Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Село Борково Александровского уезда

Село Борково

Борково – урочище в Александровском районе Владимирской области России. Территория Андреевского сельского поселения.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

«Во 100 верстах от губернского города, а от уездного в 20 верст. (Александровский уезд) и в полуверсте от людного и торгового села Бакина, стоит одиноко селение Борково, состоящее из 5 дворов, или, правильнее, Иоанно-Богословский погост». [2]
Борково получило свое название от рода дворян Борковых, вотчины которых окружали погост и состояли приходом к его Богословской церкви.

Борково было издревле селом (еще в XVI в.) и значилось в Слободском стану Переславского уезда Залесского; часть его принадлежала Троицко-Сергиеву монастырю.
В Сотной грамоте 1562 года на вотчины Троице-Сергиева монастыря, значащиеся в Переславль-Залесском уезде, сказано: «в Слободском стану Троицко-Сергиев монастырь осьмой жеребей села Боркова, двор монастырский, дом крестьянина Гришки пашни 22 четверти с полуосминою в поле, а в дву по полумере, сена 25 копен, кустарника пашенного 4 четверти, земля средняя, осошныя пашни пол под полчетверти соха…». [2]
Село Борково, Бакинского сельсовета, решением № 1086 от 22.09.1965 г. признано, как фактически не существующим.

Иоанно-Богословский монастырь

Предание гласит, что здесь был Иоанно-Богословский монастырь, имевший небольшую братию и состоявший на прокормлении у Лукьяновской пустыни, где, будто бы, хранилась опись о Богословском монастыре и землях, ему принадлежащих.
Информация по этому монастырю противоречива: с одной стороны, двор монастырский, принадлежащий Троице-Сергиевому монастырю, а с другой — самостоятельный монастырь, основанный вотчинниками. Вероятнее всего, монастырь был истреблен в Смутное время.

Борковский приход

Церковь в селе Боркове существовала еще в XVI в., но во имя кого она воздвигнута и когда — об этом не свидетельствуют имеющиеся документы. Предание повествует и быть может несомненно, что первую церковь в селе Боркове, как в своей вотчине, соорудил его помещик Борков во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь явления на сем месте Его святой иконы. Когда именно и которым из рода Борковых местным вотчинником создан первый храм, ни документы, ни предание не свидетельствуют.
По писцовым книгам 1628-29 гг. 5 жеребьев села Боркова записаны за Иваном Федоровым Борковым старинная его вотчина, а в селе церковь Ивана Богослова да Николая Чудотворца древяна ветха, стоит без пения, а в церкви деисус и образы местные и всякое церковное строение прежних помещиков, в селе место дворовое, где жил дед Ивана Боркова, 4 двора людских, земли вотчинниковой 6 ½ четв., перелогу 50 четв., сенокос порос лесом.
Среди жителей сохранились удивительные предания, связанные с церковью и ее иконами. Во время строительства первой деревянной церкви ко входу в церковь были прислонены двери, их не успели убрать. Крестьянин соседнего села Бакино позарился на них – поднял на плечи, и понес домой, но дома не смог спустить двери с плеч. Страх охватил этого человека, возвратился он к церкви, сотворил молитву Сердцеведу, и двери свободно встали на прежнее место.
В половине XVII столетия местным помещиком здесь построена была новая церковь и в 168 (1660) г. в патриарших окладных книгах записано: «прибыла вновь церковь Иоанна Богослова в вотчине Ивана Боркова в сельце Лычеве... дани два алтына полпяты деньги, заезда гривна.
По писцовым книгам 185 (1677) года при этой церкви написано пашни 5 десятин с полудесятиною и дань увеличена до 8 алтын двух денег.
На бумаге деревянного храмозданного креста значилось, что «17 июня 1709 года во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова при Царе и великом князе Петре Алексеевиче, всея великия, белыя и малыя России Самодержце».
В 1719 году «вдовою Домною Ивановой дочерью Даниловской женою Ивана сына Боркова» по благословенной грамоте Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского, «близ ветхия старые церкви» построена новая и освящена в том же году снова в честь св. апостола Иоанна Богослова.
В 1885 г. Борково приписано к церкви с. Ресницыно.
1885 г. «Алтарь малый, с тремя окнами (1-м большим и 2-мя малыми волоковыми), жертвенником у стены и деревянным престолом. На престоле: 1) антиминс, освященный в 1752 г. Амвросием, епископом Переславским и Дмитровским и Архимандритом Воскресенского монастыря, именуемый Новый Иерусалим; мощи в антиминсе вшиты в одном месте. 2) Евангелие Московской 1653 г. печати, в большой поллист, обложено изорбатом червчатым с чеканными медными посеребренными наконечниками и середником, изображающими 4-х евангелистов и Воскресение Христово. Эта книга последнее издание пред исправлением, введенным Патриархом Никоном. 3) Крестов три — 2 медно-посеребренных и 1 серебряный. 4) Сосуды, на которых совершается таинство причащения, старинного серебра, по вычекану пробы виден 1799 год, кроме сего еще лжица серебряно вызолоченная, работы Московского Фабриканта Хлебникова. Ризница имеет достаточное количество старинных материй - риз, некоторые ценны; в ней сохраняются два евангелия: одно, Московской 1773 г. печати, в большой поллист, обложенное красным бархатом с чеканными серебрянопозлащенными 4-мя наконечниками и 2-мя середниками, изображающими 4-х евангелистов, Воскресение Христово и Распятие, и другое, Московской 1816 г. печати, в большую осьмушку листа, лицевая дска которого обложена посеребрянной медью с финифтовым изображением Евангелистов в углах и посредине Спасителя благословляющего. Кроме Евангелий в ризнице хранятся древнего образца венцы, употребляемые при совершении таинства брака, деревянные — дубовые и расписанные изображениями ликов святых. Иконостас прежде был старинный, прямой с таблами, в 4 яруса, а ныне нового устройства с колоннами и резьбой и в нем иконы древнего письма взяты из старого. Предание повествует, что неоднократно вламывались в эту церковь и похищали из нее немало древних икон предки нынешних обывателей соседнего села Бакина, большей частью старообрядцы — безпоповщинского и поповщинского толков.
Из икон особенно чтима храмовая святая икона, изображающая апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слушающего во время своего заточения божественное откровение, которое записывает его ученик Прохор; икона эта не только местно чтима, но и в окрестности и к ней стекается на поклонение в день памяти св. Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября) из смежных уездов значительное число богомольцев; она признается, по сохранившемуся преданию между окрестными обывателями, явленной и чудотворной. Эта икона хорошего древнего, говорят, будто бы греческого письма, мерою в ширину 1 арш., в вышину 1 арш. 5 верш., обложена медно-посеребренною ризою. Царские двери новые, резные, завеса в них ценная, шелковая. Для церковного служения книги почти все печати времен царствования Екатерины II-й и Императора Николая I-го, а из древних сохранились: 1) Триодь постная Московской 1666 г. печати и 2) Триодь цветная Московской 1680 г. печати; несомненно древних книг было более, но их постигла, вероятно, та же участь, что и древние иконы.
Церковь снаружи крыта железом, обшита тесом и все это окрашено, а недавно внутри тоже обита железом и выкрашена.
В недавнее время в ней устроен очень малый, в честь Успения Пресвятой Богородицы, придел теплый.
Против алтаря настоящей церкви погребены тела оо. Гавриила и Петра — двух приходских священников Богословского погоста. Под церковью погребен Афанасий Федоров Борков - брат Александра Федорова, дворцового истопника в половине XVII в., о чем свидетельствует сохранившееся и там имеющееся на надгробной плите начертание: «Лета 7115 (1607) апреля в 1 день убиен. от разбойников раб. Божий Афонасей Федоров сын Боркова». Многие из прочих рода Борковых погребены под этой церковью, так как сохранились еще под церковью осколки от некоторых намогильных плит, также как и вышеупомянутый — из белого камня и видом продолговатых, но начертание на них не указывает, кто именно погребен: так на двух камнях сохранилось только отрывками несколько слов, в том числе на одном камне: «… я раб. Божии…ъ Боркова... жи...».
Предание повествует, что все вотчинники села Боркова хоронились под его церковью, как ее зиждители и радетели; надгробных памятников уцелело только 1, а 4 расколоты и еще таковое же количество давно уже растащено и погибло от времени.
Около церкви кладбище; на некоторых могилах плиты белого камня, частью углубившиеся в землю и треснувшие, ни на одной не сохранилось никакого начертания.
Причта при сей церкви по штату не положено. Богослужение бывает в Богословской церкви только в храмовые праздники и в некоторые воскресные дни и отправляется причтом Благовещенской, с. Рясницына, церкви.
При сей церкви земли: пашенной 8 д. 499 кв. с., сенокосной 1835 кв. с., неудобной 1260 кв. с., на каковую землю имеется план; есть еще в разных местах земля не планная, которою издавна пользуется причт, таковой считается пашенной 20 д. 1800 кв. с., покосной 1 д. 2350 кв. с., неудобной 1100 кв. с.; всего 32 д. 1644 кв. сажени, владеет сею землею причт села Рясницына, дела об оной земле не производится. Лесных дач и арендных статей при церкви нет». [2]

Престолов в ней два: в холодной в честь св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в трапезе в честь Успения Пресв. Богородицы. Антиминс на главном престоле освящен в 1752 г. Амвросием, епископом Переславским и Дмитровским. [1]
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из свящ. Предметов древности хранились: 1) Евангелие печати 1653 г., - последнее издание перед исправлением книг патриархом Никоном; 2) Сосуды серебряные – 1799 г.; 3) Несколько риз из старинных материй. Из Св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями древняя икона, изображающая св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, слушающего во время заточения божественное откровение, которое записывает ученик его Прохор. Эта икона, по преданию, признается явленной и чудотворной. Из богослужебных книг – Триодь постная печати 1666 года и Триодь цветная печати 1680 года.
Под церковью хранилась надгробная плита с надписью: «лета 7115 (1607) апреля в 1 день убиен от разбойников раб Божий Афанасий Федоров сын Борков». Были и другие надгробные плиты, но надписи на них от времени уничтожились.
Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 по 1868 год, исповедные росписи с 1822 по 1868 год. [1]
Причта при церкви не положено; богослужение и требы исправлял причт села Рясницына. [1]
Земли при церкви: пахотной 8 дес. 499 кв. саж., покосной 1835 саж., неудобной 1260 кв. саж. Кроме этого есть земля, не значащаяся в плане: пахотной 20 дес. 1800 кв. саж., покосной 1 дес. 2350 кв. саж., неудобной 1100 кв. саж. Всей землею владеет причт села Рясницына.
Приход состоял из деревни Боркова (1 вер. от церкви) и деревни Алешкина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 72 души мужского пола и 79 женского; все православные. [1]
«В селах Алешкино и Борково, Андреевской вол., Александровского у., сгорела церковь, за которую граждане получили страхвознаграждение в сумме 2400 руб. Но на эти деньги строить новую церковь они не стали, а купили сельско-хозяйственных машин» («Призыв», 31 мая 1925 г.).

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Упраздненные монастыри Александровской земли

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Александров | Добавил: Николай (14.08.2017)
Просмотров: 1894 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru