Павел Феодорович Минорский
Павел Феодорович Минорский был сын псаломщика села Вознесенья, Ковровского уезда. Родился в 1847 году. По окончании семинарского курса он некоторое время был письмоводителем у судебного следователя, а затем в 1873 году рукоположен во священника села Борисова, Муромского уезда. Здесь в небогатом захолустном приходе, населенном простым, добродушным народом, П.Ф. мирно прожил 19 лет.
В 1892 году скончался тесть его, священник Староникольского погоста, Ковровского уезда, о. Матвей Покровский, и о. Павел, по просьбе родных и супруги, решил перейти на ее родину. Со слезами расставались прихожане с отзывчивым на их нужды пастырем и поднесли ему на прощание икону Казанскую Божией Матери. Нужно сказать, что эта признательность и любовь пасомых к пастырю была главным украшением его вообще нерадостной жизни. И в дальнейшей пастырской деятельности о. Павла в неприятные минуты столкновений его с личными врагами, которых у о. Павла, благодаря его прямоте, было много, прихожане всегда становились его защитой.
В свободные от отправления пастырских обязанностей минуты П.Ф. с особенной любовью и особенным увлечением предавался физическому труду. И этот труд для него, воспитанного в псаломщической трудовой семье, не был бременем тяжким, а скорее отдыхом от тех ударов, которые ему наносила жизнь, как не умевшему и не желавшему приспособляться к обстоятельствам.
Кроме несения пастырских обязанностей, он служил еще делу народного просвещения, состоя заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы.
27 ноября 1907 г., по представлению Епархиального Училищного Совета, преподано Архипастырское благословение за труды и заботы на пользу церковно-школьного дела Законоучителю Старо-Никольской школы, Ковровского уезда, священнику Павлу Минорскому.
В 1909 году, благодаря его стараниям и хлопотам, а также трудам старосты и попечителя А.М. Покровского было выстроено для школы новое здание, взамен старого, не отвечавшего современному комплекту учащих и учащихся и не удовлетворявшего требованиям гигиены.
За свою беспорочную 38-летнюю службу о. Павел получил все награды, кончая наперсным крестом.
В семейной жизни о. Павла постигло два несчастия: в 1902 году он лишился сына 17 лет, умершего от чахотки, а через два года дочери 24 лет, — пораженной той же болезнью. Оба эти несчастья произвели на него удручающее впечатление, расстроили его уже пошатнувшееся от недавно перенесенной тяжкой болезни здоровье и вместе с другими житейскими волнениями ускорили конец его честной, прямой, христианской и трезвой жизни. С этого времени П.Ф. все чаще и чаще жаловался на свое болезненное состояние, часто хватался за грудь и не мог уже так много заниматься физическим трудом, как раньше. Поэтому скоропостижная смерть его, страдавшего болезнью сердца, не была для всех в строгом смысле неожиданностью: смерть давно уже стерегла его измученный житейскими волнениями организм.
В ночь на 3-е февраля 1911 г. о. Павел почувствовал себя особенно дурно, но при поездке своей на следующий день во Владимир почему-то не обратился к медицинской помощи, а лишь только заехал в Боголюбов монастырь помолиться пред чудотворной иконою. 8-го числа в 8 часов утра, приготовившись писать повестку крестьянам о предстоящих выборах церковного старосты, о. Павел вдруг схватил руками голову и минут через 10 был без всяких признаков жизни. Так внезапно без всяких мучений и агонии Господь прекратил его жизнь.
О. Павлу было 64 года.
10 февраля в местном храме состоялось погребение почившего. Совершал его благочинный о. протоиерей Н. Любимов в сослужении о. духовника протоиерея Д. Бережкова, другого местного священника о. В. Тихонравова и 8 священников ближних сел. При выносе тела о. диаконом погоста Демидовым была произнесена речь следующего содержания:
«Вчерашний день беседовах с вами и внезапу найде на мя страшный час смертный». Да, дорогой о. Павел! Как скоро и незаметно подкралась смерть к тебе и взяла тебя в свои крепкие руки, из которых не выпустит до дня общего воскресенья. Замолкли уста, погасло твое горячее сердце, перенесшее так много волнений и огорчений в продолжение земной жизни. Теперь ты уходишь в жизнь покойную, где нет ни печали, ни воздыханий. И вот сегодня мы собрались в твой родной дом, в котором бренные твои останки находятся последние минуты, собрались проводить тебя в этот дальний путь, неизбежный для каждого из нас. Мы пришли поклониться твоему праху, в котором еще так недавно теплилась дорогая для нас жизнь доброго и хорошего человека и истинного пастыря. Позволь же при расставании выразить тебе благодарность за твои хорошие настоятельские распоряжения и всякое сочувствие к нам сослуживцам твоим. Теперь как родные, так и знакомые должны воздать тебе последний долг — вознести Всевышнему горячие молитвы о прощении твоих грехов и о упокоении души твоея со святыми в селении праведных. Об этом ты просишь нас, дорогой отец Павел, словами песни церковной: «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не изведен буду по грехом моим на место мучения. Братие моя возлюбленная! Не забывайте мя, егда поете Господеви».
Итак, дорогой о. Павел, прощай! Скоро закроется крышка твоего гроба и мы больше не увидим тебя; твой прах навеки скроется от нас, но память о тебе навсегда останется в сердцах ваших».
За литургией свящ. о. В. Тихонравовым было сказано надгробное слово о неисповедимых путях Промысла, пославшего покойному внезапную кончину, законченное обращением к усопшему с просьбой о взаимном примирении. Во время отпевания свящ. о. Евфимий Хлебников произнес следующую речь:
«Тернистый путь жизни твоей кончен, возлюбленный собрат и отец наш. Внезапная смерть положила конец всем треволнениям, которые пришлось испытать тебе, переходя житейское море. Перестало биться любящее правду сердце, замученное в борьбе со злом и неправдой жизни. До последних дней ты был юн душой, до последнего воздыхания ты любил правду; юноша и взрослый, бедный и богатый, родной и чужой находили в тебе друга и помощника, если искали и сочувствовали правде. Но эта любовь к правде и наложила на тебя тяжелый крест жизни, который при помощи Божией ты с честью донес до могилы своей, не упав и не возроптав под тяжестью. Как бы красной нитью по белому узору, на протяжении твоей пастырской службы проходят твои страдания и муки сердечные в борьбе за правду, за достоинство пастыря. Имея благородное мужество духа, ты не любил лесть и коварство, не шел на постыдные сделки с совестью, а честно и прямо говорил слово правды, не боясь неприятных последствий для себя. Эта-то прямая и неподкупная честность, любовь к истине и располагала к тебе твоих духовных детей. Плотной стеной собирались они в трудные моменты твоей жизни вокруг тебя и, не щадя себя, делались твоей защитой.
Теперь пред нами твои бренные останки, вот скоро они скроются от очей наших под могильной землей, но твой облик пастыря доброго, отца чадолюбивого и друга нелицеприятного будет жить в сердцах любящих тебя. Блажен ты, что приобрел любовь детей своих духовных, они поняли и оценили твое любящее сердце, твое бескорыстие, твою готовность помочь им всем, чем можешь, твою примерную добрую жизнь. Блажен ты, что утешался видением добронравных сынов и дщерей своих, словом и примером своей доброй жизни прочно заложивши в них основы нравственности. Блажен ты, что своим сочувствием и любовию, своей стойкостью в правде оставил неизгладимую память в сердцах собратьев твоих и друзей.
Блажен путь, в который идет душа твоя, яко уготовася тебе место упокоения. Веруем, что внезапной кончиной Господь по милости и неисповедимым путям Промысла прекратил крестоношение твое; от среды лукавствия позвал тебя, аможе вси человецы пойдем. Приими эти слова, как дань любящих сердец; а пока Господь не взял нас к Себе, мы будем молиться Ему, да простит тебе согрешения твои вольныя и невольныя». (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1911).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии
Владимиро-Суздальская епархия.
|