Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
12:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Александров

Кудрявцев Александр Николаевич

Александр Николаевич Кудрявцев

Александр Николаевич Кудрявцев родился в погосте Троицком, что на Вытараске, Александровского уезда Владимирской губернии, 28 июля 1841 года, где отец его был тогда священником. Получив первоначальное образование дома, 9-ти-летний Кудрявцев поступил в Переславское духовное училище, которое и окончил в числе первых в 1856 году.
Дальность расстояния от гор. Владимира, недостаточные средства при плохом приходе и многочисленности семьи вынудили о. Николая Кудрявцева определить сына Александра для получения среднего образования в Вифанскую, как ближайшую, семинарию, где даровитый юноша настолько блестяще окончил курс, что был послан на казенный счет в Московскую Духовную Академию, в состав 25-го курса (1862 — 1866). Просматривая состав этого курса, нельзя не заметить, что большинство студентов его впоследствии выступило на педагогическом поприще не только по духовному ведомству (в числе их известный С.И. Миропольский), но и по министерству народного просвещения.
А.Н. Кудрявцев кончил курс в академии вторым магистром в 1866 году и 13-го сентября того же года был назначен диаконом при церкви русского посольства в Вене, вместо умершего там Смирнова. Жизнь в Вене, где тогда настоятелем церкви был известный М.Ф. Раевский, была для Александра Николаевича, если можно так выразиться, второй, вольной академией: поддерживая многочисленные знакомства с русскими, приезжавшими в Вену, в числе коих было не мало университетских профессоров, и пользуясь среди их большою популярностью, Кудрявцев в тоже время продолжал свое научное образование, пользуясь для того библиотекой о. Раевского и другими книгохранилищами, путешествовал по Венгрии, Сербии и Чехии и этим путем энергично изучал местную жизнь славянства; особенно интересовал его чешский язык. Знакомство со славянским миром А.Н. в тоже время и утилизировал: он в это время был сотрудником „Московских Ведомостей", - куда сообщал сведения о современной славянской жизни, «Русскаго Вестника», а также и „Христианскаго чтения".
В 1872 г. летом лично познакомился с Кудрявцевым протоиерей М.К. Павловский, бывший тогда профессором богословия в Новороссийском (в Одессе) университете и знавший Александра Николаевича ранее по сочинениям последнего. Это знакомство было решающим моментом в жизни Кудрявцева: прот. Павловский, тогда уже заслуженный профессор, заканчивая 40-летнюю службу, решил оставить университет и потому при свидании с Кудрявцевым предложил последнему иметь в виду возможность перехода в университет на профессорскую кафедру. В октябре 1873 г Павловский ушел из университета, предложив еще в апреле того же года в свои преемники Кудрявцева. Совет университета, имея в виду отличные рекомендации проф. Павловского и ректора Леонтовича, — при чем первый говорил о капитально ученых статьях Кудрявцева богословского и церковно-исторического содержания, печатавшихся в одном из серьезнейших наших духовных журналов («Христ. Чтение»), из которых одна удостоилась лестного отзыва в отчете Обер-Прокурора Синода, — и зная, что Кудрявцев подробно изучал жизнь славянства, что для Новороссийского университета не могло быть безразлично, — избрал Александра Николаевича исправляющим должность профессора богословия без обязательства — приобрести докторскую степень.
26 декабря 1873 года Кудрявцев был рукоположен во священника, а с начала 1874 г. начал читать лекции в университете, при чем вступительная была напечатана в XIV т. «Зап. Имп. Новор. Университета».
13 марта 1874 г. А.Н. был назначен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях гор. Одессы и, кроме того, сам долго преподавал Закон Божий в Одесской городской Мариинской женской гимназии.
Летом 1875 г. перешел из Новороссийского университета в Московский известный знаток канонического права, проф. А.С. Павлов; заместить его кем-либо не удалось, и потому каноническое право с 1875 — 76 учебного года начал читать А.Н. Кудрявцев, занимая таким образом две кафедры.
29 марта 1880 г. он был утвержден в звании профессора богословия, а 1 июня 1883г. возведен в сан протоиерея; в 1885 — 86 г. закончились лекции Кудрявцева по каноническому праву, через два года (в 1888) почти состоялся переход Александра Николаевича на кафедру богословия в Московский университет (в Москву тянуло его по семейным обстоятельствам), но летом 1888 г. Кудрявцев заболел плевритом, больной вернулся в Одессу и 15 сентября того же года скончался от паралича сердца. Похоронен он на родине.

Не будем говорить - каков он был профессор, — об этом можно судить по „Краткому курсу лекций по православному богословию" (М., тип. М. Волчанинова, 1889 г., 8°. 406 стр.), изданному после его смерти вдовою и отличающемуся, по словам знатоков, обилием сведений и весьма систематическим изложением. Каноническое право Кудрявцев читал придерживаясь курса проф. Павлова, хотя и относился к нему самостоятельно.
В бытность профессором Новороссийского университета, А.Н. Кудрявцев произнес массу проповедей и поучений, ознаменовывая своим словом важнейшие явления жизни как г. Одессы, так и всей России; собрания его проповедей в отдельном издании не было сделано, — он печатал их в местных газетах и епархиальных ведомостях; перечень их занял бы слишком много места,- укажем только на первую его в Одессе „Речь при благодарственном Господу Богу молебствии в день воспоминания об основании (1 мая) Имп. Новорос. Университета" („Херсон. епарх. вед.“, 1874, № 11, стр. 245-246).
„Как проповедник, говорит А.И. Маркевич, А.Н Кудрявцев пользовался в Одессе большою популярностью; слушать его проповеди постоянно стекалось высшее одесское общество. Но не решимся сказать, что проповеди его были согреты теплым чувством,- они скорее отличались энергией и страстностью и носили обличительный характер. А.Н. Кудрявцев был слуга церкви воинствующей".
„Как наблюдатель за преподаванием Закона Божия, продолжает Маркевич, он был очень придирчив, придавал значение всяким слухам, — впрочем лишь до того времени, пока сам не стал преподавателем. Только тогда он понял, что значить основываться на слухах и разговорах, — и с того времени одесские педагоги имели в нем отличного товарища. Л.Н. Кудрявцев был и очень крупным лицом в университетской жизни в течении 15 лет, деятельным членом Совета, участником в его комиссиях, редактором подаваемых университетом адресов и посылаемых поздравлений и т.п.“
В заключение отметим литературные труды А.Н. Кудрявцева, нам известные — за время его профессорства в университете. Немногие труды его имеют специальное значение, — большинство их отличаются публицистическим характером, — он был слишком живой человек и всегда спешил своим мощным словом поделиться с читателями по интересовавшим общество вопросам. Отсюда мы видим, что только немногие статьи его помещены в «Записках Импер. Новор. Университета» («Мохамеданская религия в ея происхождении, существе и отношении к религии христианской» (Публичная лекция), в XX т., 1876 г., стр. 359 -388; «Нищенство, как предмет попечения церкви, общества и государства», — актовая речь 1884 г., в 44 томе, и отдельно: Одесса. 1885, 8°. 89 стр.), а прочие напечатаны в разнообразных изданиях, как — в «Христиан. Чтении» 1876 г. («Рождественский вечер у славян»), в „Херсон. епарх. ведом. 1876 - 77 гг. (напр. «Христианския обязанности в отношении к войне и взаимному обращению между юношами и старцами»), в «Церковно-общественном Вестнике» 1879 г. („Отношение духовенства к церковному хозяйству", пять статей), в „Протоколах Юридическаго Общества" 1880 — 1881 г. („Речь о церковно-судебной реформе", произнесенная в заседании Общества; „Краткий очерк наиболее выдающихся трудов по церковному праву за последнее пятилетие 1875 — 1880 г."), в „Новороссийском Телеграфе" 1883 — 1884 г. („Исторический очерк христианской благотворительности", две публичные лекции, — изданы и отдельно: Одесса, 1883 г. 8°. II + 34 стр.; „Христианский взгляд на значение рукоделия в школе и жизни") и в друг. изданиях. Отметим также изданные две отдельно брошюры его: „Сравнительный очерк епархиальной деятельности по свечной операции". Одесса, 1879 г., 89 стр. и „Сравнительный очерк разных видов благотворительности". Одесса, 1884 года.

/Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность на различных поприщах общественной пользы. Собрал и дополнил А.В. Смирнов. Выпуск 1-й./
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Александров | Добавил: Николай (30.11.2016)
Просмотров: 1623 | Теги: Александровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru