В 1921 году противотуберкулезная организация в губернии до известной степени возрождается. Но возрождение организации по борьбе с туберкулезом идет с другого фронта — с фронта охраны здоровья детства. Заведывавшие тогда подотделом охраны здоровья детей Владимирского Губздрава А.А. Дормидонтов, а потом А.Н. Забелин, в согласии с заданиями центра, выдвигают вопрос о необходимости открытия лесных школ-санаториев для ослабленных и подозрительных по туберкулезу детей.
«29 октября во Владимире, в здании детской амбулатории открылась школа-санаторий. Обслуживать она будет физически слабых школьников 1 ступени. Ученики будут приходить в 9 часов утра. Программа занятий та же, что и в обычных школах. По окончании занятий, — прогулка на воздухе и обед, а после обеда, дети отдыхают полтора часа, потом час свободного времени и чай. Без четверти пять вечера, школьников будут отпускать домой до следующего дня. Срок пребывания в этой школе — 6 месяцев. Рассчитана она пока на 50 детей» («Призыв», 2 ноября 1926).
«Чистый воздух, больше солнца и зелени — вот основной лозунг лесной школы. Такие школы за последнее время открываются во многих городах нашего Союза. Цель их — обучать детей, слабых здоровьем, в условиях санаторного режима. Открыта лесная школа и у нас, во Владимире. Помещается она в светлом уютном особняке на Летне-Перевозинской улице. Каждое утро, со всех концов города, в эту школу собираются веселыми и шумными стайками дети — ученики городских школ I-й ступени. Здесь они прежде всего умываются, обтираются холодной водой и затем переодеваются. У каждого свое мыло, щетка, зубной порошок, полотенце и два мешочка — в один ребенок кладет свою домашнюю одежду, в другом — хранится одежда школьная, в которой дети занимаются в этой школе. Звонок. Начинается урок родного языка. Один за другим, в одинаковых костюмах и платьях, вбегают в класс дети и шумно размещаются за длинным столом. Бодро и весело смеются их радостные лица, освеженные умываньем. — «Тише, дети, тише» — с этими традиционными словами входит в класс преподавательница в белом халате. Трудовой день начинается с диктанта. Ровными рядами склонились над столом стриженные головки, — скрепят перья и, буква за буквой, выводят слова и фразы. — «Куда ушел Коля». — «Коля ушел в поле собирать васильки». Воздух в классе кристально чистый и прозрачный, — во время занятий открыты форточки, а в перемены открываются и окна. Занятия в школе идут по облегченной программе. Большое внимание уделяется правильной смене труда и отдыха, а также играм и гимнастике на свежем воздухе. В 2 часа детям дается завтрак; после завтрака ребятишки лежат на постелях — отдыхают, как в санаториях. Сейчас в школе 15 учеников,- преимущественно дети бедных родителей. В ближайшем будущем школа примет еще 15 учеников, а к концу года число их предполагается довести до 45. Отбираются в школу ученики специальной комиссией, которая обследует их семейную жизнь и определяет состояние их здоровья. Срок пребывания в школе — около 6 месяцев. Большое будущее предстоит лесной школе. Лесная школа — лучший проводник нового здорового быта. Здоровые навыки, полученные в школе, дети понесут в семьи, в грязные и душные комнаты глухих городских окраин» («Призыв», 18 ноября 1926). Несмотря на целый ряд организационных затруднений в первый год своего существования, школа-санаторий имела значительные и чисто лечебные и воспитательские результаты. За год через школу санаторий прошло детей 81 чел., из них - 60 детей рабочих и служащих, 10 детей инвалидов и пенсионеров, 5 кустарей, 6 крестьян, безработных, детей детдомов. Дети были отобраны комиссией при Детпрофамбулатории из числа состоящих на учете амбулатории и туб.-диспансера, при чем показания к приему были установлены: 1) туберкулез без ясно выраженных местных изменений (туберкулезная интоксикация 2-ой степени), 2) туберкулез с местными изменениями — не резко выраженными, 3) длительное малокровие, 4) упадок питания на почве перенесенных инфекций, голодания и т. д. Большая часть детей от 9 до 12 лет. При клиническом исследовании детей при поступлении и дальнейшем наблюдении был обнаружен значительно пониженный уровень и физ. развития и состояния здоровья вообще. Так из 81 оказалось: астенический тип телосложения у 30 (Астеническое телосложение оценивается как отрицательный признак не само по себе, а как момент особенного предрасположения к туберкулезной инфекции.); ясно выраженное плоскогрудое — у 33 чел. (по росто-гр. признаку); пониженное содержание гемоглобина (ниже 70 проц.) у 66 чел.; проявление туберкулезной интоксикации (головные боли, головокружения, плохой аппетит, утомляемость, неустойчивая t°, малокровие, общая слабость развития, упадок веса при наличии положит. р. Пирке) у — 34; более или менее резко выраженный туберкулез легких у 24 человек; неустойчивость нервной системы у 21; при поголовном исследовании глисты обнаружены у 55 чел.; постоянное лихорадочное состояние было отмечено у 8 детей; постоянные повышения t° по вечерам у 29; неустойчивая t° у 21; t° в пределах № все время у 23. Вся жизнь учреждения регулировалась врачебно-педагогическим совещанием школы, через которые проходили все практические вопросы работы. Лечебная работа учреждения протекала в самом тесном взаимодействии с педагогической и составлялась из следующих главнейших моментов. Режим дня. Дети вставали или приходили (часть детей была живущих и часть приходящих), в 8—8 ½ ч. совершали утренний туалет (умывание, обтирание до пояса, чистка зубов и т. д.); в 9—9 ½ ч. (летом раньше) давался завтрак; до 12—1 ч. шли занятия; в 1 ч. прогулка (или солнечные ванны); 1 ½ — 2 часа обед; после обеда (2—3 ½ ч.) — послеобеденный сон; в 4 ч. — чай; затем — вечерние занятия (игры, пение, рисование, гимнастика); в 6 ½ —7 ч. — ужин; в 8— 8 ½ часов — сон.
Главнейшим моментом в жизни школы-санатория было широкое использование свежего воздуха, зимой это достигалось: 1) перенесением части занятий (около 1/3 всего времени), «мертвого часа», «свободного времени» — прямо на воздух, при чем дети тепло одевались в меховые шубы, одеяла, валенки, варежки, шапки; 2) усиленным притоком воздуха через открытые окна и форточки при хорошем нагревании печей. Летом вся жизнь шла на воздухе. Весьма большое значение придавалось в жизни санатории питанию. За четыре приема пищи дети получали до 1 января около 2500 калорий, после 1 января — 3500 кал., при чем обращалось самое большое внимание не только на свежесть продуктов, качество приготовления пищи и т. п., но и на содержание в ней витаминов. В общем пища была смешанной с богатым содержанием белков, жиров и углеводов при достаточном витаминозе. Особенно отсталым по физическому развитию, малокровным и туберкулезным детям долгое время дополнительно выдавался рыбий жир. Достаточно широко применялась гидротерапия (обтирания по утрам), солнцелечение (за лето было принято от 30 до 40 ванн) большинством детей, причем и то и другое применялось под контролем врача. Беспрестанно выполнялась самая элементарная чистота тела, белья, одежды и т. д. Из чисто лечебно-профилактических мероприятий проведено: 1) санация полости рта у всех детей, 2) санация уха, носа, горла в пределах возможности, 3) проведено лечение глистной болезни у 32 носителей ее, причем в 18 случаях был получен большой лечебный результат (в 17 случ.— аскаридоз, в 1 случае — свиной солитер), 4) проведена р. Шика (на дифтерию) у 50 детей и сделана прививка детям с положительной реакцией. Кроме такой (массовой) работы проводились отдельные индивидуальные лечебные мероприятия самого различного характера. Вся лечебно-профилактическая работа основывалась на постоянных клинических и лабораторных исследованиях (измерениях роста, веса и т. д., исследованиях крови, испражнений и т. п.). В области исследования психики ребенка проделаны: 1) массовое исследование по методу Россолимо и несколько индивидуальных по методу Бине-Симона; 2) проведены наблюдения над отдельными личностями и всем коллективом по анкетному методу с целью изучения интересов, вкусов детей и т. п. (метод проработан во Врачебно-педагог. совещании). Параллельно и в самой тесной связи с лечебной работой шла и педагогически воспитательская работа в объеме и формах, соответствующие целям учреждения. В зимний период велась учебная работа в уменьшенном объеме по программам ГУС-а; в летний период была широко развернута натуралистическая и клубная работы; в течение всего года были поставлены задачи — эстетического воспитания (рисование, пение, музыка, ритмика, драматич. чтение, организации детского самоуправления санком, хозком и т.п.). Опыт годовой работы учреждения, несмотря на организационный характер и преимущественно, дал обнадеживающие результаты и в смысле лечебном и воспитательски-педагогическом. Что касается числа лечебных результатов, то имея дело в большинстве случаев с хроническим туберкулезным процессом, за короткий период времени, не могли получать полного исчезновения болезненных симптомов. Но у большинства имеется ясно выраженный сдвиг общего состояния в лучшую сторону. Так, прибавка в росте отмечена у 64 детей;— в весе—у 71 (до 1 кг.—18 чел.; от 1 до 2 кг. у 30, свыше 2 кг. у 23), при чем прибавка у „зимних" детей больше, чем у летних (в среднем 1,8 квд. на ребенка при годовой прибавке для N—2,5 квд. %% содержания гемоглобина в крови увеличилось у 48 чел., при этом прибавка от 1 до 3% отмечена у 8 чел.—от 3 до 5% — у 5; от 5 до 8% — у 14 чел.; от 8 до 10% — у 8 чел.; от 10 до 15% — у 8 чел.; от 15 до 20 — у 2 чел.; от 20 до 25% — у 3 чел.; у 10 чел. содержание гемоглобина не изменилось; у остальных незначительно убыло. Также значительные улучшения произошли и в чисто местных процессах, уха, горла, носа у детей, подвергнутых лечению. Аускультативные явления, перкуторные в легких и бронх, железах, а также температурная реакция у большинства детей не исчезли. Чрезвычайно важно отметить исчезновение у громадного большинства субъективных жалоб — симптомов интоксикации:— головных болей, общей слабости, головокружений, утомляемости и т. п. и развитие у детей бодрого жизнерадостного настроения. С педагогической стороны успехи у детей также вполне удовлетворительны. Из 30 детей, бывших в санатории зимой и учившихся до конца мая там,— 26 переведены в следующие группы, несмотря на слабое здоровье и сокращенное время занятий (3 часа по 40 мин. — ежедневно); из 4 детей оставленных в тех же группах — у 2 отмечено особенно слабое состояние здоровья и у 2-х — умственная отсталость (по Россолимо). Летние работы у детей по изучению окружающей природы: сада, поля, леса, реки, пруды и т. д., проводившиеся в многочисленных экскурсиях и прогулках, дали большой материал развитию любознательности, самодеятельности, трудовых навыков и зафиксированы в виде «Живого уголка» (аквариум, террариум) и многочисленных коллекций. Организация детского самоуправления много способствовала развитию созидательной энергии у детей (санитарная комиссия, хоз. комиссия, кружок любителей природы и т. д.); элементарные занятия пением, музыкой, гимнастикой, рукоделием положили начало развитию эстетических интересов. Вся указанная работа проходила в очень оживленной, жизнерадостно — детски окрашенной, бодрой обстановке, под знаком любви детей к своему учреждению, при самом сочувственном и доброжелательном отношении к работе школы со стороны родителей. Борьба с туберкулезом во Владимирской губернии. Сборник № 1-й. Издание Вл. Губ. Комитета по проведению туберкулезного трехдневника. 1927 г.
1927 г. «Ha-днях во владимирской лесной школе-санатории закончились занятия первой группы детей школьного возраста. 30 учеников школ I ступени, пробыв в лесной школе 6 месяцев и укрепив свое здоровье, должны возвратиться теперь в те школы, откуда они были присланы в санаторий. Вместе с лечением, питомцы санатория проходили и курс учения по программе 2-й группы школ I ступени. На собрании родителей зав. школой, врач Касаткин и воспитательница тов. Толль объяснили присутствующим значение школы-санатория, рассказали о результатах пребывания детей в школе и состоянии их здоровья. Владимирская лесная школа является первой и пока единственной в губернии школой-санаторием, где главное внимание обращают на питание, правильный образ жизни и приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены. Результат шестимесячного пребывания ребятишек получился вполне благоприятный: ученики прибавились в весе, пропали все признаки малокровия, туберкулеза и худосочия, появилась жизнерадостность. Из 30 лечившихся, к концу лечебного сезона только 5 человек признаны слабыми и оставлены в школе для прохождения следующего лечебного сезона. В отношении учения, ребята также достигли хороших результатов. Они прошли курс 2-й группы школы I ступени и из 30 человек только четверо оставлены на второй год и то по слабости здоровья. В дальнейшем все дети, которые пробыли в лесной школе, будут находиться под особым наблюдением школьных врачей. В школу были приняты дети беднейших родителей — служащих и рабочих. Дети представляли из себя пеструю группу, которую пришлось перевоспитывать, чтобы эта группа представляла из себя одно целое» («Призыв, 2 июня 1927). «Недостаточное руководство со стороны горздравотдела лесной школой-санаторием привело в результате к расхищению в ней продуктов, белья и пр. Мало того, сотрудники школы, пользуясь бесконтрольностью, за счет детского питания усиливали свое. В июле в лесной школе завхозом работала выдвиженка работница Майорова, у которой оказалось недостача разных продуктов и белья на сумму 200 рублей. Майорова была снята с работы. 25 октября РКИ слушало доклад о состоянии школы на 1 ноября. Было установлено, что у вновь назначенного завхоза — выдвиженки Борулиной недостает 550 грамм сыру, 21 шт. яиц, 2 кг. макарон, 13 кг. разных круп, 3 кг. сахара, 19 кусков простого мыла и большого количества белья. РКИ постановила сделать строгий выговор заведующему школой Заславскому и объявить выговор Борулиной. Кроме того, горсовету в свою очередь необходимо дать твердые указания горздравотделу и секции здравоохранения об усилении общественного контроля над этой школой. Но этим нельзя ограничиваться. Надо оказывать выдвиженцам помощь. А то они, предоставленные сами себе, с трудом справляются с работой и нередко у них получаются такие недостачи» («Призыв», 4 ноябр. 1930). «Лесной школе-санаторию нужна срочная помощь Владимирская лесная школа-санаторий находится в тяжелом положении. В результате отсутствия внимания школе со стороны городских организаций, в результате бездеятельности снятого ныне с pаботы завхоза Барулиной, хозяйство школы находится в глубочайшем прорыве. Отсутствуют совершенно всякие запасы овощей и продуктов, отсутствуют средства на их заготовку. Нет дров. Температура в помещении — около нуля. Больные дети систематически отправляются домой, так как в здании — холод и детей нечем кормить. Школе нужна срочная помочь» («Призыв», 26 января 1933). «Лесной школе нужна помощь
Во владимирской лесной школе 50 чел. Лесная школа имеет целью — дать оздоровление ослабленным детям, не отрывая их от учебной работы. Таких школ в Ивановской области единицы. Так как же живет эта школа? С питанием в школе дело обстоит так: норма хлеба и продуктов ребят удовлетворяет. Ребята получают: белый хлеб, творог, мясной суп, кашу и т. д. В школе имеется библиотека, кружки: ИЗО, музыкальный, юнкоров. К руководству этими кружками привлечены педагоги. Отмечая эти положительные моменты в работе школы, необходимо остановиться и на тех больших недостатках, которые имеются в работе лесной школы. Начнем опять с питания. За последнее время имелись случаи, когда детям выдавали не кипяченое молоко. Школа не имеет средств на покупку ягод, поэтому меню однообразное. Были сделаны попытки в школе по организации свинарника и крольчатника, но дальше приобретения одной свиньи и кролика — дело не пошло. Совершенно неудовлетворительно обстоит дело в лесной школе с организацией досуга и развлечением ребят. — Нам в школе скучно, не во что поиграть... — заявляют пионерки Юдина Валя и Егорова Нина. И неудивительно, экскурсии не проводятся, игр (подвижных) нет, нет детских газет, слабо работают кружки. Несколько замечаний следует сделать по обслуживаемому персоналу школы. Досуг в школе не организован потому, что педагоги не умеют заинтересовать их работой по организованному проведению клубных часов (игры, прогулка, экскурсии), не устраивают громкие читки художественной литературы, вечера самодеятельности и т. д. Райздрав, как основной руководитель школы, этого важного вопроса не учел. Проводить нормальную работу школе мешает отсутствие сада (имеется небольшой сад, но не огороженный)» («Призыв», 3 августа 1933). «К международному женскому дню лесная школа-санаторий приходит со значительными успехами. Школа обслуживается исключительно женщинами. Они заботливо ухаживают за детьми. Это отзывается на них. Дети быстро поправляются. Матери спокойны, они знают, что ребенок в школе окружен заботой, вниманием и матери дают высокую оценку работы педагогов, обслуживающего персонала школы — Толь, Второвской, Кузнецовой, Седовой и др. За 7 лет существования через школу-санаторий прошли 900 детей. Они оздоровлены и получили культурные навыки» («Призыв», 7 марта 1934). «Тов. Василисина — домохозяйка. С 1930 г. она активно участвует в секции здравоохранения горсовета, прикрепившись к лесной школе-санатории. Тов. Василисина буквально горела на работе, помогая наладить хозяйство школы, борясь за правильное воспитание детей. В настоящее время Василисина прикрепилась к горяслям. И здесь со свойственной ей любовью она относится к делу. Василисина не пропускает ни одного дня, чтобы не побывать в яслях, не поговорить с заведующей, сестрами, дать им практический совет, понаблюдать, как воспитываются дети. Тов. Василисина одна из лучших активисток-общественниц горсовета. В день 8 марта Василисина была премирована» («Призыв», 10 марта 1934). «Состоялся выпуск детей из лесной школы санатория. Дети были в школе три месяца. Результаты заботливого отношения к детям, хорошего питания и выполнения режима дня сказались, — все дети прибавились в весе, получили навыки личной гигиены. Родительское собрание вынесло благодарность заведующему школой тов. Толь, врачу Николаеву Г.А. и педагогическому коллективу. Родительница Панкова» («Призыв», 15 марта 1935).
«Детская здравница. На светлой, просторной веранде стоит несколько десятков кроваток. Под белоснежными простынями и меховыми одеялами на них спят дети дневного школьного санатория. После вкусного и сытного обеда дети спят спокойно. На веранде около них постоянно дежурит воспитательница. Мы направились в комнаты, классы, столовую. Заведующая хозяйством тов. Седова рассказывает о жизни и работе ребят. В санатории 56 школьников - детей рабочих городских предприятий. Их направили сюда из школ города подкрепить здоровье, но чтобы они не отстали в ученье, в санатории с ними ведутся уроки. Вот комната, в которой утром собираются дети. Сначала ученики проходят медицинский осмотр, им измеряют температуру. Затем они умываются, чистят зубы и переодеваются в санаторное белье. Чистая, просторная раздевальня разделена перегородкой на два отделения: для мальчиков и девочек. У каждого ученика отдельные мыло, зубной порошок, полотенце. Ребята идут на двор заниматься гимнастикой. Затем завтрак. В столовой образцовая чистота и уют: белоснежные скатерти, живые цветы. На завтрак дети получают бутерброды со сливочным маслом, сыром, колбасой, кофе с молоком. Обед бывает также вкусный и питательный: мясной суп, котлеты и сладкое блюдо или фрукты. После завтрака начинаются уроки. Ежедневно их бывает три. Программа уроков такая же, что и в городских школах. Вечером, перед ужином, бывает урок труда. Дети занимаются столярным делом, шитьем, рисованием, вышивкой. Юра Манахов, Лева Ковалев и Боря Седов особенно любят строить авиомодели. В шкапу, где хранятся их работы, есть модели самолета «АНТ-25». Лучшие рукодельницы санатория Зайцева, Шашурина и Кузьмина. Они хорошо вяжут и вышивают по рисункам. В 6 часов вечера детям вторично измеряют температуру. Они принимают рыбий жир, железо и, после ужина, переодевшись, уходят домой. Результат лечения детей в санатории сказывается быстро. За три месяца ребята прибавляются в весе на 3-4 килограмма, становятся еще более жизнерадостными и бойкими. Эта детская здравница еще раз говорит об исключительной отеческой заботе о советских детях - правительства, нашей партии, великого Сталина» («Призыв», 18 октября 1936). 1937 г. «Лесная школа-санаторий для физически слабых детей с нормальным курсом преподавания на 50 мест». Десятиклассников школы № 3 осенью 1941 года разместили в свободных помещениях «лесной школы». В 1944 г. освободившееся помещение было отдано под организацию детской Лесной школы для туберкулёзных детей, которая 15 марта приняла первых ребят.
Владимирская санаторно-лесная школа Владимирского городского отдела народного образования существовала с 1944 по 1949 гг.
Костный санаторий для детей им. Бонч-Бруевич
В 1925 году костнотуберкулезный санаторий из деревни Ладога переводится в город Владимир в бывшее здание инфекционного отделения детской больницы по улице Б. Московская дом № 20.
12 мая 1925 г. в доме №20 было обнаружено громадное хранилище ценных вещей, частью скрытых в подвале, частью зарытых под полом подвала, в земле.
В 1926 году передан в ведение Туб. Отдела НКЗ, сохранив 40 мест для тяжелых костно-туберкулезных детей.
Летняя оздоровительная площадка при Владимирской детпрофамбулатории
Летом 1926 г. при детпрофамбулатории функционировала площадка для детей туберкулезных и малокровных. Для врачебного надзора за детьми, находящимися в детдомах, имелся врач – санитарный инспектор.
Владимирский костный санаторий им. Бонч-Бруевич. 1927 г.
В составе детской больницы санаторий был до 1930 года. В конце этого года санаторий выделяется из детской больницы на правах самостоятельного учреждения.
1930 - 1944 гг. - Владимирский областной детский костно-туберкулезный санаторий Ивановского областного отдела здравоохранения.
К 1934 году санаторий имел 150 коек, состоящих из 3-х отделений: ясельного, дошкольного и школьного.
В 1935 - 1936 годах во дворе санатория строится отдельное помещение кухни и 2 открытых веранды.
«К детскому санаторию подъехал извозчик. Из пролетки бережно вынесли больную девочку. У девочки при осмотре был установлен туберкулез костной стопы. Убитые горем родители просили главного врача М.Я. Зороховича оказать помощь. Больную положили в палату, сделали операцию. При последнем посещении санатория мать и отец со слезами радости на глазах благодарили врачей, избавивших ребенка от болезни. Рабочий фабрики «Оргтруд» Климов обратился в санаторий со своим больным сыном. Мальчик не мог ходить 9 лет. У него был туберкулез коленного сустава. На-днях мы этого ребенка видели в палате, нога у него в гипсовой накладке. Ходить он теперь будет, его вылечили. Много таких примеров лечения, спасения жизни во владимирском детском костном санатории. В красивых особняках, где раньше жили купец Васильев, помещица Рахманова — расположен детский санаторий. В 1929 году санаторий насчитывал всего только 40 коек, сейчас в нем 150 коек. Создано единственное в СССР ясельное отделение на 50 коек. Входам на веранду. Перед нами прекрасный вид. Санаторий утопает в зелени, его окружает красивый цветник, газоны. А дальше, за цветником, и за акациями, вид на реку, лес. На этой веранде маленькие пациенты принимают воздушные ванны. Стараясь не нарушать тишину, проходим в палаты. Ряды безукоризненно чистых кроваток. Недавно закончился обед. Дети сейчас спят. Обслуживающий персонал заботится не только о чистоте, питании, лечении детей, но и о том, чтобы детям не было скучно. На стенах в палатах сделаны различные рисунки игрушек, зверей и т. д. Эти рисунки, сделанные с учетом особенностей возраста ребенка, имеют большое значение в развитии и воспитании его. С детьми читают, занимают их играми. Недавно санаторий посетила группа московских медицинских работников. Работники были поражены исключительной чистотой, внимательной и хорошей работой медицинского персонала, руководством Зороховича. Зорохович — ударник, премирован за хорошую работу областным и городским отделами здравоохранения. Группа гостей осмотрела хорошо оборудованный рентгеновский кабинет, муляжа — слепки с больных частей тела, операционный кабинет, палаты, хозяйство санатории. Хозяйство состоит из 20 гектар земли, где посажены овощи, посеяв овес для скота. Имеются лошади, коровы, 53 свиньи. В вишневом саду стоит 27 ульев пасеки. Уходя из санатория, по поручению группы работников, профессор А. Эпштейн оставил в книге посетителей запись: «Очень хорошее впечатление и от учреждения и от коллектива. Проведена большая вдумчивая работа, достигнуты прекрасные результаты» («Призыв», 15 августа 1935).
В 1937 году при санатории открываются двухгодичные курсы для медицинских сестер, которые прекратили свою деятельность в связи с Великой Отечественной войной в 1941 году.
«Воспитанники детского костно-туберкулезного санатория устроили затейливые игры вокруг новогодних елок. Они пели, декламировали стишки, плясали. В конце веселья загримированный дед-мороз раздавал детям подарки. Первого января дети взяли из своего живого уголка ручного лисенка и инсценировали басню Крылова «Ворона и лисица». Ворона была правда не живая, но зато лисица искуссно выполняла свою роль, когда кралась за кусочком сыра. Новогодних елок в санатории было 13» («Знамя», 3 января 1937).
Детский костно-туберкулезный санаторий находился в доме №18 по ул. Б. Московской.
«Моя восьмилетняя дочь Лина сильно ушибла коленку правой ноги. Запущенная болезнь грозила перейти в туберкулез кости. Упавшие во дворе дрова придавили ногу бегавшему здесь шестилетнему сыну Лене.
Дети были направлены во Владимирский костно-туберкулезный санаторий. При внимательном отношении к ним со стороны медицинского персонала санатория, в частности врача Аронова, дети поправились. Сейчас дочь за полтора километра ходит в школу, не жалуясь на боль. Сын пока хотя и с костылями, но все же выходит на улицу. Надеюсь, что костыли скоро будут ему не нужны. Только в нашей стране проявляется такая большая забота о детях. За эту заботу я приношу глубокую благодарность партии, правительству, великому Сталину. И.Ф. Чупин, колхозник Кузьминского колхоза, Собинского района» («Призыв», 5 февраля 1941).
«Научная работа среднего медицинского персонала В детском костно-туберкулезном санатории среди среднего медицинского персонала развернуто глубокое изучение техники своего дела и медицинских научных достижений. Все 28 медсестер прикреплены для консультаций и помощи к врачам Аронову, Лиско, Спиридоновой. На первое полугодие составлен план научных конференций. Конференции проводятся ежемесячно 25 числа. В основу тематики докладов конференций взята подготовка среднего медперсонала к оборонной работе. Так, например, предстоит заслушать доклад сестры т. Перфиловой на тему «Доврачебная помощь при ранениях и травмах костей и суставов», тов. Архипова на тему «Лечение свищей и ран» и т. д. На последней конференции, проведенной 25 февраля, были заслушаны два доклада: рентгенотехника т. Сорокиной на тему «На что нужно обратить внимание при введении лекарственных веществ путем инъекций» и медсестры тов. Деминой — «Роль бактерий в жизни человека».
Тов. Демина в часовом докладе настолько научно осветила вопрос, что даже присутствовавшие здесь опытные врачи удивились его полноте и содержательности. Решено доклад, в целях обмена опытом работы, послать в научный журнал «Фельдшер». Работая над повышением своих знаний, медсестры санатория горят желанием быть всегда готовыми к обороне страны. А. Резонтов» («Призыв», 14 марта 1941).
«Выставка протезно-гипсовых работ Двенадцать лет назад во Владимирском костном санатории для туберкулезных больных был организован протезный кабинет. На протяжении всех этих лет средний медперсонал санатория обучался гипсовым работам. Сейчас гипсовая работа занимает главное место в консервативном методе лечения. Во всех отделениях отведены для этой работы специальные дни. Работа с гипсом имеет большое оборонное значение, что доказала война с белофиннами. Сейчас средний медперсонал санатория третьего отделения под руководством врача Аронова, готовит выставку протезно-гипсовых работ. Выставку предполагается организовать в Доме санкультуры. На ней будет представлено до 80 экспонатов: кроватки гипсовые с подставками, кроватки-люльки для больных малюток, кроватки с одним и двумя крыльями для кокситиков и т. д. Будут демонстрироваться также корсеты и образцы гипсовых повязок от переломов, ранений и прочих видов военных травм. Надо отметить, что часть экспонатов будущей выставки врачом Ароновым применяется на больных санатория (кровать с подставкой, кровать с крылом и т. д.). А. Резентов» («Призыв», 7 мая 1941).
В октябре 1941 года 40 человек больных и некоторые сотрудники санатория вместе с Московским туберкулезным санаторием имени профессора Краснобаева Т.П. эвакуировались в алтайский край на курорт "Белокуриха". Об этом вспоминал Н.М. Баранов: «Я встретил войну в детском костно-туберкулезном санатории, который находился на Студеной горе. Все мы были одинаково лежачими больными. Связь с внешним миром осуществлялась, в основном, через обслуживающий персонал. Несмотря на возраст, мы чувствовали, что в мире неспокойно - в Европе шла война, и мы боялись, что она перекинется к нам. Понимали, что война непременно отразится на ходе нашего лечения. Так оно и случилось. Начало войны мы ощутили не сразу, стали только замечать, что некоторые наши врачи надели военную форму. Потом стали объявлять воздушные тревоги. Это случалось почти ежедневно. Вначале были учебные тревоги, но потом начались и настоящие. Однажды ночью нас разбудил сигнал воздушной тревоги. Нам сказали, что нас перенесут в бомбоубежище. И, действительно, прибежали какие-то люди (потом мы узнали, что это были студенты авиамеханического техникума, их учебный корпус находился напротив здания нашего санатория), и нас по одному на руках перенесли в безопасное место... Бои шли под Москвой, нас стали готовить к эвакуации. Все больные ребята с тревогой ждали своей участи. В санатории работала врачебная комиссия по отбору тех больных, которым было необходимо продолжать лечение. Остальных, более или менее подлечившихся, выписывали, хотя в мирное время они должны были продолжать лечение. Я чувствовал, что мне выписываться рано. И когда объявили, что меня оставляют лечиться, вздохнул с облегчением. Для этого были все основания: прошло еще четыре года, прежде чем меня выписали окончательно. Для эвакуации объединили в один три аналогичных санатория: владимирский, один из Подмосковья и, кажется, из Рязани. Нас погрузили в эшелон, и путешествие началось. Нам объявили, что мы отправляемся на Алтай…»
«Сирот окружить вниманием Два месяца назад в наш город приехала группа детей из Смоленской и Калининской областей, вырванных из фашистских когтей. Ребят поместили в одно из лучших зданий бывшего детского санатория по улице Пушкина, дом № 7а. Их 76 человек. Возраст 3—14 лет. Только у братьев Авеля и Игоря Платоновых осталась в живых мать. Матери других ребят погибли в фашистской неволе. Самому маленькому обитателю детского дома Коле Ильичеву недавно исполнилось 3 года. Дети и взрослые любят Колю за исключительную нежность, которую он проявляет ко всем. А ведь фашисты нанесли крошке и его сестренкам Кате и Тане тяжелые душевные раны. — Где твоя мама? — спрашиваем мальчика. — Мою маму в спину убили,— с трудом шепчут детские губы. Мальчик прячет свою головку в платье сестры Кати. Девочка поведала нам тяжелую повесть. Они сидели в комнате за столом. Коля — на коленях у матери. В то время, когда она ласкала его, осколок вражеского снаряда попал в спину и смертельно ранил ее. Мальчик, обрызганный кровью матери, упал комком нa пол. После он долго звал свою маму и горько плакал... Насте Прохоренко 12 лет. Нeмцы застали ее с матерью в одной из деревень Пречистенского района. Фашисты ограбили их до нитки. Oт голода и болезни мать умерла. В холодную зимнюю ночь фашистские солдаты выгнали беззащитную девочку на улицу. Все нутро Насти горело ненавистью к разбойникам. Она искала случая отомстить. Однажды в деревню пришли советские разведчики. Их заметили немцы и открыли по ним ураганный огонь. Настя пошла навстречу опасности. Она ползком добралась до разведчиков и передала им сведения о силах противника. Немецкие пули изрешетили девочку. В советском тылу юную героиню спасли от гибели. Настя поправилась, окрепла. Радостная улыбка вновь освещает детское личико. — Нашу маму, — рассказывают братья Дима и Шура Егоровы из Ярцевского района,— немцы повесили за то, что она передавала партизанам продукты. Ее выдал предатель. Много горького о фашистском плене поведали нам в это жаркое июльское утро детдомовцы. После тяжелых испытаний им так хорошо в детском доме, где они окружены материнской заботой и вниманием со стороны воспитателей, медсестер и директора т. Владимирова. Дети чисто одеты. Они сыты. У каждого своя кроватка - чистая, мягкая. Дети веселы. Они полюбили свой дом и все то, что возродило их детство. Целый день санаторий гудит как улей. Со всех сторон его обступает зелень. Красиво. Извилистая тропинка через кусты ведет к огороду. Дети любят труд. Они caми возделали земельный участок. Посадили картофель и другие культуры. Развели вокруг дома цветники.
Но детям многого еще недостает. В комнатах нет табуреток. Их должны сделать комсомольцы. У ребят нет игрушек — их должны найти пионеры. У девочек нет ниток, иголок, а они так любят вышивать и шить. Heт физкультурных площадок. Общественность города мало уделяет внимания осиротевшим детям. Забота о детях — наш священный долг. Не только работники детдома, но и все население города и района должны оказывать им повседневную помощь.
А. Конькова» («Призыв», 29 июня 1943).
Владимирский межрайонный детский костно-туберкулезный санаторий (1943 - 1944 гг.).
«С 13 июля во Владимире вновь открыт детский туберкулезный санаторий. Он рассчитан на 60 мест» («Призыв», 15 июля 1943).
«Четыре месяца существует во Владимире межрайонный туберкулезно-костный санаторий. Он хорошо оборудован, есть терапевтический, хирургический, детский и пневмотораксный кабинеты. Недавно открыт рентгеновский кабинет. Санаторий сделал уже много за свое существование. Помимо основной работы, его персонал ведет большую общественную деятельность. Обследованы детские учреждения, взята под контроль работа детсада-санатория, дважды проведен отбор в лесную школу, ведется работа по выявлению на предприятиях туберкулезных больных и их лечению, оказывается помощь на дому и т. п. Крупным недостатком в организации лечения туберкулезно-больных является раскиданность лечебных учреждений по городу, и не только в смысле территориальности, но и в отношении руководства. Так, отделение санатория для взрослых находится на территории 1 советской больницы, детское отделение — на территории детской больницы. Это создает большие трудности в обслуживания больных медицинской помощью. Между тем, есть возможности объединить все туберкулезные учреждения под одним руководством и на одной территории, создать санаторий-комбинат. Организация такого комбината была начата, но остановлена наполовине. На территории санатория есть прекрасный двухэтажный особняк (ранее принадлежавший санаторию), находящийся сейчас в ведении другой организации. Его надо вернуть санаторию, что позволит туберкулезный диспансер и отделение для взрослых объединить в одной системе - в первом этаже можно разместить диспансер, во втором — коечное отделение для взрослых. Горисполком должен оказать всемерную помощь в создании такого санатория-комбината. Санаторий испытывает также недостаток белья, слаба воспитательная работа с детьми. В этом также нужна помощь. С. Максимова, депутат горсовета» («Призыв», 28 июня 1944).
«Годовщина детского санатория Исполнился год, как при детской больнице был открыт санаторий для детей с закрытой формой туберкулеза. Отметить эту дату на-днях собрались родители и представители городских организаций. Год назад для открытия санатория ничего не было: ни нужного оборудования, ни коллектива. Было лишь сильное желание и любовь к детям со стороны медицинского персонала детской больницы и врача М. Свегинской. И санаторий начал работу. За год 276 детей поправили здесь свое здоровье. Почти все они – дети фронтовиков. Благодаря хорошему питанию, свежему воздуху и заботливому уходу, дети выглядят загорелыми, цветущими, жизнерадостными. На 2-3 килограмма каждый прибыл в весе. Помещение санатория хотя еще и недостаточно оборудовано, но блещет чистотой и опрятностью. Заботясь о здоровье детворы, коллектив санатория отдает много труда и делу ее воспитания. Детскому коллективу прививается чувство дружбы, любви к Родине. Четко и с большим воодушевлением малыши в возрасте 5-7 лет исполнили гимн Советского Союза на вечере, посвященном годовщине санатория. Хорошо также были исполнены хором и другие песни. Но особенно хороши были массовые детские танцы. Санаторий живет. Его коллектив делает большое государственное дело, сохраняя здоровье детей.
С. Максимова, депутат горсовета» («Призыв», 10 августа 1944).
С 1944 г. – Владимирский областной детский костно-туберкулезный санаторий Владимирского областного отдела здравоохранения (1944 - 1969 гг.).
В 1944 году больные дети в количестве 100 человек возвратились во Владимир. К этому времени санаторий проводит свою работу в 3-х корпусах. В 1948 году главным врачом санатория назначается Свирежев М.В. (работал с перерывами до 1950 года), заслуженный врач РСФСР. В санатории восстанавливается хирургическая работа, проводятся различные ортопедические операции. За годы советской власти Владимирский областной детский костнотуберкулезный санаторий превратился в многопрофильное лечебное учреждение, основной задачей которого являлась борьба со всеми видами туберкулезной инфекции.
С 1951 года в санатории начали широко применяться антибиотики и химиопрепараты. Это дало возможность быстрее ставить больных на ноги и уменьшить пребывание больных на койке. Освоены и широко применяются такие операции, как резекции тазобедренного сустава и удаление внутрисуставных очагов суставов, удаление очагов в телах позвонков и другие.
В 1950-е годы в санаторий всё больше поступало детей с ранними формами костно-суставного туберкулеза и мало больных с запущенными формами туберкулеза костей. Санаторий в 1960-е годы имел 5 отделений: 1. Легочно-хирургическое; 2. Внелегочных форм туберкулеза; 3. Легочное терапевтическое; 4. Детское; 5. Диспансерное отделение. Санаторий занимал 3 здания общей площадью 2546 кв. м. В санатории имелся фруктовый сад площадью около 2 га, в глубине которого расположены 2 летних веранды для больных костно-суставным туберкулезом, одна из них для взрослых, другая для детей. Кроме этих веранд, имелись небольшие открытые веранды, на которые в зимнее время выводили укрытых меховыми одеялами больных костно-суставным туберкулезом на 2-3 часа.
Санаторий развернут на 80 коек и располагал хорошо оборудованными кабинетами и лабораториями: клинико-диагностическая лаборатория; биохимическая лаборатория; бактериологическая лаборатория; гистологическая лаборатория; две операционных; три перевязочных; гипсово-ортопедический кабинет; кабинет функциональной диагностики; электрокардиографический кабинет; зубоврачебный кабинет; физио-кабинет; два рентгеновых кабинета; центральная автоклавная.
При санатории имелась восьмилетняя школа. Ввиду небольшого количества учащихся один преподаватель занимался одновременно с двумя классами. Программный материал проходился полностью. Кроме этого, проводилась большая воспитательная работа, беседы о жизни и деятельности В.И. Ленина, пионерские сборы, приглашались знатные люди города, показ кинофильмов и их обсуждение, подготовка и проведение утренников детской художественной самодеятельности.
На 1-ое января 1969 года на учете состояло 865 больных, которые вызывались для проверки в поликлинический кабинет.
На основании приказа Владимирского облздравотдела от 9 июня 1969 года в целях сосредоточения лечебно-профилактической работы со всеми видами туберкулезных заболеваний Владимирский областной детский костнотуберкулезный санаторий объединился с Владимирским областным противотуберкулезным диспансером. Отбор больных производится через диспансерное отделение. Кроме этого, врачи выезжают в районы для осмотра больных и отбора их в диспансер.
Здравоохранение гор. Владимира в кон. 1920-х годов Детская клиническая больница города Владимира Владимирский противотуберкулезный диспансер