Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
06:50
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская Лесная школа-санаторий в борьбе с туберкулезом

Владимирская Лесная школа-санаторий в борьбе с туберкулезом

В 1926 году детская амбулатория переехала с Летне-Перевозинской улицы на Студеную Гору. 18-го января 1927 г., в заново отремонтированном здании быв. благотворительного училища (против механического техникума) открылась детская амбулатория.

В 1921 году противотуберкулезная организация в губернии до известной степени возрождается. Но возрождение организации по борьбе с туберкулезом идет с другого фронта — с фронта охраны здоровья детства. Заведывавшие тогда подотделом охраны здоровья детей Владимирского Губздрава А.А. Дормидонтов, а потом А.Н. Забелин, в согласии с заданиями центра, выдвигают вопрос о необходимости открытия лесных школ-санаториев для ослабленных и подозрительных по туберкулезу детей.
В 1926-27 году по типу лесных школ санаториев была организована санаторная школа во Владимире. Несмотря на целый ряд организационных затруднений в первый год своего существования, школа-санаторий имела значительные и чисто лечебные и воспитательские результаты.
За год через школу санаторий прошло детей 81 чел., из них - 60 детей рабочих и служащих, 10 детей инвалидов и пенсионеров, 5 кустарей, 6 крестьян, безработных, детей детдомов. Дети были отобраны комиссией при Детпрофамбулатории из числа состоящих на учете амбулатории и туб.-диспансера, при чем показания к приему были установлены: 1) туберкулез без ясно выраженных местных изменений (туберкулезная интоксикация 2-ой степени), 2) туберкулез с местными изменениями — не резко выраженными, 3) длительное малокровие, 4) упадок питания на почве перенесенных инфекций, голодания и т. д.
Большая часть детей от 9 до 12 лет. При клиническом исследовании детей при поступлении и дальнейшем наблюдении был обнаружен значительно пониженный уровень и физ. развития и состояния здоровья вообще. Так из 81 оказалось:
астенический тип телосложения у 30 (Астеническое телосложение оценивается как отрицательный признак не само по себе, а как момент особенного предрасположения к туберкулезной инфекции.);
ясно выраженное плоскогрудое — у 33 чел. (по росто-гр. признаку);
пониженное содержание гемоглобина (ниже 70 проц.) у 66 чел.;
проявление туберкулезной интоксикации (головные боли, головокружения, плохой аппетит, утомляемость, неустойчивая t°, малокровие, общая слабость развития, упадок веса при наличии положит. р. Пирке) у — 34;
более или менее резко выраженный туберкулез легких у 24 человек;
неустойчивость нервной системы у 21;
при поголовном исследовании глисты обнаружены у 55 чел.;
постоянное лихорадочное состояние было отмечено у 8 детей;
постоянные повышения t° по вечерам у 29;
неустойчивая t° у 21;
t° в пределах № все время у 23.
Вся жизнь учреждения регулировалась врачебно-педагогическим совещанием школы, через которые проходили все практические вопросы работы. Лечебная работа учреждения протекала в самом тесном взаимодействии с педагогической и составлялась из следующих главнейших моментов.
Режим дня. Дети вставали или приходили (часть детей была живущих и часть приходящих), в 8—8 ½ ч. совершали утренний туалет (умывание, обтирание до пояса, чистка зубов и т. д.); в 9—9 ½ ч. (летом раньше) давался завтрак; до 12—1 ч. шли занятия; в 1 ч. прогулка (или солнечные ванны); 1 ½ — 2 часа обед; после обеда (2—3 ½ ч.) — послеобеденный сон; в 4 ч. — чай; затем — вечерние занятия (игры, пение, рисование, гимнастика); в 6 ½ —7 ч. — ужин; в 8— 8 ½ часов — сон.


Зимнее воздухолечение (Владим. лесная школа-санаторий).

Главнейшим моментом в жизни школы-санатория было широкое использование свежего воздуха, зимой это достигалось: 1) перенесением части занятий (около 1/3 всего времени), «мертвого часа», «свободного времени» — прямо на воздух, при чем дети тепло одевались в меховые шубы, одеяла, валенки, варежки, шапки; 2) усиленным притоком воздуха через открытые окна и форточки при хорошем нагревании печей. Летом вся жизнь шла на воздухе.
Весьма большое значение придавалось в жизни санатории питанию. За четыре приема пищи дети получали до 1 января около 2500 калорий, после 1 января — 3500 кал., при чем обращалось самое большое внимание не только на свежесть продуктов, качество приготовления пищи и т. п., но и на содержание в ней витаминов. В общем пища была смешанной с богатым содержанием белков, жиров и углеводов при достаточном витаминозе. Особенно отсталым по физическому развитию, малокровным и туберкулезным детям долгое время дополнительно выдавался рыбий жир. Достаточно широко применялась гидротерапия (обтирания по утрам), солнцелечение (за лето было принято от 30 до 40 ванн) большинством детей, причем и то и другое применялось под контролем врача. Беспрестанно выполнялась самая элементарная чистота тела, белья, одежды и т. д.
Из чисто лечебно-профилактических мероприятий проведено: 1) санация полости рта у всех детей, 2) санация уха, носа, горла в пределах возможности, 3) проведено лечение глистной болезни у 32 носителей ее, причем в 18 случаях был получен большой лечебный результат (в 17 случ.— аскаридоз, в 1 случае — свиной солитер), 4) проведена р. Шика (на дифтерию) у 50 детей и сделана прививка детям с положительной реакцией.
Кроме такой (массовой) работы проводились отдельные индивидуальные лечебные мероприятия самого различного характера.
Вся лечебно-профилактическая работа основывалась на постоянных клинических и лабораторных исследованиях (измерениях роста, веса и т. д., исследованиях крови, испражнений и т. п.). В области исследования психики ребенка проделаны: 1) массовое исследование по методу Россолимо и несколько индивидуальных по методу Бине-Симона; 2) проведены наблюдения над отдельными личностями и всем коллективом по анкетному методу с целью изучения интересов, вкусов детей и т. п. (метод проработан во Врачебно-педагог. совещании).
Параллельно и в самой тесной связи с лечебной работой шла и педагогически воспитательская работа в объеме и формах, соответствующие целям учреждения. В зимний период велась учебная работа в уменьшенном объеме по программам ГУС-а; в летний период была широко развернута натуралистическая и клубная работы; в течение всего года были поставлены задачи — эстетического воспитания (рисование, пение, музыка, ритмика, драматич. чтение, организации детского самоуправления санком, хозком и т.п.).
Опыт годовой работы учреждения, несмотря на организационный характер и преимущественно, дал обнадеживающие результаты и в смысле лечебном и воспитательски-педагогическом. Что касается числа лечебных результатов, то имея дело в большинстве случаев с хроническим туберкулезным процессом, за короткий период времени, не могли получать полного исчезновения болезненных симптомов. Но у большинства имеется ясно выраженный сдвиг общего состояния в лучшую сторону. Так, прибавка в росте отмечена у 64 детей;— в весе—у 71 (до 1 кг.—18 чел.; от 1 до 2 кг. у 30, свыше 2 кг. у 23), при чем прибавка у „зимних" детей больше, чем у летних (в среднем 1,8 квд. на ребенка при годовой прибавке для N—2,5 квд. %% содержания гемоглобина в крови увеличилось у 48 чел., при этом прибавка от 1 до 3% отмечена у 8 чел.—от 3 до 5% — у 5; от 5 до 8% — у 14 чел.; от 8 до 10% — у 8 чел.; от 10 до 15% — у 8 чел.; от 15 до 20 — у 2 чел.; от 20 до 25% — у 3 чел.; у 10 чел. содержание гемоглобина не изменилось; у остальных незначительно убыло. Также значительные улучшения произошли и в чисто местных процессах, уха, горла, носа у детей, подвергнутых лечению. Аускультативные явления, перкуторные в легких и бронх, железах, а также температурная реакция у большинства детей не исчезли.
Чрезвычайно важно отметить исчезновение у громадного большинства субъективных жалоб — симптомов интоксикации:— головных болей, общей слабости, головокружений, утомляемости и т. п. и развитие у детей бодрого жизнерадостного настроения.
С педагогической стороны успехи у детей также вполне удовлетворительны. Из 30 детей, бывших в санатории зимой и учившихся до конца мая там,— 26 переведены в следующие группы, несмотря на слабое здоровье и сокращенное время занятий (3 часа по 40 мин. — ежедневно); из 4 детей оставленных в тех же группах — у 2 отмечено особенно слабое состояние здоровья и у 2-х — умственная отсталость (по Россолимо). Летние работы у детей по изучению окружающей природы: сада, поля, леса, реки, пруды и т. д., проводившиеся в многочисленных экскурсиях и прогулках, дали большой материал развитию любознательности, самодеятельности, трудовых навыков и зафиксированы в виде «Живого уголка» (аквариум, террариум) и многочисленных коллекций. Организация детского самоуправления много способствовала развитию созидательной энергии у детей (санитарная комиссия, хоз. комиссия, кружок любителей природы и т. д.); элементарные занятия пением, музыкой, гимнастикой, рукоделием положили начало развитию эстетических интересов. Вся указанная работа проходила в очень оживленной, жизнерадостно — детски окрашенной, бодрой обстановке, под знаком любви детей к своему учреждению, при самом сочувственном и доброжелательном отношении к работе школы со стороны родителей.
Борьба с туберкулезом во Владимирской губернии. Сборник № 1-й. Издание Вл. Губ. Комитета по проведению туберкулезного трехдневника. 1927 г.


Улица Летне-Перевозинская, д. 5. Городской купеческий особняк.

1927 г. «Ha-днях во владимирской лесной школе-санатории закончились занятия первой группы детей школьного возраста. 30 учеников школ I ступени, пробыв в лесной школе 6 месяцев и укрепив свое здоровье, должны возвратиться теперь в те школы, откуда они были присланы в санаторий. Вместе с лечением, питомцы санатория проходили и курс учения по программе 2-й группы школ I ступени. На собрании родителей зав. школой, врач Касаткин и воспитательница тов. Толль объяснили присутствующим значение школы-санатория, рассказали о результатах пребывания детей в школе и состоянии их здоровья.
Владимирская лесная школа является первой и пока единственной в губернии школой-санаторием, где главное внимание обращают на питание, правильный образ жизни и приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены.
Результат шестимесячного пребывания ребятишек получился вполне благоприятный: ученики прибавились в весе, пропали все признаки малокровия, туберкулеза и худосочия, появилась жизнерадостность. Из 30 лечившихся, к концу лечебного сезона только 5 человек признаны слабыми и оставлены в школе для прохождения следующего лечебного сезона. В отношении учения, ребята также достигли хороших результатов. Они прошли курс 2-й группы школы I ступени и из 30 человек только четверо оставлены на второй год и то по слабости здоровья. В дальнейшем все дети, которые пробыли в лесной школе, будут находиться под особым наблюдением школьных врачей.
В школу были приняты дети беднейших родителей — служащих и рабочих. Дети представляли из себя пеструю группу, которую пришлось перевоспитывать, чтобы эта группа представляла из себя одно целое» («Призыв, 2 июня 1927).
«Недостаточное руководство со стороны горздравотдела лесной школой-санаторием привело в результате к расхищению в ней продуктов, белья и пр. Мало того, сотрудники школы, пользуясь бесконтрольностью, за счет детского питания усиливали свое.
В июле в лесной школе завхозом работала выдвиженка работница Майорова, у которой оказалось недостача разных продуктов и белья на сумму 200 рублей. Майорова была снята с работы.
25 октября РКИ слушало доклад о состоянии школы на 1 ноября. Было установлено, что у вновь назначенного завхоза — выдвиженки Борулиной недостает 550 грамм сыру, 21 шт. яиц, 2 кг. макарон, 13 кг. разных круп, 3 кг. сахара, 19 кусков простого мыла и большого количества белья.
РКИ постановила сделать строгий выговор заведующему школой Заславскому и объявить выговор Борулиной.
Кроме того, горсовету в свою очередь необходимо дать твердые указания горздравотделу и секции здравоохранения об усилении общественного контроля над этой школой.
Но этим нельзя ограничиваться. Надо оказывать выдвиженцам помощь. А то они, предоставленные сами себе, с трудом справляются с работой и нередко у них получаются такие недостачи» («Призыв», 4 ноябр. 1930).
«Лесной школе-санаторию нужна срочная помощь
Владимирская лесная школа-санаторий находится в тяжелом положении. В результате отсутствия внимания школе со стороны городских организаций, в результате бездеятельности снятого ныне с pаботы завхоза Барулиной, хозяйство школы находится в глубочайшем прорыве. Отсутствуют совершенно всякие запасы овощей и продуктов, отсутствуют средства на их заготовку. Нет дров. Температура в помещении — около нуля. Больные дети систематически отправляются домой, так как в здании — холод и детей нечем кормить.
Школе нужна срочная помочь» («Призыв», 26 января 1933).
«Лесной школе нужна помощь
Во владимирской лесной школе 50 чел. Лесная школа имеет целью — дать оздоровление ослабленным детям, не отрывая их от учебной работы.
Таких школ в Ивановской области единицы.
Так как же живет эта школа?
С питанием в школе дело обстоит так: норма хлеба и продуктов ребят удовлетворяет. Ребята получают: белый хлеб, творог, мясной суп, кашу и т. д. В школе имеется библиотека, кружки: ИЗО, музыкальный, юнкоров. К руководству этими кружками привлечены педагоги.
Отмечая эти положительные моменты в работе школы, необходимо остановиться и на тех больших недостатках, которые имеются в работе лесной школы.
Начнем опять с питания. За последнее время имелись случаи, когда детям выдавали не кипяченое молоко. Школа не имеет средств на покупку ягод, поэтому меню однообразное. Были сделаны попытки в школе по организации свинарника и крольчатника, но дальше приобретения одной свиньи и кролика — дело не пошло.
Совершенно неудовлетворительно обстоит дело в лесной школе с организацией досуга и развлечением ребят.
— Нам в школе скучно, не во что поиграть... — заявляют пионерки Юдина Валя и Егорова Нина.
И неудивительно, экскурсии не проводятся, игр (подвижных) нет, нет детских газет, слабо работают кружки.
Несколько замечаний следует сделать по обслуживаемому персоналу школы.
Досуг в школе не организован потому, что педагоги не умеют заинтересовать их работой по организованному проведению клубных часов (игры, прогулка, экскурсии), не устраивают громкие читки художественной литературы, вечера самодеятельности и т. д. Райздрав, как основной руководитель школы, этого важного вопроса не учел.
Проводить нормальную работу школе мешает отсутствие сада (имеется небольшой сад, но не огороженный)» («Призыв», 3 августа 1933).
«Детская здравница. На светлой, просторной веранде стоит несколько десятков кроваток. Под белоснежными простынями и меховыми одеялами на них спят дети дневного школьного санатория. После вкусного и сытного обеда дети спят спокойно. На веранде около них постоянно дежурит воспитательница.
Мы направились в комнаты, классы, столовую. Заведующая хозяйством тов. Седова рассказывает о жизни и работе ребят.
В санатории 56 школьников - детей рабочих городских предприятий. Их направили сюда из школ города подкрепить здоровье, но чтобы они не отстали в ученье, в санатории с ними ведутся уроки.
Вот комната, в которой утром собираются дети. Сначала ученики проходят медицинский осмотр, им измеряют температуру. Затем они умываются, чистят зубы и переодеваются в санаторное белье. Чистая, просторная раздевальня разделена перегородкой на два отделения: для мальчиков и девочек. У каждого ученика отдельные мыло, зубной порошок, полотенце.
Ребята идут на двор заниматься гимнастикой. Затем завтрак. В столовой образцовая чистота и уют: белоснежные скатерти, живые цветы. На завтрак дети получают бутерброды со сливочным маслом, сыром, колбасой, кофе с молоком. Обед бывает также вкусный и питательный: мясной суп, котлеты и сладкое блюдо или фрукты.
После завтрака начинаются уроки. Ежедневно их бывает три. Программа уроков такая же, что и в городских школах.
Вечером, перед ужином, бывает урок труда. Дети занимаются столярным делом, шитьем, рисованием, вышивкой. Юра Манахов, Лева Ковалев и Боря Седов особенно любят строить авиомодели. В шкапу, где хранятся их работы, есть модели самолета «АНТ-25». Лучшие рукодельницы санатория Зайцева, Шашурина и Кузьмина. Они хорошо вяжут и вышивают по рисункам.
В 6 часов вечера детям вторично измеряют температуру. Они принимают рыбий жир, железо и, после ужина, переодевшись, уходят домой.
Результат лечения детей в санатории сказывается быстро. За три месяца ребята прибавляются в весе на 3-4 килограмма, становятся еще более жизнерадостными и бойкими.
Эта детская здравница еще раз говорит об исключительной отеческой заботе о советских детях - правительства, нашей партии, великого Сталина» («Призыв», 18 октября 1936).
1937 г. «Лесная школа-санаторий для физически слабых детей с нормальным курсом преподавания на 50 мест».
Десятиклассников школы № 3 осенью 1941 года разместили в свободных помещениях «лесной школы».
В 1944 г. освободившееся помещение было отдано под организацию детской Лесной школы для туберкулёзных детей, которая 15 марта приняла первых ребят.
Владимирская санаторно-лесная школа Владимирского городского отдела народного образования существовала с 1944 по 1949 гг.

Владимирский детский костнотуберкулёзный санаторий

Владимирский костный детский санаторий Владимирского губернского отдела здравоохранения.
В 1925 году костнотуберкулезный санаторий из деревни Ладога переводится в город Владимир в бывшее здание инфекционного отделения детской больницы по улице Б. Московская дом № 20.
12 мая 1925 г. в доме №20 было обнаружено громадное хранилище ценных вещей, частью скрытых в подвале, частью зарытых под полом подвала, в земле.
В составе детской больницы санаторий был до 1930 года. В конце этого года санаторий выделяется из детской больницы на правах самостоятельного учреждения.
Детский костно-туберкулезный санаторий Ивановского областного отдела здравоохранения (1930 - 1944 гг.).
В 1935 - 1936 годах во дворе санатория строится отдельное помещение кухни и 2 открытых веранды.
К 1934 году санаторий имел 150 коек, состоящих из 3-х отделений: ясельного, дошкольного и школьного.
В 1937 году при санатории открываются двухгодичные курсы для медицинских сестер, которые прекратили свою деятельность в связи с Великой Отечественной войной в 1941 году.
Детский костно-туберкулезный санаторий находился в доме №18 по ул. Б. Московской.

В октябре 1941 года 40 человек больных и некоторые сотрудники санатория вместе с Московским туберкулезным санаторием имени профессора Краснобаева Т.П. эвакуировались в алтайский край на курорт "Белокуриха".

Владимирский межрайонный (с 1944 г. – областной) детский костно-туберкулезный санаторий Владимирского областного отдела здравоохранения (1943 - 1969 гг.).
«С 13 июля во Владимире вновь открыт детский туберкулезный санаторий. Он рассчитан на 60 мест» («Призыв», 15 июля 1943 г.).
«Четыре месяца существует во Владимире межрайонный туберкулезно-костный санаторий. Он хорошо оборудован, есть терапевтический, хирургический, детский и пневмотораксный кабинеты. Недавно открыт рентгеновский кабинет. Санаторий сделал уже много за свое существование. Помимо основной работы, его персонал ведет большую общественную деятельность. Обследованы детские учреждения, взята под контроль работа детсада-санатория, дважды проведен отбор в лесную школу, ведется работа по выявлению на предприятиях туберкулезных больных и их лечению, оказывается помощь на дому и т. п.
Крупным недостатком в организации лечения туберкулезно-больных является раскиданность лечебных учреждений по городу, и не только в смысле территориальности, но и в отношении руководства. Так, отделение санатория для взрослых находится на территории 1 советской больницы, детское отделение — на территории детской больницы. Это создает большие трудности в обслуживания больных медицинской помощью.
Между тем, есть возможности объединить все туберкулезные учреждения под одним руководством и на одной территории, создать санаторий-комбинат. Организация такого комбината была начата, но остановлена наполовине.
На территории санатория есть прекрасный двухэтажный особняк (ранее принадлежавший санаторию), находящийся сейчас в ведении другой организации. Его надо вернуть санаторию, что позволит туберкулезный диспансер и отделение для взрослых объединить в одной системе - в первом этаже можно разместить диспансер, во втором — коечное отделение для взрослых.
Горисполком должен оказать всемерную помощь в создании такого санатория-комбината. Санаторий испытывает также недостаток белья, слаба воспитательная работа с детьми. В этом также нужна помощь.
С. Максимова, депутат горсовета» («Призыв», 28 июня 1944 г.).
В 1944 году больные дети в количестве 100 человек возвратились во Владимир. К этому времени санаторий проводит свою работу в 3-х корпусах. В 1948 году главным врачом санатория назначается Свирежев М.В. (работал с перерывами до 1950 года), заслуженный врач РСФСР.
В санатории восстанавливается хирургическая работа, проводятся различные ортопедические операции.
За годы советской власти Владимирский областной детский костнотуберкулезный санаторий превратился в многопрофильное лечебное учреждение, основной задачей которого являлась борьба со всеми видами туберкулезной инфекции.
С 1951 года в санатории начали широко применяться антибиотики и химиопрепараты. Это дало возможность быстрее ставить больных на ноги и уменьшить пребывание больных на койке. Освоены и широко применяются такие операции, как резекции тазобедренного сустава и удаление внутрисуставных очагов суставов, удаление очагов в телах позвонков и другие.
В 1950-е годы в санаторий всё больше поступало детей с ранними формами костно-суставного туберкулеза и мало больных с запущенными формами туберкулеза костей.
Санаторий в 1960-е годы имел 5 отделений: 1. Легочно-хирургическое; 2. Внелегочных форм туберкулеза; 3. Легочное терапевтическое; 4. Детское; 5. Диспансерное отделение.
Санаторий занимал 3 здания общей площадью 2546 кв. м. В санатории имелся фруктовый сад площадью около 2 га, в глубине которого расположены 2 летних веранды для больных костно-суставным туберкулезом, одна из них для взрослых, другая для детей. Кроме этих веранд, имелись небольшие открытые веранды, на которые в зимнее время выводили укрытых меховыми одеялами больных костно-суставным туберкулезом на 2-3 часа.
Санаторий развернут на 80 коек и располагал хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями: клинико-диагностическая лаборатория; биохимическая лаборатория; бактериологическая лаборатория; гистологическая лаборатория; две операционных; три перевязочных; гипсово-ортопедический кабинет; кабинет функциональной диагностики; электрокардиографический кабинет; зубоврачебный кабинет; физио-кабинет; два рентгеновых кабинета; центральная автоклавная.
При санатории имелась восьмилетняя школа. Ввиду небольшого количества учащихся один преподаватель занимался одновременно с двумя классами. Программный материал проходился полностью. Кроме этого, проводилась большая воспитательная работа, беседы о жизни и деятельности В.И. Ленина, пионерские сборы, приглашались знатные люди города, показ кинофильмов и их обсуждение, подготовка и проведение утренников детской художественной самодеятельности.
На 1-ое января 1969 года на учете состояло 865 больных, которые вызывались для проверки в поликлинический кабинет.
На основании приказа Владимирского облздравотдела от 9 июня 1969 года в целях сосредоточения лечебно-профилактической работы со всеми видами туберкулезных заболеваний Владимирский областной детский костнотуберкулезный санаторий объединился с Владимирским областным противотуберкулезным диспансером. Отбор больных производится через диспансерное отделение. Кроме этого, врачи выезжают в районы для осмотра больных и отбора их в диспансер.
Здравоохранение гор. Владимира в кон. 1920-х годов
Детская клиническая больница города Владимира
Владимирский противотуберкулезный диспансер

Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.05.2021)
Просмотров: 621 | Теги: Владимир, Медицина, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru