Главная
Регистрация
Вход
Суббота
02.03.2024
01:00
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1585]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [167]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [163]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2390]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [117]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Церковь Вознесения Господня города Камешково

Церковь Вознесения Господня

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Вознесенского Храма Города Камешково Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 декабря 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Фридман Владимир Михайлович (с 28 мая 2020 г.).
Адрес: г. Камешково, ул. Карла Либкнехта, д. 1


Церковь Вознесения Господня. 1906 г.

Церковь заложена 16 октября 1904 г. Строилась на средства Иваново-Вознесенских фабрикантов Дербеневых, явившихся основателями Камешково, по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Дмитриевича Корицкого. На проекте пристройки прядильной фабрики к существующему 3-х этажному прядильному корпусу значится тоже его фамилия. Судя по историческим документам, Корицкий выступал в качестве «поверенного мануфактур Дербенёвых» и, таким образом, наделялся достаточно широкими полномочиями в рамках своей деятельности.
Храм был освящен Архиепископом Николаем 12 ноября 1906 г. в честь Вознесения Господня.
В день освящения храма жители поселка обратились к братьям с благодарственным письмом, в котором говорилось, что люди давно чувствовали потребность в храме Божьем и благодарны им за то, что они «воздвигли себе на земле драгоценнейший из памятников и совершили поистине дело великое и святое, потому что выше и святее Дома Божия на земле ничего нет и быть не может».


Павел Никанорович Дербенев

Первым старостой церкви стал Павел Никанорович Дербенев, один из владельцев текстильной фабрики, на чьи средства и строился храм.
Камешковский храм являлся приписным к храму Всех Святых села Эдемское. Первым его настоятелем стал выпускник Владимирской духовной семинарии священник Василий (Василий Иванович Веселовский). С октября 1907 года о. Василий одновременно состоял в должности заведующего церковно-приходской школой и учителя Закона Божьего.


Василий Иванович Веселовский

Существенный отпечаток на духовную жизнь дореволюционного Камешкова накладывала фабричная среда. «Здесь, в фабричном посёлке, – писал о. Василий, – жители весьма разнообразны, все они собраны из разных губерний и уездов. А русская пословица говорит - что город – то норов, что деревня – то обычай. Здесь жизнь человеческая распределяется не по колокольному звону, а по фабричному свистку». Батюшка с сожалением признавал, что храм и наполовину не бывает заполнен, а «в души наших жителей звон колоколов не просится и не смиряет их». Возможно, именно это отношение к церковной жизни сыграло в судьбе храма роковую роль спустя несколько лет.

«С самого начала кипучей его деятельности ходил упорный слух, что Никанор Дербенев является фальшивомонетчиком. Содержание слуха примерно такое: после покупки лесной пустоши Камешки первым сооружением среди леса была сторожка с глубоким колодцем. В ней хозяин поселил в качестве сторожа привезенного из г. Иванова-Вознесенска — М.А. Молева. Никанор Дербенев постоянно навещал его, по-дружески чаевничал. Такие визиты имели место и до основания фабрики и после того, как среди леса соорудили кирпичный корпус, и железная фабричная труба задымила над ним. Такое внимание капиталиста к простону сторожу не случайно: согласно слуху М.А. Молев делал для Дербенева деньги на машинке, которую где-то приобрел пронырливый и хитрый первонакопитель. Несмотря на то, что разговоры о печатанье денег шли в полголоса, слух дошел до высокопоставленных лиц. В один из дней на фабрику приехала полиция, обыскала сторожку, но ничего не нашли: М.А. Молев сумел выбросить машинку в колодец. Дербенев щедро угостил полицейских чинов и дал им крупные взятки. Дело о фальшивомонетничестве было замято.
Так примерно воспроизводят содержание слуха камешковские старожилы Г.А. Гоманов, И.С. Терентьев, А.А. Губанов.
Когда умер М.А. Молев, Павел Дербенев, видимо, выполняя волю отца, решил похоронить его в ограде только что построенной при фабрике церкви. Хоронить в оградах церквей разрешалось лишь служителей культа. Павел вошел в ходатайство перед святейшим синодом — верховным органом русской православной церкви — и за двадцать тысяч рублей золотом купил это право в обход церковных законов. Единственная могила в церковной ограде, благоустроенная самым лучшим образом, до двадцатых годов стояла, удивляя прохожих тайной своего существования.
М. АБРАМОВ» («Знамя», 26 июля 1969).


Григорий Васильевич Полторацкий

При храме в то время действовал церковно-приходской совет. Членами его являлись лучшие люди Камешкова, а председателем был главный механик фабрики - Григорий Васильевич Полторацкий, секретарём – фабричный служащий Дмитрий Романович Михеев.
Первый известный документ, узаконивающий отношения общества с новой властью, датируется 1919 годом. Им стало соглашение членов церковно-приходского совета о принятии от Эдемского волостного исполнительного комитета здания Свято-Вознесенского храма и имущества, находящегося в нём, подписанное 24 февраля 1919 года. Согласно документу, члены общества, помимо уплаты взносов и сохранения передаваемого имущества, обязывались в богослужебных помещениях «не допускать политических собраний, враждебных советской власти направлений, раздачи или продажи книг, брошюр, листков, направленных против советской власти или её отдельных представителей, …совершение набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти». Тем самым, церковно-приходской совет являлся, помимо организационно-хозяйственного, органом, определяющим общественную деятельность, взаимодействующим с государственной и местной властью, другими общественными организациями. Именно на долю Совета выпала задача защиты храма и в целом религиозной жизни Камешково от нападок новых властей, которые всё учащались.
На собрании 20 апреля 1922 года по поводу празднования Вознесения Господня, престольного праздника в Камешково, партийцы высказывались за то, чтобы праздник использовать «для воспитания рабочих». В итоге на этот день был назначен митинг, на котором выступал докладчик из Коврова. Задача митинга очевидна – отвлечь людей от Храма.
С 1922 года, после издания декрета об изъятии церковных ценностей, в Ковровском уезде, как и по всей стране, началась кампания по изъятию, объяснявшаяся необходимостью помощи голодающим Поволжья. В камешковском храме изъятие церковных ценностей прошло 22 апреля 1922 года.
С начала 1923 года стали звучать предложения о закрытии храма. Важная роль в этом вопросе отводилась комсомолу. Из воспоминаний комсомольца 1920-х годов Ф.М. Мельникова:
«Театр в столовой стал для нас тесен, а другого здания для этого, [кроме] как церковь – не было. Партийная ячейка подсказала нам решение этого вопроса: надо провести антирелигиозную работу… Мы стали проводить антирелигиозные диспуты. К нам приезжали лектора – атеисты Пётр Ерёмин, Штраус Одинокий. Диспуты проходили с участием местных и приезжих служителей культа. Но главным оппонентом всё же был главный механик фабрики Григорий Васильевич Полторацкий….».
«…Он был очень авторитетным человеком,– вспоминал Ф.М. Мельников. – Я был бы не прав, если бы не сказал, что он был хорошим и как человек, и как механик. Вот эти его качества притягивали к себе народ и не без успеха».
Подобных собраний весной 1923 года прошло несколько, причём на каждом поднимался вопрос о закрытии храма. Одно из них состоялось в апреле 1923 года. «Вечер, – сообщалось в местной газете, – открылся докладом о происхождении религии. По нему была вынесена резолюция: «Требуем закрытия камешковской церкви». Затем политсуд над попом, «Комсомольская пасха» (инсценировка Д. Рабочего), комсомольские частушки и т.д.».
«Не давайте электричества. Ф-ка дает электрический ток рабочему поселку и всем учреждениям, расположенным вокруг ее. Зачем же даем ток в церковь; очевидно только для того, чтоб поп наживался, зажигая паникадило при венчании богатых.
Церковь от государства отделена. Потушите же электричество в церкви, которое идет за счет государственной ф-ки» («Призыв», 5 апреля 1923).
«Совсем необычайно прошло утро 21 июля 1923 года в Камешкове.
Бурлит рабочий поселок. Предстоит закрытие церкви. Решение об этом вынесено на общем собрании рабочих. Из Коврова прибыла комиссия. При ней рослый сыто-вскормленный уездный поп. Гремят ключи от больших церковных дверей. На паперти вместе с приезжими главки церковного совета. Через решетку ограды пронизывают «действующих лиц» глаза любопытных.
Но вот величаво плавающая на петлях дверь скрыла за собой все. Наблюдающие выдерживают томительные часы.
Медленно, как будто нехотя, приоткрывается дверная щель.
Один за другим выползают из нее члены церковного совета. Тихо, как при покойнике, ведут они неспешный разговор.
Показались и два попа. Рослый, приезжий, сановито выпячивая грудь и закидывая назад голову, рисуясь перед толпой, спускается с порожков. Местный сутуловато и суетливо задерживается, прощально, по привычке, крестится и при поклоне озлобленно смотрит в дверной проход, из которого слышатся голоса новых для этого здания людей.
Прошел фотограф с аппаратом: последний отпечаток бывшей святости.
Нужно только здание. Остальное, что в нем осталось, отслужило свою службу.
Через день повисла веревка на громадных блещущих золотом главах. Раз, два, три... Раз, два, три... Зашуршало, загромыхало, и гордые золоченые луковицы валяются на траве...
Открытие рабочего клуба приурочили к 7-му ноября. Из бывших церковных дверей торжественно спускались одно за другим алые знамена и вростали в ожидавшую праздничную толпу. Над дверями простые, но крепко выведенные из цемента рабочими под руководством седого штукатура Антона слова: «Рабочий клуб VI Октябрь». Кругом приведенные в порядок кирпич, щебень.
Где был алтарь — там сцена. Вместо иконостаса театральный занавес. Вечером большой митинг. В новый клуб заехала вскоре труппа малороссов. Лихие плясуны притоптали остатки хранившейся у старух надежды на возмездие божие...
Не удержать на старой привязи молодые силы, они тянутся в клуб. А в клубе и свадьба без попа, и октябрины и спектакли, и лекции, и концерты, и кино-картины, и собрания, и выборы в фабричный комитет, и технические совещания по производству.
Клуб работает, клуб бьет рутину, темноту, клуб место, где бурлит общественная жизнь.
24 июля 1923 года в Камешкове сделано как будто совсем небольшое дело: сняты главы. Но заглянешь теперь в нутро, под своды, где на месте элейной копоти и усыпляющего пахучего ладана вырос культурный очаг, невольно бросишь: «Привет вам, камешковцы. Привет!» («Призыв», 23 июля 1926).
В своих воспоминаниях Г.В. Полторацкий описывал все события, связанные с закрытием храма. Церковь якобы мешала нормальному развитию школы, поэтому новой властью было принято решение по ее ликвидации. Работу предписывалось проводить «быстро, продуманно и вполне тактично». Церковно-приходской совет не мог оставаться безучастным свидетелем творимых бесчинств. Были поданы просьбы к уездным властям разрешить собрание верующих посёлка. Ковровский уездный отдел управления в созыве собрания отказал. В ответ на это Г.В. Полторацкий обратился в вышестоящую инстанцию и даже к «всесоюзному старосте» - председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинину. В письме к нему содержится информация о разорении камешковского храма: «25-го утром приступили к разрушению храма: сначала сняли фотограф[ические] снимки внутри и снаружи, а затем уронили главы, стащивши их канатами, уронили большое паникадило, уронили иконостас, после чего иконы свалили на телеги и свезли в фабричную котельную, где и сожгли в топке парового котла, при этом большой крест рубили в ограде около церкви; 26 июля начали сбрасывать мелкие колокола, упаковывать всё церковное имущество: ризы, одежды, сосуды, кресты и Евангелия. 27 июля сбросили большой колокол; 28 июля сбросили последний колокол и стащили главу с крестом на колокольне» (1923 год).
На одной из фотографий, хранящихся в фондах Камешковского музея, запечатлены инициаторы закрытия и разрушения церкви у поверженного купола. В центре (стоит) Долбилкин Петр Осипович, слева – секретарь партячейки Тимофей Иванович Борисов, крайний справа – директор фабрики Василий Федорович Цыганов.



1923 год

«На нашей фабрике производится переустройство церкви под театр. Работы предполагается закончить ко дню празднования Октябрьской годовщины; но некий механик Полторацкий, ретиво отстаивавший церковь на общем собрании, тормозит дело тем, что снимает с работы конные подводы, игнорирует срочность заказов для театра на лесопилке, заставляя резать материал для ремонта своей квартиры и прочее.
Не мешают ли здесь его религиозные убеждения? Не пора ли его одернуть?
Ведь празднование Октября не за горами» («Призыв», 3 ноября 1923).
Православный обряд Крещения заменили октябрины. Так на открытом партсобрании 2 февраля 1924 года в присутствии более 500 партийцев и беспартийных партячейка постановила назвать новорожденную двойню текстильщиков Фроловых именами вождей пролетарской революции: мальчика – Владимиром, девочку – Розой и преподнесла родителям в подарок одеяла и учебники политграмоты.
В ноябре 1923 года местная партийная ячейка вынесла постановление об удалении икон из домов партийцев. О неоднозначности отношения к данному вопросу можно судить по «широким прениям многих товарищей» (членов партии, заметим) в ходе обсуждения проблемы. В итоге постановили «иконы из квартир членов РКП(б) убрать, в особенности у старших членов в семье, имеющих свои квартиры». В секретных сводках о политических настроениях Эдемской волости за 1924 год отмечалось, что «поповский дурман не изжит, за исключением 20% молодёжи, ведущим антирелигиозную пропаганду».

В 1923 году в Камешково на базе Свято-Вознесенского храма комсомольцы фабрики имени Свердлова организовали очаг культуры, названный в честь приближающейся годовщины революции «6-й Октябрь» (см. Клуб "13 Октябрь"). Название было предложено в ходе организованного конкурса секретарём партийной ячейки Т.И. Борисовым. В местной прессе клуб часто именовался «зимним театром».
Клубная самодеятельность развернулась быстро, желающих в ней участвовать было много. Однако церковного помещения явно не хватало, да и мало оно было приспособлено для клубных мероприятий и занятий самодеятельных кружков. Поэтому в конце 20-х годов строительному отделу фабрики было поручено начать строительство нового здания с большим залом, сценой, фойе.
Затем в здании церкви размещались магазин, банк, городское отделение ДОСААФ и жилые квартиры.

ДУНАЕВ Владимир Викторович, род. 1887, с. Зименки. Проживал в п. Камешково. Священник. Арестован 06.11.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы.

«Старые женщины уже и не вспомнят, в какой последовательности были там магазин, клуб, хранилище... Потом там разместился Госбанк. А когда тот переехал в новое здание, его место занял районный комитет ДОСААФ.
В последнее время очень часто по окончании службы во Всехсвятской церкви с. Эдемское благочинному отцу Евангелу задавался вопрос: почему в г. Камешково, где проживает более 15000 человек, не служит храм? Ведь в городе много престарелых людей, которым очень нелегко добраться до Эдемского, чтобы посетить церковь. Резко увеличилось число родителей, желающих крестить своих детей. Умерших отпевать и приглашать священника на кладбище тоже стали чаще. И все это вызывает большие трудности при отсутствии храма в городе.
И вот, посовещавшись во Владимирской епархии, благочинный отец Евангел обратился к православным с предложением провести собрание прихожан по вопросу восстановления городского храма.
На собрание, состоявшееся 13 марта собралось 572 человека. В тот день они высказались за возрождение в городе православной общины и открытым голосованием избрали приходской совет в составе 20 человек. Тогда же было решено просить власти о передаче храма в руки общины с тем, чтобы начать его восстанавливать. И уже в тот день приходили люди и предлагали деньги на ремонт, но мы не могли их взять, так как не были официально зарегистрированы.
Довольно долго шел процесс подготовки документов, необходимых для регистрации и вот, наконец, 15 апреля в отделе юстиции исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов мы были зарегистрированы как Свято-Вознесенская община на территории Камешковского городского Совета Владимирской области.
В тот же день со всеми необходимыми документами, как и положено, мы обратились в горсовет к Л.А. Ашировой с просьбой о возвращении храма общине. Она нам ответила, что этот вопрос будет рассматриваться на Президиуме горсовета. На состоявшемся заседании Президиума горсовета заявление было одобрено. Затем наше заявление рассматривалось на сессии районного Совета народных депутатов 24 мая и тоже было решено в пользу возвращения храма верующим. За что большое спасибо многим депутатам, которые серьезно отнеслись к этому делу.
А 28 мая состоялась сессия городского Совета, записавшая в решении «передать здание РК ДОСААФ общине православного прихода Свято-Вознесенского храма после предоставления ему другого помещения и предоставления квартир гражданам, проживающим в здании РК ДОСААФ».
С тех пор, вот уже второй месяц, мы каждый вторник ходим к народным депутатам Л.А. Ашировой и В.П. Петренко…» («Знамя», 16 июля 1991).
Первые шаги в восстановлении храма были сделаны в 1991 году благодаря православным верующим города и района, во главе которых встали С.Н. Давыдова, В.П. Ильвовская, В.В. Родионова. В нем, наряду с реставрационной деятельностью, стали регулярно совершаться богослужения. Священники Василий (Губаль) и Николай (Геращенко) проделали огромную восстановительную работу. Немало потрудился для храма и действующий настоятель прихода о. Анатолий.


о. Анатолий

Средств на возрождение требовалось немало - помогали бескорыстно всем миром. По словам о. Анатолия, больше всего жертвовали простые, небогатые люди.
«Несколько десятилетий молчит церковный колокол в Камешкове, а нынешние горожане предпенсионного возраста лишь по рассказам родителей знают, что в сооружении из красного кирпича между бывшими зданиями школы № 1 и райкома партии находился Свято-Вознесенский храм. Более молодому поколению вовсе трудно представить храм в этом помещении. Лишь старожилы помнят его первозданный вид, внутреннее оформление.
А в канун Рождества произошло великое для нашего города событие: в этом храме началась служба. Наконец-то открылась возможность приобщения к вечному и красоте, созданной руками наших предков, а затем нами же порушенной. Церковь обретает вторую жизнь. Известие об открытии храма всколыхнуло население города. Об этом говорили в очередях, на улице. Многим не верилось, потому что знали: в здании почти до самого Нового года находилась организация ДОСААФ. Но 5 января храм был освящен, состоялась первая служба.
А вечером, накануне седьмого января, к храму со всех сторон города потянулись люди. Входили степенно, даже торжественно, тихо обменивались впечатлениями, покупали свечи и крестики, которые надевали здесь же. Вскоре в храме стало тесновато. Людей не смущали ни импровизированный, занавесом отгороженный алтарь, ни бедность внутреннего молельного помещения. Свечи ставили в подносы и жестяные банки с песком.
— Говорят, на ремонт фабрика имени Свердлова выделила несколько тысяч, — тихо говорил кто-то.
— Дай, Господи, здоровья ее труженикам, — закрестились слышавшие этот тихий разговор.
А на подносе с табличкой «На ремонт храма» росла гора из купюр разного достоинства. Нынешнее время — тяжелее некуда. Но и пенсионный рубль, и далеко не лишняя в семье десятка с легкой душой отдавались на дело святое и благородное. Возрождение храмов подтверждает то, что русский народ не утратил такую национальную черту характера, как жертвенность.
Немалый ремонт, а точнее реконструкцию предстоит провести и в Свято-Вознесемском храме. Необходимы средства на создание иконостаса, изготовление колокольни, куполов, креста, внутреннее оформление.
Седьмого января служба состоялась утром и храм так был заполнен народом, что «с трудом удавалось перекреститься», как говорили потом. А на улице стояло еще столько же, если не больше. И не только из праздного любопытства шли сюда люди» («Знамя», 18 января 1992).
«Возле здания РК ДОСААФ, теперь уже бывшего, переданного церковной общине, встала грузовая машина. Начальник спортивно-технического клуба Б.В. Борисов вместе с помощниками грузил парты, различные клубные принадлежности. Районный комитет переезжал на улицу Совхозную, в помещение ранее принадлежавшее народному суду.
- Мы обучали в год 600 человек, — рассказывал Борис Владимирович. — Готовили водителей пяти категорий. Теперь же, с переездом в помещение, намного меньшее по площади, еще не оборудованное, наши возможности будут ограничены в несколько раз. Вместо пяти классов сможем обучать только два. Невозможно будет проводить лабораторные занятия, не разместятся там другие учебные пособия и макеты, которые были здесь. Вероятнее всего, появится в районе проблема с водительскими кадрами, которой до сих пор не было.
Понятно нежелание работников РК ДОСААФ выезжать из здания: много сил ушло на его оборудование, десятки тысяч рублей истрачено на ремонт» («Знамя», 1 февраля 1992).
«5 июня в здании администрации района состоялась двенадцатая сессия районного Совета народных депутатов 21 созыва…
Отсутствие денег послужило основанием для отказа в оказании помощи на восстановление Свято-Вознесенского храма. Вопрос передан на рассмотрение городского Совета, у которого, впрочем, тоже вряд ли найдутся средства для этого» («Знамя», 13 июня 1992).
«В ночь на 23 ноября, церковные грабители, разбив стекло в окне второго этажа, проникли в Свято-Вознесенский храм г. Камешково, откуда украли восемь икон» («Знамя», 5 декабря 1992).
«Отец Василий, настоятель Свято-Вознесенского храма г. Камешково.
— Какие пожелания?.. Я даже боюсь говорить о чем-то... Почему? Загадывать — не по-христиански, вот в чем дело. Хотя... Есть пожелание, чтобы был мир на земле, чтобы не было войн и люди жили в мире, уважении друг к другу. Чтобы в нашей стране наконец-то наступил порядок, ведь люди уже устали от неразберихи, когда не знаешь, что с тобой завтра будет. Что еще? Хотелось бы пожелать нашему храму процветания, то есть побыстрее его восстановить, а от людей — поддержки и помощи. Многие помогают, причем с удовольствием, а некоторые говорят, что «вы нам уже надоели». Но ведь мы восстанавливаем то, что кто-то когда-то разрушил и не для себя стараемся, а для Бога, для церкви. Помогают и предприятия и организации: лесокомбинат выделил нам хорошего плотника, банк перевел на наш счет 10 тысяч рублей, по 5 тысяч рублей несколько камешковских магазинов перечислили на восстановление храма. Пользуемся доброжелательным отношением к нам руководителей фабрики Н.В. Смурова и В.А. Козлова, ходим к ним часто и они нам оказывают всяческую помощь. Да нам и надеяться-то больше не на кого, только на фабрику, только она может помочь. Обещали помощь и на КЭМЗе... Одним словом, есть еще такие, кто доброжелательно относится и хочет нам помочь, старается что-то сделать. В таких случаях приятно думать, что мы не одни, что есть еще люди, которые думают и о Боге, и о спасении своей души. Потому что всякая помощь, которая идет от человека для церкви, она идет лично Богу, человек хоть через маленькую, но жертву, зарабатывает себе прощение от Бога. Нет ведь праведников на земле, один Бог — праведный. Но мы надеемся, что Господь нас не оставит, и люди нас не оставят, ибо все делается по промыслу Божию. Что можно еще пожелать всем? Чтобы была любовь между людьми, не смотреть на обиды, а прощать их. Потому что, как сказано в Евангелии, «где будет мир и любовь, там будет и Бог» («Знамя», 30 декабря 1992).
«Свято-Вознесенскому храму необходимо помочь. Сегодня без материальной поддержки со стороны привести его в нормальное состояние невозможно. Нельзя стоять в стороне от проблем нашей церкви еще и потому, что количество прихожан становится все больше. Поэтому всем руководителям учреждений и предприятий города необходимо, несмотря на финансовые трудности, все-таки найти возможность и выделить пусть небольшие денежные средства на проведение ремонтных работ в храме. Такое мнение высказал глава администрации района нашему корреспонденту.
Разговор на эту тему был начат не случайно. Не совсем обычная встреча состоялась накануне праздника Рождества Христова в администрации района. По приглашению В.А. Абрамова в здание районного Совета пришел отец Василий, священник Свято-Вознесенского храма. На вопрос: «Чем вызвано это приглашение? Ведь, в общем-то совсем недавно вряд ли, кто бы Вас понял», ответ главы администрации был таков: «Давно пора положить конец безразличию к нашей национальной культуре, религии. Мы, христиане, так мало знаем сегодня даже о таких больших религиозных праздниках как Рождество, который отмечается всем цивилизованным миром. Поэтому, думаю, что совсем не будет для нас познакомиться с этим праздником поближе. Ну, а кто как не служитель церкви сможет объяснить величие, красоту, значение Рождества?» («Знамя», 16 января 1993).
«...Пока мы рассуждаем, думаем и решаем, нужно ли это нам, в Свято-Вознесенский храм города каждую субботу приходят дети самого разного возраста: от шести до тринадцати лет. Пока их около десяти человек. Для начала, думаю, это не так уж и мало. В одну из суббот в нашу церковь пришла и я.
Пока дети самостоятельно готовили место для занятия: поставили круглый стол, вокруг простые лавки, я пригласила к разговору отца Василия, священника Свято-Вознесенского о храма.
— На открытие этой школы я получил разрешение у владыки г. Владимира. Такие церковные школы необходимы. Необходимы для того, чтобы детям (взрослое поколение уже трудно обратить в веру) привить любовь к Богу, чтобы знали они Закон и заповеди Божьи. Ведь наших, современных детей никто не воспитывал, так же, как и предыдущие поколения, в духе христианства. Следуя же заповедям Божьим, ребенок становится добрее по отношению к своим ближним, окружающим, ведь выполнение даже одной заповеди: «Возлюби ближнего, как самого себя», учит уважению, терпимости к слабостям окружающих.
Ребенок, постигший учение Божье, обязательно станет проявлять любовь, почитание к старшим. А сколько примеров, когда человек «без Бога в душе» и родителей обижает, и пьянствует, и творит зло. Посмотрите, сколько безобразия в России, в стране. В основном из-за того, что упущено время, те семьдесят лет, когда не прививалась, и даже преследовалась любовь к Богу. Поэтому нам, церковнослужителям, хотелось бы, чтобы и нынешним поколениям и последующим передавались знания о Боге, о Церкви нашем православной, которые и приведут нас к добру, а, может быть, и страну нашу помогут вывести из того кризиса, в котором она оказалась.
— Для нас, все-таки, это ново и непривычно. Как Вы считаете, привьется им это начинание в нашем городе?
— Пока, мне кажется, родители воспринимают церковную школу как новшество. Это показалось им необычным, привлекательным, и они отпустили своих детей. Хорошо, что эти дети пришли к нам, в нашу истинно православную христианскую Церковь. Но не стоит поступать слишком бездумно. Появилось очень много проповедников из-за рубежа, которые основывают у нас свои религиозные течения. Сейчас это происходит по всей России, да и у нас в городе. Творится что-то невообразимое. Мне не по душе это потому, что ведь в песнях, поэмах всегда воспевалась святая Русь. Теперь ее стараются вывернуть наизнанку. В нашем городе существует общество «Свидетели Иеговы». Они себя называют христианами. Но ведь в обличьи христианина можно войти в доверие к любому человеку, но творить не то, о чем заповедует, говорит Библия.
С православной Церковью эти секты ничего общего не имеют и по-христиански не поступают.
Они говорят, к примеру, что поклонение иконам — идолопоклонство, а ведь мы поклоняемся не дереву, а Господу. Они противятся поклонению в храме. Но ведь это здание, храм, строилось специально для того, чтобы в нем произносилась молитва. Где проповедуют их проповедники? В клубе, там, где очень часто звучит матерщина, идет показ порнографических фильмов... И тут же произносится слово Божье! Разве это приемлемо для христиан?
...Видя нетерпение детей, прервали свою беседу. Волнующе зазвучали детские голоса под сводами храма, поющие «Царю Небесный». А потом, стремясь занять место поближе к отцу Василию, тесным кружком школьницы уселись за стол, и начался урок, во время которого совершенно необязательно сидеть как в игре «замри», главное — слышать то, о чем негромко ведет рассказ отец Василий:
— Помните, что мы с вами христиане русском православной веры,— начинает он свой урок. И, как в обычных школах, повторение пройденного: какие существуют молитвы?
В каких случаях читают или поют их? Где и для чего люди молятся? Для тех, кто не совсем уверен в своих знаниях, снова разъяснение, что молитва — обращение к Богу для того, чтобы он дал здоровье нам и нашим близким, простил грехи наши, помиловал нас, нашу страну, наш народ; вразумил от содеяния зла. Дальше разговор о заповедях Божьих:
— Человек должен жить по заповедям Божьим. И если он грешит, нарушает заповеди, ему очень трудно будет идти по жизни. Какие заповеди вы знаете?
Сразу перечислить все заповеди дети не смогли, но, при напоминании, умеренно разъяснили значение каждой.
— Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будешь на земли»,— продолжает отец Василий.
— Что это значит? Мы должны заботиться о них в болезни, почитать в старости.
— Как же почитать ближнего, — вступает в разговор со своим учителем одна из учениц,— ведь не всех же. Вот учителя бывает на нас кричат. Как же уважать их, любить?
— А почему так происходит? — ведет разговор с ней отец Василий. — Наверное, потому, что вы же, ученики, нарушаете заповедь, не почитаете преподавателя своего, не слушаете. Вот вас сейчас здесь всего семь человек. Но если каждый скажет по слову, вряд ли в то же время вы сможете что-то усвоить. А ведь в классе вас тридцать и больше. Повышать голос учителя заставляет ваше непонимание, неуважение к его труду, неправильное поведение в классе. Так что, отношение человека, учителя к вам, зависит только от вашего поведения, от соблюдения вами заповеди Божьей...
Меня, далекую от Церкви, Бога, поразило, как живо, складно, перебивая, дополняя друг друга девочки рассказывали уже крепко усвоенное ими. Говорили со знанием дела, с неподдельным, каким-то зажигающим меня интересом: «Кто мы и для чего живем? Где родился Иисус? Кто родился раньше Христа? Что такое Святая Троица?»
С помощью отца Василия постигали, что такое свободное время. Учитель рассказал им, что человек должен использовать его для сотворения добра, а не тратить впустую.
И тут ученицы наперебой стали рассказывать о том, чем они занимаются в свободное время. Оказалось, что просмотр подряд всех телефильмов — единственное средство занять свободные минуты, часы. С детской непосредственностью шести—восьмилетние девочки пересказывали все: от мультиков до взрослых видиков. Со снисходительной, доброй улыбкой, немного осуждающе слушали и смотрели на них отец Василий и ученицы постарше, которые, по всему чувствовалось, уже прониклись верой.
...Урок длился недолго. Почувствовав, что внимание детей начинает ускользать, отец Василий заканчивает занятия. И снова звучит молитва: дети поют «Богородице Дево». В молитве просят прощения за свои грехи и здоровья родным и близким.
А. АНТОНОВА» («Знамя», 20 февраля 1993).
Полностью новоделом стало завершение основного объема с главами и кровлями. Пристроена звонница-притвор. Особенность звонницы в необычном цвете кирпича. При внимательном рассмотрении он старинный, бывший в употреблении, использован с разборки другого сооружения.
При восстановлении выветрившихся цоколей фасада применялся искусственный камень для мощения, выкрашенный в цвет обожженного кирпича.
Церковь сложена из кирпича на цементном растворе в тычковой кладке. Фундаменты церкви – булыжные, цоколи и стены – кирпичные, кровля – металлическая. Здание представляет собой постройку в «русском» стиле, трехчастную (основной объем с апсидой, трапезная и колокольня), трапезного типа, бесстолпную с осевым построением «восток-запад». В плане церкви с востока на запад располагаются полукруг апсиды, прямоугольники основного объема и трапезной. В объемном решении соединяются параллелепипеды основного объема и трапезной с полукругом апсиды. Шириной и высотой выделяется основной объем. Композиция фасадов основного объема трехосна и симметрична в обоих ярусах света (первоначально на фасадах было по одному огромному итальянскому окну). Композиция фасадов трапезной двухосна и симметрична. Декоративное оформление церкви выполнено в формах характерных для русской архитектуры начала XX века, оно отличается пышностью и живописностью.
Фасады церкви украшены ширинчатыми пилястрами, которые у основного объема в верхней части оформлены тремя полуколоннами. Все оконные проемы имеют арочное завершение. Оконные проемы трапезной и апсиды украшены килевдными кирпичными наличниками с полуколоннами. Итальянские окна основного объема имеют трехлопастные наличники с «сухариками» и оформлены четырьмя полуколоннами, которые разделяют три оконные проема. Подоконная тяга украшена «сухариками».
Многопрофильный карниз церкви оформлен «сухариками» и ширинками с заполнением. В интерьере церкви основной объем представляет собой бесстолпное помещение с четырехгранным сводом. Стены оштукатурены, пол – каменный. Широкий арочный проем соединяет его с апсидой. Свод апсиды – конха. Стены оштукатурены, пол – деревянный. Трапезная – бесстолпное помещение с коробовым сводом. Сены оштукатурены. Пол – каменный. С объемом трапезная соединена широким арочным проемом.




Церковь Вознесения Господня

В ноябре 2006 г. на звоннице церкви Вознесения господня были установлены 5 колоколов.


Звонница


Камешковская церковно-приходская школа
Город Камешково
Категория: Камешково | Добавил: Николай (31.05.2017)
Просмотров: 3302 | Теги: Камешково | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru