Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
17.11.2024
10:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Никитин Михаил Егорович, Герой Советского Союза

Михаил Егорович Никитин

Никитин Михаил Егорович (1918—1995) — участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 131-го гвардейского штурмового авиационного полка 7-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, Полковник, Герой Советского Союза.


Никитин Михаил Егорович

Родился 29 сентября 1918 года в деревне Одерихино (ныне Собинского района Владимирской области) в семье рабочего. В начале 1930-х годов семья переехала в город Владимир. Начальную школу окончил в 1930 году, неполную среднюю школу во Владимире в 1934 году. Учился во Владимирском химическом техникуме, который окончил в 1939 году. Учебу в техникуме совмещал с занятиями в аэроклубе.
Работал на химическом заводе во Владимире начальником смены.
В 1940 году призван в РККА. В 1941 году окончил Кировабадскую военно-авиационную школу пилотов.
В боях Великой Отечественной войны — с 29 июня 1942 года.
Член ВКП (б) с 1943 года.
Прошел за войну путь от летчика до командира эскадрильи. Водил на боевое задание группы до 15-ти самолетов.
19 августа 1943 года при выполнении боевого задания Никитин попал под сильный огонь зенитной артиллерии противника. Самолет был подбит. На Никитина набросилось сразу 4 истребителя противника. Несмотря на потерю управления самолетом, Никитин сумел выполнить задание — сбросил бомбы на цель, и при полном отказе двигателя выполнил аварийную посадку, перетянув за линию фронта в 400 метрах от линии переднего края обороны на своей территории.

В сентябре 1944 года назначен командиром эскадрильи. Командир 3-й эскадрильи 131-го гвардейского штурмового авиационного полка (7-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 3-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии капитан Никитин к маю 1945 совершил 171 боевой вылет на разведку и штурмовку вражеских укреплений, скоплений войск противника.
Принимал участие в операциях и битвах:
Великолукская операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года;
Ржевско-Вяземская операция с 2 марта 1943 года по 31 марта 1943 года;
Орловская стратегическая наступательная операция с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года;
Смоленско-Рославльская операция с 15 сентября 1943 года по 2 октября 1943 года;
Ясско-Кишеневская операция с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года;
Клужская операция;
Дебреценская операция с 6 октября 1944 года по 27 октября 1944 года;
Сольнокская операция;
Будапештская операция.

Из воспоминаний Героя:
«Перед началом Ясско-Кишиневской операции мне пришлось впервые применить перспективное фотографирование в интересах бронетанковых войск и кавалерии.
Фотографирование выполнялось в намеченных районах прорыва обороны противника Тыргу-Фрумое, Тыргу-Пямо. Снимались полосы местности на всю глубину действий соединений указанных войск.
Фотографирование выполнялось фотоаппаратами «АФА-ИМ», счетверенными установками (вперед) самолетами Ил-2 с высоты 25 метров.
Устанавливались четыре аппарата: 2 — в гондолах шасси, а 2 — в фюзеляже 8 кабине стрелка. Наклон оптической оси вперед устанавливался в пределах 5-17 градусов.
Выполнение полета на фотографирование производилось следующим образом.
К вылету снаряжалась группа 6-8 самолетов Ил-2, из которых 2 самолета (мой и ведомого) были с фотоустановками.
Боевой порядок группы — правый или левый «пеленг», в зависимости от разворота на маршруте и над целью.
Перед полетом весь летный состав тщательно изучил маршрут полета и район фотографирования.
По маршруту над своей территорией полет выполнялся всей группой на высоте 800-1000 метров.
Не доходя 10-15 км до линии фронта, я со своим ведомым переходил на бреющий полет, оставляя на прежней высоте остальную группу самолетов (во главе с моим заместителем), которые следовали по заданному для фотографирования маршруту. Задача нашей пары сводилась к тому, чтобы точно пройти по заданному маршруту и сфотографировать его.
Фотографирование производили, предупреждая друг друга по радио. Связь по радио также держалась и с ведущим верхней группы.
Ввиду сильного противодействия огневых средств противника задача этой группы сводилась к тому, чтобы отвлекать весь огонь на себя и подавлять его.
Так как на бреющем полете детальная ориентировка затруднена, а вследствие этого возможно и отклонение от маршрута фотографирования (тем более в пересеченной местности), ведущий верхней группы вел точную детальную ориентировку и, следя за мной, в случае отклонения от маршрута предупреждал меня по радио.
Чтобы обеспечить на бреющем полете большую безопасность от огня всех видов оружия, мы с ведомым проделывали следующее: пока один из нас производил фотосъемку, другой давал короткие пулеметные очереди вперед, а стрелки обоих самолетов давали такие же очереди по сторонам. Своим огнем мы прижимали к земле всю прислугу огневых точек противника, встречаемых нами на маршруте, а затем, пользуясь пересеченной местностью, быстро скрывались за холмами, одновременно фотографируя свой маршрут. Закончив фотографирование, выходили в безопасный район (лесной массив, болотистая местность), набирали соответствующую высоту и другим маршрутом со всей группой уходили на свою территорию.
Полеты производились под прикрытием истребителей Ла-5, следовавших по обе стороны на некотором удалении и с превышением над группой фотографирующих самолетов, находящихся на высоте.
Успех этих полетов на фотографирование всецело зависит от точного выхода на исходный пункт маршрута и точного прохождения по маршруту.
Этому успеху способствовала тщательная и кропотливая подготовка с проигрышем каждого полета. Детально изучался рельеф местности района фотографирования, воспроизведенный в ящике с песком. Это 8 основном и давало мне возможность точно вести детальную ориентировку на бреющем полете и фотографировать точно по заданному маршруту, так как я знал уже каждый кустик и бугорок. Важное значение имеет также умелое использование радиосвязи между экипажами.
Успех наш зависел еще и от того, что мы летели постоянно с тем же летным составом, с одним и тем же прикрытием истребителей. Слетанность и взаимопонимание в воздухе — это основа успешного выполнения задания. Результаты фотографирования размножались и направлялись в штабы кавалерийских и пехотных подразделений, откуда авиационные штабы получали хорошие отзывы о наших фотоснимках.
Наглядные перспективные снимки с крупным масштабом легко дешифруются и без затруднений используются войсками.
Перспективное фотографирование сыграло большую положительную роль в успехе Ясско-Кишиневской операции при прорыве сильно укрепленной системы обороны противника».
Получил два ранения: легкое — 05.07.1942 года, Брянский фронт; тяжелое — 23.02.1942 года, Волховский фронт.

За героизм, отвагу и мужество, проявленные при выполнении заданий командования, за лично совершенные 108 успешных боевых вылетов, из них ведущим — 61, за лично уничтоженные: 1 самолет, 23 танка, 56 автомашин, 2 паровозов, 13 железнодорожных вагонов, 6 складов с боеприпасами, 84 повозки с грузом, до батальона пехоты, доты и дзоты гвардии старшему лейтенанту Никитину указом Президиума Верховного Совета СССР 15 мая 1946 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:
«Благодаря его положительным качествам, его бесстрашию и исключительной находчивости в боях, он в короткий период времени был выдвинут от рядового летчика до командира эскадрильи.
В каждом боевом вылете тов. Никитин умеет проявить находчивость, военную хитрость, смелость, мужество, отвагу и геройство <...>.
Тов. Никитин за период Отечественной войны на самолете Ил-2 произвел 108 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника и лично уничтожил: <...>23 танка, 56 автомашин с грузами, 8 автоцистерн, 84 повозки с грузом, 6 складов с боеприпасами, 2 паровоза, 13 вагонов, 1 самолет, до батальона живой силы, 7 артбатарей, 4 минбатареи, 9 батарей ЗА и 11 батарей МЗА.
Из 108 [вылетов] - 69 успешных вылетов произвел в качестве ведугцего групп, не имея при этом ни одной потери из состава своих ведомых. Он в любую минуту бывает готов защитить своих ведомых от истребителей противника, не щадя своей жизни. Таких случаев в его боевой практике было немало».

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию, в 1960 г. - Военную академию Генштаба. С 1975 г. - полковник запаса. Жил в Москве, работал ведущим инженером в научно-исследовательском институте.


Никитин Михаил Егорович


Умер в Москве 5 августа 1995 года, похоронен на Донском кладбище.

Память:
- В мае 2010 г. на воинском Мемориале на пл. Победы в г. Владимире установлена стела с бронзовым барельефом М.Е. Никитина.

Награды:
- Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 8993, 15.05.1946);
- Орден Ленина;
- Орден Красного Знамени (31.08.1943);
- Орден Красного Знамени (14.01.1945);
- Орден Красного Знамени (01.06.1945);
- Орден Суворова 3 степени (27.04.1945);
- Орден Александра Невского (25.04.1945);
- Орден Отечественной войны 1 степени (06.04.1985);
- Орден Красной Звезды (23.03.1943);
- Орден Красной Звезды;
- Орден За службу Родине в Вооруженных Силах СССР 3-й степени;
- Медаль «За оборону Ленинграда» (1943).

Литература о нем:
- Нагорный, А.Ф. Не знающий страха / А.Ф. Нагорный, В.В. Травкин // Нагорный, А.Ф. Владимирцы - Герои Советского Союза / А.Ф. Нагорный, В.В. Травкин. - Владимир, 1964. - С. 207 - 209.
- Нагорный, А.Ф. Не знающий страха / А.Ф. Нагорный, В.В. Травкин // Нагорный, А.Ф. Земли Владимирской богатыри: очерки о Героях Советского Союза / А.Ф. Нагорный, В.В. Травкин. - Ярославль, 1967.-С 344-345,418.
- Полвека на трудовой вахте: очерки истории Владимирского химического завода, 1931 -1981.- Ярославль, 1981. - С. 37 - 39.
- Вечная память герою // Химик (ВХЗ). - 2000. - 24 марта.
- Москвитин, Я.П. Твои герои, земля Владимирская: очерки о Героях Советского Союза / Я.П. Москвитин, А.Ф. Нагорный. - Владимир: Посад, 2000. - С. 341 - 343.
- Владимирская энциклопедия: биобиблиогр. словарь: А - Я / Администрация Владимир, обл.; Владимир. Фонд культуры. - Владимир, 2002.-С. 313.
- Сто сталинских соколов: в боях за Родину. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2005.-С. 348-351.
- Пленкин, М.Г. Владимирцы - Герои Советского Союза в бронзе на площади Победы / М.Г. Пленкин, И.К. Чистякова // Владимир именем святым храним!: материалы Пятой городской краевед, конф. (г. Владимир, 30 июля 2010 г.). - Владимир, 2011. - С. 135.

НЕ ЗНАЮЩИЙ СТРАХА

Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
У каждого есть своя заветная мечта. Была она и у Михаила Никитина. Еще со школьной скамьи он собирался стать химиком. В 1934 году шестнадцатилетний юноша стал учащимся Владимирского химического техникума. Через пять лет Михаил Никитин получил диплом техника-технолога. Но, работая начальником смены на Владимирском химическом заводе, Михаил все свободное время отдавал учебе в аэроклубе. Полная романтики профессия летчика полюбилась Никитину, и он твердо решил стать военным пилотом. Это знаменательное событие в жизни Михаила Никитина произошло накануне Великой Отечественной войны.
Когда на нашу Родину напали фашистские захватчики, Никитин находился в запасном полку, где осваивали новый тип самолета. Он рвался в бой.
Прошел год, и летчик-штурмовик Михаил Никитин оказался в действующей армии. Счет боевых дел у него начался 26 июня 1942 года, когда он впервые вылетел в составе группы бомбить вражескую танковую колонну. Снизившись до бреющего полета, он пушечно-пулеметным огнем уничтожил два танка.
Особенно отличился Михаил Никитин при прорыве блокады Ленинграда. Он почти не отрывался от штурвала самолета. Действуя в районе Синявинских высот, 19 января 1945 года самолет Никитина подвергся яростному зенитному огню. Осколки впивались в крылья и фюзеляж. Но смелый сокол уверенно достиг цели и, снизившись на 100 метров, точно положил бомбы в цель. Прямым попаданием были уничтожены два вражеских дзота. Когда Никитин возвратился на аэродром, техники насчитали в его самолете 32 пробоины.
Через четыре дня при выполнении очередного боевого задания у самолета Никитина разрывом вражеского снаряда был отбит элерон левой плоскости, выбита шторка фонаря кабины, перебита тяга газа и вдобавок оторван палец левой руки. На неисправном самолете, с раздробленной рукой, он продолжал выполнять задачу и лег на обратный курс лишь тогда, когда уничтожил вражескую зенитную батарею.
Исключительное мастерство и мужество летчик-штурмовик Никитин проявил в боях за освобождение румынского города Яссы и Северной Трансильвании. 22 августа 1944 года восемь наших самолетов вылетели на штурмовку живой силы и техники противника. Ведущим был Никитин. При подходе к цели группа встретила сильный зенитный огонь. И все же Никитин расчетливо вывел ведомых летчиков на цель и поразил ее. При выходе из атаки Никитин обнаружил 18 вражеских бомбардировщиков. Не раздумывая, он первым врезался в строй немецких самолетов. Вместе с другими летчиками, Никитин в этом бою сбил 4 «юнкерса». Остальные бомбардировщики, побросав бомбы на свои войска, удалились.
Летчик Михаил Егорович Никитин штурмовые действия умело сочетал с разведывательными. На борту его самолета стояли четыре фотокамеры, и он, зачастую рискуя жизнью, на бреющем полете производил фотосъемки обороны противника.
Десятки уничтоженных танков, автомашин, орудий, складов, дотов, дзотов, сотни истребленных вражеских солдат и офицеров — таков боевой итог летчика Михаила Никитина.
Герои Советского Союза Владимирской области
Владимирцы — Герои Советского Союза
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны
Город Владимир и область в 1945-м году

Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.04.2018)
Просмотров: 1468 | Теги: Герой советского союза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru