Главная
Регистрация
Вход
Среда
23.06.2021
01:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1389]
Суздаль [417]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [446]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [132]
Юрьев [230]
Судогодский район [107]
Москва [42]
Петушки [150]
Гусь [163]
Вязники [300]
Камешково [105]
Ковров [397]
Гороховец [125]
Александров [256]
Переславль [114]
Кольчугино [80]
История [39]
Киржач [88]
Шуя [109]
Религия [5]
Иваново [63]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [107]
Писатели и поэты [146]
Промышленность [90]
Учебные заведения [132]
Владимирская губерния [39]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [54]
Муромские поэты [5]
художники [30]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [44]
Отечественная война [252]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [16]
Воины-интернационалисты [14]

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская Лесная школа-санаторий в борьбе с туберкулезом

Владимирская Лесная школа-санаторий в борьбе с туберкулезом

В 1926 году детская амбулатория переехала с Летне-Перевозинской улицы на Студеную Гору. 18-го января 1927 г., в заново отремонтированном здании быв. благотворительного училища (против механического техникума) открылась детская амбулатория.

В 1921 году противотуберкулезная организация в губернии до известной степени возрождается. Но возрождение организации по борьбе с туберкулезом идет с другого фронта — с фронта охраны здоровья детства. Заведывавшие тогда подотделом охраны здоровья детей Владимирского Губздрава А.А. Дормидонтов, а потом А.Н. Забелин, в согласии с заданиями центра, выдвигают вопрос о необходимости открытия лесных школ-санаториев для ослабленных и подозрительных по туберкулезу детей.
В 1926-27 году по типу лесных школ санаториев была организована санаторная школа во Владимире. Несмотря на целый ряд организационных затруднений в первый год своего существования, школа-санаторий имела значительные и чисто лечебные и воспитательские результаты.
За год через школу санаторий прошло детей 81 чел., из них - 60 детей рабочих и служащих, 10 детей инвалидов и пенсионеров, 5 кустарей, 6 крестьян, безработных, детей детдомов. Дети были отобраны комиссией при Детпрофамбулатории из числа состоящих на учете амбулатории и туб.-диспансера, при чем показания к приему были установлены: 1) туберкулез без ясно выраженных местных изменений (туберкулезная интоксикация 2-ой степени), 2) туберкулез с местными изменениями — не резко выраженными, 3) длительное малокровие, 4) упадок питания на почве перенесенных инфекций, голодания и т. д.
Большая часть детей от 9 до 12 лет. При клиническом исследовании детей при поступлении и дальнейшем наблюдении был обнаружен значительно пониженный уровень и физ. развития и состояния здоровья вообще. Так из 81 оказалось:
астенический тип телосложения у 30 (Астеническое телосложение оценивается как отрицательный признак не само по себе, а как момент особенного предрасположения к туберкулезной инфекции.);
ясно выраженное плоскогрудое — у 33 чел. (по росто-гр. признаку);
пониженное содержание гемоглобина (ниже 70 проц.) у 66 чел.;
проявление туберкулезной интоксикации (головные боли, головокружения, плохой аппетит, утомляемость, неустойчивая t°, малокровие, общая слабость развития, упадок веса при наличии положит. р. Пирке) у — 34;
более или менее резко выраженный туберкулез легких у 24 человек;
неустойчивость нервной системы у 21;
при поголовном исследовании глисты обнаружены у 55 чел.;
постоянное лихорадочное состояние было отмечено у 8 детей;
постоянные повышения t° по вечерам у 29;
неустойчивая t° у 21;
t° в пределах № все время у 23.
Вся жизнь учреждения регулировалась врачебно-педагогическим совещанием школы, через которые проходили все практические вопросы работы. Лечебная работа учреждения протекала в самом тесном взаимодействии с педагогической и составлялась из следующих главнейших моментов.
Режим дня. Дети вставали или приходили (часть детей была живущих и часть приходящих), в 8—8 ½ ч. совершали утренний туалет (умывание, обтирание до пояса, чистка зубов и т. д.); в 9—9 ½ ч. (летом раньше) давался завтрак; до 12—1 ч. шли занятия; в 1 ч. прогулка (или солнечные ванны); 1 ½ — 2 часа обед; после обеда (2—3 ½ ч.) — послеобеденный сон; в 4 ч. — чай; затем — вечерние занятия (игры, пение, рисование, гимнастика); в 6 ½ —7 ч. — ужин; в 8— 8 ½ часов — сон.


Зимнее воздухолечение (Владим. лесная школа-санаторий).

Главнейшим моментом в жизни школы-санатория было широкое использование свежего воздуха, зимой это достигалось: 1) перенесением части занятий (около 1/3 всего времени), «мертвого часа», «свободного времени» — прямо на воздух, при чем дети тепло одевались в меховые шубы, одеяла, валенки, варежки, шапки; 2) усиленным притоком воздуха через открытые окна и форточки при хорошем нагревании печей. Летом вся жизнь шла на воздухе.
Весьма большое значение придавалось в жизни санатории питанию. За четыре приема пищи дети получали до 1 января около 2500 калорий, после 1 января — 3500 кал., при чем обращалось самое большое внимание не только на свежесть продуктов, качество приготовления пищи и т. п., но и на содержание в ней витаминов. В общем пища была смешанной с богатым содержанием белков, жиров и углеводов при достаточном витаминозе. Особенно отсталым по физическому развитию, малокровным и туберкулезным детям долгое время дополнительно выдавался рыбий жир. Достаточно широко применялась гидротерапия (обтирания по утрам), солнцелечение (за лето было принято от 30 до 40 ванн) большинством детей, причем и то и другое применялось под контролем врача. Беспрестанно выполнялась самая элементарная чистота тела, белья, одежды и т. д.
Из чисто лечебно-профилактических мероприятий проведено: 1) санация полости рта у всех детей, 2) санация уха, носа, горла в пределах возможности, 3) проведено лечение глистной болезни у 32 носителей ее, причем в 18 случаях был получен большой лечебный результат (в 17 случ.— аскаридоз, в 1 случае — свиной солитер), 4) проведена р. Шика (на дифтерию) у 50 детей и сделана прививка детям с положительной реакцией.
Кроме такой (массовой) работы проводились отдельные индивидуальные лечебные мероприятия самого различного характера.
Вся лечебно-профилактическая работа основывалась на постоянных клинических и лабораторных исследованиях (измерениях роста, веса и т. д., исследованиях крови, испражнений и т. п.). В области исследования психики ребенка проделаны: 1) массовое исследование по методу Россолимо и несколько индивидуальных по методу Бине-Симона; 2) проведены наблюдения над отдельными личностями и всем коллективом по анкетному методу с целью изучения интересов, вкусов детей и т. п. (метод проработан во Врачебно-педагог. совещании).
Параллельно и в самой тесной связи с лечебной работой шла и педагогически воспитательская работа в объеме и формах, соответствующие целям учреждения. В зимний период велась учебная работа в уменьшенном объеме по программам ГУС-а; в летний период была широко развернута натуралистическая и клубная работы; в течение всего года были поставлены задачи — эстетического воспитания (рисование, пение, музыка, ритмика, драматич. чтение, организации детского самоуправления санком, хозком и т.п.).
Опыт годовой работы учреждения, несмотря на организационный характер и преимущественно, дал обнадеживающие результаты и в смысле лечебном и воспитательски-педагогическом. Что касается числа лечебных результатов, то имея дело в большинстве случаев с хроническим туберкулезным процессом, за короткий период времени, не могли получать полного исчезновения болезненных симптомов. Но у большинства имеется ясно выраженный сдвиг общего состояния в лучшую сторону. Так, прибавка в росте отмечена у 64 детей;— в весе—у 71 (до 1 кг.—18 чел.; от 1 до 2 кг. у 30, свыше 2 кг. у 23), при чем прибавка у „зимних" детей больше, чем у летних (в среднем 1,8 квд. на ребенка при годовой прибавке для N—2,5 квд. %% содержания гемоглобина в крови увеличилось у 48 чел., при этом прибавка от 1 до 3% отмечена у 8 чел.—от 3 до 5% — у 5; от 5 до 8% — у 14 чел.; от 8 до 10% — у 8 чел.; от 10 до 15% — у 8 чел.; от 15 до 20 — у 2 чел.; от 20 до 25% — у 3 чел.; у 10 чел. содержание гемоглобина не изменилось; у остальных незначительно убыло. Также значительные улучшения произошли и в чисто местных процессах, уха, горла, носа у детей, подвергнутых лечению. Аускультативные явления, перкуторные в легких и бронх, железах, а также температурная реакция у большинства детей не исчезли.
Чрезвычайно важно отметить исчезновение у громадного большинства субъективных жалоб — симптомов интоксикации:— головных болей, общей слабости, головокружений, утомляемости и т. п. и развитие у детей бодрого жизнерадостного настроения.
С педагогической стороны успехи у детей также вполне удовлетворительны. Из 30 детей, бывших в санатории зимой и учившихся до конца мая там,— 26 переведены в следующие группы, несмотря на слабое здоровье и сокращенное время занятий (3 часа по 40 мин. — ежедневно); из 4 детей оставленных в тех же группах — у 2 отмечено особенно слабое состояние здоровья и у 2-х — умственная отсталость (по Россолимо). Летние работы у детей по изучению окружающей природы: сада, поля, леса, реки, пруды и т. д., проводившиеся в многочисленных экскурсиях и прогулках, дали большой материал развитию любознательности, самодеятельности, трудовых навыков и зафиксированы в виде «Живого уголка» (аквариум, террариум) и многочисленных коллекций. Организация детского самоуправления много способствовала развитию созидательной энергии у детей (санитарная комиссия, хоз. комиссия, кружок любителей природы и т. д.); элементарные занятия пением, музыкой, гимнастикой, рукоделием положили начало развитию эстетических интересов. Вся указанная работа проходила в очень оживленной, жизнерадостно — детски окрашенной, бодрой обстановке, под знаком любви детей к своему учреждению, при самом сочувственном и доброжелательном отношении к работе школы со стороны родителей.
Борьба с туберкулезом во Владимирской губернии. Сборник № 1-й. Издание Вл. Губ. Комитета по проведению туберкулезного трехдневника. 1927 г.


Улица Летне-Перевозинская, д. 5. Городской купеческий особняк.

1927 г. «Ha-днях во владимирской лесной школе-санатории закончились занятия первой группы детей школьного возраста. 30 учеников школ I ступени, пробыв в лесной школе 6 месяцев и укрепив свое здоровье, должны возвратиться теперь в те школы, откуда они были присланы в санаторий. Вместе с лечением, питомцы санатория проходили и курс учения по программе 2-й группы школ I ступени. На собрании родителей зав. школой, врач Касаткин и воспитательница тов. Толль объяснили присутствующим значение школы-санатория, рассказали о результатах пребывания детей в школе и состоянии их здоровья.
Владимирская лесная школа является первой и пока единственной в губернии школой-санаторием, где главное внимание обращают на питание, правильный образ жизни и приучение детей к соблюдению правил санитарии и гигиены.
Результат шестимесячного пребывания ребятишек получился вполне благоприятный: ученики прибавились в весе, пропали все признаки малокровия, туберкулеза и худосочия, появилась жизнерадостность. Из 30 лечившихся, к концу лечебного сезона только 5 человек признаны слабыми и оставлены в школе для прохождения следующего лечебного сезона. В отношении учения, ребята также достигли хороших результатов. Они прошли курс 2-й группы школы I ступени и из 30 человек только четверо оставлены на второй год и то по слабости здоровья. В дальнейшем все дети, которые пробыли в лесной школе, будут находиться под особым наблюдением школьных врачей.
В школу были приняты дети беднейших родителей — служащих и рабочих. Дети представляли из себя пеструю группу, которую пришлось перевоспитывать, чтобы эта группа представляла из себя одно целое» («Призыв, 2 июня 1927).
«Недостаточное руководство со стороны горздравотдела лесной школой-санаторием привело в результате к расхищению в ней продуктов, белья и пр. Мало того, сотрудники школы, пользуясь бесконтрольностью, за счет детского питания усиливали свое.
В июле в лесной школе завхозом работала выдвиженка работница Майорова, у которой оказалось недостача разных продуктов и белья на сумму 200 рублей. Майорова была снята с работы.
25 октября РКИ слушало доклад о состоянии школы на 1 ноября. Было установлено, что у вновь назначенного завхоза — выдвиженки Борулиной недостает 550 грамм сыру, 21 шт. яиц, 2 кг. макарон, 13 кг. разных круп, 3 кг. сахара, 19 кусков простого мыла и большого количества белья.
РКИ постановила сделать строгий выговор заведующему школой Заславскому и объявить выговор Борулиной.
Кроме того, горсовету в свою очередь необходимо дать твердые указания горздравотделу и секции здравоохранения об усилении общественного контроля над этой школой.
Но этим нельзя ограничиваться. Надо оказывать выдвиженцам помощь. А то они, предоставленные сами себе, с трудом справляются с работой и нередко у них получаются такие недостачи» («Призыв», 4 ноябр. 1930).
«Детская здравница. На светлой, просторной веранде стоит несколько десятков кроваток. Под белоснежными простынями и меховыми одеялами на них спят дети дневного школьного санатория. После вкусного и сытного обеда дети спят спокойно. На веранде около них постоянно дежурит воспитательница.
Мы направились в комнаты, классы, столовую. Заведующая хозяйством тов. Седова рассказывает о жизни и работе ребят.
В санатории 56 школьников - детей рабочих городских предприятий. Их направили сюда из школ города подкрепить здоровье, но чтобы они не отстали в ученье, в санатории с ними ведутся уроки.
Вот комната, в которой утром собираются дети. Сначала ученики проходят медицинский осмотр, им измеряют температуру. Затем они умываются, чистят зубы и переодеваются в санаторное белье. Чистая, просторная раздевальня разделена перегородкой на два отделения: для мальчиков и девочек. У каждого ученика отдельные мыло, зубной порошок, полотенце.
Ребята идут на двор заниматься гимнастикой. Затем завтрак. В столовой образцовая чистота и уют: белоснежные скатерти, живые цветы. На завтрак дети получают бутерброды со сливочным маслом, сыром, колбасой, кофе с молоком. Обед бывает также вкусный и питательный: мясной суп, котлеты и сладкое блюдо или фрукты.
После завтрака начинаются уроки. Ежедневно их бывает три. Программа уроков такая же, что и в городских школах.
Вечером, перед ужином, бывает урок труда. Дети занимаются столярным делом, шитьем, рисованием, вышивкой. Юра Манахов, Лева Ковалев и Боря Седов особенно любят строить авиомодели. В шкапу, где хранятся их работы, есть модели самолета «АНТ-25». Лучшие рукодельницы санатория Зайцева, Шашурина и Кузьмина. Они хорошо вяжут и вышивают по рисункам.
В 6 часов вечера детям вторично измеряют температуру. Они принимают рыбий жир, железо и, после ужина, переодевшись, уходят домой.
Результат лечения детей в санатории сказывается быстро. За три месяца ребята прибавляются в весе на 3-4 килограмма, становятся еще более жизнерадостными и бойкими.
Эта детская здравница еще раз говорит об исключительной отеческой заботе о советских детях - правительства, нашей партии, великого Сталина» («Призыв», 18 октября 1936).
1937 г. «Лесная школа-санаторий для физически слабых детей с нормальным курсом преподавания на 50 мест».
Десятиклассников школы № 3 осенью 1941 года разместили в свободных помещениях «лесной школы».
В 1944 г. освободившееся помещение было отдано под организацию детской Лесной школы для туберкулёзных детей, которая 15 марта приняла первых ребят.
Здравоохранение гор. Владимира в кон. 1920-х годов
Детская клиническая больница города Владимира
Владимирский противотуберкулезный диспансер

Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.05.2021)
Просмотров: 39 | Теги: Владимир, Медицина, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru