В послереволюционное время в новой стране под названием СССР решено было взяться за тотальную ликвидацию неграмотности. Новые запросы советской власти требовали новых учебных заведений, а те, в свою очередь, новых учителей. В Александрове новое учебное заведение, готовящее учительский состав, появилось в 1921 году.
Усадьба текстильных магнатов Барановых располагалась в начале Конюшенной улицы - уникальный для области памятник промышленной архитектуры в стиле классицизма. Еще в 1740-х гг. в Александрове торговал холстиной Тихон Петрович Баранов. Дело его продолжили сыновья и внук Федор, которого интересовала не только торговля, а и текстильное производство. Еще до обустройства механической фабрики на берегу реки Серая (имени фабрика Калинина) Федор Николаевич устроил ручное производство платков и холстинки в своей усадьбе на Староконюшенной улице. Фабричная усадьба с оранжереями, парком и садом в первозданном виде не сохранилась.
В двух усадебных домах располагался учебный корпус и общежитие Александровского педагогического училища. Из паспорта здания техникума узнаем следующее: «педагогический техникум открыт в 1921 г. Адрес здания: Военная, 8. Год постройки 1870. Площадь 997 м. кв. Печное отопление. Общежитие для учащихся. Столовая на 160 человек, питание двухразовое».
Ул. Старо-Конюшенная, д. 8. Здание Александровского педагогического училища.
1924 г. «Александровский педтехникум — 4 года. Прием с познаниями, трех лет школы II-й ступени. Дает квалифицированного работника I-й ступени».
Техникум имел сельскохозяйственный уклон, ведь студентов готовили для сельских школ. В 1920-1930-е гг. на студентов техникума была возложена высокая общественно-политическая миссия: по заданию укома партии учащиеся выезжали в деревни для разъяснения политики партии, вели занятия по ликвидации неграмотности населения, устраивали пропагандистские вечера, диспуты, выпускали стенные и живые газеты.
«Юбилеи педтехникума. Александровский педтехникум на-днях справлял пятилетний юбилей со дня своего основания. Хоть путь и не велик, но много пришлось пережить педтехникуму за прошедшее время. Педтехникум начал свои работу при отсутствии помещений для общежития и занятий, без учебного оборудования. Потом era закрывали и вновь открывали. Затем собирались несколько раз «переселять» в город Киржач. И только недавно педтехникуму удалось выкарабкаться из этих тяжелых условий. Сейчас из полуразрушенных зданий созданы сносный учебный корпус и общежитие; из случайных лоскутков земли организовано садово-огородное хозяйство и учебный совхоз. Мало того, из остатков и устаревших учебных пособий сорганизованы и учебные кабинеты и лаборатории.
Развилось самоуправление учащихся. Активность последних сильно возросла Комсомольская ячейка охватывает 75 проц. учащихся» («Призыв», 4 янв. 1927).
Индустриально-педагогический техникум
24 октября 1929 года решением президиума облисполкома Ивановской промышленной области путем перевода техникума из г. Александрова было открыто Юрьев-Польское педагогическое училище. Освободившееся здание заняли окружные профорганизации, а затем Дом Союзов.
Потом в опустевшем помещении открыли «Политпросвет» - техникум для подготовки работников политпросвещения на заводах, фабриках, в селе. По-прежнему не хватало преподавателей. Через полтора года, в соответствии с требованиями времени, техникум переименовали в индустриально-педагогический. Реорганизация дала хорошие результаты: сознательные студенты (принимались сначала только взрослые рабочие, участники гражданской войны) упорно и быстро ликвидировали пробелы общего образования. Из них вышли хорошие учителя, администраторы. Затем стали принимать молодежь из средних школ. Вскоре индустриально-педагогический был преобразован в педагогический техникум, а еще через два года – в педагогическое училище (около 1938). Постепенно, год за годом работа в педучилище совершенствовалась: пополнялись учебные кабинеты, копилась материальная база, была создана библиотека на 18 тысяч томов, заработали разнообразные кружки, проводились литературные и музыкальные вечера, лекции, концерты и т.д. Заработал симфонический оркестр из 20 человек, возглавляемый преподавателем С.А. Коршунковым.
В 1941 году училище уступило свое здание и общежитие госпиталю…
На прежнее место училище вернулось только в 1946 году. При педучилище была создана базовая начальная школа для практики будущих преподавателей.
«Так хочется, хотя бы на один день вернуться в нашу неповторимую юность и увидеть себя такими, какими мы были в 50-е годы во время занятий в Александровском педучилище на Военной улице! Где бы после его окончания мы ни работали - в дальних кишлаках и аулах Туркмении и Казахстана, в Прибалтике, на Урале и Дальнем Востоке, у нас в Александрове и районе - мы всегда с огромной 45 любовью вспоминаем тот счастливый, хотя и нелегкий послевоенный период. Только через много лет мы осознали, какой щедрый подарок судьбы мы тогда получили. Нас учили и многому научили замечательные учителя. Олицетворяя собой лучшие гражданские качества, они привили нам уважение и любовь к стране, в которой живем, любовь к своей профессии учителя в сочетании с трудолюбием и личной ответственностью, нетерпимость к равнодушию, повышенное чувство долга, сострадание к слабым и уважение к старшему поколению.
С уважением мы вспоминаем бывшего директора педучилища Владимира Петровича Козулина - участника войны, преподавателя истории, доброго и отзывчивого человека, очень демократичного по отношению к учителям и к нам, студентам. Вспоминаем старейшин училища - Замятину Марию Алексеевну и Глазунову Прасковью Федоровну, работавших в педтехникуме со времени его открытия. Мария Алексеевна преподавала русский язык и литературу. Она никогда не позволяла себе возмущаться нашим незнанием, не показывала недовольства, и ее ироничную фразу из «Горе от ума» Грибоедова - «послушайте, что скажет вам княгиня Марья Алексеевна» - мы помним и сейчас. Мы замирали от восторга, когда она рассказывала о великих писателях то, чего не было в учебниках, или наизусть читала стихи. А какие удивительные, захватывающие истории о нашем крае поведала нам Прасковья Федоровна Глазунова! Она завораживала нас своей неповторимой речью, артистизмом, глубокими знаниями. Да и молодые тогда учителя Евгения Кузьминична Станникова, Нина Федоровна Алаева, Муза Карловна Тамм, Татьяна Алексеевна Моисеева были любимы нами за свою неотразимую элегантность, за глубокий профессионализм, безукоризненное знание предмета и непреходящее внимание к нам.
На фотографии 1944 г. в первом ряду 2-я справа П.Ф. Глазунова
Николай Михайлович Вилков, чьи картины до сих пор украшают наш Художественный музей, терпеливо учил нас рисованию и знакомил с искусством русских, советских и зарубежных художников. Учителя Василий Михайлович Широгоров, Сергей Алексеевич Коршунков, Маргарита Федоровна Преображенская, Маргарита Альбертовна Авапу (Рязанова) учили нас пению, игре на музыкальных инструментах, проводили музыкальные вечера, смотры и конкурсы. Это было прекрасно! Спортивными успехами педучилища, когда его спортсмены завоевывали кубки и призы на городских и областных соревнованиях, мы обязаны нашему учителю физкультуры, участнику ВОВ Николаю Кирилловичу Коробейникову. Субботники, шефские концерты по району, работа в колхозе весной, летом и осенью, участие в раскопках по поиску бесценной библиотеки Ивана Грозного - все это мы считали для себя важным и обязательным делом. Неслучайно группа наших выпускников (Людмила Сырых, Нина Горячева, Анна Кукина, Тамара Терентьева и другие) после окончания педучилища по комсомольскому призыву уехали на Дальний Восток - строить новый порт - Находку, а потом в первых новостройках работали учителями.
Старшим методистом Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» долгие годы работала Люся Цыганова (Людмила Александровна Плетнева), в студенческие годы - председатель профкома училища. Была честная и принципиальная, не на словах, а на деле помогала нуждающимся студентам. Мы уважали ее за справедливость, настойчивость, умение отстоять свое мнение.
Преподаватели и студентки педучилища, 1945 г.
Комсомол в училище возглавляла наша сокурсница, отличница учебы и спортсменка Настя Астахова. Ей посчастливилось быть делегатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г. Закончив МГУ, она работала директором специнтерната в Москве, позднее преподавателем истории и начальником заочного отделения Центральной школы тренеров РСФСР. С 80-х годов и до пенсии работала в Министерстве высшего образования СССР. Уважаемой и известной личностью стала выпускница училища Альбина Викторова (Морозова). За свой труд она, одна из нас всех, имеет высокую награду «Орден Ленина». Будучи на пенсии, возглавляет Совет ветеранов учителей нашего города. И если выпускники училища, в большинстве своем, состоялись как учителя, то обязаны этим нашим дорогим педагогам и нашему сплоченному студенческому коллективу» (Л. Маркова).
В 1955 году училище было переведено снова в г. Юрьев-Польский. Здание было снесено. На его месте построили типовую советскую школу (МБОУ СОШ № 4, ул. Военная д. 6). Но не стерта память о прежнем удивительном доме, где в течение десятилетий заботливо выращивались кадры самой необходимой, значимой и всегда великой профессии.