Первые два десятилетия духовной жизни России в двадцатом столетии принято называть Серебрянным веком. Это было время всплеска культурной активности всех слоев населения страны, подарившее миру множество новых имен и новых, дотоле неизвестных, направлений в искусстве. Европа и Новый Свет восхищались достижениями русских художников, артистов, музыкантов, писателей и поэтов. Иностранцев изумляли выставки произведений народных промыслов и художественных ремесел, Россия демонстрировала миру насколько велик ее творческий потенциал, неисчерпаемы резервы самородков из народа, появлявшихся в самых глубинах необъятных российских просторов.
Гороховецкий край не является в этом отношении исключением. Среди местного населения вырастали талантливые художники, поэты, писатели и одним из факторов, дававших толчок к творческой активности, были глубокие народные традиции, связанные с корнями распространенных в уезде народных ремесел и художественных промыслов. В начале века Гороховецкий уезд «во все города Империи» и особенно в Сибирь поставлял изготовленные руками местных мастеров 4500000 пар различных вязаных изделий и 6000 строчевышитых изделий в год. По оценкам специалистов этим занимались жители 3-го земского участка уезда с населением 50000 человек. Другим благоприятным фактором, дававшим толчок к проявлению творческих способностей, было своеобразное ландшафтное окружение, в которое попадал человек, впервые приехавший в Гороховецкий уезд. Этнографы подметили особенность повышения активности человека во всех ее проявлениях, находящегося в зоне меняющегося ландшафта. Типичным примером может служить Гороховецкий уезд, где монотонный низменный ландшафт резко меняется на возвышенный, являющийся водоразделом между Окой и Клязьмой. Меняющийся ландшафт, обилие водоемов, наличие памятников старины - все это будоражило духовные силы обывателей и привлекало посторонних.
Начиная с 1917 года во многих высших учебных заведениях Москвы теорию и историю искусства: в Шелапутинском институте, в институте Шанявского, Военно-педагогическом институте, на так называемых Пречистенских курсах преподает Анатолий Васильевич Бакушинский (29 апреля 1883-9 января 1939) уроженец Гороховецкого уезда (село Верхний Ландех, ныне в Ивановской области).
Анатолий Васильевич Бакушинский
В своей автобиографии, написанной в 1926 году, он сообщает о себе: «Родился я 29/16 апреля 1883 года в с. Верхнем Ландехе, Владимирской губернии. Предки, - по видимому, польского происхождения, с давнего времени обрусевшие, - в течении нескольких поколений жили в старинном городе Гороховце, той же губернии, занимались ремесленным трудом. Дед - портной. Отец - разночинец, суровый и непреклонный исполнитель служебного долга. Мать - из старинной, «крепкой своим укладом купеческой семьи». С 1920 года Бакушинский читает лекции в Высших государственных художественных мастерских, в 1-м Московском Государственном университете, Литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова и в Институте философии, литературы и искусства. Анатолий Васильевич посвятил себя проблемам художественного воспитания. Работая в области исследования психологии восприятия изобразительного искусства, он в 1918-1921 годах разрабатывает систему воспитания художественного восприятия, и в 1925 году издает книгу, обобщающую результаты исследования «Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования по материалам пространственных искусств». М., 1925. В те же годы Бакушинский является членом Государственного ученого Совета Наркомпроса и членом Ученого комитета литературы, искусства и языка. Он непосредственно общается с А.В. Луначарским, который написал предисловие к его книге «Искусство Палеха». По 1926 год Бакушинский хранитель Цветковской художественной галереи в Москве, а с 1927 года и до конца своей жизни заведующий отделом графики Государственной Третьяковской галереи. Уделяя в своей работе много внимания народному искусству, он напишет позднее об этом в своей автобиографии: «При моем ближайшем участии и под моим непосредственным руководством появилось и развилось современное искусство бывших иконописных центров Палеха, Мстеры, Холуя... Мною проводится аналогичная работа над возрождением народного искусства Горьковского края». Доктор искусствоведения, Бакушинский умер в Москве в 1939 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 1904-1905 годах Гороховец посетил и долго работал в нем художник Сергей Васильевич Иванов - преподаватель Строгановского художественно-промышленного училища. Вероятно он приехал по приглашению своего ученика Дмитрия Ивановича Рохлина (1877-1947 гг.), уроженца села Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Впоследствии прекрасный рисовальщик и талантливый акварелист, отдавший предпочтение пейзажу, Дмитрий Иванович после обучения у С.В. Иванова и К.А. Коровина, в 1903 году, окончил Строгановское училище и длительное время работал в западных областях России. После переезда, в 1923 году, из Витебска во Владимир он преподает в педагогическом техникуме, а затем организует во Владимире художественную студию. Не будет большим преувеличением назвать нашего земляка Дмитрия Ивановича Рохлина основоположником известной в настоящее время школы Владимирских пейзажистов и одним из инициаторов создания областного Союза художников.
Членом областного Владимирского Союза художников с 1945 года состоял и Владимир Иванович Маркеллов, ученик известной художницы Делла-Вос-Кардовской, начавший свою творческую деятельность в Гороховце в 1913 года, когда он, будучи по профессии бухгалтером, работал в Гороховецком казначействе. Его замечательные этюды на гороховецкие сюжеты как нельзя лучше передают облик гороховецкого края тех лет и являются бесценным материалом для изучения прошлого города Гороховца.
В 1917 году в Гороховецкой типографии А.Н. Карликова была выпущена в свет книга стихов Владимира Григорьевича Заведеева, которая называлась «Стихотворения». Объем книги составляет 121 страницу, на которых было помещено 134 стихотворения. Заведеев Владимир Григорьевич родился в 1887 году в семье письмоводителя Владимирской мужской гимназии, которую он и сам окончил в 1908 году. После обучения на юридическом факультете Московского университета он какое-то время работает во Владимирской казенной палате, а затем в Гороховце податным инспектором. В это время он и выпустил свою книгу. Сейчас уже невозможно установить был ли он знаком с кем-либо из других гороховецких поэтов, которые так или иначе заявили о себе. Одним из них был Николай Николаевич Однолетов. Впервые его стихи увидели свет в «товарищеском сборнике стихов с портретами и биографиями авторов, посвященном памяти поэта-самоучки И.З. Сурикова». Этот сборник, имевший такой длинный подзаголовок, назывался «Родная лира» и был издан под редакцией И.А. Назарова в 1910 году в Суздале в типографии Н.В. Козлова. Авторы произведений, вошедших в сборник, были простые люди, выросшие в семьях крестьян, мещан и разночинцев, но всех их объединяла одна общая страсть - страсть выражать свои чувства в стихах. А кроме этого их объединяла память о своем товарище И.З. Сурикове, поэте-крестьянине из Ярославской губернии, в 1875 году избранном членом Общества любителей Российской Словесности и умершем в 1880 году от туберкулеза в 39 лет. В сборник «Родная лира» вошли стихи И.А. Назарова из Суздаля, Н.Н. Лукьянова из Мурома, С.П. Демина и А.И. Горбунова из Коврова, В.Г. Балакирева из Костромской губернии и гороховчанина Однолетова Николая Николаевича.
Для нас Однолетов не только поэт, но и общественный деятель, вложивший огромный вклад в развитие культуры Гороховецкого уезда. Имя Однолетова как общественного деятеля с середины 20-х годов было предано забвению. Причина тому проста. Его политические взгляды и моральные убеждения не отвечали запросам тех, кто олицетворял власть в уезде. Сын крестьянина эсер Однолетов жил интересами крестьян. И имя этого человека на долгие годы исчезло со страниц печати. Впервые после 30-х годов о нем упомянули авторы буклета, посвященного 60-летию со дня основания районной газеты в 1978 году. А ведь именно Николай Николаевич Однолетов являлся, по сути дела, инициатором начала периодической печати в Гороховецком уезде и первым редактором местной газеты.
Oн родился в семье крестьянина деревни Федорково Гришинской волости Гороховецкого уезда 7 февраля 1889 года. В 10 лет он стал обучаться в Гришинской школе, где преподавателем был священник Николай Флегонтович Сперанский, оставивший заметный след в духовной и педагогической жизни тогдашнего Гороховецкого уезда. Личность Сперанского произвела на впечатлительного и тянувшегося к знаниям мальчика из деревни Федорково неизгладимое впечатление. Позднее он напишет: «... на меня не малую долю влияния имели учителя мои по школе Николай Флегонтович Сперанский и законоучитель О. Евгений Воскресенский. Они первые заронили в мою душу любовь ко всему возвышенному и чистому, они старались искоренить всю врожденную грубость и невежество».
Вероятно зерна воспитания упали на благодатную почву и крестьянский мальчик стал сознавать, что кроме окружающего мира есть еще огромный неведомый мир»... и знал, что существуют гимназии, университеты и всегда хранил в своей душе заветную мечту. Я жадно прочитывал всякую книгу и эти книги научили меня многому. В 16 лет у меня бродили в голове романтические герои и разные идеалы и это поглотило самую лучшую пору моей жизни. В эту пору после полевых работ, вечером я любил всегда ходить по аллее барского поместья, принадлежавшего фабриканту из Паустова Е.А. Пашенину. Ранее оно принадлежало М.П. Назимовой, муж которой кол. секретарь Н.В. Назимов был родственником известного декабриста Назимова».
После окончания школы Однолетов какое-то время занимался крестьянским трудом и работал на железной дороге, а затем поступил письмоводителем к вязниковскому адвокату Петру Сергеевичу Слугину. В это время он активно учится, выписывает журнал «Юридический университет на дому», и затем успению сдает экзамены экстерном на юридический факультет. Получив диплом, он работает в Фоминках частным поверенным (адвокатом). Его контора располагалась в доме крестьянина Андрея Карповича Хламова, а позднее в доме крестьянина Порхунова.
Вскоре после февральской революции 1917 года Однолетов переезжает в Гороховец. В 1918 году он работает заведующим культурно- просветительным отделом исполкома райсовета. В программной статье, которую он поместил в 8 номере газеты «Клич» 31 октября 1918 года, он пишет: «Культурно-просветительный отдел организован по инициативе исполнительного комитета 11 сентября 1918 года в виде самостоятельного отдела для более успешного и целесообразного насаждения пролетарской культуры среди населения, чтобы развить в нем самодеятельность и правосознание...» Этим же отделом и стала с 3 октября 1918 года издаваться первая уездная газета «Клич», редакционная коллегия которой состояла из Н.Н. Однолетова и заведующего Гороховецким УОНО И.А. Шевякова. 3 ноября 1918 года в Гороховце в доме А.Д. Ларина был открыт народный дом на 200 мест. У истоков всего этого стоял Однолетов. Судьба не отвела ему больше возможностей служить простому народу. Его взгляды шли вразрез со взглядами тех, кому принадлежала реальная власть. Этот замечательный человек, после многих мытарств, разочарований и унижений, умер от туберкулеза легких 12 мая 1936 года в Горьком в возрасте 50 лет.