Деревня Ивановское (Каринское сельское поселение) Александровского района
Деревня Ивановское (Ивановское-Ухтомских)
Ивановское — деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу реки Молокча в 19 км на юго-запад от центра поселения села Большое Каринское и 23 км на юго-запад от города Александрова. «Село Ивановское-Ухтомское, при реке Шорне, находится в Александровском уезде; отстоит от губернского города в 104 верст., а от своего уездного в 18 верст». [2]
Название селу «Ивановское» дано по церкви, главный престол в которой издревле был посвящен св. Иоанну Предтече.
С XVIII века село Ивановское стало называться Ивановским-Ухтомских, по имени помещиков Ухтомских, во владение которых оно перешло. Ранее Ивановское называлось Зубовым, потому что в окладных книгах 1677 года оно значилось в вотчине стольника Лукьяна Зубова да Ильи Пятова.
В XIX — начале XX века село входило в состав Ботовской волости Александровского уезда.
С 1929 года деревня входила в состав Лизуновского сельсовета Александровского района, в 1941-65 годах в составе Струнинского района.
Численность населения: в 1859 г. – 272 чел.; в 1905 г. – 269 чел. (42 двора); в 2010 г. - 19 чел.
ДПК "Ивановское" зарегистрирована 13 мая 2008 г. Председатель - Грошев Илья Александрович. Юридический адрес: деревня Ивановское.
ТСН "СНТ "Речная Долина" зарегистрирована 11 февраля 2005 г. Председатель товарищества - Печников Сергей Дмитриевич. Юридический адрес: деревня Ивановское.
ДПК "Малое Зазеркалье" зарегистрирована 28 января 2008 г. Председатель правления - Таборко Максим Александрович. Юридический адрес: деревня Ивановское.
ДТ "Лесной Городок" зарегистрирована 16 июля 2004 г. Председатель правления - Захаров Александр Валерьевич. Юридический адрес: деревня Ивановское.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь в Ивановском построена в первый раз в 1670 году; в 1677 году занесена в патриаршие окладная книги. По этих книгам при церкви значилось: в приходе 2 двора вотчинниковых, 10 крестьянских «молодчих». 5 бобыльских; сообразно с этим положено дани 6 алтын 3 деньги.
В 1699 году помещик Лукьян Зубов дал церкви земли 5 четей в поле, сена на 5 копен, поэтому дани было прибавлено 4 алтына с деньгою.
В 1701 году церковь была перестроена и освящена в тоже наименование.
В 1739 году эта церковь сгорела и на средства лейб-гвардии Измайловского полка подпоручика Федора Ильина Зубова построена новая. В 1781 году на средства помещиков подпоручика гвардии Петра Федоровича Зубова и князя Дмитрия Михайловича Ухтомского построен был каменный храм и освящен также в честь Иоанна Предтечи.
Около 1800 года на средства помещика Василия Дмитриевича Ухтомского к левой стороне храма пристроен придел и освящен в честь святого Николая Чудотворца.
В этом храме и погребены храмоздатели кн. Ухтомские. За правым клиросом в холодной церкви на стене прибита доска со следующей надписью: «княгини Ухтомской под сим сокрыто тело, которой в жизни дух и сердце пламенело храм в жертву Богу ceй усердно посвятить и добродетели последний знак явить; но строгая судьба сей почести лишила, супругу здание сие свершить судила». «Сия усопшая княгиня Ел. Алекс. родилась в 1733 году, скончалась в 1783 году, оставив супруга генерал-майора Владимирского наместничества вице-губернатора Д. Мих. Ухтомскаго». 1885 г. «К сей церкви принадлежат две деревянные часовни в деревнях: а) Площеве, устроенная, по древнему преданию, на месте бывшей церкви св. пророка Илии, и б) Охотине. В той и другой имеется по нескольку икон. Время построения часовен неизвестно. Кладбище находится на церковной земле, вне села. В состав прихода, кроме с. Ивановского-Ухтомских, в коем 23 двора, входят следующие селения: д. Жабрево, д. Площево, д. Охотино и д. Воскресенская; дер. Охотино отстоит от церкви в 6 верст. и составляет самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 549 м. и 646 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию; прихожане кроме земледелия знают и плотничное ремесло; в приходе есть и раскольники (3 м. и 30 ж.). Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Федор Беляев, который священствует с 1880 г. Земли при сей церкви: 1 д. под церковью и кладбищем, 2 д. усадебной, около 5 д. неудобной для пашни, на которых косится трава и 28 д. пахотной; сею землею причт владеет сам. Плана на землю не имеется, а в господском плане она означена отдельно; дела о земле не производится. Дома у причта собственные — деревянные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада и жалованья не получается, а получается им всего в год до 700 рублей». [2]
Посещение села Ивановского-Ухтомского Высокопреосвященнейшим Феогностом, 24-го июня 1891 года
24-го июня 1891 года Высокопреосвященнейший Феогност, обозревая епархию, в числе прочих селений Александровского уезда, посетил и село Ивановское-Ухтомское, пограничное с Богородским уездом Московской губернии. Высокопреосвященнейший Архипастырь прибыл в село в 4 ½ часа пополудни и был встречен еще за селом не только массой приходского народа, но и жителями соседних селений, пришедшими в Ивановское на местную ярмарку, так как 24-го июня ежегодно, по случаю храмового праздника, в селе бывает ярмарка. Встреченный местным священником во вратах церковной ограды, Владыка, направился в церковь, где по выслушании краткого, на сей случай положенного, молебствия, он взошел в св. алтарь Предтеческого храма для рассмотрения произнесенных священником поучений, церковных документов и ризницы. Обозревши в подробностях все находящееся в алтаре, Архипастырь не преминул воспользоваться днем храмового праздника для спасительного поучения. Он взошел на амвон и обратился к собравшемуся и до тесноты наполнявшему церковь народу с словом назидания о том, как нужно проводить воскресные и праздничные дни вообще и как вести себя в храмовые праздники. Речь Владыки Архипастыря была выслушана присутствующими с особенным вниманием и не остались бесплодной: это видно из того, что в нынешний праздник на улице не было никаких бесчиний и безобразий, и в домах не заметно было прежнего разгула. По окончании назидания Владыка направился осматривать храм, как холодный, так и теплый — придельный. Осматривая все подробно, он делал некоторые замечания, наприм. о починке пола в некоторых местах, о церковных решетках и проч. В алтаре теплого храма обратил внимание на библиотеку церковную, и особенно обратил внимание на некоторые капитальные книги, наприм. на сочинения св. Тихона Задонского, архимандрита Михаила и другие, более или менее ценные. Затем, когда местный благочинный заявил Владыке, что здесь собрались ученики Барановского училища, которые поставлены были около амвона, Владыка приступил к их испытанию по Закону Божию. Ответами учеников Владыка остался доволен, да и ученики были чрезвычайно обрадованы ласковым с ними обращением Высокопреосвященнейшего Владыки. Окончив испытание, Владыка еще более часа должен был уделить народу, желавшему получить от Архипастыря благословение; но так как в храме было очень тесно от постоянно прибывавшего с равных сторон народа и наполнявшего храм, то Владыка, вышедши из храма в церковную ограду, преподавал благословение Божие всем желающим получить оное от Архипастырской десницы. Преподавши благословение народу, милостивейший Архипастырь удостоил своим посещением дом местного священника, где пробыл 5 — 10 минут, расспрашивая о семействе и средствах жизни. Отсюда, сопровождаемый благожеланиями как священника, так и собравшегося народа, Архипастырь отправился в дальнейший путь по епархии. Посещение Владыки доставило большую радость православным прихожанам нашего села и произвело приятное впечатление даже на старообрядцев, которые при встрече Его Высокопреосвященства, как оказалось, были в храме. Упоминаю о старообрядцах потому, что в приходе Иваново-Ухтомском и в смежных с ним приходах есть не малое число их. Между прочим Владыка говорил о расколе и местному священнику, убеждая его принять посильные меры к обращению старообрядцев, и обещался в текущем же году прислать в нашу местность миссионера для собеседования с ними. Кстати замечу, что когда Высокопреосвященнейший Архипастырь проезжал в Ивановское, то путь его лежал через деревню Жабрево, зараженную наполовину расколом. Здесь местное население, с общего согласия, встретило Архипастыря, при въезде его в деревню, с хлебом и солью и поднесло ему большую просфору, вынутую о его здравии. Священник Ф. Беляев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1-го ноября 1891 года).
В церкви два престола: в xолодной в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в теплой в чет св. Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгам церковь снабжена достаточно. На свят. престоле с 1863 года медное вызолоченное одеяние; одно из напрестольных Евангелий обложено серебряными досками; пожертвовано оно храмоздателем. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1810 года. [1] Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от служб и требоисправлений до 550 руб.; б) процентов с причтового капитала 1 руб. 44 к.; в) от земли до 50 руб. и г) от хлебного сбора до 40 руб., а всего до 700 рублей в год. Дома у причта собственные на церковной земле. [1] Земли при церкви 36 дес. 2033 саж., из них 1 десят. 2033 саж. под церковью, кладбищем и огородами, 3 десят. под гуменниками и проселочными дорогами, 2 дес. покосной и 30 пахотной. [1]
Приход состоял из села Ивановского-Ухтомского и деревень: Жабрева (1 ½ вер. от церкви), Площева (3 вер. По переписным книгам 1678 года Жабрево и Площево значатся в вотчине Троице-Сергиева монастыря; в Жабреве тогда числилось 3 двора, а в Площеве 11. Площево пожаловано монастырю царем Борисом Федоровичем по князе Иване Глинском в 1595 году.) и Охотина (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 563 души муж. пола и 657 жен., из них отпадших от православия 28 душ муж. пола и 45 жен. и раскольников отписных 2 души муж. пола и 23 женского. [1] В деревне Площеве имелась деревянная часовня, устроена, по местному преданию, на месте храма в честь св. прор. Илии. Деревянная часовня была и в деревне Охотине; время ее построения неизвестно.
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Александровская епархия