Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
14:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Отчет по учебно-нравственной части во Владимирском трехклассном Епархиальном женском училище за 1874/5 и 1875/6 учебные годы

Отчет по учебно-нравственной части во Владимирском трехклассном Епархиальном женском училище за 1874/5 и 1875/6 учебные годы

О личном составе училищного Совета и преподавателей

1. Членами училищного Совета в продолжение истекшего учебного курса состояли: а) избранные от духовенства священники г. Владимира — Георгиевской церкви Алексей Виноградов и Борисоглебской - Михаил Тихонравов; б) начальница училища - Александра Ивановна Любовская, получившая образование в Московском Александринском Сиротском Институте; в) Инспектор классов - священник Владимирской Пансионской церкви и законоучитель Владимирской Гимназии Михаил Херасков, имеющий степень магистра богословия.
2. Преподавателями состояли: а) по закону Божию во 2-м и 3-м классах вышеозначенный священник Михаил Херасков, в 1-м классе священник Богословской церкви Александр Остроумов; б) по Русскому языку во 2-м и 3-м классах, в 1874/5 году, преподаватель сего предмета Владимирской Губернской Гимназии Андрей Виноградов, а в 1875/6 году кончивший курс учения в Николаевском институте и имеющая от Московского Университета диплом на звание домашней учительницы, Софья Говердовская, в 1-м классе преподаватель Владимирского Духовного училища, студент семинарии Василий Шепелев; в) по Арифметике во 2-м и 3-м классах преподаватель Владимирского Духовного училища, домовой женского училища церкви священник Иван Мартынович Вишневецкий, и в 1-м классе — преподаватель того же училища Павел Новгородский; г) по Географии — преподаватель того же училища, студент Василий Аквилевский; д) по Истории — преподаватель Семинарии, кандидат Крылов Василий Григорьевич; е) по Физике и Геометрии — преподаватель Семинарии, кандидат Глеб Миловидов; ж) по Педагогике — законоучитель училища, священник Михаил Херасков; з) Чистописанию обучала бывшая воспитанница Муромской Прогимназии, Елизавета Кирова; и) Пению обучал диакон Архиерейского дома Феодор Евфимович Соколов.
3. В приготовительном классе учительницею и воспитательницею состояла - кончившая курс в Епархиальном училище Вера Миловзорова и помощницею ее по надзору за приготовительным классом, учительница чистописания Елизавета Кирова.
4. Помощницами начальницы состояли: в 1-м классе бывшая воспитанница Епархиального училища Вера Скабовская, во 2-м и 3-м классах бывшие воспитанницы Московского Александринского Института Александра Орлова и Александра Тюрикова.
5. Отношение членов училищного Совета от духовенства к ходу учебно-воспитательного дела в училище проявлялось в изыскании мер к улучшению учебно-воспитательной части и к приобретению книг и учебных пособий для училищной библиотеки, в приискании правоспособных помощниц Начальницы и в посещении воспитанниц во время и вне классных занятий.

По учебной части

1. С открытием приготовительного класса учебное дело в училище вообще заметно подвинулось вперед. Тогда как прежде по необходимости принимались в училище полуграмотные и крайне неразвитые и неподготовленные воспитанницы, так что в первую четверть учебного года приходилось только знакомить их с книгой и грамотою и заниматься почти исключительно толковым и осмысленным чтением; теперь они уже прямо берутся за учебное дело по положенным программам, — что конечно ускоряет и дальнейшие их успехи. По всем предметам имеются в достаточном количестве учебники и учебные пособия, ландкарты, глобусы, вспомогательные книги для чтения. Для руководства учителей в их деле имеются печатные программы.
2. Преподаватели и преподавательницы были вообще усердны и внимательны к своим обязанностям и без крайней нужды уроков не опускали. Преимущественные опущения в этом роде были допущены преподавателями Семинарии в сентябре месяце во время производства приемных испытаний в Семинарии, когда они естественно не могли посещать училища. Несмотря на это, учебное дело в училище начинаемо было с первых чисел сентября и безостановочно было ведено прочими наставниками, по особому, временному расписанию учебных часов до общего расписания оных в училище.
3. Сведения о состоянии обучения по каждому предмету:
а) Изучение Закона Божия происходило в следующем объеме: в приготовительном классе предложены краткие рассказы о главнейших событиях из истории Ветхого и Нового Заветов и изучались с кратким объяснением общеизвестные молитвы, Десять Заповедей и Символ Веры. В первом классе проходилась подробно история Ветхого Завета по учебнику протоиерея Рудакова и читаемо было Евангелие по-славянски с переводом на русский язык. Во втором классе, в первый учебный год проходилась свящ. история Нового Завета по учебнику того же автора и читались Деяния Апостольские по-славянски, с указанием грамматических особенностей славянского языка; во второй же учебный год изучалась первая часть пространного Катихизиса и объяснена была Литургия, а также читались соборные послания по-славянски. В третьем классе в первый учебный год продолжались вторая и третья часть Катихизиса, объясняемо было Всенощное бдение, а также изучаем был отдел о богослужении великопостном и о Литургии преждеосвященных Даров; во второй учебный год проходились церковная история, по учебнику Рудакова. В оба года по-славянски читаемы были послания Ап. Павла — не только с грамматическими примечаниями, но и с догматическими и нравственными толкованиями.
б) Преподавание Русск. яз. значительно расширено сравнительно с предыдущими учебными курсами. В приготовительном классе исключительно занимались чтением с краткими беседами о прочитанном по книге для чтения, составленной Г. Водовозовой. В первом классе при чтении воспитанницы практически ознакомливались с предложением и его составом, с видами предложений, а также с частями речи. При чем заучивались образцовые стихотворения и прозаические произведения. Во втором классе проходился синтаксис простого и сложного предложений, потом сообщались понятия о периоде и его видах, при чем читались и разбирались статьи описательного и повествовательного рода; собственные упражнения воспитанниц в первый год состояли в диктанте, в изложении прочитанного и рассказанного в классе, а во второй год в сочинениях на темы, близкие по содержанию прочитанных образцов. В третьем классе практически изучались роды и виды прозы и поэзии и теория стихосложения, — при чем письменные упражнения состояли в сокращенном изложении разобранных образцов; во второй же год проходилась краткая история литературы. Учебниками были: для первого класса — грамматика Антонова, пособием же христоматии Басистова и Галахова; для второго и третьего классов — грамматика Говорова, теория словесности Стоюнина и история литературы Попова. Экзаменские сочинения показали, что воспитанницы не только третьего, но и второго класса довольно привыкли писать без грамматических ошибок, а некоторые и довольно стройно излагают свои мысли.
в) Преподавание Арифметики состояло: в приготовительном классе по большей части в устном решении сложных задач, руководствующих и приготовляющих к первым трем действиям Арифметическим, по готовым задачникам. Кроме сего упражнялись в писании и выговаривании цифр до тысячи и более. Затем в первом классе изучались практически и теоретически первые четыре действия; во втором классе — именованные числа, простые и десятичные дроби; в третьем — отношения и пропорции и тройные правила. Учебником были Арифметика и арифметические задачи, изданные департаментом Министерства Народного Просвещения, а также задачник Евтушевского.
г) Из Географии, после предварительных необходимых понятий о кажущемся и действительном виде земли, о горизонте и странах света, а также после общего физического и политического обзора поверхности земной, в первом классе подробно шло изучение стран и частей земного шара, во втором классе — Азии, Африки, Америки и Австралии, в третьем — Европы и в частности Российской империи.
д) Преподавание Гражданской Истории начиналось со второго класса. Во втором классе пройдены древняя история и история средних веков, по учебнику Иловайского (средний курс); в третьем классе в течение двухгодичного учебного курса пройдено по общей Гражданской истории — со времени открытия Америки до Венского конгресса, по Русской истории — со времени образования Русского государства до царствования Императора Александра II, по очеркам Русской истории Иловайского же (курс старш. возр.).
д) Из Физики — по учебнику, составленному А. Малининым для женских учебных заведений, вкратце пройдены все главные отделы этой науки, именно: об общих свойствах тех, о сложении и разложении сил, о тяжести, о движении, о центробежной силе, о простых машинах, о жидкостях, о воздухе и газах, о звуке и свете, теплороде, магнетизме, электричестве и гальванизме.
ж) Из Геометрии, после предварительных понятий о предмете сей науки, пройдены главные и существенные теоремы, по учебнику Давидова, о линиях, линейных углах и линейных фигурах, о треугольниках, о линиях параллельных и пропорциональных, о треугольниках подобных, также о площадях геометрических фигур и их измерении, о многогранниках и телах вращения.
з) Из Педагогики, по учебнику Диттеса, пройдено из отдела о телесном воспитании: о питании дитяти, о дыхании и холе кожи, о движении и покое, об отправлении нервов и органов чувств и о детских болезнях. Из отдела о нравственном воспитании: о регулировании склонностей и о руководстве волею и поступками. Из Дидактики, по учебнику, составленному Экземплярским, после предварительных замечаний об устройстве народных училищ, пройдено о наглядном обучении, обучении чтению и письму, о преподавании Закона Божия, отечественного языка и Арифметики.
и) В искусстве чистописания воспитанницы доведены до свободной и в некоторой степени красивой скорописи.
i) Искусству пения обучаемы были все воспитанницы, за исключением некоторых, по их болезненности или слабости голосовых органов. Разучиваемы были общеизвестные и наиболее употребительные гимны и песни церковные, поемые на Литургии и Всенощном бдении. Из наилучших певиц составлен хор, который и поет постоянно в училищном домовом храме. Кроме духовных гимнов, разучивались и некоторые светские песни и канты, непредосудительные по содержанию и наилучшие по музыкальным мотивам.
4. Метод и приемы употреблявшиеся наставниками при преподавании своих предметов, состояли в следующем:
а) По Закону Божию: преподавание священной Истории, и также и церковной состояло в живом, устном рассказе преподавателя о священных и церковных событиях, и в повторении сих рассказов воспитанницами. Рассказы сопровождаемы были географическими указаниями по карте, где требовалось, исторических местностей городов, рек и т. п. Также объясняемы были нравы, обычаи времен библейских, особенно в тех случаях, где они резко выделялись от обычаев современной жизни. При объяснении Богослужения, дабы яснее и сознательнее начертался план церковных служб и усвоено было их богатое содержание, между прочим употребляем был часослов, как учебная книга, и с этою целью все воспитанницы снабжены были часословами. Переводимы были с славянского на русский язык песни и молитвы богослужебные. Таким же образом, при изучении Катихизиса, переводимы были тексты св. Писания на русский язык, вероучительные же истины приближаемы были к сознанию воспитанниц посредством живых классических бесед, в которых принимать участие приглашаемы были сами воспитанницы. Кроме сего уроки по Закону Божию предваряемы были чтением и переводом нескольких стихов из Св. Писания, — при чем употреблялись и необходимые толковании.
б) Изучение Русского языка ведено было методом практическим, т. е. понятия о частях речи, о составе предложения, о видах предложений и т. д. выводились из примеров, или заимствуемых из разбираемых статей, или предлагаемых учителем, или изобретаемых самими воспитанницами. Систематическое изучение синтаксиса на примерах и разборе сопровождалось чтением, рассказом и письменным изложением различных статей из 2-й части Христоматии Басистова. Диктант, как поверка теоретических сведений, с необходимыми объяснениям орфографии и расстановки знаков препинания во время самого письма, был назначаем по возможности чаще. Метод преподавания теории словесности и истории литературы строго соответствовал характеру принятых учебников Стоюнина и Попова. Применительно к изученным и разобранным литературным образцам писались воспитанницами и собственные сочинения на заданные темы.
в) Преподавание Арифметики началось всесторонним изучением чисел от 1 до 10, потом от 10 до 20 и наконец от 20 до 100, — при чем наглядно изучаемо было происхождение одного числа из другого и в указанных пределах изучаемы были возможные сочетания чисел, сначала посредством умственных, а потам и цифорных действий и упражнений в сложении, вычитании, умножении и делении. Готовые печатные задачники при сем служили естественным пособием и руководством. Подобным образом и при дальнейшем систематическом изучении Арифметики (со 2-го класса) практика шла неразрывно с теорией. Каждое новое Арифметическое понятие и действие объясняемо было предварительно учителем посредством нескольких примеров, затем уже выводились правила и определения Арифметических действий для заучивания по учебнику. При осмотре письменных задач обращалось внимание не на верность только результата, но и на тот путь, по которому воспитанницы дошли до него; поэтому иногда прежде решения задач объяснялись приемы для их решения. К дальнейшим систематическим действиям переходили не ранее, как по надлежащем ознакомлении с предыдущим. Для большей основательности и твердости Арифметических знаний делались время от времени повторения пройденного.
г) Преподавание Географии направлялось во первых к ознакомлению воспитанниц с формою земной поверхности, a во вторых с распределением на земле разных предметов из царств растительного и животного. Для достижения первой цели учитель не только показывал по карте все упоминаемые в уроке: реки, города, горы и проч., но и приучал воспитанниц самих чертить ландкарты в классе на доске и на тетрадях. Для достижения второй цели учитель не ограничивался номенклатурою различных растительных форм и разных существ из мира животного, но старался по возможности вести живые и занимательные рассказы об отличительных обычаях и занятиях племен земного шара, о нравах животных и о замечательных свойствах различных растений.
д) Преподавание гражданской истории состояло в устных рассказах исторических фактов с большими против учебника подробностями. При этом: 1) пред наложением исторических фактов делались — краткий обзор изучаемых эпох вообще и характеристика жизни каждого государства в ту или другую эпоху в частности; 2) исторические факты, опущенные в учебнике, рассказывались в виде более кратком, сравнительно с указанными в руководстве; 3) при рассказах о событиях в жизни того или другого государства указывались, где требовалось по историческим атласам: а) географическое положение государств; б) территориальное увеличение или уменьшение их, и в) местности и города, где происходили события. При слушании уроков требовалось от воспитанниц, кроме знания фактов в объеме учебника, знание сообщенных подробностей и указание по атласам местностей, названия которых встречались в данном уроке. Хронологическим пособием служила краткая таблица, составленная учителем.
е) Метод преподавания физики и геометрии состоял в ясной, по возможности, передаче содержания учебников. Объяснивши заданное на урок, преподаватель вызывал нескольких воспитанниц и с ними повторял объясненное. Время от времени воспитанницы, под руководством преподавателя, посещали физический кабинет при Духовной семинарии.
ж) На уроках педагогики, для большей обстоятельности и занимательности преподавания, сообщаемы были некоторые физиологические и психологические сведения (в первый год), а также прочитываемы были из некоторых руководств и журналов примерные опыты преподавания того и другого предмета (во 2-й год). Главная же и ближайшая цель преподавания направлялась к разумному усвоению учебника, — чем и определялся самый характер и метод преподавания.
з) Искусству чистописания воспитанницы последовательно обучались в следующем порядке: первоначально шли упражнения для развития глазомера, для приучения правильно держать перо и бумагу. С этою целью писались черточки, палки, нули и т. п. Затем по клетчатой сетке выписывались буквы алфавита, но не в алфавитном порядке, а переходя от простейших букв к более трудным и сложным. Потом выписывались буквы в алфавитном порядке и начиналось списывание с книг. Поупражнявшись достаточно в таковом письме по сетке, писали без сетки, и после достаточного навыка к крупному письму начинали писать по транспаранту и таким образом приучались к скорописи.
и) Обучение пению велось смотря по развитию воспитанниц в этом искусстве. Первоначально преподавалось унисонное нотное пение, при чем повторялся воспитанницами данный учителем звук, затем изучались интервалам через ноту, две, три и т. д. от данного тона. По руководству Брянского, Зайцева и Казанского изучались первоначальные упражнения без темпа и с темпом. Познакомясь, сколько нужно, с унисонным пением, начинали пение партесное: первоначально в два голоса, потом в три и четыре, изучая самые простые пьесы прежде и потом более трудные. Наконец воспитанницы усовершенствовались настолько, что сами без участия учителя могли петь по нотам: всю Божественную Литургию, несколько пьес Всенощного бдения, великопостных и других духовного и светского содержания.
5. Учебники и учебные пособия употреблялись те же, что и в предыдущий курс, т. е. большей частью такие, которые указаны в Училищном Уставе.
6. Никаких особенных неудобств в выполнении программ и употреблении принятых учебников замечено не было.
8. В конце учебного года экзамены производились в Училище от 21-го июня до 13-го июля, по расписанию, утвержденному Высокопреосвященным Антонием. Экзаменские заседания составлялись из всех членов Совета. На некоторых экзаменах изволил присутствовать Высокопреосвященнейший Антоний. Девицы экзаменуемы были в каждом предмете по программам, наперед составленным преподавателями, с разметкой билетов.
9. Меры, поставленные Училищным Советом по учебной части, практиковались те же, что и в предыдущий учебный курс, — именно: через каждые два месяца преподаватели подавали рапорты, с обозначением, сколько пройдено ими по каждому предмету; делалась пересадка воспитанниц по их классическим местам, на основании их двухмесячных успехов; особенно же успевшие, т. е. получившие общий балл по всем предметам не менее 4-х и притом не имеющие ни по какому предмету тройки, по поведению же — не менее пятка, записывались на особые красные доски. Ответы воспитанниц по каждому предмету отмечались преподавателями, выводившими и общие двухмесячные баллы, на основании которых инспектор классов составлял двухмесячные ведомости, представлявшиеся на усмотрение Высокопреосвященному при особом журнале, в котором прописывалось между прочим число опущенных уроков воспитанницами, а также число манкировок преподавателей. Кроме классических журналов, для обозначения баллами ответом воспитанниц, употребляемы были и другие журналы, в которых преподаватели записывали, чем они занимались на своих уроках и что задавали к следующему классу.
10. Училищная библиотека значительно умножена пособиями и книгами для чтения, особенно по Русской литературе и по Географии. Для духовного чтения выписывались журналы: «Душеполезное чтение, Странник и Церковный Вестник», для светского чтения — «Нива», для руководства по рукоделию г-жей Попечительницей высылаем был «Модный свет».

По религиозно-нравственной части

1. Доброе направление мыслей, скромность и благоприличие всего поведения воспитанниц могут служить утешительными и притом наглядными чертами, характеризующими нравственно-религиозное состояние Училища вообще. Живя в одном доме, за исключением некоторых приходящих, все воспитанницы находились под непрестанным и строгим надзором. Ежедневно они совершали утренние и вечерние молитвословия и неопустительно присутствовали при всех богослужениях в домовом храме, а также приступали к св. таинствам Покаяния и Причастия не только в Великий пост два раза (на первой и страстной седмице), но и в Рождественский пост в день училищного храмового праздника Введения Божия Матери.
2. Частные меры, изысканные и принятые училищным начальством к охранению и поддержанию доброй нравственности, подробно излагаются в инструкциях, составленных Советом как для начальницы и ее помощниц, так и для самих воспитанниц.
3. Баллы поведения воспитанниц, как видно из последней двухмесячной ведомости, весьма удовлетворительны. В старшем классе все воспитанницы имели балл 5. В среднем классе из 26 воспитанниц 23 имели балл 5 и три 4. В первом классе из 48 воспитанниц 33 имели балл 5 и пятнадцать балл 4. В приготовительном классе из 40 воспитанниц 24 имели балл 5, двенадцать бал 4 и три балл 3.
4. Кроме обыкновенных детских шалостей, преимущественно в младших классах, никаких крупных проступков или неприличных деяний совершено не было воспитанницами.
5. Состояние воспитанниц в отношении к требованиям приличия и вежливости, вообще говоря, также было удовлетворительно. Наружная опрятность требовалась от воспитанниц и соблюдаема была ими по возможности, как в собственных их личностях и одежде, так и в учебных принадлежностях. Материальные средства Училища не дозволяли всегда поддерживать изысканную чистоту в доме и праздничную нарядность в костюмах воспитанниц.

Об учащихся

Общее число воспитанниц, обучавшихся в 1874/5 и 1875/6 учебных годах 130; из них 14 иносословных.
Число воспитанниц по классам разделялось так: в приготовительном 40, в 1-м 48, во 2-м 26 и в 3-м 16. На 1876/7 учебный год вновь принято: в приготовительный класс 27, в 1-й 32 и переведено из приготовительного 36, во 2-й класс вновь принято 5 и переведено из первого 43, в 3-й класс переведено 18. Из всех классов уволены 12 воспитанниц по неуспешности и оставлены 5 на повторительные курсы. Кончили полный курс учения 15 воспитанниц.
Больных было в продолжение курса до 60 человек, из коих одна воспитанница умерла от скарлатины. Медицинская помощь всем больным оказываема была своевременно.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 1-й. 1-го января 1877 года).
Владимирское женское епархиальное училище
15-е мая 1883 года во Владимирском Епархиальном женском Училище
Отчет о состоянии Владимирского Епархиального женского Училища в учебно-воспитательном отношении за 1881-1882 учебный год

Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.10.2017)
Просмотров: 1124 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru