Евгений Иванович Францев (8 марта 1922 года — 15 сентября 1944 года) — участник Великой Отечественной войны, летчик 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии старший лейтенант. Воевал как пилот и командир самолета-торпедоносца A-20.
Родился 8 марта 1922 года на разъезде Золотковский (ныне Гусь-Хрустальный район Владимирской области) в русской семье железнодорожника Ивана Дмитриевича Францева и Варвары Васильевны Францевой, был шестым из 10 детей. 25.02.1929 г. родился брат - Францев Вячеслав Иванович — советский российский кардиолог и кардиохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель и руководитель отделения сердечно-сосудистой хирургии Московского областного научно-исследовательского клинического института (МОНИКИ).
Вскоре семья переезжает на станцию Муром в домик на опушке большого леса. Евгений поступил в первый класс железнодорожной школы № 3 (ныне школа № 33) и учится там 4 года.
В 1934 году отца переводят на станцию Шумерля, где Женя поступил в 5-й класс. В семье много читают. Здесь у Жени сформировался серьезный и целеустремленный характер, отличался аккуратностью и основательностью. Особенно любил физику, алгебру и геометрию.
Летом 1936 года после окончания 6 класса Женя заинтересовался моделированием самолетов-планеров. По словам его сестры Тамары Ивановны:
Вспоминая Женю в детстве, неизменно вижу его увлеченного работой с моделями: он нарезает и клеит папиросную бумагу, раскалывает бамбуковые палки, вырезает детали, греет их на огне свечи, гнет, затем собирает крылья, хвост, все части модели. Это было очень интересно. Однако малыши не смели мешать, следили со стороны.
После создания модели Женя выходил на улицу, сопровождаемый оравой братьев, сестер и соседских ребятишек. Планер взмывал вверх, все кричали, хлопали в ладоши, прыгали от восторга, гурьбой бежали за планером и очень гордились своим братом - "гениальным" конструктором.
Конструкторские способности Жени проявились и в том, что он смастерил коляску-автомобиль для младшего брата, Славы, который не мог ходить из-за травмы ноги, а время подошло учиться. Женя сделал ему коляску типа ручной и братишка ездил в ней в школу, везде катался, что явилось сенсацией для всех ребят улицы.
В Шумерлинской школе Женя стал выделяться в учебе, получает первые похвальные листы, активно участвует в общественных делах, становится пионерским вожаком. Его энтузиазм и отличная учеба были отмечены летом 1937 года после окончания 7 класса путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь "Артек". Евгений потом вспоминал:
Годы моей учебы в Шумерлинской школе были самым лучшим временем детства. В марте 1938 года, когда завершал учебу в 8 классе, он вступил в комсомол, и одним из комсомольских заданий было поручение, считавшееся очень серьезным - организовать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия. Помимо моделирования и шахмат он увлекался волейболом, лыжами и борьбой с братом Колей.
Летом 1938 года отца вновь переводят на другое место работы - станцию Сергач, где Евгений пошел в 9 класс, но проучился всего несколько месяцев.
В 1939 году семья Францевых переезжает в Чернушку, где Евгений поступает в школу №9. В 10 классe Евгения на комсомольском собрании избирают комсоргом. Затем, на районной конференции, членом райкома ВЛКСМ. Школьная же организация комсомола доверяет ему работу заместителя секретаря. Увлекается самодеятельным искусством. В 1940 году с отличием окончил среднюю школу на станции Чернушка Пермской области.
Евгений мог воспользоваться правом поступления в институт без вступительных экзаменов. Но в тот год уже чувствовалось приближение войны. Партия принимала меры по укреплению обороны страны, по созданию новой военной техники, по подготовке военных кадров. И юноша чувствовал это. Ведь он был комсомольцем, заместителем секретаря комитета ВЛКСМ школы, а с июля 1940 года стал кандидатом в члены Коммунистической партии. Все это и предопределило выбор жизненного пути молодого коммуниста — он подал заявление в военное, авиационное училище.
13 октября 1940 года Евгений начал обучение в Военно-Морском авиационном училище им. Леваневского в г. Николаев. Обучение велось только по одному направлению - военно-торпедному. Летом 1941 года в первые дни Великой Отечественной войны немецкая авиация бомбила аэродромы училища, стремясь уничтожить авиатехнику и сорвать подготовку курсантов.
Уже в июле 1941 года Евгений учится в Ейском военно-морском авиационном училище в г. Ейске. В училище Францев вел обширную переписку с подругами из Чернушки Катей и Верой, ждавшими встречи с ним, со многими товарищами-фронтовиками, с сестрой и братом, бывшими на фронте. Его очень огорчило, что он не может вместе с ними сражаться на поле боя. Евгений записывает в дневнике:
Со мной творится что-то неладное. Как в глаза ребятам смотреть буду, как с родителями говорить, что Коле, дорогому брату, раненному на фронте, скажу? А Миле, славной фронтовичке, дорогой и любимой сестренке, как посмотрю в глаза?.. Хочется поскорее на фронт, воевать. Сейчас здорово бьют Гансов. Как бы я хотел быть вместе с нашими наступающими и разящими врагов воинами! Когда же, наконец?! Из письма Веры узнал, что 10 мая под Ленинградом геройской смертью погиб ее брат Миша Плеханов. Как тяжела утрата друга. Буду жив — отомщу гитлеровской сволочи за всех вас, дорогие товарищи! Месть!
На занятиях по текущей политике узнал о новых страшных зверствах немецких варваров — 53 тысячи убитых в Киеве! Это черт знает, что за изверги! Пятнадцать дней шла расправа с жителями: приводили партии людей, заставляли их копать могилы и затем расстреливали, заполняя ямы трупами мирных людей. И детей живыми закапывали! Я бы зубами рвал этих варваров! Всем, что будет под рукой, буду бить беспощадно фашистскую сволочь. За Колю отомщу! За товарищей, за Родину — вперед к победе! Скорее бы на фронт!
С первого же Полета на По-2 Францев понял, что научиться в совершенстве управлять самолетом дело не легкое. Евгений решил во что бы то ни стало стать хозяином неба. Он всегда внимательно прислушивался к замечаниям инструктора, аккуратно записывал их себе в специальную тетрадь, наблюдал за полетами товарищей, стараясь подмечать их ошибки с тем, чтобы не допускать таких же в дальнейшем самому. Евгений настойчиво и упорно изучал матчасть самолетов и теорию полетов. Трудности, которые он встречал, только усиливали его желание преодолеть их. Одновременно он много читал и выписывал интересующие его места в дневник.
Евгений заканчивает училище в 1943 году. Начальник училища отмечает в аттестате курсанта Францева: «Дисциплинирован отлично, летает грамотно, в действиях уверен, точен. По своим летным качествам и специальной подготовке достоин быть выпущенным пилотом с использованием на пикирующих бомбардировщиках».
В июле 1943 года Евгений Францев попадает на фронт Великой Отечественной войны. После непродолжительной службы в запасном авиаполку, Евгений со своими сокурсником Петром Гнетовым попадает в перегоночный полк. И после участия в перегоне новых самолетов в Заполярье, друзья попросили принять их в состав Северного флота:
На заполярном аэродроме увидели, как подымаются в воздух боевые машины и уходят в море, к вражеским берегам, и почувствовали, что не можем возвращаться в тыл: наше место здесь, на летном поле, среди северных скал и сопок. Командование удовлетворило нашу просьбу, и мы были зачислены в гвардейский полк.
Был зачислен в 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк 5-й минно-торпедной авиадивизии Северного флота. Искусству поиска и торпедирования новичка обучал командир 2-й эскадрильи Анатолий Петрович Оденсков, который так отзывался о молодом летчике:
«Ребята очень рвались в бой! Вот Женя – он очень быстро хотел войти в строй. Мы говорили: «Подождите, еще успеете! Надо отработать действия так, чтобы торпеда всегда шла в цель».
Однополчанин Вадим Иванович Мигулин позже вспоминал, что первые 13 боевых вылетов у Францева были холостыми, без каких-либо результатов. Францев сильно переживал неудачи. Чтобы добиться результатов Францев стал залетать дальше других летчиков, при этом из-за ограниченного объема горючего нельзя было вернуться традиционным способом (над морем) и Францев возвращался напрямую через материк, через территорию, занятую врагом, прямо через фашистские аэродомы. Таким образом Францев пользовался эффектом неожиданности как над морем, так и над сушей.
Францев Евгений Иванович
Днем первой победы Францева стало 21 января 1944 года, впервые в истории отечественной авиации Францев торпедой уничтожил вражескую подводную лодку.
3 марта 1944 года в группе, торпедоносцев капитана Шебанова Францев участвует в районе Варангер-фьорд в торпедировании и потоплении транспорта
противника водоизмещением 8 тысяч тонн.
4 марта этого же года у острова Квалей он увидел скопление вражеских кораблей и среди них див подводные лодки и миноносец. Францев прорывается сквозь заградительный зенитный огонь кораблей, торпедирует и потопляет одну подводную лодку. Во время атаки зенитный снаряд попадает в правый борт фюзеляжа самолета. Осколки его повредили правую мотогондолу и правое колесо, ранили стрелка-радиста. И, все же Францев сумел подбитый самолет довести и посадить на свой аэродром.
8 марта в паре с экипажем капитана Гусева торпедирует транспорт противника в районе Маккурсан-фьорд. 14 марта Францев в результате поисков обнаружил в районе Хелнес мотобот и транспорт противника, которые им были потоплены.
2 апреля 1944 года, выполняя боевое задание по поиску и торпедированию кораблей и транспортов противника путем «свободной охоты», Францев обнаружил в районе Тромсе танкер противника водоизмещением 10 тысяч тонн. Невдалеке базировалась истребительная авиация противника. Рискованно было идти в атаку. Но бея риска не одержишь победы. Oтважный сокол идет на цель и сбрасывает торпеду. Но каков результат, затонул ли вражеский танкер? И Францев делает еще заход на цель и убеждается в результативности торпедного удара — танкер погружается в морскую пучину. А между тем бензин на исходе. Если лететь, огибая материк, не дотянешь. И Францев берет курс через вражеский тыл и передний край. Маневрируя среди разрывов зенитных снарядов противника, он приводит самолет наикратчайшим путем на свой аэродром.
В совершенстве владея техникой пилотирования и искусством ведения воздушного боя, Францев выходил победителем из самых трудных и неравных схваток с врагом. Францев в короткий срок завоевал себе широкую известность не только на Северном флоте, но и на других флотах как отважный истребитель вражеских подводных лодок, как смелый, решительный и находчивый торпедоносец. Свою тактику он сформулировал кратко: «Обнаружить — потопить!». В течение 3-4 месяцев он вместе со своим экипажем — штурманом гвардии старшим лейтенантом Павлом Галкиным и стрелком-радистом гвардии старшим сержантом Семеном Михайловичем Антипычевым одержал 6 побед.
К июлю 1944 года летчик-торпедоносец Евгений Иванович Францев совершил 26 боевых вылета. Потопил лично 2 вражеские подводные лодки, транспорт водоизмещением 1500 тонн, танкер водоизмещением 10000 тонн, мотобот, и в группе — 2 транспорта водоизмещением, каждый по 8000 тонн.
За подвиги в бою награжден двумя орденами Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Францеву Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В связи с награждением Евгений Францев выступает по радио.
Как вспоминал бывший штурман Францева Герой Советского Союза Павел Андреевич Галкин:
«К этим блестящим результатам Е. И. Францев пришел не случайно. Более двух лет мы вместе с ним подготавливали себя для войны, стремились в совершенстве изучить сложную авиационную технику, воспитывали в себе качества, необходимее для того, чтобы быть в состоянии одерживать победу над сильным и коварным врагом».
В аттестациях Францева делаются записи: «Имеет большое желание участвовать в боевых действиях», «В бою ведет себя мужественно», «Достоин назначения на должность заместителя командира авиаэскадрильи»...
В то время, как Павел Галкин лежал в госпитале, Францев пошел в торпедную атаку с другим штурманом, что по мнению Галкина стало роковым обстоятельством для его командира, «ведь экипаж самолета – это единое целое, один организм».
15 сентября 1944 года после торпедирования и потопления плавучей авиабазы противника на территории Норвегии в Порсангер-фьорде Францев погиб возвращаясь на базу. Последняя информация, которую передал Францев на берег: «Цель уничтожена, возвращаемся».
Обстоятельства гибели своего командира Павел Галкин узнал лишь в 2012 году, спустя 68 лет: норвежским исследователям удалось отыскать бортовой журнал немецкого эсминца с записью о подбитом бомбардировщике «Бостон», на котором Францев возвращался с атаки. Позже обломки самолета были обнаружены на севере Норвегии на берегу озера Давгелуоббал, находящегося в 30 км от коммуны Берлевог. Под фотоснимком, опубликованным в книге директора финского музея авиации Ханну Валтонена из города Тиккакоски, имелась подпись: «Фотография места гибели экипажа самолета Героя Советского Союза старшего лейтенанта Евгения Францева, сделанная 26 августа 1981 г. Самолет «Бостон А-20 Ж» из состава 9-го ГМТАП разбился на берегу озера Давгелуоббал 15 сентября 1944 г.»
Награды:
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (19.08.1944, № 4047)
Орден Ленина (19.08.1944, № 19104)
Орден Красного Знамени (10.01.1944, № 81084)
Орден Красного Знамени (5.04.1944, № 5010)
Память:
Бюст Евгения Ивановича Францева на Аллее Славы в городе Чернушка.
Памятник Евгению Ивановичу Францеву возле Кадетской школы в городе Чернушка.
Приказом Министра обороны СССР от 5 января 1968 года навечно зачислен в списки воинской части.
В городе Чернушка у стен его родной школы в 1983 году установлен памятник (архитектор — А. А. Уральский); его именем названа улица; установлена мемориальная доска на здании кадетской школы, где он учился. По названию улицы чернушане неофициально называют и микрорайон "Францева".
Бюст Е. И. Францева в числе 53 летчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в поселке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э. И. Китайчук).
Фамилия Е. И. Францева выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, — в память летчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознаменного Северного флота погибших в море в 1941—1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в поселке Сафоново (скульптор Э. И. Китайчук, архитектор В. В. Алексеев).
Бюст Е. И. Францева в числе 12 Героев Советского Союза и 2 Полных Кавалеров Ордена Славы, жителей Чернушинского района, установлен на Аллее Славы, открытой 9 мая 2010 года в городе Чернушка.
Основная статья: Владимирский край в годы Великой Отечественной войны Муромцы в годы Великой Отечественной войны Герои Советского Союза Владимирской области