Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
23:56
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
12 ступеней [77]
Тела человека [41]
Добродетели [40]
Чувства [53]
Женственность [58]
Привязанность [11]
Освобождение [16]
Трансфизика [72]
Энергетические каналы [0]
Единство [28]
Мужественность [15]
Сознание [4]
Карма [11]
Целительство [73]
Медитации [9]
Притчи [52]
Сновидения [10]
Проповеди [25]
подвижничество [41]
Зороостризм [15]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » Самопознание » Зороостризм

Жизнеописание Заратуштры. Принятие веры от Ахура Мазды

Жизнеописание Заратуштры

Глава 4. Принятие веры от Ахура Мазды

Принятие Веры

Когда Заратуштре исполнилось тридцать, в день праздника Хамаспатмаэда (Равноденствия) он отправился к месту празднования весенноего гаханбара Маидьо-зарема, куда сходились люди со всей округи. Когда он шел в направлении этого места, он оказался на равнине реки Аэватака. И здесь его посетило видение: он увидел всех людей и весь прекрасный телесный мир к северу от себя, то есть сам он оказался самым южным из всех людей. Во главе человечества был Маидьо-мангха, его двоюродный брат, ибо именно Маидьо-мангха будет первым, кто примет его веру, и в видении Заратуштры Маидьо-мангха вел человечество за Заратуштрой.

Наконец к гаханбару Маидьо-зарема Заратуштра прибыл на место празднования. Для совершения Ясны и выжимки Хаомы на рассвете Заратуштра пошел к водам Вахви Даити. В этом месте река разделялась на четыре протоки. Заратуштра последовательно прошел через них, чтобы выбрать самое глубокое место, где вода была особенно чиста. Первая протока была ему до лодыжки, вторая – до колена, третья – до живота. Когда он вошел в третью протоку, с южной стороны показался великолепнй муж. Ростом он был в три копья, обликом он был прекрасен, одежды его были мягки и подобны свету. В руках он нес светящиеся веточки барсома. Заратуштра тем временем вошел в четвертую протоку, глубина которой в середине доходила ему до шеи, набрал в ней воду для Хаомы. Он вышел на берег и облачился в свои одежды.
Сиятельный муж, а это был сам Воху Мано – Благой Помысел, подошел к нему.
«Кто ты и чей ты?» – спросил Воху Мано.
«Я Заратуштра Спитама» – отвечал тот.
«О Заратуштра Спитама! О чем твое первейшее томление? О чем твое первейшее старание? О чем твое первейшее желание?»
«Из всего сущего об Аше (Праведности) мое первейшее томление. О Праведности мое первейшее старание. О Праведности мое первейшее желание. И я желаю постичь волю вышних существ и воплощать в мире столько Праведности, сколько они явят мне в чистом бытии!»
Воху Мано молвил: «То, что есть Аша (Праведность), существует. И существует Тот, Кому она принадлежит». Заратуштра ответил: «То, что есть Аша (Праведность) существует, и относительно ее существования я не сомневаюсь. Но каков Тот Свет и где Он, Тот, что появляется благодаря тебе, о Благой Помысел?»
Воху Мано отвечал: «О Заратуштра Спитама! Отложи свою одежду, чтобы мы могли встретиться с Тем, Кем ты был сотворен и Кем был сотворен я, Кто есть Дух Святейший и Самый Благодетельный из сущих, и о Ком я свидетельствую. Проследуй на духовное собрание!»
И Заратуштра подумал: «Насколько благ свидетельствующий о Творце, настолько лучше должен быть Сам Творец». И он проследовал за Воху Мано.

Воху Мано сделал девять шагов, а Заратуштре пришлось сделать девяносто. Когда он прошел девяносто шагов, он узрел собрание Амешаспандов. Когда он подошел к ним на двадцать четыре шага, он не увидел собственной тени: столь ослепительным был свет, исходивший от них. На этом собрании, что случилось на берегу реки Вахви Даитья, присутствовал Сам Творец – Господь Мудрый Ахура Мазда с единосущными Амешаспандами, имена которых суть: Воху Мано (Благой Помысел), Аша Вахишта (Истина Наилучшая), Хшатра Ваирья (Власть Желанная), Спента Армаити (Святое Благочестие), Хаурватат и Амеретат (Целостность и Бессмертие).

Заратуштра молвил: «Поклон Тебе, Ахура Мазда! Поклон вам, Амешаспанды!» Затем подошел к ним и сел на место вопрошения. Заратуштра задал первый вопрос: «В телесном мире что самое совершенное, что второе по совершенности, а что третье?» Ахура Мазда отвечал: «Первое совершенство – благие помыслы, второе – благие речи, третье – благие дела». Далее Заратуштра спросил: «Какое деяние благо, какое лучше, а какое есть наилучшее из всех деяний?» Ахура Мазда ответил: «Почитание Амешаспандов – благое деяние, созерцание их – более благое деяние, а исполнение их воли на земле – наилучшее из деяний».

Затем Ахура Мазда явил Заратуштре двойственность изначального происхождения и разделение в каждом деянии, сказав: "Существует два изначальных духа. Из них один, лживый, выбрал творить беззаконие и зло, а другой, Святой Дух Праведности, избрал Праведность. И тот, что тот дух, что являет свет, молвил второму, тому, что во тьме: «Ни наши мысли, ни желания, ни слова, ни дела, ни вера, ни предпочтения и устремления не придут к согласию. Тот, кто любит свет, пребывает среди света, а тот, кто любит темноту – во мраке».

Ахура Мазда явил Заратуштре свою Вселенскую Мудрость, которая есть Он Сам. Он наполнил небеса бесконечным светом, уничтожающим всякую тьму, в которой прячется Противник. Голова Вселенской Мудрости была выше вершины неба, а ноги – ниже дна неба, руки ее достигли краев неба, само же небо покрыло ее как одежда. И все Амешаспанды явились в таком же облике друг за другом, один ниже другого на палецю

Так сидел Заратуштра перед Ахура Маздой и вызнавал Его Слово. Множество вопросов было задано им и на все их он получил ответ Ахура Мазды. Заратуштра познал все, что было, что есть и что будет в обоих мирах: телесном и духовном – все, что составило его Откровение, его Веру, которую он должен был передать всем существам телесного мира. Он увидел, как в конце времен произойдет Блистательное Обновление Бытия (Фрашо-керети) и конечное воплощение всех людей, когда-либо живших на земле.

Заратуштра спросил Ахура Мазду: «Откуда вновь возьмется тело, которое унесла вода и развеял ветер? Как свершится воскресение мертвых?» Ахура Мазда отвечал: «Если Мною однажды был создан телесный мир, были созданы небо, вода, земля, растения, скот, человек и огонь, то почему же Мне будет невозможно воссоздать то, что уже однажды было». И он показал Заратуштре, как мир будет очищен от зла и как люди ради очищения войдут в реку расплавленного металла и приверженцам Злого духа тьмы она будет губительна, но для истинных праведников, приверженцев Благой Веры Заратуштры она покажется теплым молоком. Тогда Злой дух и все силы зла будут повержены, а в обоих мирах надолго и на всегда воцарится жизнь Аши, полная Благого Помысла.

Амешаспанды показали Заратуштре три способа утверждения Благой Веры. Первый – посредством огня. Заратуштра сделал три шага через него со словами «благая мысль, благая речь, благое деяние» и не сгорел. Далее на грудь ему был вылит расплавленный металл. После того как он остыл, невредимый Заратуштра взял слиток и вручил его Амешаспандам. Ахура Мазда пояснил: «С утверждением Благой Веры, когда случится религиозный диспут, твои последователи будут лить металл на грудь рата, брать его руками и верить в Того, Кто над телесным бытием».

Затем было разрезание ножом и внутренности Заратуштры обнажились, а кровь потекла. Но целительные руки Амешаспандов были наложены на рану и она тут же зажила. Ахура Мазда пояснил: "У тебя и у твоих последователей благодаря прохождению через эти три испытания: через огонь, расплавленный металл и воздейстиве острых предметов, – не будет никакого искажения Благой Веры.
Заратуштра увидел будущее торжество Веры Ахура Мазды, которую он принесет людям. Но он также увидел и собственную гибель. Страшась этого, Заратуштра взмолился к Творцу: «О Создавший небо, воду, землю, растения, скот, человека и огонь! Сделай меня бессмертным подобно тем, кому Ты даруешь бессмертие!»
Ахура Мазда отвечал: «О Праведный Заратуштра! Если Я сделаю тебя бессмертным, то не придет смерть и к Брата-урвахшу, которого Противник сляпал специально, чтобы погубить тебя. И тогда Обновление бытия и конечное воплощение будут невозможны». И Заратуштра понял, что земное бессмертие в бездетности много хуже жизни в браке, полной Праведности, и воспитания своего потомства.
Тогда Заратуштра промолвил: «О Ахура Мазда! Твои голова, руки, ноги, волосы, лицо и язык кажутся мне такими же, как мои собственные, а твои сияющие одежды похожи на одежды людей. Подай мне свою руку, чтобы я взял ее».
Ахура Мазда ответил: «Я неосязаемый дух, и взять меня за руку невозможно». Заратуштра сказал: «Ты неосязаем, как неосязаемы и Амешаспанды. Когда я уйду с этого собрания, я не буду видеть вас. Я же хотел бы почитать того, кого вижу. Существует ли в телесном мире нечто осязаемое, что имело бы с вами одну сущность?» Ахура Мазда ответил: «О Заратуштра Спитама! Каждый из нас дал телесному мира своего представителя, чтобы через него осуществлять в телесном мире то, что каждый осуществляет в духовном. Кто проявляет заботу и почитание по отношению к этим семи вещам, тот совершает добро и удовлетворяет нас, Амешаспандов. Так, кто желает удовлетворить Меня, Ахура Мазду, пусть удовлетворяет праведного человека, ибо праведный человек подобен Мне, Ахура Мазде. Удовлетворяющий скот удовлетворяет Воху Мано. Удовлетворяющий огонь удовлетворяет Аша Вахишту. Удовлетворяющий металл, удовлетворяет Хшатра Ваирью. Удовлетоворяющий землю удовлетворяет Спента Армаити. Удовлетвояющий воду и растения удовлетворяет Хаурватат и Амеретат. Объяви же, о Заратуштра Спитама, людям мою волю и скажи, чтобы они шли путем Праведности, не гешили и не были нечестивыми, и тогда мой рай и свет будет их долей!»

Тогда, чтобы объяснить Заратуштре сущность устанавливаемой им религии, Ахура Мазда спросил его о бытовавших в то время верованиях людей: «Почему люди, даже самые возвышенные и влиятельные, почитают дэвов и называют дэвов великими?»
Заратуштра, много раз наблюдавший дэвопоклоннические культы у себя на родине, отвечал: "Люди спешат в поросшую лесом равнину, где нет ни жилья, ни посевов, ни даже лая собак, там они проводят ночь, а по возвращении говорят: мы советывались с дэвами, мы просили уних власть и главенство, и они дали, мы просили у них обилие стад, и они дали.
Ахура Мазда спросил: «Как же дэвы им дают все это, ведь они сами этим не обладают?»
Заратуштра сказал: "Люди говорят по-разному. Одни утверждают, что после общения с дэвами он обретал больше стад. Другие говорят, что после общения с дэвами им становилось хуже. Но всем, чем они обладают, они считают обязанным дэвам. И говоят люди: «Смотрите на того, кто возвращается от дэвов: идет ли он понурый с опущенной головой, или радостный с расправленными плечами – это демоны искушают его в безлюдном месте!»
И Ахура Мазда ответил Заратуштре: «Согласно моей воле следи не за их состоянием, а за своим, блюди себя с головы до ног, с обеих боков, молись и спереди и сзади, и в любом направлении, ибо мы, Амешаспанды, по отношению к тебе не как дэвы к человечеству, мы даруем невидимый дар, а дэвы, обрушиваясь, соблазняют удовольствием. И на тебя обрушится друдж в образе женщины златотелой и полногрудой, прося у тебя дружбы. Но ты не должен позволять ей с тобой разговаривать и добиваться у тебя дружбы и сноситься с ней. Отгони ее чтением победоносной молитвы Ахуна Ваирья».
Так получив соврешенное наставление, Заратуштра пошел обратно в телесный мир к тому самому месту на берегу реки Даити, где была оставлена его одежда.
Подойдя к одежде он увидел прекрасную златотелую полногрудую женщину, обратившуюся к нему с просьбой о дружбе. Заратуштра спросил ее: «Кто ты?»
«Я Спента Армаити», – отвечала красавица.
«Ту, кто Спента Армаити, – ответил Заратуштра, – я хорошо разглядел в свете безоблачного дня. Она была прекрасной спереди, прекрасной сзади, прекрасной со всех сторон. Повернись же ко мне задом, чтобы я мог убедиться, что ты Спента Армаити».
«О Заратуштра Спитама! Разве ты не ведаешь, что мы, женщины, прекрасны спереди, но некрасивы сзади? Не проси меня обернуться».
Но Заратуштра настаивал на своем. Так она трижды отказывалсь, но Заратуштра был непреклонен. Наконец она подчинилась, и Заратуштра увидел, что она сзади изошлась менструацией, которая вся кишела змеями, жабами и червями. Тогда пророк пропел победоносную Ахуна Ваирья, и друдж сгинула.

Глава 5. Первая проповедь

Первая проповедь

Так закончилась первая беседа Заратуштры с Амешаспандами. По завершении ее Заратуштра, теперь уже вдохновленный пророк Благой Веры, вернулся в то селение, где он намеревался справлять праздник Маидьо-зарему, и по указанию Господа и Творца Ахура Мазды пришел на собрание людей, где было много кавиев и карапанов. В присутствии этих людей он пропел громким голосом несравненную мантру Ахуна Ваирья, исповедание Благой Маздаяснийской Веры и почитание Ахура Мазды и призвал людей к вере Ахура Мазды. Когда пророк привлек внимание людей, он забрался на возвыешнное место и воззвал ко всему телесному миру восхвалить Праведность и проклясть дэвов: «Почитание Ахура Мазды – это наилучшее для вас!» И множество мудрых наставлений изрек Заратуштра перед народом.
После его слов кавии и карапаны рассвирепели и со всех сторон бросились на него. Заратуштра был схвачен, и кавии и карапаны стали требовать предать смерти человека, проклявшего дэвов. Однако был на том собрании один человек, который устыдился таких действий со стороны кавиев и карапанов по отношению к Заратуштре Спитаме. Этим человеком был туранец Аурват-дангха, богатый человек, известный всей области своей щедростью и обладавший значительной властью. К нему-то и обратились кавии и карапаны с тем, чтобы он как судья решил судьбу Заратуштры: «Смотри, этот человек ничтожен, но сколь великий он богохульник!»
Сын Аурват-дангха высказал свое мнение: «За подобные речи мы должны предать смерти этого человека, призывающего к тому, что никак не может быть приемлимым».
Но Аурват-дангха ответил: «Нет, его не следует убивать, мне его глаза кажутся полными любви ко всему плотскому миру. Мне думается, если мы его погубим, на земле не прибавится мудрости, наоборот, она убавится». Обратившись к Заратуштре, он добавил: «Для меня ты чист, Заратуштра».
Но все знатные люди, что были у Аурват-дангхи в подчинении, дружно осуждали Заратуштру и также потребовали предать его казни. В ответ Заратуштра опять призвал их к вере Ахура Мазды, сказав: «О Аурват-дангха, много жертвующий в пользу нищих! Мировая Праведность – это почитание Мазды и прекращение почитания дэвов. Прими же веру Ахура Мазды!». Но Аурват-дангха боялся потерять свой высокий авторитет в глазах жителей области и заколебавшись, отказался: «Нет, Заратуштра Спитама, ты можешь идти, но я не привлекай меня к этому злу, которое ты мне предлагаешь».
Он приказал, чтобы Заратуштру отпустили, а тот сказал ему: "Ахура Мазда спросил меня: «О Заратуштра, когда ты уйдешь от нас, кто по-твоему среди земных владык покровительствует большему числу воинов, кто больше всех обретает богатства, кто больше всех владеет стадами, кто более всех дружественный, кто более всех щедрый и более всех обеспечивает неимущих, кто более всех гостиприимен?». И я отвечал: «Это Аурват-дангха, много жертвующий в пользу нищих!». Ахура Мазда сказал: "Привлеки же его к мыслям, словам и делам Благой Веры прежде всех остальных воинов. Если ты привлечешь его к ней, о Заратуштра, и он уверует в нее, и сядет учеником перед тобою и будет ее проповедовать, то после этого среди всех воинов, которые были и которые еще будут, он обретет больше всех богатства, больше всех скота, он будет самым щедрым и самым гостеприимным. А если ты не привлечешь его к ней, и он не уверует и не сядет учеником перед тобою и не будет ее проповедовать, то скажи ему: «Ты, несчастный искатель Праведности, оплакивающий души грешников, достойных смерти, ты стал величайшим грешником, ибо открылась тебе Благая Вера, но ты отвернулся от нее».

Другие попытки обращения

Заратуштра взял воду для Хаомы, добытую им из реки Даити, когда он удостоился встречи с Амешаспандами, и побрел далее по Арийскому Простору, в надежде обратить в Благую Веру его обитателей.
Когда он уходил с места беседы с Амешаспандами, Ахура Мазда говорил ему: «Эта вода, которую ты принес, не для дэвопоклонников, не для почитателей дэвов и не для удовлетворителей блудниц. Она предназначается для праведных достойных людей. Они взбрызнуте ею на четырехлетнего черного быка, которого ты приведешь, истощенного. И выпив этой воды, бык выздоровеет».
Заратуштра направился к другому властителю в области Зранка, по имени Паиришьяти, прозываемому Таора («бык»). Увидев священника Заратуштру, Паиришьяти обрадовался и сказал: «О Заратуштра Спитама! Даруй мне эту воду для Хаомы, что ты принес!» Заратуштра сказал: «О Паиришьяти, восхвали Праведность и прокляни дэвов и возгласи исповедание Благой Веры Ахура Мазды среди нечестивых!» Паиришьяти принял проповедь Заратуштры в сердце, он вызвался восхвалить Праведность и проклясть дэвов. И Заратуштра даровал ему эту воду для Хаомы. Им был приведен занемогший черный четырехлетний бык, люди Паиришьяти побрызгали на него и он выздоровел. Однако Паиришьяти не решился провозгласить исповедание Благой Веры среди нечестивых кавиев и карапанов и тем самым открыто поддержать пророка. Он так и не стал последователем Заратуштры и пророк ушел от него ни с чем.
Был в Аирьянам Ваэджо богатый карапан по имени Ваэдвоиста. Заратуштра пришел к нему и сказал: «О Ваэдвоиста! Творец Ахура Мазда дружественен к тому человеку, кого я призываю к его Вере. Даруй Ахура Мазде сотню могучих юношей, сотню девушек и сотню четырехконных колесниц, и если ты даруешь их, то слава и изобилие будут твоими до скончания века, а если ты не даруешь их, то тебя постигнет злосчастье».
И карапан Ваэдвоиста прокричал ему в ответ: «Что мне толку в тебе и твоем Ахура Мазде! Я сам больший бог, чем какой-то Ахура Мазда, и у меня больше богатства, чем у Него: смотри, одних свиней у меня тысячи. Что мне может дать Ахура Мазда?»
Заратуштра ответил: «Ахура Мазда говорит мне, что эти стада принадлежат не тебе, а Ему, ибо Он их податель. И пользуясь ими, ты стал неблагодарным и высокомерным. Ты можешь процветать в земной жизни, но из-за своего высокомерия ты не достигнешь Наилучшего Бытия, тебя постигнет горе после трех дней после смерти и семеро светлых отстранятся от тебя и не станут тебе помогать».

Искушение Заратуштры Злым духом

Заратуштра вернулся к реке Вахви Даити и, сидя на ее берегу, размышлял о своих неудачах, одолеваемый сомнениями в успехе своей проповеди. Этим решил воспользоваться Ангра Маинью. Он вызвал дэвицу Буити, тайно умерщвляющую и прорычал: «О Буити, невидимая пагуба! Проковыляй и убей Праведного Заратуштру!» С северной стороны обрушилась Буити на Заратуштру. Но Заратуштра пропел победоносную молитву Ахуна Ваирья и громогласно провозласил Маздаяснийскую Веру. Устрашенная Буити отступилась и ринулась обратно к Злому духу, рыча: «О недальновидный Ангра Маинью! Невозможно причинить смерть Заратуштре, это не в наших силах!»
Тогда Злой дух вместе с множеством дэвов сам обрушился на Заратуштру. Но пророк благодаря силе предвидения узнал, что дэвы решили его погубить. Он стал поднимать огромные камни величиной с дом и метать их в Ангра Маинью и его дэвов, и благодаря поддержке Ахура Мазды эти камни стали в его руках страшным оружием против нечистого воинства.

«О злодетельный Ангра Маинью! – воскликнул он, – Я убью твои творения, я изгоню скверну из мира!»
Испуганный Злой дух прорычал: «Не убивай мои творения, о Заратуштра! Ты же сын Поурушаспы! Вспомни, как почитали меня твоя мать и твой отец! (Он имел в виду, что родители Заратуштры придерживались дэвопоклоннической религии карапанов). Отрекись от Благой Веры Маздаяснийской и ты обретешь от меня великий дар, какой обрел царь Вадагана Дахака (то есть страшный тиран прошлой эпохи)» Заратуштра Спитама отвечал: «Я не отрекусь от Благой веры Маздаяснийской ни ради тела, ни ради жизненной силы, ни даже если моя жизнь и сознание прервутся!» Заратуштра еще раз громко пропел молитву Ахуна Ваирья и все дэвы были поражены и взвыли от горя. И больше они никогда не являлись людям в человеческом теле, будучи загнанными Заратуштрой глубоко под землю.

Встречи Заратуштры с Амешаспандами

Эти встречи происходили н протяжении десяти лет: со времени первой Беседы с Ахура Маздой на берегу реки Даити Заратуштра встречался еще шесть раз с каждым из Амешаспандов.

Вторая его встреча была с Благим Помыслом (Воху Мано), покровителем живого мира вощле горы Хукарья. Вместе с Воху Мано на встречу с Заратуштрой явились пять представителей пяти видов благих животных: от водных животных была рыба арзува, от норных животных – белый горностай, от пернатых – птица каршипт, от вольно бегающих – заяц, показывающий диким животным путь к воде, от копытных, пасущихся на пастбищах – белый онагр. Всем пятерым было поручено своими голосами свидетельствовать о вере в животном мире. Заратуштра пообщеал, что со стороны его последователей к этим пяти видам животных будет исходить забота и охрана и они будут освобождены от преследования.
У вод Тоджана (Хараивы) Заратуштра имел третью встречу – с Аша Вахиштой. Аша Вахишта поведал Заратуштре о необходимости заботы об огне и о назначении всех видов огня.

Четвертая встреча состоялась в Миване с Хшатра Ваирьей, на которой Заратуштра познал свойства металлов и защитных средств, изготовляемых из них.

Пятая встреча Заратуштры состоялась у источника на горе Ашнвант, который впадает в реку Даити – с Спента Армаити. Спента Армаити поведала Заратуштре о порядке управления землей, о том, что каждое поселение должно быть поручено управляющему, каждый округ – судье, каждая область – атравану, а в каждой стране должен быть духовный владыка (рату), путеводительствующий истине, через которого поддерживается закон Ахура Мазды.

Шестая встреча – с Хаурватат – произошла у горы Ашнавант. Хаурватат поведала Заратуштре о назначении воды и о способах поддержания ее чистоты.

Седьмая встреча – с Амеретат – случилась на берегу реки Дреджьи, протоки Даити. На ней Заратуштра узнал о пользе растений и о лекарственных средствах, изготавливаемых из них.

Первые последователи и провал проповеди

На протяжении этих десяти лет Заратуштра неустанно проповедовал свою Веру в Арийском Просторе и наконец обрел первых последователей. Первым Благую Веру принял Маидьо-мангха, сын Арасти, двоюродный брат Заратуштры, тем самым подав пример всему человечеству. Это случилось в тростниковой роще.
Сохранились также имена других первых последователей Заратуштры, число которых было сначала незначительным. Это Асмо-хванват, Ашно-хванват, Гаваян, Паршат-гав Парата, Вохувасти Снаоя, Исват Вараза, Саэна Ахум-стут, у которого в дальнейшем было сто учеников, Переидияя, Усманара Паэшата, Воху-раочо Франья. Заратуштра, следуя завету Ахура Мазды о продолжении рода, взял в жены некую вдову, принявшую его веру («брак-чакар»). От нее он имел двоих сыновей: Исат-вастру и Урватат-нару. Когда она скончалась, он женился второй раз на одной девушке («брак-падшах»), родившей ему сына Хваре-читру и трех дочерей: Френи, Сриту и Поуручисту.
Однако большинство жителей Аирьянам Ваэджо относилось к пророку холодно, а иногда даже враждебно. Люди препятствовали его проповеди, насмехалсь над ним, отказывали ему в приюте в его странствиях, как поступил, например, некий мелкий кавий на мосту Зимы, прогнавший Зараутштру с порога, хотя он и его вьючные животный изнывали от усталости и холода.
Однажды ему пришлось столкнуться с прямой подлостью. В одном селении двое злодеев договорились опорочить Заратуштру в глазах жителей Арийского Простора. Один из них незаметно подбросил в одежду пророка человеческие кости. Когда Заратуштра вышел на возвышение и начал свою проповедь, второй громгласно перебил его и заявил селянам, что Заратуштра никакой не пророк, а оскверненный переносчик трупов. При этих словах его сообщник подошел к Заратуштре и порвал его одежду. На землю выпали кости.
Рассвирепевшая толпа накинулась на Заратуштру. Его связали и бросили в темницу, где он провел без еды и питья много дней и крайне обессилил. Наконец люди вывели его из заточения и с позором изгнали из родной страны.
Заратуштра в отчаянии обращался к Ахура Мазде: «Где найду я прибежище? Меня изгоняют из селений, областей и страны. Не благосклонны ко мне злые правители. Я слаб и немощен, у меня мало людей и мало скота. Как же, о Ахура Мазда, я буду исполнять твой замысел, как мне исполнять твою волю?»
Но Ахура Мазда поддержал своего пророка уверенностью в конечном торжестве Благой Веры на земле, сказав, что вскоре настанет время когда в веру Заратуштры обратятся все семь кишваров земли. Ахура Мазда сказал: «Наступит день, когда в мире будет очень мало людей, не привлеченных твоей проповедью, а конечное воплощение и Обновление бытия обратит всех, кроме самых заклятых злодеев, вроде Дахаки, но тогда их сила будет ничтожной».

Заратуштра покинул страну Арахш и отправился в Наотару – царство блистательного Кави Виштаспы, потомка героического рода Кавиев.

Глава 6. Обращение Виштаспы

Обращение Виштаспы

Покинув родную землю, Заратуштра оказался в царстве Виштаспы. Кави Виштаспа был великим властителем в той области, что позднее получила название Бахтри, его владения простирались от Сугда на севере до Хаэтуманта на юге.
Вступая в его страну, Заратуштра долго молился Ахура Мазде и всем язатам о помощи – а она ему была очень нужна, ведь он, изгнанник из своей земли, вознамерился обратить в Благую Веру самого царя Виштаспу.
Явившись в ставку к Виштаспе, он застал царя на ипподроме, где устраивались любимые развлечения арийской аристократии – гонки на колесницах. В присутствии множества вельмож, кавиев и карапанов Заратуштра прямо обратился к царю, поведал ему о величии и победоносности Творца обоих миров и призвал царя восхвалить праведность, проклясть дэвов и принять Благую Веру Маздаяснийскую.
Сначала царь не хотел слушать пророка, полагая, что перед ним очередной выскочка-краснобай, жаждавший царской щедрости.
«Если тебе нужны кони или еще что, – молвил он Заратуштре, – получи это и ступай».
Но Заратуштре не нужны были земные богатства, он отказался и продолжал настаивать на принятии Виштаспой Благой Веры. Кави Виштаспа стал прислушиваться к его словам. Царь был весьма мудр и сведущ в религии. Речи пророка показались ему не лишенными мудрости и он просил Заратуштру продолжить и рассказать о вере Ахура Мазды подробнее. Особенно по душе слова пророка пришлись Хутаосе – царственной супруге Виштаспа.

Однако при дворе Виштаспы в это время заправляли карапаны во главе с злобным Заякой. И прежде чем Кави Виштаспа успел бы в полной мере постигнуть суть слов Заратуштры, они вмешались в их беседу, принявшись убеждать царя в пагубности речей пророка, клевеща на него и злословя. Они обвинили Заратуштру в нечестии и царь, поддавшись их уговорам, приказал связать Заратуштру и бросить в заточение и даже Хутаоса не смогла его отговорить.

Связанный и брошенный в темницу, без еды и питья он лежал столько дней, что от голода лишился всяческих сил, у него отнялись ноги, пропал слух и зрение. Когда прошло достаточно времени, чтобы любой человек погиб от истощения, Кави Виштаспа приказал посмотреть, что случилось с осужденным преступником. Каково же было удивление слуг царя, когда они обнаружили, что Заратуштра еще жив. Его вынесли к царю, и здесь случилось другое чудо: обессиливший от голода и заточения Заратуштра встал на ноги, его тело вдруг обрело прежнюю бодрость, появился слух, глаза прозрели – такова была мощь хварна Заратуштры, таково было покровительство над ним всех язатов.
Пораженный Виштаспа понял, что перед ним не простой человек, но посланник небесных сил. Озлобленные карапаны вызвались опровергнуть это и вызвали Заратуштру на диспут. В присутствии царя и его вельмож они задали Заратуштре тридцать три враждебных вопроса, касающихся мироздания, но на все вопросы получили от Заратуштры исчерпывающий ответ. Заратуштра сам задал им три вопроса, но ни один из карапанов не был в состоянии ответить на них. Так он доказал свою мудрость и подтвердил истинность своего послания, а карапаны были посрамлены.
Но Виштаспа сокрушенно заметил: «Даже если я приму твою веру, о Заратуштра, это не спасет меня от посмертного наказания, о котором поведал мне ты, ибо на мне лежит грех убийства. За время своего царствования я провел три войны, в первой из которых было убито десять тысяч человек, а в двух последующих – по пять тысяч».
Заратуштра же ответил: «Нет на тебе, о Виштаспа, греха убийства, ведь эти войны ты вел для защиты мирных поселений, а убитые тобой были порождениями волков, злобными кочевниками, грабившими и опустошавшими страну».
Тогда, чтобы окончательно разрушить сомнения в сердце у Виштаспы, Ахура Мазда сказал Воху Мано, Аша Вахиште и Огню-Атару: «Спуститесь в обитель Виштаспы, владеющего множеством стад, чья слава простирается широко по всей земле, чтобы он убедился в истинности слов Заратуштры Спитамы и встал на защиту его веры».
И Амешаспанды Воху Мано, Аша Вахишта и Атар во всем блеске и сиянии явились в обители Виштаспы перед изумленным царем и испугавшимися вельможами.
Атар молвил присутствующим возвышенную речь: «Не бойтесь! Мы пришли сюда не как враги и не как грабители, о великий Кави Виштаспа! Мы – Благой Помысел, Истина Наилучшая и Огонь, увещеваем тебя, поступи мудро, ибо весь мир плотский жаждет принятия Благой Веры Маздаяснийской, истинно изрекаемой Заратуштрой Спитамой. Пропой молитву Ахуна Ваирья, восхвали Праведность, прокляни почитание дэвов. Ибо твоего обращения желает Творец Ахура Мазда, его желают все Амешаспанды и все язаты благодетельные и праведные. И если ты примешь Благую Веру Праведного Заратуштры Спитамы, мы даруем тебе долголетие, долгое правление, обилие всех благ и никогда не сотавим тебя без поддержки. Но если ты не примешь Благую Веру Праведного Заратуштры Спитамы, мы откажемся от поддержки тебе, и тебя настигнет скорый конец».
Но Виштаспа все еще колебался. Он осознал всю благодать, исходящую от Веры Заратуштры, но он опасался, что принятие им Благой Веры разозлит злодетельного Ареджатаспу, вождя грабительских хьяонов, став поводом для кровопролитной войны и опустошения его царства. Тогда Творец Ахура Мазда послал своего вестника Наирьо-сангху со словами: «О Наирьо-сангха, лети в обитель Виштаспы и скажи Аша Вахиште, чтобы он взял прекрасную чашу, наполнил ее хаомой и дал Кави Виштаспе».
И Аша Вахишта взял прекрасную чашу, наполнил ее хаомой и дал отпить Кави Виштаспе. Царь лег в постель и во сне увидел грядущее торжество Благой Маздаяснийской Веры и свою победу над врагами. Проснувшись он обратился к своей жене Хутаосе: «О Хутаоса! Ты ближе всех из нас приняла слова Заратуштры Спитамы, да будешь ты первой, кто будет их распространять в нашем царстве!»
И Виштаспа вышел к пророку, приказав позвать всех вельмож. Принародно он восхвалил Праведность и проклял дэвов, и провозгласил, что принимает веру Заратуштры Спитамы и объявляет себя ее покровителем во всем своем царстве. И тогда, как расказывается, во всем царстве заплясали от радости весь скот, тягловые животные и даже огни в очагах, ибо благодаря Благой Вере они обретали защиту и покровительство.

Вслед за Виштаспой Благую Веру приняли приближенные царя, и прежде всего его брат Заиривари. Заратуштра был объявлен главным священнослужителем и вероучителем страны. И вскоре в веру пророка стали обращаться все люди царства. Но и на этом Заратуштра не останавливался, он благодаря помощи Виштаспы посылал проповедников в соседние страны. И наступил день, когда последователей Заратуштры стало неперечесть. Множество наставлений изрекал мудрый Заратуштра всему народу: и знатным воинам, и простым общинникам. Он поведал им множество законов, ниспосланных Ахура Маздой. касающихся праведной жизни, и множество знаний и премудростей. Люди искренне любили его, ибо его сердце само было полно любви к людям. Особенно близки к нему были братья из знатного рода Хвогва – близкие приближенные Виштаспы Джамаспа и Фрашаоштра. Когда вторая супруга Заратуштры скончалась, Фрашаоштра отдал ему в жены свою дочь Хвови, а Джамаспа женился на младшей из дочерей Заратуштры – Поуручисте. На этой свадьбе присутствовал сам Кави Виштаспа.

Война с хьяонами

Аэшма, дэв Ярости и Насилия, видя, что ему больше нет места в царстве Виштаспы, поковылял в дикие степи, населенные хьяонами, к их кровожадному вождю Ареджатаспе. Придя к нему, он прорычал: «Кави Виштаспа принял веру Ахура Мазды и Заратуштры, отчего и тебе, и мне убыток. Двинь же свои полчища и уничтожь его царство!»
Тогда Ареджатаспа отправил к Виштаспе двух послов: колдуна Видрафши и преступника Намахвасту, которые передали царю послание Ареджатаспы: «Дошло до нас, что ты принял Благую Веру Маздаяснийскую. Если вы будете следовать этой странной вере, мы потерпим великий урон. Прошу тебя, оставь новую веру и прогони Заратуштру. В противном случае мы нападем на твое царство, опустошим его, а людей уведем в рабство».
Но Виштаспа отвечал, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не отступится от веры Заратуштры. Это означало объявление войны и стороны договорились встретиться на широком поле возле Белого леса.

Виштаспа приказал всем боеспособным мужчинам царства собираться в войско для отражения нападения Ареджатаспы и защиты Благой Веры. Через месяц огромное войско Виштаспы, возглавляемое отважными богатырями, среди которых выделялся Заиривари, брат царя, и Спентадата, царственный сын и наследник, встретилось с несметными полчищами кочевников-хьяонов. Произошла величайшая битва, в которой множество военноначальников Виштаспы было убито и преджде всего Заиривари, но его стяг был подхвачен его юным сыном Баствари и битва продолжилась. Маздаяснийцы благодаря помощи Ахура Мазды и молению Заратуштры сумели разметать врагов и почти никто из них не ушел с поля битвы живым. Спентадата захватил злобного Ареджатаспу в плен. Его изувечили, посадили на осла с отрубленным хвостом и отправили в хьяонскую степь со словами: «Убирайся прочь и всем передай, чтобы они не смели покушаться на царство маздаяснийцев и их веру».

Смерть Заратуштры

Заратуштра погиб на сорок седьмом году после принятия веры от Ахура Мазды в возрасте семидесяти семи лет. Брата Урвахш все эти годы по-прежнему лелеял мечту погубить пророка, пока наконец ему не удалось подобраться к нему. Злобный карапан, обряженный в волчью шкуру, проник в храм огня, где Заратуштра сосредоточенно молился, ведя беседу с Ахура Маздой. Злодей подошел к нему сзади и, вынув клинок, вонзил его в спину Заратуштры. Но сам он не успел насладиться величайшим злодеянием: тут же он упал сам и в судорогах испустил нечистую душу. Так закончил свою жизнь величайший из людей, когда-либо живших на земле.
Но злые силы просчитались, было уже поздно: Заратуштра успел поведать всю полноту своего откровения и мудрости людям, у него было множество верных последователей и продолжателей его дела по распространению Благой Веры в семи кешварах земли: и его сыновья, и его мудрые дочери Фени и Срити, и Ахаурва-стут, сын Маидьо-мангхи, и Вохунема, и Саэна, и множество-множество иных. Отныне Благая Вера утверждена на земле и никогда не прервется.

Да будем же и мы верными последователями Заратуштры Спитамы! Да будем мы хранить Благую Веру Маздаяснийскую и распространять ее среди людей!

Источник:
7-я книга Денкарда и Избранного Задспрама, а также некоторые персидские риваяты.
ЗОРОАСТРИЗМ
1. Происхождение Заратуштры
2. Рождение Заратуштры
3. Детство и юность Заратуштры
4. Принятие веры от Ахура Мазды
5. Первая проповедь
6. Обращение Виштаспы
Митра - Бог Света и Разума
Фраваши - Духи-Хранители человечества.
«Огненный поток Аредви»
Вечный огонь зороастризма
Рождество Коляды, Зевса, Митры...

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Зороостризм | Добавил: Николай (06.08.2019)
Просмотров: 1120 | Теги: Зороостризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru