Церковь Грузинской иконы Божией Матери в селе Гатиха
Церковь Грузинской иконы Божией Матери в селе Гатиха
Церковь Грузинской иконы Божией Матери находится в селе Гатиха Камешковского района, Владимирской области.
Церковь на Омутец-Пестьянском погосте существовала уже в начале XVII столетия, как это видно из патриарших окладных книг под 136 (1628) г.: «церковь Николая Чудотворца на Песье речке села Омутца… дани два рубля 4 алтына две денги, наместничьих гривна, тиунских алтын, заезда алтын». В писцовых книгах Юрьевского уезда 1645—1647 гг. об Омутец-Пестьянском погосте говорится так: «погост Николы чудотворца на Песьянском потоке, а на погосте церковь Николы чюдотворца древяна вверх, да церковь Живоначальной Троицы, да предел святой великомученицы Парасковеи нарицаемые Пятницы древяна клецки, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение приходных людей, а на погосте во дворе поп Сергей Михайлов, во дворе поп Петр Петров, во дворе поп Семен Иванов, во дворе дьячек Андрюшка Агеев, во дворе просвирница Оксиньица, да на погосте ж бобылей 3 двора питаются от церкви Божии, пашни паханы середние земли 22 чети, да перелогом 2 чети в поле, сена меж поль и по заполью и на пойме на Осиновском истоке 40 копен, лесу поймы в длину на полверсты, а поперек на четверть версты». В писцовых книгах упоминалось, что погост стоит «в Опольском стану на государеве Цареве и великого князя Алексея Михайловича земле».
В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольского с этой церкви положено было дани «7 рублев 10 алтын, заезда гривна». Такая сравнительно с другими приходскими церквями большая дань положена на Омутецкую церковь потому, что приход при ней был очень многолюдный. Он заключал в себе не только приход села Омутца, но и приход соседнего села Ковалева (Патакино).
В 161 (1653) г. было три священника: «Петр Петров, Семен Иванов и Ефтифей Сергеев, 402 приходских двора, церковной земли по 24 четверти в поле и сенных покосов на 40 копен». В 181 (1673) г. часть прихода отделилась: в селе Ковалеве была выстроена особая церковь. «181 г. сей церкви оклад велено сбавить полтину и впредь оклад у сей церкви дани и заезда шесть рублев тритцать алтын, потому что поставлена другая церковь, приход учинился особой, и сбавочные деньги полтина положены в оклад новопостроенной церкви Пресвятыя Троицы в селе Ковалеве, и февраля в 20 день с церкви Николая чудотворца отдельные деньги 6 руб. 30 алтын взято, платил староста поповской Вознесенской поп Аврамий».
«204 (1696) г. генваря 9 по подписной челобитной дан антиминс на старой престол церкви Николая чудотворца в Волод. уезд в Боголюбовской стан в село Омутец, тоя же церкви поп Иван Васильев взял и росписался».
По переписным книгам 1703 г. при Николаевской церкви села Омутца было 7 священников: Федор, Симеон, Борис, Яков, Терентий, Максим и Яков, церковной пахатной земли столько же, что и в 161 (1653) г., сенных покосов на 30 копен, приходских дворов 359. 1710 г. при церкви Николая чуд. в селе Омутцах, погосту Песьянского: «попы: Максим Кириллов, Василий Федоров, Симеон Евтихиев, у него зять поп Федор Дмитриев, Яков Иванов, Яков Кириллов, Терентей Кириллов, Борис Васильев, диакон Афонасий Борисов».
В начале XVIII ст. в Омутце, кроме Николаевской церкви, существовала теплая деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. В 1719 г. обе церкви сгорели. В 1720 г. теплая Троицкая церковь построена была вновь. «1720 г. марта 11 запечатан указ о строении церкви по челобитью Волод. уезда патриарша села Омутца Троицкого попа Семиона Евтифиева велено в том селе Омутце на прежнем церковном погорелом месте построить вновь теплую деревянную церковь во имя Живон. Троицы, пошлин гривна». «1738 г. апреля 21 Волод. уезда церкви Николая чуд., что в Омутце Песьянском на погосте, попы: Стефан Яковлев, Василий Максимов в синод. казен. приказ писали «в прошлом 719 г. во оном погосте настоящая церковь во имя Николая чуд. древянная сгорела и с того времени вновь церкви на месте сгоревшия и поныне непостроено, а ныне приходские той церкви люди по обещанию своему желают на том же месте построить вновь церковь во имя Николая же чуд. древянную, а без указу оной церкви строить не смеем, и чтоб повелено было о строении оные церкви дать указ». И против сей челобитной в синод. казен. приказе выписано: «в окладных прошлых и сего 738 г. книге по Володимирской десятине написано: церковь Николая чуд., что на Песье реке, в селе Омутце, дани 7 руб. 20 коп., казен. пошлин 17 коп., а в писцовой Володимирской книге 161 и 162 гг. у вышепоказанной Николаевской церкви написано: попы Петр Петров, Семен Иванов, Ефтифей Сергеев, в приходе 402 двора, пашни церковные земля 24 четверти в поле, а в дву потомуж сенных покосов 40 копен; а в переписной 703 г. книге у той же церкви написано: попы Федор, Симион, Борис, Яков, Терентий, Максим, Яков, пашни церковные земли 24 четверти в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен, в приходе 359 дворов». Подписание Преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту 1738 года мая 1 дня». Отмечено: «указ дан».
1738 г. мая 1 выдан указ о строении церкви Волод. уезда церкви Николая чуд., что на погосте Песьянском попам Стефану Яковлеву, Василью Максимову по их прошению велено показанный храм Николая чуд. вместо сгоревшей церкви на прежнем же месте построить вновь церковь во имя Николая чуд., пошлин 10 коп., нужнейших 1/8 взяты (кн. 413 л. 27).
Холодная же церковь построена и освящена была только в 1738 г. В 1763 г. холодная церковь сгорела еще раз и на месте ее в том же году построена была опять деревянная церковь с престолом во имя Николая чудотворца. В 1836 г. на средства прихожан она возобновлена, но к 60-м годам она пришла в ветхость и богослужение в ней было прекращено.
В 1875 г., когда отведено было в Омутецком приходе новое кладбище, Никольская церковь была перенесена туда и в 1877 г. освящена уже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Троицкая же теплая деревянная церковь, построенная в 1720 г., существовала до конца XVIII столетия и посему обветшала.
В 1790 г. с разрешения епископа Владимирского Виктора начата постройка каменная церковь, которая и была окончена и освящена в 1802 г.
Колокольня церкви
В 1842 г. к этой церкви была пристроена каменная колокольня.
Но так как для большого прихода эта каменная церковь была тесна и мрачна, то в 1850 г. начата постройка нового обширного каменного храма, соединившего в себе теплую и холодную церковь; в 1868 г. он отделан окончательно. 16 декабря 1866 г. определен в священники воспитанник Семинарии Петр Постников в погост Омутец-Пестянский.
28 февраля 1885 года в погосте Николо-Песьянском Владимирского уезда в семье Василия Владимировича и Екатерины Антоновны Поспеловых родился Поспелов Николай Васильевич (1885-1938) – будущий протоиерей, Священномученик.
В кон. XIX века престолов в церкви три: в холодной церкви – во имя Пресвятой Троицы (освящен 18 августа 1868); в трапезе теплой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы (освящен в 1855) и св. Николая Чудотворца (освящен в 1855). Из святых икон особенным уважением пользовались в приходе и почитались за чудотворные: икона Божией Матери, именуемой Смоленской и икона св. Николая Чудотворца. Достойно замечания также резное изображение Спасителя, сидящего в темнице; внизу изображения подписаны следующие стихи: Зри, кия терплю тебе ради страсти Да адски ятя свобожду напасти, Ты же мя грехи прободаешь на всякой день, Ты мя умерщвляешь, чадо: велми Крест, смерть терпети, нежели грехами твоими присно болети. В церковной библиотеке хранится очень любопытный синодик неизвестного времени с прдварительным увещанием о поминовении усопших, несколькими лицевыми изображениями и стихами, относящимися к загробной жизни. Всех лицевых изображений – 37, каждое с соответствующей подписью: 1) Крещение св. ап. Иаковом язычников; 2) Св. Василий Великий,- внизу изображения стихи: Свят Архиерей Божий Василий Великий Отшедшим душам повествует свет толикий: Егда в церкви поминавшей душе быти Оных вечных мук может тамо избыти. 3) Изображение Григория Богослова; 4) Иоанна Златоуста; 5) Афанасия Великого; 6) Иакова, брата Божия,- под всеми этими изображениями подобные же стихи; 8) Изображение ангела хранителя, охраняющего спящего пламенным оружием, под постелью представлен повергнутым диавол; 9) Изображение преп. Макария, встречающего в пустыне череп; 10) Изображен человек, сидящий на гробе, над головой его череп, по бокам два скелета, правый ударяет копием в этого человека, а левый вонзает копье в череп, повыше его нарисован гроб с умершим, несомый к погребению, затем богач мучимый адским пламенем, над ним Лазарь на лоне Авраама, далее жрец, приносящий жертвыы и тем пролагающий путь к Раю (изображен холст от жертвенника до Рая), и внизу всего стихи, увещающие помнить смертный час; 11) Изображение человека, стоящего у гроба и плачущего; 12) Гроб умершего, оплакиваемый знакомыми; 13) Погребение умершего; 14) Заупокойная литургия; 15) Состояние души по смерти; 16) Состояние души в 9-й день по смерти; 17) Лицевое изображение повести преп. игумении, «како заповеда сестрам своим до четыредесяти дней трапезу нищим поставляти; оне же точию до девятин сотвориша», а внизу и сама повесть; 18) Восхождение души по смерти; 19) Различная участь душ по смерти; 20) Польза усопшим от подания за них милостыни; 21) Изображение прелюбодейцы, мучимой в адском пламени и отсюда изъятой ради сыновних молитв и милостыни; 22) Изображение умершего богача; 23) Изображение худоумного Ионы, стоящего за столом и сундуками с золотом; 24) Изображение того же Ионы, поучаемого демоном сребролюбия; 25) Изображение того же Ионы, употребившего «на неподобная» свое имение; 26) Смерть его и завещание; 27) Лукавое распоряжение оставшимся после Ионы имением и нарушение его завещания; 28) Брак жены его, роскошная жизнь и гибельная участь; 29) Бедственное положение детей, под изображениями 23-29 написана и соответствующая повесть; 30) Изображение человека пленного, постепенно из плена освобождаемого, когда за него приносится бескровная жертва; 31) Возвращение того пленного и его рассказ; 32) Изображение чуда Пресв. Богородицы над разбойником Домицелом; 33) Зерцало грешного, на этом зарцале представлен грешник, сидящий на стуле, ножки которого означают четыре стихии, над кладезем гиенским, по краям которого написано: «на сети паутинной сидит», снизу же: «стихия некогда временем и теплотою рушится». Сверху зерцала висит меч над головой грешника, обвитый лентой, с надписью: «меч отмститель беззаконий», под мечом – сзади головы грешника слова: «и ведутся в студенец истления», а спереди: «тело похотствует на дух», затем со всех четырех сторон в грешника вонзаются мечи с надписями: на мече, вонзенном в грудь - «грех мой пред мною есть выну», на мече в спине – «сатана стоит одесную мене», в правый бок – «обыдоша мя болезни смертныя», в левый – «червь мой не умрет», внизу этой картины написано увещание к грешнику богачу, забывающему смертный час; 34) Изображение черепа на двух костях, как символ ничтожества человеческого; 35) Изображение святителя, приносящего безкровную жертву за усопших; 36) Изображение святителя, чтоящего в церкви среди сонма апостолов; 37) Изображение черепа с следующими под ним стихами: Зряй, человече, сию главу. Сердцем умилися И помшляя псаломскую речь в себе прослезися. Человек яко трава, и век исчезает Якоже цвет на селе скоро отцветает, Ибо духу изшедшу из него не бывает, К тому места своего в мире не познает.
Церкви принадлежали следующие здания: двухэтажный дом церковно-приходской школы; торговые деревянные лавки; дом, сдаваемый под трактирное заведение. Лавки давали дохода до 100 руб. в год, из коих 25 руб. шло в пользу причта; с трактирного заведения в 1890 г. получено 190 руб., из них 63 руб. получил причт, 63 руб. церковь и 64 руб. церковно-приходская школа. [1]
Церковные документы хранились в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1830 г. Земли при церкви имелось: усадебной 3 дес., пахотной 25 дес. и сенокосной 15 дес., неудобной 6 дес. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. Содержание их составляло: из процентов с капитала 2400 руб., вложенного разными лицами за вечное поминовение, из доходов от служб и требоисправлений, от хлебного сбора и земли – всего около 2000 руб. в год. Дома у причта собственные, на церковной земле. [1]
Приход состоял из деревень: Гатихи, Гаврильцева (Деревня Гаврильцево принадлежала помещикам Авдулиным, в 1897 г. там насчитывалось 18 дворов и 97 жителей. Сегодня это небольшая деревенька рядом с Московско-Нижегородским шоссе.), Пахирева (Пахарево значится в писцовых книгах 153 г.; в ней тогда было 9 человек крестьян. Да 1 бобль, пашни худые земли 20 четвертей в поле, лесом поросло 10 четв. в поле, сена несколько пожен и рыбныя ловли по озерам и реке Клязьме), Пожарниц (Деревня Пожарницы, принадлежавшая князьям Щербатовым, находится напротив села Леонтьево, по другую сторону шоссе. Когда-то она была примечательна своей ветряной мельницей. В 1873 г. там значилось всего 48 жителей.), Елакова (Деревня Еляково Владимирского уезда Пенкинской волости, в приходе Николо-Пестьянского погоста, а 27 верстах от Владимира, а 1834 г. по данным VIII ревизии там значилось 36 мужского и 35 женского пола душ в 12 дворах, в деревне имелись ветряная мельница и кузница. В 1873 г. проживало всего 39 человек, принадлежала пяти различным помещикам. Там прежде тоже имелась ветряная мельница, была и своя кузница. В 1905 г. — 23 двора, 94 жителя. Она находилась в полутора километрах южнее Нижегородского шоссе.), Сынкова (Деревня Сынково, казенного ведомства, в километре севернее шоссе, в 1897 г. состояла из 27 крестьянских дворов.), Хохлова (В деревне Хохлово по писцовым книгам 153 г. значится 6 человек крестьян да 4 бобыля, пашни худые земли 56 четв. в поле, лесом поросло 4 четв., сена на 80 коп. Деревня Хохлово, бывшая казенная, сегодня оказалась на самом шоссе и около нее находится поворот на Камешково. В прежние времена, в середине XIX века, там имелось две кузницы и почтовая станция, деревня состояла из 19 крестьянских дворов. В 1897 г. там насчитывалось 29 дворов и 199 жителей.), Чешкова (Деревня Чешково находилась поблизости от села Лаптево и принадлежала князьям Щербатовым и помещикам Бутурлиным. В 1897 г. там проживало 198 человек в 31 дворе. Сегодня эта деревня не существует.), Папулова (Деревня Папулова находилась поблизости от Омутец-Пестьянского погоста, рядом с Гатихой. Она принадлежала помещикам Никулиным и Лихачевым, там находилось две ветряные мельницы и кузница. К 1904 г. там в 20 дворах проживало 100 человек. Сегодня эта деревня не существует.), Андрейцева, Курова (Деревня Курово, в 6-ти верстах к югу от Пенкина, принадлежала князьям Щербатовым. В 1897 г. там значилось население в 227 человек в 34-х дворах, имелась кузница и были две ветряные мельницы. Сегодня этой деревни нет.), Юрятина, Куршенева, Городка (Большая, многонаселенная деревня Городок прежде была владением пяти помещиков: князей Грузинских, Бутурлиных, Ромейковых, Чистяковых и Карташевых-Паниных. В 1904 г. там проживало 428 человек в 60 дворах, имелись две ветряные мельницы и кузница. Сегодня деревня Городок стоит при шоссе Хохлово-Камешково и Близнина (Близнино примыкает к шоссе в полутора километрах от Хохлова. Прежде это было имение господ Ладыженских. В 1904 г. там насчитывалось 325 жителей и 78 крестьянских дворов.), в коих по клировым ведомостям числилось 1680 душ муж. пола и 1790 душ жен. [1]
Здание бывшей церковно-приходской школы
Земская школа открыта в 1878 г., церковно-приходская школа была открыта в 1885 г.
В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства: 1) крестьянину дер. Гатихи Ивана Александровичу Матвейцеву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме села Омутец Пестьянского; 2) крестьянину дер. Хохлова Ивану Викторову Токареву за пожертвование 25 руб. на устройство нового пола в храме с. Омутец Пестьянского. Преподано Архипастырское благословение: 1) крестьянину Андрею Иванову Грязнову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме; 2) крестьянам дер. Гатихи Якову Баташеву и Андрею Куранову за пожертвование 200 руб. на устройство нового пола в храме.
Церковь была переосвещена в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Центральный храм выполнен в форме двухэтажного четверика с рядом стрельчатых фронтонов над венчающим карнизом, на котором возвышаются пять луковичных глав на восьмигранных световых барабанах. Помещение трапезной располагается с западного торца и примыкает к пятиярусной колокольне, украшенной декоративными колоннами и кокошниками.
Церковь была закрыта в 1933 г. под картофелехранилище, но не использовалась под склад - их достаточно.
В июне и августе 1937 г. верующие дд. Второво, Гатиха и Юрятино Владимирского района несколько раз просили во ВЦИКе и лично у Сталина открыть церковь в Николо-Песьянах, вместе со сторожкой (собрано 560 подписей, недоимок нет). После недолгой переписки между ВЦИКом и облисполкомом, ходатайство группы верующих отклонено, т.к. … «церковь ликвидирована в 1933 г. под картофелехранилище» (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 699. Л. 86-95) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 99-100
Согласно предоставленным в 1962 г. Владимирским облисполкомом в Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР сведениям, по данным на 1 января 1961 г. церковь использовалась под мастерские Второвской ЛМС [ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 330. Л. 121].
Церковь Грузинской иконы Божией Матери
В настоящее время церковь Грузинской иконы Божией Матери пустует, состояние здания удовлетворительное, серьезных повреждений нет, частично сохранились фрагменты фресок и росписей внутреннего объема.
Церковь пытаются восстановить местные жители. По праздникам приглашают священника. В момент богослужения была гроза и молния подожгла купол колокольни. На данный момент идет сбор средств на восстановление.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Я.В. Смирнов
Яков Васильевич Смирнов
Яков Васильевич Смирнов, автор многих известных руководств по латинскому языку, «Московский Цицерон», родился 9 октября 1806 г. в пог. Омутце-Пестянском, Владимирского уезда и губернии, где его отец был дьяконом. В силу различных неблагоприятных обстоятельств, проведя раннее детство в бедности и почти полном невнимании к нему со стороны отца, Яков Васильевич, согреваемый только ласками матери, по особому настоянию последней был отдан учиться в 1818 году во Владимир. Исключительность положения в детстве наложила на него особую печать,- он был не по-детски сосредоточен в себе, избегал дружбы с ровесниками и знал только преподаваемые в училище предметы; от природы даровитый, он учился хорошо и в числе первых перешел из училища в семинарию, где за смиренность и дана была ему фамилия «Смирнов». Начальство любило прилежного и скромного ученика, и в 1829 г., когда Я.В. закончил только первый год обучения в богословском классе, нашло возможным отправить его в Педагогический Институт в С.-Петербурге. Из Института Я.В. вышел в 1836 году с серебряной медалью и тотчас по окончании курса назначен был на место старшего учителя латинского языка в 1-й Московской гимназии. Печальное детство, жизнь впроголодь во Владимирском училище и семинарии и строгая дисциплина в Институте сделали свое дело,- вышедший на общественную деятельность в возрасте 30 лет Я.В. Смирнов вступил в самостоятельную жизнь уже со сложившимися убеждениями. По образу жизни – это был чистый аскет,- он поставил себе целью – полное самоотвержение в целях служения Богу и людям; каждый день посещал он все церковные службы, постился и кроме установленных дней, а дома проводил время в молитве и чтении аскетического характера. Изнуряя себя постом и молитвой, Я.В. в то же время болел душой о людях, и особенно любил он нищих, для которых часто устраивал в своей квартире обеды; все получаемые деньги он раздавал бедным и нищим. Как учитель – Я.В. был образцовый: он был примерным исполнителем своих обязанностей, к ученикам относился самым сердечным образом, с полной любовью и снисходительностью; для малоуспешных он открыл бесплатно особый вечерний класс; бедные всегда пользовались его помощью. Я.В. Смирнов был выдающимся знатоком латинского языка, его многие называли «Московским Цицероном». Написанные им пособия к изучению латинского языка («Руководства к переводам», «Руководства к изучению латинского языка» пространное и краткое и др.) пользовались громадным успехом и долгое время были принятыми учебниками во многих учебных заведениях.
Последние годы своей жизни Смирнов провел в отставке; подвижнический образ жизни надорвал его силы, перед смертью он совершенно ослеп и скончался в Москве 7 июня 1868 года.
Село Гатиха