Терновка — село в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения. Село расположено в 8 км. к юго-востоку от Юрьев-Польского на левом берегу реки Колокша. До революции село называлось Вошня. «Вошня, при речке Вошенке, находится от уездного города (Юрьевский уезд) в 12-ти верстах и от губернского города в 60-ти верстах».
Деревня Вошня, Кучковского сельсовета, 1) решением № 1091 от 23.09. 1965 переименована в д. Полянка; 2) решением № 151 от 14.02.1966 переименована в д. Терновка. Численность населения: в 1859 г. – 412 чел.; в 2010 г. в д. Терновке было 0 жителей.
Село Вошня принадлежало частным владельцам.
11 мая 7146 (1638) года Афонасьево поместье Акинфова село Вошня отделено и отказано вдове Парасковье Афонасьевской жене, да Андрею да Ивану Павловым детям, да Кузьме Юрьеву сыну, да Роману Федорову сыну Акинфовым, а на Прасковьину долю, против боярского двора в усадище, на горе место, что прежде того бывал старого помещика Юрья Фефилатьева; против церковных передних дверей, от церкви идучи, на правой стороне, да к тому ж дворовому месту ей Прасковье досталось пустое место за рекою, что прежде того на нем живал при старом помещике, при Петре Сербине, человек его Гришка Козлов; а Андрею и Ивану Павловым достался двор боярский старого помещика Афонасья Акинфова; а Кузьме с товарищами досталось дворовое место на горе, что прежде того бывали крестьянские дворы позади церкви против алтаря.
7153 – 7155 (1645 – 1647) годы за Иваном Павловым Акинфовым дяди его Афонасьево поместье Акинфова и с тем, что он выменял у своего дяди у Романа Акинфова, да что ему досталось по полюбовному разделу с братом его с Андреем Акинфовым половина села Вошни без жеребья на речке на Вошенке, а другая половина того села с жеребьем за вдовою Парасковьею Афонасьевою женою Акинфова, да за Кузьмою Юрьевым Акинфовым в поместье, а в селе на общей земле церковь Рождества Христова древяна клецки, а в церкви образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение помещиково, а на церковной земле во дворе поп Родион Леонтьев, в келье просвирница Парасковьица, пашни паханые церковные добрые земли 6 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена – 15 копен, да в селе ж 2 двора помещиковых, двор людской, 16 дворов крестьянских, в них 55 человек; 8 дворов бобыльских, в них 20 человек; а писано за Иваном и за Кузьмою то поместье, по отдельной выписи Юрьева-Польского съезжие избы подъячего Василья Бабухина 7146 (1638) года, а за вдовою Парасковьею по наезду.
27 сентября 7185 (1677) года Иваново поместье Павлова сына Акинфова, что помечено дать жене его вдове Авдотье с дочерьми, село Вошня, а в нем церковь деревянная во имя Рождества Пречистой Богородицы, по обе стороны два придела, на паперти колокольня, на ней 4 колокола, строение церковь Ивана Павлова Акинфова, да двор помещиков; да 29 крестьянских дворов, в них 132 человека; отказано стольнику князю Василью Петровичу Прозоровскому.
7186 (1678) и 7187 (1679) годы за стольником за князем Васильем Петровым Прозоровским в поместье и в вотчине село Вошня, а в нем двор боярский, в нем 10 человек; крестьянских и бобыльских 29 дворов, в них 139 человек.
В 1797 г. произошло возмущение крестьян в Переславской, Покровской и Юрьевской округ, Владимирской губернии, в повиновение своим господам. Случаи участия священно- и церковно-служителей в крестьянских беспорядках обнаружились также и в некоторых селениях Юрьевской округи. 14 июня к священнику села Вошни явился из бегов крестьянин господина Извольского Петр Афанасьев и подал ему какие то печатные указы, которые священник после обедни, «вышед со крестом читал при всем собрании бывших тогда в церкви у обедни дьяконе, дьячке, пономаре и крестьянах, объявляя, будто в тех указах написано, чтоб господских лесов не рубить, из одних в другия деревни крестьян не вывозить и с них оброку брать только по три рубли, заводов и никаких заведеньев не заводить и многое таковое», как доносил поверенный служитель г. Извольского Нижнему Земскому Суду, «внушал, которое только к неповиновению господам послужить может, а после чтения тех указов пел общий благодарный от всех крестьян молебен». Г. Извольский, узнав о сем, «приказал явившегося из бегов крестьянина взять и привести к нему во Владимир, но того села крестьяне вести его не дали, а препоручили господина ж его крестьянину представить в Нижний Земский Суд». Так как в Земском Суде было известно, что вопреки предписанию губернатора и распоряжения преосвященного Виктора священник села Вошни не читал в церкви указа по поводу командированного по Высочайшему повелению для усмирения крестьян полковника Остермана с командою, в чем явно его изобличает, что он старается только приводить прихода своего крестьян к возмущению, а не к спокойствию, то Нижний Земский Суд поручил земскому исправнику отправиться в с. Вошню для исследования по доносу поверенного служителя господина Извольского. По прибытии в это село, исправник Обухов никого из крестьян на месте не нашел. Все они, не только мужчины, но и женщины разбежавшись, чинят укрывательство. По произведенному исправником дознанию оказалось следующее. Священник Васильев показал, что 14 июня в воскресенье служил он божественную литургию, по окончании коей, когда он вышел со крестом, к нему подошел крестьянин Петр Афанасьев и, приложась ко кресту, стал подавать какие то два печатные указа, кои, посмотря, священник «за тусклостью в глазах прочитать не мог, а отдал оные ему обратно». Крестьянин, взяв их, стал просить диакона Михаила Петрова, чтобы он их прочитал, а «посему тот диакон, при случившихся тут многих села Вошни крестьянах, те указы читал вслух, чтож именно в тех указах напечатано он не помнит». По прочтении указов, крестьянин дер. Лапушки Леонтий Макаров «нарядил молебен», который он священник и отслужил Спасителю. Состоявшийся генваря в 29 день манифест о бытии помещичьим крестьянам у господ своих в послушании, а равно и указ Суздальской Консистории по поводу командирования графа Остермана он, священник, «читает», благодарного ж молебна 14-го числа он не служил и печатных указов сам не читал. Диакон Петров показал, что 14 числа был он во время обедни в церкви, но не служил, потому что болела у него нога. По окончании обедни «на отпуске», когда священник вышел с крестом, он был в алтаре, откуда священник Васильев, кликнув его, стал ему отдавать печатные два экземпляра; где они взяты, он не знает. По приказанию священника, чтобы он их прочел, диакон, взяв, стал читать про себя, и дочитав первой до половины усмотрел в нем, что с жалованных от Его Императорского Величества чиновникам крестьян сбирать оброку по три рубли, а второй прочитав один титул, далее читать не стал и отдал оные обратно священнику, сказав при том, что те указы до нас не принадлежат; «сам же пошел паки в алтарь». Куда те указы священник девал, он не знает. После чего начали молебен по наряду села Вошни крестьянской женки Ульяны Осиповой, пророку Предтечи и Крестителю Господню Иоанну, а другой служили Спасителю. А кто наряжал — того не знает. Благодарного ж молебна не служили. Дьячок Петров показал согласно с диаконом с тою разницею, что по его словам после обедни служили три молебна: Рождеству Богородицы, Тихвинской Божией Матери, и Евдокии мученице. Пономарь Михайлов показал также согласно с диаконом, добавив к тому, что во время чтения указов дворовый человек вотчины Богданова Матвей Федоров стал диакону говорить, «дабы он тех указов не читал, ибо де они до нас не следуют, но диакон тех слов в резон не принял». Дворовый человек Федоров показал, что когда он по приводе в церковь стал подавать для поминовения за упокой своих родителей деньги пономарю Михайлову, тот ему сказал, «что де пришел села Вошни проситель с указом, а с каким именно Михайлов не знает»; почему он Федоров тот же час пошел в сельцо Щедрино к госпоже своей А.И. Богдановой и сообщил ей. Госпожа его послала в с. Вошню сказать священнику, «дабы он в церкви указов не читал, а связав того просителя отослал бы к суду, при чем приказывала, что не будут ли также и господина его сельца Щедрина крестьяне, кои неизвестно куда отлучились, то и с ними учинил бы тоже». Возвратясь в с. Вошню «в достойное пение и взошед в алтарь, приказание госпожи его объявил диакону Михаилу Петрову, который на сие ответствовал, что де указы печатные и нельзя им оных не читать, они де к тому определены». По отслужении литургии священник Федор Васильев вышел со крестом. К нему наперед всех подошел крестьянин Петр Афанасьев, который, приложись, подал священнику два указа. Священник стал их читать и прочитал один Его Императорского Величества титул, потом сказал, что он не видит, кликнул диакона Петрова и заставил его читать, при чем он Федоров стал говорить, «чтобы оных указов не читали, но священник, диакон и дьячек единогласно сказали, что де не твое дело, указы печатные, никак нельзя им не читать. Потом диакон читал оные: первый о пожалованных от Его Императорского Величества кавалерам крестьянех, второй, чтоб явились отлучившиеся от службы солдаты и прочие люди. Причем священник, диакон и дьячек говорили, будто б господам лесов не рубить, из одних в другия деревни крестьян не вывозить, с крестьян оброку брать только по три рубли, никаких заводов не заводить, которые слова подтверждая, вотчины г. Извольского дер. Дворяткина крестьянин Иван Киреев чинил с ним, Федоровым, спор и противоречие, говоря при том, что де надо его, Федорова, за сие: связать. После чего он вышед из церкви убоясь, дабы и в самом деле его не связали, пошел в сельцо Щедрино и обо всем происшествии объявил своей госпоже. Прежде чтения указов, пели Спасителю молебен, а благодарный, или от кого нарядный — того не знает». Нижний. Земский Суд, усматривая немалое между священником, диаконом и дьячком разноречие и принимая во внимание, что дворовый человек Федоров их во многом изобличает, определил священно и церковнослужителей с. Вошни отослать с подлинными допросами в Юрьевский Уездный Суд «к поступлению по законам». «По ходатайству крестьян села Вошни о выдаче им пособия на достройку школ. Уполномоченные от общества крестьян села Вошни, крестьяне того же села Филипп Петрухин и Михаил Ершов, обратились в уездную управу с прошением следующего содержания: «В начале нашего полномочия мы ходатайствовали чрез Юрьевский училищный совет об отпуске на нашу школу казенного леса. Ходатайство наше было удовлетворено, и казенный лес на корню был назначен к отпуску, но вопреки нашим ожиданиям оказалось, что разработка и перевозка казенного леса до ближайшей к нам Кузьминской станции так дорого стоит, что на эти деньги имелась полная возможность купить сухого леса на всю школу в гор. Юрьеве, а самим разработать и перевозить сырой лес за дальностью расстояния совершенно невозможно. Однако, желание общества иметь у себя в селе земскую школу было так сильно, что на прошедший 1901 — 02 учебный год были наняты две квартиры (для учителя и для училища), а с 23 августа сего 1902 года нами была начата постройка нового здания для земской школы по плану, утвержденному Юрьевским училищным советом. В настоящее время плотничная и другие работы по постройке школы кончаются и будут нами оплачены, но для дальнейших работ средств у нас совершенно нет, и при малочисленности и бедности нашего общества школа наша без посторонней помощи не может быть окончена, а именно у нас не хватит на кровлю школы ста (100) рублей и на голландскую лечь, которая будет стоить не менее 75 рублей. В виду сего мы покорнейше просим Юрьевскую уездную земскую управу ходатайствовать пред Юрьевским уездным земским собранием о безвозмездной помощи для окончания постройки нашей земской школы, а именно на производство кровельной и печной работ. При сем представляем приговор общества крестьян села Вошни, уполномочивающий нас ходатайствовать о помощи на достройку школы и план школы. Постройка нашей земской школы по предлагаемому при сем плану со включением кровельной и печной работы будет стоить около 800 р., исключая бесплатных подвод для подвозки строительных материалов». Представляя вышеизложенное ходатайство крестьян села Вошни на благоусмотрение земского собрания, уездная управа имеет честь доложить, что так как на ремонт школьных зданий ежегодно ассигнуется по 200 р. в распоряжение училищного совета, то управа полагала бы настоящее ходатайство передать в училищный совет» (Журналы очередного Юрьевского Уездного Земского Собрания 1902 года).
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Семьинской волости Юрьевского уезда.
В селе Вошне мелочная лавка Лагаева Ивана Павловича закрыта с 1 января 1909 года.
В 1921 г. были электрифицированы Вошня, Глотово, Шетнево и Егорка.
С 1929 года село входило в состав Cемьинского сельсовета Юрьев-Польского района, с 1965 года — в составе Кучковского сельсовета.
Церковь Рождества Божией Матери
В первой половине ХVII столетия в Вошне существовала уже приходская церковь в честь Рождества Христова.
7146 (1638) год с церковной земли Рождества Пречистой Богородицы, что в селе Вошне, в поместье Афонасья Акинфеева оброку восемь алтын, две деньги и марта в 7 день те деньги взяты, платил поп Еремей.
В патриарших книгах 153—155 (1645—1647) годов об этой церкви сказано: церковь «Рождество Христово деревяна клетцки, a в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое строенье церковное помещиково, а на церковной земле во дв. поп Радион Леонтьев в келье просвирница Прасковьица, пашни паханыя церковныя добрыя земли 6 чети в поле, а в дву по тому ж, сена 15 копен».
7162 (1654) год по дозорным книгам Леонтия Молвяникова, на той церковной земле поставлена церковь и обложена данью и писана в приходной книге, и впредь той земли в оброчной книге не писать.
В окладных патр. книгах 162 (1654) года показана церковь уже с другим престолом — в честь Рождества Пресвятой Богородицы: «церковь Рождества Пречистыя Богородицы в поместье Ивана да Кузьмы Акинфовых да князь Василья Хилкова в селе Вошня на речек Вошне дани двадцать четыре алтына, две денги, десятильничих гривна».
В книгах 185 (1677) года записано: «деревянная церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы, по обе стороны два придела, на паперти колокольня, на ней 4 колокола, строение церковь Ивана Павлова Акинфова». 7194 (1686) год села Вошни Пречистенский поп Семен.
О состоянии церкви в ХVIII столетии сведений не имеется.
Вошенский Михаил Петрович в 1788 году из риторики определен в село Вошню дьяконом.
Недремский Семен Иванович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1840 году, с 1842 по 1848 годы – дьякон села Вошня Юрьевского уезда.
Скомовский Александр Федорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1806 году, священник села Вошня Юрьевского уезда; в 1853 году уволен за штат.
Веселовский Андрей Федорович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1852 году, с 1853 года – священник села Вошня Юрьевского уезда. 6.11.1854 г. у него родился сын Веселовский Михаил Андреевич (Законоучитель Владимирского Епархиального училища, священник Пятницкой церкви гор. Владимира, протоиерей). Скончался 23 февраля 1865 года.
Время построения каменной церкви не известно; при ней в 1866 году построена каменная колокольня.
Сперанский Иван Васильевич, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1864 году, служил учителем в Западном крае, скончался 12 июля 1875 года священником села Вошня Юрьевского уезда.
Никольский Василий Павлович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1871 году, с 1975 по 1888 годы – священник села Вошня Юрьевского уезда.
Прозоров Петр Викторович, выпускник Владимирской духовной семинарии, окончил в 1887 году, с 1888 года – священник села Вошня Юрьевского уезда.
«Церковь Рождества Пречистой Богородицы в поместье Ивана да Козьмы Акинфовых да князя Василья Хилкова, в селе Вошне, на речке Вошне, дани двадцать четыре алтына, две деньги, десятильничья гривна» (Юрьевская десятина жилых данных церквей и пустовых церковных оброчных земель. Выпуск 4. Материалы для истории Владимирской епархии. Владимир. Типо-литография В. А. Паркова. 1896 год.).
Престолов в церкви три: в настоящей холодной — в честь Рождества Богородицы и в трапезе в честь — Тихвинской иконы Божией Матери и во имя преподобно-мученицы Евдокии.
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 года и исповедные росписи с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1856 году.
Церкви принадлежала каменная сторожка.
Земли при церкви: усадебной одна десятина, пахотной и сенокосной 33 десятины.
Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: 392 р. Синодского пособия, от сбора зерновым хлебом 35 p., от земли 80 р. и за требоисправления до 225 p., а всего в год до 725 рублей. Дома у причта собственные на церковной земле.
Приход: село Вошня и деревни: Орловка, Щадрино, Хапиловка, Лапушня и сельцо Дворяткино; расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось.
Всех дворов в приходе в 1897 г. 145, душ мужского пола 419, а женского пола 457 душ. «20 августа 1915 года комиссия, состоящая из пяти членов епархиального съезда рассматривали прошения о сложении недоимок и об оказании пособия на обучение детей… Комиссия, по рассмотрении прошений и наведении нужных справок, пришла к следующим заключениям по прошениям: … 4) Священника с. Вошни, Юрьевского уезда, Алексея Студитского об оказании помощи в содержании детей. Принимая во внимание многосемейность (5 чел. детей — трое обучающихся в учебных заведениях), малочисленность и бедность прихода, расстроенное здоровье просителя и задолженность его при покупке дома, комиссия полагает оказать ему пособие на содержание дочери его воспитанницы 3-го класса епархиального женского училища, Анны Студитской в размере 12 рублей» (Владимирские Епархиальные Ведомости).
Во время великой Октябрьской революции было разорено поместье Акинфовых. Прекрасная библиотека, имеющаяся в поместье была сожжена. Сохранились барские каскадные пруды. Третий пруд, самый нижний, был самым почитаемым у местных жителей. На каскадных прудах бобры навалили деревьев и настроили плотин. Последняя барыня умерла в Вошне после революции и была похоронена там.
Недалеко от места, где была церковь, под горой, там где был источник с ключевой водой, жители Вошни нашли икону Тихвинской Божией Матери. После этого жители стали замечать целительную силу воды из этого ключа. Жители близлежащих селений считали источник Тихвинской иконы Божией Матери исцеляющим и почитали его. Вода из этого источника попадала в пруд, дно и берега этого пруда служители церкви выложили деревом.
В хрущевские времена был взорван каменный храм. На месте храма установлен крест с памятной табличкой у его подножия.
Город Юрьев-Польский.