Антонов Алексей Тихонович (21.03.1932 – 01.10.2005) — художник, искусствовед, член Союза художников СССР (1976), кандидат педагогических наук, профессор Владимирского государственного педагогического института.
Антонов Алексей Тихонович родился 21 марта 1932 г. в городе Алексин Московской области (в 1937 была образована Тульская область).
В 1954 г. с отличием закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ им. В.П. Потёмкина). Профессора: народный художник РСФСР Соколов-Скаля П.П., народный художник СССР Гапоненко Т.Г., Ефанов В.П., Одинцов В.А., Финогенов К.И., Машковцев Н.Г., Суздалев П.К., Ростовцев Н.Н. 1954 - 1955 гг. - работает учителем изобразительного искусства и черчения в школе г. Барнаул. 1955 -1958 гг. - служит в Советской Армии.
1958 - 1961 гг. - работает учителем изобразительного искусства и черчения в школе г. Алексин.
1961 - 1965 гг. - принимает участие в создании и становлении худграфа Удмуртского государственного пединститута, преподаёт.
В 1965 г. поступает в аспирантуру при МГПИ им. В.И. Ленина. В 1970 г. защищает кандидатскую диссертацию под научным руководством профессора Н.Н. Ростовцева в МГПИ им. В.И. Ленина.
В 1968 г. Министерским приказом направляется в Марийскую автономную республику. В 1968 - 1978 гг. - заведует кафедрой изобразительного искусства в Марийском государственном пединституте, преподаёт. В 1973 г. утверждён в учёном звании доцента.
В 1976 г. - принят в Союз Художников СССР. Начинает участвовать в городских, областных, региональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных выставках.
Впервые пробует себя в искусствоведческой деятельности, став впоследствии автором многочисленных статей и каталогов.
В 1977 г. награждается знаком «Отличник народного просвещения».
В 1978 году Министерством Просвещения РСФСР Антонов Алексей Тихонович был направлен в город Владимир для организации художественно-графического факультета при Владимирском государственном педагогическом институте (сейчас – Владимирский государственный университет). Преподавал в пединституте с 1978 по 2004 гг. Являясь основателем и первым деканом художественно-графического факультета, Алексей Тихонович Антонов воспитал не одно поколение талантливых педагогов и художников.
Антонов А.Т. с первым выпуском владимирского худграфа. Начало 1980-х гг.
Начало 1990-х гг. - участвует в становлении кафедры архитектуры ВЛГУ, преподаёт.
В 1994 г. он получил звание профессора живописи.
Алексей Тихонович занимался искусствоведческой деятельностью, он является автором многочисленных статей. Одним из первых заинтересовался и стал писать о тогда еще неизвестных широкому кругу общественности владимирских графиках: Н. Баранове, Б. Французове, В. Леонове. Человеческая симпатия и чувство профессионального уважения стали основой плодотворного сотрудничества с Н.Н. Модоровым.
Расцвет педагогической и творческой деятельности А.Т. Антонова приходится на Владимирский период. Художник работал в жанрах пейзажа, натюрморта. Своеобразная техника его работы включала в себя многослойную акварель, смывку, набрызг, введение пастели, гуаши. Благодаря многообразию технических приемов, художник достигал ощущения вибрирующего пространства, воздуха, света, – всего того, что так трудно поддается изображению.
Антонов А.Т. перед первой персональной выставкой 1982 г.
А.Т. Антонов многогранен – он и пейзажист лирического плана, романтик, и продолжатель традиций русского импрессионизма. Взгляд художника на мир отличает свойственная ему грустинка вдумчивого созерцания. Его произведения отличаются особой лиричностью, музыкальностью. Как тонкий колорист, гармонию цвета художник строит на нюансах. Его работы лишь формально относятся к графике, будучи абсолютно живописными. Это – мягкие, утонченные акварели, выполненные способом многослойного лессировочного письма; живописные гуаши; фактурные, построенные на тонально-цветовых нюансах, работы в смешанной технике, соединяющей акварель с пастелью. Они настолько индивидуальны, что их невозможно скопировать.
Княгинин монастырь. 1993 г., бум., акв., пастель 54х70
Ночь в Алфёрово. 1996 г., бум., акв. 33х46
Васильки. 1990 г., бум., акв., гуашь 42х53
При очень простой, но четкой по замыслу композиции он отказывается от тщательной фактурной проработки формы, натуралистической иллюзорности, привычной конкретности. Отсюда в работах некоторая недосказанность, располагающая зрителя к домысливанию содержания. Увиденное в реальной жизни, воплощается в картинах, пройдя сквозь призму души автора. А.Т. Антонов уходит от натуралистичности в изображении ради неистребимой потребности преобразить этот мир. «Удивительные работы – сочетание достоверности и сказки! Редкий дар!...» – сказал о художнике искусствовед В.Е. Калашников.
Как художник А.Т. Антонов выделяется: неповторимой индивидуальностью, непохожестью на других, абсолютной узнаваемостью; мягкостью живописного решения и тончайшей нюансировкой цвета; философски-осмысленной глубиной художественного образа, когда произведение не только обращается к чувствам, но располагает к размышлению, рассуждению.
Умер 1 октября 2005 г. во Владимире.
Работы А. Т. Антонова хранятся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Центре изобразительного искусства города Владимира, в частных собраниях в России и за рубежом.
Сочинения:
- Антонов А.Т., Кувшинская Л. А. Юрий Белков. Очерк о творчестве художника / А.Т. Антонов, Л.А. Кувшинская / Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. - 1981
Каталоги:
- Антонов А.Т., Товаров-Кошкин Б.Ф. Каталог выставки «Художники Марийской АССР Великой Победе». – Йошкар-Ола. – 1975.
- Антонов А.Т., Товаров-Кошкин Б.Ф. Каталог художественной выставки «Край Марийский. (К 25 съезду КПСС и 15-летию Союза художников МАССР). Йошкар-Ола. – 1976.
- Антонов А.Т., Белков Ю.С. Каталог персональной выставки произведений художника «Ю.С. Белков».- Йошкар-Ола. - 1977
- Антонов А.Т. Каталог выставки «Николай Баранов». – Владимир. - 1979
- Антонов А.Т. Каталог выставки «Роман Михайлович Блинов». – Владимир. - 1980
- Антонов А.Т. Каталог выставки произведений художников Владимира «Край Владимирский» (К 875-летию Владимира). – Владимир. – 1983
- Антонов А.Т. Каталог «Выставки учебно-творческих работ студентов художественно-графического факультета к 65-летию ВЛКСМ». - Владимир. – 1983
- Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки к 60-летию СССР». – Владимир. – 1983
- Антонов А.Т. Каталог выставки «Художники Владимира». – Москва. – 1984
- Антонов А.Т. Каталог «Выставки творческих работ преподавателей ХГФ». – Владимир. - 1984
- Антонов А.Т. Каталог «Областной выставки молодых художников (К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне)». - Владимир. - 1984
- Антонов А.Т. Каталог выставки «Раиса Варцава». – Владимир. – 1984
- Антонов А.Т. Каталог «Выставки научной и творческой работы доцента Ю.К. Малинина». – Владимир. – Владимир. – 1984
- Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне». - Владимир. -1985
- Антонов А.Т. Каталог «Областной художественной выставки». – Владимир. - 1986
- Антонов А.Т. Каталог персональной выставки живописи «Иван Иванович Куликов». – Владимир. – 1986
- Антонов А.Т. Каталог «Валентин Шумов». – Владимир. – 1987
- Антонов А.Т. Каталог «Николай Николаевич Модоров. Живопись». – Владимир. – 1987
- Антонов А.Т. Каталог «Николай Бобков». – Владимир. - 1988
- Антонов А.Т. Каталог выставки «Владимир Леонов». - Владимир. – 1989
Библиография Статьи:
- Лаврова, Т. Мгновения и тайна бытия. Первая персональная выставка профессора А.Т. Антонова / Т. Лаврова // Газета «Молва». – 2002. - № 20. 16 февраля. – Владимир
- Мартова, К. Акварели, сотканные из света / К. Мартова // Газета Молва. – 2006. - № 121. 20 октября. – Владимир
- Костаков, М. Палитра души Алексея Антонова / М. Костаков // Газета Владимирские субботние ведомости. – 2006. - № 200. 30 сентября. – Владимир
- Антонова, Л.А. О личности, художнике и педагоге. (К 75-летию профессора А.Т. Антонова) / Л.А. Антонова // Вестник ВГПУ. Научно - методический журнал. - Вып. 15. Серия: психолого-педагогические науки и искусство. - Владимир: ВГПУ, 2007. - 128 с.: с. 113-115 ISBN 978-5-87846-572-4
- Антонова, Л.А. Без зрителя художник ничто (памяти профессора, члена СХ РФ Алексея Тихоновича Антонова) / Л.А. Антонова // Вестник ВГГУ. Научно - методический журнал. – Вып. 20. Серия: музыкальное и изобразительное искусство. - Владимир: ВГГУ, 2009. – 82 с.: с. 7-12 ISBN 978-5-87846-647-5
- Антонова, Л.А. Своеобразие изобразительной техники художника Алексея Антонова / Л.А. Антонова // Искусство и педагогика: теория, методика, практика: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. 12 сентября 2011 г. Под общ. ред. Л.Н. Высоцкой. - г. Владимир: ВлГУ, 2012. – 364 с.: с.83-94 ISBN 978-5-9984-0245-6
- Кошелева, Л.А. Из воспоминаний первого декана Владимирского худграфа А.Т. Антонова о временах основания факультета (к 95-летию Владимирского педагогического института) / Л.А. Кошелева // Вестник ВлГУ. Научно - методический журнал. – Вып. 36. Серия: психолого-педагогические науки и искусство. - Владимир: ВлГУ, 2014. ISBN 978-5-87846-572-4
- Кошелева Л.А. В поисках цветовоздушности. Памяти художника Алексея Антонова (1932-2005гг.). Журнал «Русская галерея – XXI век». «RUSSIANGALLERY-XXICENTURY». Издательский Дом “ПАНОРАМА», №1, 20015, стр. 50-53. ISSN 2075-0986
Источники:
Французова Ю. Н. Антонов Алексей Тихонович // Владимирская энциклопедия : биобиблиографический словарь. – Владимир, 2002. – С. 33-34.
Биографическая справка, предоставленная биографом и исследователем творческого наследия А. Т. Антонова, дочерью художника, Л. А. Кошелевой.
Антонов Алексей Тихонович [Электронный ресурс] // Владимирское Областное Отделение ВТОО «Союз Художников России» : [официальный сайт]. – URL: https://vshr.jimdo.com/антонов-а-т/ (22.03.2019).
Художники Владимирской земли : шесть десятилетий, 1945-2005. – Владимир, 2005. – С. 278.
90-ЛЕТИЕ ПРОФЕССОРА, ЧЛЕНА СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ АЛЕКСЕЯ ТИХОНОВИЧА АНТОНОВА
21 марта исполняется 90 лет со дня рождения Алексея Тихоновича Антонова – художника, педагога, искусствоведа, общественного деятеля, с именем которого связана целая эпоха в художественном образовании Владимирской области.
Приехав во Владимир в 1978 году, А.Т. Антонов сразу влился в работу Владимирского отделения Союза художников России: участвовал в художественных выставках, входил в правление, был членом выставкома, сочетал творческую деятельность с искусствоведческой.
Алексей Тихонович писал о творчестве владимирских художников, с которыми хорошо знаком: Н. Баранове, Б. Французове, В. Леонове, Н. Модорове, Н. Мокрове, Н. Бобкове, В. Шумове, И. Куликове и других. А.Т. Антонов является автором статей в центральных журналах «Художник» и «Юный художник»; автором и составителем каталогов региональных, областных, персональных художественных выставок, буклетов. Являясь организатором и первым деканом открывшегося в 1978 г. художественно-графического факультета Владимирского государственного педагогического института, Алексей Тихонович воспитал не одно поколение талантливых педагогов и художников. В эти годы на факультет пришла целая когорта молодых талантливых преподавателей - художников разных направлений. На факультете царил эмоциональный подъем, удивительная творческая атмосфера. Будучи человеком широко одаренным, Алексей Тихонович не замыкался в сфере административных интересов. Он был прекрасным художником. Подавляющее большинство его работ выполнены в сугубо индивидуальной, свойственной только ему, технике акварели. Работы Антонова многослойны и многодельны: в процессе их создания художник использовал приём смывок в сочетании с лессировками, зачастую дополняя его последующей проработкой гуашью или пастелью. Благодаря такому техническому подходу в работах достигалось ощущение вибрирующего пространства, воздуха, света, запахов - всего того, что так трудно передать на бумаге. Произведения Алексея Антонова наполнены особой поэзией, вызывающей глубокий отклик в душе зрителя. По своим чувственным характеристикам они сродни импрессионизму. Но импрессионистические по параметрам, работы пронизаны русской духовностью и настоящим русским мировоззрением. Н.И. Севастьянова – старший научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Почетный член Российской академии художеств.
* * *
Алексей Тихонович Антонов - художник, работавший преимущественно в акварельной, пастельной, смешанной техниках. Антонов - тонкий колорист, мастер нюанса. Работая с цветом, он стремился передать ощущение от едва уловимой тонкости бытия. Художник обладал неповторимой, присущей только ему, техникой письма. Его произведения отличаются особой лиричностью, музыкальностью, чувственностью. Взгляд художника на мир отличает свойственная ему грустинка вдумчивого созерцания.
Как художник А.Т. Антонов выступает в двух ипостасях: пейзажист лирического плана, романтик и продолжатель традиций русского импрессионизма. Находясь в поиске выразительного колористического решения, гармонию цвета художник строит на нюансах. Палитра его работ состоит из сложных цвето-воздушных сочетаний и тонально-фактурных переходов. Достигаются они путём многослойных лессировочных покрытий, организованных в целостный колористический строй. В стремлении к наиболее полной реализации глубоко осмысленного замысла, А.Т. Антонов приходит к особенному (нетривиальному) использованию выразительных средств акварели. Создаёт при этом индивидуальный художественный язык. Свой подход к акварельной технике Алексей Тихонович объясняет так: " Мне же хочется, чтобы техника не была заметна, я прячу её. Чтобы было то, на что можно смотреть.". Именно поэтому в живописи А.Т. Антонова технический приём никогда не заявляет о себе, оставаясь в самой ткани художественного образа. Художник добивается того, чтобы красочный слой вошёл в поры бумаги и работал - подцвечивал все последующие слои создавая ощущение пространственной глубины. Такое многослойное письмо на тончайших колористических нюансах, позволяет передать сложное цвето-воздушное состояние природной среды. Он много работает в смешенной технике, сочетая акварель с пастелью и гуашью. В этом случае последовательность ведения работы состоит в многократном чередовании слоёв акварели и пастели. Способ наложения пастели в каждом случае свой: от графичных линий и штрихов - до мягкой лессировочной растушёвки.
Алексей Тихонович долго и кропотливо работает над каждым листом. Вдумчиво выстраивает композицию, при этом не стремится её усложнять. Нарочито упрощает форму предметов, отказываясь от буквальной её передачи. А вот с цветом, наоборот, работает в сторону усложнения колористического строя. Даже технику многослойного письма с использованием смывок, вырабатывает с целью достижения тончайших цветовых нюансов, из которых складывается мягкая гармония цвета. Таким образом, художник добивается определённого состояния цвето-воздушной среды и впускает в плоскость листа пространство и свет. Возникает вибрация цвета и света. Это - его индивидуальный творческий метод. Каждая работа задумывается и создаётся через переживание. Поэтому даже в незамысловатом по композиции пейзаже А.Т. Антонов выходит на образ. В работах 1995 - 2005-х гг. в творчестве художника явно усиливается тенденция к пластическому обобщению, он всё больше отходит от пленэрности, связанной с передачей непосредственных впечатлений от натуры.
В это время во Владимирском Отделении СХ формируются три основных направления: Владимирская школа живописи, традиционный реализм, философский символизм. Параллельной дорогой идёт искусство художников, нашедших свой индивидуальный творческий путь, не вписывающихся в рамки сложившихся направлений, но, без сомнения, внесших свой вклад во Владимирское искусство. В их числе - Алексей Тихонович Антонов. Его мягким, камерным, построенным на тонально-цветовых нюансах работам трудно докричаться до зрителя на фоне яркой контрастной живописи или академического реализма. И как пронзительно одиноко в этой ситуации звучат слова художника: «… у меня цвет всё равно не закричит»! Это и есть его творческое кредо. И сегодня, становится очевидным, что сохранив собственное "Я", А.Т. Антонов приобрёл творческую цельность и пронёс через жизнь преданность идее выражать не внешнее, а внутренний мир души.
А.Т. Антонов - художник, достигший особой силы выразительности художественного образа. Ему интересно не просто отображать окружающий мир, а увидеть в материальном духовное. Посредством пейзажа или натюрморта рассказать историю жизни человека, его судьбу. Прикоснуться к уже непоправимо и безвозвратно ушедшему, пережитому. Это некая грусть о прошлом... Отсюда - ощущение выцветости изображения, тронутости его временем. Назовём этот приём - "эффект старого зеркала". Некоторые работы Алексея Тихоновича как-будто состарены. Создаваемое художником ощущение прожитости изображённого обусловлено индивидуальной техникой исполнения, для которой характерны многократные смывки красочного слоя и лессировки.
Чем глубже погружаешься в изучение творческого наследия Алексея Тихоновича Антонова, соприкасаешься с его работами, знакомишься с отзывами профессионалов и зрителей, тем отчётливее понимаешь его, как художника. Имея своё художественное видение, А.Т. Антонов не может уместиться в формате академического подхода к акварели. В его работах всё - и техника, и композиция, и цветовое решение подчинены созданию образа. И, максимально усиливая друг друга, они воздействуют на зрителя. Уникальность творчества этого художника в его многогранности - он может быть разным, но всегда узнаваем.
Алексей Тихонович Антонов - художник, обладавший особым даром художественного видения. На общем фоне владимирских художников он выделяется: неповторимой индивидуальностью, не похожестью на других, абсолютной узнаваемостью; своим творческим методом работы акварелью - многослойной лиссеровкой со смывками и протираниями красочного слоя - абсолютно его авторским подходом к акварели (нетривиальный взгляд на неё); высокой художественной образностью при не усложнённой, на вид простой, композиции; силой образного воздействия, когда изображённое не отпускает, картинная плоскость "затягивает" зрителя, недосказанностью, флёром тайны; мягкостью живописного решения и тончайшей нюансировкой цвета; философски-осмысленной глубиной художественного образа, когда произведение не только обращается к чувствам, но располагает к размышлению, рассуждению; тем, что, имея крепкую академическую школу рисунка и живописи, не остановился на уровне "как настоящее", а сознательно пошёл по пути своего видения и использования выразительных возможностей акварели в непривычном, не академичном способе самовыражения, достигнув ощущения волшебства реальности в своих работах.
Художник по сути является продолжателем русского импрессионизма. Его работы лишь формально относятся к графике, будучи абсолютно живописными.
Л.А. Кошелева, кандидат педагогических наук, доцент ВлГУ,
биограф и исследователь творческого наследия А.Т. АнтоноваВладимирский Союз художников Владимирская энциклопедия