Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
06:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Учебные заведения уездного города Александрова

Учебные заведения уездного города Александрова

21 сентября 1806 года открыто училище в г. Александрове в обывательском доме. После водосвятного и благодарственного молебна, совершенного протопопом Симеоном Петровым, учителем училища диаконом Стефаном Андреевым дан был первый урок ученикам. В делах архива Владим. дух. Консист. имеются некоторые сведения об успехах этого училища. В конце 1810 года, после открытого испытания учеников училища, Владимирский Губернатор князь Иван Михайлович Долгоруков письмом просил Преосвященного Ксенофонта в поощрение трудов диакона Стефана Андреева дать ему сан священника. На письме этом Преосвященный написал: «диакону Андрееву, явившемуся ко мне в нынешнем месяце, объявлена от меня лично признательность к усердным по учительской должности трудам его, с предоставлением ему просить на имеющее открыться в городе Александрове, или округе выгодное поповское место».

Александровское городское училище

Александровское приходское училище, в городе Александрове, основано обществом в 1822 году.
В 1875 г. в Александрове преобразовано в 3-классное городское училище.
В 1884 г. «Помещение общественное, каменное, вместе с городской управой; по свету и теплоте удобное; квартиры учителям есть; классных комнат три: первая — длиной 4 саж., шириной 3 саж. 2 ар., вышиной 1 арш. 2 вер.; вторая — длиной 3 с. 2 ¼ арш., шириной 2 с. 1 арш., вышиной 1 саж. 1 арш.; третья — длиной 4 саж. 1 ¾ арш., шириной 2 саж. 2 1/8 арш., вышиной 1 саж. 1 арш. Учебных пособий достаточно — на 140 руб. 29 коп. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Ксенофонт Нарбеков, окончивший курс во Владимиpской духовной семинаpии, преподает с 1865 г., а в настоящем училище с 1876 г.; учителя: Гавриил Доброчаев, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1876 г.; Иван Докукин и Алексей Лебедев, окончившие курс в Киржачской учительской семинарии, преподают в настоящем училище — Докукин с 20-го сентября 1880 г., а Лебедев с 3-го сентября 1881 г. Попечитель потомств. почетный гражд. Иоасаф Иванович Баранов, пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 126 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 28 м. Окончило курс со свидетельствами 8 м. Вновь поступило 40 м. К 1-му января 1884 года состояло 130 м. Возраст: 7 — 8 л. 5, 8 — 9 л. 25, 9 — 10 л. 24,10 — 11 л. 35, 11 — 12 л. 28, 12 — 13 л. 7, 13 — и выше 6. Учащиеся все городские. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания: православного 128, еврейск. 2 м. По сословиям: личн. двор. 5, дух. 2, куп. 6, мещ. 86, крест. 31 м. Средства: от общества 1224 р. 25 к.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 144 р.; жалованье — законоучителю 180 р., учителям 870 р.; на книги и учебные пособия 30 руб. 25 к. Посещали классы исправно. Прием в августе; поступили 8 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 16. Учебный год с 20-го августа по 20-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 5 ½ час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 2, по Русскому языку 14, по Славянскому языку 2, по арифметике 5, по пению 1. Получили награды 4. Получившие свидетельства учились 3 года. Не окончившие курса учились до 2 лет. Обозревали училище — 1 раз директор и 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).

Женская гимназия

В 1845 году в городе было открыто училище для вольноприходящих детей женского пола.
В 1874 г. на базе пустовавшего фабричного здания была открыта женская прогимназия, позднее преобразованная в гимназию с восьмым педагогическим классом.
В гимназии учились, в основном, дети богатых родителей. Девочки изучали русский язык, математику, латынь, Закон Божий. Плата за обучение взималась в зависимости от достатка родителей. В 1889 году гимназии было отдано новое здание у реки, в котором сейчас находится медицинский колледж.



Здание женской гимназии. 1910-1915 гг.

1908 г. Женская гимназия. Начальница – Любовь Серг. Сергеева. Преподаватели: Ал-сей Иван. Ставровский, Борис Конст. Чачхиани, прот. Николай Иван. Флоринский, Павел Ефим. Сигов, Дм. Никол. Фелицын, Екатерина Яковл. Соловьева, Анастасия Андр. Котова, Нина Мих. Жукова, Елизавета Ал-ндр. Надеждина, Клавдия Иван. Богданова, Мария Ал-сеев. Цветаева, Юлия Яковл. Сергиевская, Василий Мих. Сафонов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1909 год)
Женская гимназия. Начальница — Любовь Серг. Сергеева. Председатель Педагогического Совета — надворн. сов. Алек. Иванов. Ставровский. Законоучитель — Протоиерей Ник. Иванов. Флоринский. Преподаватели: Екат. Яковл. Соловьева, Мария Пет. Сошникова, Нина Мих. Жукова, Анаст. Андреев. Котова, Елиз. Алекс-вна Надеждина, Клавдия Иванов. Богданова, Мария Алек. Цветаева, Юлия Яковл. Сергиевская, кол. секр. Димит. Ник. Фелицин, надворн. совет. Ал-ндр Иванов. Шерстенников, Ал-ндр Павл. Глазунов. Врач — Александр Павл. Легейда. Классные надзирательницы: Ольга Ростиславовна Надеждина, Ал-ндра Александ. Рябинина, Агриппина Христоф. Павлова, Ольга Павловна Моисеева и Ольга Борисовна Бельская. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1911 год)
Женская Гимназия. Начальница — Любовь Серг. Сергеева. Председатель Совета — надв. сов. Алексей Иван. Ставровский. Законоучители: свящ. Сергий Виноградов и свящ. Агафангел Холуйский. Преподаватели: Мария Петровна Сотникова, Екат. Яковл. Соловьева, Анаст. Андр. Котова, Елиз. Ал. Надеждина, Нина Мих. Жукова, Мария Петр. Доброхотова, Мария Алекс. Копылова, Ал. Иван. Шерстенников, Сергей Никол. Чумаков, Клавдия Иван. Богданова, Мария Ал. Цветаева, Мария Мих. Коммиссарова-Кузьмина. Врач — Ал. Павл. Легейда. Письмоводитель — Ал. Павл. Глазунов. Классные надзирательницы: Ольга Ростислав. Надеждина, Ал-ндра Ал-ндр. Рябинина, Агриппина Христоф. Павлова, Ольга Борис. Бельская и Ольга Павл. Моисеева. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год)
Женская гимназия. Начальница — Любовь Сергеевна Сергеева. Председатель педагогического совета — колл. асс. Ал-сей Иван. Ставровский. Преподаватели и преподавательницы: Е.А. Надеждина, Е.Я. Соловьева, Е.Н. Благовещенская, К.А. Давыдова, В.А. Копылова, М.И. Доброхотова, А.А. Ковровский, И.А. Беляев, С.Н. Чумаков, В.Н. Кохнова, М.М. Кузьмина, А.К. Снятиновская, К.И. Богданова, М.А. Цветаева, О.Р. Надеждина, А.А. Рябинина, А.X. Павлова, О.Н. Моисеева, Л.К. Тихомирова и Е.В. Головлева. Законоучитель — свящ. Сергей Ал-ндр. Виноградов. Врач — колл. сов. Павел Августов. Кегель. Письмоводитель — колл. peг. Александр Павлович Глазунов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)
В гимназии с 1916 по 1919 гг. училась Мария Павловна Прилежаева, русская и советская писательница (этот период ее жизни был описан в автобиографической повести "Зеленая ветка мая").
«- Станция Александров! Остановка пять минут. Поезд следует до Москвы. Александров... Катя думала, они едут в Москву, а ее привезли в Александров. Только улица, по названию Московская, длинно тянулась от вокзала из конца в конец города. Что за город! Что за город по сравнению с тем, в котором Катя жила раньше?
… По сторонам стояли в ряд деревянные одноэтажные домики. Заборы, заборы. Домик - дощатый забор. Домик - забор. Крылец не видно. Крыльца за воротами. Только деревянные кружевные узоры на карнизах и окнах веселили Московскую улицу. Правда, иногда среди простеньких домов-близнецов выделялся особняк - купчина, даже каменный, и по балкончикам, башенкам и всяким другим украшениям можно было понять, как он богат и доволен собой…» (отрывок из повести М. Прилежаевой «Зеленая ветка мая», 1975)
В 1918 году гимназия была преобразована в Первую Советскую школу II ступени. К школам второй ступени относились те, в которых обучались дети с пятого по девятый класс. Школ же второй ступени в городе изначально было всего две – обе бывшие гимназии – женская (белая школа у реки) и мужская (красная в центре города).
Школе второй ступени №2 в 1924 году было присвоено имя В.И.Ленина. Она была признана образцовой, и в нее перевели лучших учителей из школы №1.
В 1925 году в школе образовалась пионерская организация. При школе были кружки вышивания, стрельбы, юннатов.
В 1932 году было упразднено деление школ на ступени и введено десятилетнее образование. Школа для детей железнодорожников №1 в 1933 году получила новый номер (№8).
В 1933 г. шефы – железнодорожники добились, чтобы школы №1 и №8 поменялись зданиями. Школа №8 переехала в здание у реки (женская гимназия), а школа №1 на улицу Революции (здание мужской гимназии).
Сначала в школе №8 было пятнадцать классов, из них – четыре начальных, и занимались они тогда все вместе. Но чуть позже для малышей было построено отдельное здание, известное в городе под названием «Теремок».
Тридцатые годы были тяжелыми для школы, как, в прочем, и для всей страны. Не хватало бумаги, учебников, а потому грамотность учащихся оставалась низкой. Школьная библиотека была очень бедна, многие книги там были в единственном экземпляре. Но благодаря стараниям великолепных, тала нтливых педагогов (А.П. Грачевой, А. Ровновой, Е.И. Первушиной, С.А. Коршункова, А.А. Смирнова) школа продолжала развиваться.
В 1937 году весь Советский Союз, все народы необъятной Родины, наши друзья за рубежом отмечали 100-летнюю годовщину памяти А.С. Пушкина. Февраль 1937 года во всей Владимирской области был насыщен торжественными собраниями, выступлениями литераторов, активной литературной жизнью. Этот юбилей, траурный по своей сущности, тем не менее вылился в чествование выдающегося литературного гения России, признанного и по достоинству оцененного всем просвещённым миром.
Александровский район в феврале 1937 года был также отмечен литературными, пушкинскими переживаниями. Во всех клубах и библиотеках проходили торжественные собрания и вечера, праздники культуры. Центром чествования памяти Пушкина в городе стала средняя школа, в которой до 1917 года размещалась женская гимназия (Советская улица, 11), где в 1916—1919 годах училась будущая писательница М.П. Прилежаева.
Здесь школьники всех классов вместе со своими преподавателями собрались на торжественный вечер. С большим успехом прошёл Пушкинский костюмированный бал. Ребята проявили всевозможную изобретательность, изображая Царевну-Лебедь, Шамаханскую царицу, Татьяну Ларину, гусаров и даже самого Пушкина.
А между тем вовсю старались участники школьного литературного кружка. Они писали и рисовали свою очередную газету: “Литературное слово”, выпуск № 5, посвящённую Пушкинскому юбилею.
Литературный Пушкинский праздник надолго остался в памяти тех, кто проходил школьный путь в том знаменательном феврале.
Большое внимание в школе уделялось эстетическому воспитанию, особенно при директоре Алексее Васильевиче Данилове. С благодарностью вспоминается Станислав Иосифович Дембинский, который работал в школе в 1934-1939 годах, а затем уехал в Москву, где преподавал сначала в школе, потом, став профессором, в пединституте и с 1967 года возглавлял одну из кафедр художественно-графического факультета. Автор учебника С.И. Дембинский.
Еще одна выдающаяся личность, когда-то работавшая в школе – Андрей Алексеевич Карпов, знаменитый лыжник, пятикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта. Он был пятым, получившим это звание в апреле 1941 года.
В 1939 году во время финской войны в здании школы был размещен госпиталь под руководством врача К.Ф. Лаптева. Учащиеся были переведены в здание клуба фабрики «Искождеталь». В 1941 году вместо ушедшего на фронт А.В. Данилова директором школы стала учитель биологии Антонина Александровна Шишкина, завучем – учитель русского языка Ольга Васильевна Савенкова.
Начальная школа на Царевой горе и средняя школа №1 были обустроены под госпитали. Детей отправили в бывшую торговую школу, потом некоторое время учились в клубе «Искож», пока его тоже не заняли под госпиталь. Анатолий Шляев как-то вспоминал, как их гоняли с места на место по разным зданиям вместе с партами. Школе и в школе было тяжело, особенно в первую военную зиму. В классе на обед давали одну буханку черного хлеба на 40 человек. Уроки были короткими - начинались в 7.30 и были по 35 минут. Дети болели от холода и недоедания.
Вместе с войной как-то резко у многих оборвалось и беззаботное детство. С 13-14 лет дети бросали школу и шли работать на фабрику. Там платили зарплату, хотя и не больше 60-70 рублей.
В свободное от уроков время школьники дежурили в госпитале. В 1941-1942 годах ученики и учителя принимали участие в строительстве противотанковых укреплений в селе Рюминское. клуб фабрики «Искождеталь». Летних отпусков учителей не было, они работали вместе с учениками на колхозных полях.
В 1941 году многие выпускники ушли на фронт. Вернулись далеко не все… Николай Семенов, Николай Иванов, Виктор Крутиков прошли всю войну и возвратились в родной город.
В 1941 году вместо ушедшего на фронт А.В. Данилова директором школы стала учитель биологии Антонина Александровна Шишкина, завучем – учитель русского языка Ольга Васильевна Савенкова.
«Послевоенные годы. Я учусь в средней школе №1. Полуголодные, плохо одетые. Дефицитом были и все учебные принадлежности. Но радость от встречи с учителем поглощала все невзгоды. В полувоенной форме – черном кителе, галифе, до блеска начищенных сапогах, точно по звонку в класс входил мужчина - черноволосый, среднего роста, с внимательными глазами, измеряющими всю твою душу.
Он четко формулировал тему, чем и как будем заниматься. Казалось, он знает все на свете. Рассказывал он так увлеченно и интересно, что я не сводила с него глаз. И не припомню случая, чтобы он делал замечания – все были включены в систему урока.
В каждом ученике он уважал человека. Мы знали, что он в любую минуту придет на помощь, подскажет. Поправит. Хотелось знать его предмет, в первую очередь, в порядке благодарности за его ежедневные усилия – помочь нам поверить в свои силы, каждому раскрыть свои способности на благо людей.
Я росла без отца, и на меня от Григория веяло неким отцовским обаянием. Десятки лет живет во мне образ русского учителя-классика, всю жизнь являющегося для меня надежным ориентиром» (Валентина Комарова).


Георгий Иванович Чернов - учитель истории, ушел на фронт в числе первых, воевал 4 года, участвовал в войне против японцев на Дальнем Востоке. Демобилизован в 1946 году. Фото из архива Е. Станниковой

«В школу я пошла в год окончания войны. Школа наша располагалась в деревянном двухэтажном «теремке», здании с высокими окнами в резных наличниках, с резьбой по фасаду. На первом этаже был большой зал, в который выходили двери классов. Посредине зала стояли два деревянных столба, подпиравших потолок. Столбы эти были отполированы до блеска за долгие годы руками нескольких поколений ребятишек. Как сейчас помню тепло этих столбов, и даже длинные вертикальные трещины в них, куда почему-то всегда очень хотелось засунуть пальцы.
На второй этаж вела длинная скрипучая лестница в два пролета. Там размещались третьи и четвертые классы, а также учительская. Под лестницей была каморка, где жила сторожиха тетя Феня, которой в обязанность было вменено давать звонок на урок. Она ходила по школе и громко звонила в бронзовый колокольчик, созывая нас в класс. Пока мы постигали в классах азы учения, в зале проходили уроки физкультуры, и мы, отвлекаясь от доски или тетради, с удовольствием представляли, как ребята из другого класса бегают, прыгают, перетягивают канат».
«- После окончания войны из детского сада я пошла в школу. Здание нашей начальной школы на улице Революции было деревянное, и мы называли его «теремок». Оно действительно походило на затейливый терем.
Помню первую учительницу - Марию Абрамовну Белологову. Она - молодая, с длинной косой, казалась очень красивой. И мы ее все обожали.
При школе был приусадебный участок с грядками. Иногда там проходили уроки. Еще нам очень нравились уроки пения.
В младших классах, учитывая трудное послевоенное время, нас подкармливали: давали чай и что-то поесть. В перемены и после уроков мы играли - в прятки, салки, лапту.
А вот уколов я боялась, но прививки тогда были обязательными. И все же многие ученики иногда подхватывали какую-нибудь инфекцию, ведь мы росли на скудном питании, и наши организмы были слабыми. В первых классах некоторые одноклассники переболели корью.
Во взрослой жизни тоже приходилось нелегко. У меня инвалидность с 50 лет. Но я не жалуюсь. Радуюсь за дочь, внуков, 3 правнучек» (Тамара Шорина).


Здание начальной школы - «теремок». Фото Н. Ефремовой.

Житель Александрова Виктор Никитович Астафьев на страницах газеты «Уездный город А» (2008, №46) поделился своими воспоминаниями о том, каким ему запомнился «теремок» - школа, где он начал обучение в 1955 году.
Своих учителей он помнил очень хорошо. С первого по третий классы его обучала Агрипина Петровна Грачева, заслуженный учитель страны. А в четвертом классе ее сменила Анастасия Михайловна Ксенофонтова. В здании жил завхоз. Была приходящая буфетчица, которая в корзинке приносила пирожки и конфеты. Некоторое время детей кормили обедами, видимо, по инициативе родителей. Во дворике школы учащиеся делали зарядку. Улица перед зданием была мощенная аккуратно уложенными булыжниками Деревянная школа казалась ему очень уютной. Дерево со временем приобрело коричневый оттенок. Говорили, что каким-то образом этот дом связан с железной дорогой. Одна из версий - что когда-то в нем находилось управление железной дороги. Вторая - что это здание вокзала, до которого железную дорогу так и не подвели. После окончания начальных классов все ученики переходили из «теремка» в основное здание школы. Заниматься там Виктору Никитовичу очень нравилось. В нем теперь располагается Центр детского творчества. А вот на месте «Теремка находится торговый центр «Зов» (В. Астафьев. Воспоминания записал журналист Эдуард Егоров).


Здание начальной школы - это дом, привезенный из с. Волохова.

«Шел 1950-й год. В школе №1 (дореволюционной женской гимназии) учеба начиналась с пятого класса. У нас тогда были уроки труда в мастерской, расположенной на берегу р. Серой. Там вместе с мальчиками и девочки осваивали слесарное дело, мастерили гвозди. Рядом находился школьный стадион, где устраивали различные соревнования. По окончании начальной школы мне поручили выступить по местному радио, рассказать о наших успехах. Радиоузел располагался в центре города - за торговыми рядами на площади. Передачи вела редактор Галина Карпова, очень красивая женщина, всегда одевавшаяся модно. Я ею любовалась. Выступающим по радио предоставлялся прямой эфир - никакой записывающей аппаратуры в радиоузле не имелось, потому и случались разные непоправимые ошибки. Мою фамилию с чьей-то спутали и объявили как Малову. Я очень огорчилась, но от растерянности не сообразила внести поправку. Возможно, кто-то узнал меня по голосу. В школе мы выпускали стенгазету, там нередко помещали и мои заметки.
Во всех школах ребятам давали задание по сбору макулатуры и металлолома. Мы сдавали в основном старые газеты. Это происходило, кажется, раз в четверть. При сдаче вели учет - кто сколько принес. Лучший класс отмечали. Подруга рассказывала, что как-то в школу ребята притащили рельс с железной дороги. Он был очень тяжелый, еле донесли. И каково же было общее огорчение, когда его не приняли. Пришлось эту находку вернуть с извинениями перед администрацией.
Конечно, основное время мы посвящали урокам. Более успевавшие обязательно помогали тем, кто получал двойки. Я занималась с отстающими у нас дома. Очень усердствовала, заставляла сидеть за учебником, пока домашнее задание не было приготовлено.
В школе мы устраивали, как теперь говорят, «перекусы». Что-то приносили из дома. Помню, у многих были яблоки. Мне иногда давали из дома котлетки. А в школьном буфете мы покупали пирожки с капустой. Они стоили копейки. После уроков сразу шли обедать домой. У нас бабушка варила суп, который называли беленький, потому что заправляли его молоком или сметаной. Еще был суп с грибами и картофелем. У моей подруги на обед готовили кислые щи с бараниной. Если ее отец приносил из лесу грибы, тогда получался традиционный грибной суп» (Л. Милованова).
В старших классах (примерно, в 1952 году), в школах ввели форму. Хотя до этого школьники не ощущали в одежде особого неравенства, исходящего от материального положения, но форма еще более его сгладила. Платья для занятий в школе были коричневого или синего цвета. От девочек зависело только подобрать белый воротничок и по желанию украсить его вышивкой. Через несколько лет в магазинах начали появляться готовые воротнички. На праздники и торжественные мероприятия полагалось приходить в той же форме, только с белым передником. Повседневный был черного цвета. У некоторых девочек имелись более нарядные фартуки - с большими проймами. Еще украшением к школьной форме были банты в косах из атласных лент, большей частью - белые, коричневые или - реже - черные. Такие ленты поступали в магазины в рулонах, и при покупке требовалось отмерить необходимую длину. Ленты ввязывали в косы ближе к их концу и там завязывали банты. Можно было приспособить банты в верхней части прически. Существовал еще один способ использования лент - присборить их с одного края по всей длине ленты и, стягивая нитку сборки, формировать «розетки». Родителям было не так-то легко найти средства на покупку формы.
В 1959-1962 годах школа была преобразована в школу №5 с производственным обучением. Ребята учились 4 дня в неделю, а 2 дня работали на производстве.
В 1962 году состоялся первый выпуск из одиннадцатого класса школы №5. А с 1966 года некоторые предметы в школе стали преподаваться на английском языке.
Школа №1 не меняла своего номера вплоть до 1985 г. А школа №8 носила название «Средняя образовательная школа №8 станции Александров Ярославской железной дороги», так как с 1932-1933 учебного года школы I и II ступени ликвидируются, они стали называться начальными и средними. Был введен 10 класс. Школа часто меняла номера №54, № 115. Приказом Владимирского областного отдела народного образования за №64 от 23 мая 1966 г. школа была преобразована в среднюю политехническую школу № 5 с преподаванием ряда предметов на английском языке, и вплоть до 1985 г. оставалась №5.
В 1985 году было построено новое здание школы, в котором объединились коллективы учителей и учеников школ №1 и №5.
Нелли Алексеевна Герасимова, завуч МОУ СОШ № 1 на момент ее открытия:
— Действительно, два абсолютно разных коллектива слились в один. Это не могло не вызывать опасения, в обеих школах были свои традиции и обычаи, своя история. Мы, конечно, с нетерпением ждали переезда в новое здание, но понимали, что изначально нам будет нелегко. Судите сами, столько классов в параллелях, столько новых друг для друга учеников. И каждый к тому времени уже успел полюбить то место, где он учился раньше, гордился прошлым своей школы и считал ее самой лучшей. Наверное, проще всего было первоклассникам. Им еще не с чем было прощаться. Ну, а нам помогло то, что мы всем миром принимали участие в строительстве нового здания. Ребята успели перезнакомиться на субботниках, когда вместе убирали строительный мусор, расчищали территорию, клали каждый свой кирпич. Они научились вместе работать и мечтать о новой жизни. Нам, учителям, оставалось только поддерживать их.
Два специально оборудованных спортивных зала, бассейн, светлые кабинеты, длинные коридоры, огромная столовая, футбольное поле, спортивная площадка — вот что получили ученики взамен старых, стоящих еще с начала 19-го века зданий. Наверное, чтобы понять, какими счастливыми были учителя и школьники, нужно переместиться в прошлое, хотя даже сейчас можно представить ту радость, которую они испытывали.

Мужская гимназия

В 1908 г., в построенном на Сенной площади здании, была открыта мужская гимназия (ныне в здании размещается Центр детского творчества).


Здание мужской гимназии

Дом детства и юношества «Планета Детства». Музей истории народного образования имени Л.Д. Коссович. Улица Ленина, д. 24

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "АЛЕКСАНДРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДАР" (МБУДО "АРЦДО "ДАР") зарегистрирована 8 сентября 2015 г. Директор - Маликова Ирина Анатольевна.


«С отчетом Александровской Гор. Управы по постройке мужской гимназии.
Представляя при сем копию доклада Городской Управы Городской Думе 31 августа 1910 года с представлением краткого отчета по постройке здания мужской гимназии, Городская Управа просит доложить очередному Земскому Собранию, что в виду преобразования городской мужской гимназии в казенную гимназию и в виду окончания постройки здания гимназии, Попечительный Совет прекратил свою деятельность и упразднен с 31-го августа 1910 года.
Александровской Городской Думе
Александровской Городской Управы
ДОКЛАД
с представлением краткого отчета по постройке здания мужской гимназии.
В виду того, что настоящее (31-го августа) Собрание Городской Думы может быть последним в настоящем составе гласных, Городская Управа полагает необходимым дать хотя бы приблизительный отчет по постройке здания мужской гимназии.
Работы в здании гимназии еще не совсем закончены, расчеты по работам еще не все произведены, но все же почти с точностью можно определить, сколько будет стоить здание. К 26-му августа по постройке здания было уплачено 49655 руб. 82 коп.; остается уплатить по счетам: бр. Щенниковым 87 руб. 80 коп., Зубову 33 руб., Серову за пол 30 руб., Ефимову за перегородки 30 руб., Григорьеву за окраску стен и полов 350 руб., н-м Растворовым 3 руб. 90 коп., поденьщикам 50 руб., непредвиденных мелочных расходов 50 руб., за изоляцию и штукатурку труб 50 руб., за натирку полов 10 руб., Барановым за кирпич 863 руб. 80 коп., В.С. Семенову 23 руб. 95 коп., Слоистову за поручни и тамбур 85 руб., бр. Кертигн 3250 руб., Сий и Лоок 151 руб. 74 коп., сторожу и десятнику 60 руб., расходов по освящению здания 260 руб., а всего долга — 5389 руб. 19 коп.
Таким образом все здание будет стоить 55045 руб. 1 коп.
По смете, составленной для постройки гимназии, стоимость здания определялась в сумме 54557 руб. 68 коп, но вследствие некоторых требовании губернского правления, а главным образом вследствие встретившихся необходимых работ, совсем непредусмотренных сметой, пришлось произвести следующие расходы: подвальные помещения для швейцаров, истопника, для вентиляции с нагретым воздухом—3236 руб., асфальтовый тротуар—598 руб., мостовая 454 руб., брандмауэры—450 р., колодезь - 300 р.. насос с водопроводными (вне здания) трубами—300 р., другая лестница в подвальное помещение — 100 р.. крыльцо в подвальное помещение - 75 р., ход на чердак - 150 р., а всего сделано работ, не предусмотренных сметой, на сумму—5663 р. И вышеозначенные работы произведены за счет экономии от сметного назначения в сумме 5175 руб. 67 копеек.
На приходе по постройке здания и содержанию гимназии со дня открытия гимназии по 26-е августа было записано—60457 руб. 95 коп.; содержание гимназии стоило 7213 р. 07 к.; 950 руб., выданных на оборудование гимназии и содержание ее с 1-го июля с г. по 26-е августа, каковые деньги подлежат возврату из казны, так как гимназия стала уже казенной.
Таким образом в распоряжении попечительного Совета для постройки здания по 26-е августа было 54194 руб. 88 к. Выключив из этой суммы стоимость здания 55045 р. 1 коп., город получит остаток около 4151 руб. 87 к. В эту сумму вошли и 2000 р. земских субсидий, полученных городской управой за второе полугодие 1910 года. Возможно, хотя это и спорный вопрос, городу придется эти 2000 р. уплатить в казну. Тогда остаток будет в сумме 2151 р. 87 к.
Попечительный совет гимназии, коему был предложен вопрос—на какой предмет назначить имеющийся остаток, высказал мнение, что, так как остаток образовался вследствие жертв от частных лиц на постройку среднего учебного заведения, то за выполнением намеченной цели употребить остаток на строительство для целей просвещения, а именно; на постройку здания женской школы, а если получится достаточная от казны субсидия для постройки женской школы, то употребить 1000 р. на постройку нового здания городского училища.
Докладывая об изложенном, Городская Управа имеет честь присовокупить, что полный отчет Попечительный Совет гимназии представит Городской Думе, субсидирующим учреждениям и лицам, принимавшим участие в материальной помощи, по окончании всех расчетов, связанных с постройкой или содержанием гимназии.
1910 года 31-го августа Александровской Городской Думой ПОСТАНОВЛЕНО: доклад принять к сведению, а в отношении употребления остатков от постройки здания гимназии согласиться с Попечительным Советом».
Мужская гимназия. Директор — стат. сов. Александр Иван. Успенский. Законоучитель — свящ. о. Серг. Виноградов. Учитель русск. языка и истории — неим. чина Серг. Сергев. Погодин. Преподаватель математики — вакансия. Преподаватель естествоведения и географии — вакансия. Учитель чистописания и рисования — неим. чина Вас. Гаврил. Пантелеев. Учитель гимнастики — поручик Ал-ндр Никол. Ободовский. Помощник классного наставника — неим. чина Владим. Васил. Соловьев. Учительницы: французск. языка — Нина Мих. Жукова; немецкого языка — Екатер. Яковл. Соловьева. Письмоводитель — неим. чина Влад. Васил. Соловьев. Врач — кол. совет. Павел Августович Кегель. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1911 год)
Мужская Гимназия. Директор —действ. стат. сов. Ал. Иван. Успенский. Законоучитель — прот. Николай Флоринский. Преподаватели: неим. чина Василий Никол. Тихомиров, неим. чина Сергей Сергеев. Погодин, неим. чина Василий Ксеноф. Лепорский, Екат. Яковл. Соловьева, Нина Михаил. Жукова, неим. чина Василий Гаврил. Пантелеев. Врач — колл. сов. Павел Август. Кегель. Помощ. клас. настав. — неим. чина Яков Дмитр. Громов. Учитель гимнастики — подполк. Сергей Мих. Сперанский. Письмоводитель — неим. чина Ал. Павл. Глазунов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год)
Мужская гимназия. Директор — дейст. стат. сов. Алексей Ивавов. Успенский. Законоучитель — свящ. Алексей Рождественский. И. об. Инспектора — надв. сов. Василий Федор. Чистяков. Преподаватели: неим. чина Василий Никол. Тихомиров, Василий Ксеноф. Лепорский, Сергей Серг. Погодин, Михаил Никол. Лихачев, Василий Григ. Троицкий, Андрей Андр. Егоров, Иван Ал-сеев. Беляев, Ал-ндр Васил. Воздвиженский, Ф.Ф. Лавровский, помощ. классного наставника — неим. чина Яков Дмитр. Громов. Учительницы: Мария Дмитриевна Дуброва, Екатерина Яковлевна Соловьева, Лидия Никол. Носова. Письмоводитель — колл. peг. Ал-ндр Павл. Глазунов. Врач — колл. сов. Павел Августович Кегель. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)
В 1918 году гимназия была преобразована во Вторую Советскую школу II ступени.
В 1932 году было упразднено деление школ на ступени и введено десятилетнее образование.

***

В начале XX века в Александрове существовали:
- Городское женское училище с 1911 года. Учит. — Зин. Пав. Чернобровцева. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год)
Городское 2-х классное женское училище. Законоучитель — диакон Ал. Ал-ндр. Покровский. Учительница—заведующая — Сераф. Никол. Корчагина. Учительницы: Зинаида Павл. Чернобровцева и Елиз. Васил. Вагина. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год)
- Железнодорожное училище при cт. Александров. Заведующая — двор. Мария Иванов. Любомирова. Учит.: Ираида Серг. Зубарева, Мария Вас. Вагина, Мария Влад. Сотскова и Анна Мих. Лифанова. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год)
- Александровская торговая школа. Инспектор — надв. сов. Платон Ал-ндров. Белокуров. Законоучитель — свящ. Иоанн Лебедев. Преподаватели: неим. чина Н.М. Тихонравов, Л.Н. Носов и М.В. Лавровская. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)

Александровское городское 4-х-классное училище. Инспектор – надв. Сов. Дм. Никол. Забелин. Законоучитель – свящ. Ив. Федор. Введенский. Преподаватели: колл. секр. Дм. Никол. Фелицин, надв. сов. Павел Евфим. Сигов, неим. чина Ал-ндр Ал-ндров. Смирнов, неим. чина Никол. Мих. Тихонравов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1909 год)
Александровское Городское 4-х-классное училище. Инспектор – надвор. сов. Иван Федоров. Введенский. Преподаватели: кол. секр. Дмитр. Ник. Фелицин, надворн. сов. А. Ив. Шерстенников, неим. чина Ал-ндр Ал-ндр. Смирнов, неим. чина Николай Михайл. Тихонравов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1911 год)
Городское 4-х классное училище. Инспек. — надв. сов. Ив. Константин. Наумов, Законоуч. - священ. Ив. Фед. Введенскій. Преподават. — кол. секр. Дмит. Ник. Фелицин, надв. сов. Ал-ндр. Ив. Шерстенников, неим. чина Алек. Ал-ндр. Смирнов, неим. чина Ник. Мих. Тихонравов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год)
Городское 4-х классное училище. Инспектор — надв. сов. Иван Конст. Наумов. Законоучитель свящ. Иван Федор. Введенский. Преподаватели: колл. секр. Дмитрий Никол. Фелицин, надв. сов. Ал-ндр Иван. Шерстенников, неим. чина Ал-ндр Ал-ндр. Смирнов, неим. чина Никол. Мих. Тихонравов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год)
Высшее начальное училище. Инспектор — надв. сов. Иван Констан. Наумов. Законоучитель — свящ. Иоанн Федор. Введенский. Попечитель училища — инжен.-техн. Василий Петр. Фаворский. Преподаватели: надв. сов. Ал-ндр Иван. Шерстенников, неим. чина Александр Ал-ндр. Смирнов, А.В. Соболев и колл. секр. Дмитрий Николаевич Фелицын. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)

Городское приходское училище. Заведующ. — кол. peг. Гавр. Вас. Доброчаев. Учит.: губ. сек. Ал-сей Анд. Лебедев, кол. peг. Ал-ндр. Ник. Лисицин и неим. чина Ал-ндр. Пав. Глазунов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год)
Городское приходское училище. Заведующий — губ. секр. Гавр. Васил. Доброчаев. Учителя: губ. секр. Ал-сей Андр. Лебедев, колл. peг. Ал-ндр Никол. Лисицын и неим. чина Ал-ндр Павл. Глазунов. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1913 год)
Александровское городское приходское училище. Заведующая — Серафима Никол. Корчагина. Учительницы: Зинаида Павл. Белокурова, Елизавета Васил. Вагина, Анна Георг. Кирьянова и Клавдия Ал-сеевна Тихонравова. Законоучитель — диакон Алексей Александрович Покровский. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)

Уездный училищный совет. Председатель — инспектор народных училищ колл. сов. Василий Дмитр. Попов. Члены: стат. сов. Дмитрий Владим. Головин, колл. сов. Павел Александрович Красюк. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)

В 1902 году открыта Обществом хоругвеносцев в Александрове учебная мастерская (Ремесленная школа). В 1913 году в ней обучалось 35 мальчиков, из них – крестьян – 33 и мещан – 2.
Училище Александровского Общества хоругвеносцев. Законоучит. — священ. Ив. Анд. Соколов. Учительн.: Ал-ндра Ив. Соколова, Клав. Петров. Первушина, Ларисса Иосифовна Костина, Ан. Мих. Петр. и Ал-ндра Иванов. Хахалина. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1912 год)
Церковно-приходская школа Общества Хоругвеносцев. Законоучитель — свящ. Федор Алексеев. Преображенский и диакон Харламов. Учительницы: Лариса Иосиф. Костина, Александра Иван. Соколова, Анна Михайловна Петрова и Клавдия Петровна Первушина. (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год)

Путешествие учителей, учительниц и учеников церковно-приходских школ из гор. Александрова — до Петербурга в 1909 году.

В 1911 г. в Александрове В.В. Зубовым открываются воскресные общедоступные музыкальные курсы.

В 1921 г. открыт Александровский педагогический техникум.

Отдел народного образования Александровского районного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, г. Александров Александровского района Владимирской области

В связи с проведением реформы административно-территориального деления РСФСР 10 июня 1929 г. образован Александровский район в составе Александровского округа Ивановской промышленной области. Соответственно новым административно-территориальным единицам перестраивалась и система местных органов управления и руководства народным просвещением. Вместо губернских и уездных отделов народного образования учреждались краевые (областные), окружные и районные отделы народного образования в составе исполнительных комитетов соответствующих Советов.
Отдел народного образования исполнительного комитета Александровского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (с 5 декабря 1936 г. Совета депутатов трудящихся) образован в июне 1929 г.
РАЙОНО функционировал по принципу двойного подчинения. Являясь отделом исполкома районного Совета, он в то же время подчинялся вышестоящему органу управления в области народного образования: с момента организации - Александровскому окружному отделу народного образования, с 20 августа 1930 г. - Ивановскому областному отделу народного образования (облоно), с 14 августа 1944 г. - Владимирскому облоно.
Согласно Положению о районном отделе народного образования, утвержденному на заседании президиума Ивановского облисполкома 27 августа 1929 г., на отдел возлагались следующие функции:
- наблюдение за административно-хозяйственным, организационным и педагогическим состоянием работы просветительных учреждений района;
- снабжение школ учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями, наблюдение за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений и принятие мер по ремонту существующих и строительству новых школьных зданий;
- организация работы по повышению квалификации работников просвещения;
- руководство политико-просветительной работой в районе, в т.ч. по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения;
- организация дела социально-правовой охраны несовершеннолетних (патронат, опека и др.);
- организация работы в области социального воспитания в дошкольных, школьных и внешкольных учреждениях;
- содействие организации и развитию детского движения в районе;
- разработка годовых производственных планов народного образования в районе, определение сети учреждений просвещения на предстоящий год и составление смет на содержание этих учреждений.
Инструктирование и инспектирование просветительных учреждений районо осуществлял через инспектуру. Согласно штатному расписанию, утвержденному постановлением штатной комиссии оргкомитета Ивановской промышленной области от 8 мая 1929 г. в состав районо входили инспектора по социальному воспитанию и политико-просветительной работы.
Во главе районного отдела народного образования стоял заведующий, избираемый и отзываемый исполкомом районного Совета.
В 1933-1934 гг. проведена реформа Наркомпроса РСФСР и местных органов управления народным образованием, которая позволила им сосредоточить свое внимание на вопросах начальной и средней школы, детских учреждениях дошкольного возраста.
Согласно постановлению СНК РСФСР от 15 августа 1934 г. «О реорганизации местных органов народного образования», районо имеет участковых инспекторов по школьной, дошкольной и внешкольной работе, инспекторов по библиотекам, пунктам ликвидации неграмотности, школам взрослых и избам-читальням.
В 1943 г. начали организовываться школы для подростков, работающих на предприятиях. В 1944 г. эти школы переименованы в школы рабочей молодежи и приравнивались к дневным общеобразовательным школам. В том же году стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Создание этих школ дополнило полномочия районных отделов народного образования новыми обязанностями. Они были призваны организовывать учебный процесс в этих школах с учетом возраста и занятости на производстве обучающейся молодежи, обеспечивать школы кадрами педагогов и т.д.
В 1945 г. при исполнительных комитетах районных Советов депутатов трудящихся создаются отделы культурно-просветительных учреждений и функции районо по руководству культурно-просветительными учреждениями (библиотеки, избы-читальни, клубы и т.п.) передаются данным отделам.
И к концу 1940-х гг. основной функцией районного отдела народного образования стало осуществление непосредственного руководства и контроля за работой школ всех типов, детских домов, дошкольных учреждений и внешкольных детских учреждений.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1948 г., решением Владимирского облисполкома от 2 сентября 1948 г. «О ликвидации Александровского района» отдел народного образования исполнительного комитета Александровского районного Совета депутатов трудящихся упразднен в сентябре 1948 г., передав свои функции отделу народного образования исполнительного комитета Александровского городского Совета.
Город Александров

Категория: Александров | Добавил: Николай (09.07.2019)
Просмотров: 2376 | Теги: Александров, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru