«Радиогазета Как полнее освещать школьную жизнь? Что нужно сделать, чтобы учащиеся быстро узнавали все новости? Этот вопрос не раз ставили перед собой комсомольцы и члены ученического комитета. И вот решение пришло. Месяц тому назад в школе начала выходить радиогазета. Раз в неделю, по четвергам, по залу раздаются голоса дикторов — пятиклассника Виктора Козина и десятиклассницы Инны Звягинцевой, ведущих передачу по школьному радиоузлу. Через радиогазету школьники узнают, как обстоят дела с успеваемостью и дисциплиной в отдельных классах, как работают кружки, что делается по подготовке к Новому году, к предстоящим лыжным соревнованиям и т. д. Всех заинтересовала передача о шестиклассниках. В ней рассказывалось о примерных учениках и о тех, кто халатно относится к учёбе. Двойки, например, имеют Галина Сибирёва, Николай Газин, Валентин Куликов и Борис Щербаков. А учащиеся Федякова, Емельянов и Манасов плохо ведут себя на уроках и в перемену. — Учащиеся шестого класса! — призывает радио-газета. — Быстрее исправляйтесь и в учёбе, и в дисциплине! — В начале учебного года, — говорится в другом сообщении, — в школе был создан стрелковый кружок. В нём занимаются ученики 8 и 9 классов. Кружковцы ознакомились с основными видами стрелкового оружия и приёмами стрельбы. Проведены пробные стрельбы из малокалиберной винтовки. Узнали ребята и о работе физико-технического кружка, участники которого Муравьёв и Беспалов подготовили интересный доклад на тему «Методы записи и воспроизведения звука». Д. НЕБОСОВ, учитель Доклад председателя колхоза На днях в школе проходило комсомольское собрание. Было оно не совсем обычным: с докладом на нём выступил председатель колхоза имени 12 годовщины Октября Алексей Никитович Скрека. Он ознакомил комсомольцев с делами артели, особенно остановился на роли молодёжи в подъёме артельного хозяйства, призвал юношей и девушек после школы идти работать в колхоз. Кружок «Умелые руки» Хорошую инициативу проявили родители учащихся пятого класса. — Давайте научим ребят шить, вышивать, вязать, штопать, — заявили они на одном из собраний. Сказано — сделано. Кружок уже начал работать. На первом занятии мать ученицы пятого класса Гали Вавилкиной Елена Ивановна Вавилкина учила девочек штопать чулки. А. ЗОТОВА, классный руководитель Скоро каникулы Приближаются школьные каникулы. Начнутся они с весёлой новогодней ёлки. Во всех классах к новогоднему празднику идёт сейчас деятельная подготовка. Ребята шьют костюмы Деда Мороза, Снежинок, зайчат, лис, волков для общешкольного сценария который будет показан на ёлке. Разучиваются танцы «Полька», «Во саду — ли в огороде», «Берёзонька», новогодние песни, рассказы, стихотворения. Во время каникул школьники сделают экскурсии на Владимирский тракторный завод и завод «Автоприбор», побывают в областном драматическом театре. Лыжники примут участие в соревнованиях на приз газеты «Пионерская правда». И. КУКУШКИНА, пионервожатая» («ВК», 22 декабря 1956).
«Эстафета культуры В дни школьных каникул организуется межшкольная эстафета культуры. Цель её — лучше подготовиться ко второму областному слёту комсомольцев-школьников, который будет проходить в апреле. Самодеятельный коллектив Боголюбовской средней школы даст концерт в посёлке Оргтруд. Крюковские школьники побывают в гостях у улыбышевских учащихся, борисовские—у брутовских» («ВК», 3 января 1957).
«Забота и внимание С октября прошлого года я оставила работу в Боголюбовской школе и перешла на пенсию по старости. Но педагогический коллектив не забывает обо мне. Накануне Нового года на квартиру ко мне пришли учителя тт. Кузнецова, Дёмкина и Зотова. От имени всего коллектива они преподнесли мне подарок — отрез на платье и платок. Я глубоко благодарна учителям нашей школы за такую заботу и внимание. М. ЗАРИНА, пенсионерка» («ВК», 5 января 1957).
«Наставник и друг Из опыта работы классного руководителя Боголюбовской средней школы А.П. Зотовой Ясный зимний день. Мороз пробирается под пальто, щиплет нос, но юным лыжникам — пятиклассникам Боголюбовской школы это не помеха. Они возбуждены предстоящими соревнованиями на первенство класса. Всех волнует вопрос: кто будет впереди? Хороших лыжников нашлось немало, однако первенство у мальчиков поделили между собой самые ловкие — Витя Козин и Володя Потапов. Победительницей среди девочек вышла Таня Панова. Эти соревнования, как и многие другие дела, были организованы по инициативе классного руководителя Анны Петровны Зотовой. За 20 лет своей педагогической деятельности тов. Зотова накопила богатый опыт руководства детским коллективом. Работа её, как руководителя класса, интересна и содержательна. Заслуживает внимания то, что мероприятия, которые должны проводиться непосредственно в классе и пионерском отряде, составляются сообща, при активном участии всех ребят. И это правильно. Такой план отражает все запросы и интересы учащихся, он вполне реален и выполним. Основное, что ставится педагогом на первое место,— это создание единого, здорового ученического коллектива. Сделать это не так-то просто, но Анна Петровна находит нужные методы, в основу которых положены коллективный труд, прогулки, экскурсии, интересные сборы. — У нас всё делается всем классом,— говорит тов. Зотова. Пятиклассники быстро реагируют на малейшие нарушения дисциплины, сообща борются с неуспеваемостью. В течение первого полугодия, например, ученики Потапов, Станкевич и Репкин частенько получали двойки. Класс взял над ними шефство. Лучшие учащиеся следили, как эти ребята учат уроки, помогали им, в результате все трое закончили учебную четверть без двоек. Чувство коллективизма проявляется и в других делах. В летний период все пятиклассники активно работали в колхозе. Они первыми в школе начали сбор металлолома. При участии всего класса в дни зимних каникул поставили пьесу «Двенадцать месяцев». Готовятся подарки к Всемирному фестивалю молодёжи — вышивается ковёр «Петергофский дворец». Заботится классный руководитель и о привитии трудовых навыков своим воспитанникам. В классе организован кружок «умелые руки», занятия в котором ведут родители. Они учат детей шить, штопать, вязать, вышивать. На днях был проведён интересный сбор на тему: «Что я умею готовить?» Ребята сами подбирали продукты, учились ставить тесто, печь пироги, варить обед. Дело нашлось и девочкам мальчикам. Мальчики кололи дрова, носили воду, разделывали сельди, чистили картофель. Приготовленные кушанья попробовали за общим столом. Здесь же каждый юный повар поделился своим опытом. Подготовка этого сбора не обошлась без совета, классного руководителя. Ребята видят в лице Анны Петровны Зотовой своего наставника и друга, они делятся с ней своими мыслями, думами и стремлениями. И. ДУБИНОВ» («ВК», 29 января 1957).
«Лыжный кросс В минувшее воскресенье в Боголюбове проведен профсоюзный комсомольский кросс. В нем приняли участие около 200 лыжников района. Несмотря на неблагоприятную сырую погоду, многие участники кросса показали хорошие результаты. Первенство среди юношей занял Станислав Косуновский из Боголюбова, второе место присуждено Боголюбовскому спортсмену Валерию Морозову. Среди девушек победительницами вышли оргтрудовские школьницы Лидия Гришина и Ирина Сиднева. Лучшим лыжникам вручены Грамоты и ценные подарки. В. ЩЕРБАКОВ, секретарь РК ВЛКСМ» («ВК», 5 февраля 1957).
«В Боголюбовской средней школе состоялась встреча учащихся с писателями и поэтами города Владимира. Внимательно слушали школьники поэтов Александра Фомина, Владимира Томсона, Василия Кроткова, выступивших со своими стихотворениями, а также сказки Николая Сидорова. Ребята подготовили концертную программу, в которую были включены стихотворения местных авторов, песни, пляски. Н. ДМИТРИЕВ» («ВК», 9 февраля 1957).
«Экскурсия на фабрику Пионеры шестого класса Боголюбовской средней школы совершили экскурсию на фабрику «Организованный труд». Их здесь хорошо встретили, познакомили с работой приготовительного отдела и ткацких цехов. Ребята узнали, как вырабатывается ткань» («ВК», 12 февраля 1957).
«Кончилась третья учебная четверть. В Оргтрудовской, Добрынской и других школах района начались весенние каникулы. Много интересных мероприятий подготовлено на дни каникул для учащихся Боголюбовской средней школы. Здесь уже начались коллективные читки книги украинского писателя Янки Мавр «Т. В. Т.» (Товарищество воинствующих техников). Проводится шахматный турнир. Учащиеся собираются посетить Владимирский краеведческий музей, где ознакомятся с историческим прошлым нашего края. С. РОМАНОВА» («ВК», 28 марта 1957).
«Дружен, спаян третий класс в Боголюбовской средней школе. В этом большая заслуга пионервожатой отряда Вали Грязновой. Она вместе с учительницей тов. Дмитриевской проводит интересные мероприятия. Большую пользу принесли ребятам сборы «О дружбе», «Два мира — два детства» и другие. И. КУКУШКИНА» («ВК», 13 апреля 1957).
«До свидания, школа! Без мала девять месяцев назад вели родители своих малышей в первый класс школы. И вот последний звонок. Занятия закончены. — До свидания, школа! — прощаются ребята. Недавно они не умели ни писать, ни читать. А теперь уже прочитана вся «Родная речь» и много книжек из школьной библиотеки. Исписано за время учёбы много тетрадей. Первый год не прошёл даром. Ребята овладели основами грамоты. Не пропали труды учительницы Боголюбовской школы Клавдии Григорьевны Комаровой. Все её 26 учеников перешли во второй класс. Круглые пятёрки по всем предметам имеют в годовом табеле Витя Тихонов, Таня Комарова, Ира Умрышева. Стопроцентную успеваемость имеет также класс учительницы Полины Николаевны Суриковой. 32 ученика занималось во втором классе. 31 переведён в третий. Из 49 человек, обучавшихся в третьем классе, в четвёртый перешли 45. Ребята тепло прощаются со своими учителями до первого сентября. Летом многие дети побывают в пионерском лагере, будут помогать своим родителям в работе на огородах, прочтут новые книги, посмотрят кинофильмы» («ВК», 28 мая 1957).
«Идут экзамены! 30 мая в школах начались экзамены, которые держат учащиеся седьмых и десятых классов. ...День выдался пасмурным. Но не до погоды было семиклассникам и выпускникам Боголюбовской средней школы. Празднично одетые, раньше обычного пришли они в школу. Оживленные разговоры о темах сочинений, о математических задачах. Отрадно было слышать уверенные голоса: — Справимся. Девять часов утра. Долгожданный звонок разносится по всей школе. 57 юношей и девушек, сдающих экзамен на аттестат зрелости, садятся за парты. За столом, украшенным живыми цветами,— экзаменационная комиссия. Её председатель, директор школы Борис Сергеевич Невский поздравляет учащихся со знаменательным днём начала экзаменов и желает им отличных успехов. Вскрывается пакет. Объявляются темы сочинений. Произведения Маяковского, Гоголя, Шолохова. В зале всеобщее оживление. Темы выбраны. Через минуту воцаряется глубокая тишина, подчёркиваемая скрипом перьев. Лариса Кузнецова избрала вторую тему — «Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» — гениальная сатира на крепостническую Россию». Готов и эпиграф: Там люди, в кучах за оградой, Не дышат утренней прохладой... И просят денег да цепей... (А. ПУШКИН). Многие избрали первую тему — «Ленин, партия и народные массы в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Татьяна Шахова ставит эпиграфом к сочинению любимые строчки из поэмы: Партия и Ленин — близнецы братья, — Кто более матери-истории ценен? Мы говорим — Ленин, подразумеваем — партия, Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин. А 30 семиклассников в это время выполняли письменную работу по алгебре. Организованно, в спокойной и деловой обстановке прошёл первый экзамен. Хорошие результаты дали учащиеся 10 класса. В тот же день начали сдавать экзамены на аттестат зрелости 25 молодых рабочих, колхозников и служащих, обучавшихся в Боголюбовской школе рабочей молодёжи. 12 человек в этой школе сдают экзамены за семилетку. И. ДУБИНОВ» («ВК», 4 июня 1957).
«Увлекательная игра Недавно в Боголюбовской средней школе была проведена увлекательная игра «Пропавшее знамя». В ней участвовало более 20 ребят. До начала игры они разделились на две группы, одна из которых во главе с учительницей Синдеевой прятала знамя в лесу, а другая, с пионервожатой Кокушкиной, отыскивала его. Игра длилась более пяти часов. Когда знамя било найдено, все школьники с весёлыми песнями возвратились домой. И. МИХАЙЛОВА» («ВК», 22 июня 1957).
«В ДОБРЫЙ ПУТЬ! Суббота, 22 июня. Необычно выглядела в этот день Боголюбовская средняя школа. Перила лестницы, ведущей в верхний зал, увиты зелёными ветками. В вестибюле на тумбочке—огромный букет цветов, а чуть выше, на стене—плакат со словами: «Добро пожаловать!». Цветы на подоконниках в зале, на столе, покрытом красной скатертью, у портрета любимого вождя и учителя Владимира Ильича Ленина. К 4 часам дня в школу начали собираться её нынешние выпускники. Все они нарядны, взволнованы. Ещё бы! Ведь сегодня у них большой праздник - юноши и девушки, окончившие школу, получают аттестаты зрелости. Играет духовой оркестр. Приходят гости, родители. В зале наступает тишина. Внимательно слушают десятиклассники напутственные слова директора школы тов. Невского. — 53 выпускника получают сегодня аттестаты зрелости,— говорит Борис Сергеевич Невский. — Настала пора по-настоящему взглянуть, как вы готовы к самостоятельной жизни. А молодёжь ждут сейчас большие дела. Вам предстоит стать достойным пополнением рабочего класса, взяться за руль тракторов, приложить силы на колхозных полях и фермах. Своими успехами в трудовой жизни вы порадуете родную школу, нас, ваших учителей. — Много лет пройдёт, но этот день вы не забудете, — говорит, обращаясь к выпускникам, первый секретарь райкома КПСС тов. Морозов. — Школьные годы хороши, но лучшее время у вас впереди. Для молодого поколения советская страна широко открыла все дороги. Ваши знания нужны в трудовых делах, где они ещё больше закрепятся, расширятся на практической работе. Тов. Морозов говорит о задачах, которые поставили партия и правительство перед работниками промышленности и сельского хозяйства, о том, какую роль призвана сыграть молодёжь. С волнующими, тёплыми словами привета обратились к своим бывшим ученикам учителя Клавдия Григорьевна Комарова и Манефа Владимировна Кузнецова. — Ещё в начальной школе мы учили с вами стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?», — говорит тов. Комарова. — И вот настало время выбирать профессию. Коллектив учителей желает вам всего хорошего в трудовой жизни, где каждый из вас найдёт своё достойное место. Пожеланий было много. Затем наступает самая торжественная минута — вручение аттестатов зрелости. К столу один за другим подходят выпускники. Хорошим отметкам радуются Татьяна Шахова, Фаина Куликова, Лариса Кузнецова и другие. Вячеслав Лёзов представлен к награждению золотой медалью, Галина Тонкошкур — серебряной. В зал под музыку, с букетами цветов входят воспитанники детского сада. Малыши приветствуют тех, чьи места скоро займут за школьными партами, тех, кому все сегодня говорят: — В добрый путь! А путь впереди действительно большой. Люба Пронягина, Ирина Леонова, Зоя Кулакова, Константин Борисов и другие выпускники скоро встанут к станкам на заводах. Валентина Крайнова, Ольга Глухова уже начали трудиться в родном колхозе. Везде нужны сильные молодые руки, смелый, пытливый ум. Р. СТЕПАШИНА
Остаёмся в колхозе Хорошо у нас в Суромне. Село зелёное, красивое. Много в нём новых домов, тенистых садов. А вокруг раскинулись поля, глазом их не окинешь. На полях, в колхозном саду, на животноводческих фермах трудится сейчас много молодёжи. Среди них Александра Харитонова, Мария Виноградова, Валентина Кириллова и другие девушки, окончившие Боголюбовскую среднюю школу. Я тоже очень люблю сельское хозяйство и по примеру подруг твёрдо решила остаться в родном колхозе. Раньше я работала в поле только в каникулы. Теперь целиком смогу отдать свои силы и время любимому делу. Решила остаться в колхозе после окончания десяти классов и Ольга Глухова. Уверены, что работа в колхозе не помешает нам продолжать образование.
Юноши и девушки, выпускники средних школ! Оставайтесь в своих колхозах! Отдадим молодые силы дальнейшему подъёму сельскохозяйственного производства! К этому призывает нас родная Коммунистическая партия. Валентина КРАЙНОВА Встану к станку В Боголюбовской средней школе я учился последние три года, заканчивая здесь десятилетку. Откровенно говоря, расставаться с родным классом, с учителями немножко грустно. Много хороших воспоминаний останется о школьных годах. Во время учёбы я особенно увлекался физикой и химией. С удовольствием занимался практическими работами, знакомился с электротехникой. Свою будущую специальность выбрал заранее. Решил твёрдо — пойду на производство, поработаю у станка, а затем буду продолжать учёбу. Константин БОРИСОВ» («ВК», 25 июня 1957).
«У походного костра Ещ задолго до конца учебного года боголюбовские школьники заговорили о походе. Им хотелось получше узнать родной край, поближе познакомиться с его природными условиями и богатствами. Посоветовались, подумали и все вместе выбрала маршрут. Решили идти от Боголюбова до Судогды. Сразу же после этого развернулась подготовка к предстоящему походу. Готовили рюкзаки, обувь и другое походное снаряжение. И вот наступил долгожданный день. Ещё заранее мы условились, что часть пути проедем на катере по реке Клязьме. Так и сделали. Правда, в день отъезда погода не могла порадовать юных путешественников, шёл дождь, но настроение у всех было бодрое и в поход вышли точно в назначенный срок. На катере «Мирный» доехали до деревни Богданцево. Здесь решили остановиться на ночлег. Ночевали в лесу у костра. Как только выбрали место ночёвки, все ребята дружно взялись за работу. Одни расчищали поляну для палатки и костра, другие заготовляли хворост, носили воду. Через несколько минут палатка уже стояла на месте, в ведрах, подвешенных над костром, булькала вода, варился походный ужин. Хорошо поужинать на свежем воздухе! И суп, и каша, попахивающие дымком, кажутся очень вкусными. После сытного ужина стали располагаться на ночлег. В палатку натаскали свежих веток. У костра остался один дежурный, чтобы поддерживать огонь. Первым костровым у нас был Боря Щербаков. «Вахта» его была нелёгкой. С 3 часов ночи начался дождь. Не прояснилась погода и утром. Пришлось порождать дождь в Богданцевской школе. И снова в путь. Но вот и Судогда. Здесь отдохнули, и после обеда организованно направились на стекольный завод «Красный химик». Радушно встретили нас рабочие завода. Всё показали, обо всём, что интересовало, подробно рассказали. Узнали мы откуда поступает сырьё, где и как оно хранится. Были в стекловарочном цехе и на других участках производства. На память о посещении завода взяли с собой, подаренные стекольщиками, образцы обрабатываемых ими материалов и готовые изделия. Оставшееся до вечера время решили провести в лесу. Пошли по шоссейной дороге в направлении Мурома. В четырёх километрах от Судогды, на лесной поляне, любовались большим водяным фонтаном, поднимающимся от земли более чем на три метра. Как потом выяснилось, геологоразведочная партия здесь бурила скважину и дошла до водоносного слоя. В Судогодском районе мы посетили машинно-тракторную станцию, Муромцевский лесотехнический техникум, птицеферму совхоза «Пионер». Ребята с большим интересом слушали рассказы птичниц о содержании цыплят, кур-несушек и утят. Птицеферма в совхозе очень большая. Её работники заявили нам, что поголовье птицы в нынешнем году они решили довести до 60 тысяч. Здесь же, в совхозе, мы засмотрелись на большой искусственный водоём, по зеркальной поверхности которого плавали утки. Пошёл пятый и последний день нашей походной жизни. С утра все пошли к реке Судогде. Измеряли её глубину, наблюдали за точением, а потом побывали на мельнице. Вечером этого же дня участники похода были во Владимире, откуда пешком шли до Боголюбова. Поход явился не только хорошим отдыхом для школьников. Он принёс им много пользы. Ребята собрали гербарии, принесли с собой экспонаты со стекольного завода. А главное — они многое узнали, многое увидели своими глазами, и многому научились в пути. В. СИНДЕЕВА, учительница. И. КУКУШКИНА, пионервожатая» («ВК», 11 июля 1957). «Классы обновляются В классных комнатах Боголюбовской средней школы не слышно сейчас детских голосов. Но школьное здание не опустело. Сейчас в нём хозяйничаю штукатуры, маляры, печники. Они заботливо ремонтируют печи, белят стены и на днях начнут их покраску масляной краской. — Хочется сделать классы и залы уютнее, светлее, чтобы ребятам было лучше заниматься в них,— говорят строители. Л. ГОРДЕЕВА» («ВК», 30 июля 1957). «Хмурившееся с утра небо к 8 часам начало проясняться, выглянуло солнце, как бы приветствуя нарядных, направляющихся в школу, ребят. В школьные двери уверенно, как хозяева, входят десятиклассники. Волнуясь, робко переступают порог школы первоклассники. Учебный год в Боголюбовской средней школе начался с традиционной линейки, на которой директор тов. Невский поприветствовал ребят и пожелал им успехов в учёбе. Начинаются первые уроки. В 5 «Б» классе — русский язык. Учительница Анна Петровна Зотова рассказывает пятиклассникам о богатстве нашего языка. Затем начинается повторение пройденного ранее. Ребята хорошо знают, что называется предложением, уверенно разбирают
его по членам. В 7 и 10 классах были уроки алгебры. Но давайте заглянем к тем, кто 2 сентября сел за парты впервые. На первом уроке учительница Лидии Ивановна Бединова рассказала ребятам о школьных правилах: как нужно сидеть за партой, поднимать руку, класть и вынимать портфель, доставать из него книгу. И вот на партах новенькие в зеленой обложке буквари. — Давайте откроем вторую страницу,— предлагает Лидия Ивановна, — и посмотрим, что изображено на картинке. Желающих отвечать нашлось много. Серёжа Белых заявил, что это первоклассники, Лариса Щербакова утверждала, что это школьники разных классов. — Да, это первоклассники, — говорит учительница,—
видите, какие они маленькие. Затем весь класс разучивает стихотворение «Первое сентября». Ребята семилетки Сегодня в первый раз По всей стране Советской Шагают в первый класс. В большой и светлой школе Для всех открыта дверь. Мы все пришли учиться, Мы школьники теперь. Раздаётся звонок. Маленькие школьники выстраиваются и идут на перемену. В светлом просторном зале начинаются игры. А тем временем ученики других классов делятся впечатлениями о прошедших летних каникулах. Вспоминаются походы, лагерная жизнь, поездки в Москву. Р. СТЕПАШИНА» («ВК», 3 сентября 1957).
«В Боголюбовской средней школе Дать детям знания по основам производства, ознакомить их с устройством некоторых машин и станков, научить изготовлять простейшие предметы домашнего обихода — к этому стремится коллектив Боголюбовской средней школы. Мы входим в просторное помещение школьной мастерском. В прошлом году здесь было пустынно и невзрачно. Теперь мастерская преобразилась. Школа приобрела токарный и сверлильный станки, 17 слесарных тисков, большой набор инструмента. Для распиловки деревянных брусьев установлена циркулярная пила. Это приобрела школа. А сколько сделали сами ребята для своей мастерской! ... Урок труда идёт в шестом классе. Учащиеся уже знают, как надо производить распиловку дерева, научились строгать, долбить, производить разметку. Витя Козин и Саша Иконников даже умеют работать на токарном станке по дереву. Их руками сделана хорошая вешалка для своего класса. А вот Вадим Репкин и Татьяна Никонова уроки труда посвящают изготовлению киянок для мастерской. И сейчас они стоят у токарного станка и вытачивают круглые ручки к ним. Другие ученики в это время изготовляют цветочницы, табуретки, ручки для молотков, пил, топорища. Более сложные работы выполняют семиклассники. Борис и Володя Егеревы на маленьком токарном станке самостоятельно вытачивают болты для крепления слесарных тисков к верстакам. Закончив эту работу, они займутся! изготовлением гаек, нарезкой у них резьбы. Успешно эти ученики занимаются и столярным делом. Они решили изготовить для учительской и своего класса несколько круглых столиков под цветы. Это дело подвигается у них быстро. Скоро все столики будут готовы. Как это интересно! Чем бы заняться после уроков? Этот вопрос не приходится задавать учащимся. В школе постоянно работают кружки: радиотехнический, хоровой, исторический, литературный, физкультурный. Выбирай любой! Десятки старшеклассников предпочитают заниматься в радиотехническом кружке, которым руководит преподаватель физики Михаил Александрович Слонов. Кружковцы учатся пользоваться киноаппаратурой, изучают устройство и принципы работы радиоприёмников. Все ребята могут самостоятельно сделать у себя дома электро-и радиопроводку, изготовить усилитель, выпрямитель. Членами кружка изготовлено много приборов для школьного радиоузла. А накануне нового года они изготовили немало ёлочных украшений. К новогоднему празднику Наступает Новый год — весёлый праздник ёлки и зимы. К нему кружковцы развернули всестороннюю подготовку. Танцевальный коллектив учащихся 4-х классов под руководством пионервожатой И.М. Кукушкиной подготовил несколько новых номеров, с которыми он выступит на празднике. Ребята увидят чешский танец «Пастушок», русские танцы «Во поле берёзонька стояла», «Снежинки» и специальный «Новогодний танец». Новую программу выступлений подготовил хоровой коллектив 2—5 классов. С сольным пением выступит ученица 10 «Б» класса Аля Куликова — обладательница мягкого, красивого голоса» («ВК», 28 декабря 1957). «<ШКОЛЬНИКИ СОБИРАЮТ ЗОЛУ Окончив учёбу или до начала занятий, учащиеся Боголюбовской средней школы берут ведра и направляются по селу собирать золу для колхоза. Особенно активно трудятся младшие школьники. Между классами развернулось соревнование. Ученики 4 «Б» класса, где учителем Вера Николаевна Данилова, уже собрали 13 центнеров золы. Впереди всех ребят идёт сейчас Петя Зотов. На его счету уже более 20 вёдер золы. Много ценного удобрения собрала Лида Игнатьева. Всего учениками начальных классов заготовлено 5 тонн золы. И. МАРЬЯНОВ, колхозник» («ВК», 11 февраля 1958).
«Физико-химический вечер В Боголюбовской средней школе был организован физико-химический вечер. Проводился он под руководством преподавателя химии тов. Кузнецовой и преподавателя физики тов. Слонова. Кроме докладов по отдельным темам, на вечере демонстрировались опыты. Например, с помощью специальных реактивов образовывались облака. Из простой, прозрачной жидкости получалась жидкость трёх цветов. В задачу школьников — участников вечера — входило правильно определить, как действуют отдельные химические вещества, как происходит реакция. Такие вечера помогают учащимся лучше усвоить материал, пройденный на уроках, вызывают интерес к занятиям физикой и химией. Л. ГОРДЕЕВА» («ВК», 20 марта 1958).
«Физкультурный вечер Физкультурный вечер интересно прошел в Боголюбовской средней школе. В нем приняло участие около 40 человек. Ученик 9 класса Вячеслав Мольков рассказал о тех успехах, которых добились за последнее время спортсмены нашей страны. Затем выступили физкультурники школы. Вольные групповые и индивидуальные упражнения исполнили мальчики и девочки. Среди индивидуальных исполнителей особенно следует отметить семиклассницу Римму Говорову. Пятиклассники Рыжов и Дубинин показали сценку «Весёлые акробаты». Девятиклассники Бородин и Ходасевич подготовили к вечеру две юмористические сценки — «В больнице» и «Случай на рыбалке». И. ДАЦУК, К. АНТОНОВА» («ВК», 17 апреля 1958).
«У памятника Владимиру Ильичу Ленину Ровным строем с развевающимся Красным знаменем, под звуки горна и дробь барабана шли пионеры Боголюбовской средней школы к памятнику Владимиру Ильичу Ленину, установленному в центре села Боголюбова у здания детских яслей. Здесь накануне знаменательной даты — 88-ой годовщины со дня рождения Владимира Ильича — состоялся сбор пионерской дружины. Четко отдают рапорта председатели советов отрядов. — Отряды к сбору готовы! 13 учащихся из 3 класса принимаются в пионерские ряды. В наступившей тишине отчётливо звучат слова торжественного обещания. Юные ленинцы обещают горячо любить свою Советскую Родину и выполнять заветы любимого Ильича. Ребят поздравляет директор школы Борис Сергеевич Невский. Юля Шорохова, только что принятая в пионеры, читает стихотворение «Красный галстук». Затем слово предоставляется преподавателю истории Дмитрию Даниловичу Разину. Он рассказал школьникам о замечательной жизни великого вождя и учителя, самого дорогого и близкого для трудящихся человека, друга детей Владимира Ильича Ленина. Стройно звучит песня «Ленин всегда с тобой!» Сбор окончен. Пионеры направляются в районный Дом культуры. Здесь состоялся концерт. Участники художественной самодеятельности спели песни о Владимире Ильиче, о счастливом детстве, рассказывали стихотворения. Был также поставлен отрывок из пьесы «Павлик Морозов». Пионеры остались довольны проведённым сбором и концертом, посвящённым годовщине со дня рождения родного вождя. Ребята расходились по домам с горячим стремлением во всем следовать по пути, указанному Ильичом, успешно овладевать знаниями, вырасти активными строителями коммунизма. И. КУКУШКИНА, ст. пионервожатая» («ВК», 22 апреля 1958).
«Боголюбовская средняя школа перед окончанием учебного года Педагогический коллектив нашей школы прилагает все усилия к тому, чтобы организованно закончить учебный год. Во всех классах повторяется пройденное, ликвидируется, отставание в прохождении учебных программ, проводятся практические занятия и экскурсии. Хорошо, например, прошла экскурсия в первом классе у учительницы тов. Бединовой. Целью этой экскурсии было расширить и уточнить словарь учащихся в связи с наблюдениями весенних явлений, в доступной форме для детей объяснить связь между явлениями природы. В ближайшее время намечается провести производственные экскурсии, чтобы закрепить знания учеников по физике, химии, машиноведению. Большое внимание уделяется устной и письменной проверке знаний учеников. Эта проверка осуществляется и учителями, и администрацией школы. Учитывая значительную нагрузку школьников в последней четверти, учителя стремятся разнообразить приёмы и методы преподавания. При решении примеров и задач на уроках математики в 5 классах преподаватели З.С. Рудакова и Е.П. Зобнина широко используют устный счёт, повторяют с ребятами изученные правила. Так, на уроках геометрии каждый ученик практически определял длину окружности и площадь круга. Это заинтересовало школьников, способствовало более глубокому усвоению ими материала. Учителя русского языка тт. Зотова, Колобкова, Мордвинова практикуют различные виды грамматического разбора, причём сочетают его с письменными работами. Отсюда — навыки грамотного письма и культуры речи. Усилена помощь отстающим ученикам: Многие ребята, отдохнув после уроков, снова приходят в школу и под наблюдением учительницы математики тов. Рудаковой выполняют домашние задания. Педагогический коллектив стремится к тому, чтобы привить учащимся практические навыки. Десятиклассники изучили устройство и принцип работы автомобиля. Многие из них уже хорошо управляют машиной. Выпускники могут также установить и проверить электросчётчик, знакомы с установкой и эксплуатацией некоторых промышленных приборов. Завершены практические работы по животноводству, проводится практика по растениеводству. Организована и уже приступила к работам в колхозе комплексная ученическая бригада, в которую вошли учащиеся 8—9 классов. Кроме того, школьники трудятся в колхозном саду, на парниках, на учебно-опытном участке. Но особое внимание уделяется подготовке к экзаменам. Учителя 10 классов проводят обзорные лекции. С семиклассниками и десятиклассниками, которым предстоит сдавать экзамены, проведены собрания и беседы. Сейчас для них организованы консультации. С чувством большой ответственности готовятся к экзаменам ученики 10 классов З. Егерева, В. Серебряков, К. Рябов, И. Каткова, В. Зобнина, Н. Невская и другие. Но, к сожалению, есть и такие, которые надеются на «авось». К ним нужно отнести Маркова, Константинову, Щербакову, Ильичёва, Козлова, Савинова. Все учащиеся должны понимать, что экзамены — серьёзная государственная проверка их знаний и навыков. Только тот сможет успешно их сдать, кто честно и добросовестно трудится, ежедневно повторяет пройденное. Большую помощь призваны оказать своим детям родители. Они должны создать учащимся необходимые условия для самостоятельной работы дома, организовать контроль за подготовкой ученика к экзаменам, выполнением режима дня. Всё сейчас должно быть подчинено тому, чтобы успешно завершить учебный год, а семиклассникам и десятиклассникам показать прочные, разносторонние знания на экзаменах. Н. АМОСОВ, заведующий учебной частью
Перед нами—путь большой Недалеко то время, когда мы расстанемся с родной школой. Школьные годы никогда не забудутся. С благодарностью мы будем вспоминать учителей, которые стремились дать нам больше знаний, чтобы мы увереннее шли по широкой жизненной дороге. Заканчиваются учебные занятия. Идёт подготовка к предстоящим экзаменам на аттестат зрелости. Сейчас каждую минуту времени приходится учитывать, использовать с большей пользой. Школа дала нам не только теоретические знания, но и практические навыки. На уроках машиноведения научились водить автомобиль, сможем установить электропроводку и т. п. По окончании десятилетки я думаю поступить в морское училище, чтобы потом бороздить водные просторы любимой Родины, открывшей перед вами все пути. Вячеслав СЕРЕБРЯКОВ Получили трудовые навыки У нас, десятиклассников, сейчас напряжённое время. Через несколько дней начнутся экзамены. И на уроках, и дома повторяем пройденное, ежедневно посещаем консультации. В классе проводятся политинформации. Мы находимся в курсе всех событий, знаем, что происходит в нашей стране и за рубежом. Знать об этом нам необходимо, скоро сами вступим на трудовой путь. Нужно сказать, что трудовые навыки многие из нас приобрели в школе. Я, например, летом прошлого года работал помощником тракториста, могу самостоятельно водить трактор. Увлекаюсь и радиотехникой. Кончу школу — пойду в радиотехническое училище или овладею специальностью механика по сельхозмашинам. Николай МИЗОНОВ
Готовимся к экзаменам К экзаменам я начала готовиться с третьей четверти. Повторяю пройденное и по учебной программе, и по билетам. Особое внимание обращаю на русский язык. Вспоминаю правила, просматриваю ранее написанные диктанты, изложения, чтобы не допустить сделанных когда-то ошибок. В нашем седьмом классе также хорошо готовятся к экзаменам Рита Горяева, Рита Игнатьева и другие. Римма ТОВАРОВА, ученица 7 класса Многое узнали Да, они и сейчас пока ещё самые маленькие в школе — эти девочки-первоклассницы с яркими бантиками в косичках, мальчики в школьных формах, старательно отутюженных материнской рукой. Но как они выросли за прошедший учебный год, сколько всего узнали! Мне хорошо запомнился тот день, когда Лариса Щербакова, Серёжа Белых, Вадя Богачёв, Таня Синдеева и другие ребята впервые сели за парты. Немногие умели читать и писать буквы. А теперь! Таня Синдеева показывает свою тетрадь. В ней уже немало пятёрок. Девочка пишет красиво, чисто. Таких тетрадей немало в классе. Это радует и ребят, и учительницу Лидию Ивановну Бединову. Научились первоклассники читать и считать, побывали на экскурсиях, сами посадили лук на пришкольном участке. Примечательно то, что на груди у малышей — красные звёздочки. С радостью сообщают дети, что недавно они стали октябрятами. На сборах вожатая Фая Федяева читает октябрятам книги, загадывает загадки и т.п. Класс стал дружным коллективом. Ребята сами осуждают тех, кто мог бы учиться лучше. — Ленивый у нас Вова Виноградов,— говорят они. И Вове стыдно. Придётся учесть эти замечания. Впереди у первоклассников — первые школьные каникулы. А на будущий год они уже станут не новичками, придут в школу, как в свой родной дом, чтобы узнать ещё больше нового и неизведанного. Р. СТЕПАШИНА» («ВК», 15 мая 1958).
«Заготовка крапивы для птицефермы Учащиеся Боголюбовской средней школы приняли на себя обязательство помочь колхозу заготовить крапиву для птицеводческой фермы и призвали последовать их примеру всех школьников района. Своё слово они подкрепляют делом. Силами учащихся уже заготовлено несколько центнеров хорошего витаминного корма» («ВК», 5 июня 1958).
«Окончена школа - в дорогу пора По-праздничному выглядит зал Боголюбовской средней школы. Нарядные, весёлые собралась сюда её выпускники. Их 40 человек. Многое узнали юноши и девушки, обучаясь в школе. У каждого связано с ней немало светлых и радостных дней. Николай Чинаков с увлечением рассказывает, какие предметы он больше всего любил, как учителя стремились развивать способности своих питомцев. Коля очень доволен, что е школе уделялось большое внимание политехническому обучению, привитию трудовых навыков. Тамара Кириллова, Маргарита Сочелина вспоминают, как они озеленяли стадион, помогали колхозникам закладывать фруктовый сад, убирать урожай. — Ну как, девушки, жалко расставаться со школой?— спросили мы выпускниц. — И жалко, и радостно,— ответили они.— Жалко потому, что привыкли к учителям, к коллективу, привыкли к тому, что каждый день берёшь в руки книги и спешишь на уроки. А радостно оттого, что впереди — большой путь, широкая жизненная дорога, которая зовёт и манит. ...За столом, покрытым красной скатертью и украшенном живыми цветами, занимают места руководители школы, учителя, лучшие учащиеся, представители общественных организаций. Вечер, посвящённый вручению аттестатов зрелости выпускникам школы, открывает тов. Невский, Он горячо поздравляет десятиклассников с окончанием школы и желает им счастливого пути в самостоятельную жизнь. В торжественной обстановке выпускникам вручаются аттестаты зрелости. Лучшие ученики — Вячеслав Серебряков и Ирина Каткова — представлены к награждению серебряными медалями. С приветственными речами обратились к выпускникам заместитель председателя райисполкома тов. Ершов, секретарь райкома ВЛКСМ тов. Иванов, заведующий учебной частью школы тов. Амосов, классные руководители тт. Дёмкина и Прихудайлова. От имени родителей выступила тов. Чибизова. Все они призвали юношей и девушек активно трудиться, идти работать в колхозы, на производство, продолжать образование. Р. СТЕПАШИНА» («ВК», 28 июня 1958).
«Мы в походе побывали Многие мальчики и девочки любят попутешествовать по родному краю с рюкзаком за плечами. Юных туристов не страшат ни дождь, ни ветер, ни ночёвки в лесу у костра. Недавно побывали в походе учащиеся Боголюбовской средней школы. Маршрут похода мы разработали заранее — решили пойти в село Орехово, Ставровского района — на родину великого учёного, отца русской авиации Н.Е. Жуковского, а также побывать на пришкольном участке в Ставровской школе. К путешествию готовились заранее. Те, кто шёл в первый раз, шили рюкзаки, подбирали удобную обувь и т. д. Но большинство ребят — Люся Скрека, Валя Белова, Володя Козин и другие — уже бывали в походах и нужные вещи у них сохранились. Позаботились и о питании. На Владимирской туристической базе закупили мясные консервы, сгущённое молоко, лапшу, крупу, сахар. Картофель, хлеб и молоко решили покупать в пути. И вот наступил день похода. Утро было солнечным, тёплым. К 7 часам собрались в школу. До Ставровского поворота ехали на машине, дальше продолжали путь пешком. Шли с песнями, любовались природой, на привале приготовили обед. Первую ночь провели в лесу неподалёку от Ставрова. На второй день мы уже были в Орехове. Здесь, в музее подробно ознакомились с жизнью и деятельностью Н.Е. Жуковского, внимательно осмотрели все экспонаты, комнаты, где жил и работал учёный. Интересным был и третий день нашей походной жизни. В этот день мы осматривали пришкольный участок в Ставрове. Хорошо здесь поставлено дело. Все культуры распределены по сортам, дорожки засажены цветами. В междурядьях сада — люпин, клевер. Школьники своими руками строят теплицу. В последующие дни, а всего в походе мы были 5, шли пешком по лесным и полевым дорогам. Когда уставали, то делали короткие привалы и снова продолжали путь. Домой ребята вернулись загорелыми, довольными. И. КУКУШКИНА, старшая пионервожатая» («ВК», 15 июля 1958).
«Сбор пионерской дружины 27 октября зал районного Дома культуры заполнили пионеры Боголюбовской средней школы. Отряды выстроились ровными рядами. Сдаются рапорта — пионерская дружина к торжественному сбору, посвящённому 40-летию ВЛКСМ, готова! Раздаются звуки горна, вносится знамя дружины. Затем начинается самое волнующее — приём в пионеры. Саша Карев, Люся Андреева и другие ребята дают торжественное обещание. Семиклассники повязывают мальчикам и девочкам, вновь влившимся в дружную пионерскую семью, красные галстуки. На этом сборе первоклассники были приняты в октябрята. Радостно блестели глаза малышей, когда прикрепляли звёздочки к их груди. Пионервожатая школы Н. Кокина объявила ребятам, что к ним в гости пришли бывшие комсомольцы. Старшие товарищи поделились с пионерами своими воспоминаниями. С. РОМАНОВА» («ВК», 30 октября 1958).
«Трудовое воспитание надо улучшать Трудно сейчас найти родителей, которых не волновала бы судьба школы. Нас радует предстоящая перестройка школьного образования, приближение его к жизни. Правильно ставится вопрос, чтобы юноша или девушка имели крепкие трудовые навыки, приобретали профессию в процессе учебы. Первые шаги в этом уже сделаны. Это видно и на примере нашей Боголюбовской средней школы, где в десятом классе учится мой сын Вячеслав. Нынешним летом он вместе с другими школьниками работал в колхозе. Изучает автодело. В школе есть учебная мастерская, физический и химический кабинеты, пришкольный участок. Учащиеся, начиная с младших классов, приучаются к труду. И все же того, что делается сейчас — мало. Окончившие школу определённой профессии не приобретают, сразу пойти на работу они не смогут, выпускникам опять, нужно учиться что-то делать практически. Трудовое воспитание в школе необходимо улучшать, готовить учащихся к работе на предприятиях, в колхозах, совхозах. Н. ГУРЕЕВА» («ВК», 25 ноября 1958).
«Так работает родительский комитет Значительно активнее, чем в предыдущем 1957 — 1958 учебном году, работает сейчас родительский комитет Боголюбовской средней школы. По его инициативе организована группа продлённого дня. Учащиеся, которые по каким-либо причинам не могут нормально заниматься дома, выполняют домашние задания под наблюдением учителей в школе. Это положительно сказывается на успеваемости. В первом полугодии был проведён платный концерт. Собранные деньги — 1295 рублей — пошли для оказания материальной помощи нуждающимся в этом учащимся. Члены родительского комитета принимают участие в организации детских утренников, следят за санитарным состоянием школы. Все вопросы, связанные с жизнью школы, обсуждаются на заседаниях родительского комитета. На днях перед родителями выступила директор школы Л.В. Морозова. Она рассказала о предполагающейся перестройке школы в связи с Законом, принятым сессией Верховного Совета СССР, о том, что нового намечается в пионерской работе. С. РОМАНОВА» («ВК», 22 января 1959).
«В текущем учебном году коллегия Министерства просвещения РСФСР приняла решение о перенесении курса Конституции СССР из седьмого в десятый класс. Десятиклассники получили возможность более глубоко изучать права и обязанности граждан СССР. 19 февраля в Боголюбовской средней школе шёл очередной урок по Конституции СССР. Однако тему урока «Личная собственность граждан СССР» объяснял не учитель, а адвокат народного суда А.Я. Здоровая, приглашённая для этой цели в школу. Тов. Здоровая доходчиво и ясно осветила учащимся вопросы об охране личной собственности законом, о наследовании её по закону и завещанию и другие. Яркие и живые примеры, которые приводила тов. Здоровая, вызвали большой интерес у учеников. Многочисленные вопросы, заданные тов. Здоровой, наглядно показали, что урок прошёл с большой пользой для выпускников школы. И. МИХАЙЛОВ» («ВК», 24 февраля 1959).
«В Боголюбовской средней школе прозвенел звонок, известивший об окончании урока. Учащиеся высыпали из классов. Кто-то из ребят предложил: — Пойдемте, посмотрим цыплят. — Пойдёмте, пойдёмте! — послышалось в ответ. Группа учащихся начальных классов, сопровождаемая учительницей, выстроилась возле помещения, в котором разместились питомцы школы. На двери — надпись, выведенная мелом: «Посторонним вход воспрещён». Но ребята не чувствуют себя посторонними. Нет, эта надпись их не касается. Здесь — производственный цех школы, хозяйство самих учащихся. Мальчики и девочки на ходу предупреждают друг друга: — Побыстрее закрывайте дверь, а то ещё напустим холода. Цыплята любят тепло. Да, тепло в цыплятнике обязательно. И об этом позаботились учащиеся. Школьники которые несут дежурство, подносят дрова, топят печи. Воспользовавшись переменой, дети любовно осматривают пернатых питомцев. Им всё интересно. Но, вот снова послышался звонок. Пора в классы. Учащиеся садятся за парты, открывают тетради, выходят отвечать к доске... А тем временем на школьной птицеферме продолжается работа. Трудовую вахту нынче несут старшеклассницы Людмила Комарова, Валентина Васильева, Алла Першина. Им помогают младшие товарищи Света Слыш, Рая Черкасова, Таня Ерёмина, Коля Барсанов. Дел немало. Школа привезла с инкубаторно-птицеводческой станции 4000 цыплят. Нужно приготовить и раздать им в положенный срок корма, налить в поилки свежей воды, помыть полы, кормушки и посуду. Учащегося пятого класса Колю Барсанова мы встретили с охапкой дров, напиленных и наколотых самими школьниками. Коля по-хозяйски подбросил несколько поленьев в печку, плотно прикрыл топку. Через несколько минут он уже нёс кастрюлю с водой, подогретой на плите в соседней комнате. Дежурные внимательно следят за цыплятами. Для своих питомцев учащиеся сделали тесовые клетки, застлали пол соломенными матами. Вместе с преподавателем по труду Вячеславом Львовичем Дороновым в подготовке помещения к приёму молодняка участвовали Виктор Лаврентьев, Вячеслав Мольков, Вадим Репкин, Алёша Шафоров, Витя Козин. Звенели пилы, дружно стучали молотки. В течение двух дней всё было готово. — Мы привезли цыплят в первой декаде марта, хотя раньше намечали сделать это лишь 10 апреля, — рассказывает директор школы Людмила Владимировна Морозова. — Однако изменение сроков не помешало хорошо подготовиться к приёму молодняка. Ребята поработали на славу! На школьной птицеферме постоянно бывают учителя Манефа Владимировна Кузнецова и Александра Васильевна Платонова. Они помогают учащимся лучше организовать уход за молодняком, руководят работой. Тепло встречают школьники и зоотехника районной инспекции по сельскому хозяйству Валентину Леонидовну Ляшкевич, которая рассказывает им, как нужно кормить цыплят, какой температурный режим следует поддерживать в помещении. Внимательно слушают дети советы специалиста. Они знают, что всё это пригодится в жизни. Пернатых питомцев школьники выращивают для родного колхоза имени Сталина. Они стремятся помочь ему успешно выполнить обязательства по увеличению производства животноводческих продуктов. А обязательства высокие. Уже в нынешнем году колхоз должен получить 75 центнеров мяса на сто гектаров сельхозугодий. Для этого требуется привести в действие все имеющиеся резервы. Большое, хорошее дело начал коллектив Боголюбовской средней школы. Участвуя в развитии общественного птицеводства, учащиеся вносят практический вклад в семилетку. Их замечательный почин заслуживает всемерной поддержки и самого широкого распространения. К. ВАСИЛЬЕВ» («ВК», 14 марта 1959).
Десятиклассница Валентина Васильева насыпает пшено в кормушки. Ученица 5 «А» класса Шура Кузнецова в школьном цыплятнике. (слева направо): ученица 10 класса Валентина Васильева, зоотехник райсельхозинспекции В.Л. Ляшкевич, пятиклассники Таня Еремина и Коля Барсанов в цыплятнике.
«В гостях у добрынских ребят Воскресное утро выдалось ясное, морозное. Это очень обрадовало боголюбовских школьников. В воскресенье они вместе с преподавателем физкультуры Н.М. Сиреновой собрались сходить на лыжах в гости к добрынским ребятам. Васю Курлова, Толю Рыжова, Веру Потапову и других боголюбовских учащихся интересовало, как же в Добрынском организовали работу по уходу за телятами, что там нового. В Добрынской семилетней школе ждали гостей. Их пригласили сходить на ферму. Вскоре сюда же пришли и юные животноводы во главе с учительницей. Они кормили и поили своих питомцев. Дали телятам сена, в корыта насыпали концентратов, налили тёплой воды. — По всему было видно, — рассказывают Боголюбовские школьники, что телята очень привыкли к мальчикам и девочкам, которые ухаживают за животными заботливо, с охотой. Добрынцы показали своим гостям кроликов. Их пока только три. — Но скоро будет больше, — заявили ребята. Во время беседы учащиеся Добрынской школы говорили о своих делах, о том, что они ведут уход за 12 телятами, расспрашивали новых друзей, что у них хорошего. На прощанье сказали, что придут в Боголюбовскую школу посмотреть, как боголюбовские ребята выращивают цыплят и кроликов. В. ЯКОВЛЕВ» («ВК», 19 марта 1959).
«Хорошо отдохнуть после напряженной учёбы. В Оргтрудовской, Боголюбовской средних, Юрьевецкой семилетней и Добрынской начальной школах идут весенние каникулы. В дни каникул школьники совершают массовые прогулки, экскурсии. На читательских конференциях обсуждают любимые книги, готовятся к смотру художественной самодеятельности, который будет проходить 29—30 марта. Весело отдыхают боголюбовские учащиеся. В понедельник в районном Доме культуры проходил детский утренник. На него собралось около 80 учащихся начальных классов. На утреннике малыши рассказывали сказки, пели песни. Много радости принесли детям аттракционы. Н. МИХАЙЛОВА» («ВК», 24 марта 1959).
«В Суромнском клубе. Когда над селом сгущаются сумерки и в домах зажигаются огни, суромнские колхозники идут в свой клуб, чтобы культурно отдохнуть, посмотреть кинофильм, послушать лекцию или беседу, принять участие в репетиции к очередному концерту художественной самодеятельности. В клубе работают хоровой и драматический кружки. Активно участвуют в них Антонина Китаева, Антонина Авсентьева, Ольга Глухова, Владимир Борзов и другие. Часто в гости к колхозникам приходят учителя Боголюбовской средней школы. Труженики села встречают их радушно. Директор школы тов. Морозова прочитала в клубе лекцию о воспитании у детей честности и правдивости. Она также рассказала колхозникам и о том, какими путями будет осуществляться перестройка работы школы. С лекцией «Богатства нашей Родины» выступила преподаватель географии тов. Синдеева. Перед колхозниками выступали и другие учителя. Лекции, беседы, как правило, увязываются с делами колхоза, с задачами, поставленными XXI съездом КПСС. Наглядная агитация, оформленная в клубе, говорит о новом семилетием плане, призывает колхозников активно включиться в его выполнение. Л. БУЙНОСОВА, инспектор отдела культуры» («ВК», 7 апреля 1959).
«Когда нет тесной связи... А. ПЛАТОНОВА, секретарь парторганизации Боголюбовской средней школы Перед школами стоит большая задача — привлечь учащихся к работе в колхозах. Эту задачу мы должны решать в тесной связи с правлениями сельхозартелей, что не всегда удаётся сделать. Взять, например, правление колхоза имени Сталина. Со стороны его чувствуется какое-то недоверие к делам боголюбовских школьников. В решении целого ряда вопросов школе не оказывается помощи. Кроликов мы купили, а кормов нам не выделяли. Учащиеся с желанием стали бы ухаживать за телятами, однако телят колхоз не даёт. Такое же недоверие было и тогда, когда школа брала цыплят. Но четыре тысячи цыплят взято и выращиваются они как требуется. Не захотел председатель колхоза тов. Карпов отдать ненужный колхозу задний мост для школьной автомашины, хотя он прекрасно знает, что водят автомашины старшеклассники, которым в ближайшем будущем может быть предстоит работать в том же колхозе. Правлению колхоза имени Сталина нужно повернуться лицом к школе» («ВК», 11 апреля 1959).
«День рождения В.И. Ленина отмечается и в школах нашего района. Так, например, в Боголюбовской средней школе учителя проводят по классам беседы о жизни и деятельности Владимира Ильича. Сегодня у памятника Ленину будет проведена торжественная пионерская линейка, на которой третьеклассники будут приняты в пионеры» («ВК», 23 апреля 1959).
«В субботу, 30 мая, в районном Доме культуры состоялся утренник учащихся 4—6 классов. Заведующий учебной частью школы Николай Васильевич Амосов поздравил ребят с окончанием учебного года и пожелал им весело, с пользой, провести летние каникулы. В торжественной обстановке учительница Евдокия Васильевна Небосенко простилась со своими учениками, которых обучала четыре года, а Анна Петровка Зотова познакомилась с каждым из них, так как назначена классным руководителем в 5 классе, и сказала своё напутственное слово. На утреннике школьники пели, танцевали, участвовали в аттракционах. *** Вот и пришло лето. Много радости несёт оно школьникам. Большинство из них уже закончили учёбу и сейчас заняты совершенно иными хлопотами, чем те, которые были на протяжении всего учебного года. В Боголюбовской средней школе тоже многое изменилось за последнее время. Здесь все говорит о том, что выпускники сдают экзамены. Аккуратно написанный плакат при входе в школьный зал призывает сдать экзамены на хорошо и отлично, выполнить свой долг перед Родиной. Долг перед Родиной. О нём никогда не забывают ребята. Они стремятся больше узнать на уроках, больше сделать. На связь обучения с жизнью, привитие учащимся трудовых навыков в школе обращалось особое внимание. Если посмотреть сейчас на коллектив боголюбовских учащихся то без колебаний можно сказать, что ребята стали дружнее, трудолюбивее, научились ценить результаты своего труда. Далось это не сразу. С самого начала учебного года пришлось вести большую разъяснительную работу с учениками и их родителями. Вопросы об участии школьников в общественно полезном труде обсуждались на классных и родительских собраниях. При проведении первого с началом осени мероприятия в помощь колхозу — выборки картофеля — было объявлено соревнование школьников по классам. Итоги этого соревнования, победителем в котором вышел седьмой класс, подводил «совет справедливых». Он был создан при школе впервые и вполне оправдал своё назначение. В «совет справедливых» входят от каждого класса — классный руководитель, староста, председатель совета пионерского отряда и вожатый. Деньги, заработанные ребятами на выборке картофеля, распределили на этом же совете. Решили купить баян, швейную машинку, часть средств оставить на премирование ребят. Впоследствии соревнование по классам так и сохранилось, только в зависимости от времени года менялись его условия. Но основные пункты — хорошо учиться, заниматься трудом и спортом — оставались без изменений. В школе ввели самообслуживание. Ребята сами производили уборку классов. Для отепления здания они носили сухие листья, промазали и заклеили все окна. Потом приняли участие в распиловке дров. За первое полугодие первенство в соревновании вновь завоевал седьмой класс. Шли учебные дни. Они приносили школьникам новые знания, открывали перед ними то, что не было известно вчера. В физическом, химическом кабинетах проводились опыты, в школьной мастерской изготовлялся необходимый инвентарь, мебель. Но вот любители столярного дела получили особое задание — оборудовать школьный птичник, в который 1 марта прибыло 4 тысячи цыплят. Здесь хватило дела всем. Ребята дежурили поочерёдно. Поили, кормили цыплят, приготовляли корм, убирали помещение, добывали для своих питомцев витаминную подкормку. 3673 цыплёнка в двухмесячном возрасте передала колхозу школа. Учащиеся, которые постоянно ухаживали за птицей, получили за свои труды заработную плату. У Жени Викуловой, например, она выразилась в 585 рублях. Остальные деньги, полученные от колхоза за выращивание цыплят, распределял «совет справедливых». Пошли они на проведение похода, на аттракционы, на приобретение мячей, 300 рублей выделяли четвёртому классу, который оказался победителем в соревновании за второе полугодие. Ребята из этого класса ездили на первомайскую демонстрацию во Владимир. Около тысячи рублей осталось на приобретение струнного оркестра. Выращиванием цыплят заботы школьников весной не ограничились. Школе дано 27 гектаров земли. 21 гектар уже обработан и засеян различными культурами. На шести гектарах будет выращиваться кукуруза. Школа имеет теперь три автомашины и свой трактор. Трудовые дела положительно сказались на успеваемости. На протяжении всего нынешнего учебного года она была выше прошлогодней. В летний период школьники под руководством учителей продолжат работу на пришкольном участке и на колхозном поле. Изменения в истекшем учебном году в школе районного центра произошли большие, чего и требует жизнь. Многое предстоит сделать и в будущем, для чего школе потребуется некоторая помощь. Прежде всего школьное здание нужно капитально отремонтировать, чтобы дети учились в нормальных условиях. Необходимо приобрести недостающую мебель, спортивный инвентарь, которого в школе почти нет. Обо всём этом нужно позаботиться районному отделу народного образования, шефствующим и другим организациям. Р. СТЕПАШИНА» («ВК» 4 июня 1959).