Торжественное молебствие в в гор. Иваново-Вознесенске по случаю сокращения торговых часов по праздничным дням
30-го апреля сего 1895 г. в гор. Иваново-Вознесенске было совершено торжественное молебствие на торговой площади по случаю состоявшегося соглашения между всеми торговцами сократить торговые часы по всем воскресным и праздничным дням.
До настоящего времени во все праздники, кроме двух дней в году, именно кроме Рождества Христова и Св. Пасхи, торговля в городе бывала с утра до позднего вечера, так что как сами торговцы, так и служащие их почти круглый год не имели ни минуты свободного времени. Как вредно отзывалось в религиозном и нравственном отношении на всех людях, занятых торговлей, это понимал всякий и потому давно желал сокращения торговых часов, но никто доселе не решался подать примера в этом деле, опасаясь остаться одиноким среди других и потерпеть ущерб в материальном отношении. Но вот нашлись, наконец, энергичные и благомыслящие люди, которые, видя общее желание соблюдать праздники и зная, что никто единолично, без общего соглашения, не решится на это, нашли возможность сделать вопрос, о сокращении торговых часов общим достоянием и привести его к благополучному разрешению. Старанием таких людей этот вопрос сначала стал предметом частных оживленных бесед, а потом, когда он здесь был достаточно подготовлен, передан был на общее обсуждение всех торговых людей. На этом обсуждении единодушно было решено ходатайствовать о том, чтобы по воскресным и праздничным дням торговля продолжалась только с 12-ти до 4-х часов и чтобы по этому поводу были составлены и приведены в действие обязательные постановления для всех торговых людей. В этом ходатайстве принял горячее участие градской голова, П.Н. Дербенев, и общее желание сбылось, — торговые люди получили возможность посвящать седьмой день Господу Богу своему. Среди многих тогда была даже мысль о совершенном прекращении торговли в праздники, но так как в гор. Иваново-Вознесенске живет, по преимуществу, народ фабричный, который, будучи свободным только по праздникам, имеет возможность делать свои закупки для домашнего обихода только в праздничные дни, то и не суждено было осуществиться этой благой мысли. Но благодарение Богу и за то, что достигнуто.
Сокращение торговых часов по праздникам было для всех событием настолько радостным, что между торговыми людьми решено было ознаменовать его особым церковным торжеством. По общему единодушному желанию, приглашено было на торговую площадь духовенство Крестовоздвиженской церкви со Св. иконами и там, под открытым небом, в присутствии городских властей и громадной толпы народа, — состоявшей, преимущественно, из торговцев, прикащиков и их семейств, — совершено было благодарственное Господу Богу молебствие, при стройном пении прекрасного хора певчих.
Перед началом молебствия священником Крестовоздвиженской церкви, о. Александром Охотным, сказано было приличное случаю, весьма живое и назидательное поучение. Он начал свое поучение следующим изречением слова Божия: «да возвеселишися в празднице твоем мы и сын твои, а дщи твоя, раб твой и раба твоя, и левит, и пришлец, и сирота, и вдова, яже во градех твоих» (Втор. 16. 14). А за сим, приняв это изречение за руководящую нить для всего своего назидания, проповедник продолжал его в таких словах: «вы видите, что Господь от самаго начала заповедал людям пользоваться праздничным отдыхом и проводить праздничные дни в духовном веселии и торжестве, узаконив это требование не для господ только, но и для рабов, не для богатых только, но и для бедных. Но так ли мы проводим праздничные дни, как заповедал Господь? С горечью мы должны сознаться, что у нас, кажется, ни одна заповедь Божия, ни один закон гражданский так легко, спокойно и открыто не нарушается, как нарушается четвертая заповедь, предписывающая нам праздничный покой от работ. Многие так привыкли к этому нарушению, что с спокойною совестию, ничего не видя здесь грешного, не только сами попирают заповедь Божию, но и служащих своих понуждают к тому же, не боясь наказания Божия.
Но вот с недавняго времени по многим городам стали появляться богобоязненные и благомыслящие люди, которые к великой радости всех православных христиан, начали обращать серьезное внимание на всеобщее отступление от заповеди Божией и заботиться о восстановлении праздничного покоя от работ. Слава милосердному Богу, и в нашем городе нашлись такие добрые люди, из которых одни предложили мысль о необходимости постановления у нас праздничного покоя, другие сочувственно отнеслись к этому предложению, а третьи нашли у себя столько сил и энергии, чтобы привести предложение в исполнение. Легко было только подумать об этом, но нелегко было сделать; ибо трудно оставить всякую привычку, но еще труднее оставить такое дело, которое не только обратилось в привычку, но и привязало к себе обещанием житейских выгод. Но несмотря на всю трудность расстаться с таким делом, все вы, почтенные граждане, с детских лет привыкшие проводить праздники вне семьи, за прилавком, и видевшие в этом выгоду для себя, с похвальным единодушием отозвались на благую мысль и принесли земные выгоды в жертву ей. Заслуга ваша пред Богом и ближними велика и несомненно принесет достойные плоды свои. Вы, живущие от прибылей торговли, своим решением соблюдать праздничные дни дали своим служащим время и возможность позаботиться о своей душе, о своей семье, о своих детях. До настоящего времени многие из них лишены были возможности посещать храмы Божии, и не один раз, а почти круглый год. И неудивительно по этому, что у многих из них падала набожность. Они, видя полное пренебрежение к праздникам со стороны своих хозяев, отвыкая мало по малу от храма Божия, не видя и не слыша ничего такого, что поддерживало бы и развивало бы в них религиозное чувство, совершенно охладевали к религии. Таким образом, хозяева употребляли как бы насилие над совестью служащих и косвенно были виновниками их нравственного усыпления и даже падения. Теперь же служащие спокойно и свободно могут идти в храм Божий и поучаться в нем вере и благочестию.
Прежде служащие были почти навсегда оторваны от своей семьи: они не были членами ее, а как бы только ночлежниками, приходившими домой на ночь. Отец не имел времени приласкать своих детей, побеседовать с ними, повлиять на них своим отеческим словом и наставлением. Он, уходя из дома рано утром и возвращаясь только поздно вечером, мог по целым неделям даже не видеть их. Муж не имел возможности поговорить, как следует, и посоветоваться о своих делах и нуждах с своей женой. Сын, отсутствуя каждодневно целый день, отвыкал от родителей, охладевал к ним, сердце его грубело, характер и воля, находясь вне родительского влияния, портились. Такое положение дела не могло не колебать семейных и общественных устоев: отцы, не видя семьи, могли привыкать к так называемому бездомовничеству, а дети — к своеволию, непокорности, непослушанию, грубости и резкости? Теперь же все они будут иметь хоть один день в неделе, которым могут располагать по своему усмотрению и посвящать своей семье.
Далее, постоянный и каждодневный труд на других не мог не подавлять у служащих сознания своего достоинства. Работая с утра до вечера каждый день, всю жизнь на других, они привыкали смотреть на себя, как на каких то рабов, которым не полагается даже праздничного отдыха и не дается возможности думать о своих интересах. Не даром Египтяне, желая подавить в Евреях сознание своего достоинства, изнуряли их постоянными работами, не давая им никакого отдыха. Отсюда у служащих — лесть, лицемерие, угодничество, зависть и затаенная злоба. Поэтому-то многие служащие, не имея свободного дня почти целый год, при первой свободной минуте, забывались, старались воспользоваться ею для удовлетворения только животных инстинктов, предавались пьянству и разгулу, думая в этом найти отдых для себя. Как вредны чрезмерная свобода и праздность, так же вредно и отсутствие отдыха. Теперь же ваше внимание к служащим, выразившееся в даровании им свободы и отдыха в праздники, возвысит и облагородит их в собственных глазах. Наше благодеяние к ним вложит в их души любовь, искреннее и нелицемерное расположение к вам. И большое число свободных дней в году научит их благоразумно пользоваться свободой: она для них не будет таким редким благом, как прежде, и поэтому они не будут так злоупотреблять его и станут привыкать к воздержанию.
Наконец, нельзя не сказать и о том, что вы, почтенные граждане, давая свободу и отдых в праздничное время своим служащим, этим самым многое делаете для поддержания их здоровья. Силы человека могут хорошо работать только при отдыхе: работа без отдыха истощает человека. Божественный закон приспособлен к человеку. Если бы людям не было дано 4-й заповеди и если бы люди не исполняли ее, то они рано и скоро истратили бы свои силы. Смело можно сказать, что хилость и слабость многих теперешних людей зависит и от нарушения праздничных дней.
Итак, вот какое великое благодеяние сделали вы, почтенные граждане, для своих служащих. За это вас никогда Бог не оставит. Знайте, что от этого вы никакого материального ущерба не потерпите; напротив, за это всегда над вами будет благословение Божие. Работа по праздникам может доставить только кажущуюся выгоду, но не действительную.
А вы, все служащие, возблагодарите Бога и Его Пречистую Матерь, Которая, находясь среди ваших торговых помещений, в лице своей Чудотворной иконы, именуемой Феодоровской, вложила благую мысль о необходимости соблюдения праздников и помогла привести эту мысль в исполнение. Поблагодарите и своих хозяев, которые единодушно и охотно согласились дать вам праздничный отдых; а особенно поблагодарите тех, кто хлопотал за это дело и содействовал приведению его к желаемому концу. Да воздадут благодарение, кому должно, не только сами служащие, но и их жены и дети, потому что они теперь раз в неделю почти целый день будут видеть своих мужей и отцов и пользоваться доступным им семейным счастьем. Теперь остается одно желание: воспользуйтесь все дарованным вам отдыхом на пользу себе, своей душе, семье и своим ближним и не злоупотребляйте им. Будьте примером для всех, не соблюдающих святости праздников!»
По окончании молебствия, уполномоченные от прикащиков отправились к Городскому Голове П. Н. Дербеневу и В. Куражову и поднесли им, как инициаторам всего этого доброго дела, иконы — первому Спасителя, а второму Феодоровской Божией Матери. Теперь по праздникам утром до 12 час. и вечером с 4 час. на городских площадях, вместо прежней толкотни и шуму, всюду тишина и благопристойность. Да послужит это примером для других, особенно тем, которые своею торговлею по праздникам причиняют еще больший вред другим, чем торговцы!
Свят. А. Охотин.
Из «Владимирских Епархиальных Ведомостей» за 1895 г.
Печатня В.А Паркова в Владимире губ.
Город Иваново
Владимирская губерния.
Шуйский уезд
Открытие города Иваново-Вознесенска и Соборного в нем храма
Иваново в 1900 году
Copyright © 2016 Любовь безусловная
|