Свято-Георгиевский скит Гороховецкого Троице-Никольского монастыря
Свято-Георгиевский скит Гороховецкого Троице-Никольского монастыря
Георгиевский скит расположен посреди лесов и болот на левом берегу Клязьмы на границе Вязниковского и Гороховецкого районов (в Гороховецком районе) в урочище (село) Егорий.
«Георгиевская слободка при озере. Саке находится в 15 вер. от уездного города (Гороховецкий уезд) и в 136 от губернского».
В 1365 г. из-за обладания Нижегородским престолом возник конфликт между князьями Борисом и Дмитрием Константиновичами. Борис сумел получить ханский ярлык на Нижегородское княжение, но великий Московский князь Дмитрий Иванович, которого позднее назовут Донским, думал иначе. По просьбе митрополита Московского Алексия и юного великого князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) в Нижний Новгород поехал игумен Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский, чтобы мирно уладить дело между братьями. Преподобный пришёл в Нижний пешком и, пригрозив отлучением от церкви, смирил гордого Бориса.
На обратном пути уже тогда прославленный игумен благословил строительство пустыни неподалёку от Клязьмы, где была устроена деревянная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы. По преданию, Сергий Радонежский подарил новоустроенной обители серебряный позолоченный напрестольный крест, сохранявшийся там до 1930-х годов.
Братьев же ему помирить не удалось, и они едва не вступили в сражение между собой на устье Клязьмы возле Бережца. Однако здравый смысл возобладал, и по решению князя Дмитрия Ивановича на Нижегородский престол сел суздальский князь Дмитрий Константинович. В это же время эти братья-князья Борис Константинович Городецкий и Дмитрий Константинович Суздальский участвуют в событиях, которые можно назвать прелюдией к Куликовской битве, а еще вернее, в событиях, которые спровоцировали ее. Гороховец находился в орбите их влияния и безусловно принимал участие в них.
Строительство монастыря преподобным Сергием Радонежским. Летописная миниатюра
Новая пустынь не теряла связей с Троицко-Сергиевым монастырём, а при жизни преподобного – и с ним самим.
После победы русских войск в Куликовской битве, перед которой Сергий Радонежский лично благословил Дмитрия Донского и его войско, в Троицкой пустыни близ Гороховца был выстроен второй деревянный храм в честь святого Георгия Победоносца – в память великой победы над татарами хана Мамая. С той поры пустынь стали называть Георгиевской.
В начале XVI века в пустыне было два храма, — во имя Живоначальной Троицы и св.. в.-муч. Георгия; в пустыне жили старцы „пустынные отходники, питалися лыками и сено по болоту косили".
Зимой 1541 года крымский хан Сафа Гирей с 30 тысячным войском разорил земли нынешнего Владимирского края. В числе прочих тогда же была уничтожена и Георгиевская пустынь. Собственных средств для восстановления у пустыни не было; пашни и лугов у ней нет, потому что поставлена в пойме, «вода поймает вешняя от реки от Клязьмы и от болот». Поэтому в 1590-м году соборный старец Троице-Сергиева монастыря, от которого была в зависимости Георгиевская пустыня, Варсонофий Якимов бил челом о бедственном положении пустыни Царю Федору Ивановичу.
В 1591 г. царь Федор Иванович, говоря о пожалованиях Троице-Сергиеву монастырю, отмечает состояние Георгиевского Монастыря в Гороховецком уезде «...запустела деи та пустынка от казанских татар, лет с семьдесят и лесом поросла». Это указывает на то, что татары похозяйничали в Гороховецком уезде в 1521 г. во время набега крымского хана Мухаммед-Гирея и в 1539 г. Государь повелел старцу Варсонофию в той пустыне «храм воздвигнути и священника и братию собрата, а для пропитания братии вместо руги пожаловал из доходов боярина Бориса Феодоров. Годунова в Муромском уезде луг Конюш — остров, чтобы Угодника Христова Оргия славилось начало». Эта жалованная грамота подтверждена была затем царем Василием Ивановичем Шуйским в 1607 г. и царем Федором Алексеевичем в 1680 г.
Что пустынь Георгиевская была обновлена действительно, это видно из писцовых книг Гороховецкого уезда 1628 г. В книгах этих отмечено: «Троицы-Сергиева монастыря пустыня Егорьевская огорожена забором, в пустыне церковь Георгия Страстотерпца древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги — строение Троицкое; в пустыне черный священник Ермоген да 8 келей, в них 10 старцев. Да у той пустыни слободка, живут в ней монастырские детеныши 14 дворов, да к пустыне ж дер. Лужки, в ней 3 дв. крестьянских и 4 бобыльских, 2 двора монастырских рыболовей, пашни монастырской по 45 четв. впноле, д. Мануила, в ней 4 дв. крестьянских, 13 бобыльских и 2 пустых (жители сбежали безвестно куда в 130 — 133 гг.), пашни по 69 четв. в поле, сена 15 копен». Пустыни принадлежало тогда 14 озер и 13 истоков.
Таким образом через 37 лет после челобитной старца Варсонофия пустыня не только обновилась, но и имела уже и достаточные вотчины. А около обители возникла и крестьянская Георгиевская слободка из 14 дворов.
В переписных книгах 1678 г. в Георгиевской пустыни показана та же церковь св. в.-муч. Георгия, при церкви священник, вдовый священник и 2 дьячка; в подмонастырской слободке монастырских детенышей 20 дворов (в 1896 г. здесь 42 двора).
Судя по этим данным в 1678 г. в пустыне не было уже монашествующих и она была близка уже к упразднению.
Одним из последних настоятелей Георгиевской пустыни стал строитель Прохор (Спесивцев), вклад которого – массивное напрестольное Евангелие в окладе из позолоченного серебра, пожертвованное в 1691 году, долго сохранялась в Георгиевской церкви как реликвия.
В 1764 году по указу Екатерины II все небольшие монастыри были упразднены и в их числе – Георгиевская пустынь.
Обитель Сергия Радонежского стала центром сельского прихода и получила название – село Георгиевская Слободка.
В 1782 году старые деревянные Троицкая и Георгиевская церкви были перестроены в одну – Троицкую с Георгиевским приделом.
В 1867 г. церковь капитально ремонтирована.
Настоятель-священник села Георгиевского, гороховецкого у., Алексей Быстровзоров 25-го января 1883 г. перемещен в село Свято, того же уезда. Настоятель-священник села Свято, гороховецкого у., Григорий Добродеев 25-го января перемещен в погост Богоявленский, вязниковского у., на место умершего 21-го января священника Николая Орлова.
Престолов в церкви два: главный — во имя Пресвятой Троицы, в теплом приделе — во имя св. в.-муч. Георгия.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь была весьма не богата. Из св. икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями икона св. в.-муч. Георгия; она почиталась «явленной». От прежнего времени хранилось в церкви следующее: 1) серебро-позлащенный напрестольный крест, по преданию, оставленный здесь преп. Сергием при основании пустыни; 2) напрестольное Евангелие в лист в серебряном вызолоченном окладе, приложенное в 1691 году строителем Георгиевской пустыни старцем Прохором Спесивцевым; 3) напрестольное Евангелие в поллист, обложенное штофом, шитым по местам серебром, изд. 1634 г.; 4) 12 миней месячных, из них на некоторых надписи, а именно: а) на июньской подписано, что она приложена в 1650 г. старцами Георгиевской пустыни Игнатом Кондратовым и Ионою Никитиным, б) майская приложена старцем той де пустыни Ефремом Лосевым, в) на сентябрьской подписано: «сию снятую и с Богом святыми и богоносными отцы собранную книгу месяц сентябрь конархистной печатной дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы — Сергиева монастыря в Георгиеву пустыню в церковь Живоначальныя Троицы и в.-муч. Георгия и преп. Сергия Радонежского Чудотворца того же Троицкого Сергиева монастыря чернец Аверкий Иванов старичанин по родителех священно-архимандрите Дионисии, иноке Феодосии и т. д. (перечисляются имена)... будет в той святой обители в Георгиевой пустыни игумен или строитель и священник и иноки и причетники церковные и им пожаловали по сей книге славя Бога родителей поминати, а из монастыря и церквей нигде не продали и не отдати и пети по ней и говорити, вредно не морати и воском не капати».
Причта при церкви по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: жалованья из государственного казначейства 400 руб. и из разных других источников до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной и под кладбищем 1 десят. 1559 саж., сенокосной 38 десят. 53 саж., из нее неудобной 5 десят. 239 саж.. пахотной земли нет, потому что вся церковная земля затопляется весной водой.
Приход состоял из слободки Георгиевской и деревень: Перова (3 вер. от церкви), Митина (6 вер.) и Круглова (6 вер.); в них по клировым ведомостям за 1897 г. числилось 502 души мужского пола и 553 женского, из коих 253 души раскольников разных толков.
В слободке Георгиевской с 1894 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1897 — 98 г. было 21.
Одним из последних тамошних настоятелей стал священник Василий Ключарёв, назначенный в Георгиевскую церковь в 1899-м г.
В 1930-е годы храм в Георгиевской Слободке закрыли. Церковное здание использовалось местным колхозом для хозяйственных целей.
После ВОВ деревня стала нежилой, а пожары 1970-х годов уничтожили все остатки строений...
Когда в Гороховце главным археологом области Виктором Глазовым (в конце 1980-х - начале 1990-х гг.) проводились археологические раскопки Покровской церкви в Николо-Троицком монастыре, чей фундамент с 1698 года хорошо сохранился, на её месте в музейно-исторических интересах планировалось поставить деревянную церковь из села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего села за Клязьмой, где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли.
Рождение обители преподобного Сергия состоялось в 1996 году в качестве Георгиевского скита Гороховецкого Николаевского монастыря по инициативе его настоятеля игумена Петра (Радзина). Несколько человек приходят на место бывшего скита и ставят дом (с небольшой церковью), баню, хоз. постройки. И хотя в октябре 2001-го года игумен был переведён в Смоленскую Зосимову пустынь в Александровском районе, где спустя полтора года безвременно скончался, начатое им дело с успехом продолжается.
С годами увеличивается и число построек, и количество проживающих в скиту «братьев». Строятся двухпрестольная (с престолами Сергия Радонежского и Св. Троицы) деревянная церковь, дом архиерея с небольшой церковью Георгия Победоносца. Скит хоть и подчиняется по бумагам федеральной епархии, но находится на полном самообеспечении, благо природа здешних мест кормит неплохо. К 2009-му году в скиту проживают уже 12 человек , строится скотный двор, есть генераторы для производства электричества.
Скит расположен на пойменном левом берегу Клязьмы, и без лодок в монастырской жизни не обойтись. Река Клязьма у деревни Перово Вязниковского района, где обычно переправляются иноки, в ширину достигает 400 метров. Течение достаточно сильное, поэтому на узкой лодчонке перебраться с берега на берег, да ещё и с пассажирами на борту, весьма непросто. От лодочника требуется немало сноровки, чтобы лодку не снесло течением. Одно неосторожное движение – и утлый челн вообще может перевернуться! Но с молитвой насельники скита переправляются через Клязьму в любую погоду, орудуя одинарными вёслами с виртуозной ловкостью.
Лучше всего добираться в скит весной в высокую полую воду. Тогда можно с успехом пользоваться моторкой. Георгиевская пустынь когда то была основана при впадении Луха в Клязьму. Сегодня от прежнего русла осталась лишь извилистая старица. Но в половодье катер может подняться по «Старому Луху» прямо к скиту. Летом же, переправившись через Клязьму, до скита надо преодолеть ещё около четырёх километров отвратительной лесной дороги. Неподалёку от Вязников ныне проводятся соревнования внедорожников. Но никакие искусственные трассы не сравнятся с колеёй из жидкой глины вперемешку с огромными пнями и корнями деревьев, рытвинами и ухабами, ведущей в Георгиевский скит. К тому же природе «помогают» кабаны, которые расплодились вокруг в изобилии и местами напрочь перекапывают и без того непроезжую дорогу. Даже ветхий «УАЗик» знающих «фарватер» иноков проходит этот путь с большим трудом, причём передвигается не иначе как чудесным образом. Каждый раз, перед тем как заводить машину, иноки творят молитву. И мотор вопреки всем канонам техники оживает!
В распутицу скит неделями отрезан от «Большой земли». Труднее всего во время ледостава и ранней весной. По тонкому неокрепшему льду иноки перебираются втроём или вчетвером, обвязавшись длинной верёвкой. Если кто то проваливается под лёд, то остальные его вытаскивают. Подобная переправа порой напоминает «русскую рулетку», но благодаря покровительству преподобного Сергия всё кончается благополучно.
Строения скита, расположенные рядом со старицей Луха в окружении дремучего леса и непролазных болот, состоят из десятка домиков келий и различных хозяйственных построек. Кроме видавшего виды «УАЗика» в скиту имеется ГАЗ 66 и трактор МТЗ. Электричества в скиту нет, имеющиеся дизель генераторы используются редко и экономно. Многое из необходимого для жизни братия делает своими руками. Там имеется обширный огород и массивная теплица. Огурцов, помидор и капусты, собранных с монастырских плантаций, обитателям скита хватает на весь год. Хорошим подспорьем является и рыбная ловля. В окрестных озёрах и сейчас обилие рыбы. А в лесах столько грибов, что иноки берут почти одни белые, игнорируя «всякие челыши», не говоря уже о маслятах и сыроежках.
Молоком, сливками и сметаной скит обеспечивает бурёнка кормилица. Внушительные стога сена, заботливо укрытые пленкой, – непременная деталь местного пейзажа.
Храм в честь преподобного Сергия Радонежского
В центре скита находится деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского, выстроенный в старинных архитектурных традициях об одной главе с двухъярусной шатровой звонницей. Наверху имеется 4 средних колокола и несколько колоколов поменьше. Колокольный звон из скита в погожий день долетает до Клязьмы, и заезжим туристам на речном берегу кажется, что это эхо от скрытого в глубинах вод былинного града Китежа.
Ещё один колокол укреплён на стене одной из келий, в которой имеется небольшая домовая церковь. Это корабельная рында, подаренная обители. По её сигналу братия собирается на молитву, в церковь и на трапезу.
В Сергиевском храме
Практически все, хоть раз побывавшие в скиту, сходятся во мнении, что это место – особенное, намоленное и благодатное. В обители преподобного Сергия каждого охватывает чувство душевного покоя и просветлённости. Знающие люди утверждают, что эти ощущения очень схожи с теми, которыми дарит паломников Троице Сергиева лавра.
Трудно поверить, что всего в нескольких километрах от шумной и пыльной трассы Москва – Нижний Новгород на глухом заречном берегу за лесами и болотами идёт совсем иная, столь непохожая на мирскую, уединённая, иноческая жизнь. В Георгиевском скиту кажется, что время остановилось, и из леса того и гляди выйдет смиренный старец с дорожным посохом в ветхой ризе и лыковых лапотках с особенным ясным взглядом из под насупленных бровей – как это уже случилось 650 лет назад…