Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мечисловас (Мечислав) Рейнис

Мечисловас (Мечислав) Рейнис

В советское время во владимирской политической тюрьме томились многие известные люди, как нашей страны, так и других государств. Некоторые из заключенных здесь и умирали. Их хоронили на Князь-Владимирском кладбище, которое находится сразу под тюремными стенами. Места этих захоронений ничем не отмечались, постепенно они терялись. Идя навстречу пожеланиям руководства тех стран, чьи граждане были здесь погребены, в 2006 г. администрация города Владимира приняла решение установить стелу, чтобы дать возможность разместить на ней мемориальные доски. Сначала появились доски в память эстонского генерала и государственного деятеля Йохана Лайдонера, польского вице-премьер-министра Яна Станислава Янковского и японских военнопленных. Однако со временем становится известно все больше имен политических деятелей, отбывавших срок и умерших в этой тюрьме.


Мемориал у стен Владимирского Централа

В октябре 2010 г. на памятной стеле были установлены еще две мемориальные доски: с именами Мечисловаса Рейниса и украинского митрополита греко-католической церкви Климентия (Шептицкого).

Мечисловас (Мечислав) Рейнис родился он в феврале 1884 г. в семье крестьян Еронимаса (Иеронима) и Юлионы Рейнис в деревне Мадагаскарас Даугайляйской волости Утенского уезда в Литве. В архивных материалах точной даты рождения нет, но в различных источниках указываются 3, 4 или 5 февраля. Мечисловас был младшим из 11 детей в семье. В 1900 г. он окончил с золотой медалью школу в Риге, католическую Виленскую духовную семинарию, после чего поступил в Императорскую Санкт-Петербургскую духовную Римско-католическую Академию. 10 июня 1907 г. М. Рейнис был рукоположен в священники. В 1909 г. он окончил Академию, получив степень магистра богословия. Свое обучение он продолжил в Левенском католическом университете в Бельгии и в 1912 г. защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Нравственные принципы Владимира Соловьева». Кроме того, М. Рейнис изучал физику, химию, геологию, минералогию, биологию, анатомию, физиологию, политическую экономию. Совершенствовал свои знания в Страсбургском университете во Франции на факультете теологии. Он владел девятью иностранными языками.
После возвращения в Литву, в І914 году, М. Рейнис стал викарием в Вильнюсе. В 1915 г. он вступил в Христианско-демократическую партию. Во время Первой мировой войны служил военным капелланом в госпитале, а также преподавал в Виленской гимназии; с 1916 по 1922 г. был профессором Виленской духовной семинарии, где читал лекции по философии и социологии. Будучи арестован большевиками, с февраля по июль 1919 г. находился в заключении в Даугавпилсе и Смоленске. После официального включения Виленского (Вильнюсского) края в состав Польской Республики в 1922 г., Рейнис уехал в Литву, в Каунас, где стал профессором Литовского университета (с 1930 г. Университет Витаутаса Великого), заведующим кафедрой теоретической и экспериментальной психологии. В том же 1922 г. он участвовал в создании Литовской академии наук и искусств и был ее первым секретарем. С 1923 г. - прелат. С 25 сентября 1925 г. по 20 апреля 1926 г. он был министром иностранных дел Литвы. 23 декабря 1925 г. нарком иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерин встретился с М. Рейнисом в столице Литвы Каунасе для обсуждения Договора о взаимном ненападении и нейтралитете между СССР и Литвой, который был подписан уже 28 сентября 1926 г. К марту 1926 г. при М. Рейнисе были подготовлены документы для подписания с Ватиканом конкордата, в результате которого была создана Каунасская митрополия.
5 апреля 1926 г. Папа Римский Пий XI назначил М. Рейниса титулярным епископом Тиддитанским, коадъютором епископа Вилкавишкисского. 16 апреля 1926 г. Рейнис был посвящен в сан епископа.
К сентябрю 1939 г. территория Польши практически полностью была оккупирована немецкими войсками. Правительство и Главное военное командование Польши покинули Варшаву, боясь попасть в окружение немецких войск. В связи с этими событиями необходимо было как можно быстрее определиться с Виленским краем, иначе он мог быть занят немецкой армией. Однако в Москве, после известий о том, что польское правительство покинуло свою страну, было решено приступить к реализации пунктов секретного протокола «Риббентроп-Молотов» от 23 августа 1939 г. 17 сентября нарком иностранных дел СССР В.П. Потемкин вручил польскому послу в Москве В. Гжибовскому ноту, в которой говорилось о том, что в связи с очевидным банкротством польского государства в результате войны, правительство СССР не может допустить анархии на территориях, не занятых немцами, и должно прийти на помощь находящемуся там белорусскому и украинскому населению. В этот же день Красная армия перешла границу.


Архиепископ М. Рейнис.

10 октября 1939 г. был подписан Договор о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литовской Республикой. 11-14 октября 1939 г. прошли массовые демонстрации с выражением благодарности СССР от населения Литовской Республики за возврат Вильнюса. После передачи Виленского (Вильнюсского) края Литве, Папа Римский Пий XII 18 июля 1940 г. назначил Мечисловаса Рейниса в сане титулярного архиепископа Ципселенского помощником Вильнюсского архиепископа Ромуальда Ялбжиковского, бывшего сторонником полонизации и не имевшего до этого ни одного литовца в капитуле. Но уже 21 июля 1940 г. решением депутатов Народного сейма была провозглашена Литовская Советская Социалистическая Республика. На основании этого решения, на заседании VII сессии Верховного Совета СССР 3 августа 1940 г. был принят закон о вхождении в состав СССР Литовской ССР, с передачей ей части территории Белоруссии, где литовское население было более многочисленным, чем белорусское. Установившаяся на территории Литвы советская власть начала активно проводить пропаганду атеизма - запрещались проповеди в школах и в армии, прекращено издание церковной прессы, а некоторые священнослужители подвергались арестам и тюремным заключениям. В сфере финансирования церкви урезали не только все государственные субсидии, но также была конфискована и значительная часть церковного имущества. В сфере же гражданской жизни проводились более прогрессивные мероприятия. 21 октября 1940 г. учреждена государственная филармония Литовской ССР. 23 ноября 1940 г. в Литовской ССР было введено всеобщее бесплатное медицинское обслуживание населения. Но, несмотря на это, уже к концу 1940 г. на территории Литовской ССР началось формирование подпольных антигосударственных групп. В Берлине в ноябре 1940 г. под руководством К. Шкирпы (литовский полковник, дипломат, убежденный сторонник Германии и фашистского режима) был создан Фронт литовских активистов (ФЛА). Поэтому приход немецко-фашистских войск 22-27 июня 1941 г. Литовская католическая церковь оценивала сначала положительно, как избавление от большевизма. Таковы были и общие настроения в народе Литвы. 23 июня вышла из подполья организация ФЛА, провозгласившая восстановление буржуазной Литовской Республики в союзе с Германским Рейхом. Начались расстрелы отступавших красноармейцев и членов их семей. Но вскоре стало понятно, что и новая оккупация не принесет ничего хорошего. 5 августа 1941 г. временное литовское правительство было распущено, т.к. немецкое правительство не принимало во внимание даже возможность существования литовского государства, а вместо него установило Гебитскомиссариат Остланд. Имущество литовского государства на территории бывшей Литовской Республики было конфисковано и передано оккупационным властям, немецкий язык объявлен государственным. Погибло 12 священников, в 1942 г. были закрыты все семинарии. За период немецкой оккупации в Вильнюсской епархии были репрессированы 184 духовных лица.
22 марта 1942 г. Вильнюсский архиепископ Ромуальд Ялбжиковский вынужденно покинул Вильнюс и отправился в монастырь в Мариамполе. Он был выслан гитлеровцами как неугодный, т.к. проводил политику насаждения католицизма на востоке - в Белоруссии. Немецкие власти боялись, что это повлечет за собой также и полонизацию местного населения. В июне 1942 г. управляющим Вильнюсской епархией в должности апостольского администратора Могилева и Минска стал Мечисловас Рейнис. 8 июня 1942 г. М. Рейнис написал письмо-прошение на имя генерального комиссара Белоруссии Вильгельма Кубе в связи с закрытием костелов в г. Лиде Вильнюсской епархии, в результате чего верующие потеряли возможность участвовать в богослужениях, за исключением помолвки, похорон и крещения. В письме, в частности, высказывалась его точка зрения на советскую власть: «Такое положение очень угнетающе действует на верующих, которые освобождены от большевистского ярма германским вермахтом...». 22 августа 1942 г. М. Рейнис сообщал в Рим о том, что пятьдесят священников арестовано, шестеро приговорены к смерти. Епископу М. Рейнису удалось добиться открытия закрытой немецкими властями Вильнюсской духовной семинарии (в феврале 1945 г. она была вновь закрыта, на этот раз органами советской власти).
13 июля 1944 г. советскими солдатами был освобожден от немецко-фашистских захватчиков город Вильнюс, а 28 января 1945 г. - город Мемель (Клайпеда). Литовский магистр истории Валерий Иванов в своей книге «De jure и de facto» пишет: «За 3,5 года оккупации немецкие фашисты и их пособники из отрядов местных литовских националистов уничтожили на территории Литовской ССР более 370 тысяч местных жителей, т.е. приблизительно 12% от довоенного населения литовского государства, в том числе более 200 тысяч евреев, которых в основном убивали местные литовские националисты. Кроме этого, в концентрационных лагерях было умерщвлено около 230 тысяч советских военнопленных. На принудительные работы в Германию вывезли более 70 тысяч человек».
Архиепископ Мечисловас Рейнис был арестован Министерством государственной безопасности Литовской ССР 9 июня 1947 г. Несколько месяцев он провел в застенках Вильнюса. Согласно протоколу № 45 Особого совещания при Министерстве госбезопасности СССР от 15 ноября 1947 г., М. Рейнис был осужден за пособничество изменникам Родины, участие в антисоветской националистической организации и антисоветскую агитацию. За преступления, предусмотренные статьями 17- 58-1 «а», 58-10 ч. 2 и 58-11 УК РСФСР, приговорен к тюремному заключению на 8 лет, считая срок с 12 июня 1947 г. Лично ему принадлежащее имущество было конфисковано.
Обвинительное заключение по следственному делу М. Рейниса гласит: «Следствием установлено: Рейнис был одним из организаторов существовавшей в Литве реакционной партии «христианских демократов», и с 1917 по 1925 год был членом ЦК этой партии. В сентябре 1917 года участвовал в работе конференции по выборам «Литовской тарибы», на которой было принято решение об отделении Литвы от Советской России. В 1925 году в течение 7 месяцев был министром иностранных дел в литовском буржуазном правительстве. С 1926 по 1940 год был руководящим участником националистической реакционной организации – «Католическая Акция», руководил молодежными националистическими организациями «ПABACAРНИНКАЙ» и «АТЕИТИНИНКАЙ» и оказывал им материальную помощь. Активно проводил враждебную Советскому Союзу пропаганду, выступал в печати с антисоветскими клеветническими статьями. Во время оккупации немцами Литовской ССР систематически помещал в фашистской печати антисоветские статьи».
Многие его родственники в 1941 г. были сосланы в сибирские лагеря. В обмен на их освобождение КГБ предложил Рейнису сотрудничать, но он отказался.


Архиепископ М. Рейнис во время заключения во владимирской тюрьме

Во владимирскую тюрьму он прибыл 16 июня 1948 г. М. Рейнис не признавал своей вины и 1 августа 1948 г. написал прошение председателю Президиума Верховного Совета СССР о помиловании. Но, по-видимому, в помиловании ему было отказано. Из тюрьмы он писал письма своей сестре, единственной, кто остался в Литве. В них он расспрашивал о се дочерях и их успехах в учебе, интересовался судьбой родственников, которые были сосланы в Сибирь. Письма, естественно, подвергались цензуре. Писать разрешалось о погоде, о свободном времени и здоровье.
8 ноября 1953 г. вследствие паралича сердца и дыхания на почве общего артериосклероза М. Рейнис скончался. Точное место его захоронения неизвестно, т.к. заключенных хоронили на Князь-Владимирском кладбище без обозначения могил, недалеко от тюремной стены.

В Литве Мечисловас Рейнис был известен не только как государственный и церковный деятель, но и как автор множества работ по вопросам психологии, этики, богословия, педагогики. В 1939 г. в свет вышла его книга «Проблемы расизма», в которой он исследовал суть идеологий фашизма и коммунизма, расизм и формы его проявления. В ходе этого исследования Рейнис пришел к выводу, что эти идеологии являются равноценными тоталитарными идеологиями и одинаково бесчеловечны. Она Воверене, профессор Вильнюсского университета, председатель Лиги женщин Литвы на семинаре «Балтийский путь 2005: будущее без коммунизма», выступая с докладом на тему «Взгляд на будущее без коммунизма», говорила о книге архиепископа Рейниса: «В своей книге ученый призывал бороться с обеими идеологиями, поскольку обе они отравляют сознание людей, вдобавок к этому, коммунистическая идеология своими атеистическими идеями отнимает у человека его душу и все его гуманистические духовные ценности. Кроме того, коммунисты фальсифицируют науку, они уничтожили государственность, в статус правителей государства выдвинули коммунистическую партию, все дела государства подчиняют интересам этой партии, игнорируют Конституцию, говорят неправду, на уровень государственности выдвинули лицемерие».
Интересно, что М. Рейнис вел тетради, в которых он сам записывал точные даты, суммы расходов и причины для оплаты. Одна из них известна под названием «Четвертая книга расходов». Она охватывает период с декабря 1924 г. по май 1929 г. Из нее становится ясно, что М. Рейнис оказывал поддержку своим родственникам, ученикам и студентам. Кроме того, он оказывал материальную помощь многим литовским организациям: прессе, молодежным католическим организациям, организациям инвалидов, на строительство церквей, проведение семинаров и различных мероприятий. Архиепископ Рейнис жертвовал большие денежные суммы для литовских молодежных националистических организаций (как указано в обвинительном заключении по делу М. Рейниса) «Ateitininkai» и «Pavasarininkai» на общественные мероприятия, в том числе съезды, летние курсы, конференции, фонды, строительство зданий и сооружений.

Память:
- В 1990 г. в деревне Мадагаскарас, на родине М. Рейниса, был установлен памятный крест.
- Во Владимире в католическом храме Пресвятой Девы Марии Святого Розария есть памятная доска с именами репрессированных священнослужителей и прихожан, на которой значится и имя М. Рейниса (на доске - архиепископ Реймис).


Марка с изображением архиепископа М. Рейниса. 2009. Литовская Республика

Источник:
- Л.С. Сметанина. ОДИН ИЗ УЗНИКОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТЮРЬМЫ
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны

Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.04.2020)
Просмотров: 1079 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир, Тюрьма | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 tanyaz59 • 20:24, 12.01.2021
Просвещенный был человек, историческая личность. Вечная память!
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru