Главная
Регистрация
Вход
Четверг
10.10.2024
04:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [247]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [173]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Церковь Святой Троицы в городе Карабанове Александровского района

Храм Святой Троицы в Карабанове

Карабаново — город в Александровском районе Владимирской области России.
Храм Святой Троицы — православный храм Александровской епархии Русской православной церкви в городе Карабанове Александровского района Владимирской области.
«Село Карабаново находится в Александровском уезде; отстоит от губернского города в 127 верст., а от уездного в 8 верст. и соединено с своим городом десятиверстной Александрово-Карабановской железной дорогой». [2]

В 1845 году Иван Федорович Баранов начал постройку новой фабрики на берегу реки Серой в Александровском уезде возле деревни Карабаново. В 1846 году фабрика, получившая название Троице-Александровская мануфактура, была пущена вход и на ней началось крашение кумачей, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный адрианопольский цвет.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

До 1880 г. ситцекрасильная и ткацкая Троицко-Александровская мануфактура Барановых, на которой число служащих и рабочих доходило до 3500 человек, и соседнее с ней сельцо Карабаново считались в приходе села Махры, находящегося почти в пятиверстном от них расстоянии. Отдаленность села Махры и плохое с ним сообщение осенью и вообще в дождливое время, а также при разливе речек, нередко представляли жителям фабрики препятствия к посещению храма, который к тому же и малопоместителен. Сознавая необходимость облегчить исполнение духовных потребностей многолюдного населения, владельцы мануфактуры Александр и Асаф Ивановичи Барановы просили духовное начальство разрешить им построить храм при фабрике с образованием самостоятельного прихода, в состав которого вошли бы и некоторые ближайшие деревни. Хотя в этой местности Александровского уезда уже последовало и было утверждено распределение приходов по Высочайше утвержденному положению 1873 г., но по ходатайству Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Владимирского просьба строителей была принята в уважение и желаемое разрешение было получено.
В июне 1875 г. было приступлено к работам по устройству под церковь бута, а 20 июля того же года с новой торжественностью совершена была и закладка предположенного к постройке храма.

Закладка Троицкого храма в Карабанове

Многолюдное население большой ситце-красильной и ткацкой Троице-Александровской мануфактуры гг. Барановых, соединенной с г. Александровым десятиверстовой Александрово-Карабановской железной дорогой, отпраздновало, 20 июля 1875 года, совершенную с особой торжественность закладку предположенного к постройке храма во имя св. Троицы.
При значительном числе проживающих на этой мануфактуре с их семействами, постройка для них церкви представлялась крайне необходимой по отдаленности от фабрики приходских церквей и малопоместительности их. Ввиду этого неудобства, владельцы мануфактуры, Александр и Иоасаф Ивановичи Барановы, желая доставить живущим у них рабочим возможность в воскресные и праздничные дни бывать у Божественной службы, а также облегчить как им, так и жителям ближайших к фабрике деревень, исполнение христианских обязанностей и обрядов, просили духовное начальство разрешить им построить при фабрике церковь с образованием при ней самостоятельного прихода, в состав которого вошли бы и некоторые ближайшие деревни. Хотя в этой местности Александровского уезда уже последовало и было утверждено распределением приходов по новому положению, но по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Антония просьба строителей была принята в уважение, и желаемое разрешение ими получено.
Место для постройки выбрано весьма удачно, как по его возвышенному положению, так и по качеству грунта; при том для сообщения от фабрики до церкви будет служить, готовое уже, хорошо устроенное шоссе.
В июне было приступлено к работам по устройству под церковь бута, а ко времени, назначенному для закладки церкви, он был доведен до поверхности земли для удобства при совершении установленного обряда.
Досточтимый Архипастырь, сочувствуя высоконравственному значению предпринятого строителями дела, по просьбе их, изъявил свое согласие лично совершить Богослужение на месте закладки храма и положить первый камень в его основание.
Преосвященный, обозревши в то время церкви западной части своей епархии, предположил быть в Александрове 19 июля; потому и было днем закладки церкви назначено 20 число. В этот самый день Преосвященный, отслужив Божественную литургию в Александровском соборе, отправился на особом поезде, в сопровождении строителей и приглашенных ими лиц, на место постройки церкви. Для совершения молебствия на месте будущей церкви, была устроена обширная, украшенная зеленью и коврами палатка, в которой находились иконы и хоругви, принесенные с крестным ходом из села Махры; необходимая же для служения утварь и подсвечники были приготовлены строителями. Здесь, в сослужении городского и сельского духовенства, Преосвященный совершил положенное по уставу церковному молебствие. При этом под восточную стену церкви, в оконечности алтаря, была положена бронзовая доска с вырезанной на ней в память события надписью.
Замечательно, что ливший в предшествовавшие дни и утром 20, почти непрерывно, дождь, часа за 3 до молебствия, прекратился и небо прояснилось, как бы благоприятствуя усердию собравшихся в огромном количестве будущих прихожан сооружаемой церкви и других окрестных жителей.
Несмотря на большое стечение народа, молебствие, совершенное с невиданной для большинства присутствовавших торжественностью, было всеми выслушано с благоговением и в совершенной тишине. Многие, по существующему обычаю, желая участвовать в святом деле посильными жертвами, клали на столики деньги, холст и даже хлебы.
Желательно, чтобы добрый пример гг. Барановых нашел себе подражателей и в других тесно населенных местностях нашей губернии, жители которых поставлены в такие же неблагоприятные, в духовном отношении, условия, от каких только что освободилась община будущего Троицко-Карабановского прихода.
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 16 (15 августа 1875 года)./

Задуманное и начатое А.И. Барановым сооружение церкви, после него продолжалось и приведено к окончанию усердием его вдовы Елизаветой Александровной Барановой и прочих членов товарищества мануфактур Барановых, при заботливом исполнении дела ближайшим его распорядителем, управляющим мануфактурой директором А.М. Первушиным. [2] Храм строился по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена.
Обширная церковь, устроенная на 2000 человек, поставлена на возвышенном месте, менее нежели в версте от фабрики, от которой до самой церкви проведена хорошая вымощенная камнем дорога. 13-го июля 1880 г. Преосвященным Феогностом, Епископом Владимирским и Суздальским совершено освящение этого каменного храма во имя Св. Живоначальной Троицы. [2]
Первым священником Карабановской Троицкой церкви стал протоирей о. Александр (Александр Иванович Сокольский).
Настоятель-священник села Карабанова, Василий Поспелов 23-го января умер, на место его 31-го января 1883 г. определен сверхштатный диакон того же села студент семинарии Александр Сокольский.
1885 г. «В селе существует мануфактурное заведение купчихи Барановой.
Колокольня при церкви постройкой начата, но не окончена. Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно. Богослужебные книги имеются в полном составе.
Есть две часовни — одна каменная на кладбище, устроенная в 1880 г., а другая деревянная в приходской деревне Зеленцыне, построенная на месте бывшей церкви в честь иконы Рождества Пресвятой Богородицы; время построения ее неизвестно.
Кладбище находится вблизи церкви.
В состав прихода входят, кроме сельца Карабанова, в коем 12 дворов, следующие селения: д. Степково и д. Зеленцыно, отстоящая от церкви в 4 верст. и составляющая самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 397 м. и 522 ж. пола душ, большинство которых — крестьяне и военные; занимаются хлебопашеством, промышленностью на фабриках и жжением угля; в сем приходе раскольников нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик, но в 1880 г., по прошению директоров Карабановской фабрики, к сей церкви определен диакон для служения только по праздничным дням, за что он, не касаясь братской кружки причта, получает из главной Конторы фабрики 150 р. в год. В настоящее время священником состоит Александр Иванович Сокольский, студент, который рукоположен в 1883 году. Вскоре был переведен в Струнино, где он служил 30 лет.
Земли при церкви ни усадебной, ни сенокосной, ни пашенной не имеется. Дом деревянный для священника и псаломщика один; построен означенным купцом Барановым на его земле, а диакон живет на фабрике в квартире фабрикантов. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 1120 рублей». [2]
Иван Николаевич Бережков в 1884 г. окончил курс во Владимирской духовной семинарии с званием студента и в том же году определен на должность учителя в Афанасьевское народное училище, Влад. губ., Александров. уезда; 1 июля 1887 г. — законоучитель в Карабановском народном училище; 30 августа 1887 г. — рукоположен во диакона к церкви села Карабанова; в сентябре 1893 г. согласно прошению уволен за штат.


Храм Святой Троицы в Карабанове

В 1889 г. при храме устроены были два придела во имя Александра Невского и Знамения иконы Божьей Матери и каменная колокольня, по проекту архитектора Р.И. Клейна. Престолов в церкви стало три: в настоящей в честь св. Живоначальной Троицы и в приделах во имя св. благоверного князя Александра Невского и в честь «Знамения» Пресвятой Богородицы.
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1878 года, исповедные росписи с 1877 года. [1]
Причта имелось: священник, диакон и псаломщик, но диакон не штатный, он определен по просьбе администрации фабрики для служения только по воскресным и праздничным дням, за что он получал из конторы фабрики 150 рублей и не касался братской кружки. [1] Дом для священника и псаломщика построен хозяином фабрики на его земле. Земли при церкви ни усадебной, ни сенокосной, ни пахотной не имелось.
Содержание причта получалось: а) от хлебного сбора до 20 руб.; б) от служб и требоисправлений до 1800 руб.; в) поручного дохода до 200 руб. и процентов с причтового капитала (2350) – 95 руб., а всего до 2100 руб. в год. [1]
Приход состоял из села Карабанова и деревень: Степкова (1 вер. от церкви. Сельцо Степково до 1764 г. принадлежало Троице-Сергиевой лавре; в ведомости о лаврских вотчинах 1761 года о нем сказано: «душ в нем 141, земли 412 четвертей в поле, сена 963 копны, лесу пашенного 48 дес., непашенного 74 дес., рощи на 4 вер. в длину и 3 ½ в ширину; крестьяне пашут на лавру 87 ½ дес. Окладных сборов: оброку 43 руб. 41 ½ коп., за землю 16 руб. 38 коп.; неокладных: на покупку монахам на свиты холста 2 руб. 48 коп., за землю сверх тягла 3 руб. 90 коп.; оброчного хлеба: ржи 5 четв., ярицы 2 четв. 6 чк., овса 11 четв., ячменя 2 четв. 6 чк., пшеницы 1 четв., конопли 2 четв., крупы 4 чк.; приплодного хлеба: ржи 12 четв., овса 50 четв., с мельницы на реке Сере оброку 39 руб.) и Зеленцина (4 вер. от церкви. Село Зеленцыно в 1517 г. пожаловано князем Юрием Дмитриевичем Углицким Махрищскому монастырю. В сотной книге вотчин Махрищского монастыря, составленной в 1563 году, значится: «село Зеленцыно, а в нем церковь Рождества Пречистыя Богородицы стоит без пения, в селе же двор монастырский да крестьянских 16 дворов». По переписным книгам 1678 г. Зеленцино значится деревней, в коей 19 дворов жилых и 1 пустой, а в нем живет захребетник.); в коих по клировым ведомостям числится 437 душ. Муж. пола и 526 жен. Но кроме этих постоянных прихожан все православное население фабрики, которого по переписи 1892 г. оказалось 6348 душ обоего пола, с церковными требованиями обращается к местному священнику. В 1892 году таких иноприходных лиц было на исповеди 1388 мужчин, 1842 женщины; в метрических книгах записано рождений 476, браков 40, умерших 320. Таким образом благодаря соседству фабрики Карабановский приход являлся одним из многолюднейших приходов в епархии. [1]
В приходе было две часовни: одна каменная на кладбище, построена в 1880 году, другая в приходской деревне Зеленцыне, построена на месте бывшей церкви Рождества Пресвятой Богородицы. [1]

Карабановское училище, Махринской волости, в селе Карабанове, при фабрике товарищества мануфактур Барановых основано потомственным почетным гражданином Иоасафом Ивановичем Барановым, в декабре 1869 г. Ближайшие училища: Махринское в 5 в. и Струнинское — 8 вер. Под школу Барановы отдали половину трехэтажного здания фабуправления.
В 1884 г. «Помещение фабричное, каменное, вместе с фабричной конторой и квартирами служащих; по свету и теплоте удобное; квартиры учительницам есть; классных комнат пять: каждая — длиной 14, шириной 11, вышиной 4 ½ ар. Учебных пособий достаточно — на 550 руб. Библиотека есть — 730 томов. Земли нет. Законоучитель - диакон Яков Иванович Добронравов, окончивший курс во Владимир. духовн. семинар., преподает с сентября 1881 г., а в настоящ. училище с 1883 г.; заведующая училищ. Мария Титова, имеет звание учительн., преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1879 г.; учительницы: Людмила Фишер, окончившая курс в Одесской женской гимназии, преподает с октября 1880 г.; София Юницкая, из 5 кл. Московской женской гимназии, преподает с сентября 1881 г.; Лидия Секачева, окончившая курс в Елецкой женской гимназии, преподает с сентября 1882 г. Попечительница - потомственная почетная гражданка Елизавета Александровна Баранова; жертвует все необходимое для училища. Учащихся к 1-му января 1883 г. 133 м. и 74 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 33 м. и 21 д. Окончило курс со свидетельствами 7 м. Вновь поступило 38 м. и 21 д. К 1-му января 1884 г. состояло 131 м. и 74 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 8, 8 — 9 лет. 38, 9 — 10 л. 52, 10 — 11 л. 30, 11 — 12 л. 39, 12 — 13 л. 28,13 — и выше 10. Из учащихся: 195 с фабрики и 10 из соседних селений. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания: православного 130 м. и 73 д., раскольн. 1 м., лютер. 1 д. По сословиям: дух. 1 м., куп. 1 м. и 1 д., мещ. 44 м. и 23 д., крест. 85 м. и 50 д. Средства: от фабрики 4500 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 440 р.; жалованье — законоучителю 500 р., заведующей школой и учительницам 2820 р., учителю пения 180 р.; на книги и учебные пособия 560 р. Посещали классы неисправно 50 уч., — за болезнью. Прием в сентябре; поступили 19 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 40. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются. Учатся в день 5 часов и даются уроки на дома. Отделений 4. Уроков в неделю: по Закону Божию 5, по Русскому и Славянскому языкам 15, по арифметике 6. Получили награды 7. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились от 2 месяцев до 3 л. Обозревали училище — 2 раза инспектор народных училищ и 1 раз член училищного совета г. Зубов. Обучения ремеслам нет, а рукоделию девочки обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Школа помещалась в собственном доме п. п. гражданки Е.А. Барановой; к 1 января 1884 г. в ней обучалось мальчиков 131 и девочек 74. [2]
В 1892-93 уч. году учащихся было 250. [1]

Потребность в образовании все возрастала и в 1898 г. была открыта школа, которую позже в народе называли «школа на Церковной горе»» (в советское время школа №1, позднее шк. №7).

Публичные чтения в Карабанове, на фабрике гг. Барановых в Александровском уезде

Правление Товарищества фабрики еще в начале 1882 года предложило, состоящему при местном храме отцу диакону Сокольскому организовать народные чтения и предоставило в его распоряжение просторное помещение. Были сделаны все нужные приготовления и расходы; куплены фонарь и картины, но пред самым приступлением к чтениям, от бывшего на фабрике пожара, сгорело помещение предлагавшееся для чтений. Обстоятельство это было причиною, что чтения были открыты лишь при начале Великого поста и то в помещении далеко не соответствовавшем потребности. Пришлось делать по два чтения сряду; одно для мужчин, а другое для женщин. Для детей чтения особо повторялись учительницею Титовой.
Мужчинам читали до вечерни с 2 часов до 4, а женщинам после церковной службы с 5 ½ до 7 ½ часов.
Счет посетителям не вели, но однажды 7 марта было сосчитано мужчин 220 человек, а женщин 150, число это можно почитать за среднее, так как бывало и более; случалось что в помещении где производились чтения происходила буквально давка и духота, так что необходимо было сокращать продолжительность чтений.
Всех чтений, если их считать по дням (14, 21 и 28-го февраля и в марте 2, 7, 14 и 21-го), было семь; если же считать отделено чтения мужчинам от чтений женщинам, которые были повторением первых, то четырнадцать. Одобренная председателем Братства Преосвященнейшим Феогностом программа чтений делится на три отдела: I, объяснение дневного чтения из Евангелия, II, объяснение богослужения и III, начальные события из священной истории; программа эта выполнена лишь в первых двух отделах.
Тотчас, по прочтении молитвы, объявлялось содержание дневного Евангельского чтения, затем читалось оное по Славянскому тексту; перед чтением и после чтения все присутствующие осеняли себя крестным знамением. Вслед за чтением предлагалось объяснение и, наконец, делались выводы и уроки. Руководством при объяснении Евангельских чтений кроме «изъяснения воскресных и праздничных Евангелий прот. А. Свирелина» служили: а) «Толковое Евангелие» Епископа Михаила, б) «собеседовательное богословие» особенно III том Толмачева, в) поучения разных авторов, изъясняющие тот или другой текст дневного Евангелия. Евангелие крестопоклонной недели, напр., изъяснено преимущественно по руководству слова арх. Иннокентия (Вел. пост. Харьков, 116 стр.). Для более наглядного выяснения известной истины при объяснений Евангелия прибегалось к извлечениям из житий Святых. Так 7-го марта при объяснении Евангелия прочитана статья «непоколебимость в вере» из книги Учил. Благоч. т. 1 стр. 137. Евангелие 5-й недели поста осталось необъясненным, так как тогда необходимо было возможно более остановиться на объяснении Литургии. Объяснение богослужения точно выполнено по одобренной Преосвященнейшим Феогностом программе. После рассуждений о храме, его принадлежностях и благоговении в храме, объяснены всенощное бдение и литургия Златоуста. Руководством при этих объяснениях служили: а) поучения о богослужении — прот. Владиславлева, в 2 частях; б) письма о богослужении — Беллюстива; в) поучения свящ. Стратилатова; г) письма о богослужении — Муравьева.
Для большей наглядности не редко вставлялись в объяснения рассказы из священной истории о событиях, воспоминаемых в то или другое время богослужения, рассказы из житий Святых и общественной жизни. Так, говоря о пользе молитвы за церковными службами, был рассказан пример из Пролога 30-го апреля. Для предостережения слушателей от рассеянности в храме, была прочитана статья из «Душеполезного Чтения», 1863 г. № 1, 22 стр., при рассуждении о чуде претворения св. Даров за литургией, рассказаны некоторые, относящиеся сюда, события из жизни св. Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова и Арсения Великого. Надобно отметить, что народ весьма охотно слушает объяснение богослужения, особенно когда говорится, как надобно держать себя в то или другое время службы, то и дело слышишь вопросы: «Надо ли креститься? Надо ли наклониться?».
По рекомендации Братства Александра Невского отец Сокольский получал туманные картины из комиссии по устройству чтений для народа в Москве. С туманными картинами им прочитаны брошюры: о Царевиче Димитрие (с 9 картинами), о самозванщине (11 кар.), о 1812 годе два чтения (9+8 кар.), о Куликовской битве (12 кар.) и о начале Руси (15 кар.). Нужно отдать полную справедливость посетителям в том, что они не заставляли дожидаться себя, а аккуратно все являлись к назначенному времени и уже после ни входили, ни выходили, а в совершенной тишине выстаивали все время чтений. С своей стороны, пишет о. Сокольский, и я никогда не задерживал народ и не делал больших антрактов, переходя от одного отдела программы к другому. Трудно сказать, что выслушивалось посетителями с большим интересом, кажется, едва ли не с одинаковым удовольствием все три отдела. Если при объяснениях Евангелия и богослужения внимание слушателей привлекала высота и важность самых предметов, излагаемых в простой беседe; за то чтения исторического рассказа много поддерживалось внимание их картинами. Что чтения вообще производили доброе впечатление на слушателей, об этом свидетельствует не уменьшавшееся число посетителей. Говорить о пользе чтений для народа, значит буквально повторять то, что уже часто говорилось о них в печати и говорится. Чтения окончены мною при горячем моем желании продолжать это святое дело, при выражениях искреннего сочувствия к нему в среде простого народа и при немалом огорчении людей более привилегированного класса, что не имели возможности быть в числе слушателей. Будь просторное помещение, тогда с полной уверенностью можно сказать, кроме 350 слушателей, было бы еще столько же из простого народа, да явились бы многие из конторщиков, прикащиков, смотрителей, подрядчиков и проч.
/Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1882 г. № 22 (15 ноября)./

Указом Св. Синода от 20 августа 1907 г. за № 9521 дано знать, что при церкви села Карабанова, Александровского уезда, открыты вторая священническая и вторая псаломщическая вакансии. Окончивший курс семинарии Николай Взоров, 23 августа, определен во псаломщика в село Карабаново, Александровского уезда. Священник Шуйской тюремной церкви Алексей Борисоглебский, 23 августа, перемещен в село Карабаново, Александровского уезда.


Церковь Троицы Живоначальной. 1899 – 1900 гг.

1927 г. «Освящение храма
У карабановских попов лихорадочное настроение — нужно собрать с тарелкой по церкви и по домам как можно больше денег. Они задумали большое дело - обновить, чтоб прихожане заходили почаще, внутреннее помещение обветшалого «божьего храма».
Выписали хороших спецов богомазов и штукатуров и пошла писать губерния!
Храм был готов. Для его освещения был приглашен переславский архимандрит. Церковь в день торжественного открытия была битком набита. Большинство специально пришло позевать и поглазеть на столь редкостный «спектакль».
Для «главного действующего лица» — архимандрита—была проложена дорога от алтаря до самой улицы из ковров. На лихой тройке подъехал «сам». За ним тащился большой хвост темнорясных священников, благочинных, прошло целых 15 дьяконов и других мелких чинуш церковного департамента.
Тихо и солидно спросил архимандрит:
— «Как у вас обстоит дело с посещаемостью церкви верующими?»
На что местный благочинный в специально подготовленной и прочувственной речи возразил:
— Наше дело, аки корабль, который то отойдет от брега, а то пристанет. Так что положение, отче, весьма шаткое...
Дьякона, держа курс на повышение своего церковного ранга, старались перед «самим» горланить службу один одного чище.
Но тот, на кого «сам» обратил внимание — был низенький, плюгавенький дьяконишко, который, и не теряя бодрости духа и даже с нахальным видом, служил обедню так, что старинные своды и новые краски с завитками и позолотой, сердца верующих и пламя свеч - все колебалось и заметно дрожало от его неистовых воплей.
После службы «сам» произвел, под завистливые взгляды нижних чинуш, повышение голосистого дьякона в протодьяконы.
Сильно не нравилось церковному старосте, плуту Горшкову, что его приход и расход вздумали проверять. Он с амвона в церкви заявил:
— «Меня хотят здесь назвать подлецом», говорят будто я церковные деньги жулю. Да я ни в жисть не позволю себе!..
Движение пошло среди верующих. Василий, толкая Петра - шепотком ему на ухо:
- Вишь, мерзавец, как распинается... Знаем мы его!.. Нигде не работает, а сыну купил велосипед, да гармошку!
Докладчик, который проверил приход и расход церковный у Горшкова, заявил:
— Я здесь не хочу называть старосту подлецом и мерзавцем... Вот христиане, церковь получила доход за год 6.000 руб. с лишком, а израсходовано на свечи столько-то, замков по 5 рублей столько то и пр. и т. д. Многовато получает у нас регент за обедню — в новое рождество он содрал с нас 50 рублей, а в старое — 100 рублей.
Прения были горячие. Василий Золенцовский крыл попа:
— Зачем-же вы праздновали новое и старое рождество? Почему вы не просили разрешения у «верующих» на это?!
— К новому рождеству,— ответил на это поп,— рабочие получили зарплату, так что это было сделано по случаю повышения дохода.
Один церковный воротила упорно насчет кумовства гнул, но верующие знают, что с кумовством теперь профсоюз особенно борется. Ему, воротиле церковному, хотелось в регенты провести своего знакомого вместо этого, дорогостоящего для церкви.
Верующие заявили:
— Мы только из-за регента и ходим то,— его послушать!
В «разном» местный поп объявил:
— Наше дело плохо, верующие!.. Нет воды горячей... Крестить приносят очень много, а в холодной воде можно застудить!
Это доказывает, что церковь подумывает о том, как бы усовершенствовать постановку своего «церковного производства».
Иной раз пособолезнуешь нашему фабкому насчет посещаемости общих собраний: работает на карабановской фабрике 6.500 человек, а на собрание приходит 600 и то раз в год. На какой-нибудь годовой отчет соберется в зале клуба 100—200 человек, а вот «годовой отчет» у церкви собрал народу около 2.000 чел.
Вот тут то и жалко фабком, что не может он наладить и развернуть работу, что по его вине не особенно велик авторитет фабкома.
А что делает кружок безбожников? Едет-ли он какую-либо работу? Спросите любого рабочего и в ответ он разведет только руками:
— А есть-ли, - мол,— у нас на фабрике кружок?!
Мы часто созываем собрания, и часто обсуждаем работу общественных организаций, проводим всевозможные кампании, а вот лекций о церковном дурмане нет у нас на фабрике и в помине» («Призыв», 9 февр. 1927).
Диакон-псаломщик Феодор Алексеевич Мелехин, низшего образования, из торговцев, по просьбе священников в 1928 г. отстранен от служения в Троицкой церкви с. Карабанова.
Диакон-псаломщик Сергей Васильевич Тихомиров 1902 г.р., урож. с. Опарино Александровского у., среднего образования. Март 1928 – 1929 гг. – диакон Троицкой церкви с. Карабаново.
В 1937 году храм был взорван, оставшийся бутовой камень фундамента был разобран на другие постройки. На месте разрушенной церкви несколько десятилетий был пустырь.

В конце 1980-х годов, во время перестройки, руководство Карабановской текстильной фабрики решило восстановить храм и заказало проект строительному отделу Владимирской и Суздальской епархии. В 1991 году архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил закладной камень. В фундамент храма легли мощи святой великомученицы Варвары. Разрушение в 1990-х годах бывшей советской экономики и последующее банкротство градообразующей текстильной фабрики не позволили продолжить строительство церкви дальше котлована.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма Города Карабаново Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 21 декабря 1999 г.
В 2008 году мэр Карабанова Александр Исаков возобновил строительство церкви за счет привлечения средств карабановского уроженца, в то время министра правительства Москвы, Владимира Малышкова и других спонсоров. В восстановлении церкви своим трудом также приняли участие жители Карабанова. После восстановления стен в храме начали проводиться богослужения. Для внутреннего устройства храма Александр Исаков на собственные средства приобрел икону Александра Невского.
По свидетельству местных средств массовой информации, около десяти строителей церкви бросили курить, а одному из них во сне явилась пресвятая Богородица и спрашивала, построил ли он храм в Карабанове.


Храм Святой Троицы в Карабанове. Архитектор Трофимов А.Н.

В 2011 году храм Святой Троицы был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием и открыт для прихожан. За участие в восстановлении храма Евлогий наградил медалями святого благоверного князя Андрея Боголюбского II степени членов попечительского совета храма — Владимира Малышкова, Александра Исакова, директора ЗАО «Луч» Владимира Ловчева, директора ООО «Энергетик» Василия Окунева и начальника управления образования Александровского района Ирину Сергееву.
Настоятель, председатель приходского совета - Михайлов Олег Владимирович.
Юридический адрес: город Карабаново, Торговая площадь, 6.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 5]. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с.
2. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.
Местная Религиозная Организация Церковь Христиан Веры Евангельской "Свет Миру" города Карабаново Александровского района Владимирской области действует с 1 марта 1999 г. Пастор - Титов Сергей Сергеевич. Юридический адрес: город Карабаново, улица Штыкова, 32.

Местная Религиозная Организация Церковь Евангельских Христиан Города Карабаново Александровского района Владимирской области "Церковь Христа Спасителя" зарегистрирована 20 ноября 2002 г. Пастор - Кошелев Владимир Михайлович. Юридический адрес: город Карабаново, улица Карпова, 2.
Город Александров.
Александровское вооруженное восстание 1905 года
Категория: Александров | Добавил: Николай (18.11.2016)
Просмотров: 4155 | Теги: Александровский район, Карабаново | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru