Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:23
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Юрково Юрьев-Польского района

Деревня Юрково

Юрково — деревня в Юрьев-Польском районе Владимирской области России, входит в состав Красносельского сельского поселения.
Деревня расположена на берегу речки Гза на автодороге Юрьев-Польский — Тейково в 14 км на северо-восток от райцентра города Юрьев-Польский. «Юрково (Юриково, Юрьково тож) расположено при речке Сназе и находится от Юрьева в 14-ти верстах». [1]

1453 г. (духовная грамота Софьи Витовтовны). Своему внуку, князю Юрию завещает свой прикуп – «Турабьевские села все, оприсно Березников, Раткова и Олексина, а то Олексино дала есмь княгине Ефросинье до ее живота, а Березники и Ратково дала есмь своей сносе Княгине Марье до ее живота, а по их животах те села Олексино и Березники и Ратково внуку же моему Князю Юрию, да даю ему туто ж в Юрьеве свой же прикуп свои села Кучку, да Деревеньку, да Шадрино». О том какие имелись ввиду турабьевские села мы узнаем из грамоты самого Князя Юрия 1472-го года. «А брату своему Князю Андрею даю село свое Турабьевское, да сельце Пиногорь, да сельце Скомовское, да сельце Беляницинское». Таким образом, можно считать, что в 1453-м году Турабьевскими селами были: Турабьево, Скомово, Пиногор, Беляницыно, Ратково, Алексино (по моим соображениям имелось ввиду то, которое было рядом с сельцом Вындово) и Березники (которые, вероятно, стали Березницами). В той же грамоте впервые упоминается село Юриково (имеется ввиду Юрково) в Юрьеве. Завещано "Николе на Песноше". А также село Вындово, завещанное "Пречистой на пустынке".
Юрково до XVIII столетия было государевым дворцовым имением.

В конце XIX — начале XX века село входило в состав Городищенской волости Юрьевского уезда.

Газета №14 «Юрьевских известий» за 14 ноября 1918 года. Вся первая полоса газеты занята протоколом заседания уездного исполком Совета рабочих и крестьянских депутатов от 1 ноября 1918 года. На заседании рассматривались многие вопросы жизни города и уезда, и в частности, вопрос «о снабжении всем необходимым коммунистов, отправляющихся на фронт». Напечатан протокол заседания контрольно-налоговой комиссии при уездном Совете о рассмотрении заявлений граждан о сложении подворного и прямого налогов.
Были опубликованы резолюции, принятые на митингах и собраниях рабочих и крестьян.
В одной из резолюций говорится:
«Мы, крестьяне с. Юркова, Городищенской волости... заслушав доклад по текущему моменту представителей коммунистической партии (большевиков) гор. Ярославля тов. И. Фролова и тов. Хрусталёва, постановили: всеми силами бороться с контрреволюцией откуда она бы не происходила и поддерживать всеми силами Советы.Да здравствует Коммунистическая партия большевиков! Да здравствует Красная Армия! Да здравствуют крестьяне и рабочие!
с. Юрково. 1918 г. 25 октября».
«Деятельность кулаков в селе Юрькове, Юрьевского уезда, не ограничена ничем. В селе нет ни комячейки, никакой другой организации, способной вступить в борьбу с кулацким засильем, способной препятствовать подлой, кулацкой деятельности. Отдельные же личности из крестьянской бедноты ничего не могут сделать с организованной кулацкой шайкой.
В наши, беспримерно трудные годы мировой войны и пролетарской революции деятельность кулаков, всюду, по всей Советской Республике имеет саботажнические тенденции... При общей разрухе, среди голода и всякого бедствия народного, кулаки обогащаются и набивают свои склады всяким добром. Какими-то способами всегда избегают трудовую повинность и мобилизацию в красную армию не несут никакой общественной должности, не работают в тоуд-армии, а приобретя лучшие с.-хоз. орудия и орудия производства-мельницы, эксплуатируют крестьянскую бедноту, не считаясь ни с конституцией Р.С.Ф.С.Р. и вообще ни с чем.
Так происходит во многих селах Владимирской губернии. Такое положение увидели мы и в селе Юрькове, прибывши в отпуск на пасху. Кулаки нашего села Самойлов, Акифьев и К0 действуют так решительно и смело, что мы сначала не поверили тому, что нам рассказали о них наши крестьяне. Оказывается, что главарь кулацкой шайки Самойлов действует и командует бедняками так, точно ярлык на великое княжение получил от татарского хана...
Строит он паровую мельницу (одна мельница у него каким-то образом сгорела), двигатель, жернова и другие принадлежности к новой мельнице Самойлов достал по документам подделанным так, что якобы он, Самойлов является в постройке мельницы, как уполномоченный от сельского о-ва... Инициатива постройки мельницы принадлежит действительно всему обществу с. Юрькова, но когда Самойлов достал двигатель, жернова и др. принадлежности, он объявил все это собственностью его и пяти других кулаков с ним, т. е. кулацкой артели-шайки.
Беднота и средники чрезвычайно возмущены всей этой подлостью и просили нас собрать о кулаках все сведения, оформить и передать в Губчека..., «а уездный Совнархоз и др. учреждения задарены и подкуплены кулаками»…— так говорили нам крестьяне на собраниях, которые происходили каждый день в течение всей пасхальной недели. На всех этих собраниях Самойлов и К0 вели себя возмутительно; и всеми мерами и подлостями старались ввести разлад в общественную организацию и оставить строящуюся мельницу за собой, в собственность.
Но крестьяне, под руководством приехавших коммунистов, действовали тоже активно; они организовались и отобрали у Самойлова двигатель на законном основании, так как приобретен он по документам общественной организации. Самойлов ездил в уездный отдел Совнархоза и к другим своим приятелям. Не спали и мы и в результате все дело о мельнице будет передано в суд.
Жернова и др. принадлежности мельницы кулаки спрятали пока у себя» («Призыв», 19 мая 1921).
«Сельско-хозяйственная культура (с. Юрьково, Юрьев. у.). Посевкампания и в особенности декрет о продналоге послужили наглядным толчком к качественному и количественному улучшению обработки яровых полей и засева их. Подняты и вспаханы не только прошлогодние непаши, но и все пустоши, все места, прежде считавшиеся непригодными к пашне и посеву. Много также заровнено канав и рытвин, прорытых дождевой и полой водой еще давно, в прежние годы. В настоящее время граждане с. Юрькова не оставили ни одного клочка незапаханной земли, кроме той, которая нужна для пасева скота.
Яровая пашня и засев полей закончен был к первому мая и, благодаря выпавшим дождям, показались хорошие всходы овса. Есть у юрьковцев десятина земли, оставленная при общественном переделе для коммунального ведения хозяйства (опыт приспособления к будущему строю). Хлебом, снимаемым с этой десятины, юрьковцы оплачивают пастуха, попа, плотников, ремонтирующих общественные постройки и др. мелкие потребности, на которые, без этого запаса, пришлось бы собирать хлеб по 1—2 ф. с дома, что канительно и непрактично.
Отношение к Советскому правительству у гр. с. Юрькова хорошее, но к местным уездным органам правления отношение отрицательное по той простой и наглядной причине, что большинство комиссаров и заведующих учреждениями в уезде служат кулакам, а не народу и вообще, не соответствуют своему назначению. До революции 1905 года сельское хозяйство в с. Юрькове велось обыкновенным, первобытным способом и ничем не отличалось от хозяйств других сел и деревень уезда. Та же трехпольная система, служившая причиной истощения земли, неурожая, измельчания и вырождения домашних животных и т.д. Воспользовавшись революционным движением 1905-6 гг., граждане с. Юрьково начали действовать самостоятельно и благодаря тому, что ни чиновники, никто другой не тревожит их, они сделали общественный передел земли, ввели восьмипольную систему с травосеянием. В первые же года 8-ми польная система принесла самые благоприятные результаты: урожай хлебов повысился, а кормовых трав накашивали столько, что каждый домохозяин, вместо одной лошади, коровы и 2—3 овец, стал держать скота столько, сколько позволяли размеры двора. Оборудована была молочная, приобретались с.-х. машины: жнейки, косилки, сортировки и вообще культура поднималась с каждым годом. Огромный вред принесла столыпинская реформа с ее отрубными участками, выселением на хутора и закреплением земли в личную собственность… В сельской общине началась распря и дезорганизация со всеми ее последствиями, с обогащением собственников и совершенным обнищанием сельских бедняков, пока Октябрьская Революция не положила предел этому неизбежному явлению капиталистического строя... Потом общегосударственная разруха, причиненная империалистической войной, гражданской войной и контр революционными авантюрами, отразились также и на экономическом хозяйстве с. Юрькова. Юрьковцам для ведения своего сравнительно культурного хозяйства требуются лучшие с.-хоз. машины, требуется также ремонт старых, а никакими привилегиями они не пользуются, несмотря на то, что все продовольственные разверстки выполняются к сроку, полностью и в несравненно больших размерах, чем разверстки соседних с Юрьковом селений. Жилось тяжело, в особенности в последний неурожайный год, но несмотря на все беспримерно тяжелые экономические условия, в селе Юрькове имеется кооператив с молочной артелью, сапожно-вязальное производство и прочее. А в последнее время строится паровая мельница и Народный дом» («Призыв», 28 мая 1921).

С 1929 года деревня входила в состав Городищенского сельсовета Юрьев-Польского района.
В 1959 г. в состав совхоза "Энтузиаст" влились колхозы "Правда" (с селами Кинобол, Кубаево, Даниловское) и "Революция" (с селами Юрково, Вындово, Мало-Петровское, Ратьково, Голянищево).

Численность населения: в 1859 г. – 269 чел., в 1905 г. – 689 чел., в 2002 г. – 118 чел., в 2010 г. – 97 чел.

ООО ПТП Фирма "Антей-89" действует с 7 декабря 1992 г. Руководитель юридического лица - Антонов Александр Сергеевич. Юридический адрес: деревня Юрково, 1. Основным видом деятельности является «Розничная торговля в неспециализированных магазинах». Организация ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ФИРМА "АНТЕЙ-89" ликвидирована 23 сентября 2011 г.

Юрковский приход

Церковь в селе существовала уже в начал XVII столетия и в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 136 (1628) годом записана так: «церковь Собор архангела Михаила в государеве дворцовом селе Юрикове дани семнадцать алтын четыре денги десятильнича гривна; а в 162 (1654) г. по новому дозору положено дани рубль 19 алт. 2 ден., заезда гривна».
В течение XVII, XVIII и начала XIX столетий церковь зданием была деревянная. В 1835 году усердием прихожан, вместо деревянной церкви, построена каменная церковь с каменной колокольней; а в 1862 году они обнесены каменной оградой. [1]
Настоятель священник села Числовских-Городищ Василий Каллиопин 7-го июня 1883 г., согласно прошению, уволен за штат, настоятелем того же числа утвержден помощник-священника села Юркова Феодор Крылов, на вакансию же помощника-настоятеля 7-го июня определен студент Семинарии Николай Вознесенский.

Престолов в церкви три: в холодной — в честь Архистратига Божия Михаила (освящен в 1835 году) и в теплых приделах: в честь Введения Пресвятой Богородицы (освящен в 1830 году) и во имя Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (освящен в 1854 году). [1]
Копии метрических книг с 1811 года и исповедные росписи с 1825 года хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1883 году и также хранилась в церкви. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 1/2 десятины, сенокосной 4 десятины 770 кв. саж. и пахотной 32 десятины; документы на землю имелись. Кроме того, при сельце Вындове церковной земли: сенокосной 4 десятины и пахотной 20 десятин; план и межевая книга на эту землю имелись от 1771 года и хранились в церкви.
Причта положено: священник и псаломщик. На содержание причта получалось дохода: процентов с церковного капитала 9 руб. 72 коп., от сбора хлебом 30 руб., за требоисправления до 300 руб. и от земли 300 руб., а всего в год до 640 рублей. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход: село Юрково и сельцо Вындово — в двух верстах от церкви; всех дворов в приходе 130, а в них душ мужского пола 385, а женского пола 490 душ. [1]

В селе имелось земское народное училище.

Награжден к Пасхе 1917 года Камилавкой священник села Юркова Лев Предтеченский.
«14 февраля в сельсовет с. Юркова, Юрьевского уезда, явился представитель от черной братии с просьбой принять в село „боголюбимую", которая изображала из себя тяжелую размалеванную и разукрашенную доску.
Сельсовет, настроенный колокольным звоном, стал созывать граждан на общее собрание. Шесть раз принимались звонить и только к вечеру крестьяне, ругаясь и вздыхая:
— Опять, чай, налоги какие...— собрались.
Но на этот раз оказались не налоги, а прошение от черной братии, которое секретарь сельсовета и читал.
Начиналось оно так:
— Милостивый государь, господин председатель сельсовета села Юркова и прихода, просим принять Божию Матерь Боголюбимую для спасения душ ваших во Господе Боге и послания благодати господней на приход ваш, кротости и миролюбия…
Чтение прервал неудержимый смех. Члены сельсовета призвали граждан к порядку и стали опрашивать желающих принятия, которых из ста домов нашлось всего только 22 человека.
И вот теперь в селе Юркове раздается колокольный звон и черная братия носит по домам «боголюбимую», распевая тропари, славя «царя» «мира» и обирая религиозно настроенных крестьян» («Призыв», 21 февраля 1923).


Церковь Михаила Архангела в Юрково. Автор: Архиповы Маргарита и Владимир. 2015 г.

В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его колокольня и алтарь. В храме частично сохранились росписи.
Решением исполкома Владимирского областного совета депутатов трудящихся от 18.03.1974 №356 Михайловская церковь с. Юрково признана памятником градостроительства и архитектуры регионального значения.

Сельцо Вындово

В 1568 году Царь Иоанн Васильевич пожаловал Вындово «Шарапу Скрябину да Чудину Аксакову»; последние в том же году продали свою вотчину Ивану Семеновичу Черемисинову; сын же этого владельца, Демид Иванович Черемисинов пожертвовал в 1575 году «вотчину свою село Вындово с пашнею и с луги и с лесы и с пруды и со всеми угодьи» Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Во владении монастыря Вындово оставалось недолго и в описи монастырских имений от 1660 года оно уже вотчиной его не значится; вероятно, оно было или променено, или продано частному владельцу.
Бывший приход села Вындово упразднен и село приписано к причту села Юркова в XIX столетии.
Деревня Вындово, Городищенского сельсовета, решением №1207 от 23.11.1978 г. признана, как фактически не существующей.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии : [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.

Категория: Юрьев | Добавил: Николай (23.05.2019)
Просмотров: 1592 | Теги: Юрьев-Польский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru