Город Струнино Александровского района Владимирской области.
Церковь Преображения Господня
Церковь в Струнино построена в 1898 г. на средства фабриканта Асафа Баранова. Освящена в честь преподобного Иоасафа царевича Индийского.
Первым священником в новой церкви был о. Алексей Рождественский. В 1914 г. присоединена к православию из старообрядчества священником с. Струнина, Алексеем Рождественским – крестьянская дочь села Каринского, Анастасия Васильевна Андрианова, 22 лет. В 1915 г. ректором Московской Императорской Духовной Академии, Преосвященным Феодором, Епископом Волоколамским, совместно с причтом села Струнина, Александровского уезда, просвещен св. крещением крестьянин Киевской губернии, Черкасского уезда, Белозерской волости, хутора Ирдыновки – студент Московского Императорского университета Шая Герш Файвелевич Славутский, 26 лет, с наречением имени Григорий.
В 1916 г. в приходе сельца Струнина, что при фабрике А. Баранова – старообрядцев 10 муж. пола и 24 жен. пола.
После Октябрьской революции 1917 г. о. Алексей Рождественский стал одним из лидеров обновленчества во Владимирской епархии. «Много в эти годы худого в религиозно-нравственную жизнь народа внесло само духовенство... Мы сами, пастыри народа, многие оказались не на высоте своего призвания. В моей памяти первым, возмутившим меня тогда шагом падения нашего авторитета в глазах народа, в начале революции, при Керенском, было поскидование с себя священнических крестов на нужды войны с Германией. Сошлись тогда выборные от каждого благочиния епархии умные головы, отцы протоиереи и иереи на общеепархиальный съезд. Заправлял, вероятно, тогда им кто-нибудь из двоих известных ныне в обновленческой церкви руководителей, или Юрьевский протоиерей Знаменский, или же, теперь епископ Струнинской фабрики, протоиерей Алексий Рождественский».
«(Ф-ка 5-й Октябрь, Александров. у.). Фабричный гудок извещает об окончании работ. Ровно 9 ч. веч. Вереницей потянулись рабочие в народный театр. Кучками, оживленно беседуя, тянутся рабочие блюзы в светлое помещение. Всякий как бы предчувствовал, что сегодня он получит ответ на долго мучавший вопрос. Есть ли бог? Море рабочих голов. Проходы, все, все, занято! 3000 человек. Ищут бога, хотят знать и пришли. Требуют своего священнослужителя. — Дайте нам священника Рождественского. Пусть он отчитывается в своих проповедях. Пусть защищает бога. Избирают делегацию. И снова в пятый раз ученый муж, говорящий на 12-ти языках, притворяется. Делегация рассказывает: — Говорит, что болен, не подготовлен, наконец ссылается на запрещение церковного священ. синода. Отказался, сдрейфил! Страница за страницей раскрывается история церкви т. Еремеевым. Подлости, гнусности нет конца. Слово за словом гвоздем вдалбливается в рабочий мозг. — Религия, орудие капитализма, работавшее и угнетающее рабочие массы веками. Кто верит из вас, откажитесь от векового дурмана уничтожьте церковь и шаг за шагом идите к коммунизму! На трибуне появляется священник села Ям г-н Виноградов. - Снимаю с себя позорную рясу! Довольно обмана! Иду в вашу семью и с вами вместе буду строить новую жизнь! Выступают рабочие, старики. — Всю жизнь верил. Мучился, страдал ради церкви годами и вижу, что все напрасно. Дали свет, узнал, что бога нет! Отрекаюсь! — Еще, еще и еще выступают рабочие. - Довольно страдали, ради религии! Пусть церковь послужит новым целям! — Закрыть церковь и баста. Довольно обмана! — Передать церковь местной ячейке на культурные нужды. — Пусть вьется красный флаг вместо золотого креста! - Под клуб церковь, а то у нас тесно в клубе! — На памятник колокола! Нa памятник Ленину, а на нем вырезать его великие заветы! Шумит гул рабочих голосов. Десятки предложений сыплются со всех сторон зала. - Голосую. Кто за закрытие церкви?- 3000 рабочих рук поднялись в ответ. - Кто против? - Одна рука одиноко поднимается над рабочими головами. — Немного смеются рабочие!— Эх, ты, несознательность!— Гремит «Интернационал». Никто не даст нам избавленья. Ни—бог, ни царь и ни герой! 3000 рабочих поют победный гимн труду» («Призыв», 29 марта 1924). В советское время храм закрыт и перестроен до неузнаваемости (разрушены верхняя часть храма и колокольни, апсида, портики северного и южного фасадов).
«БАПТИСТЫ «ОБРАБАТЫВАЮТ» РАБОЧИХ-СЕЗОННИКОВ (Письмо с «5 Октября»). За последнее время работа общественных и добровольных организаций на фабрике «5 октябрь» несколько замерла. Совершенно замолкла антирелигиозная пропаганда. А между тем, на фабрике развивает работу секта баптистов, организовавшаяся из рабочих-сезонников. Работа баптистов стала заметна и имеет много последователей, последние наняли даже отдельное помещение и совершают свои обряды при массе зрителей. Снова появились в казармах рабочих добровольные сборы на поддержание благолепия и благоустройства храма. Результаты недурные: благолепие храма процветает, а карман верующего пустеет. Партячейке и клубу необходимо начать антирелигиозную пропаганду, организовать кружок безбожника. Пропагандистов на фабрике достаточно, дело за инициативой» («Призыв», 5 марта 1927).
В кон. 1920-х годов комсомольцы под руководством партийной организации решительно взялись за искоренение пережитков прошлого — пьянства, хулиганства, религиозного дурмана. Развернулась кампания по закрытию церквей. «Церковь — под детясли!», «Церковь — под культурное учреждение!» — предлагали передовые рабочие. В здании церкви разместился Дом пионеров.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма Города Струнино Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 12 ноября 1999 г. В 1990-е гг. храм возвращен верующим и восстанавливается. Имеет три придела: центральный — Преображения Господня, левый — святителя Николая Чудотворца, правый — святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии.
Настоятель, председатель приходского совета Сутырин Александр Николаевич.
Адрес: г. Струнино, ул. Суворова, д. 4.
Церковь Преображения Господня в г. Струнино
В 1890-х гг. на бывшем городском кладбище в Струнине была построена часовня. В советское время ее подрывали, сдернули тросами с фундамента, но она только накренилась и не разрушилась.
Храм Успения Пресвятой Богородицы
В начале 1989 года по ходатайству верующих Струнинский городской совет народных депутатов принял решение об отводе земельного участка за счет свободной городской земли по ул. Садовой под строительство Успенской церкви. Но решение это, как часто бывает, исполнено не было. Тогда верующие города, собрав средства, в сентябре 1991 г. купили дом на этой улице в частном секторе города для устроения в нем храма. Дом переоборудовали — поставили иконостас, устроили алтарь, приобрели церковную утварь. В конце года храм был освящен Правящим архиереем Владимирской епархии архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Начались богослужения, а 3 мая 1993 года Владыка Евлогий издал указ об образовании на месте прихода Свято-Успенского храма подворья Богородице-Рождественской Свято-Лукиановой мужской пустыни со штатом 10 человек. Десять лет приход Свято-Успенского подворья окормляли священнослужители обители преподобного Лукиана, а в середине 2004 года, из-за возникших в обители трудностей, подворье указом архиепископа Евлогия было передано Свято-Успенскому женскому монастырю г. Александрова.
Религиозная Организация "Архиерейское Подворье Свято-Успенского Храма в Городе Струнино Александровского района Владимирской области Александровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 20 ноября 2000 г.
Четыре года сестры Успенского монастыря как могли заботились о храме: построили новый келейный корпус, облагородили территорию. Но главным делом — духовным окормлением струнинских прихожан — им заниматься было трудно. Сам город Александров с почти стотысячным населением нуждался в пастырях и четыре церкви города с трудом справлялись с этим делом. Нестроения в Лукиановой пустыни закончились с назначением нового настоятеля игумена Тихона в 2008 году. Поэтому в декабре этого года подворье вновь было отдано под управление обители. Основные труды на подворье несли замечательные заштатные батюшки-старцы иеромонах Никон (79 лет) и иеромонах Зосима (пострижен в схиму в 2015 году, преставился в сентябре этого года в возрасте 85 лет). Другие клирики монастыря приезжали служить воскресные и праздничные службы.
В 2015 году подворье указом епархиального архиерея Александровской епархии архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия было преобразовано в архиерейское подворье, а годом ранее было начато строительство нового храма Успения Пресвятой Богородицы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в гор. Струнино
16 октября 2016 г. был освящен храм Успения Пресвятой Богородицы на бывшем подворье Лукиановой пустыни в г. Струнино.
Настоятельница Опарина Ирина Викторовна.
Адрес: г. Струнино, Садовая ул., д. 25.
Александровский район