«Воины Апокалипсиса» (1887), худ. Виктор Михайлович Васнецов: конь бел, конь рыж, конь ворон и конь блед (церковносл.).
Люди все разные – нет ни одного одинакового человека на Земле, а законы и правила предписывают всем жить одинаково, да ещё в самой тонкой интимной сфере.
Всё определяется сознанием человека, если сознание готово, то приходят соответствующие знания. Эпоху Водолея – это эпоха Единения, Единства. И во взаимодействии мужчины и женщины происходит самое глубокое единение всех планов. Сейчас на Земле наступает время зрелых душ. Многие прошли огромное количество воплощений, набрали достаточный опыт, чтобы спросить: «Где же ты моя половинка?!» Поэтому можно утверждать, что вопрос единения половинок, построения отношений между ними – один из важнейших в наступившей эпохе.
Большинство людей стоят на позициях патриархального понимания отношений между мужчиной и женщиной, опираются на постулаты Ветхого Завета: «Жена произошла из ребра Адама», «Да убоится жена мужа своего», и ряд других, подобных этим. Христос предложил иное отношение к женщине, но его последователи оставили в действии ветхозаветные законы и живут и действуют по ним до сих пор.
Сознание людей растёт, многое меняется в их жизни, а традиции, мораль и законы, касающиеся отношений мужчины и женщины, зачастую держат их в старых рамках.
Это всегда порождало много проблем, драм и трагедий. Человек свободен по сути своей, а ему пытаются диктовать: этого люби, а другого нельзя, с этим живи всю жизнь, уйти не имеешь права, и т.п.
Феминистское движение родилось как протест ветхозаветному канону отношений. Как часто бывает в таких случаях, одна крайность рождает другую. И вот уже женщины борются с мужчинами за свои права… А ведь и мужчины – тоже самое – страдают от этих норм и правил, может быть, даже больше, чем женщины. Любой закон, даже самый лучший, ограничивает свободу. А как можно ограничить любовь? Это и становится причиной разногласий, борьбы и страданий.
На самом деле жизнь постоянно ставит человека перед выбором: действовать по любви или «как принято». И чем больше в человеке сомнений по этому поводу, тем перед более серьёзным выбором он оказывается. Как много заблуждений в отношениях мужчины и женщины! И все они не дают жить счастливо, получать радость от любви, любить и быть любимым.
Правила, нормы, заповеди, законы мешают проявлению любви. Да, они созданы для того, чтобы построить общество по определённым понятиям, и для многих они нужны. А если человек не желает жить по указаниям, а желает любить? Но общество пытается саму любовь, получается – самого Бога загнать в рамки законов!
Как часто люди наступают на горло своей любви! Как часто они убивают любовь. Как часто они предают себя. Люди даже не задумываются об этом. Многие говорят о своей вере в Бога, стараются соблюдать различные ритуалы, а сами богохульствуют – живут не по любви. Если приглядитесь, то увидите много примеров этого. Ведь Бог – есть Любовь! А уход от любви, есть уход от Бога, это и порождает огромные страдания людей.
Вот девушка из-за мимолётной обиды или под давлением родителей, или из материальных соображений выходит замуж не за того, кого любит, а за другого. Она предаёт любовь. И дальше страдания преследуют и её, и последующие поколения.
А вот парень женится не по большой любви, а потому что девушка, с которой он встречался, забеременела. Он поступает ответственно, по высоким моральным принципам. А в результате сломана судьба, и нарушается жизнь нескольких поколений. Или: у женщины большие проблемы в семье, накопились бесконечные претензии друг к другу, любви уже нет, страдают дети, а ей встречается любовь. Но ей говорят: «Терпи – это твой крест. Ради детей ты должна сохранить семью». На самом деле таких примеров, в разных вариациях, в жизни очень много.
А вот конкретный пример, кстати, тоже довольно часто встречающийся. Молодой, подающий надежды офицер приезжает в отпуск в деревню к бабушке. У него в городе невеста, но мать местной девушки делает «приворот», и за месяц «окручивают» парня. Он «обесчестил» девушку, это придали огласке, родственники навалились всей силой морали и он женится. В результате сломаны судьбы нескольких человек и их детей. И он, опять же, по моральным принципам, не может расстаться с нелюбимой женщиной. Парень спивается, в семье кошмар, у детей сложные судьбы...
Вернуть любыми способами «заблудшего» мужа тоже считается моральным. Раньше этим занимались профкомы, парткомы, а теперь церковь, психологи, целители. А это тоже насилие над природой, над любовью, над свободой, которое обязательно вернётся к насилующим.
Нормы, правила, законы довлеют над человеком, проникли во все сферы жизни, вторгаются и в самую интимную – в сексуальные отношения.
Да, все люди разные. Разное и сознание. Кому-то трудно дорасти до ответственности за другого человека, за свои поступки и, может быть, ему нужно прожить патриархальный вариант в отношениях между мужчиной и женщиной. Кто-то уже вырос из «детского сада» отношений, выражает свою любовь очень глубоко и тонко, и любые правила угнетают её. И он совершает огромное насилие над собой, над своей любовью, не давая ей выхода, подчиняясь нормам общежития.
Особенность любви как источника разнообразных человеческих трагедий заключается в том, что любовное влечение может быть и односторонним. Эту свою особенность любовь не утратит, конечно, долго – вплоть до второго зона. Но кроме трагедий этого рода, если можно так выразиться – трагедий первичных, человечество, стремясь нормализовать усложнявшуюся жизнь, создало предпосылки и для других трагедий: они происходят тогда, когда любовь двоих вступает в конфликт с установившимся обычаем, общественными воззрениями или государственным законом. Когда мужчина или женщина любит, но не встречает ответа, это – трагедия первого типа, и с этим нельзя сделать ничего, пока человечество, как говорил Достоевский, «не переменится физически». Когда же оба любят друг друга, но их всестороннее гармоническое соединение, ничем не омраченное, нельзя осуществить вследствие семейного или общественного положения одного из них, – это трагедия второго типа; обычай и законодательство должны быть со временем перестроены так, чтобы свести трагедии этого рода к минимуму, если не к нулю.
Задача колоссальной сложности. Даже вряд ли может быть выработана единая для всего человечества система узаконений в этой области: уровень социального и культурного развития, традиции и национальные психологии слишком различны. Не центральный законодательный орган Розы Мира, но, вероятно, ее законодательные органы в отдельных странах должны будут заняться этим. Достаточно ясно, кроме того, что здесь придётся вести общество, как и во всём другом, через ряд последовательных стадий, потому что односторонне отрицательное решение вопроса, то есть внезапная отмена ограничений закона, приводит, как это показал опыт России, к моральной анархии, вынуждающей государство к отмене отмен и к восстановлению запретов. Это потому, что отмены производились механически, без предварительного воспитания в поколениях такого взгляда на брак и любовь, какой необходим для умения пользоваться столь широкой свободой.
Думается, что правильный религиозный ответ на вопрос о любви между мужчиной и женщиной может быть только один: эта любовь благословенна, прекрасна и свята в той мере, в какой эта любовь творческая.
Что под этим разумеется?
Разумеется то, что наиболее распространенным видом творческой любви в нашем зоне является рождение и воспитание детей (см. Любовь к детям.), но что это отнюдь не единственный вид творческой любви и любовного творчества. Совместный труд в любой из областей культуры, воспитывание друг в друге лучших сторон личности, обоюдное самосовершенствование, вдохновление друг друга на художественный, религиозный и любой другой творческий труд, наконец, даже простое счастье в любви, обогащающее, усиливающее и поднимающее обоих, – всё это богосотворчество, потому что ведёт к возрастанию их и просветлению, к увеличению мирового океана любви и радости.
Излучения прекрасной любви между мужчиной и женщиной поднимаются в высочайшие миры (Волны Мировой Женственности). Даже если оба любящих направляют свой совместный творческий труд в ошибочную сторону, если оба они, например, трудятся в таком направлении, которое имеет общественно вредный смысл, – даже в этом случае заслуживает осуждения только направленность этого труда; импульс же сотворчества, которым отмечена их любовь, дух товарищества, спутничества и дружбы, которым она пронизана, – благословенны Свыше.
Пока человечество физически не преображено, до тех пор любовь между мужчиной и женщиной останется как бы прикреплённой к инстинкту физического размножения. Со временем это станет не так. Творчество любви изменит своё содержание. Понятие физического размножения окажется к преображенному человечеству неприменимым вообще. Тогда будет иметь место воплощение монад в просветлённых телах, осуществляющееся совершенно иначе. Но, конечно, в условиях нашего зона основным видом любовного творчества остается всё-таки рождение детей и их воспитание.
И от мужчин, и от некоторых женщин, не обладающих глубиной понимания как раз именно женственного начала, случается услышать решительное утверждение, будто бы культурные и творческие задачи обоих полов – одни и те же, а если до сих пор в общественности, политике, науке, технике, философии, даже в искусстве женщина уступала мужчине в объёме и значительности создаваемого, то это объясняется лишь тем, что женщина всегда находилась в положении подчинённом и угнетённом.
Такое мнение распространено шире, чем можно было бы думать. Допустимо даже назвать его ходячим.
Однако разве женщина всегда и везде находилась в угнетённом положении? Уже двести лет в Европе и России двери творческого труда в области литературы и искусства были открыты – конечно, в привилегированных классах – перед женщинами так же, как перед мужчинами. Нужно ли напоминать, что, проявив бесспорную одарённость и выдвинув немалое число музыкантов-исполнителей, женщины за эти два столетия (равно, впрочем, как и за весь предшествующий период всемирной истории) не обогатили пантеон музыкальных гениев ни единым именем? Грустно, что приходится указывать на то, что среди корифеев мировой литературы на двести или триста мужских имён приходится шесть или семь женских. Уже около столетия назад женщина добилась во многих странах права на высшее образование. И она с успехом заменила мужчину на широких участках профессиональной деятельности: в больницах, лабораториях, за школьными кафедрами, даже иногда в научных экспедициях. Но где же те сотни имён выдающихся женщин-учёных, которые могли бы уравновесить сотни мужских имён, ставших известными всему миру за тот же период времени? Мировой театр блещет, как звёздное небо, именами замечательных актрис. Но приобрела ли хоть одна женщина-режиссер действительно всемирную известность? Слыхал ли кто-нибудь о женщине – великом философе? Великом архитекторе? Великом государственном деятеле? Знаменитом металлурге, мудром критике, замечательном организаторе производства, прославленном шахматисте? – Отрицать или игнорировать эти факты значит расписываться в полной потере объективности. Вместо отрицания фактов было бы плодотворнее изменить на них угол зрения. Одарена ли женщина менее, чем мужчина? Совершенно бесспорно, что в некоторых отношениях – да. И столь же бесспорно, что в других отношениях она обладает дарами, которых мужчина не имеет и никогда не будет иметь.
Было бы, разумеется, реакционным абсурдом отрицание того, что женщина может быть хорошим геологом, добросовестным инженером, талантливым художником, квалифицированным химиком или биологом, или сомневаться в полезности или ценности её работы в таких областях. Но можно и должно усвоить два бесспорных факта: во-первых, то, что список гениальных деятелей в этих областях не обогатился и вряд ли когда-нибудь обогатится женскими именами, а во-вторых, то, что незаменима и высокоодарена женщина – в другом.
Материнство. Воспитание детей. Творчество домашнего очага. Уход за больными и лечение. Этическое врачевание преступников. Преобразование природы. Совершенствование животных. Некоторые русла религиозной жизни. Творчество любви. И, наконец, творческое оплодотворение души того, кого она полюбила. Вот в чём женщина незаменима и безгранично одарена.
В первом и в последнем из этих видов творчества она незаменима абсолютно. В остальных же – мужчина уступает ей в той же мере, в какой она уступает ему на поприще государственной деятельности или технических наук. Ибо здесь требуется именно женское, женственное душевное качество: мягкость, любовная нежность, самоотдача, терпеливая настойчивость, бережность, чуткость, сердечность, внимательность.
В областях высшего творчества совершается нечто обратное тому, что мы видим в мире физическом: там оплодотворяющее начало – женщина, оформляющее и воплощающее – мужчина. «Божественная комедия» есть плод двоих, и без Беатриче она так же не появилась бы на свет, как и без Данте. А если бы мы вникли в глубину творческого процесса большинства великих художников, мы убедились бы, что духовное семя их бессмертных творений именно женщиной брошено в глубину их подсознания, в сокровенные творческие тайники. Мысль о постановке в Веймаре памятника Ульрике Левенцоф, вдохновившей Гёте на прекрасные стихи, – справедлива и глубока. И не нужно смущаться тем, что в большинстве биографий художников трудно доискаться внешними приёмами до тех женских имён, которые заслуживают благодарности потомков в той же мере, как имена самих художников: художники и сами не знают порой, кому они обязаны семенами своих творений.
Тысячи лет в человечестве преизбыточествовало мужское, мужественное начало: сила, дерзость, гордыня, отвага, стремление вдаль, жестокость, воинственность. Существует испанская поговорка, удручающая сознание и возмущающая совесть: «Мужчина должен быть свиреп». Увы: народ, создавший эту поговорку, вполне её оправдал. Бесчеловечность конквистадоров и зверства испанской инквизиции украсили страницы всемирной истории картинами такой свирепости, что зло, от них излучающееся, не перестаёт воздействовать на души до сих пор.
Впрочем, и многие другие народы мало уступали испанцам на этом поприще.
Тысячелетие за тысячелетием перекатывались и перекатываются по лицу земли волны войн, мятежей, революций, террора, бешеных и беспощадных расправ: бесчисленные капли, составляющие эти волны, – мужские воли и мужские сердца. Говорят иногда о женской жестокости. Но, Боже мой, разве кровопролития Чингиз-ханов, Тимуров, Наполеонов, пытки застенков, ярость якобинского террора, неистовства колониальных захватов, массовые репрессии фашистских и иных диктатур начинались и возглавлялись женщинами?.. История знает женщин-отравительниц, братоубийц, детоубийц, изощрённых садисток, но не знает ни одной, чьё историческое значение сопоставимо со значением Тиберия и Нерона, Ассаргадона и Алла эд-Дина, Торквемады и Пизарро, герцога Альбы и Робеспьера. Грозного и Скуратова, Гиммлера и Берия.
Робкое, загнанное в глубь семейных ячеек, женственное начало убереглось от уничтожения лишь потому, что без него сам мужчина бесплоден, как свинец, и потому что физического продолжения человечества без женщины не может быть.
До сих пор провозглашалось, что не только мужчина, но и женщина обязана быть мужественной. Если под мужественностью понимать смелость и стойкость в жизненной борьбе, то это, конечно, так. Но если под женственностью понимать не стиль манер и поведения, не жеманство и сентиментальность, а сочетание сердечной теплоты, внутреннего изящества, нежности и способности повседневно жертвовать собой ради тех, кого любишь, то не только женщина, но и мужчина должен быть женственен. Когда, наконец, человечество дождётся эпох, в дни которых ложно понятая мужественность не будет превращать мужчину в свирепого захватчика, в кичащегося своей грубостью драчуна, в помесь индюка с тигром? Когда не будет больше воспитываться в нём фальшивый стыд перед собственной затаённой нежностью, попираемой и насилуемой им же самим (что выражается и во внешнем насилии)?.. Трудно будет преодолевать этот тысячелетний комплекс предрассудков, предубеждений, душевной искалеченности и атавистических инстинктов, но их преодолеть нужно. Во что бы то ни стало.
В метаистории новейшего времени совершается таинственнейшее событие: низлияние в наш Мир новых божественно-творческих сил. Об этом события мечтали с древних времён сердца самые возвышенные, умы самые истончённые. И вот оно совершается… О, это ещё не будет означать окончательной победы сил Света: вспомним всадников Апокалипсиса! Лишь последовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец на острове Патмосе: первым промчался Чёрный – эра господства иерократии на феодальной основе. Теперь довершает свой путь всадник второй, Красный (См. Красный всадник Апокалипсиса): каждый поймёт, что таится за этим символом. Ждём и уповаем на всадника Белого – Розу Мира, золотой век человечества!
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр.6:1-2)
"Я увидел раскрытые небеса и всадника на белом коне. Всадника звали верный и Истинный. Он ведёт справедливую войну и суд. Его глаза как пылающий огонь, и на Его голове множество венцов. На Нём написано имя, которого никто не знает, кроме Него самого. Он одет в плащ, обагрённый кровью, и имя Его - Слово Божье. За ним следовали небесное войско, всадники на белых конях, одетые в чистую, белую льняную одежду. Из Его рта выходит острый меч (Слово), которым Он поражает народы. Он будет править железным скипетром, и топтать вино в давильне ярости и гнева всемогущего Бога. На Его плаще и бедре написано:
- Царь царей и Господь господствующих...
Затем я увидел зверя и правителей земли с их войсками. Они собирались на битву с всадником на коне и Его армией. Зверь был схвачен и вместе с ним ложный пророк, который в своё время творил чудеса, содействуя зверю, и обманывал тех, кто получил печать зверя и поклонялся его изображению. И тот и другой были брошены заживо в озеро, горящее серой. Остальные были убиты мечом (Словом), выходящим изо рта всадника на коне, и все птицы досыта наедались их трупами".
Откровение Иоанна
Первый всадник, изображённый в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020 гг.)