Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
03.03.2024
22:02
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1585]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [167]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2390]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [117]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Великово (станция Гороховец)

Деревня Великово (станция Гороховец)

Великово — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Куприяновского сельского поселения.
Деревня расположена в 11 км к юго-востоку от Гороховца, в километре на юг от реки Клязьма, железнодорожная станция Гороховец на линии Ковров — Нижний Новгород.
В годы Советской власти центр Великовского сельсовета.

История деревни Великово необычная, она отличается от других, начиная с самого момента ее основания. Прежде всего, это самая молодая деревня в округе (в исторической справке конца XIX века она не упоминается). Каких-либо других сведений о деревне Великово в других источниках также нет. Ее возникновение связано со строительством железной дороги Москва – Нижний Новгород в 1861-1862 годах. В округе деревня больше известна как станция Гороховец. Таким образом, история деревни Великово – это история станции и участка железнодорожного пути.
Указом императора Александра II в июле 1857 года было принято решение о строительстве железной дороги от Москвы до Нижнего Новгорода протяженностью 410 верст.
В июне 1861 года - открытие железнодорожного движения по линии Москва - Владимир.
Вторая очередь строительства дороги от Владимира до Нижнего Новгорода, протяженностью 233 версты, была закончена к середине 1862 года. См. Волнения рабочих на постройке Московско-Нижегородской железной дороги 1859-1860 гг.
Строительство железной дороги велось частными кампаниями, возглавляемыми русскими и французскими предпринимателями, силами многих тысяч крепостных крестьян. Работа производилась примитивным способом с техническими упрощениями и недоделками. Сразу после ввода первых участков в эксплуатацию пришлось переделывать искусственные сооружения, лечить земляное полотно и производить другие работы в течение многих лет.
Несмотря на явную невыгодность железнодорожного полотна, Главное общество Российских Железных дорог приняло решение об открытии сквозного движения поездов по всему направлению к началу сезона Нижегородской ярмарки. 1 августа 1862 года после торжественных речей и напутствий в присутствии высокопоставленного Нижегородского общества и именитых гостей первый поезд отправился из Нижнего Новгорода в Москву.
Это дало начало эксплуатации Московско-Нижегородской линии – главного направления современной Горьковской магистрали.

Техническая характеристика линии

Строительство земляного полотна и всех инженерных сооружений на всем протяжении линии производилось сразу под два пути на перегонах и станциях. Но укладка велась только под один главный путь. Ширина колеи была предусмотрена по размерам Николаевской железной дороги 5 футов (1524 мм).
Строительство второго пути было начато только в 1875 году и закончено под руководством русских инженеров в 1892 году. Особую ценность в путевом хозяйстве линии представляли искусственные сооружения: мосты, дамбы, трубы, водоотводные устройства, путепроводы и др. Многие из них были уникальными и являлись новинкой инженерной мысли и практики тех лет.
С открытием дороги в 1862 году, она была разделена на 7 участков, или дистанций пути, длиной около 60 верст каждая.
Контора 6-го по счету от Москвы участка пути располагалась на станции Вязники (295-я верста), и дистанция пути именовалась Вязниковской. Впоследствии все направление было разделено на 4 участка пути (дистанции пути): Московский, Владимирский, Вязниковский и Нижегородский. Местонахождение этих участков пути сохранилось до Октябрьской революции в России. В годы советской власти Нижегородское направление вошло в состав Московско-Курской железной дороги. Дистанция пути в старых границах стала называться 13-й Вязниковской дистанцией службы пути и зданий.

«Великовский «хозяин». В 1917 г. в дер. Великове, близ станц. ж. д. «Гороховец», было открыто об-во потребителей. Года два общество работало не плохо, население относилось к нему доброжелательно и оказывало всяческую поддержку. В 1910 году были произведены перевыборы правления, председателем которого был избран гражд. дер. Лучинок В.Е. Гущин. В этом же году Гущин приступил к постройке собственного дома и должно быть по «недосугу» перевыборов произведено не было, не было также и отчета обществу.
С этого же времени действия Гущина приняли самый независимый характер и на замечания членов общества он отвечал, что «хозяин кооператива теперь он, а не они».
В 1921 году в кооператив попал каким то образом гражд. Зайцев, тоже из дер. Лучинок и жизнь пошла еще лучше для Гущина.
На перевыборы 1922 года были приглашены три человека, которыми были выбраны снова Зайцев с Гущиным. На перевыборы не был приглашен старейший член правления М.В. Зиновьев.
Председателем на этот раз оказался И.Т. Зайцев, заведующим лавкой Гущин, который слова принялся за достройку дома.
Теперь уж и население махнуло рукой на потребительское общество: раз уж нам говорят — не ваше дело — так пусть, что хотят, то и делают. В мае 1922 года все таки состоялись перевыборы правления, но зато в кооперативе новому правлению остались одни стены.
Дело передана в суд, но до сих пор никакого слуха о его движении нет»
«Уравнительный сбор.
Недавно Великовский кооператив узнал, что такое «уравнительный сбор». Сбор этот оказался не легче, чем «хозяин» Гущин и частная торговля. Обществу за последнюю четверть пришлось уплатить 10876 р., а торговцу Наумову, торгующему круглые сутки и имеющему оборот в несколько раз больше, чем общество потребителей, всего — 2900 р. Это при наличии чайной постоялого двора, бакалейной, мучной, мануфактурной и табачной торговли, а Орехову, торгующему при приходе пассажирских, поездов — 7000 р.
Очень бы не мешало кому следует произвести действительное уравнение среди самих уравнителей» ("Призыв", 27 декабря 1922).
«Организация Р. К. С. М. при ст. Гороховец.
Коммунистический Союз Молодежи организован 18 ноября 1919 г. Первое время записалось членов до 40 человек, но после того, как стали посещать субботники и вообще приступили к работе, некоторые члены ушли из Союза. В настоящее время у нас 25 членов. Первое время работа шла довольно плохо, благодаря отсутствию средств и литературы. Организация поставила ряд спектаклей в пользу ячейки. Приобрели канцелярские принадлежности, собрали своими силами небольшую библиотеку. Начали вести агитацию среди молодежи железно-дорожного участка, но не так успешно, как должно быть, потому что мало хороших агитаторов, не было инструкций. Обращались в Уездком Молодежи, но от него ничего не получали. Вообще Уездком не помогает. Приходится работать своими силами, не получая ни откуда содействия. Лишь хорошие отношения у нас с организацией Р. К. П., которая во всем помогает нам.
В «Неделю Фронта» мы поставили два спектакля в пользу Красной Армии. Был произведен кружечный сбор и сбор теплых вещей, который прошел довольно успешно. Работа может развиться, если нам окажет, хотя небольшое, содействие Уездком.
Г. Корнилов» («Красная молодежь», 10 марта 1920).
«При ст. Гороховец М.-Н. ж. д. организован Ком. Союз Молодежи, число членов 30 чел.» («Красная молодежь», 30 марта 1920).

«В одной версте от железнодорожной станции Гороховец тонут в снегах маленькие хуторские домики. Ни дорог, ни троп туда нет, все заметено декабрьской вьюгой. Тонут эти домики и летом в сплошной зелени колыхающейся ржи. Словно плывут они по размашистым русаным волнам, то погружаясь, то снова выплывая на поверхность зеленой зыби.
А всего 16 лет назад, здесь, на участке в 107 десятин, был голый пустырь, кое-где засеянный жалкой рожью. Так продолжалось вплоть до 1910 года, когда гонимые малоземельем, приехали ходоки из Псковской губернии, купили этот участок и осели на нем в количестве 5 семейств. В 1913 г., когда качество почвы окончательно определилось, новоселы разбили участок на хутора.
Владелец его, Никандр Семенович Семенов, ежегодно получает первые премии на гороховецкой и мячковской волостных выставках. Большую награду за свои экспонаты получил тов. Семенов и на 1-й всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1923 году.
За что же, спрашивается, дают ему награды?
А вот за что: у него семипольное хозяйство, и он добился таких урожаев, о каких в нашем крае до него и не слыхали. Не редкость, когда у него рожь дает 150 п. с десятины, овес 130, клевер 300 пудов, тогда как редкий крестьянин соседних деревень снимет с десятины 60 пудов ржи и 40—50 пудов овса.
Сеет тов. Семенов исключительно чистосортными протравленными семенами, поднимает пар в апреле месяце, как только сойдет снег, немедленно боронит, в июне вывозит навоз и ночное золото и тут же запахивает, а около 4 августа приступает к севу.
Все лето паровое поле держится в чистоте от сорных трав. Под яровое землю поднимает на другой же день после снятия ржи и клевера последнего укоса, а весной снова перепахивает и сеет.
Обзавелся Семенов и с.-х орудиями — молотилкой с самодельным конским приводом, веялкой-сортировкой, косилкой и специальной клеверной сеялкой.
Из скота имеет 4 коровы, две из них племенные, имеющие удостоверения, 1 быка плененного и две лошади.
Большую услугу оказал Семенов крестьянам соседней деревни Юрово: убедил и их на примерах в выгодности многополья и снабдил клеверными семенами со своего участка. И вот уже два года Юрово перешло на 4-полье, сняв превосходный урожай клевера.
И любому крестьянину, заглянувшему на его хутор, Никандр Семенович готов оказать помощь. Как большой знаток земельных дел и сельского хозяйства, он состоит членом гороховецкой волостной судебно-земельной комиссии и членом сельскохозяйственной секции.
И теперь, когда видишь из-за снежных сугробов верхушки строений, думается, что к победе над нуждой — заставят и голый песок давать хороший урожай» («Призыв», 7 января 1927 г.).

Из истории Дзержинской дистанции пути

В мае 1938 года, после разукрупнения Московско-Курской, Московско-Казанской и Северной железных дорог, была образована Горьковская железная дорога.
В ее состав вошла 5-я Вязниковская дистанция пути, расположенная на направлении Москва-Горький (до 1934 года Нижний Новгород).
Эта дистанция пути неоднократно меняла свою нумерацию, наименование и местонахождение конторы.
С 1941 по 1970 годы она была переименована, став 4-ой и 5-ой Гороховецкой дистанцией пути.
В 1970 году вновь переименована в 4-ую Дзержинскую дистанцию пути Горьковской железной дороги.
В годы 3-ей пятилетки путейцы принимали активное участие в усилении мощности путевого хозяйства. В трудные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов они, проявляя трудовой героизм, обеспечивали безопасное следование поездов с военными грузами.
В послевоенные годы, наряду с оздоровлением запущенного пути, они внесли огромный вклад в техническую реконструкцию дороги, в связи с переводом направления на электрическую тягу поездов.
На всех этапах своей деятельности коллектив дистанции пути успешно обеспечивал содержание пути и сооружений.

Станция «Гороховец»

Станция Гороховец расположена на 362 километре Горьковской железной дороги. По специфике деятельности работа станции тесно связана с участком железнодорожного пути от станции Вязники до станции Дзержинск.
Шли годы, менялись названия, но неизменным оставался труд рабочих, которые ежедневно и ежечасно в годы войны и в мирное время следили за состоянием пути, обеспечивая безопасное движение поездов. Станция Гороховец – это здание вокзала, пост дежурного по станции. В настоящее время является сложной компьютеризированной системой управления стрелочными переводами, обеспечивающей четкое безаварийное движение поездов, специальных путевых машин, а также работа по приему и отправлению грузов.
Станция «Гороховец» в 1889 г. «Начальник станции - Георгий Михайлович Ветринский. Помощники: мещ. Михаил Николаевич Чесноков, мещ. Александр Николаевич Серебряков. Кассир - Алексей Арефьевич Покровский. Конторщик - дворян. Сергей Людвигович Буйвид».
«Полицейские урядники 1-го стана: 2 уч. — Алексей Данилович Халуев (в д. Великове, Красносельской вол.) (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Станция начала свою жизнь вместе со строительством железной дороги. Первые постройки (вокзал, служебные помещения) относятся к 1909 году. В комплекс гороховецкого вокзала вошли технические постройки и сооружения: депо с ремонтными мастерскими, водонапорная башня и водокачка (не сохранились).

В начале 1909 года выстроена часовня в память посещения станции в 1896 году императором Николаем II. В советское время верх часовни был снесен, ликвидирована оградка, двери заменены железными, окна заложены кирпичом и оштукатурены. Часовня стала использоваться для технических нужд железнодорожников.


Здание вокзала

В XX веке частично перестроены вокзал и депо.
И, конечно, станция – это штат работников различных профессий (дежурные, приемосдатчики, операторы, кассиры) во главе с начальником станции. Это профессионалы своего дела, вносящие свою лепту в историю станции, дороги, страны.

Из воспоминаний Рябкова П. И., начальника станции с 1960 по 1979 гг.
«Во время моей работы в должности начальника станции в 1961 году была проведена электрификация железной дороги. До этого времени 35 стрелочников на 5 специально оборудованных постах вручную переводили стрелки. Был установлен новый пульт по автоматическому переводу стрелок – последнее слово техники. Несмотря на то, что все дежурные были специально обучены, за пульт садиться и работать боялись. Пришлось самому занимать место дежурного и целые сутки выполнять работу, потихоньку давая возможность привыкнуть дежурным к современной технике. Продолжалась работа по реконструкции пути. Хотели снести стоящую рядом с вокзалом часовню, построенную в 1909 году. Я не разрешил. С этой часовней связана небольшая легенда, якобы царь Николай II по дороге в Ильино (к игумену Флорищевой пустыни) остановился на станции Гороховец. Императора встречал полный Георгиевский кавалер, преподнес хлеб-соль. В благодарность за теплую встречу, Николай II приказал построить часовню (по другой версии, часовни вдоль всей железной дороги строили к 300-летию Дома Романовых)».

С давних времен Горьковская железная дорога прочно вошла в быт жителей деревни и получила отражение в их жизни. Железная дорога стала частью судьбы многих людей – это и осмотрщики вагонов, машинисты, приемосдатчики, дежурные по станции, проводники.

***

Дорога, стала ты судьбою,
Душой моей, моею кровью,
Моей профессией земной,
Моей тревогой и любовью.
Это слова из Гимна Горьковской железной дороги, написанного к ее 140-летию бывшим начальником дороги Х. Зябировым. Именно такой остается Горьковская магистраль для местного населения, несмотря на постоянные перемены, происходящие на ней. Наша станция – всего лишь маленькое, но необходимое звено, связывающее большие города. Так хочется, чтобы деревня наша не утратила своей значимости, чтобы не затихала здесь жизнь. Пусть это маленькое звено большой и нужной стране дороги остается крепким и прочным на долгие годы.

Юлия ТУМАНОВА
Город Гороховец.
Категория: Гороховец | Добавил: Николай (07.02.2018)
Просмотров: 2714 | Комментарии: 1 | Теги: Гороховецкий район, гороховец | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 margaritta2006 • 08:51, 02.07.2018
Здравствуйте. Я ищу информацию об этой часовне. Это наша семейная легенда, что строил её мой пра-пра-дед Елизар (Быстров, возможно). Это он встречал царя-батюшку хлебом-солью. Если у Вас есть информация, напишите мне, пожалуйста margaritta2006@list.ru. С уважением, Маргарита
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru