народу, все поляки, проживающие в гор. Владимире, приглашаются 25 марта с г. на собрание местной польской колонии, имеющее быть после торжественного благодарственного молебствия в местном костеле, в здании Мальцевского ремесленного училища, для совместного обсуждения возникших из воззвания Временного Правительства вопросов.
Распорядители собрания: Реферовский, Бурба » («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №18, 24-го марта 1917).
«25 марта местная Польская колония, по случаю воззвания Временного Правительства к полякам, устроила в местном костеле торжественное благодарственное богослужение. Костел был украшен национальными польскими знаменами, соединенными бело-амарантовою лентою, на которой золотыми буквами красовался девиз польского восстания 1831 года: «За Нашу и Вашу свободу». Во время богослужения местный настоятель ксендз Амвр Д. Пауштукас произнес речь по поводу воззвания Временного Правительства.
После богослужения и исполнения польского гимна, присутствовавшие направились в здание Мальцевского ремесленного училища, где в зале, украшенном польскими национальными флагами, — среди которых выделялась красная лента с надписью: «Свобода, равенство, независимость», — произошло торжественное заседание. На заседании было постановлено послать приветственную телеграмму Министру-Председателю князю Львову, выражая в ней непреклонную уверенность, что воззвание Временного Правительства к полякам является прочным залогом грядущей Свободы независимой объединенной Польши и неизменной дружбы двух великих братских славянских народов.
После составления телеграммы, для сообщения ее содержания и выражения благодарности Русскому Народу в лице его местных представителей исполнительного комитета была избрана делегация в составе Н.К. Бурба, А.Р. Войцеховского и Смоленского. После выбора делегации были произнесены речи» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №22, 30-го марта 1917).


Интерьер костёла Святого Розария Пресвятой Девы Марии. 1894–1930 гг.

«Кража в костеле. Разбив окно, воры проникли в помещение польского костела (Гоголевская ул.) и унесли с собой различные вещи» («Призыв», 7 апреля 1927).
25 декабря 1930 года, прямо в день Рождества по Григорианскому календарю, Советским районным правлением г. Владимира было принято решение о «ликвидации римско-католической церкви во Владимире».
На сайте храма святого Розария Божией Матери цитируется стереотипная формулировка из протокола: «Принимая во внимание, что религиозная община в обсуждаемом вопросе отказывается от использования Церкви, что не поступило в течение необходимых для этого сроков срочных запросов со стороны других групп верующих об использовании оной,... церковь как дом молитвы – ликвидируется».
Было решено найти зданию костела другое применение. Католики обнаружили другой протокол тех дней, о том, что в здании предлагали разместить городскую библиотеку. Но не удалось найти документы, подтверждающие, что это было сделано.
Последним администратором католического прихода во Владимире был отец Антоний Дземешкевич, одновременно являвшийся настоятелем в Нижнем Новгороде. В том же, 1930 году, он оказался в Соловецкой тюрьме. Так и не выйдя из заключения, был расстрелян 3 ноября 1937 года.
В 1939 г. здание костела было приспособлено для работы радиотранслятора с эксплуатацией в этих целях колокольни. Дом священника был отведен под жилище, на протяжении долгих лет там проживало одновременно от 8 до 12 семей.
В 1944 году, с образованием Владимирской области, начало вещание областное радио. Радиовещание велось из помещения городского радиоузла (Улица Гоголя, д.12). Колокольня церкви долгое время использовалась в качестве радиоретранслятора.
В послевоенное время почти напротив него, на месте, где сейчас стоит театр драмы, предполагалось строительство нового административного центра с грандиозным Домом Советов и площадью перед ним. Из-за недостатка средств от этой идеи отказались, и к 1971 году здесь возвели здание театра. В связи с этим, в 1940-1970-е годы большинство домов по левой стороне улицы имени Гоголя, мешавших новому строительству, было снесено. И оказалось, что здание костёла своим главным фасадом выходит теперь на образовавшуюся здесь площадь, что очень украсило её.

В 1987 г. здание было открыто после реставрации, в нем разместился выставочный зал, в «доме ксендза» создан музей одной картины.

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в нач. 90-х гг. XX в.
С 1988 по 1993 гг. проходила большая внутренняя реставрация храма. На первоначальную его реставрацию ушло 35 тыс. долларов, поступивших в виде добровольных пожертвований от католиков Рима, Милана и Фоджио (в этом городе существует община-побратим владимирской). Помощь также оказали немцы г. Эрлангена (к открытию костела они, кроме 6 тыс. марок, подарили дорогой орган и фисгармонию) и Центр помощи нуждающимся религиозным общинам, находящийся в Германии.
«…Ну а что же все-таки планируется открыть в костеле? С этим вопросом я обратился к заведующей отделом музея по охране, пропаганде и эксплуатации памятников архитектуры Эльвире Владимировне Реган. Вот ее ответ:
- После реставрации, которую выполняет Владимирская специальная экспериментальная научнореставрационная мастерская по заказу областного управления культуры, в костеле будет открыт художественный отдел западноевропейского искусства (живопись, скульптура, находящиеся сейчас в запасниках музея). Как и во Владимирской картинной галерее, здесь планируем проводить концерты и музыкальные вечера. Будет ли орган в костеле? Этот вопрос должно решать областное управление культуры через Министерство культуры РСФСР и приложить к этому максимум усилий.
Пока же концертный зал с органом и для владимирцев, и для многочисленных гостей города остается заветной мечтой. Но совсем не хочется, чтобы она была несбыточной» (М. Коншин. «Призыв», 24 апр. 1990).
В 1992 г. зарегистрирована католическая община. 1 марта 1992 г, горсоветом было принято официальное решение о возвращении храма католикам.
24 июля 1993 г. произошло освящение костела. Первым священником католического прихода во Владимире после его возобновления служб стал итальянец отец Стефано Каприо.


Католическая церковь во имя Пресвятой Девы Марии святого Розария во Владимире

Рождество Христово

«В субботу, 24 июля, владимирская католическая община вновь обрела свой храм - церковь Святого Розария Пресвятой Девы Марии (ул. Гоголя, недалеко от Золотых ворот).
Активнейшая участница возрождения этого храма Валентина Александровна Сирина в торжественной обстановке вручила ключи от церкви архиепископу Восточно-Европейского региона Тадеушу Кондрусевичу. Он поведал собравшимся о том, как в далеком 1930 году, в Рождество, воинствующий атеизм стремился навсегда изгнать Бога из сердец людей. Большевики-атеисты хотели, чтобы Христос никогда не рождался в душах человеческих.
И вот свершилось поистине Божественное чудо! Впервые в России, после многих десятилетий правления коммунистов-безбожников, католикам древнего русского города Владимира возвращается некогда им и принадлежавший храм. Архиепископ выразил благодарность всем реставраторам, архитекторам и строителям за то, что они восстановили Божий храм. Поблагодарил епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, приславшего доброжелательное послание по случаю вновь открываемого храма, высказав при этом искреннее желание, что теперь католики вместе с православными братьями и сестрами будут приобщать людей к Свету Святой Евангельской Истины. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич поблагодарил и городские власти за помощь и содействие, оказанные для возрождения храма: «Хотя церковь Христова - не от мира сего, но она пребывает в этом мире, и власти, выбранные народом, должны постоянно помогать людям в строительстве нового общества в нашей стране». Он напомнил собравшимся, что до недавних времен старинный город Владимир у многих людей и в СССР, и за рубежом был известен не только как центр туризма, но и своей знаменитой ужасно суровым режимом владимирской каторжной тюрьмой, где томились многие узники совести. Она стала голгофой для многих католических и православных епископов и священников. Там, в ее каземате, скончался верный сын литовского народа архиепископ Рейнис (его, вероятно, скоро католическая церковь причислит к лику святых). Так что многие праведники Божии, мученики за веру Христову, молятся за нас на Небесах.
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич сердечно поблагодарил немецких друзей из Эрлангена за прекрасный благозвучный орган. Кстати, председатель владимирской католической общины Эдуард Сирин очень признателен владимирской таможне за быстрое оформление документов на этот орган - без проволочек и казуистики...
Настоятелем церкви Св. Розария Пресвятой Девы Марии уже больше года является энергичный 33-летний итальянец падре Стефано Каприо. Он принимал самое активное участие во всех делах по восстановлению храма. Падре Стефано уроженец Милана. До приезда во Владимир он 3 года служил капелланом в церкви при итальянском посольстве в России, хорошо знает русский язык.
На открытии храма присутствовали многие владимирцы и зарубежные гости из Германии, Франции, Бельгии, Италии... Среди присутствовавших были глава Владимирской городской администрации И.В. Шамов, заместитель председателя Владимирского горсовета В.И. Артюков, представитель обладминистрации Н.А. Пеневская, посол Италии в России синьор Федерико ди Роберто, представитель посольства Ватикана в России монсеньор Тимон Хмелецки. католические клирики и монахини. Вел богослужение и заново освящал храм итальянский архиепископ монсеньор Джузеппе Казале, переводчиком у него был падре Стефано Каприо. Великолепно звучала органная месса, проникновенно пел хор по-латински, по-итальянски и по-русски (наши владимирские хористы). «...Святой Франциск, святой Доминик, святой Сергий Радонежский, святой Серафим Саровский... молитесь о нас!» - доносилось сверху, с хоров, и все пребывающие в храме подпевали этим благоговейным призывам.
После окончания богослужения я спросил итальянского посла, доволен ли он визитом в древний русский город Владимир? Синьор Федерико ди Роберто сказал, что он в России всего два месяца, что Владимир ему очень понравился и надеется еще много раз побывать здесь.
А потом это замечательное неординарное событие отмечали в ресторане китайской кухни в доброжелательной непринужденной обстановке. Словом, все остались очень довольны» («Призыв», 29 июня. 1993).
«Волею судеб, первую мессу во Владимире отслужил монсеньор кардинал
Костел открывали под дождем... «Благословение Божие», - заметил один из гостей местной католической общины, почтенный архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Минут за двадцать до начала чудовищного ливня непривычно безбородое духовенство и похожие на индийских жриц монахини прошли символическим крестным ходом по периметру и, протиснувшись сквозь толпу курящих паломников москвичей, делегированных тамошней католической общественностью, зашли в храм.
В алтарной части костела собрались следующие лица: уже упоминавшийся архиепископ Тадеуш, настоятель костела преподобный отец Стефан (очень приятный молодой человек), представитель католической общины св. Креста из Германии, некий Ватиканский прелат и, самое главное, кардинал Кавалли. предстоятель одной из итальянских епархий. Перед началом мессы к богомольцам (среди которых, помимо всего прочего), находились мэр Владимира, председатель горсовета и представитель посольства республики Италия) обратился Высокопреосвященный Кондрусевич. Архипастырь отмстил, что открытие костела во Владимире совпало с другим не менее важным событием в его жизни: четыре года назад, путешествуя из Минска в Вильнюс, Кондрусевич узнал о том, что Святейший папа благословил его на епископское служение. Затем о. Тадеуш выразил благодарность организациям и частным лицам, принявшим деятельное участие в открытии костела. «Позор облреставрации!» - не к месту выкрикнул кто-то из присутствующих.
Владыка Евлогий, в силу непомерной занятости, не смог откликнуться на приглашение о. Стефана и посетить официальную часть церемонии. Тем не менее, Его Преосвященство отправил в адрес настоятеля и общины поздравительную телеграмму, в которой выразил надежду на дальнейшее сотрудничество в решение насущных проблем.
Mecca, прерываемая раскатами грома, прошла весьма торжественно. Великолепно пел хор, сопровождаемый извлекаемыми из подаренного общиной св. Креста органа ангельскими звуками. По окончании богослужения кардинальская длань раздала облатки прошедшим таинство исповеди. После богослужения в ресторане гостиницы «Золотое кольцо» состоялся торжественный обед.
На вопрос о периодичности месс настоятель костела о. Стефан конкретно ответить не смог. По всей видимости, в самое ближайшее время расписание богослужений будет вывешено на дверях храма» (Местное время. 1993. - № 64).


Бывший дом ксёндза. 1977 г.


«Дом ксендза»/«Дом священника», 1891 г. Архитекторы - Афанасьев А.П. и Карабутов И.А.
Ул. Гоголя, д. 12

Дом ксёндза был приспособлен под жильё. В одной из квартир жила семья владимирского писателя Л.П. Зрелова, который оставил тёплые воспоминания о доме своего детства и его обитателях.
«Неподалеку от Золотых ворот доживает свой век улица Гоголя, в своем прежнем, первозданном виде. Теперь ее не узнать. Кроме нескольких старых типовых домов, сохранился ныне действующий костел и красно-кирпичный с островерхими готическими окнами дом ксендза...
Тут, во внушительном двухэтажном особняке, не в тесноте и не в обиде проживало несколько семей. Две комнаты, занимаемые его родителями, обогревала топящаяся из кухни печь. Белые печные изразцы поблескивали. Как хорошо тут было учить уроки - в тепле, под высоченными, таинственно плывущими потолками.
Елки отец привозил загодя - прекрасные, невозможно пушистые, а то и не одну - сразу пару. Макушка с блестящей белой пикой, украшенной красной лучащейся впадинкой, едва не касалась потолка. Ночью, не нарушая детского сна, являлся необычайно щедрый Дед Мороз, любовно складывал под елку подарки. В первый день Нового года дети со двора, других домов улицы давали у этой елки представление «Терем-теремок». Сами для себя. Сладких подарков хватало всем.
Когда с колокольчиковым звоном падала с сосулек первая капель, матовое покрывало льда окончательно сползало с окон. Словно занавес раскрывался, и, казалось, к самому дому подступала причудливая чаша с футбольным полем на дне и сырыми зелеными кистями поверху - известных тогда всему городу «Сосенок». Придвигалась и пойма Клязьмы в голубоватом зубчатом венчике лесов по горизонту и одинокими деревьями на первом плане, которые можно было принять за очарованных путников.
Деревья не всегда умирали стоя. Грандиозно высокая царственная липа повалилась в ясный безветренный день, вытянулась вдоль всего дома, дрожа тяжелыми ветвями. Только что играли на створке буфета тени листвы, тихонько пела половица под легкими утренними шагами мамы - падение исполина все стерло, поглотило своим гулким шумом.
В квартиру родителей вел парадный вход - длиннющий, просторный, с площадочками и массивными гранитными ступенями.
Перед высоким крыльцом был разбит палисадник. Майское кипение цветущей сирени, очарование анютиных глазок, разноцветная россыпь ромашек, вкрапления каких-то нежных держащихся друг за дружку цветов, полоса золотых шаров, георгины на клумбах. И один, король среди георгинов, с крупными белыми шапками, горящими, как звезды, на темно-зеленом лиственном мундире.
И «темных лип аллея» - от крыльца до улицы. Дорожка из уложенных в «елочку» кирпичей. Аллея осталась от ксендза. Усердием отца прорехи в аллее засаживались молодыми липами, старые аккуратно подрезались.
Одна липа была особенно мила ему. Она росла у самого крыльца, возле гранитных его ступеней. Ветви простирались чуть ли не до двери, и порою волнующаяся под ветром листва нежно касалась лица. На мгновение оно погружалось в зеленое искрящееся кружево. Дупло этой липы служило его семье почтовым ящиком, откуда много позже он с нетерпением вынимал газеты, надеясь извлечь одно, несущее, как каталось, счастье письмо…
Он уже не жил в дорогом ему доме, маялся на окраине, когда оттуда выселяли всех оставшихся жильцов, а из самого дома «по живому» вырезали внутренности: необыкновенно крепкие двери, дубовый паркет, перекрытия, балки, половицы и, главное, ту, певшую под мамиными ногами. Все растащили по своим сараюшкам некие практичные люди. Остался один кирпичный остов, красная скорлупа, заполненная по-иному, с учетом нового предназначения дома.
Как-то раз, еще до незаметного открытия в доме «Музея одной картины», он поднялся на парадное крыльцо и тихо вошел туда, где родился и прожил долгие и лучшие годы. Ничего узнать было нельзя. Дом стал чужим. Дом, который он так горячо любил.
Новые власти собирались вернуть дом католической общине. А в отреставрированном костеле ныне вычитывают молитвы, отслуживают мессу. И сегодня, в положенный час, новый орган пропоет, проплачет своими трубами старую мелодию.
Вечереет, а он все стоит у крыльца подле липы, в дупле которой был его почтовый ящик. Дупло сомкнулось, заплыло корой. Исчезла сирень. Но, давно чужой тут человек, он медлит уйти, мнется. Я понимаю его, ведь он это - и я» (Зрелов Леонид Петрович Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
В 1996 г. католической общине был возвращен и прилегающий к храму «Дом ксёндза».


Скульптура Девы Марии во дворе Католического прихода


КАТОЛИЦИЗМ

Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.


Рыба - символ христианства

Сын богини моря Атаргатис был Ихтус, что в переводе с греческого означает "рыба". Ихтус - это акроним слов "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель (Iesous Christos Iheon Huios Soter)".


Крест святого Петра - один из символов святого Петра, распятого головой вниз в 64 г. н. э.

Истоки католицизма - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-V вв., когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую империи в 395 г.
Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.
На VIII Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом IV и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.


Мальтийский крест

Мальтийский крест — восьмиконечный крест, использовавшийся некогда могущественным рыцарским орденом госпитальеров (иоаннитов — членов католического духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в XII в. в Палестине). В XIII в. при магистре Раймунде де Пюи орден стал вселенским, как сама церковь, разделенным на восемь (универсальное число направлений пространства) «языков», представляющих главные государства феодальной Европы. Название «госпитальеры св. Иоанна» рыцари сохранили, равно как: и красную мантию с вышитым белым шелком восьмиконечным крестом — символом целомудрия и восьми рыцарских добродетелей. Орденская печать изображала больного на ложе с таким же крестом в головах и светильником в ногах. Иногда называется крестом Святого Иоанна Иерусалимского или Георгиевским крестом. Символом рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест, восемь концов которого обозначали восемь блаженств, ожидающих праведника в загробном мире. В 1807 г. российским императором Александром I, в качестве награды был учрежден Георгиевский крест, по образцу Мальтийского креста. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа - глава этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.


Крест Папы, "Тройной крест"

В католических процессиях используют крест Папы. Три пересекающиеся линии символизируют власть и Древо жизни. А вот православной богослужебной традиции известен гамма-крест (гаммадион). Его можно видеть на одеждах православных священников, в нем заложена идея о Христе как о "краеугольном камне Церкви".

В 1540 г. был основан Орден иезуитов. Иезуиты – члены наиболее влиятельного в католической церкви монашеского ордена «Общество Иисуса», основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лойолой для защиты интересов папства, борьбы с ересями и миссионерской деятельности. Орден был утвержден папой Павлом III 27 сентября 1540 г. и построен на принципах единоначалия и строгого централизма, железной дисциплины и безусловного повиновения воле старшего.

Централизация католической церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом православной церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Сформировалась и своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения-вера и добрые дела. Церковь, по учению Католицизма (в православии этого нет) обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях-об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в "чистилище".
Догмат о "чистилище" есть только в католическом вероучении. Учение о "чистилище" сложилось еще в I в. Православная и протестантская церкви учение о "чистилище" отвергают.
В отличие от православного вероучения, в католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 г.; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 г. Особое внимание западной церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 г. папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте семи-восьми лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере.

В православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное папой Григорием VII, обязательно для всего духовенства.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви.


Готический собор - образ мира

Средневековые строители решили сложнейшую для их времени задачу. Благодаря изобретенной ими стрельчатой, заостренной форме арок они сумели возвести здание огромной высоты. Стрельчатая арка уменьшает давление сводов на стены, а выстроенные снаружи мощные опоры – контрфорсы – еще и облегчают это давление. Тяжелая, заостренная кверху дверь ведет внутрь собора.
Там, высоко над головой, перекинуты ряды стрельчатых арок. Ввысь уносятся пучки длинных, тонких колонн. Все здание точно тянется к небу. Сквозь витражи льется причудливый свет. Золотистые, алые, ярко-синие пятна окрашивают массивные каменные плиты пола. Разноцветные отблески играют на тонких, хрупких фигурах святых. Их контуры повторяют устремленные ввысь линии колонн и арок.
Три искусства сочетаются здесь, но иначе, чем в египетском или греческом храме. Здесь господствует христианская религия. Подчиняя себе искусство, она стремится увести сознание человека в потусторонний, неземной мир. И хотя здание построено человеком, все же оно было создано для служения невидимому Богу.
Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к небу, к Богу. Но готический храм являлся также своеобразным воплощением учения, согласно которому весь мир есть противодействие сил и конечный результат их борьбы – Вознесение.
Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, который весь пронизан ощущением радости, весь открыт человеку, готический собор строится на контрастах. Это, прежде, всего контраст между интерьером храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящее на мысли о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу, всех шпилей и сводов собора.
Но стремление к Богу не трогает нас так, как средневекового человека, и тем не менее строгое благородство устремленных ввысь линий тревожит и возвышает душу.
В готической архитектуре «все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим и им конца нет,– весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека» (Гоголь).
Что произошло в историческом развитии западноевропейских народов того времени, когда их искусство постепенно перешло в новое качество? Возросло могущество крупных монархий с уменьшением количества и влияния крупных феодалов. Монастыри также теряли былое могущество. Города богатели, создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением. Буржуазия крепла и завоевывала новые права.
Церковное строительство, которым прежде ведали монастыри, переходило к горожанам. Это имело очень большое значение. Если монастырский храм романской эпохи уже обладал притягательной силой, собиравшей под его своды население округи, то готический храм обладал ею в еще большей степени, ведь он воздвигался по заказу и на средства городской общины. Постройка и украшение храма, на которые часто уходили десятилетия, являлись уже действительно всенародным делом. Причем назначение храма не ограничивалось всеобщим общением в молитве,– он служил и средоточием общественной жизни. В городском соборе совершались не только богослужения, в нем читались университетские лекции, разыгрывались театральные представления (мистерии) и подчас даже заседал парламент. Культовый храм оказывался в центре городской жизни. С эпохи Возрождения и интересом к античности каменные кружева средневековых соборов и вытянутые фигуры святых в разноцветном полумраке витражей стали казаться дикостью, порождением варварского, готского искусства. Так родились названия «готика», «готическая архитектура».

По католической иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Официальная резиденция пап - это Ватикан.

ВАТИКАН – государство - город, международный центр католицизма и постоянная (с кон. XIV в.) - резиденция главы католической церкви - папы. Ватикан расположен в западной части Рима на холме Мон-те-Ватикано, отсюда и название государства. Занимает площадь 44 гектара, население - одна тысяча человек. В состав Ватикана входят собор Святого Петра, дворцовый ансамбль, там апартаменты папы, кардиналов, центральные церковные учреждения, библиотека, архив, служебные помещения, музеи... Огромная, овальная, обрамленная колоннами площадь святого Петра служит торжественным входом в Ватикан и ведет к крупнейшему католическому храму - собору святого Петра (XVI в.).


Собор Святого Петра

Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс голос при тайном голосовании. Выборы проходят во дворце, в Сикстинской капелле. Избирается папа пожизненно. При папе есть тайный совет - священная коллегия кардиналов. Часть кардиналов постоянно пребывает в Риме и возглавляет папские учреждения, другие - руководят местными католическими церквами в других странах.
Каждодневная одежда католического священника - это длинная черная сутана со стоячим воротником. У епископа - сутана фиолетового цвета, у кардинала - пурпурного, у папы - белого. Как знак высшей духовной власти папа во время богослужения надевает митру-позолоченный головной убор, а как знак высшей земной власти - тиару. В основе тиары - митра, на которую как бы надеты три, символизирующие тройственность прав папы как судьи, законодателя и священнослужителя. Тиара сделана из драгоценных металлов и камней. Венчает ее крест. Надевали тиару папы только в исключительных случаях: при коронации, во время больших церковных праздников. Отличительная деталь папского одеяния - паллий. Это широкая белая шерстяная лента с шестью нашитыми на нее крестами из черного сукна. Паллий надевают на шею, один конец спускается на грудь, а другой - перебрасывается через плечо на спину.
Важный элемент культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан.

Рождественский пост у католиков называется адвент. Он начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея - 30 ноября.
Рождество Христово - наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в х рамах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения.
Отмечается Рождество Христово 25 декабря (до IV в. этот праздник был совмещен с Крещением и Богоявлением).
Богоявление у католиков называется праздником Трех царей - в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о поклонении Ему трех царей. В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жертву как царю - золото, как Богу - кадило, как человеку - миро, благовонное масло.
У католиков есть ряд специфических праздников: праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение, праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря).
Один из главных богородничных праздников - Вознесение Богоматери - отмечается 15 августа (у православных-Успение Пресвятой Богородицы).
Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католическому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в "чистилище".
Таинство Евхаристии (причащение) католическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.
Особую роль при католическом богослужении отводится музыке и пению. Мощное красивое звучание органа эмоционально усиливает действие слова в богослужении.
За пределы Европы католицизм распространялся в виде миссий к нехристианам. Большую роль в миссионерской деятельности сыграли монашеские ордена доминиканцев, францисканцев, августинцев, иезуитов. Католические миссии находятся практически на всех континентах и в Океании.
Храмы города Владимира.
Лютеранская кирха

Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.08.2019)
Просмотров: 2430 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru